Программа по ИЗО 6 класс
календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству (изо, 6 класс) на тему

Буренко Наталья Александровна

«Изобразительное искусство и художественный труд»Настоящий развернутый тематический план разработан применительно к учебной программе «Искусство в жизни человека», автор Л. А. Неменская,  под. ред. Б. М. Неменского (2009 год).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Программа по рисованию 6 класс107 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка
к тематическому плану уроков по учебной программе
«Изобразительное искусство и художественный труд»
Настоящий развернутый тематический план разработан применительно к учебной программе «Искусство в жизни человека», автор Л. А. Неменская,  под. ред. Б. М. Неменского (2009 год).

№ п/п

Система

уроков

Дидакти-

ческая

модель

обучения

Педагоги-

ческие

средства

Вид

деятель-
ности

учащихся

Задачи. Планируемый результат и уровень усвоения

Информационно-методическое
обеспечение

Компетенции

Учебно-познавательная

Информационно-коммуникативная

Базовый уровень

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Р а з д е л  1. Понимание красоты человека (8 часов)

1

Представление о красоте

человека (урок созерцания).

Ц е л ь: развивать эмоционально-эстетическое восприятие действительности, познакомить с разнообразным представлением людей разных эпох о красоте человека

Продуктивная, объяснительно-иллюстративная, личностно ориентированная педагогическая ситуация

Лекция, вхождение в контекст проблем ученика, диалог, поступок

Индивидуальная,

парная

Знать представление людей разных эпох о красоте человека.

Уметь определять людей разных эпох по изображениям на иллюстрациях и репродукциях

Уметь

находить нужную информацию

и пользоваться ею

Репродукции картин: Палеолитическая Венера, Мирон «Дискобол», Джорджоне «Юдифь»,

А. Пластов «Весна»

2–3

Красота фигуры человека

в движении.

Ц е л ь: развивать возможности к воображению, умение и навыки лепки, помочь осмыслить понятия пропорции тела человека и его объем

Упражнения, лекция, вхождение в контекст проблем ученика, диалог, поступок

Индивидуальная,

парная, групповая

Знать схематическое строение человека.

Уметь выполнять задания с бумажными вариантами по изменению поз человека (карточки

с изображением частей тела человека)

Уметь

находить нужную информацию

и пользоваться ею

Слайды, репродукции: Мартос «Надгробие княгини С. М. Волконской», Микеланджело «Скор-чившийся мальчик»


 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

4

Изображение на плоскости фигуры человека.

Ц е л ь: сформировать представление о творчестве скульптора, подвести к осмыслению

понятия красоты человеческого тела, его пластики, показать значение раз-ных точек зрения на скульптуру

Индивидуальная,

парная, групповая

Знать, что такое точка зрения в скульптуре.

Уметь выбирать наиболее интересную точку зрения

Уметь

находить нужную информацию

и пользоваться ею

Репродукции картин Э. Дега, А. Ватто, Микеланджело, кн. 1, 5 ,6, ЭЭ

5

Великие скульпторы.

Ц е л ь: сформировать представление о творчестве скульптора; закрепить у учащихся понимание эстетических категорий

Продуктивная, объяснительно-иллюстративная, личностно ориентированная педагогическая ситуация

Упражнения, лекция, вхождение в контекст проблем ученика, диалог, поступок

Индивидуальная,

парная,

Знать творчество скульптора В. Мухиной.

Уметь различать работы современных и древних скульпторов

Уметь

находить нужную информацию

и пользоваться ею

Репродукции скульптур

О. Родена,

К. Менье, В. Му-хиной, кн. 1, 2

6–8

Моя будущая профессия (профессия сегодняшнего дня).

Ц е л ь: познакомить учащихся с разными профессиями и характеристикой человека как творца; формировать понимание учащимися характерных поз как средства развития задуманного образа, вызвать чувство уважения к трудолюбию

Индивидуальная,

парная, групповая

Знать, что такое композиция, колорит, аксессуары.

Уметь анализировать данную композицию

ЭЭ, кн. 1, 5, 6

Р а з д е л  2. Ценности повседневной жизни (7 часов)

1–2

Процесс создания картины.

Ц е л ь: сформировать представление о творчестве художника; показать роль сюжета

Продуктивная, объяснительно-

Упражнения, лекция, вхождение в

Индивидуальная,

парная, групповая

Знать что такое сюжет, его отличие от темы и содержания.

Уметь

находить нужную информацию

Репродукции картин Леонардо да Винчи, «Мадонна с цветком»,


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

в решении образа, закрепить понимание учащимися нравственных качеств (добро, красота)

иллюстративная, личностно ориентированная педагогическая ситуация

контекст проблем ученика, диалог, поступок

Уметь создать эскиз на выбранную тему с помощью учителя

и пользоваться ею

Ван Дейка «Семейный портрет», кн. 1, 2, 3, 4, 5

3–4

Сюжетная композиция (живописные решения).

Ц е л ь: ввести учащихся в ситуацию переживания с использованием средств музыки и изобразительного искусства; развивать способности к воображению, помочь прийти к выводу о значении цвета в выделении смыслового центра; учить приемам переноса эскиза на большой лист

Индивидуальная,

парная, групповая

Знать роль колорита, значение цвета в передаче пространства.

Уметь последовательно работать над композицией

Репродукции картин А. Рублева,

Ф. Гойи, П. Пикассо («Герника»), кн. 1, 2, 3, 4, 5

5

Творчество Вермеера (Голландия).

Ц е л ь: познакомить с творчеством голландских художников (бытовой жанр), ввести учащихся в ситуацию исторического действия

Продуктивная, объяснительно-иллюстративная, личностно ориентированная педагогическая ситуация

Упражнения, лекция, вхождение в контекст проблем ученика, диалог, поступок

Индивидуальная,

парная, групповая

Знать творчество Вермеера.

Уметь отличать полотна Вермеера от картин других художников с помощью учителя

Уметь

находить нужную информацию

и пользоваться ею

Слайды: картины голландских художников ЭЭ

6–7

Творчество Н. Рериха.

Ц е л ь: познакомить с творчеством художника, подвести учащихся к осмыслению характера жанра пейзажа, развивать художественный вкус, интеллектуальную и эмоциональную

сферу

Индивидуальная,

парная, групповая

Знать биографию Н. Рериха.

Уметь пользоваться подручными материалами в творческой деятельности

Слайды: картины Н. Рериха


 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Р а з д е л  3. Великие темы жизни (11 часов)

1

Художник – выразитель идей, мыслей, чувств людей своего времени.

Ц е л ь: развивать у учащихся способность оценивать окружающий мир по законам красоты, дать представление об эстетических категориях: добре и зле, прекрасном и безобразном

Продуктивная, объяснительно-иллюстративная, личностно ориентированная педагогическая ситуация

Упражнения, лекция, вхождение в контекст проблем ученика, диалог, поступок

Индивидуальная,

парная, групповая

Знать понятия цвет, тон, колорит.

Уметь применять в работе различные материалы для создания задуманного творческого образца

Уметь

находить нужную информацию

и пользоваться ею

Репродукции картин Рембрандта «Возвращение блудного сына»,

Ф. Гойи «Графические серии», П. Пикассо «Герника», А. Дейнеки «Оборона Севастополя»,

А. Рублева «Тро-ица», И. Пророкова, Ф. Мазиреля; кн. 1, 4, 5

2–4

Графические серии.

Ц е л ь: формировать активную жизненную позицию учащихся, развивать способности к воображению, умение анализировать, выделять главное в рисунке

Индивидуальная,

парная, групповая

Знать историю возникновения графических серий.

Уметь выполнять тень, полутень

5

Историческая тема в живописи.

Ц е л ь: развивать навыки обобщения созданных образов, реализовывать на практике историческую композицию

Продуктивная, объяснительно-иллюстративная, личностно

Упражнения, лекция, вхождение в контекст проблем ученика, диалог, поступок

Индивидуальная,

парная, групповая

Знать отличие исторической картины от бытовой.

Уметь составлять собирательный образ героев исторической картины

Уметь

находить нужную информацию

и пользоваться ею

Репродукции:

К. Брюллов «Последний день Помпеи», И. Репин «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»


 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

6–9

Творчество В. И. Сурикова.

Ц е л ь: подвести учащихся к осмыслению нравственных понятий – честь, долг, самопожертвование

ориентированная педагогическая ситуация

Индивидуальная,

парная, групповая

Знать построение композиции.

Уметь создать композицию эскиза

Кн. 4, 5, ЭЭ. Репродукции картин В. И. Сурикова

10–

11

Художественный совет (урок-игра).

Ц е л ь: закрепить полученные знания об историческом жанре в изобразительном искусстве

Знать сюжеты, особенности исторического и бытового жанров.

Уметь различать эти жанры

ЭЭ; репродукции картин

В. Сурикова,

К. Брюллова,

В. Васнецова

Р а з д е л  4. Искусство борьбы за общественный идеал (8 часов)

1–3

Плакат.

Ц е л ь: развивать художественно-творческие способности учащихся, эмоционально-эстетическое восприятие, умения и навыки по обобщению и выделению главного в рассматриваемом (анализируемом) художественном явлении

Продуктивная, объяснительно-иллюстративная

Упражнения, лекция, вхождение в контекст проблем ученика, диалог, поступок

Индивидуальная,

парная, групповая

Знать различные виды графики.

Уметь пользоваться одним из видов графики

Уметь

находить нужную информацию

и пользоваться ею

Образцы плакатов, ЭЭ, ПК

4–5

Орнамент.

Ц е л ь: расширить представление об орнаменте, его видах, элементах, назначении,

Продуктивная, объяснительно-

Упражнения, лекция, вхождение в

Индивидуальная,

парная, групповая

Знать, что такое орнамент, его виды, назначение.

Уметь

находить нужную информацию

Иллюстрации: греческие вазы, русские народные костюмы,

посуда.


 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

применении; учить выполнять эскизы орнаментов, создавать по ним творческие работы

иллюстративная, личностно ориентированная педагогическая ситуация

контекст проблем ученика, диалог, поступок

Уметь определять виды орнаментов в разных видах искусства

и пользоваться ею

Дорофеев Ю. Русский праздничный народный костюм. – М.: Мозаика-Синтез, с. 17.

СД «Орнамент», 2005

6–7

Книга по искусству (обложка, титул, шрифт).

Ц е л ь: сформировать представление о порядке оформления книги; познакомить с оформлением обложки, титула, шрифта

Продуктивная, объяснительно-иллюстративная, личностно ориентированная педагогическая ситуация

Упражнения, лекция, вхождение в контекст проблем ученика, диалог, поступок

Индивидуальная,

парная, групповая

Знать отличие книжной графики от других видов графики.

Уметь оформить книгу

с помощью учителя

Уметь

находить нужную информацию

и пользоваться ею

Образцы оформления книг

В. Фаворским,

Д. Шмариновым

8

Праздник искусства. Заочное посещение музеев мира.

Ц е л ь: закрепить у учащихся представление о видах и жанрах ИЗО, развивать умение анализировать, продолжить формировать навыки овладения ИЗО, помогающие реализовать задуманные (воображаемые) исторические образы

Индивидуальная,

парная, групповая

Знать наиболее известных русских и зарубежных художников.

Уметь различать картины художников

Уметь

находить нужную информацию

и пользоваться ею

ЭЭ «Музеи мира», ПК

Тематический план ориентирован на использование:

учебника: 

Неменская, Л. А. Изобразительное искусство : Искусство в жизни человека : учебник для 6 кл. / Л. А. Неменская ; под. ред. Б. М. Неменского. – М. : Просвещение, 2008;

дополнительных пособий для учителя:

 – Пономарев, А. М. Школа изобразительного искусства / А. М.  Пономарев. – М. : Просвещение, 1998;

Рылова, Л. Б. Изобразительное искусство в школе / Л. Б. Рылова. – Ижевск, 1998;

Колокольников, В. В. Рисование в педагогическом училище / В. В. Колокольников. – М. : Просвещение, 1965;

Ростовцев, Н. Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе / Н. Н. Ростовцев. – М. : Агар, 1998;

Фомина, Н. Н. Изобразительное искусство и художественный труд. 5–8 классы / Н. Н. Фомина. – М. : Просвещение, 1995;

дополнительных пособий для учащихся:

Дорожкин, Ю. Г. Хохломская роспись / Ю. Г. Дорожкин. – М. : Мозайский, 1999;

Жегалова, С. И. Росписи Хохломы / С. И. Жегалова. – М. : Детская литература, 1991;

Вачьянц, А. М. «Звучащее безмолвие», или Основы искусствознания / А. М. Вачьянц. – М. : ТОО «Издательский и книготорговый центр АЗ», 1997;

Вачьянц, А. М. Западноевропейское Средневековье / А. М. Вачьянц. – М. : Айрис-Пресс, 2007.

В тематическом плане реализуется модифицированная программа «Искусство в жизни человека» (34 часа).

На основании примерных программ Минобрнауки РФ, содержащих требования к минимальному объему содержания образования по изобразительному искусству, и с учетом направленности классов реализуются программы следующих уровней: базисный – в 6 классах, профильный (продвинутый) – в 6 классах.

С учетом уровневой специфики классов выстроена система учебных занятий (уроков), спроектированы цели, задачи, ожидаемые результаты обучения (планируемые результаты), что представлено в схематической форме ниже.

Тематический план предусматривает разные варианты дидактико-технологического обеспечения учебного процесса. В частности: в 6 классах (базовый уровень) дидактико-технологическое оснащение включает ПК, электронную энциклопедию, медиатеку и т. п.

Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера: электронная энциклопедия, электронная версия музеев мира.

Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса
(базовый уровень)

Учащиеся должны знать:

– основные виды и жанры изобразительных искусств;

– основы изобразительной грамоты (цвет, тон, пропорции, перспектива, композиция);

– имена выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения;

– названия наиболее крупных художественных музеев России и мира.

Учащиеся должны уметь:

– применять художественные материалы (гуашь, акварель) в творческой деятельности;

– анализировать содержание произведений разных видов и жанров ИЗО и определять средства выразительности (линия, цвет, перспектива, композиция);

– ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать изученные произведения.

Учащиеся должны быть способны решать следующие жизненно-практические задачи:

– восприятия и оценки произведений искусства;

– самостоятельной творческой деятельности: в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;

владеть компетенциями: коммуникативной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной, рефлексивной.  

Список методической литературы для  6 класса

1. Алехин, А. Д. Изобразительное искусство /  А. Д. Алехин. – М. : Просвещение, 1984.

2. Алехин, А. Д. Когда начинается художник /  А. Д. Алехин. – М. : Просвещение, 1994.

3. Аранова, С. В. Обучение изобразительному искусству / С. В.  Аранова. – СПб. : Каро, 2004.

4. Вачьянц, А. М. Западноевропейское Средневековье / А. М. Вачьянц. – М. : Айрис-Пресс, 2007.

5. Вачьянц, А. М. «Звучащее безмолвие», или Основы искусствознания /  А. М. Вачьянц. – М. : ТОО «Издательский и книготорговый центр АЗ», 1997.

6. Губницкий, С. С. Декоративно-оформительские работы / С. С. Губницкий. – М. : Профиздат, 1961.

7. Дмитриева, М. А. Михаил Врубель. / М. А. Дмитриева. – М. : Детская литература, 1988.

8. Кирцер, Ю. М. Рисунок, живопись / Ю. М. Кирцер. – М. : Высшая школа, 1992.

9. Кузин, В. С. Изобразительное искусство  и методика его преподавания в школе / В. С. Кузин. – М. : Агар, 1988.

10. Неменский, Б. М. Изобразительное искусство и художественный труд. Программы общеобразовательных учреждений :  с краткими методическими рекомендациями : 1–9 кл. / Б. М. Неменский, Н. А. Горяева, Л. А. Неменская ; под рук. Б. М. Неменского. – М. : Просвещение, 2008.

11. Половников, А. О. Русь деревянная / А. О. Половников. – М. : Просвещение, 1998.

12. Ростовцев, Н. Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе / Н. Н. Ростовцев. – М. : Агар, 1998.

13. Ростовцев, Н. Н. Академический рисунок / Н. Н. Ростовцев. – М. : Просвещение, 1995.

14. Рылова, Л. Б. Изобразительное искусство  в школе / Л. Б. Рылова. – Ижевск, 1992.

15. Семенова, М. Древняя Русь в лицах / М. Семенова. – М. : Просвещение, 1998.

16. Сокольникова, Н. М.  Изобразительное искусство : учебник для учащихся 58 кл. : в 4 ч. /  Н. М. Сокольникова. – Обнинск : Титул, 1998.

     Ч. 1 : Основы рисунка. – ISBN 5-86866-067-6.

     Ч. 2 : Основы живописи. – ISBN 5-86866-068-4.

     Ч. 3 : Основы композиции. – ISBN 5-86866-069-2.

    Ч. 4 : Краткий словарь художественных терминов. –  ISBN 5-86866-070-6.

17. Шатских, А. Казимир Малевич / А. Шатских. – М. : Слово, 1996.

18. Школа изобразительного искусства / под ред. А. Н. Пономарева. – М. : Агар, 1998.

22. Шоган, В. В. Технологии личностно ориентированного урока / В. В. Шоган. – Воронеж : Учитель, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу математика 6 класс по программе «Математика 6 класс» авторов Н. Я. Виленкина и др.

Пояснительная записка к рабочей программе по математике. 6 класс. Данная рабочая программа по математике для 5 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования, с уче...

Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа "Музыка 6 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа "Музыка 7 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа "Искусство 8 класс" на основе авторской программы "Искусство 8-9 класс", Г.П.Сергеева, И.Э.Кашекова, Е.Д.Критская, 2010.

Программа разработана на основе Государственного стандар­та общего образования по предметам «Изобразительное искус­ство» и «Музыка», входящим в образовательную область «Искус­ство». Программа предназн...

Рабочая программа "Искусство 9 класс" на основе авторской программы "Искусство 8-9 класс", Г.П.Сергеева, И.Э.Кашекова, Е.Д.Критская, 2010.

Программа разработана на основе Государственного стандар­та общего образования по предметам «Изобразительное искус­ство» и «Музыка», входящим в образовательную область «Искус­ство». Программа предназн...

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы   География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...