Программа по ИЗО 6 класс
календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству (изо, 6 класс) на тему
«Изобразительное искусство и художественный труд»Настоящий развернутый тематический план разработан применительно к учебной программе «Искусство в жизни человека», автор Л. А. Неменская, под. ред. Б. М. Неменского (2009 год).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 107 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
к тематическому плану уроков по учебной программе
«Изобразительное искусство и художественный труд»Настоящий развернутый тематический план разработан применительно к учебной программе «Искусство в жизни человека», автор Л. А. Неменская, под. ред. Б. М. Неменского (2009 год).
№ п/п | Система уроков | Дидакти- ческая модель обучения | Педагоги- ческие средства | Вид деятель- учащихся | Задачи. Планируемый результат и уровень усвоения | Информационно-методическое | |||
Компетенции | |||||||||
Учебно-познавательная | Информационно-коммуникативная | ||||||||
Базовый уровень | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Р а з д е л 1. Понимание красоты человека (8 часов) | |||||||||
1 | Представление о красоте человека (урок созерцания). Ц е л ь: развивать эмоционально-эстетическое восприятие действительности, познакомить с разнообразным представлением людей разных эпох о красоте человека | Продуктивная, объяснительно-иллюстративная, личностно ориентированная педагогическая ситуация | Лекция, вхождение в контекст проблем ученика, диалог, поступок | Индивидуальная, парная | Знать представление людей разных эпох о красоте человека. Уметь определять людей разных эпох по изображениям на иллюстрациях и репродукциях | Уметь находить нужную информацию и пользоваться ею | Репродукции картин: Палеолитическая Венера, Мирон «Дискобол», Джорджоне «Юдифь», А. Пластов «Весна» | ||
2–3 | Красота фигуры человека в движении. Ц е л ь: развивать возможности к воображению, умение и навыки лепки, помочь осмыслить понятия пропорции тела человека и его объем | Упражнения, лекция, вхождение в контекст проблем ученика, диалог, поступок | Индивидуальная, парная, групповая | Знать схематическое строение человека. Уметь выполнять задания с бумажными вариантами по изменению поз человека (карточки с изображением частей тела человека) | Уметь находить нужную информацию и пользоваться ею | Слайды, репродукции: Мартос «Надгробие княгини С. М. Волконской», Микеланджело «Скор-чившийся мальчик» |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
4 | Изображение на плоскости фигуры человека. Ц е л ь: сформировать представление о творчестве скульптора, подвести к осмыслению понятия красоты человеческого тела, его пластики, показать значение раз-ных точек зрения на скульптуру | Индивидуальная, парная, групповая | Знать, что такое точка зрения в скульптуре. Уметь выбирать наиболее интересную точку зрения | Уметь находить нужную информацию и пользоваться ею | Репродукции картин Э. Дега, А. Ватто, Микеланджело, кн. 1, 5 ,6, ЭЭ | ||||
5 | Великие скульпторы. Ц е л ь: сформировать представление о творчестве скульптора; закрепить у учащихся понимание эстетических категорий | Продуктивная, объяснительно-иллюстративная, личностно ориентированная педагогическая ситуация | Упражнения, лекция, вхождение в контекст проблем ученика, диалог, поступок | Индивидуальная, парная, | Знать творчество скульптора В. Мухиной. Уметь различать работы современных и древних скульпторов | Уметь находить нужную информацию и пользоваться ею | Репродукции скульптур О. Родена, К. Менье, В. Му-хиной, кн. 1, 2 | ||
6–8 | Моя будущая профессия (профессия сегодняшнего дня). Ц е л ь: познакомить учащихся с разными профессиями и характеристикой человека как творца; формировать понимание учащимися характерных поз как средства развития задуманного образа, вызвать чувство уважения к трудолюбию | Индивидуальная, парная, групповая | Знать, что такое композиция, колорит, аксессуары. Уметь анализировать данную композицию | ЭЭ, кн. 1, 5, 6 | |||||
Р а з д е л 2. Ценности повседневной жизни (7 часов) | |||||||||
1–2 | Процесс создания картины. Ц е л ь: сформировать представление о творчестве художника; показать роль сюжета | Продуктивная, объяснительно- | Упражнения, лекция, вхождение в | Индивидуальная, парная, групповая | Знать что такое сюжет, его отличие от темы и содержания. | Уметь находить нужную информацию | Репродукции картин Леонардо да Винчи, «Мадонна с цветком», |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
в решении образа, закрепить понимание учащимися нравственных качеств (добро, красота) | иллюстративная, личностно ориентированная педагогическая ситуация | контекст проблем ученика, диалог, поступок | Уметь создать эскиз на выбранную тему с помощью учителя | и пользоваться ею | Ван Дейка «Семейный портрет», кн. 1, 2, 3, 4, 5 | ||||
3–4 | Сюжетная композиция (живописные решения). Ц е л ь: ввести учащихся в ситуацию переживания с использованием средств музыки и изобразительного искусства; развивать способности к воображению, помочь прийти к выводу о значении цвета в выделении смыслового центра; учить приемам переноса эскиза на большой лист | Индивидуальная, парная, групповая | Знать роль колорита, значение цвета в передаче пространства. Уметь последовательно работать над композицией | Репродукции картин А. Рублева, Ф. Гойи, П. Пикассо («Герника»), кн. 1, 2, 3, 4, 5 | |||||
5 | Творчество Вермеера (Голландия). Ц е л ь: познакомить с творчеством голландских художников (бытовой жанр), ввести учащихся в ситуацию исторического действия | Продуктивная, объяснительно-иллюстративная, личностно ориентированная педагогическая ситуация | Упражнения, лекция, вхождение в контекст проблем ученика, диалог, поступок | Индивидуальная, парная, групповая | Знать творчество Вермеера. Уметь отличать полотна Вермеера от картин других художников с помощью учителя | Уметь находить нужную информацию и пользоваться ею | Слайды: картины голландских художников ЭЭ | ||
6–7 | Творчество Н. Рериха. Ц е л ь: познакомить с творчеством художника, подвести учащихся к осмыслению характера жанра пейзажа, развивать художественный вкус, интеллектуальную и эмоциональную сферу | Индивидуальная, парная, групповая | Знать биографию Н. Рериха. Уметь пользоваться подручными материалами в творческой деятельности | Слайды: картины Н. Рериха |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Р а з д е л 3. Великие темы жизни (11 часов) | |||||||||
1 | Художник – выразитель идей, мыслей, чувств людей своего времени. Ц е л ь: развивать у учащихся способность оценивать окружающий мир по законам красоты, дать представление об эстетических категориях: добре и зле, прекрасном и безобразном | Продуктивная, объяснительно-иллюстративная, личностно ориентированная педагогическая ситуация | Упражнения, лекция, вхождение в контекст проблем ученика, диалог, поступок | Индивидуальная, парная, групповая | Знать понятия цвет, тон, колорит. Уметь применять в работе различные материалы для создания задуманного творческого образца | Уметь находить нужную информацию и пользоваться ею | Репродукции картин Рембрандта «Возвращение блудного сына», Ф. Гойи «Графические серии», П. Пикассо «Герника», А. Дейнеки «Оборона Севастополя», А. Рублева «Тро-ица», И. Пророкова, Ф. Мазиреля; кн. 1, 4, 5 | ||
2–4 | Графические серии. Ц е л ь: формировать активную жизненную позицию учащихся, развивать способности к воображению, умение анализировать, выделять главное в рисунке | Индивидуальная, парная, групповая | Знать историю возникновения графических серий. Уметь выполнять тень, полутень | ||||||
5 | Историческая тема в живописи. Ц е л ь: развивать навыки обобщения созданных образов, реализовывать на практике историческую композицию | Продуктивная, объяснительно-иллюстративная, личностно | Упражнения, лекция, вхождение в контекст проблем ученика, диалог, поступок | Индивидуальная, парная, групповая | Знать отличие исторической картины от бытовой. Уметь составлять собирательный образ героев исторической картины | Уметь находить нужную информацию и пользоваться ею | Репродукции: К. Брюллов «Последний день Помпеи», И. Репин «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
6–9 | Творчество В. И. Сурикова. Ц е л ь: подвести учащихся к осмыслению нравственных понятий – честь, долг, самопожертвование | ориентированная педагогическая ситуация | Индивидуальная, парная, групповая | Знать построение композиции. Уметь создать композицию эскиза | Кн. 4, 5, ЭЭ. Репродукции картин В. И. Сурикова | ||||
10– 11 | Художественный совет (урок-игра). Ц е л ь: закрепить полученные знания об историческом жанре в изобразительном искусстве | Знать сюжеты, особенности исторического и бытового жанров. Уметь различать эти жанры | ЭЭ; репродукции картин В. Сурикова, К. Брюллова, В. Васнецова | ||||||
Р а з д е л 4. Искусство борьбы за общественный идеал (8 часов) | |||||||||
1–3 | Плакат. Ц е л ь: развивать художественно-творческие способности учащихся, эмоционально-эстетическое восприятие, умения и навыки по обобщению и выделению главного в рассматриваемом (анализируемом) художественном явлении | Продуктивная, объяснительно-иллюстративная | Упражнения, лекция, вхождение в контекст проблем ученика, диалог, поступок | Индивидуальная, парная, групповая | Знать различные виды графики. Уметь пользоваться одним из видов графики | Уметь находить нужную информацию и пользоваться ею | Образцы плакатов, ЭЭ, ПК | ||
4–5 | Орнамент. Ц е л ь: расширить представление об орнаменте, его видах, элементах, назначении, | Продуктивная, объяснительно- | Упражнения, лекция, вхождение в | Индивидуальная, парная, групповая | Знать, что такое орнамент, его виды, назначение. | Уметь находить нужную информацию | Иллюстрации: греческие вазы, русские народные костюмы, посуда. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
применении; учить выполнять эскизы орнаментов, создавать по ним творческие работы | иллюстративная, личностно ориентированная педагогическая ситуация | контекст проблем ученика, диалог, поступок | Уметь определять виды орнаментов в разных видах искусства | и пользоваться ею | Дорофеев Ю. Русский праздничный народный костюм. – М.: Мозаика-Синтез, с. 17. СД «Орнамент», 2005 | ||||
6–7 | Книга по искусству (обложка, титул, шрифт). Ц е л ь: сформировать представление о порядке оформления книги; познакомить с оформлением обложки, титула, шрифта | Продуктивная, объяснительно-иллюстративная, личностно ориентированная педагогическая ситуация | Упражнения, лекция, вхождение в контекст проблем ученика, диалог, поступок | Индивидуальная, парная, групповая | Знать отличие книжной графики от других видов графики. Уметь оформить книгу с помощью учителя | Уметь находить нужную информацию и пользоваться ею | Образцы оформления книг В. Фаворским, Д. Шмариновым | ||
8 | Праздник искусства. Заочное посещение музеев мира. Ц е л ь: закрепить у учащихся представление о видах и жанрах ИЗО, развивать умение анализировать, продолжить формировать навыки овладения ИЗО, помогающие реализовать задуманные (воображаемые) исторические образы | Индивидуальная, парная, групповая | Знать наиболее известных русских и зарубежных художников. Уметь различать картины художников | Уметь находить нужную информацию и пользоваться ею | ЭЭ «Музеи мира», ПК |
Тематический план ориентирован на использование:
• учебника:
– Неменская, Л. А. Изобразительное искусство : Искусство в жизни человека : учебник для 6 кл. / Л. А. Неменская ; под. ред. Б. М. Неменского. – М. : Просвещение, 2008;
• дополнительных пособий для учителя:
– Пономарев, А. М. Школа изобразительного искусства / А. М. Пономарев. – М. : Просвещение, 1998;
– Рылова, Л. Б. Изобразительное искусство в школе / Л. Б. Рылова. – Ижевск, 1998;
– Колокольников, В. В. Рисование в педагогическом училище / В. В. Колокольников. – М. : Просвещение, 1965;
– Ростовцев, Н. Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе / Н. Н. Ростовцев. – М. : Агар, 1998;
– Фомина, Н. Н. Изобразительное искусство и художественный труд. 5–8 классы / Н. Н. Фомина. – М. : Просвещение, 1995;
• дополнительных пособий для учащихся:
– Дорожкин, Ю. Г. Хохломская роспись / Ю. Г. Дорожкин. – М. : Мозайский, 1999;
– Жегалова, С. И. Росписи Хохломы / С. И. Жегалова. – М. : Детская литература, 1991;
– Вачьянц, А. М. «Звучащее безмолвие», или Основы искусствознания / А. М. Вачьянц. – М. : ТОО «Издательский и книготорговый центр АЗ», 1997;
– Вачьянц, А. М. Западноевропейское Средневековье / А. М. Вачьянц. – М. : Айрис-Пресс, 2007.
В тематическом плане реализуется модифицированная программа «Искусство в жизни человека» (34 часа).
На основании примерных программ Минобрнауки РФ, содержащих требования к минимальному объему содержания образования по изобразительному искусству, и с учетом направленности классов реализуются программы следующих уровней: базисный – в 6 классах, профильный (продвинутый) – в 6 классах.
С учетом уровневой специфики классов выстроена система учебных занятий (уроков), спроектированы цели, задачи, ожидаемые результаты обучения (планируемые результаты), что представлено в схематической форме ниже.
Тематический план предусматривает разные варианты дидактико-технологического обеспечения учебного процесса. В частности: в 6 классах (базовый уровень) дидактико-технологическое оснащение включает ПК, электронную энциклопедию, медиатеку и т. п.
Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера: электронная энциклопедия, электронная версия музеев мира.
Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса
(базовый уровень)
Учащиеся должны знать:
– основные виды и жанры изобразительных искусств;
– основы изобразительной грамоты (цвет, тон, пропорции, перспектива, композиция);
– имена выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения;
– названия наиболее крупных художественных музеев России и мира.
Учащиеся должны уметь:
– применять художественные материалы (гуашь, акварель) в творческой деятельности;
– анализировать содержание произведений разных видов и жанров ИЗО и определять средства выразительности (линия, цвет, перспектива, композиция);
– ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать изученные произведения.
Учащиеся должны быть способны решать следующие жизненно-практические задачи:
– восприятия и оценки произведений искусства;
– самостоятельной творческой деятельности: в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;
владеть компетенциями: коммуникативной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной, рефлексивной.
Список методической литературы для 6 класса
1. Алехин, А. Д. Изобразительное искусство / А. Д. Алехин. – М. : Просвещение, 1984.
2. Алехин, А. Д. Когда начинается художник / А. Д. Алехин. – М. : Просвещение, 1994.
3. Аранова, С. В. Обучение изобразительному искусству / С. В. Аранова. – СПб. : Каро, 2004.
4. Вачьянц, А. М. Западноевропейское Средневековье / А. М. Вачьянц. – М. : Айрис-Пресс, 2007.
5. Вачьянц, А. М. «Звучащее безмолвие», или Основы искусствознания / А. М. Вачьянц. – М. : ТОО «Издательский и книготорговый центр АЗ», 1997.
6. Губницкий, С. С. Декоративно-оформительские работы / С. С. Губницкий. – М. : Профиздат, 1961.
7. Дмитриева, М. А. Михаил Врубель. / М. А. Дмитриева. – М. : Детская литература, 1988.
8. Кирцер, Ю. М. Рисунок, живопись / Ю. М. Кирцер. – М. : Высшая школа, 1992.
9. Кузин, В. С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе / В. С. Кузин. – М. : Агар, 1988.
10. Неменский, Б. М. Изобразительное искусство и художественный труд. Программы общеобразовательных учреждений : с краткими методическими рекомендациями : 1–9 кл. / Б. М. Неменский, Н. А. Горяева, Л. А. Неменская ; под рук. Б. М. Неменского. – М. : Просвещение, 2008.
11. Половников, А. О. Русь деревянная / А. О. Половников. – М. : Просвещение, 1998.
12. Ростовцев, Н. Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе / Н. Н. Ростовцев. – М. : Агар, 1998.
13. Ростовцев, Н. Н. Академический рисунок / Н. Н. Ростовцев. – М. : Просвещение, 1995.
14. Рылова, Л. Б. Изобразительное искусство в школе / Л. Б. Рылова. – Ижевск, 1992.
15. Семенова, М. Древняя Русь в лицах / М. Семенова. – М. : Просвещение, 1998.
16. Сокольникова, Н. М. Изобразительное искусство : учебник для учащихся 58 кл. : в 4 ч. / Н. М. Сокольникова. – Обнинск : Титул, 1998.
Ч. 1 : Основы рисунка. – ISBN 5-86866-067-6.
Ч. 2 : Основы живописи. – ISBN 5-86866-068-4.
Ч. 3 : Основы композиции. – ISBN 5-86866-069-2.
Ч. 4 : Краткий словарь художественных терминов. – ISBN 5-86866-070-6.
17. Шатских, А. Казимир Малевич / А. Шатских. – М. : Слово, 1996.
18. Школа изобразительного искусства / под ред. А. Н. Пономарева. – М. : Агар, 1998.
22. Шоган, В. В. Технологии личностно ориентированного урока / В. В. Шоган. – Воронеж : Учитель, 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по курсу математика 6 класс по программе «Математика 6 класс» авторов Н. Я. Виленкина и др.
Пояснительная записка к рабочей программе по математике. 6 класс. Данная рабочая программа по математике для 5 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования, с уче...
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/01/picture-248702-1433186021.jpg)
Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/01/picture-248702-1433186021.jpg)
Рабочая программа "Музыка 6 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/01/picture-248702-1433186021.jpg)
Рабочая программа "Музыка 7 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/01/picture-248702-1433186021.jpg)
Рабочая программа "Искусство 8 класс" на основе авторской программы "Искусство 8-9 класс", Г.П.Сергеева, И.Э.Кашекова, Е.Д.Критская, 2010.
Программа разработана на основе Государственного стандарта общего образования по предметам «Изобразительное искусство» и «Музыка», входящим в образовательную область «Искусство». Программа предназн...
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/01/picture-248702-1433186021.jpg)
Рабочая программа "Искусство 9 класс" на основе авторской программы "Искусство 8-9 класс", Г.П.Сергеева, И.Э.Кашекова, Е.Д.Критская, 2010.
Программа разработана на основе Государственного стандарта общего образования по предметам «Изобразительное искусство» и «Музыка», входящим в образовательную область «Искусство». Программа предназн...
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...