Урок с применением ИКТ
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 6 класс) по теме

Конспект урока изобразительного искусства с применением ИКТ "Зеленый лес"

Тип урока: получение новых знаний

Вид урока: урок формирования предметных умений и навыков

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zelenyy_les.docx29.15 КБ

Предварительный просмотр:

Урок изобразительного искусства

Тема: Зеленый лес

Тип урока: получение новых знаний

Вид урока: урок формирования предметных умений и навыков.

Цель: формировать образное мышление, творческие способности учащихся, осуществлять межпредметные связи, развивать эстетическое восприятие природы, воспитывать аккуратность при работе.

Задачи: учить работать в технике аппликация;

развивать умение работать в коллективе;

сформировать умение компоновки на листе бумаги композицию;

воспитывать   эстетические чувства через музыку, изобразительное искусство и литературу.

Методы: беседы, рассказ с использование художественного слова, частичного показа, музыкального сопровождения, метод создания художественных «композиций», использование нетрадиционных форм урока.

Оборудование учителя: ткань, картон, пенопласт, цветная бумага, клей, ножницы, магниты, репродукции картин, тематические аппликации картин.

Оборудование ученика: клей, ножницы,  ткань, вата, листы бумаги формата А-2, карандаши, краски, гуашь, кисть и т.д.

Зрительный ряд: открытки с изображением леса; презентации картин: Дубовского «Лесная река», Ю.Клевер «Пейзаж»,  М. Клодт «Дубовая роща», И. Левитана «Березовая роща», И. Шишкина “Дождь в дубовом лесу”, “Опушка леса”, “ Дубы, вечер”, “ Ручей в березовом лесу”; книга К.Митетелло «Аппликация».

Литературный ряд: Н.И.Сладкова «Лесные тайнички», И. Никитин «Лес»,  И.А. Бунин «Лесная прохлада».

Художественный ряд: слайдовая презентация «Русский лес в произведениях великих художников».                

                   

Музыкальный ряд: «Звуки леса» для флейты,   Антонио Вивальди «Времена года» (композиция «Лето»).

Структура урока:

I.       Организационный момент.

II.      Активизация и постановка познавательной задачи, определение  целей и задач урока.

III.       Основной этап урока:

зеленый лес в литературе: прослушивание стихотворений

лес в изобразительном искусстве: знакомство с творчеством художников – пейзажистов, просмотр их работ.

зеленый лес в музыке: прослушивание музыки

IV.       Практическая часть урока: работа в мастерских.

V.       Домашнее задание

 Ход урока:

 

I.  Организационный момент:

-    приветствие;

-    проверка готовности учащихся к уроку;

-    настрой учащихся на работу

II.  Активизация и постановка познавательной задачи.

Знакомство с темой урока и главной задачей:

Тема нашего урока сегодня «Зеленый лес».

Наш Краснодарский край – край лесов, лугов, полей. Сейчас на минуту мы станем волшебниками и оживим карту Краснодарского края – расставим фотографии видов лесов, которые у нас встречаются: хвойные, широколиственные, смешанные.

Нам важно постараться увидеть красоту природы в тех картинах, музыке и стихах, которые вы услышите и увидите на уроке.

Здесь мало увидеть,

Здесь надо всмотреться,

Чтоб ясной любовью

Наполнилось сердце.

Здесь мало услышать,

Здесь вслушаться нужно,

Чтоб в душу созвучья

Нахлынули дружно.

 (Н.И. Рыленков)

Помогут нам в творческом процессе прекрасные произведения поэтов, художников и композиторов. Вместе с ними мы совершим прогулку в лес. Готовы?

Хорошим настроем для проведения заочной экскурсии в лес может быть чтение отрывка из рассказа Н.И.Сладкова «Лесные тайнички».

Лес густой, зелёный и полон шорохов, писков, песен.

Но вот вошёл в него охотник - и мигом всё спряталось и насторожилось. Как волна от брошенного в воду камня, покатилась от дерева к дереву тревога. Все за кусток, за сучок - и молчок.

Теперь хочешь увидеть - сам стань невидим; хочешь услышать - стань неслышим; хочешь понять - замри.

Иван Бунин. Лесная прохлада

Лес, и ясно-лазурное небо глядится

По-весеннему в светлые воды реки

На лугах заливных тонкий пар золотится,

И рыбалки блестят, и кричат кулики.

Лес зеленый кругом, молодой и росистый,

А в лесу тишина, и среди тишины

Только голос кукушки. Вещун голосистый!

- Отзовись, доживу ли до новой весны?

 III.   Основной этап.

Русский лес в музыке.

Вы, наверное, не раз были в лесу, в парке, в роще, любовались окружающим вас пейзажем. Как мы любуемся природой?

Конечно же, мы не только видим то, что нас окружает. Мы слышим и шелест листьев, щебетание птиц, ощущаем дуновение ветра, вдыхаем запахи леса и луга. И все эти впечатления составляют для нас гармоничную картину природы. Природа всегда является для нас загадкой. Чем таинственнее явление природы, тем больше внимания привлекает оно к себе, заставляет задуматься. Одним из таких загадочных явлений природы является шум зеленого леса. Многие композиторы отразили настроение леса в своих произведениях: Петр Ильич Чайковский и Антонио Вивальди в музыкальных циклах «Времена года», Шопен и другие.

Прослушать  «Звуки леса» для флейты,   Антонио Вивальди "Времена года" (композиция "Лето").

Русский лес в поэзии.

Дивный лес! Чудесный лес

От земли и до небес!

О нём читаем мы в былинах,

Часто видим на картинах.

Зимой, осенью, весною,

Лес, любуемся тобою,

И конечно летом красным.

Русский лес всегда прекрасный.

И недаром ведь поэты

Воспевали чудо это.

Русская природа в стихах известных поэтов не превозносится выше всего на свете, напротив, в строках восхищения немало грусти, скромной красоты и неподдельного патриотизма. Изящно и тонко отражая природу в стихах, поэт лишний раз, если не говорит прямо, то ласково намекает - как хороша природа России во все времена года.

Иван Никитин        

        ЛЕС

Шуми, шуми, зеленый лес!

Знаком мне шум твой величавый,

И твой покой, и блеск небес

Над головой твоей кудрявой.

Как я любил, когда порой,

Краса угрюмая природы,

Ты спорил с сильною грозой

В минуты страшной непогоды,

Когда больших твоих дубов

Вершины темные качались

И сотни разных голосов

В твоей глуши перекликались...

Или когда светило дня

На дальнем западе сияло

И ярким пурпуром огня

Твою одежду освещало.

Меж тем в глуши твоих дерев

Была уж ночь, а над тобою

Цепь разноцветных облаков

Тянулась пестрою грядою.

Лес в живописи

Природа. О ней пишут стихи поэты, ее рисуют художники.  У поэтов – слова, у художников – краски.

А можно ли проиллюстрировать природу?

Как называется картина, на которой изображена природа? (Пейзаж).

Тема русского леса всегда была неиссякаема для многих художников и поэтов. Давайте посмотрим на репродукции картин русских художников

Репродукции картин Н. Дубовского «Лесная река», Ю.Клевер «Пейзаж»,  М. Клодт «Дубовая роща», И. Левитана «Березовая роща», И. Шишкина “Дождь в дубовом лесу”, “Опушка леса”, “ Дубы, вечер”, “ Ручей в березовом лесу”.

Есть ли что-то общее в этих картинах? (На всех изображен лес.)

Ярким примером передачи настроения, красоты зеленого леса с помощью цвета являются картины великих художников. Художники умело, и очень тонко передали разнообразие состояния природы, дали почувствовать всю прелесть окружающего мира.

Беседа учителя с учащимися:

1. Внимательно посмотрите на репродукции, какие основные цвета в пейзажах и почему их выбирают художники?

2.  Какими чувствами наполнены картины?

3.  Какое настроение передают авторы картин? (Ответы детей).

4. Ребята! Вы посмотрели репродукции картин и послушали музыку, стихи. Скажите, достаточно ли будет будущим поколениям живописных картин, фотографий, стихов, чтобы иметь представление о красоте леса? Или мы всё же должны постараться сберечь наши леса, чтобы наши потомки могли сами убедиться в этом?

Делаем вывод: Лес нужно беречь за его красоту.

Прежде, чем приступить к работе, давайте послушаем рассказ «Как один художник рисовал лес».

- Что такое лес? - размышлял художник. - Конечно, деревья!

Нарисовал березы, ели, сосны и осины, дубы и липы. Да так похожи они получились, что вот-вот ветки закачаются. А в углу, как и положено, нарисовал старичка-Лесовичка. Повесил картину, а через некоторое время увидел сухие стволы.

- Это не лес! - послышался голос старичка-Лесовичка из угла картины. - Без цветов, без трав - не лес! Нарисовал художник траву и цветы, но лес опять засох.

- A насекомых нарисовал? - опять послышался голос Лесовичка. Нарисовал художник насекомых, но они облепили все деревья.

- Нужны птицы, а еще - кусты и ягоды, - не унимался старичок-Лесовичок. Дорисовал, но лес все равно стал чахнуть. - Нарисуй жабу и ящерицу!

- Нет, - сказал художник.

Долго спорили, и художник согласился и еще дорисовал много разных зверей.

Было темно, и художник хотел зажечь свет, но вдруг послышался треск сучьев и чье-то фырканье.

- Вот это лес! - сказал старичок и исчез. А может, и не исчез, а притаился за кустом или за деревом. Ведь прячутся в нем тысячи жителей. И все они и есть лес.

Теперь каждый из вас становится художником.

Сейчас в группах вы будете делать совместную творческую работу «Зеленый лес». Во время  практической части  вам поможет ваша память, фантазия, воображение и наблюдательность.

Физминутка:

А прежде мы проведем игру «Деревья, кустарники, травы».

Правила: при назывании дерева дети вытягивают руки вверх, встают на цыпочки, чтобы показать, какие деревья высокие, кустарник – руки разводятся в стороны (кусты широкие), травы – присаживаются на корточки (травы низкие). По ходу игры ведущий (учитель) может вставлять названия грибов и животных не предупреждая, тогда дети не должны выполнять никаких действий, стоять свободно. Можно варьировать скорость игры, от медленной, до быстрой. Первые действия ведущий выполняет вместе с детьми. Исходное положение – стоя у парты.

Колокольчик, облепиха, осина, тополь, малина, ель, клен, астра, подосиновик, липа, дуб, огурец, смородина, подснежник, комар, берёза.

IV. Практическая работа учащихся.

Сегодня мы будем работать в группах. Каждая группа – творческая мастерская. В ней вы творите вместе, создаете коллективное произведение «Зеленый лес». Но изображать лес можно не только красками, но и вышивать, делать аппликации. Вот посмотрите, как художник прикладного искусства К.Митителло работает в технике «Аппликации», работы наших учащихся, выполненные на уроках прикладного труда.

Лоскутки ткани надо внимательно рассмотреть, в них можно найти много интересного. Ткан - материал коварный, с ним  очень тяжело работать. Выбирая ткань для будущей работы надо сначала подобрать всю гамму цветов, которую мы будем использовать.

Постановка задачи: - Сейчас мы начнем делать аппликацию из ткани «Зеленый лес»

Каждая мастерская выполняет задание в технике «Аппликации».

Практическая работа:

Для начала в любой композиции надо обдумать, как будет выглядеть наше изображение. Художники – прикладники в первую очередь делают набросок карандашом, затем эскиз красками, а уже потом работают  в технике аппликации.  

Показ этапов работы:

Лист располагаем вертикально.

Рисунок карандашом (линия горизонта).

Подбор ткани.

Выполняем композицию сверху вниз (небо, облака, солнце, задний план, передний план).

Клеем поочередно.

Деревья на заднем плане меньше чем переднем.

Детальная проработка.

Работа коллективная на большом формате. Распределяю  всем задания.

Анализ. Просмотр работ.

 Когда вы создавали свои полотна, то я опять вспомнила строки из стихотворения М.Алигер:

И тогда уж, собрав воедино

Все усилья, раздумья, пути,

Нарисует такую картину,

Что не сможем мы глаз отвести!

И, вы, ребята, как художники, проявили творческую фантазию и приложили немного усилий, чтобы получились такие удивительные работы. Каждая мастерская выполнила работу настолько хорошо и необычно, что, действительно, трудно от них отвести взгляд! Вы настоящие художники русского леса.

V.  Домашнее задание.

Спасибо  за внимание и за работу.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 5- М№6. Тип урока: Комплексное применение знаний Практика под руководством учителя. Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки. Т

Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 5-  М№6. Тип урока: Комплексное применение знанийПрактика  под руководством учителя.Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Г...

Цикл уроков « Отечественная война 1812 года». Урок с применением технологий: игровой, интегрированной, проектной, компьютерной.

Цикл интегрированных уроков с привлечением учителей географии и английского языка, с тестами и творческими заданиями....

конспект урока с применением ЭОР 1. «Подготовка сочинения-рассуждения по заданию «С» ЕГЭ. Урок № 3

статья содержит подробный конспект урока развития речи - способы выявления и формулировки проблемы по прочитанному тексту, ссылки на использование ЭОР, готовые приложения (дидактический материал), мет...

Урок с применением интерактивной доски. тема урока" Западные демократии" УМК Кузовлев В,П, 10-11 класс.

Тип урока. Вводный. Комплексное применение знаний и способов деятельности, с применением интерактивной доски. Используется презентация по теме " Западные демократии. Парламентская Демократия. Политиче...

Разработка урока с применением технологии проблемного обучения. Урок-дискуссия по теме: "To watch or not to watch TV". (9 класс)

Цель урока: развитие интеллектуальных способностей учащихся при помощи выполнения заданий проблемного типа.Задачи урока: 1) развивать навыки неподготовленной устной речи2) совершенствовать н...

урок с применением ЭОР по теме "Сложение и вычитание смешанных чисел",4 урок в теме

урок проводится при наличии компьютера, мультимедийного проектора, выхода в интернет...

Тема урока: Типы линий Тип урока: Урок комплексного применения знаний и умений

Цели  урока:Образовательные – закрепить знания, умения и практические навыки при вычерчивании в карандаше вертикальных и горизонтальных линий различного типа, строго соблюдая их конфигурацию и то...