Статья "Нико Пиросмани и урок изобразительного искусства"
статья по изобразительному искусству (изо) по теме

Эта статья о том, насколько важно при изучении различных живописных и графических методов работы, грамотно подобрать жизнь и творчество художника, работавшего в той технике, которую вы проходите с детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon niko_pirosmani_i_urok_izobrazitelnogo_iskusstva_old.doc31 КБ

Предварительный просмотр:

Нико Пиросманишвили и урок изобразительной деятельности

     Все мы знаем, насколько важны занятия изобразительным искусством в развитии личности ребёнка. Формируется эстетический вкус, расширяется кругозор, развивается творческое мышление, наблюдательность и память.

     Дети на занятиях изобразительной деятельности усваивают целый ряд графических и живописных приёмов работы. И каждый педагог находит собственные способы и методы, способствующие более глубокому восприятию и освоению материала.

      В процессе каждодневной работы по крупицам собираются удачные моменты занятий, хорошо подобранные темы и материал для выполнения задания, фиксируются яркие творческие искры после беседы о жизни и творчестве художника. Стихи, репродукции, беседы, слайды – весь этот материал проходит «проверку на прочность». Что волнует детей, заинтересовывает, будоражит – всё это сохраняется как живительный материал для творчества.

     Из личного опыта могу отметить, насколько педагог может облегчить освоение определённого метода работы художественными материалами, грамотно подобрав творчество художника, работавшего в этой технике. Знакомство с жизнью и творчеством художника активизирует творческое мышление, развивает фантазию и стремления к экспериментам. Анализ работ художника, раскрывая при этом его технические стороны, методы и способы выполнения, помогает учащимся иначе воспринимать произведения мастера, под «новым» углом зрения.

     У учащихся возникает тяга к творческому эксперименту, тяга к «подрожанию» - в самом лучшем смысле этого слова. Освоение технического приёма работы через призму жизни творчества художника происходит глубже, интереснее, понятнее и яснее. Учащийся погружается в мир художника, что обогощает и усиливает зрительное восприятие произведения.

     Очень интересен для нашего примера художник Нико Пиросманишвили, его необычная и редкая техника письма. Грузинского мастера относят к «наивным» художникам и стоит он в первых их рядах. Трагическая судьба Пиросмани и национальные черты среды обитания не оставляют равнодушным никого. Гениальная одарённость, интуитивность и творческая свобода художника помогли ему проникнуть в самую глубь жизни простого народа и передать всё это в своих работах.

     Особенно трогает учащихся в творчестве художникам изображения животных. Каждое животное «очеловечено», имеет своё «лицо», от них долго нельзя  оторвать взгляд. А единственная, можно сказать, техника исполнения на чёрной клеёнке приравнивает художника к самым неординарным мастерам.     То, что работа ведётся на чёрном, а не на традиционном белом фоне - даёт огромный заряд для любопытства, интереса и подрожания у детей.

     Пиросманишвили использовал в работе много белого цвета, брал другие чистые, яркие цвета, в сочетании с чёрным фоном создавался удивительный колорит его работ. Учащиеся на примере  жизни и творчества Нико Пиросмани, его неординарной техники с большим увлечением работают на чёрном фоне. Это может быть бумага или картон. На чёрный фон хорошо ложится гуашь, можно добавлять масляную пастель.

     Самым интересным для детей является изображение животных. Отметим то, что животные у Нико Пиросмани обладают определёнными качествами – гордостью, нежностью, бесстрашием. Можно предложить учащимся не только поэкспеременировать с техническими материалами, но и попробывать создать «характер» животного.

     По собственному опыту преподавания, могу заверить, что работы детей получаются удивительными, интерес к процессу – максимальный, увлечённость и заинтересованность очень высокая. Сколько радости и удовлетворённости ощущается на лицах детей! Творчество Нико Пиросмани трогает до глубины души, его обояние чувствуют все учащиеся. Бесследно такое занятие не проходит для детей. Долго они будут его вспоминать, и очень часто просить чёрную бумагу, чтобы поработать под «Пиросмани».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Арт-терапия на уроках изобразительного искусства" Из опыта работы учителя изобразительного искусства БОУ г.Омска «Гимназия №12» Лебедевой Екатерины Борисовны

Представленный материал содержит основные направления арт-терапии. В презентации представлены позитивные возможности арт-терапии, разнообразные методики рисуночной терапии и  практическое зн...

Презентация к уроку изобразительного искусства в 7 классе"Анималистический жанр в изобразительном искусстве"

Анималистический жанр – жанр изобразительного искусства, Посвященный изображению животных. Главным образом в живописи, графике, скульптуреи декоративно- прикладном искусстве. Часто главной задач...

План-конспект урока (изобразительное искусство, 4 класс) по теме: Урок изобразительного искусства "Образ художественной культуры Японии"

Тема: Образ художественной культуры Японии. «Япония – глазами детей» Цель:  сформировать у учащихся представление о многообразии культуры Японии, воспитывать нравственно-эстетическую отзывчи...

Опытно - методическая разработка. Тема: «Роль изобразительного искусства в развитии социальной адаптации учащихся через формирование активной жизненной позиции на уроках изобразительного искусства в 7 классе»

Опытно - методическая разработка  Тема:«Роль изобразительного искусства  в развитии социальной адаптации учащихся через формирование активной жизненной позиции на уроках изобразите...

План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка) План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в графике. Стилизация животных)

План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка)План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в...


 

Комментарии

Леонтьева Елена Анатольевна

Творчество Нико Пиросмани действительно трогает до глубины души, а лично меня трогает и вдохновляет Ваше, Альфия Зуфаровна, творчество и работа с детьми!!! :)

Спасибо за чудесный отзыв.