Авторская программа по ИЗО
учебно-методическое пособие по изобразительному искусству (изо, 7 класс) по теме

Ушанева Татьяна Владимировна

 

Данные материалы предназначены для учителей  Технологии и изобразительного искусства образовательных учебных заведений.

Пособие содержит программу курса для внеурочной деятельности 7-9 классов и предназначена для расширение среды применения изобразительного искусства и технологии в условиях художественно-эстетического развития старшеклассников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное   общеобразовательное  учреждение

гимназия №10 г. Гуково


Авторская программа

дополнительного образования детей

Автор:

Ушанева Татьяна Владимировна

Место работы: 

МБОУ гимназия №10 г. Гуково

Должность:

Учитель технологии и изобразительного искусства

Дополнительные сведения:

 Программа предназначена для  уч-ся 3-4 классов

2013 год

                                                                                Дети должны жить в мире

красоты, игры, сказки, музыки,

рисунка, фантазии, творчества.

 Сухомлинский Василий Александрович

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Образовательная область программы

В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов в начальном образовании относятся развитие творческих способностей детей. Данная программа направлена на художественно-эстетическое развитие детей младшего школьного возраста через приобщение их к изобразительной деятельности и литературе. Предлагаемый курс разработан и апробирован в МБОУ гимназии №10 г. Гуково ростовской области.

Концепция программы

Необходимость введения интегрированного курса  направлено на создание условий  для развития творческой личности ребенка. Художественное воспитание детей в современной системе воспитания не может быть второстепенным. Изобразительное искусство, бумажная пластика, художественное конструирование, чтение - наиболее эмоциональные сферы деятельности детей. Работа с различными материалами, в различных художественных техниках, чтение художественной литературы расширяет возможности ребенка, развивает пространство воображения, творческие способности.

       Уже в самой сути маленького человека заложено стремление узнавать

и создавать. Все начинается с детства. Результативность воспитательного

процесса тем успешнее, чем раньше, чем целенаправленнее у детей

развивается абстрактное, логическое и эмоциональное

 мышление, внимание, наблюдательность, воображение.

Данная программа ориентирована на то, чтобы дети приобрели определённые знания по литературе и теории изобразительного искусства, а также основополагающие практические умения и навыки в данной сфере. Последние в дальнейшем станут хорошей основой для продолжения занятий в тех видах деятельности, которые окажутся наиболее привлекательными для конкретного ребёнка и будут выбраны им для дальнейших углублённых занятий по специализированным программам – таким как: «Цветоведение», «Рисунок», «Графика», «Скульптура», «Роспись на ткани» и т.п.

Новизна программы:

Новизна программы заключается в том, что в учебный план включает изучение новых нетрадиционных художественных техник через литературные произведений, для развития творческого воображения через восприятия и рисунок.

Программа дает возможность уч-ся в течение 1 года получить комплекс теоретических вопросов в их деятельно – практическом аспекте.

 Оценка деятельности учащихся оценивается бальной  рейтинговой системой.

Роль и место данного кружка в обучении:

Изучение данного курса тесно связано с такими дисциплинами, как изобразительное искусство и литература.

Цели: 

  1. Развитие творческой личности младшего школьника средствами искусства, литературы и получение опыта художественно-творческой деятельности;
  2. Творческая самореализация, самообразования обучающегося;

Задачи:

Обучающие (связаны с овладением детьми основами изобразительной деятельности и нетрадиционными техниками):

  1. знакомство с жанрами изобразительного искусства;
  2. знакомство с различными художественными материалами и нетрадиционными техниками изобразительной деятельности;
  3. овладение основами перспективного построения фигур в зависимости от точки зрения;
  4. приобретение умения грамотно строить композицию с выделением композиционного центра.

Развивающие (связаны с совершенствованием общих способностей обучающихся и приобретением детьми общеучебных умений и навыков, обеспечивающих освоение содержания программы):

  1. развитие у детей чувственно-эмоциональных проявлений: внимания, памяти, фантазии, воображения;
  2. развитие колористического видения;
  1. развитие художественного вкуса, способности видеть и понимать прекрасное через художественное произведение;
  1. улучшение моторики, пластичности, гибкости рук и точности глазомера;
  2. формирование организационно-управленческих умений и навыков (планировать свою деятельность; определять её проблемы и их причины; содержать в порядке своё рабочее место);
  3. развитие коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих совместную деятельность в группе, сотрудничество, общение (адекватно оценивать свои достижения и достижения других, оказывать помощь другим, разрешать конфликтные ситуации).

Воспитательные: (связаны с развитием личностных качеств, содействующих освоению содержания программы; выражаются через отношение ребёнка к обществу, другим людям, самому себе):

  1. формирование у детей устойчивого интереса к искусству, литературе и занятиям художественным творчеством;
  2. формирование уважительного отношения к искусству разных стран и народов;
  3. воспитание терпения, воли, усидчивости, трудолюбия;
  4. воспитание аккуратности.

Сроки реализации программы:

Данная программа рассчитана на 1 год обучения.  Занятия в группе с первого года проходят 1 раз в неделю по 2 часа.     В группу принимаются все поступающие. Специального набора не производится.  

1 год-76 часов в год

Наполняемость учебной группы: в группе обучения должно быть, как правило, 10-12 чел.. Небольшая численности продиктовано необходимостью проведения индивидуально-групповой работы с детьми.

           Образовательный процесс включает в себя различные методы обучения:

  1. репродуктивный (воспроизводящий);
  2. иллюстративный  (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);
  3. проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути ее решения);
  4. эвристический   (проблема формулируется детьми, ими и предлагаются способы ее решения).

           В проведении занятий используются формы индивидуальной работы и коллективного творчества. Некоторые задания требуют объединения детей в подгруппы.

           Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного материала и подкрепляется чтением художественной литературы.

Формы и режим занятий

Для реализации программы используются несколько форм занятий:

Вводное занятие – педагог знакомит обучающихся с техникой безопасности, особенностями организации обучения и предлагаемой программой работы на текущий год. На этом занятии желательно присутствие родителей обучающихся (особенно 1-го года обучения).

Ознакомительное занятие – педагог знакомит детей с новыми методами работы в тех или иных техниках с различными материалами (обучающиеся получают преимущественно теоретические знания).

Занятие с натуры – специальное занятие, предоставляющее возможность изучать азы рисунка и живописи, используя натуру.

Занятие по памяти – проводится после усвоения детьми полученных знаний в работе с натуры; оно дает ребёнку возможность тренировать свою зрительную память.

Тематическое занятие – детям предлагается работать над иллюстрацией к сказкам, литературным произведениям. Занятие содействует развитию творческого воображения ребёнка.

Занятие-импровизация – на таком занятии обучающиеся получают полную свободу в выборе художественных материалов и использовании различных техник. Подобные занятия пробуждают фантазию ребёнка, раскрепощают его; пользуются популярностью у детей и родителей.

Занятие проверочное – (на повторение) помогает педагогу после изучения сложной темы проверить усвоение данного материала и выявить детей, которым нужна помощь педагога.

Конкурсное игровое занятие – строится в виде соревнования в игровой форме для стимулирования творчества детей.

Занятие-экскурсия – проводится в музее, на выставке с последующим обсуждением в изостудии.

Комбинированное занятие  – проводится для решения нескольких учебных задач.

Итоговое занятие подводит итоги работы детского объединения за учебный год. Может проходить в виде мини-выставок, просмотров творческих работ, их отбора и подготовки к отчетным выставкам.

Режим занятий

Занятия учебных групп проводятся:

один раз в неделю по 2 часа с 10-минутным перерывом;

Предполагаемые результаты

   -учащиеся    приобретают    углубленные   знания   изучаемых   предметов:  

   литературы и  рисования.

   -Расширяется их природный  творческий потенциал и способности.

   -Обогащается  духовный  мир  воспитанников,  развивается  эстетический  

   вкус, аккуратность, стремление к прекрасному, трудолюбие.

   -Развивается  компетентность  обучаемых    в  применении  своих  знаний  и  

   умений в практической деятельности, нестандартной ситуации.

   -Поступление в художественное учебное заведение

К концу обучения дети будут знать:

  1. основные и дополнительные цвета;
  2. цветовую гамму красок (тёплые, холодные цвета);
  3. понятие симметрии;
  4. контрасты форм;
  5. свойства красок и графических материалов;
  6. азы воздушной перспективы (дальше, ближе);
  7. нетрадиционные техники рисования(монотипия, акватипия, граттаж,

печать-клише)

уметь:

  1. смешивать цвета на палитре, получая нужные цветовые оттенки;
  2. правильно использовать художественные материалы в соответствии со своим замыслом;
  3. грамотно оценивать свою работу, находить её достоинства и недостатки;
  4. работать самостоятельно и в коллективе;

у них получат развитие общеучебные умения и личностные качества:

  1. умение организовывать и содержать в порядке своё рабочее место;
  2. трудолюбие;
  3. самостоятельность;
  4. уверенность в своих силах.

у них получат развитие общеучебные умения и личностные качества:

  1. умение работать в группе;
  2. умение уступать;
  3. ответственность;
  1. самокритичность;
  2. самоконтроль.

Способы проверки результатов

В процессе обучения детей по данной программе отслеживаются три вида результатов:

  1. текущие (цель – выявление ошибок и успехов в работах обучающихся);
  2. промежуточные (проверяется уровень освоения детьми программы за полугодие);
  3. итоговые (определяется уровень знаний, умений, навыков по освоению программы за весь учебный год и по окончании всего курса обучения).

Выявление достигнутых результатов осуществляется:

  1. через отчётные просмотры законченных работ.

Отслеживание личностного развития детей осуществляется методом наблюдения и фиксируется в рабочей тетради педагога.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Первый год обучения

п/п

Наименование разделов и тем по изобразительному искусству

Литература

Количество часов

Теорет.

Практич.

Всего

1

Введение в программу

2

-

2

1.1

Знакомство с программой.

Особенности первого года обучения

Русские волшебные сказки.  Понятие фольклорной сказки. Схема сюжета в сказке («бродячие сюжеты»). Идея  единства и связи всего живого: человека, животных, растений. Группы сказок.

         

1,5

-

1,5

1.2

Правила техники безопасности в изостудии

0,5

-

0,5

2

Живопись

4

20

24

2.1

Свойства красок

Сценка “Разговор красок”

1

2

3

2.2

Королева Кисточка и волшебные превращения красок

Викторина по сказке Евгения Пермяка «Волшебные краски»

Разноцветные загадки

0,5

3,5

4

2.3

Праздник тёплых и холодных цветов

«Снегурочка», «Колобок»

0,5

3,5

4

2.4

Серо-чёрный мир красок

0,5

3,5

4

2.5

Красочное настроение

Придумай сказку.

0,5

4,5

5

3

Рисунок

3

21

24

3.1

Волшебная линия

Аксаков С. «Аленький цветочек»

1

4

5

3.2

Точка

Аксаков С. «Аленький цветочек»

0,5

3,5

4

3.3

Пятно

Аксаков С. «Аленький цветочек»

0,5

3,5

4

3.4

Форма

Аксаков С. «Аленький цветочек»

0,5

3,5

4

3.5

Контраст форм

Аксаков С. «Аленький цветочек»

0,5

3,5

4

4

Нетрадиционные художественные техники

4

20

24

4.1

Монотипия

Ушинский К. Д. Рассказы и сказки

1

5

6

4.2

Печать-клише

Сказки про зверей

1

5

6

4.3

Граттаж

Цветик-семицветик - Катаев В.

1

5

6

4.4

Акватипии

Выбор произведения самостоятельно

1

5

6

7

Экскурсии в музеи и на выставки

2

-

2

8

15

61

76

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Раздел 1. Введение в программу.

Тема 1.1. Знакомство с программой. Особенности первого года обучения.

Цель и задачи программы. Знакомство с учебным планом первого года обучения. Основные формы работы. Русские волшебные сказки.  Понятие фольклорной сказки. Схема сюжета в сказке («бродячие сюжеты»). Идея  единства и связи всего живого: человека, животных, растений. Группы сказок.

 Знакомство детей друг с другом. Игра «Знакомство», «Паутинка»

Тема 1.2. Правила техники безопасности в изостудии. 

Техника безопасности в изостудии. Организация рабочего места. Знакомство с художественными материалами и оборудованием.

Раздел 2. Живопись.

Живопись как язык цвета, цветное изображение мира. Отождествление художника и волшебника в древние времена.

Тема 2.1. Свойства красок.

Особенности гуаши: плотность, густая консистенция, возможность использования для перекрытия одного слоя краски другим, легкость смешивания, возможность получения разнообразных спецэффектов.

Особенности акварели: прозрачность, «нежность». Знакомство с различными приемами работы акварелью. Особенности рисования по сухой и влажной бумаге (вливания цвета в цвет).

Экспериментирование в работе с акварелью (снятие краски губкой, использование соли и выдувание соломинкой акварельных клякс).

Сценка “Разговор красок” .

Практическое занятие. Работа с красками. Выполнение заданий: «Танец дружных красок», «Ссора красок», «Сказочные коврики», «Витражные окошки».

Тема 2.2. Королева Кисточка и волшебные превращения красок.

Знакомство с историей возникновения кисти. Различные типы кистей: жёсткие и мягкие, круглые и плоские, большие и маленькие. Правила работы и уход за кистями. Понятие различных видов мазков, полученных при разном нажиме на кисть: «штрих-дождик», «звёздочка», «кирпичик», «волна». Главные краски на службе у Королевы Кисточки (красная, синяя, жёлтая), секрет их волшебства. Способы получения составных цветов путем смешивания главных красок.      

Викторина по сказке Евгения Пермяка «Волшебные краски».

Практическое занятие. Выполнение заданий: «Радуга-дуга», «Праздничный букет», «Разноцветные загадки».

Тема 2.3. Праздник тёплых и холодных цветов.

Знакомство с богатой красочной палитрой на примере природных явлений (гроза, снежная буря, огонь, извержение вулкана). Деление цветов на тёплые и холодные. Особенности тёплых цветов (ощущение тепла, согревания). Особенности холодных цветов (чувство прохлады). Взаимодополнения тёплых и холодных цветов. Обсуждение сказок «Снегурочка», «Колобок».

Практическое занятие. Выполнение заданий: упражнение на зрительную и ассоциативную память «Холод – тепло», «Сказочное солнышко».

Тема 2.4. Серо-чёрный мир красок.

Ахроматические цвета (цвета бесцветные, различающиеся по светлоте). Богатство оттенков серого цвета. «Волшебные» возможности ахроматической палитры и деление цветов от светло-серого до чёрного. Понятие возможной перспективы при использовании ахроматических цветов (дальше – светлее, ближе – темнее).

Практическое занятие. Выполнение заданий: «Сказочные горы»,  «Туман».

Тема 2.5. Красочное настроение.

Деления цветов на насыщенные (яркие) и малонасыщенные (блеклые). Насыщенность как степень отличия цвета от серого. Приёмы постепенного добавления в яркий цвет белой или чёрной краски. Блеклые красочные сочетания. Изменения «настроения цвета» при добавлении белой краски. Цветовые ощущения в результате добавления белой краски (нежность, лёгкость, воздушность). Цветовые ощущения при добавлении чёрной краски цвета (тяжесть, тревожность, загадочность).

Практическое занятие. Выполнение заданий: «Воздушные замки», «Дремучий лес».

Раздел 3. Рисунок.

Рисунок как непосредственный вид искусства. Рисунок простым карандашом, фломастером, шариковой или гелевой ручкой, углём, пастелью, тушью, восковыми мелками.

Тема 3.1. Волшебная линия.

Линии – начало всех начал. Классификация линий: короткие и длинные, простые и сложные, толстые и тонкие. «Характер линий» (злой, весёлый, спокойный, зубастый, хитрый, прыгучий). Из описания произведения Аксакова С. «Аленький цветочек».

Практическое занятие. Выполнение заданий: «Линейная фантазия»,

Тема 3.2. Точка.

Точка – «подружка» линии. Способы получения точки на бумаги: лёгкое касание карандаша, касание другого рисующего предмета. «Характер точек»: жирные и тонкие, большие и маленькие, круглые и сложной формы. Техника пуантелизма (создание изображения при помощи одних лишь точек). Особенности работы в технике пуантелизма с использованием разнообразных изобразительных материалов (маркеры, пастель, цветные фломастеры и карандаши). Из описания произведения Аксакова С. «Аленький цветочек».

 Практическое занятие. Выполнение заданий: «Волшебные поляны», «По синему морю».

Тема 3.3. Пятно.

Пятно как украшение рисунка. «Характер пятен». Зависимость пятен от их плотности, размера и тональности. Техника создание пятна в рисунке. Изображение пятна разными способами: различным нажимом на рисовальный инструмент, наслоением штрихов друг на друга, нанесением на лист бумаги множества точек, сеточек или других элементов. Пятно, полученное с помощью заливки тушью (четкий контур, схожесть с силуэтом). Из описания произведения Аксакова С. «Аленький цветочек».

Практическое занятие. Выполнение заданий:  «Образ доброго и злого сказочного героя».

Тема 3.4. Форма.

Понимание формы предмета. Знакомство с различными видами форм (геометрическими, природными, фантазийными), способы их изображения на бумаге. Формы и ассоциации. Из описания произведения Аксакова С. «Аленький цветочек».

Практическое занятие. Задания-игры: «Построй сказочный терем», «Дорисуй чудо-юдо».

Раздел 4. Нетрадиционные художественные техники.

 Работа с различными материалами, позволяет расширить возможности изображения и воображения.

Тема 4.1 «Монотипия»

Монотипия – это  техника «уникального отпечатка», при которой гладкую поверхность или лист бумаги покрывают краской, а потом делают с нее отпечаток на листе. Полученное изображение можно доработать, используя пастель или краски.  Тонкой кистью дорисовать необходимые детали.

В результате монотипии получается уникальная вещь: отсюда и название, «единственный отпечаток». Ушинский К. Д.  Рассказы и сказки  («Дети в роще», «Гуси», «Журавль и цапля»). Выбрать сюжет из произведения для создания композиции.

Практическое занятие. Выполнение заданий: «Сказочный цветок», по сюжетам сказок.

Тема 4.2  «Печать-клише»

В качестве исходного материала обычно берут довольно толстый деревянный брусок, такой,  чтобы его удобно было взять в руку. Одну сторону бруска делают ровной и гладкой и на нее наклеивают картон, а на картон - узоры. При этом узоры не обязательно должны быть из бумаги, а, например, из веревки. Накатываем краску и штампуем узоры на бумаге или на ткани.

При помощи печати-клише легко украсить косынку, носовой платок. Сюжетов много: изображения цветов, листьев, птиц, животных, человеческих фигурок, ваши инициалы.  Подбор сказок про зверей.

Практическое занятие. Выполнение заданий: Звери из сказок.

Тема 4.3  Граттаж

Это способ выделения рисунка путем процарапывания пером или острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью. Слово "Граттаж" произошло от французского gratter -  скрести, царапать, поэтому другое название техники - техника царапанья.

Начинающие работают обычно так: плотную бумагу покрывают толстым слоем воска или парафина. Можно равномерно растереть по бумаге свечку. Затем широкой кистью, губкой или тампоном из ваты наносят на поверхность слой туши. Когда тушь высохнет, остым предметом - скребком, ножом, вязальной спицей - процарапывают рисунок, образуя на черном фоне тонкие белые штрихи. Композиционное изображение произведения Цветик-семицветик - Катаев В..

Практическое занятие. Выполнение заданий: Композиции повыбору.

Тема 4.3  Акватипии

Рисунок выполнить разведенной гуашью.

Когда гуашь подсохнет, покройте весь лист черной тушью (последняя сохнет быстро, если ее слой не слишком толст).

А затем проявите рисунок в ванночке с водой. В воде гуашь смывается с бумаги, а тушь - лишь частично. И остается на черном фоне интересный белый рисунок со слегка размытыми контурами. Бумага, естественно, должна быть плотной, чтобы не разорваться при намокании. Подбор литературных произведений может быть различным по выбору учащихся.

Практическое занятие. Выполнение заданий: Самостоятельный выбор сюжета или предмета.

Раздел 5. Экскурсии в музеи.

Экскурсия в Гуковский музей имени Микулина.

Экскурсия в Ростовский музей изобразительных искусств.

2. Дидактические материалы

Дидактические материалы (таблицы, наглядные пособия, демонстрационные карточки, образцы выполненных заданий, ИКТ и др.) используются на каждом занятии, кроме занятий по развитию фантазии, воображения и проверочных занятий.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Литература для обучающихся

Белашов А. М. Как рисовать животных. – М.: Юный художник, 2002.

Брагинский В. Э. Пастель. – М.: Юный художник, 2002.

Дикинс Р., Маккафферти Я. Как научиться рисовать лица. – М.: РОСМЭН, 2002.

Иванов В. И. О тоне и цвете (в 2-х частях). – М.: Юный художник, 2001-2002.

Лахути М. Д. Как научиться рисовать. – М.: РОСМЭН, 2000.

Панов В. П. Искусство силуэта. – М.: Юный художник, 2005.

Сэвидж Хаббард К., Спейшер Р. Приключения в мире живописи. – М.: РОСМЭН, 2003.

Ткаченко Е. И. Мир цвета. – М.: Юный художник, 1999.

Уотт Ф. Я умею рисовать. – М.: РОСМЭН, 2003.

Чивиков Е. К. Городской пейзаж. – М.: Юный художник, 2006.

Шабаев М. Б. Цветные карандаши. – М.: Юный художник, 2002.

Сказки «Снегурочка», «Колобок»

Аксаков С. «Аленький цветочек»

Ушинский К. Д. Рассказы и сказки

Цветик-семицветик - Катаев В.

Пришвин "Кладовая солнца"

С. Козлов  Сказки

            Гаршин В. «Лягушка-путешественница»

Литература для родителей

Алексеева В. В. Что такое искусство. – М.: Советский художник, 1991.

Берсенева Г. К. Ткань. Бумага. Тесто. Домашнее рукоделие. – М.: Астрель, 2001.

Дрезнина М. Г. Каждый ребенок – художник. – М.: ЮВЕНТА, 2002.

Лопатина А., Скребцова М. Краски рассказывают сказки. – М.: Амрита-Русь, 2005.

Мейстер А. Г. Бумажная пластика. Домашнее рукоделие. – М.: Астрель, 2001.

Синицына Е. Умные занятия и игры. – М.: Лист Нью, Вече, 2002.

Литература для педагога

Базанова М. Д. Пленэр. – М.: Изобразительное искусство, 1994.

Гусакова М. А. Аппликация. – М.: Просвещение, 1987.

Дубровская Н. В. Приглашение к творчеству. – СПб.: Детство-Пресс, 2004.

Комарова Т. С., Размыслова А. В. Цвет в детском изобразительном творчестве. –  М.: Педагогическое общество России, 2002.

Компанцева Л. В. Поэтический образ природы в детском рисунке. – М.: Просвещение, 1985.

Корнева Г. Бумага. – СПб.: Кристалл, 2001.

Луковенко Б. А. Рисунок пером. – М.: Изобразительное искусство, 2000.

Митителло К. Аппликация. Техника и искусство. – М.: Эксмо-Пресс, 2002.

Михайлов А. М. Искусство акварели. – М.: Изобразительное искусство, 1995.

Неменский Б. М. Образовательная область «искусство». – М.: ГОМЦ, Школьная книга, 2000.

Полунина В. Н. Искусство и дети. – М.: Правда, 1982.

Полунина В. Н. Солнечный круг. У Лукоморья. – М.: Искусство и образование, 2001.

Полунина В. Н., Капитунова А. А. Гербарий. – М.: Астрель, 2001.

Смит С. Рисунок. Полный курс. – М.: Внешсигма, 1997.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное   общеобразовательное  учреждение

гимназия №10 г. Гуково


Авторская программа

дополнительного образования детей

Автор:

Ушанева Татьяна Владимировна

Место работы: 

МБОУ гимназия №10 г. Гуково

Должность:

Учитель технологии и изобразительного искусства

Дополнительные сведения:

 Программа предназначена для  уч-ся 7-9 классов

2013 год

Пояснительная записка

Направленность программы:

Содержание программы школы «Мир творчества и увлечений» направленно на создание условий  для развития личности ребенка его интеллектуального и духовного развития стремления уч-ся к познанию истоков народного творчества и овладение навыками  и приемами декоративно – прикладного и изобразительного искусства.

Особенности программы:

Программа является базовой для  общего образования.

Практическая значимость:

В наш техногенный и механизированный век  очень важно  дать возможность детям соприкоснуться с народным творчеством источником, живых традиций ручного труда с творчеством возведенном в высшую степень мастерства и пропущенных через традиции и истории народов.

      Ребёнок, создающий своими руками прекрасное, никогда не сможет разрушить тоже прекрасное, но созданное другими. Душа его наполняется восторгом, он учится видеть то, что скрыто от глаз многих, учится уважать традиции, любить и беречь окружающий мир, природу.

Новизна программы:

Новизна программы заключается в том, что уч-ся получает знания и навыки  декоративно – прикладного искусства. Применение полученных знаний и умений в реальной жизни (умение создать панно, платок, шарф, скатерть, подушку, галстук, абажур, ширму, декорацию и т.д.), помогает реализоваться личности ребёнка, стимулирует творческое отношение к труду, помогает узнать культуру своего народа и народов мира. В настоящее время очень важным для развития современного общества является возрождение духовности. Приобщение детей к миру прекрасного раскрывает в них всё самое лучшее, светлое, доброе.

  Программа дает возможность уч-ся в течение  1-го года  получить комплекс теоретических вопросов в их деятельно – практическом аспекте.

Прогнозируемый результат:

К концу учебного курса уч-ся будут  уметь выполнять работы в технике «Батик» средней сложности с элементами вышивки. Овладеют техникой вышивки стебельчатого и тамбурного шва.

Выполнять работы совмещенной техники батик и стебельчатый и тамбурный шов.

 Выполнять эскизные наброски с натуры графике.

 

Цели:

  1. Формирование образа жизни ребенка, предусматривающего погружение в мировую художественную культуру.
  2. Создание условий для личностного роста, обучения и развития детей на основе национальных ценностей и традиций
  3. Творческая самореализация обучающегося

Задачи программы:

Обучающие:
*  знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения и декоративно-прикладного искусства;
*  формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных форм;
*  совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке с тканью;
*  приобретение навыков учебно-исследовательской работы.

Воспитательные:
осуществлять трудовое,  и эстетическое воспитание школьников;
воспитывать в детях любовь к родной стране, ее природе и людям;
добиться максимальной самостоятельности детского творчества;

Развивающие:
        Пробуждать любознательность в области, декоративно-прикладного искусства, технической эстетики;
        Развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству художника, дизайнера;
* формировать  творческие способности, духовную культуру и эмоциональное отношение к действительности;
* развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях;
* развивать способность к синтезу и анализу, гибкость и мобильность в поисках решений и генерирования идей.

Подход к изучению теоретических и практических вопросов:

Данная программа не ставит своей целью осветить всё разнообразие художественных народных ремесел (художественная роспись ткани, вышивка, совмещенная техника и т. д.). Она ограничивается краткими сведениями об истории их развития и даёт элементарные понятия о художественных и технических приемах народного творчества, что и определило структурное построение материала программы.

 Каждому виду творчества посвящен отдельный раздел программы, вначале которого даются краткие исторические сведения о рассматриваемых  художественных промыслах и ремеслах, рассказывается о художественных особенностях того или иного искусства, а затем  приводятся основные художественно – технические  приемы.

Многие технические и художественные приемы народных ремесел довольно просты, их освоение не требует больших усилий, но и здесь учащимся  необходимо внимание, усердие и трудолюбие. Ребята с самого начала должны проникнуться важностью своей работы.

Программа знакомит учащихся:

  1. с основами изобразительной грамоты и основами декоративно – прикладного искусства.
  2. историей развития художественных народных промыслов и объемной характеристикой, простейшими элементами орнамента.
  3. со своеобразной закономерностью построения объемных и орнаментированных форм, с традиционной ритмикой, на которой основаны гармония и красота изделия.

 Знание всех этих тонкостей поможет полноценному постижению основ художественного ремесла и проникновению в неповторимый мир волшебных превращений простых материалов в чудесные произведения искусств.

Программа предусматривает комплексное обучение и состоит из двух разделов:

Изобразительное искусство

Декоративно-прикладное искусство

Каждый из них содержит в себе совокупность  теоретического и практического материала необходимого для изучения данного предмета, а взаимодействие разделов, их взаимопроникновение, позволяет учащимся в наиболее полной и доступной форме освоить  весь курс «Мир творчества и увлечений». Виды работ, входящих в практическую часть могут изменяться в зависимости от материальной базы и желания руководителя.

Сроки реализации программы:

  Программа рассчитана на 1год обучения, с учетом возрастания сложности выполняемых работ в течении года, 2 часа в неделю.

Программой предусматривается организацию работы, направленную на формирование сотворческих отношений внутри коллектива,  осуществления дифференцированного подхода к детям различной подготовленности и одаренности.

Контингент учащихся:

В кружок «Мир творчества и увлечений» принимаются учащиеся седьмых – девятых классов. Группы формируются согласно  возрастным особенностям учащихся.

Виды контроля и механизмы оценки достижений уч-ся:

В процессе обучения применяются следующие виды контроля  знаний уч-ся:

  1. Вводный контроль, в начале каждого занятия.
  2. Текущий контроль, направленный на закрепление знаний пройденного материала.
  3. Итоговые занятия по истечении каждого полугодия.
  4. Годовой контроль в виде выполнения  контрольный самостоятельных практических работ.

Итоговый контроль по окончании изучения программы, в форме  выпускной авторской практической работы.

Предусматривается организация творческих отчетов коллектива и открытых занятий.

Перечень учебно-методического обеспечения:

Оборудование:

Учебный класс, соответствующий санитарно-гигиеническим и противопожарным требованиям. Столы, стулья, стеллажи для хранения материалов, инструментов, образцов,  методической литературы.   Подрамники разных размеров. Гладильная доска. Утюг. Фен. Электроплитка.

Материалы:

Набор красителей,  резервирующий состав, воск или парафин, различные виды тканей, нитки,  бумага для эскизов и зарисовок, баночки для воды, палитры, желатин, крахмал, соль для батика, мочевина, сухие красители.

Нитки мулине, калька.

Инструменты:

Стеклянные трубочки, шприц-флаконы, цветные резервы, кисти, карандаши, ножницы, иглы, кнопки-гвоздики, клей, резаки,

иголки, ножницы, простой карандаш,

                                               

  Дидактические материалы:

Наглядные пособия, художественные альбомы, журналы, книги, иллюстрации, фотографии, папки с рисунками, видео кассеты, компакт- диски, методические разработки: пособия, методическая литература.

Практика:

Выполнение заданий по темам учебного плана с использованием изобразительных материалов;

Организация выставок детских работ;

Экскурсии в музеи, посещение выставок;

Участие в проектной деятельности;

Участие в конкурсах, фестивалях, выставках различного уровня и тематики.

Программой предусматриваются различные формы индивидуальной и коллективной работы учащихся: экскурсии, посещение выставок, встречи с народными умельцами и т.д.

Программа адресована педагогам общеобразовательных учреждений на уроках технологии.

К концу обучения учащиеся должны знать:

  1. Что природа - неиссякаемый источник вдохновения для творчества;
  2. Законы композиции;
  3. Основы цветоведения;
  4. Разнообразие материалов и изобразительные средства;
  5. Некоторые понятия, термины изобразительного искусства и декоративно - прикладного творчества;

Уметь:

  1. Пользоваться художественными материалами и инструментами (краски, графические материалы, красители для ткани);
  2. Сознательно выбирать расположение листа в зависимости от содержания, составить композицию;
  3. Передавать фактуру, декорировать, создавать несложные орнаменты;
  4. Сознательно выбирать средства выражения замысла;
  5. Активизировать жизненную наблюдательность и фантазию, выполняя задания.
  6. Составить композицию, учитывая законы композиции;
  7. Подобрать гармоничную цветовую гамму цвета на ткани и вышивку .

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№  п/п

Тема занятия

Кол-во

часов

    Тео-

рия

     Прак-

тика

Вводное занятие.

 Беседа "История батика"

Техника безопасности при работе с материалом и инструментами.

Вводное занятие “Мир художника”.

2

1,5

0,5

Знакомство с различными видами художественной росписи ткани.

Точка, линии, пятно. Композиция “Кляксы”

2

1

1

Цветовой круг. Тёплые и холодные цвета. Композиция. “Краски осени на Дону”.

Изобразительные возможности батика.

Приготовление и смешение красителей.

2

0,5

1,5

Знакомство с различными видами ткани.

Применение ткани.

Знакомство с резервом.

Отработка приема проведения непрерывных линий резервом по контуру.

2

1

1

Роспись ткани в соответствии с эскизом.

2

0,5

1,5

Зарисовка цветов различной формы с элементами стилизации. Цветная графика.

2

0,5

1,5

Перевод рисунка на ткань.

Работа резервом по контуру.

2

0,5

1,5

Роспись ткани в соответствии с эскизом.

Динамическая композиция “Вальс цветов”. Ритмическая организация мотивов природы донского края в изображении.

6

1

5

Свободная роспись ткани

Техника «а ля прима»

Вливание красок

4

1

3

Моя первая картина.

Приемы ведения росписи в технике холодного батика. «Сказочная птица»

4

0,5

3,5

Применение вышивки в быту. Материалы и приспособления. Инструктаж по ТБ. Подготовка ткани для вышивания.

2

1,5

0,5

Виды стежков. Технология выполнения свободных швов.

Правила закрепления рабочей нити в начале и конце работы. Выполнение свободных швов:  «стебельчатый», «тамбурный».

4

1

5

Узелковый батик

«Подари мне платок»

Прокрашивание узелков.

Прокрашивание фоном. Оформление вышивкой .

6

1

5

Роспись ткани с применение резерва.

«Подводное царство».

Эскиз, контур

Заливка цветом

Оформление вышивкой («стебельчатым » швом)

6

1

5

Свободная роспись ткани с применением поваренной соли.

«Парео»

2

0,5

1,5

Роспись ткани с применением  золотого резерва.

 «Подсолнухи»

Эскиз, контур

Заливка цветом

6

1

5

Роспись ткани с применение серебряного резерва.

«Зимние узоры»

Эскиз, контур

Заливка цветом

Оформление вышивкой («стебельчатым »швом)

6

1

5

Роспись ткани с применением цветного резерва.

«Степной тюльпан»

Эскиз, контур

Заливка цветом

4

1

3

Выполнение панно на свободную тему с элементами вышивки.

 «Я создаю батик»

6

0,5

5,5

Итоговое занятие. Оформление выставки работ.

2

2

                                                                                                    Всего часов:

72

Список использованной литературы

  1. Журнал «Школа и производство».
  2. Программа образовательной области «Технология». - М., 2005.
  3. Ярыгина А.А.Этот чудесный батик.- Волгоград, 2007.
  4. Арманд Т. Руководство по росписи ткани. - СПб., 1992.
  5. Жохина С.К. Батик. – Ярославль. Академия развития, 2006.
  6. Гильман Р.А. Художественная роспись тканей. – М.: Гуманитарный
  1. издательский центр ВЛАДОС, 2005.
  1. Сараево Ю. С. Роспись по ткани. - Ростов-на-Дону, 2000.
  2. Танкус О. В., Гроховская Л. М. Технология росписи тканей. -М., 1969.
  3. Андреева И. – Шитье и рукоделие: энциклопедия – Москва. Большая Российская энциклопедия ,1994
  4. Будур Н.-Полная энциклопедия женских рукоделий – Москва. Олма-Пресс 1999.
  5. Королёва Н.С. Народная вышивка. М.,1999.
  6. Попова О.С. Русское народное искусство. М., 2003.
  7. Работнова И.П. Художественная вышивка. М., 2000.

Содержание занятий

Занятие №1

Вводное занятие.  Беседа "История батика" Техника безопасности при работе с материалом и инструментами.  Вводное занятие “Мир художника”.

Содержание занятия:

Знакомство ИГРА НА ЗНАКОМСТВО " ИМЯ-КАЧЕСТВО"

Играющие по кругу передают друг другу кисточку(или другой предмет), называя при этом свое имя и какое-нибудь качество, начинающееся с той же буквы, что и имя.

Например: "Я - Катя. Я красивая, кроткая, критичная."

История возникновения батика, от истоков к современности.

Инструменты и материалы, необходимые для работы. Соблюдение техники безопасной работы.  Соблюдение санитарно-гигиенических требований.

Представление программы. Показ детских работ. Информация о различных материалах и техниках. Организация рабочего места. Выбор темы и материалов свободный. Показ приёмов работы одним из материалов.

Практическая работа: выполнение эскизов осенних цветов цветными карандашами.

Занятие №2

Знакомство с различными видами художественной росписи ткани.

Точка, линии, пятно. Композиция “Кляксы”

Содержание занятия:

Знакомство с различными видами художественной росписи ткани:

  1. Холодный батик
  2. Акварельная роспись
  3. Свободная роспись

Практическая работа:

Первичное знакомство с графическими материалами. Отпечатки – силуэты, получаемые тушью и нитью, уложенной петлёй внутри сложенного листа бумаги. Развивать умение видеть. Дорисовать увиденное точкой, линией.

Материалы и оборудование: плотная бумага, карандаши простые (Т,ТМ,2М), тушь, фломастеры, гелевые ручки, нитки.

Занятие №3

Цветовой круг. Тёплые и холодные цвета. Изобразительные возможности батика.   Приготовление и смешение красителей. Композиция. “Краски осени на Дону”.

Содержание занятия:

Знакомство с цветовым кругом, смешивание цветов. Теплые холодные тона. Правила создания композиции. Способы смешивания красок для батика. Причины возникающие при выполнении работы и их устранение.

Работа красками. Перед началом работы проверьте наличие всех красок для цветовой гаммы Вашего эскиза. При работе всегда используйте палитру для смешивания красок. Для этого хорошо подходит белое фарфоровое блюдце, или тарелка.

Помните:

  1. Смешивать можно не более трёх цветов одновременно, иначе получится грязь.
  2. Краски сильно высветляются при высыхании.
  3. Заполнять большие участки изделия следует быстро и уверенно, поскольку, если работа подсохнет, то образуются "ореолы" и подтёки.
  4. Кайму платка  заливают с верха левого угла в обе стороны сразу, иначе могут возникнуть пятна и потёки, а любые большие площади изделий заливают с лева направо и сверху вниз, во избежание тех же проблем.

Практическая работа.

Композиция «Краски осени на Дону».

Материалы и оборудование: плотная бумага, карандаши простые (Т,ТМ,2М), акварельные краски.

Занятие №4

Знакомство с различными видами ткани.  Применение ткани. Знакомство с резервом.

Отработка приема проведения непрерывных линий резервом по контуру.

Содержание занятия:

Виды ткани, применяемые для росписи только натуральные.   Перед работой ткань рекомендуется промыть в горячем мыльном растворе, прополоскать в горячей и холодной воде, т.к. на производстве ткани пропитывают аплитурой, которая мешает растёку краски. Можно добавить 1 чайную ложку соды на 1 литр воды. Способы закрепления ткани на рамку. другу. Основа и уток должны  быть строго  перпендикулярны друг.                                    

Знакомство с резервом. В холодном батике используется прозрачный резервный состав, растворимый в бензине. Готовый резерв можно купить в магазинах, где продаются товары для художников. Импортные контурные составы могут быть окрашены в различные цвета.

Для нанесения резерва нужна специальная стеклянная трубочка с загнутым носиком и шаровидным расширением для запаса резерва. Импортный резерв обычно расфасован в пластиковые тюбики или флаконы с насадками, из которых его можно наносить непосредственно на ткань.

Приемы нанесения резерва на ткань.

Практическая работа

Школьники создают абстрактную композицию, выполняя ее сначала контурно простым карандашом (ТМ) на листе бумаги. Когда контурный рисунок готов, его переводят на ткань простым мягким карандашом (2М, ЗМ).

Работа ведется в следующей последовательности:

  1. Разложите перед собой ткань с готовым рисунком.
  2. Справа от нее поставьте баночку с резервом.
  3. Взять в левую руку салфетку, а в правую - трубочку.
  4. Заполненной составом трубочкой начинайте медленно обводить контур рисунка на ткани.
  5. Для того чтобы контур получился аккуратным необходимо начинать работу с левого верхнего угла.
  6. Трубочку надо держать под углом 45 градусов к поверхности ткани.
  7. Готовый рисунок на ткани оставьте на столе для просыхания.

Материалы и оборудование: ткань (шелк), карандаши простые (2М, ЗМ), емкость с резервирующим составом, стеклянная трубочка для резерва, салфетки тканевые, подрамник, кнопки.

Занятие №5

Роспись ткани в соответствии с эскизом.

Содержание занятия:

Способы и последовательность нанесения красок на выполненную резервом работу.

  1. Краску можно наносить только на влажный ткань.
  2. Выберите рисуемый объект, смочите чистой водой ткань внутри его контура, затем наносите краску.
  3. Можно растушевывать краску водой, создавая растяжку цвета от темного к светлому.
  4. Можно также, используя наложение нескольких цветов, создавать оттенки непосредственно на полотне.
  5. Использование темных и светлых оттенков позволяет добиться эффекта объемности.
  6. Последним рисуется фон.

Практическая работа.

Роспись геометрического эскиза.  Сушить работу нужно на сухой и чистой горизонтальной поверхности.

Материалы и оборудование: ткань (шелк), салфетки тканевые, подрамник, кнопки, красители для батика, кисти беличьи №4, 6, емкости для колеров, емкость для воды.

Занятие №7

Зарисовка цветов различной формы с элементами стилизации. Цветная графика.

Содержание занятия:

Привлечение внимания к красоте форм живой природы. Гуашь, фломастеры, гелевые ручки. Понятие: декоративный, оверлеппинг. Изучение рассматриваемого цветка. Пластика линий и декора должна соответствовать пластике изученного природного мотива. Создание композиции, где одна форма частично совпадает или наложена на другую. Разработки поверхности изображения линией, точкой, штрихом. Использовать живые цветы, муляжи, гербарии, атласы и фотографии.

Практическая работа.  

Выполнение эскизов для будущей работы «Вальс цветов».

Материалы и оборудование: плотная бумага, карандаши простые (Т,ТМ,2М), гуашь, фломастеры, гелевые ручки.

Занятие №8

Перевод рисунка на ткань. Работа резервом по контуру.

Содержание занятия:

Рисунок на ткань перенести с помощью кальки на плотную бумагу. Далее обведите перенесённый рисунок тушью или чёрным маркером (фломастером). Лини должны быть видны через ткань. Подложите под ткань бумагу с образцом рисунка, закрепите с помощью иголок (скрепок, что Вам более удобно). Перенесите рисунок на ткань простым карандашом. Переводить необходимо аккуратно, линии должны быть неяркими, чтобы в дальнейшем они были не видны под контурным составом.

Если рисунок очень хорошо просвечивается сквозь ткань, можно обводить его резервным составом сразу.

Но при этом ткань нужно будет натянуть на специальную раздвижную раму для росписи ткани (продают в специализированных магазинах для художников). Ткань на раму натягивают по часовой стрелке на специальные крючки или на канцелярские кнопки. Натягивайте ткань туго, как "барабан", с сохранением перпендикулярности нитей. Если же ткань будет натянута неверно, то рисунок может исказиться! 

 Практическая работа
Перенос рисунка на ткань, обвести линии резервом. Проверьте, чтобы линии резерва были замкнутыми и непрерывными по всему контуру.

Материалы и оборудование: ткань (шелк), карандаши простые (2М, ЗМ), емкость с резервирующим составом, стеклянная трубочка для резерва, салфетки тканевые, подрамник, кнопки.

Занятие №8

Роспись ткани в соответствии с эскизом. Динамическая композиция “Вальс цветов”. Ритмическая организация мотивов природы донского края в изображении.

Содержание занятия:

После высыхания резерва можно приступить к живописи. Краску можно наносить только на влажный шелк. Поэтому выберите рисуемый объект, смочите чистой водой ткань внутри его контура, затем наносите краску.  

Вы можете растушевывать краску водой, создавая растяжку цвета от темного к светлому.

Можно также, использовать наложение нескольких цветов, создавать оттенки непосредственно на полотне. Старайтесь рисовать свою работу, начиная с главного, постепенно переходя к второстепенному. Последним рисуется фон. Он должен подчеркнуть, выделить объекты, нарисованные Вами, поэтому старайтесь, чтобы по цвету, он не сливался с изображенными ранее предметами.

Практическая работа

Роспись подготовленной работы в соответствии с эскизом.

Материалы и оборудование: ткань (шелк), карандаши простые (2М, ЗМ), емкость с резервирующим составом, стеклянная трубочка для резерва, салфетки тканевые, подрамник, кнопки, красители для батика, кисти беличьи №4, 6, емкости для колеров, емкость для воды.

Занятие №9

Свободная роспись ткани. Техника «а ля прима».  Вливание красок.

Содержание занятия:

Научить приему свободной росписи ткани в технике «а ля прима» и вливанию красок.

На ткань в свободном порядке наносят карандашом простые геометрические фигуры (круги, квадраты, треугольники) и обводят их резервирующим составом. После высыхания резерва ткань натягивается на подрамник, и приступают к росписи. Педагог показывает детям прием свободной росписи в технике «а ля прима». Для этого сначала крупной щетинной кистью смачивают всю поверхность ткани, не оставляя никаких сухих мест. После этого щетинной или беличьей кистью начинают выполнять заливки, двигая руку, сверху вниз и справа налево. Цвета выбираются произвольно и смешиваются непосредственно на ткани. В ходе работы обращает внимание на то, что в местах соприкосновения одного цвета с другим образуются дополнительные оттенки, которые делают работы более интересными. Готовые батики остаются на подрамниках до полного высыхания. А затем подвергаются запарке.

Практическая работа

Выполнение картины  в технике «а ля прима».

Материалы и оборудование: ткань (шелк), карандаши простые (2М, ЗМ), емкость с резервирующим составом, стеклянная трубочка для резерва, салфетки тканевые, подрамник, кнопки, красители для батика, кисти беличьи №4, 6, емкости для колеров, емкость для воды.

Занятие №10

Моя первая картина. Приемы ведения росписи в технике холодного батика. «Сказочная птица».

Содержание занятия:

Обогащать визуальный опыт детей через окружающий мир природы. Просмотреть фотографии редких, вымирающих птиц родного края. Создать свой образ птицы.

Последовательность работы по созданию картины.

  1. Выполнить эскиз
  2. Перенести эскиз на ткань
  3. Закрепить ткань на рамке
  4. Обвести резервирующим составом линии рисунка
  5. Высушить контур
  6. Намочить водой участок под окраску
  7. Нанести краску для батика
  8. Готовую работу высушить горизонтально.

Практическая работа.

Картина «Сказочная птица»

Материалы и оборудование: ткань (шелк), карандаши простые (2М, ЗМ), емкость с резервирующим составом, стеклянная трубочка для резерва, салфетки тканевые, подрамник, кнопки, красители для батика, кисти беличьи №4, 6, емкости для колеров, емкость для воды.

Занятие №11

Применение вышивки в быту. Материалы и приспособления. Инструктаж по ТБ. Подготовка ткани для вышивания.

Содержание занятия:

Дать общие понятие о вышивке  ее применение в быту. Вышивкой украшали иконы, книги, одежду, кошельки, обувь, пояса, конскую сбрую, жилище. Умение вышивать было обязательным не только для крестьянок, но и для женщин всех сословий, в том числе и дворянского.   Умели шить и вышивать и самые знатные дамы общества, много примеров дает нам классическая литература. Чаще всего вышивкой украшали свадебные и праздничные рубахи, холщевые сарафаны, головные уборы, платки, полотенца, подзоры, столешницы, орнаменты которых рассказывали о неразрывной связи человека и природы, о красоте, силе и многообразии окружающего мира.

Техника безлопастной работы при вышивании.

  1. Вкалывать в одежду иголки.
  2. Брать в рот иголки.
  3. Оставлять иголки без присмотра.
  4. Пользоваться ржавой иглой.
  5. Шить на мягкой мебели.
  6. Перекусывать нитку зубами.
  7. Ручные работы необходимо выполнять с наперстком.
  8. Ножницы класть на видное место и с сомкнутыми лезвиями.
  9. Работать в хорошо освещенном месте.
  10. При работе с утюгом, выключать сразу после выполнения работы,
  11. берясь за вилку.
  12. Длина нити не должна быть очень большой (две длины локтя).
  13. Знакомство с основными приемами вдевания нитки в иголку.

Подготовка ткани к работе.

Практическая работа

Подготовка ткани к работе .

Материалы и оборудование: ткань натуральная(хлопковая), карандаш, линейка, ножницы.

Занятие №12

Виды стежков. Технология выполнения свободных швов.

Правила закрепления рабочей нити в начале и конце работы. Выполнение свободных швов: «стебельчатый», «тамбурный».

Содержание занятия:

Ознакомить учащихся с простейшими ручными швами для вышивки. Научить способам закрепления нити. Выполнения стебельчатого шва. Шов представляет собой ряд косых стежков плотно прилегающих друг к другу. Его можно выполнять в направлении слева направо и от себя. Сделав на ткани первый стежок на себя, и выводят у середины предыдущего стежка слева. Нитку затягивают, укладывают к себе и прижимают к ткани большим пальцем левой руки. Выполняя второй стежок, делают прокол в ткани выше первого стежка левой стороны. Так шов выполняют движением иглы к себе, укладывая стежки движением от себя. Каждый новый стежок при этом выходит вперед на половину предыдущего. При выполнении стебельчатого шва рабочая нитка должна быть всегда с одной стороны- справа или слева. Менять направление нитки во время работы нельзя, так как нарушится структура шва. Стебельчатым швом вышивают стебли и веточки, обшивают мотивы узора в вышивке.

Тамбурный шов – это непрерывная цепочка из петелек, выходящих одна из другой. Петельки могут быть мелкие и крупные в зависимости от толщины нитки и длины, выполняемого стежка. Для получения цепочки иглу вводят на лицевую сторону ткани в начале работы и снова вкалывают рядом с точкой выхода, делают вертикальный стежок нужной длины в направлении сверху в низ. Рабочую нить при этом укладывают слева и прижимают большим пальцем левой руки. Иглу вытягивают, нитка ложится под иголку, образуя пятно. Для следующего стежка игла вводится на расстояние стежка и вновь образуется петля.

Практическая работа.

Выполнение стебельчатого и тамбурного шва.

Материалы и оборудование: ткань(хлопковая), карандаш, ножницы, игла, нитки мулине.

Занятие №13

Узелковый батик:«Подарок маме». Прокрашивание узелков. Прокрашивание фоном. Оформление вышивкой .

Содержание занятия:

Научить технике узелкового батика. Различные цветовые эффекты можно получить за счет перевязывания отдельных участков ткани узелками, получая при этом одно- или многоцветные эффекты на различных типах тканей.

 Суть этого метода состоит в том, что перед крашением ткань по предварительно определенной схеме складывают и перевязывают нитями (х/б, шелковыми, льняными). После этого ткань красят по технологии гладкого крашения.

Таким способом можно получить рисунок с растяжкой от светлого к темному оттенку, многоцветный рисунок (при повторении крашения 2-3 раза красками других цветов). Многоразовое крашение делается от светлого тона к темному.

Для выполнении работы можно использовать несколько приемов. Завязывать узелки, прошивать изделие нитями и стягивать, перекручивать нитями ткань.

Для выполнения платка будем способ перекручивания ткани. После подготовки ткань прокрашиваем тремя цветами. Единственное правило — не смешивать все три цвета одновременно, иначе получится грязно-черный цвет.

Использовать для украшения готового изделия вышивку стебельчатым швом.

Практическая работа.

Платок «Подарок маме.

Материалы и оборудование: тонкая хлопчатобумажная ткань, большой эмалированный таз, хлопчатобумажные нитки № 10 и хлопчатобумажные веревки разной толщины, краски для окрашивания ткани, нитки мулине, ножницы, игла.

Занятие №14

Роспись ткани с применение резерва.  «Подводное царство». Эскиз, контур, заливка цветом

Оформление вышивкой («стебельчатым »швом)

Содержание занятия:

Создание изображения морского дна и его обитателей в технике батика, закрепление навыков работы с резервом и колерами, обучение приемам стилизации и законам колорита (смешанная гамма цветов).

Создать эскиз «Подводного царства». Карандашом нанесите на ткань изображение рыб, ракушек, водорослей, камушков и обведите его резервирующим составом. После высыхания резерва натяните ткань на подрамник и произведите роспись.

Практическая работа.

Картина «поводное царство».

Материалы и оборудование: подрамник, кнопки, ткань (бязь), карандаши простые (2М, ЗМ), резервирующий состав, стеклянная трубочка, кисти беличьи № 4, 6, кисти щетинные № 7, 10, красители для батика, емкости для колеров, емкость для воды, салфетки.

Занятие №15

Свободная роспись ткани с применением поваренной соли.

«Парео»

Содержание занятия:

Научить приему свободной росписи ткани с применением поваренной соли.На ткань в свободном порядке наносят карандашом простые фигуры и обводят их резервирующим составом. После высыхания резерва ткань натягивается на подрамник, и приступают к росписи. Для этого сначала крупной щетинной кистью смачивают всю поверхность ткани, не оставляя никаких сухих мест. После этого щетинной или беличьей кистью начинают выполнять заливки, двигая руку, сверху вниз и справа налево. Цвета выбираются произвольно и смешиваются непосредственно на ткани. Обратить внимание детей на то, что парео - это шелковый платок, который используют женщины тропических стран. В этих странах много солнца, невиданных растений и насекомых с необычной окраской и глубокое бирюзовое море. Поэтому цвета для парео лучше брать чистые, яркие, насыщенные: желтый, оранжевый, фиолетовый, бирюзовый, синий, изумрудный и др. В ходе работы обращает внимание на то, что в местах соприкосновения одного цвета с другим образуются дополнительные оттенки, которые делают работы более интересными. 

     Прокраска ткани темной краской с применением соли, для обогащения фактуры пятна. Готовые батики остаются на подрамниках до полного высыхания. Производится доработка изображения. А затем  работа подвергаются запарке.

Практическая работа.

Выполнение «Парео»

Материалы и оборудование: ткань (шелк), карандаши простые (2М, ЗМ), емкость с резервирующим составом, стеклянная трубочка для резерва, салфетки тканевые, подрамник, кнопки, красители для батика, кисти беличьи №4, 6, кисти щетинные № 10, емкости для колеров, емкость для воды.

Занятие №16

Роспись ткани с применением  золотого резерва.   «Подсолнухи». Эскиз, контур

Заливка цветом.

Содержание занятия:

Создание панно из растительных элементов в технике батика, совершенствование навыков работы с резервом и колерами, обучение приемам стилизации и законам колорита.

Практическая работа.

Картина «Подсолнухи»

Материалы и оборудование: подрамник, кнопки, ткань (атлас), карандаши простые (2М, ЗМ), резервирующий состав, стеклянная трубочка, кисти беличьи № 4, № 6, кисти щетинные № 7, 10, красители для батика, емкости для колеров, емкость для воды, салфетки.

Занятие №17

Роспись ткани с применение серебряного резерва.  «Зимние узоры»

Эскиз, контур. Заливка цветом. Оформление вышивкой («стебельчатым »швом).

Содержание занятия:

Создание декоративного пейзажного панно в технике батика, совершенствование навыков работы с резервом и колерами, обучение приемам стилизации и законам колорита.

Разработать эскиз декоративного панно. Полученное изображение наносят на ткань и обводят его резервирующим составом. После высыхания резерва ткань натягивают на подрамник и приступают к росписи.

Практическая работа.

Панно «Зимние узоры».

Материалы и оборудование: подрамник, кнопки, ткань (атлас), карандаши простые (2М, ЗМ), резервирующий состав, стеклянная трубочка, кисти беличьи № 4, 6, кисти щетинные № 7, 10, красители для батика, емкости для колеров, емкость для воды, салфетки.

Занятие №18

Роспись ткани с применением цветного резерва.  «Степной тюльпан»

Эскиз, контур. Заливка цветом

Содержание занятия:

Создание панно из растительных элементов в технике батика, совершенствование навыков работы с резервом и колерами, обучение приемам стилизации и законам колорита.

Разработать эскиз декоративного панно с использованием растительных мотивов. В качестве основы для композиции применяются наброски с изображением дикого степного тюльпана, выполненные в ходе рисования с фотографий. Полученное изображение наносят на ткань и обводят его резервирующим составом. После высыхания резерва ткань натягивают на подрамник и приступают к росписи.

Практическая работа.

Картина «Степной тюльпан»

Материалы и оборудование: подрамник, кнопки, ткань (атлас), карандаши простые (2М, ЗМ), резервирующий состав, стеклянная трубочка, кисти беличьи № 4, 6, кисти щетинные № 7, 10, красители для батика, емкости для колеров, емкость для воды, салфетки.

Занятие №19

Выполнение панно на свободную тему с элементами вышивки.

 «Я создаю батик».

Содержание занятия:

Создание панно на свободную тему в технике  холодного батика с элементами вышивки, совершенствование навыков работы с резервом и колерами, работа над художественным образом, рождение, разработка и реализация художественного замысла.

Дети разрабатывают эскиз тематического панно. Полученное изображение наносят на ткань и обводят его резервирующим составом. После высыхания резерва ткань натягивают на подрамник и приступают к росписи.

Практическая работа.

Панно с элементами вышивки.

Материалы и оборудование: подрамник, кнопки, ткань, карандаши простые (2М, ЗМ), резервирующий состав, стеклянная трубочка, кисти беличьи № 4, 6, кисти щетинные № 7, 10, красители для батика, емкости для колеров, емкость для воды, салфетки

Занятие №20

Итоговое занятие. Оформление выставки работ.

Содержание занятия:

 I этап-отбор работ

 В течение года проводились обсуждения работ учащихся, и был проведен отбор работ для итоговой выставки.

 II этап- оформление работ 

Как правильно оформить батик

Следует отметить, что после высыхания батик как таковой уже готов. Однако в таком виде он может быть легко испорчен в случае попадания на него воды или других жидкостей. Чтобы этого не случилось, готовые батики запаривают. Существуют специальные промышленные установки-автоклавы, в которых производится обработка произведений батика паром при высокой температуре. Но произвести запарку небольших по размеру батиков можно и в домашних условиях.

Для этого понадобится утюг с отпаривателем и тонкая белая бумага (папиросная). Поверх батика прокладывают два-три слоя бумаги, ставят утюг на максимальную температуру и режим отпаривания, а затем тщательно проглаживают поверхность бумаги. Для достижения наибольшего эффекта производят проглаживание два или три раза. После этого бумагу снимают, а готовый батик оформляют в соответствии с его назначением.

Как правило, станковые работы с художественной росписью по ткани помещают в рамку под стекло.    Подписи к работам выполняются на специальных этикетках. Этикетки закрепляются в нижнем правом углу или на стене справа от работы на уровне ее нижнего края.

         

           III этап- оформление выставки

В оформлении экспозиции можно использовать разные методы.

Традиционный, когда работы развешиваются в один ряд по нижнему уровню. Высота развески находится на уровне глаз.

В оформлении может быть использован театральный подход. Пространство можно моделировать, исходя из образа выставки, устанавливая различные щиты или навешивая рулоны в виде лабиринта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного курса «Информатика и ИКТ» для 6 класса на 2012-2013 уч.год. Программа составлена на основе авторской программы Босова Л.Л. для базового уровня 6 класса. Рассчитана на 35 учебных часа

Рабочая  программа  учебного курса    «Информатика и ИКТ»  для 6 класса на 2012-2013 уч.год. Программа составлена на основе авторской программы Босова Л.Л. для базового уровня...

Рабочая программа , составленная на основе Авторской программы основного общего образования по математике под редакцией В.И. Жохова, УМК Н.Я. Виленкин и др Составила программу Тычкова И.В.

Рабочая программа по математике для 5 класса В составлена на основании  следующих нормативно-правовых документов:Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 6 КЛАСС, География. Природа и люди, Программа разработана на основе авторской программы: А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной, В.В. Николиной. Москва «Просвещение», 2008г.,

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 6 КЛАСС, География. Природа и люди, Программа разработана на основе авторской программы: А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной, В.В. Николиной. Москва «Просвещение», 2008г.,...

рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещение, 2011).

Рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Прос...

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и авторской программы. Программа по лит

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовател...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА УРОВНЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ 5-7 КЛАССОВ (составлена на основе авторской программы «Изобразительное искусство и художественный труд» авторского коллектива под руководством Б. М. Нем

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАПО ПРЕДМЕТУ  ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА УРОВНЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ  5-7  КЛАССОВ(составлена на основе авторской программы «Изобразительное искус...