Конспект урока искусства в 8 классе по теме : "О чем может рассказать картина? П.Пикассо. "Герника". 1937 г."
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 8 класс) по теме

Маркушева Светлана Петровна

Тема: " О чём может рассказать картина?( П. Пикассо, «Герника» 1937 г)."

Методическая разработка   конспекта   урока  искусства в 8 классе с использованием образовательной  технологии «критического мышления» и элементов «проблемного обучения». Урок целесообразно проводить в качестве вводного в блоке уроков по теме "Искусство Авангарда", поскольку он в активной форме знакомит учащихся со спецификой языка авангардного искусства и новыми критериями восприятия и оценки художественного произведения,  попутно решая проблемы смещения акцентов в искусстве  в эпоху 40-х годов 20 столетия  на идеалы гражданственности, патриотизма и пацифизма. Урок построен на принципах сравнительного анализа  художественных произведений и применения методов эмпирического восприятия и аналитически-синтетического логического мышления, что позволяет каждому учащемуся не только узнать новое, но и прочувствовать и осознать необходимую информацию, встраивая её в структуру ценностно-ориентированных  отношений к действительности.

Цель:

— способствовать развитию образного восприятия визуального мира и освоению способов художественного, творческого самовыражения личности;

— содействовать  гармонизации эмоционального, духовного и интеллектуального развития личности как основе формирования целостного представления о мире;

—  развитие способностей к художественно-творческому познанию мира и себя в этом мире;

Задачи  урока:

 - Ознакомление с историей развития  изобразительного искусства, приобщение к ценностям

  -  формирование морально-нравственных ценностей, представлений о реальной художественной картине мира, в историческом развитии.

 - развитие эмоционально-образного, художественного типа мышления, на основе деятельностного  и проблемного подходов,  формирование основ критического мышления на базе восприятия и анализа произведений изобразительного искусства,

-  развитие навыков эмпирического  восприятия художественного произведения.

 -  формирование  аналитических умений, на основе  использования  элементов проблемного обучения  и к критического мышления.

 - расширение представлений о критериальной оценке произведения изобразительного искусства с позиции современников.

-   формирование  понимания  вклада и роли авангардного искусства в  мировую художественную культуру, формирование личностного  оценочного  отношения  к достижениям культуры и искусства периода 20 столетия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_iskusstva_v_8_klass._avangard_-_gernika.doc811.5 КБ

Предварительный просмотр:

Автор: Маркушева Светлана Петровна -

учитель изобразительного искусства

ГБОУ СОШ №262, г. Санкт – Петербург.

____________________________________________

Конспект урока искусства в 8 классе

к тематическому блоку «Искусство Авангарда».

Эпиграф:

«Я терпеть не могу людей, которые говорят о прекрасном. Что есть прекрасное? Надо говорить о проблемах в живописи» - Пабло Пикассо.

Тема: « Очём может рассказать картина?( П. Пикассо, «Герника» 1937 г).

Методическая разработка   конспекта   урокоа  искусства в 8 классе с использованием образовательной  технологии «критического мышления» и элементов «проблемного обучения».

Цель:
— способствовать развитию образного восприятия визуального мира и освоению способов художественного, творческого самовыражения личности;
— содействовать  гармонизации эмоционального, духовного и интеллектуального развития личности как основе формирования целостного представления о мире;
—  развитие способностей к художественно-творческому познанию мира и себя в этом мире;

Задачи  урока:

 - Ознакомление с историей развития  изобразительного искусства, приобщение к ценностям мировой культуры,

  -  формирование морально-нравственных ценностей, представлений о реальной художественной картине мира, в историческом развитии.

 - развитие эмоционально-образного, художественного типа мышления, на основе деятельностного  и проблемного подходов,  формирование основ критического мышления на базе восприятия и анализа произведений изобразительного искусства,

-  развитие навыков эмперического  восприятия художественного произведения.

 -  формирование  аналитических умений, на основе  использования  элементов проблемного обучения  и к критического мышления.

 - расширение представлений о критериальной оценке произведения изобразительного искусства с позиции современников.

-   формирование  понимания  вклада и роли авангардного искусства в  мировую художественную культуру, формирование личностного  оценочного  отношения  к достижениям культуры и искусства периода 20 столетияhttp://www.pablo-ruiz-picasso.ru/quotes.php

ОБОРУДОВАНИЕ:

Визуальный  иллюстративный материал  материал-   слайды, представленных в конспекте репродукций художественных произведений,  мультимедиапроектор для демонстрации слайдов. Раздаточный материал – листочки бумаги для фиксации впечатлений и ответов на вопросы.

Вступление:  Ребята, сегодня мы с вами попытаемся  вступить в диалог с художественным произведением.  Для того чтобы диалог состоялся необходимы два его составляющих компонента: само художественное произведение ( в данном  случае – его репродукция, а точнее слайд) и конечно, зритель, причем не равнодушный, а заинтересованный прежде всего в достижении  ответа на вопрос : о чем хочет рассказать нам картина? Этот  неслышный   диалог  между зрителем и художественным произведением  происходит на языке  изобразительного  искусства  посредством  художественных образов, созданных  на языке  линий, форм, цвета, ритма, гармоничных структур  организации пространства картины – композиции.  Но за всем этим богатством и своеобразием выразительных средств   кроется  целенаправленная  идея художника -   главного «невидимого»  героя живописи, который начинает общение со зрителем  посредством своего художественного произведения.

Итак, мы переходим к самой картине. Внимательно рассмотрите  произведение и  постарайтесь ответить на несколько вопросов.

1  этап работы:

 (  Демонстрируется слайд с изображением картины  П.Пикассо  «Герника» Слайд не подписан.. Пауза около минуты рассчитанная на восприятие , затем опрос  и фиксация ответов в таблице на доске в обобщённом виде. Формулировка  и  последовательность вопросов составлена с учетом первоначального восприятия, при отсутствии информации о самом  художественном произведении, истории создания и др. Затем  последовательно задаются вопросы, а ответы фиксируются в таблице  на доске, где отмечаются знаками положительные и негативные характеристики, а также эпитеты ощущений.  Ещё очень важное условие  работы на уровне первоначального восприятия картины: в обсуждении участвуют только те учащиеся, кто не знаком с произведением и творчеством  художника. С  остальными  учащимися необходимо договориться, чтобы они воздержались от высказываний любого рода вслух до следующего этапа работы.)

Вопросы:

1.Заставляет ли картина обратить на себя внимание или равнодушно пройти мимо?

2. Какое общее впечатление оставляет произведение у зрителя?

3. Что не нравится, раздражает,  вызывает отрицательные эмоции?

4. Что вызывает положительные эмоции?

5. Что не понятно или вызывает недоумение?

6  Какое душевное состояние или эмоцию можно проиллюстрировать этой картиной?

7  Какое название ты бы дал этому произведению?

8. Нравится вам это произведение или нет ?

2 этап  работы с произведением:   сравнительный анализ  художественных средств.

(на слайде –репродукции картины появляется  имя автора, название картины, год создания – которые дают дополнительную информацию к размышлению.  Учитель с учащимися проводит  анализ  данных. Некоторые учащиеся, скорее всего, сориентируются во временных границах создания  картины и обоснуют социально – политическую ситуацию,  и логически выйдут на тему фашизма и 2 мировой войны).

(Далее учитель самостоятельно или с помощью привлечения к ответу учащихся, хорошо знающих творчество П. Пикассо и знакомых с художественным произведением «Герника»,  знакомит  класс с историей создания картины и эпизодами  биографии великого художника в  период 30-40-х годо 20 столетия. )

«Picasso; собственно Руис-и-Пикассо, Ruiz у Picasso) (1881-1973), французский художник. Испанец по происхождению. Учился у своего отца - X. Руиса, в школах изящных искусств в Ла-Корунье (1894-95), Барселоне (с 1895) и Мадриде (1897-98). С 1904 постоянно жил во Франции. Первые значительные произведения Пикассо создал уже в начале 1900-х гг. Начиная с 1905 года художник ищет новые формы для выражения своих идей, фоном которых служит нескончаемый социально-политический кризис в обществе, нарастание противоречий, крушение  нравственных и эстетических идеалов. Пикассо экспериментирует с формой,  разрушая её и создавая, строя новую, совершенно по другим принципам – так появляется  КУБИЗМ.

«Творческая биография Пабло Пикассо по-настоящему экстремальна. Марк Шагал как-то сказал, что Пикассо меняет стиль чаще, чем носки. Он настолько разный в каждый следующий период, что кажется, что это писали разные люди. «Все имеют право меняться, даже художники,» — острил сам Пикассо по этому поводу. И хотя он вошел в историю мирового искусства как создатель кубизма, однако кубизм как таковой был лишь одним из периодов его творчества, и занял лишь одно десятилетие. А он творил более 70 лет!

В конце 30-х годов в нескольких странах Европы фашистские диктатуры пришли к власти, мировое сообщество стояло на грани войны. Хотя в период 37 года художник жил и работал во Франции, он не мог не узнать и не остался равнодушным к событию, потрясшему мир – ночной внезапной бомбардировке  фашистской Германией  мирного маленького городка ГЕРНИКА в провинции басков на его родине в Испании. На этот акт геноцида художник отвечает своим творчеством. Буквально за несколько недель он создаёт своё полотно с одноимённым названием. Его реакция на господствующий в буржуазном мире дух насилия, попрание человеческих прав, боль и страдания людей получает метафорическую окраску, зачастую выражается языком мрачного гротеска, в искажённых, режущих глаз формах целой серии картин периода  протеста против фашиствующего произвола.

Картина была экспонирована на Международной выставке в Париже и вызвала неоднозначную реакцию зрителей.

С этого же времени во всей полноте начинает выявляться общественная позиция Пикассо. Он становится видным деятелем Народного фронта во Франции, активно участвует в борьбе испанского народа с фашизмом (1936-39).

В годы второй мировой войны 1939-45 Пикассо остаётся в оккупированной немецко-фашистскими войсками Франции и принимает участие в Движении Сопротивления, вступает в ряды Французской коммунистической партии. После войны он находится в первых рядах борцов за мир и демократию.

 Теперь, когда вы, ребята знаете историю создания картины, ситуацию в мире в период 30-40-х годов 20-го столетия, и отношение самого Пабло Пикассо к конкретному   случаю  геноцида  гитлеровцев и отношение к фашизму, как политической системе. Многое, что ранее   в картине «Герника»  вызывало недоумение, раздражение, надеюсь теперь будет переосмыслено вами иначе.

Итак.  Как вы поняли из исторической справки, картина создана художником , как отклик на военные события на родине.  А точнее  эта  картина о бессмысленных и чудовищных жертвах  войны.  А раньше  создавались художественные произведения о войне?  Давайте попробуем   вспомнить  некоторые картины, созданные различными художниками прошлых эпох о  войне.

( демонстрируются последовательно слайды  художественных произведений )

а) Леонардо Да Винчи.Битва при Ангиари. Картон к неосуществленной фреске1503 г

б)  Петер фон Гесс. Сражение под  Клястицами. 1812 года.  1845 г.

в)  Василий Верещагин «Апофеоз  войны»  1880-е г.

«О  чем рассказывают эти картины? Какими средствами художники доносят основную идею до зрителя? В какой художественной манере выполнены картины?»  ( эти вопросы обсуждаются в живой беседе с учащимися)

Оказывается в истории батального жанра и бытовых картин о тяготах войн справедливых – освободительных и не очень, никогда не поднималась тема  безвинных жертв войны, фактически никак не участвующих в боевых действиях.  Всегда изображались либо сами военные  действия, либо их последствия для сражающихся сторон, часто бытовые сцены из жизни воинства.  Чтобы сохранить подлинность изображаемых событий  в  основном , художники используют приёмы реалистического изображения, не зависимо от времени создания  картин и художественного стиля   своего  времени, тем не менее они  не следуют буквальному  натурализму, а следуют принципу художественного обобщения, наиболее полно выражая при этом  заложенную  идею.  У  Верещагина эта идея звучит на уровне символической метафоры  войны – страшно, лаконично, образно.

Значит, историческая ситуация такова, что  впервые  Пикассо  ставит  перед  собой  художественную задачу  отражения  темы  жертв   войны. Вопрос, как же это отразить наиболее полно, емко, эмоционально, убедительно? Какими средствами?»

«По силе эмоционального воздействия и художественной выразительности , по неизгладимому ощущению паники, хаоса. ужаса, вы знаете в истории живописи похожую картину. Вспомните,  что это за произведение? Кто его автор? Какие события отражены в этом произведении?

  1.  К. П. Брюллов. Последний день Помпеи. 1830 - 1833

Да, действительно, это «Последний день Помпеи» Карла Брюллова. Но здесь изображено природное явление, перед которым человек  бессилен , не властен изменить события. И вы. конечно помните, что сам автор очень долго трудился, выполнив несколько эскизов, чтобы как можно точнее выразить идею силы и стойкости человеческого духа, когда в самые трагические моменты неизбежной всеобщей гибели человек остаётся человеком, проявляя чувства заботы, любви, сострадания и сопереживания ближнему. Все эти чувства мы можем прочесть не только в позах и выражениях лиц персонажей, но прежде всего в досконально продуманной, сложно организованной  композиции в целом и отдельных её частей. И тем не менее, всё-равно,. у Пикассо  поднимается в «Гернике» совершенно другая социально значимая тема -  бессмысленность жертв войны, тема взаимоотношений агрессора и жертвы.

ВОПРОС:  Почему  художник Пикассо, получивший классическое художественное образование, бывший потрясающим рисовальщиком. Отошёл  от  форм и методов реалистического искусства, избрав такие оригинальные средства для выражения идеи своей картины «Герника»?

( ответ на этот вопрос мы обязательно найдем самостоятельно, немного поразмыслив  над картиной,  познакомившись с её языком)

  1. Давайте попробуем  более подробно разобрать язык художественного произведения и найти   те средства, которые адекватно выражают определённые эмоции и чувства, или вызывают эти эмоции у зрителя:

А)  На каком принципе построена композиция : треугольник, овал, спиральная , хаотичная? Какие ощущения возникают у зрителя  вследствие такой  композици?

Ответ:: в композиции подчеркивается -   неопределённость, хаотичность . Ощущение зыбкости, тревоги, непостоянства, неопределённости.

Б)  Что задаёт напряженный ритм и подчеркивает движение?( Ощущения)

Ответ: тоновые пятна контрастного цвета, противопоставление   света и тьмы.  Ощущение раздробленности целого, тревоги, напряженного ожидания чего-то неприятного.

В)  Каким образом художник изображает  линии контуров и формы  предметов  , персонажей?

Ответ: деформирует пропорции и формы, неестественно изгибает, уплощает и упрощает фигуры людей и животных, изгибает, дробит, выворачивает, непропорционально и неестественно  искажает привычные формы.

Ощущение нереальности,  неприятное ощущение насильственной ломки естественных форм, отторжение, неприятие.

Г)   Какие цвета использованы в картине ( ощущения) и почему?

Черный, серые, белый.

Первый уровень -  непосредственное восприятие даёт ощущение строгости, напряжения, отстранённости.  Затем подключается ассоциативное   мышление , дающее восприятие , подобное исторической хроники в газете( основное массовое средство информации в 30-е годы). У более зрелого по возрасту зрителя ассоциация с кадрами черно-белой военной хроники . Более того, «Гернику» скорее можно по технике отнести к коллажу, нежели чем к живописной картине, поскольку мастер использовал здесь фрагменты бумаги, газеты , а краски накладывал рельефно.

 Второе значение  данной цветовой гаммы -  «не цветное, значит мёртвое»… Как художественными средствами передать смерть, без красных потоков крови и расчленённых тел, не вызвав при этом откровенной  животный страх   ненужным   натурализмом ,  но передать  неприязнь и ужас?

 И третий подтекст – символическое восприятие цвета – как борьба Света и Тьмы, Добра и Зла.

Д) Какое впечатление и значение  несут изображения лошади  и бычьей головы?

 Изображение воющей «сумасшедшей»  лошади  возводит  факт террора против  человека в мировую трагедию против всего живого, поскольку природа в образе животного тоже становится жертвой войны, и также страдает, как и люди. А голова быка ассоциируется прежде всего с историко-географическим подтекстом – Испания, коррида.   А на мифологическом уровне воплощает  символ животной безудержной   силы и звериной бездуховной мощи, попирающей красивое, разумное, нежное – образ мифического Минотавра.

На самом деле это уже наша с вами интерпретация с платформы знаний о мире с позиции сегодняшнего дня.

«Когда представители прессы обратились к Пикассо с просьбой объяснить  значение изображений животных, художник ответил: “Бык — это бык, а лошадь — это лошадь. Если вы хотите дать какое-то символическое объяснение этим образам, то это сугубо ваша идея, а не моя. Я пишу картины ради самих картин”». – (http://picassolive.ru/)

Удалось ли Пикассо выполнить художественную задачу -   ярко  эмоционально    передать чувства хаоса, паники, подавленности, ужаса, нереальности ,   невозможности   и недопустимости   содеянного  , причем  глазами одного из участников этой жуткой сцены? – БЕЗУСЛОВНО ДА!

Можно было бы допустить и домыслить эту картину в традиционной реалистической манере… Но тогда скорее она получится совсем антихудожественная и антигуманная по своему отталкивающему бездушному натурализму, и скорее сможет вызвать лишь инстинктивный  биологический ужас и   отвращение, чем сопереживание и  высокое чувство вселенской трагедии, которое не смотря на такую нетрадиционную форму живописи удалось донести Пикассо до зрителя!  По вашим первичным отзывам,  большинство из вас никогда не слышали о Гернике, и только  по слухам имеют представление о творчестве Пабло Пикассо. Тем не менее, судя по нашей реакции на картину, даже не догадываясь о её истинном содержании и значении, мы с вами сумели ощутить всю гамму  сложных неприятных ощущений, только взглянув и рассмотрев произведение!

Это действительно – гениально!

 

Вывод  ( ответ на поставленный ранее вопрос):   Пикассо сознательно и намеренно ищет новую выразительную форму для  реализации своей идеи, а главное для безотказного сильнейшего эмоционального воздействия на зрителя, поскольку классические формы реалистического искусства себя исчерпали и не отвечали задачам художника, поставленным в  середине 20 столетия.

ОЦЕНКА  КАРТИНЫ ПИКАССО  «ГЕРНИКА»  ЕГО СОВРЕМЕННИКАМИ:

 «Когда «Герника появилась в павильоне Испании на парижской Всемирной выставке 1937 года, многие зрители сначала не поняли ее значения. По огромному темному холсту (примерно 3 м в высоту и 8 м в ширину), освещенному как бы вспышкой молнии, мечутся люди и животные, нет их теней. О том, что изображено на картине рядовой посетитель выставки мог заключить из названия. Город Герника был у всех на слуху. На Пикассо сразу же посыпались обвинения в том, что он создал «политический документ», что это «не искусство, а пропаганда». Сам художник вспоминал: «Чего мне только не довелось услышать о моей «Гернике» и от друзей и от врагов». Впрочем, некоторые сразу признали ценность полотна. Среди таковых была и испанская коммунистка Долорес Ибаррури. Она говорила: « «Герника» страшное обвинение фашизму. Она мобилизует и поднимает на борьбу народы, всех мужчин и женщин доброй воли. Если бы Пикассо за всю свою жизнь не создал ничего, кроме «Герники», его все равно можно было бы причислить к лучшим художникам нашей эпохи». В 1937-39 гг. испанские республиканцы использовали репродукции «Герники» как знамена.» -( из публикации на сайте (http://picassolive.ru/)

Учитель:«ИТОГИ УРОКА:   ВСЕГО ЛИШЬ ОДНА КАРТИНА… А как много сказано и предъявлено для осмысления! Как  много нового, интересного мы сегодня узнали на уроке не только о творчестве одного из величайших художников, но и об истории политики и культуры западно-европейских стран 30-40-х  годов   20 века,  о том  как изменилось само общество, как в связи с этим изменилось искусство. Но это только первый  шаг на пути знакомства с искусством авангарда – искусством нового времени.

Все записи и выводы сегодняшнего урока мы  оставим для дальнейшего обсуждения темы на следующем уроке.  Урок закончен! Всем спасибо за дружную работу и интеллектуальные усилия. До встречи!»

Использованная литература и другие источники информации:

  1. М.Н.Сартан «Живопись авангарда. Как ее понимать

и как о ней рассказывать» - курс лекций для дистанционного обучения на портале «1 сентября».

  1. http://art-assorty.ru/41-pablo-pikasso.html
  2. http://www.artcontext.info/pictures-of-great-artists/55-2010-12-14-08-01-06/234-kartini-pikasso.html
  3. http://www.pablo-ruiz-picasso.ru/work-170.php
  4. http://www.pablo-ruiz-picasso.ru/quotes.php
  5. http://picassolive.ru/
  6. http://www.artlynch.ru/viewtopic.php?f=14&t=320
  7. http://www.nemiga.info/istoriya/kratkaya_istoriya_voyny-1812.htm
  8. http://www.artpoisk.info/artist/vereschagin_vasiliy_vasil_evich_1842/apofeoz_voyny
  9. http://www.museum.ru/imgB.asp?23271
  10. http://vakin.livejournal.com/109132.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку искусство 9 класс по теме: Искусство предвосхищает будущее. Дар предвосхищения

Презентация к теме:    Искусство предвосхищает  будущее.  Дар предвосхищения.Цель :Познакомить с  произведениями  искусства , предвосхищавшие   историческ...

урок искусства 9 класс на тему "Синтез искусств"

Урок искусства 9 класс на тему "Синтез искусств"...

Конспект урока в 7 классе по теме "Севастопольские рассказы"Л. Н. Толстого"

Тема урока:    Правдивое изображение войны и человека на войне в «Севастопольских рассказах» Л. Н. Толстого.Учащиеся научатся работать  с художественным текстом, научатся...

Конспект урока искусства. 9 класс. "Искусство и власть"

Данный конспект урока является материалом первого урока темы "Искусство и власть" по программе Г.П. Сергеевой "Искусство.8-9 класс"....

Конспект урока ИЗО 2 класс по теме:"Композиция – основа языка всех искусств. Иллюстрация к басне И. А. Крылова «Ворона и лисица»»

Конспект урока по ИЗО на тему: «Композиция – основа языка пластических искусств.  Иллюстрация к басне И. А. Крылова «Ворона и лисица»»Класс:2Цель урока: сделать иллю...

Конспект урока в 5 классе по теме «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. Связь времен в народном искусстве. Сказочная Гжель».

Цель:Формировать знания учащихся в знакомстве с Гжельской керамикой, разнообразием ее посудных форм, особенностью росписи.Расширить знания обучающихся о народном декоративно – прикладном искусст...


 

Комментарии

Маркушева Светлана Петровна

Тема "Искусство Авангарда" достаточно сложна для понимания и усвоения материала, требует детальной проработки и освещения аспектов особенностей современного искусства, его восприятия и оценки. Поэтому для изучения этого материала необходима разработка блока уроков, где выше приведённый урок является первым. По содержанию и формам работы урок разработан таким образом, чтобы вызвать интерес учащихся и проблемные вопросы побудительного характера.