Урок изобразительного искусства по программе Б. М. Неменского "Вглядываясь в человека" 6 класс
методическая разработка (изобразительное искусство, 6 класс) по теме
Составлен по программе Б .М. Неменского Вглядываясь в человека. Портрет в изобразительном искусстве.Данный урок третий по данному разделу.Урок направлен на расширение представлений учащихся о жанре портрета, многообразии человеческих лиц и характеров.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация по теме портрет в 6 классе | 2.52 МБ |
Конспект урока "Аппликация-портрет" | 25.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
О красоте человеческих лиц Есть лица, подобные пышным порталам , Где всюду великое чудится в малом. Есть лица - подобия жалких лачуг, Где варится печень и мокнет сычуг. Иные холодные, мертвые лица Закрыты решетками, словно темница. Другие - как башни, в которых давно Никто не живет и не смотрит в окно. Но малую хижинку знал я когда-то, Была неказиста она, небогата. Зато из окошка ее на меня Струилось дыханье весеннего дня. Поистине мир и велик и чудесен! Есть лица - подобья ликующих песен. Из этих, как солнце, сияющих нот Составлена песня небесных высот. Николай Заболоцкий
Портрет от франц. – изображать, передавать «черта в черту» – это изображение человека или группы людей, реально существующих, либо существовавших в прошлом.
Портрет является одним из основных видов: скульптура живопись графика
Вид портрета по количеству персонажей: индивидуальный групповой двойной
Положение персонажа в картине: во весь рост голова погрудный по пояс по колено
Разворот головы персонажа: в «фас» в «три четверти» в «профиль»
Персонажи портрета: женщина мужчина смешанный дети
Специфический вид портрета - автопортрет Леонардо да Винчи автопортрет, 1514г.
Важнейшая особенность портрета - сходство изображения с оригиналом не только ВНЕШНЕЕ, но и ВНУТРЕННЕЕ
Анализ портрета 1.Вид искусства, к которому относится портрет.(живопись, графика, скульптура) 2. Вид портрета по количеству персонажей. (индивидуальный, двойной, групповой) 3. Персонажи портрета. (мужчина, женщина, дети, смешанный) 4. Как расположен персонаж на портрете. ( в полный рост, по колено, по пояс, по грудь, голова) 5.Разворот головы персонажа.(в «фас», в три четверти, в профиль )
I вариант II вариант
Эмоции РАЗНОЕ ВЫРАЖЕНИЕ ЛИЦА ЧЕЛОВЕКА
Методическая таблица: « МИМИКА» 1) – спокойное 2) – внимание 3) – размышление 4) – смех 5) – улыбка 6) – печаль 7) – ужас 8) - плач
Предварительный просмотр:
Раздел: «Вглядываясь в человека. Портрет в изобразительном искусстве» 10 часов.
Тема: Портрет – аппликация.
Цели: 1. Расширить представление учащихся о жанре портрета, многообразии человеческих лиц и характеров. Выполнить портрет в технике аппликация.
2. Развивать внимание, зрительное восприятие, наблюдательность ,которые обогащают память нужными образами.
3. Воспитывать художественный вкус, интерес к самостоятельной конструктивной деятельности.
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация по теме «Портрет», стихи Н. Заболоцкого, толковый словарь С. И. Ожегова, таблица «Мимика лица», «Пропорции лица человека», цветная бумага, ножницы, клей.
Ход урока:
- Организационный момент.
– Ребята, наш урок начнем со стихотворения, которое прочитает (ранее подготовленный ученик). Вы внимательно послушаете и ответите на вопрос
- О чем это стихотворение?
(Ранее подготовленный ученик читает стихотворение Н. Заболоцкого «О красоте человеческих лиц»)
Есть лица, подобные пышным порталам, (Слайд 1)
Где всюду великое чудится в малом.
Есть лица - подобия жалких лачуг,
Где варится печень и мокнет сычуг.
Иные холодные, мертвые лица
Закрыты решетками, словно темница.
Другие - как башни, в которых давно
Никто не живет и не смотрит в окно.
Но малую хижинку знал я когда-то,
Была неказиста она, небогата.
Зато из окошка ее на меня
Струилось дыханье весеннего дня.
Поистине мир и велик и чудесен!
Есть лица - подобья ликующих песен.
Из этих, как солнце, сияющих нот
Составлена песня небесных высот.
(Ответы детей)
- Ребята, на парте у вас лежит текст стихотворения, найдите и подчеркните, как поэт описывает лица? А еще есть индивидуальное задание в толковом словаре С.И. Ожегова найти объяснение непонятных для вас слов «портал», «лачуга», «сычуг», «неказиста». (Слайд 2) (Учащиеся ищут, подчеркивают, объясняют в тексте непонятные слова).
- Ребята, можете ли вы назвать тему нашего урока?
(Ответы детей) Портрет.
Мы с вами уже изучали портрет. Давайте вспомним:
- Какое изображение называют портретом? (Слайд 3)
Портрет - от франц. яз. воспроизводить «черта в черту». Изображение или описание человека или группы людей, в котором воссоздаётся облик какой-либо человеческой индивидуальности. Вместе с внешними сходством портрет запечатлевает духовный мир человека.
- В каких видах изобразительного искусства можно встретить портрет? (Слайд 4)
Портрет является одним из основных видов живописи, скульптуры, графики.
- Как отличаются портреты по количеству изображенных человек? (Слайд 5)
Портрет может быть индивидуальным, двойным, групповым( не менее 3 персон)
- Как различают портреты в зависимости от размера изображаемого? (Слайд 6)
В зависимости от размера различают головные, погрудные, поясные, поколенные и во весь рост.
- Как различают портреты по отношению разворота головы представленной фигуры?( Слайд 7)
В отношении позы представленной фигуры различают профильные, в три четверти, в «фас».
- Как называют портрет, когда художник изображает сам себя?(Слайд 8)
Специфический вид портрета – автопортрет.
- Ребята, какая же важная особенность всех изображаемых портретов? ( Слайд 9)
Вывод: Важнейшая особенность портрета – сходство изображения с оригиналом не только ВНЕШНЕЕ, но и ВНУТРЕННЕЕ.
- Постановка задачи урока.
Сегодня мы продолжим учиться портретному искусству и выполним портрет в технике аппликация.
За прошлые годы учебы в школе вы не раз рисовали портреты, но делали это опираясь не на знания, а чаще всего руководствуясь лишь интуицией. Портреты не только доносят до нас образы людей разных эпох, отражают часть истории, зримо передают каким видел мир художник, как он относится к портретируемому. С изобретением фотоаппарата художники не перестали рисовать портреты, а люди их заказывать. Ведь фотографию делает механизм, а над картиной работает художник. Он по разному может показать человека, заметить в нем то, что не заметит объектив.
- Давайте попробуем научиться делать анализ портрета.
Воспользуемся следующим алгоритмом: (Слайд 10)
1.Вид искусства, к которому относится портрет.(живопись, графика, скульптура)
2. Вид портрета по количеству персонажей. (индивидуальный, двойной, групповой)
3. Персонажи портрета. (мужчина, женщина, дети, смешанный)
4. Как расположен персонаж на портрете.( в полный рост, по колено, по пояс, по грудь, голова)
5.Разворот головы персонажа.(в «фас», в три четверти, в профиль)
По вариантам проанализируйте 2 картины письменно. По одному проверим. (Слайд 11)
- Какое состояние души передают портреты?
- Что помогает художнику передать настроение персонажей?
Мы с вами очень часто выражаем эмоции. Вот, например:
- Физминутка.
- Встретили друга, вы долго не виделись поздоровайтесь.
- Друг угостил вас лимоном.(без слов показать)
- Вы обиделись. (показать мимикой)
- Друг подарил вам цветок. (вы удивились)
- Улыбнулись друг другу.
Посмотрите следующий слайд, он показывает нам лица, которые выражают различные эмоции.( Слайд 12) Теперь найдите изображение этих эмоций на схематической таблице.
А знаете ли вы, что… Чтобы разозлиться, обидеться нашему лицу приходиться задействовать 64 лицевые мышцы, а чтобы улыбнуться – всего 17 мышц. Так что улыбаться намного легче – делайте это чаще!
- Актуализация знаний.
Сегодня на уроке я предлагаю вам выполнить аппликацию-портрет, который будет отражать настроение. Напоминаю, что в основе каждого портрета лежат пропорции лица человека.(с которыми мы знакомились на прошлом уроке).Рассмотрим работы ребят прошлых лет.
- Какие эмоции изображены на портретах? 5. Практическая работа. Работать будем парами, и выполним одну работу на парте, по которой мы сможем определить настроение портрета. Во время практической работы учитель делает целевые обходы:
1) контроль организации рабочего места; 2) контроль правильности выполнения приемов работы; 3) оказание помощи учащемся, которые испытывают затруднения, выдаются карточки «мимика лица», «пропорции лица» 4) контроль объема и качества выполненной работы.
6. Выставка работ учащихся, обсуждение.
7. Оценка работ.(по 2 критериям) Портрет должен:
1. Выражать эмоцию.
2. Выполнен с соблюдением пропорций лица человека.
В ваших работах вы сумели выразить свое личное отношение к изображенному. Выразительные композиции, оригинальные колористические находки придали неповторимость вашим произведениям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок изобразительного искусства по программе Б.М. Неменского
Урок даёт возможность познакомить учащихся с историей создания русской матрёшки, с видами русской матрёшки, элементами росписи матрёшек. Материал урока способствует воспитанию любви к народным...
Рабочая программа по изобразительному искусству по программе Б. Неменского для 1-4 класса
Рабочая программа содержит пояснительную записку и расширенное тематическое планирование...
Рабочая программа по изобразительному искусству по программе Б. Неменского для 1-4 класса
Рабочая программа содержит пояснительную записку и расширенное тематическое планирование...
РАЗРАБОТКА ЦИКЛА УРОКОВ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА ПО ПРОГРАММЕ Т.Я.ШПИКАЛОВОЙ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 7 КЛАССА ПО ТЕМЕ « ГАЛАКТИЧЕСКАЯ ПТИЦА. ПРОЕКТ ТВОЕЙ КОСМИЧЕСКОЙ СТАНЦИИ»
ЦИКЛ УРОКОВ СОСТОИТ ИЗ ТРЕХ ЗАНЯТИЙ.1 занятие «ГАЛАКТИЧЕСКАЯ ПТИЦА» -ЦЕЛЬ - ВВЕДЕНИЕ В ТЕМУ ЗАНЯТИЙ.ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ – игровая программа, сопровождающаяся презентацией и сообщениями учащих...
Презентация к уроку изобразительного искусства по программе В.С.Кузина в 5 классе. Тема: "Книжная иллюстрация".
В презентации содержатся краткие сведения о иллюстрировании....
Урок Изобразительного искусства по программе Б.М. Неменского "Ты сам- мастер декоративно-прикладного искусства"
Цели и задачи урока:Предметные:знакомство учащихся с искусством витража;формирование представления об истории развития витража.Метопредметные:развитие творческой фантазии, понимание поэтичности создан...
Календарно-тематическое планирование уроков изобразительного искусства по программе Б.М. Неменского в 5-8 классах
Календарно-тематическое планирование уроков изобразительного искусства по программе Б.М. Неменского в 5-8 классах. (ФГОС)...