Урок изобразительного искусства по программе Б. М. Неменского "Вглядываясь в человека" 6 класс
методическая разработка (изобразительное искусство, 6 класс) по теме

Царенкова Татьяна Витальевна

Составлен по программе Б .М. Неменского Вглядываясь в человека. Портрет в изобразительном искусстве.Данный урок третий по данному разделу.Урок направлен на расширение представлений учащихся о жанре портрета, многообразии    человеческих лиц и характеров.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Портрет - аппликация. Муниципальное казенное учреждение средняя общеобразовательная школа №11 г. Нижнеудинск Учитель ИЗО и черчения Царенкова Татьяна Витальевна

Слайд 2

О красоте человеческих лиц Есть лица, подобные пышным порталам , Где всюду великое чудится в малом. Есть лица - подобия жалких лачуг, Где варится печень и мокнет сычуг. Иные холодные, мертвые лица Закрыты решетками, словно темница. Другие - как башни, в которых давно Никто не живет и не смотрит в окно. Но малую хижинку знал я когда-то, Была неказиста она, небогата. Зато из окошка ее на меня Струилось дыханье весеннего дня. Поистине мир и велик и чудесен! Есть лица - подобья ликующих песен. Из этих, как солнце, сияющих нот Составлена песня небесных высот. Николай Заболоцкий

Слайд 3

Портрет от франц. – изображать, передавать «черта в черту» – это изображение человека или группы людей, реально существующих, либо существовавших в прошлом.

Слайд 4

Портрет является одним из основных видов: скульптура живопись графика

Слайд 5

Вид портрета по количеству персонажей: индивидуальный групповой двойной

Слайд 6

Положение персонажа в картине: во весь рост голова погрудный по пояс по колено

Слайд 7

Разворот головы персонажа: в «фас» в «три четверти» в «профиль»

Слайд 8

Персонажи портрета: женщина мужчина смешанный дети

Слайд 9

Специфический вид портрета - автопортрет Леонардо да Винчи автопортрет, 1514г.

Слайд 10

Важнейшая особенность портрета - сходство изображения с оригиналом не только ВНЕШНЕЕ, но и ВНУТРЕННЕЕ

Слайд 11

Анализ портрета 1.Вид искусства, к которому относится портрет.(живопись, графика, скульптура) 2. Вид портрета по количеству персонажей. (индивидуальный, двойной, групповой) 3. Персонажи портрета. (мужчина, женщина, дети, смешанный) 4. Как расположен персонаж на портрете. ( в полный рост, по колено, по пояс, по грудь, голова) 5.Разворот головы персонажа.(в «фас», в три четверти, в профиль )

Слайд 12

I вариант II вариант

Слайд 13

Эмоции РАЗНОЕ ВЫРАЖЕНИЕ ЛИЦА ЧЕЛОВЕКА

Слайд 14

Методическая таблица: « МИМИКА» 1) – спокойное 2) – внимание 3) – размышление 4) – смех 5) – улыбка 6) – печаль 7) – ужас 8) - плач



Предварительный просмотр:

Раздел: «Вглядываясь в человека. Портрет в изобразительном искусстве» 10 часов.

Тема: Портрет – аппликация.

Цели:                                                                                                                                                        1. Расширить представление учащихся о жанре портрета, многообразии    человеческих лиц и характеров. Выполнить портрет в технике аппликация.

2. Развивать внимание, зрительное восприятие, наблюдательность ,которые  обогащают память нужными образами.

3. Воспитывать художественный вкус, интерес к самостоятельной конструктивной деятельности.

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация по теме «Портрет», стихи Н. Заболоцкого, толковый словарь С. И.  Ожегова, таблица «Мимика лица», «Пропорции лица человека», цветная бумага, ножницы, клей.

        Ход урока:

  1. Организационный момент.

– Ребята, наш урок начнем со стихотворения, которое прочитает (ранее подготовленный ученик). Вы внимательно послушаете и ответите на вопрос

- О чем это стихотворение?

(Ранее подготовленный ученик читает стихотворение Н. Заболоцкого  «О красоте человеческих лиц»)

        Есть лица, подобные пышным порталам, (Слайд 1)

                                          Где всюду великое чудится в малом.

                                          Есть лица - подобия жалких лачуг,

Где варится печень и мокнет сычуг.

Иные холодные, мертвые лица

Закрыты решетками, словно темница.

Другие - как башни, в которых давно

Никто не живет и не смотрит в окно.

Но малую хижинку знал я когда-то,

Была неказиста она, небогата.

Зато из окошка ее на меня

Струилось дыханье весеннего дня.

Поистине мир и велик и чудесен!

Есть лица - подобья ликующих песен.

Из этих, как солнце, сияющих нот

Составлена песня небесных высот.

                                                         

               (Ответы детей)

- Ребята, на парте у вас лежит текст стихотворения, найдите и подчеркните, как поэт описывает лица?                                                                                                                                                                               А еще есть индивидуальное задание в толковом словаре С.И. Ожегова найти объяснение непонятных для вас слов «портал», «лачуга», «сычуг», «неказиста».   (Слайд 2)                                                   (Учащиеся ищут, подчеркивают, объясняют в тексте непонятные слова).

- Ребята, можете ли вы назвать тему нашего урока?

(Ответы детей) Портрет.

Мы с вами уже изучали портрет. Давайте вспомним:

- Какое изображение называют портретом? (Слайд 3)

Портрет - от франц. яз. воспроизводить «черта в черту». Изображение или описание человека или группы людей, в котором воссоздаётся облик какой-либо человеческой индивидуальности. Вместе с внешними сходством портрет запечатлевает духовный мир человека.

- В каких видах изобразительного искусства  можно встретить портрет? (Слайд 4)

Портрет является одним из основных видов  живописи, скульптуры, графики.

- Как отличаются портреты по количеству изображенных человек? (Слайд 5)

Портрет может быть индивидуальным, двойным, групповым( не менее 3 персон)

- Как различают портреты в зависимости от размера изображаемого? (Слайд 6)

В зависимости от размера различают головные, погрудные, поясные, поколенные и во весь рост.

- Как различают портреты по отношению разворота головы представленной фигуры?( Слайд 7)

В отношении позы представленной фигуры различают профильные, в три четверти, в «фас».

- Как называют портрет, когда художник изображает сам себя?(Слайд 8)

Специфический вид портрета – автопортрет.

- Ребята, какая же важная особенность всех изображаемых портретов? ( Слайд 9)

Вывод: Важнейшая особенность портрета – сходство изображения с оригиналом не только ВНЕШНЕЕ, но и ВНУТРЕННЕЕ.

  1. Постановка задачи урока.

Сегодня мы продолжим учиться портретному искусству и выполним портрет в технике аппликация.

За прошлые годы учебы в школе вы не раз рисовали портреты, но делали это  опираясь не на знания, а чаще всего руководствуясь лишь интуицией. Портреты не только доносят до нас образы людей разных эпох, отражают часть истории, зримо передают каким видел мир художник, как он относится к портретируемому. С изобретением фотоаппарата художники не перестали рисовать портреты, а люди их заказывать. Ведь фотографию делает механизм, а над картиной работает художник. Он по разному может показать человека, заметить в нем то, что не заметит объектив.

- Давайте попробуем научиться делать анализ портрета.

Воспользуемся следующим алгоритмом:                                           (Слайд 10)

1.Вид искусства, к которому относится портрет.(живопись, графика, скульптура)

2. Вид портрета по количеству персонажей. (индивидуальный, двойной, групповой)

       3. Персонажи портрета. (мужчина, женщина, дети, смешанный)

       4. Как расположен персонаж на портрете.( в полный рост, по колено, по пояс, по грудь, голова)

       5.Разворот головы персонажа.(в «фас», в три четверти, в профиль)

По вариантам проанализируйте 2 картины письменно. По одному проверим. (Слайд 11)

- Какое состояние души передают портреты?

- Что помогает художнику передать настроение персонажей?

Мы с вами очень часто выражаем эмоции. Вот, например:

  1. Физминутка.
  1. Встретили друга, вы долго не виделись поздоровайтесь.
  2. Друг угостил вас лимоном.(без слов показать)
  3. Вы обиделись. (показать мимикой)
  4. Друг подарил вам цветок. (вы удивились)
  5. Улыбнулись друг другу.

Посмотрите следующий слайд, он показывает нам лица, которые выражают различные эмоции.( Слайд 12) Теперь найдите изображение этих эмоций на схематической таблице.

А знаете ли вы, что… Чтобы разозлиться, обидеться нашему лицу приходиться задействовать 64 лицевые мышцы, а чтобы улыбнуться – всего 17 мышц. Так что улыбаться намного легче – делайте это чаще!

  1. Актуализация знаний.

Сегодня на уроке я предлагаю вам выполнить аппликацию-портрет, который будет отражать настроение. Напоминаю, что в основе каждого портрета лежат пропорции лица человека.(с которыми мы знакомились на прошлом уроке).Рассмотрим работы ребят прошлых лет.

- Какие эмоции изображены на портретах?                                                                                                      5. Практическая работа.                                                                                                                                     Работать будем парами, и выполним одну работу на парте, по которой мы сможем определить настроение портрета. Во время практической работы учитель делает целевые обходы:

1) контроль организации рабочего места; 2) контроль правильности выполнения приемов работы; 3) оказание помощи учащемся, которые испытывают затруднения, выдаются карточки «мимика лица», «пропорции лица» 4) контроль объема и качества выполненной работы.

6. Выставка работ учащихся, обсуждение.

7. Оценка работ.(по 2 критериям) Портрет должен:

1. Выражать эмоцию.

2. Выполнен с соблюдением пропорций лица человека.

В  ваших работах вы сумели выразить свое личное отношение к изображенному. Выразительные композиции, оригинальные колористические находки придали неповторимость вашим произведениям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок изобразительного искусства по программе Б.М. Неменского

Урок даёт возможность познакомить учащихся с историей создания русской матрёшки, с видами русской матрёшки, элементами росписи матрёшек. Материал урока способствует воспитанию любви к народным...

Рабочая программа по изобразительному искусству по программе Б. Неменского для 1-4 класса

Рабочая программа содержит пояснительную записку и расширенное тематическое планирование...

Рабочая программа по изобразительному искусству по программе Б. Неменского для 1-4 класса

Рабочая программа содержит пояснительную записку и расширенное тематическое планирование...

РАЗРАБОТКА ЦИКЛА УРОКОВ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА ПО ПРОГРАММЕ Т.Я.ШПИКАЛОВОЙ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 7 КЛАССА ПО ТЕМЕ « ГАЛАКТИЧЕСКАЯ ПТИЦА. ПРОЕКТ ТВОЕЙ КОСМИЧЕСКОЙ СТАНЦИИ»

ЦИКЛ УРОКОВ СОСТОИТ ИЗ ТРЕХ ЗАНЯТИЙ.1 занятие  «ГАЛАКТИЧЕСКАЯ ПТИЦА» -ЦЕЛЬ - ВВЕДЕНИЕ В ТЕМУ ЗАНЯТИЙ.ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ – игровая программа, сопровождающаяся презентацией и сообщениями учащих...

Урок Изобразительного искусства по программе Б.М. Неменского "Ты сам- мастер декоративно-прикладного искусства"

Цели и задачи урока:Предметные:знакомство учащихся с искусством витража;формирование представления об истории развития витража.Метопредметные:развитие творческой фантазии, понимание поэтичности создан...

Календарно-тематическое планирование уроков изобразительного искусства по программе Б.М. Неменского в 5-8 классах

Календарно-тематическое планирование уроков изобразительного искусства по программе Б.М. Неменского в 5-8 классах. (ФГОС)...