РАЗРАБОТКА ЦИКЛА УРОКОВ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА ПО ПРОГРАММЕ Т.Я.ШПИКАЛОВОЙ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 7 КЛАССА ПО ТЕМЕ « ГАЛАКТИЧЕСКАЯ ПТИЦА. ПРОЕКТ ТВОЕЙ КОСМИЧЕСКОЙ СТАНЦИИ»
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 7 класс) на тему

Совтус Светлана Михайловна

 

ЦИКЛ УРОКОВ СОСТОИТ ИЗ ТРЕХ ЗАНЯТИЙ.

1 занятие  «ГАЛАКТИЧЕСКАЯ ПТИЦА» -

ЦЕЛЬ - ВВЕДЕНИЕ В ТЕМУ ЗАНЯТИЙ.

ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ – игровая программа, сопровождающаяся презентацией и сообщениями учащихся.

ЗАДАЧИ:

обучающая -  познакомить учащихся с историей развития отечественной космонавтики, с теми, кто внес свой вклад в покорение Вселенной,

воспитательная - воспитать чувство патриотизма и гордости за свою Родину, первой преодолевшую силу земного притяжения,

развивающая - расширить кругозор учащихся, ознакомить с литературой по данной тематике.

 

ОФОРМЛЕНИЕ: книжная выставка «Человек. Вселенная. Космос»,

                              плакаты, портреты космонавтов,

                              мультимедийная презентация «Освоение космоса»

2 занятие  « ПРОЕКТ ТВОЕЙ КОСМИЧЕСКОЙ СТАНЦИИ » -

ЦЕЛЬ – познакомить с  научно-фантастическим жанром в живописи, выполнение линейной прорисовки композиции на тему «Полет на другую планету»

ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ – комбинированный урок, сопровождающаяся презентацией и сообщениями учащихся.

ЗАДАЧИ:

обучающая -  познакомить учащихся с историей возникновения научно-фантастического жанра,  на примере картин Алексея Архиповича Леонова, развития отечественной космонавтики, с теми, кто внес свой вклад в покорение Вселенной,

воспитательная - воспитать чувство патриотизма и гордости за свою Родину, первой преодолевшую силу земного притяжения,

развивающая - расширить кругозор учащихся, ознакомить с литературой по данной тематике.

 

ОФОРМЛЕНИЕ: книжная выставка «Человек. Вселенная. Космос»,

                              плакаты, портреты космонавтов,

                              мультимедийная презентация «Космос далекий и близкий»

3 занятие  « ПРОЕКТ ТВОЕЙ КОСМИЧЕСКОЙ СТАНЦИИ » -

ЦЕЛЬ – познакомить с  научно-фантастическим жанром в живописи, выполнение работы красками « Полет на другую планету»

ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ – комбинированный урок, сопровождающаяся презентацией и сообщениями учащихся.

ЗАДАЧИ:

обучающая -  познакомить учащихся с историей развития отечественной космонавтики, с теми, кто внес свой вклад в покорение Вселенной,

воспитательная - воспитать чувство патриотизма и гордости за свою Родину, первой преодолевшую силу земного притяжения,

развивающая - расширить кругозор учащихся, ознакомить с литературой по данной тематике.

 

ОФОРМЛЕНИЕ: книжная выставка «Человек. Вселенная. Космос»,

                              плакаты, портреты космонавтов,

                              мультимедийная презентация «Космос далекий и близкий»

мультимедийная презентация « Судьбы кубанских космонавтов и летчиков»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Разработка урока по теме «Галактическая птица»

на конкурс школьных музеев авиации и космонавтики

Разработчик: учитель изобразительного искусства СОШ № 13

                        Совтус Светлана Михайловна

1 занятие  «ГАЛАКТИЧЕСКАЯ ПТИЦА»  

ЦЕЛЬ - ВВЕДЕНИЕ В ТЕМУ ЗАНЯТИЙ.

ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ – игровая программа, сопровождающаяся презентацией и сообщениями учащихся.

ЗАДАЧИ:

обучающая -  познакомить учащихся с историей развития отечественной космонавтики, с теми, кто внес свой вклад в покорение Вселенной,

воспитательная - воспитать чувство патриотизма и гордости за свою Родину, первой преодолевшую силу земного притяжения,

развивающая - расширить кругозор учащихся, ознакомить с литературой по данной тематике.

ОФОРМЛЕНИЕ: книжная выставка «Человек. Вселенная. Космос»,

                              плакаты, портреты космонавтов,

                              мультимедийная презентация «Освоение космоса»

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. Подготовить сообщение об Алексее Леонове и А.Соколове. Первыми словами Юрия Гагарина с орбиты были: "Красота-то какая! Как прекрасна наша планета!" Задание: подумайте над линейным изображением вида из космоса на нашу планету.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

 Учитель.           На рубеже двух столетий – девятнадцатого и двадцатого – наш соотечественник, основоположник современной космонавтики К. Э. Циолковский стал рассматривать космос как возможную среду обитания человека, исследовать условия, в которых он окажется, совершая межпланетный полет. 4 октября 1957 года впервые в мире на орбиту был выведен искусственный спутник Земли. Так началась космическая эра в истории человечества. А 12 апреля 1961 года Юрий Алексеевич

Гагарин проложил людям дорогу в космическое пространство, совершив первый полет в истории человечества.

         12 апреля наша страна отмечает День космонавтики. Это всенародный праздник. Для нас кажется привычным, что стартуют с Земли космические корабли. В высоких небесных далях происходят стыковки космических аппаратов. Месяцами в космических станциях живут и трудятся космонавты, уходят к другим планетам автоматические станции. Вы можете сказать "что тут особенного"?
Но ведь совсем недавно о космических полетах говорили как о фантастике. И вот 4 октября 1957 года началась новая эра - эра освоения космоса.
12 апреля 1961 года впервые в мире на космическом корабле "Восток" совершил полет первый космонавт планеты. Им был наш гражданин Юрий Алексеевич Гагарин.
Жители Земли всегда будут с благодарностью помнить имена людей, открывших новую сферу человеческой деятельности.
В этом созвездии имен одни из самых ярких - имя первого космонавта планеты Юрия Гагарина и имя главного конструктора академика Сергея Павловича Королева.

Ученик. Ладонью заслонясь от света,
Сидит мальчишка.
Тишина.
И вдруг волшебное:
- Ракета
Достигла станции Луна. -
И оторвавшись от тетрадок,
Сказал с достоинством:
- Порядок. -
Как будто так и быть должно.
Должно быть так,
А не иначе.
И удивительного нет,
Что это нами,
Нами начат
Штурм неразгаданных планет.
Его за скупость не корите:
Мальчишка сдержан потому,
Что продолжение открытий
Эпоха вверила ему! (Л. Татьяничева)

Учитель.  Домашнее задание у вас было подготовить сообщения по теме «Освоение космоса». Между выступающими мы с вами проведем игровую программу. Итак. Поехали.

1 ученик. Сообщение « С них все началось!» ( о Циолковском . Цандере, Кондратюке и Королеве)

Задание.  Из разрезных букв соберите названия космических ракет, кораблей ( Мечта. Восток, Союз, Аполлон. Меркурий, Восход)

2 ученик. Сообщение « Первые космонавты» ( о собаках)

Задание. Во время путешествия мы с вами можем встретиться с инопланетянами. А как же мы  с ними будем общаться? Правильно, с помощью жестов. Пантомима « Посадка на чужой планете». Переводчик должен с помощью жестов объяснить следующие фразы:

«Не бойтесь, я пришёл к вам с миром»

« Я хочу с вами познакомиться»

« Сколько времени на вашей планете?»

« Где тут у вас больница?»

« Как мне добраться до ближайшей гостиницы?»

3 ученик. Сообщение « Человек в космосе»

Задание. Пантомима « В мире природы». Давайте попробуем рассказать инопланетянам о том, какие животные и растения есть у нас на Земле. ( Росим детей показать: зайца, лося, медведя, змею, дерево, кустарник, цветок)

4 ученик. Сообщение «Как живут космонавты в ракете?»

Задание. Загадки
1. Летит жар-птица, хвостом гордится (комета).
2. Днем спит, ночью глядит. (Луна)
3. Планета Солнечной системы
Мое начало составляет.
Нет для фантастов лучшей темы,
Она их тайной привлекает.
А слог второй под Новый год
Любовно люди украшают
Что в целом, отгадает тот
Кто город Франции узнает. (Марсель)

Из букв слова "космонавтика" составить самое длинное слово.

5 ученик. Сообщение «Исследования в космосе»

Задание. Викторина « Что я знаю о космосе»

Кто из ученых нашей страны является основоположником космонавтики?(К.Э.Циолковский)

К какому событию приурочено празднование Дня космонавтики?

     ( полет Ю.А.Гагарина 12 апреля 1961)

Летальный аппарат, движущийся за счет реактивной силы, возникающей при выбрасывании газов из двигателей? (ракета)

Место, откуда отправляются  в дальнюю дорогу космические корабли? (космодром)

Толстый слой воздуха, который окутывает нашу Землю.(атмосфера)

Естественный единственный спутник Земли? (Луна).

Громадная огненная звезда, излучающая свет во все стороны ? (солнце)

«Звездная страна», где находится бесчисленное количество «звездных» городов.? (Вселенная).

Как называется космодром, где происходит запуск космических кораблей ? (Байконур)

Первый советский космонавт (Юрий Гагарин)

Космонавт, совершивший первый выход в космос? (Алексей Леонов)

Как называется космический корабль первого космонавта? (Восток).

Первая женщина космонавт? (Валентина Терешкова)

Защитный костюм космонавта. (скафандр)

 Как называется многоместный космический корабль? (Союз).

Как звали собак, летавших в космос? ( Белка, Стрелка)

первая женщина-космонавт, вышедшая в космоси проводившая эксперименты вне корабля? ( Светлана Савицкая).

Выдающийся конструктор ракетно-космических систем?(Сергей Королев)

Название первого самоходного аппарата, побывавшего на Луне (Луноход).

Что означает слово «космос»? ( в переводе от греческого Вселенная).

6 ученик. Сообщение « Их не забудем!,,»

7 ученик. Когда последний закруглен виток.
Так хорошо сойти на Землю снова
И окунуться после всех тревог
В живую красоту всего земного.
Галактика в свеченье звездных трасс,
Нам на нее глядеть,  не наглядеться,
Но, поднимаясь в небо,  всякий раз
Своей Земле мы оставляем сердце.
Из 40000 профессий, существующих на Земле, профессия космонавта самая трудная, опасная и ответственная. Это настоящий подвиг. Подвиг научный, технический, организационный, но прежде всего - чисто человеческий. Завоевание космоса только начинается.

Учитель. "Мы – дети Земли" – эти слова произнес Ю. А. Гагарин после того, как за 108 минут он облетел всю нашу планету. Она показалась ему прекрасной и ... маленькой. Попав в безбрежный океан космоса и наблюдая в иллюминаторах "алмазные россыпи ярких холодных звезд", Юрий Алексеевич Гагарин первым увидел со стороны колыбель человечества.

Мы – дети Земли... Мы только стоим на пороге новой эры-космической. Несмотря на то что после первого полета человека к звездам на околоземных орбитах побывали уже сотни людей из разных государств, мы делаем в космосе лишь первые шаги. В развитии нашей цивилизации наступило время, которое предсказывал на пороге XX века К. Э. Циолковский: "Человечество не останется вечно на Земле, но в погоне за светом и пространством, сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затем завоюет себе все околосолнечное пространство". Отныне и навсегда мы тесно связали свою жизнь и свое будущее с космосом, стали на путь, ведущий к овладению неисчерпаемыми ресурсами Вселенной.

Учитель.  Домашнее задание. Подготовить сообщение об Алексее Леонове и А.Соколове.

Первыми словами Юрия Гагарина с орбиты были: "Красота-то какая! Как прекрасна наша планета!" Задание: подумайте над изображением вида из космоса на нашу планету.




Предварительный просмотр:

Разработка урока по теме «Галактическая птица»

на конкурс школьных музеев авиации и космонавтики

Разработчик: учитель изобразительного искусства СОШ № 13

                        Совтус Светлана Михайловна

2 занятие  « ПРОЕКТ ТВОЕЙ КОСМИЧЕСКОЙ СТАНЦИИ » -

ЦЕЛЬ – познакомить с  научно-фантастическим жанром в живописи, выполнение линейной прорисовки композиции на тему «Пейзаж далекой  планеты»

ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ – комбинированный урок, сопровождающаяся презентацией и сообщениями учащихся.

ЗАДАЧИ:

обучающая -  познакомить учащихся с историей возникновения научно-фантастического жанра,  на примере картин Алексея Архиповича Леонова, развития отечественной космонавтики, с теми, кто внес свой вклад в покорение Вселенной,

воспитательная - воспитать чувство патриотизма и гордости за свою Родину, первой преодолевшую силу земного притяжения,

развивающая - расширить кругозор учащихся, ознакомить с литературой по данной тематике.

ОФОРМЛЕНИЕ: книжная выставка «Человек. Вселенная. Космос»,

                              плакаты, портреты космонавтов,

                              мультимедийная презентация «Космос далекий и близкий»

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. Подготовить сообщение о космонавтах Кубани. Первыми словами Юрия Гагарина с орбиты были: "Красота-то какая! Как прекрасна наша планета!" Задание: подумайте над живописным изображением вида из космоса на нашу планету.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

 Открылась бездна, звезд полна,
Звездам числа нет, бездне — дна.
М.В. Ломоносов

Учитель. Ребята мы продолжаем разговор на космическую тему, сегодня на уроке мы рассмотрим картины художников-фантастов, повествующие о безграничном космосе и о чужих мирах, затерявшихся в нем.  Начало научно-фантастического жанра в живописи было положено в середине прошлого века нашим соотечественником, самобытным художником, почетным членом Российской академии художеств, членом Академии изобразительного искусства США, а самое главное — летчиком-космонавтом Алексеем Архиповичем Леоновым.

 Увлечение живописью А.А. Леонов пронес через всю жизнь. Именно оно сыграло немалую роль при его зачислении в отряд космонавтов: приемная комиссия отметила, что не каждый день встретишь такое — лейтенант-летчик устраивает выставку своих картин.

1 ученик. Алексей Архипович Леонов — летчик-космонавт, дважды Герой Советского Союза, первый человек, вышедший в открытый космос.

После окончания авиационного училища был зачислен в отряд космонавтов. 18–19 марта 1965 года совершил полет в космос в качестве второго пилота на космическом корабле «Восход-2» с П.И. Беляевым, в ходе которого первый в мире вышел в открытый космос на 12 минут 9 секунд. В ходе полета сложилась нештатная ситуация: разбухший скафандр не давал космонавту возможности вернуться через люк в корабль. Это все-таки удалось после неоднократных попыток. А после посадки спускаемого аппарата экипаж трое суток провел на морозе в глухой пермской тайге, так как спасатели не могли добраться до места приземления космонавтов. За героизм и мужество А.А. Леонову было присвоено звание Героя Советского Союза и медаль «Золотая звезда».

15–21 июля 1975 года вместе с космонавтом В.Н. Кубасовым совершил второй полет в космос в качестве командира корабля «Союз-19» по программе «Союз–Аполлон», осуществил стыковку в космосе двух космических станций — советской и американской, что послужило началом сотрудничества в космосе СССР и США. За успешный полет А.А. Леонов был удостоен второй медали «Золотая звезда» и ордена Ленина.

Долгие годы Алексей Архипович занимал должность заместителя начальника Центра подготовки космонавтов (с 1970 до 1991-го).

2 ученик. Широкое признание к Леонову-художнику пришло очень рано (ряд художественных произведений А.А. Леонова созданы в соавторстве с профессиональным художником А. Соколовым). Его работы широко известны, они выставляются и публикуются в разных странах мира. Это не случайно, поскольку ни один сухой научный отчет, ни одна фотография со спутника не способны запечатлеть и передать того, на что способны глаз и рука художника.

Из сеанса радиосвязи с экипажем 18 марта 1965 г. Летчик-космонавт А. Леонов (позывной «Алмаз-2»): «Вижу, вижу небо! Землю!» Это все, что мог передать на Землю космонавт, находясь в свободном плавании в космическом пространстве на расстоянии полной длины троса (5 м 35 см) от корабля. Только намного позже А.А. Леонов скажет в интервью: «Это была божественная картина. Звезды были везде: вверху, внизу. А подо мной плыла Земля. И все же мне тогда было трудно отделаться от мысли, что атмосфера над Землей такая же тонкая, как… калька на чертеже. Так что же мы творим, когда уничтожаем ее, а вместе с ней и Землю!»

А художник А.А. Леонов напишет известную картину «Над черным морем»: «Земля казалась плоской. Я видел яркие облака, лазурь Черного моря, кромку побережья, Кавказский хребет, Новороссийскую бухту… Потом я узнал Волгу, горный хребет седого Урала, видел Обь, Енисей, как будто проплывая над огромной красочной картой. Солнце, яркое, как бы вколоченное в черноту неба, ощутимо согревало лицо».

Уникальность картин А.А. Леонова, выделяющая их из ряда других полотен на научно-фантастическую тему, в том, что художник хорошо знает и чувствует предмет, о котором пишет. В частности, это относится к изображению космической техники, которая кажется реально существующей и действующей в космических просторах.

3 ученик. История создания художественных графических произведений на космическую тему связана с именем еще одного разносторонне одаренного человека и самобытного художника, летчика-космонавта Владимира Александровича Джанибекова. Именно по его эскизам были созданы почтовые марки, почтовые открытки и конверты, оттиски почтовых штампов, приуроченные к юбилейным событиям истории освоения космоса (1–3). 

Джанибеков Владимир Александрович, летчик-космонавт, дважды Герой Советского Союза (1978, 1981), генерал-майор авиации, командир космических кораблей типа «Союз» и «Союз-Т», орбитальных станций «Салют-6» и «Салют-7», совершил пять полетов в космос, является членом Союза художников СССР.

2. Практическая работа.

Пейзаж далекой планеты

1. Ребята предлагаю вам  совершить воображаемое путешествие на космическом корабле и представить художественный отчет: изобразить, что можно было бы наблюдать из иллюминатора, находясь в открытом космосе. Поскольку данная работа связана с научно-фантастическим жанром, давайте обобщим представления  о вселенной и небесных телах.

Небесные тела

Звезды — светящиеся газовые шары, Солнце — самая близкая к нашей планете звезда. Звезды могут светить разным светом: самые горячие из них — голубым, те, что немного холоднее, — белым, еще холоднее — желтоватым, оранжевым и красным, пока не погаснут.

Туманности — газово-пылевые сгустки.

Планеты могут состоять из сгустков газа и бывают твердыми, горячими и холодными. У них могут быть спутники, как Луна у Земли. (У Юпитера целых 15 лун.)

Астероиды — осколки малых планет, когда-то являвшихся спутниками более крупных (Сатурн, Уран, Нептун).

Кометы, или, как их называли древние греки, «длинноволосые звезды» — светлые туманные оболочки вокруг небольшого ядра из льда и космической пыли, светящиеся отраженным солнечным светом, имеют газовые «хвосты», порой тянущиеся на полнеба.

Метеоры — так называемые «падающие звезды», представляют собой светящийся газ, образующийся при нагревании и испарении в земной атмосфере мельчайших космических частичек.

2. Обсуждение композиционного построения работы. Ведь изображение в иллюминаторе будет меняться в зависимости от того, просто ли мы летим среди звезд и планет (4) или подлетаем к какому-то небесному телу и наблюдаем, что находится рядом с ним (другие планеты, россыпи звезд, его луны и пр.) (5). А может быть, мы совершаем посадку на небесное тело (6)?

(4)

(5)

(6)

 

3. Ребята определяют, какова их планета по характеру (тревожная, добрая, злая, спокойная), в зависимости от этого подбирают температуру ее поверхности (холодная или горячая), рельеф местности и пр. Есть ли у их планеты спутники, сколько и каких солнц освещают планету, какого цвета атмосфера, можно ли наблюдать в ней вспышки.

Космические существа

Есть ли жизнь во Вселенной? Какая она? Этот вопрос всегда волновал, волнует и будет волновать человека. И вы ребята должны ответить на него утвердительно в своих художественных работах.

Прежде чем приступить к рисованию, дети придумывают свои внеземные существа. Они могут принадлежать как миру растений и животных, так и миру разумных существ. Важно навести ребят на мысль, что эти существа не обязательно должны быть человекоподобными, напоминающими космонавтов в скафандрах или роботов, хотя это тоже не возбраняется.  

Огромную помощь здесь могут оказать отрывки из повестей К. Булычева «Девочка, с которой ничего не случится» и «Девочка с Земли».

Алиса осторожно достала из сумки маленького шестилапого зверька, похожего на кенгуренка. У шушонка были большие стрекозиные глаза. Он вращал ими, крепко впившись верхней парой лап в Алисин костюм.

Он был очень похож на вентилятор. У него было три больших круглых уха, и когда он говорил, то вертел головой так, что поднимался ветер. Поэтому в галактике жителей Блука прозвали ушанами.

Вдруг под ноги к нам бросилось непонятное существо. Оно казалось пушистым шариком на палочках и доставало до колен. Удивительного цвета было это существо — ярко-красное в белую крапинку, как мухомор… Но тут мы увидели, как вдогонку за красным шариком спешит толстая двухголовая змея в блестящем переливающемся скафандре… Красный шар пытался укрыться за моими ногами, но змея протянула одну из ста тонких ножек, болтавшихся у нее по бокам, и подхватила беглеца. Он тут же изменил цвет с красного на желтый и подобрал прямые ножки.

Данный отрывок для ребят очень интересен в художественно-изобразительном плане, потому что данное существо-индикатор обладало способностью менять свой цвет в зависимости от своих чувств:

• изумрудно-зеленый — верит,

• желтый — не верит,

• черные полосы на желтом фоне — не согласен,

• темно-зеленый — счастлив,

• золотистый — очень чего-то хочет,

• золотистый с бегущими по спинке голубыми полосками — очень доволен,

• лиловые разводы — радость,

• черный — если его стукнуть…

Перед началом работы учащиеся также придумывают свое инопланетное существо, отвечая про себя на вопросы:

• Где оно обитает?

• Как передвигается?

• Какой у него нрав?

• Чем занимается? И т.

- Молодцы вы многое увидели: огромное воздушное пространство, где живут планеты, звезды, инопланетяне. Мысленно еще раз совершите полет на одну из планет и нарисуйте то, что бы вы могли там увидеть.

 

 

  4.  Обсуждение композиций рисунков.

В зависимости от замысла рисунка лист бумаги расположите вертикально или горизонтально. Определите размеры изображения, расположите его в плоскости листа. 

Передать космическое пространство можно, нарисовав много звезд и удаленных планет.

 Сюжеты у каждого из вас разные: кто-то нарисует старт космической ракеты, кто-то- другую планету и ее хозяев, инопланетян…

- Я нарисую огромное космическое пространство: Солнце, звезды, метеориты, каметы… Нарисую дом космонавтов и одного из них, который совершает плавание в открытом космосе.

5. Педагогический рисунок.

Учитель объясняет последовательность выполнения рисунка и показывает образцы.

- Сегодня мы с вами выполним линейную прорисовку композиции, а на следующем уроке будем работать красками.

1. Лист бумаги располагаю по горизонтали. Определяю на нем размещение деталей композиции. В нижнем правом углу намечаю космический дом, а в верхней части расположу планету.

2. Определяю месторасположение и размеры космонавта. Намечу у него голову, руки, ноги в виде овалов, схематично.

3.Размечаю детали дома. Прорисовываю контуры космонавта. Выполняю голову, руки, ноги, туловище космонавта так, чтобы было понятно, что он  

находится в космическом пространстве в горизонтальном положении. Руки отведены в стороны, как будто человек плывет. Голова наклонена вперед

4. Прорисовываю до конца детали космического дома, скафандр космонавта. Намечаю вдалеке маленькие звездочки. Рисунок закончен.

 

6. Самостоятельная работа учащихся. Ребята выполняют  линейную прорисовку композиции на тему

 «Пейзаж далекой  планеты»

- Еще раз продумайте композицию, не задерживайтесь на деталях. Выполняйте рисунок в том же порядке, как делала я. Надеюсь, что у вас получатся очень интересные работы. (Дети рисуют, звучит спокойная музыка)

7. Итог урока.

1.Выставка работ учащихся.

Учитель вместе с детьми анализирует увиденное.

- Посмотрите как хорошо передано космическое пространство в этой композиции…Что понравилось вам?…

-Молодцы, все справились с заданием. Посмотрев на ваши работы я могу сделать вывод, что все вы очень творческие натуры, у вас хорошо развито воображение и фантазия.

2. Домашнее задание.

- На этом мы не прощаемся с космосом. В вашем распоряжении целая неделя для выполнения домашнего задания. Задания на выбор.

1. Узнать о космонавтах Кубани и рассказать нам об этом на следующем уроке;

-Урок подошел к концу. До свидания!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Разработка урока по теме «Галактическая птица»

на конкурс школьных музеев авиации и космонавтики

Разработчик: учитель изобразительного искусства СОШ № 13

                        Совтус Светлана Михайловна

3 занятие  « ПРОЕКТ ТВОЕЙ КОСМИЧЕСКОЙ СТАНЦИИ » -

ЦЕЛЬ – познакомить с  научно-фантастическим жанром в живописи, выполнение работы красками « Пейзаж далекой планеты»

ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ – комбинированный урок, сопровождающаяся презентацией и сообщениями учащихся.

ЗАДАЧИ:

обучающая -  познакомить учащихся с историей развития отечественной космонавтики, с теми, кто внес свой вклад в покорение Вселенной,

воспитательная - воспитать чувство патриотизма и гордости за свою Родину, первой преодолевшую силу земного притяжения,

развивающая - расширить кругозор учащихся, ознакомить с литературой по данной тематике.

ОФОРМЛЕНИЕ: книжная выставка «Человек. Вселенная. Космос»,

                              плакаты, портреты космонавтов,

                              мультимедийная презентация «Космос далекий и близкий»

мультимедийная презентация « Судьбы кубанских космонавтов и летчиков»

ХОД ЗАНЯТИЯ.

 Открылась бездна, звезд полна,
Звездам числа нет, бездне — дна.
М.В. Ломоносов

Введение в тему урока.

Учитель. Ребята мы продолжаем разговор на космическую тему, сегодня на уроке мы поговорим о наших земляках, которые побывали в космосе.

Просмотрим презентацию и послушаем сообщения одноклассников.

1 ученик.  Сообщение о Владимире Константиновиче Коккинаки

2 ученик. Сообщение о Евгении Яковлевиче Савицком

3 ученик. Сообщение о Геннадии Ивановиче Падалка

4 ученик Сообщение о Березовом Анатолии Николаевиче.

5 ученик Сообщение о Горбатко Викторе Васильевиче

6 ученик Сообщение о Савицкой Светлане  Евгеньевне.

 

2. Практическая работа.

     Ребята нам сегодня предстоит свои рисунки выполнить в цвете. Еще раз просмотрим картины Алексея Леонова. Какие цвета использует художник для изображения космических пейзажей.

Я думаю вам будет интересно поместить готовые космические аппараты на космические пейзажи, созданные вами. Конечно по желанию.

Инопланетные корабли и космические станции

Учащиеся с большим удовольствием занимаются макетированием космических кораблей, межпланетных летательных аппаратов и всевозможных инопланетных вездеходов не только в начальной школе, но и в старших классах.

На занятиях изобразительным искусством нет необходимости вдаваться в их технические характеристики. Достаточно проанализировать общие особенности конструкций: обтекаемость, наличие всевозможных антенн, солнечных батарей, крыльев и хвостового оперения. В основе космического аппарата могут быть: ствол — цилиндр, головка — конус, хвостовое оперение — отдельные детали или просто полоски бумаги (7–8).

(7)

(8)

 

Помимо больших космических кораблей можно сконструировать и разведывательные капсулы или космические катера (9–10).

(9)

(10)

Инопланетные корабли и космические станции можно изготовить как из белой бумаги, так и из крашеной. Для этого плотная бумага предварительно покрывается гуашью с добавлением клея ПВА (после высыхания она не будет пачкать руки), здесь ребята могут вовсю проявить свою фантазию в окраске будущих объектов, используя всевозможные подтеки, разводы, набрызги и пр.

3. Самостоятельная работа учащихся. Ребята выполняют  живописную  композицию на тему «Пейзаж далекой  планеты»

4. Итог урока. Выставка работ.

Тема «Космос (научно-фантастический жанр на занятиях изобразительным искусством в школе)» не только пробуждает творческое воображение, но и позволяет привлечь внимание учащихся к истории освоения космоса и космическим достижениям нашей страны. Для этого не обязательно дожидаться 12 апреля — Дня космонавтики, который, к сожалению, не отмечается широко. История отечественной космонавтики насчитывает много других не менее знаменательных дат:

4 октября 1957 — запуск первого искусственного спутника Земли, начало космической эры;

12 сентября 1959 — запуск, 14 сентября — прилунение автоматической межпланетной станции (АМС) «Луна-2» (первый межпланетный перелет);

7 октября 1960 — АМС «Луна-3», впервые сфотографирована невидимая с Земли обратная сторона Луны;

12 апреля 1961 — полет первого космонавта Земли Ю.А. Гагарина;

12 октября 1964 — «Восход-1», первый космический корабль с экипажем на борту — В.М.Комаров, К.П. Феоктистов, Б.Б. Егоров;

18 марта 1965 — «Восход-2», А.А. Леонов вышел в открытый космос;

3 февраля 1966 — АМС «Луна-9» совершила мягкую посадку на Луну и передала фотопанораму лунной поверхности;

30 октября 1967 года — осуществлена первая в мире стыковка на орбите двух спутников «Космос 186» и «Космос 188»;

16 января 1969 — в результате стыковки на орбите «Союза-4» и «Союза-5» образована орбитальная станция с экипажем из 4 человек;

24 сентября 1970 — АМС «Луна-16» достигла поверхности Луны, провела бурение и отбор образцов лунного грунта и доставила его на Землю;

17 ноября 1970 — начал действовать на поверхности Луны управляемый с Земли самоходный аппарат «Луноход-1»;

орбитальная станция «Мир» начала строиться 20 февраля 1986г. с запуска базового блока, последний, седьмой, блок пристыкован 26 апреля 1996 года. Станция прекратила свое существование и была сведена с орбиты 23 марта 2001 года.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Судьбы Кубанских космонавтов и летчиков.

Слайд 2

Знаете ли вы кого-нибудь из этих людей?

Слайд 3

1. Введение. Загадки вселенной. 2.Судьбы кубанских космонавтов и летчиков. 3. Космические корабли. 4. Список используемой литературы.

Слайд 4

Проблемы: 1) Когда были проведены старты космич. кораблей с Кубанскими космонавтами. 2) Как проходила их подготовка. 3) Что знают об этом мои современники. Цель: Изучить жизнедеятельность летчиков и космонавтов Кубани, выяснить знают ли земляки своих героев, попытаться сделать все возможное, для того, чтобы заинтересовать подростков темой о космосе. Задачи: 3) Изучить жизнедеятельность космонавтов и летчиков Кубани. 4) Исследовать популярность космонавтов и летчиков Кубани среди молодежи. 5) Выяснить, где находятся музеи, посвященные космонавтике. Введение. Загадки Вселенной.

Слайд 5

Основоположником современной космонавтики по праву считается великий русский ученый К.Э.Циолковский, который еще в конце XIX века выдвинул идею о возможности необходимости освоения человеком космического пространства . Первоначально эти мысли были опубликованы им в виде научно - фантастических повестей , а затем, в 1903 г. была опубликована знаменитая работа "Исследование мировых пространств реактивными приборами" ,в которой он показал возможность достижения космических скоростей и иных небесных тел с помощью ракеты на жидком топливе. После его статьи у него появились единомышленники. Одним из них был А. С. Королев, задачей которого было отправить человека в космос( с ней он успешно справился). Он явился первым ученым, сделавшим практический шаг в освоении космоса. Первые шаги в освоении космоса.

Слайд 6

Памятник К. Э. Циолковскому.

Слайд 7

В нашей стране и за рубежом широко известно имя Владимира Константиновича Коккинаки. Летный стаж- 50 лет, дал путевку в жизнь более 60 типам самолетов, установил 22 мировых рекорда. Ничего подобного мировая авиация не знает. Владимир Константинович родился в городе Новороссийске Краснодарского края. В 1932-1935 годах – лётчик-испытатель Научно-испытательного института ВВС, провёл государственные испытания ряда самолётов-истребителей. В 1935-1964 годах – старший лётчик-испытатель ОКБ С.В. Ильюшина. Поднял в небо и провёл испытания всех самолётов ОКБ. Награжден многочисленными медалями. Глава 1 Владимир Константинович Коккинаки.

Слайд 8

Вся моя жизнь- без остатка была вручена небу, стихии бесстрашных и благородных духом Е. Я. Савицкий. Новороссийск- родина Е. Я. Савицкого, замечательного летчика, известного советского военачальника, маршала авиации, заслуженного военного летчика СССР.Совершив в 1930 г. Свой первый полет, он 45 лет жил профессией военного летчика-истребителя. 12943 часа полета. Полтора года в воздухе. Летал практически на всех поступивших в серийное производство истребителях. Небо было его стихией. Евгений Яковлевич Савицкий.

Слайд 9

Геннадий Падалка родился 21 июня 1958 года в Краснодаре. Первый космический полет совершил с 13 августа 1998 года по 28 февраля 1999 года в качестве командира корабля «Союз ТМ-28» и орбитального комплекса «Мир» по программе 26-й основной экспедиции, вместе с Авдеевым и Батуриным. Посадку совершил вместе с Беллой (Словакия). За время полета совершил один выход в открытый космос и один выход в разгерметизированный модуль «Спектр» общей продолжительностью 6 час 26 минут Свой второй полет совершил 25 марта 2009 года. Награжден многочисленными медалями. Падалка Геннадий Иванович.

Слайд 10

Березовой А. Н.(р.1942)- летчик- космонавт СССР, Герой Советского Союза. Родился в п. Энем Тахтамукайского района Республики Адыгея. Окончил Качинское летное училище. С 1970г.- в отряде космонавтов. Полет в космос совершил в 1982 г., провел на орбите 211 суток. Был командиром 1-ой основной экспедиции на корабле «Союз Т-5» и орбитальной станции «Салют-7», работал совместно с советско- французским экипажем. А. Н. Березовой награжден медалью «За выдающийся вклад в развитие Кубани» 1 степени. Березовой Анатолий Николаевич.

Слайд 11

Родился 3 декабря 1934 года в поселке Венцы-Заря Кавказского района Краснодарского края. С 12 по 17 октября 1969 года совершил первый космический полет в качестве инженера-исследователя космического корабля Союз-7. Свой второй космический полет совершил с 7 по 25 февраля 1977 года в качестве командира космического корабля Союз-24. Свой третий космический полет совершил с 23 по 31 июля 1980 года в качестве командира советско-вьетнамского экипажа на космическом корабле Союз-37. Горбатко Виктор Васильевич.

Слайд 12

Родилась 8 августа 1948 года в Москве. Дочь дважды Героя Советского Союза маршала авиации Евгения Яковлевича САВИЦКОГО. Установила 3 мировых рекорда в групповых прыжках с парашютом из стратосферы и 15 мировых рекордов на реактивных самолетах. Абсолютная чемпионка мира по высшему пилотажу на поршневых самолетах. С 19 по 27 августа 1982 года совершила свой первый полет в космос в качестве космонавта-исследователя корабля Союз Т-7. С 17 по 25 июля 1984 года совершила свой второй полет в космос в качестве бортинженера корабля Союз Т-12. Светлана Евгеньевна Савицкая. Во время работы на борту орбитальной станции Салют-7 25 июля 1984 года первой из женщин совершила выход в открытый космос.

Слайд 13

Диаграмма полетов в космос кубанских космонавтов.

Слайд 14

Диаграмма, отражающая время пребывания в космосе космонавтов.

Слайд 15

Глава 3 Космический корабль на, котором летал Г. И. Падалка.

Слайд 16

Космические корабли, на которых летал В.В. Горбатко.

Слайд 17

Космический корабль, на котором летал А. Н. Березовой.

Слайд 18

Новейшие космические корабли.

Слайд 19

Спасибо за внимание!

Слайд 20

1)В. П. Глушко «Космонавтика». Издательство « Советская энциклопедия» 1970. 2)Сайт «Космическая энциклопедия». 3)Сайт «Новости космонавтики». 4)«Космонавтика», энциклопедия. «Советская энциклопедия».1985г. 5)Л. А. Гильберг «От самолета к орбитальному комплексу», Москва, «Просвещение», 1992г. 6)Сайт «Герои страны». 7)Журнал «Новости космонавтики» Видеокосмос. 1994-2008гг. 8)Научно-популярный журнал Российской академии наук и Астрономо-геодезического общества «Земля и Вселенная». Серия «Космонавтика, астрономия, геофизика» май-июнь 3.97. 9)Энциклопедия Википедия. 10) К 95- летию дважды Героя Советского Союза Е. Я. Савицкого. Его стихией было небо. 11)Крылатая семья. Краснодар, 2005г. 12)Черноморский следопыт. Альманарх. 2007 Список используемой литературы:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по биологии и русской литературе в 7 классе по теме : Русь моя, люблю твои березы.

Интегрированный урок по биологии и русской литературе в 7 классе по теме : Русь моя, люблю твои березы....

Разработка цикла уроков по истории изобразительного искусства "Декоративно - прикладное искусство советского периода"

Цикл уроков по теме: "Декоративно - прикладное искусство советского приода". Итоговый урок по теме - игра "Своя игра"....

Разработка интегрированного урока по английскому языку и литературе для 8 класса по теме: "Остров сокровищ"

Цели урока:совершенствование умений говорить по теме в монологической и диалогической речи;совершенствование умения аудирования;развитие умения работать с книгой, анализировать, сравнивать, делать сам...

Методическая разработка урока по предмету «Развитие речи и окружающий мир» для учащихся 7 класса на тему: «Жизнь птиц в холодное время года»

Цель – систематизация  знаний учащихся об отличительных признаках зимующих птиц.Задачи: Коррекционно- образовательные.1.Закреплять знания учащихся о зимующих птицах.2.Формировать умени...

Методическая разработка к уроку немецкого языка по УМК Horizonte/ Горизонты 6 класс по теме Mein Zuhause

Методическая разработка к уроку немецкого языка по УМК Horizonte/ Горизонты 6 класс по теме Mein Zuhause. Активизация лексико-грамматического в устной и письменной речи. Учимся описывать комнату...

План - конспект интегрированного урока изобразительного искусства и английского языка для 5 класса на тему «О чем рассказывают нам гербы». ( по требованиям ФГОС второго поколения)

Аннотация к уроку.Класс: 5Предмет: интегрированный урок изобразительного искусства и английского языка Автор: Григоренко Н.С. и Евженкова Д.Г.Тема урока:  «О чем рассказывают нам ...


 

Комментарии

Науменко Наталья Владимировна

Считаю, что педагогом представлен очень хороший и качественный материал, которым несомненно воспользуются коллеги, т.к. данный цикл уроков знакомит учащихся с историей возникновения научно-фантастического жанра, на примере картин Алексея Архиповича Леонова, развития отечественной космонавтики, с теми, кто внес свой вклад в покорение Вселенной,
воспитывает чувство патриотизма и гордости за свою Родину, первой преодолевшую силу земного притяжения, расширяет кругозор учащихся, знакомит с литературой по данной тематике.

Разумная Татьяна Николаевна

Отличный материал в помощь учителю по изобразительному искусству. Предоставлена интересная информация, расширяющая кругозор знаний учащихся. Считаю,что цикл уроков будет полезен при подготовке к урокам изобразительного искусства, а так же к внеклассному занятию ко дню космонавтики в средних классах.