Узорочье теремов и пир в теремных палатах
презентация к уроку по изобразительному искусству (изо) по теме

Евтюхина Марина Владимировна

Конспекты уроков для 4 класса по программе Б.Неменского

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uzoroche_teremov.doc38.5 КБ
Office presentation icon pir_v_teremnyh_palatah.ppt1013 КБ

Предварительный просмотр:

                                                             УЗОРОЧЬЕ ТЕРЕМОВ

Цели и задачи: познакомить учащихся с образами теремной архитектуры; дать представление о вариантах украшения царских палат (роспись, орнамент, изразцы); учить выражать настроение в живописи; развивать творчество, композиционное мышление; воспитывать интерес к миру прекрасного, культуре своего народа.

Оборудование: для учителя - методические таблицы, репродукции, фотографии, для учащихся - графические материалы.

Зрительный ряд: фотографии Теремного дворца в Москве, набор фотографий «Древние палаты Московского Кремля», образцы орнаментов.

Литературный ряд:; отрывок из стихотворения Н. Кончаловской «Наша древняя столица».

Ход урока

  1. Организационный момент.

     II. Беседа по теме урока.

Учитель. Кому из нас не хотелось бы побывать в мире сказки, где стоит за золоченной решеткой терем-теремок, изукрашенный разными хитростями, где цветут дивные цветы, а на посылках у малых ребятишек служат серый волк да медведь косолапый?

Пойдемте к терему и скажем громким голосом:

— Терем -теремок! Кто в тереме живет! Кто в хоромах, кто в высоких?

Учитель демонстрирует фотографии Теремного дворца в Московском Кремле.

Просияет терем под солнцем, блеснет расписанная в «шахмат» кровля Теремного дворца. Даже не верится, что перед тобой не сказка, а явь. Флюгера, башенки, переходы, крылечки, узорчатая решетка, расписные стены. Будешь из зала в зал ходить, как из золотых хором в серебряные. Сколько бы раз ни прошел, еще и еще пройтись хочется.

В старину здания из камня воздвигались редко, и Теремной дворец-сооружение каменных дел мастеров вызывал восторг всей Москвы. Люди говорили о дворце: «Зело причудливые палаты». В причудливой палате окно украшено белокаменным наличником. Называлось оно челобитным. Из него опускали ящик, в который можно было положить жалобу или просьбу. Часто эти послания  лежали в ящике подолгу. Отсюда родилось выражение в народе: положить дело в долгий ящик.   На площадках лестницы, ведшей к Золотому крыльцу, стояли белокаменные львы и другие диковинные звери.

А что за печи были сложены во дворце! Покрытые расписанными веселыми изразцами, они напоминают книги с картинками. Рассматривать их и теперь занятно и интересно. Справка  для  учителя.

Изразец - глиняная обожженная в печи плитка с цветным узором для облицовки стен и печей в тереме.

В терему резные двери,  

 На дверях цветы и звери,  

 В изразцах на печке в ряд;

Птицы райские сидят.

По стенам резные лавки  

 И дубовый стол резной.

 Возле печки сохнут травки;

Собирали их весной.

На стенах здания, на столбах и сводчатых потолках мы видим орнамент. Вспомните, что называют орнаментом. Какие виды орнамента вы знаете?

Ученики. Орнамент - узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов. Служит для украшения каких-либо предметов или архитектурных сооружений.

Самый простой орнамент состоит из черточек, кружочков, точек, линий, называется геометрическим. Орнамент из цветов, трав и листьев -растительный. Орнамент из птиц и зверей называется

животным.

Учитель. У древних славян орнамент имеет заклинательный и магический смысл: он оберегал их от «дурного глаза» и «нечистой силы».

С принятием христианства на Руси произошло изменение смысловой основы орнамента: украшения теряют свой заклинательный смысл и служат выражением роскоши и богатства.

Учитель демонстрирует фотографии старой русской печи, сводчатых потолков Теремного дворца и предлагает учащимся  поделиться своими впечатлениями и чувствами, которые пробуждает красота древних палат Московского Кремля.

Ученики. Нежную красоту леса и поля перенес мастер на гладкие стенки печки, будто само лето вошло в дом, чтобы не выходить из него в самые лютые морозные дни. Видно, как любили печку русские люди! С любовью изукрасил ее художник: тут и листики, и лепестки, и почки... Мы видим печь-красавицу.

Стены и сводчатые потолки здания передают настроение веселья и радости.

Учитель (дополняет ответы учащихся). Это не в лес мы уже попали, а в настоящий сад. Ходят по нему важные павлины, поют чудесные волшебные ласточки, смотрит на нас птица орел,>сладко лакомится ягодами волшебная заморская птица-красавица. А вокруг них кустится ветвистая зелень, узоры разные, цветы волшебные, лепестки шелковистые... Значит, не просто в сад мы попали, а вошли в настоящий волшебный рай, в край, где все веселы и счастливы. И точно, смотрите-ка: сидит на цветке разноцветная райская птица!

Как называется такая живопись? Ученики. Это декоративная живопись. Дидактическая игра «Настроение и орнамент». Учащиеся получают карточки с двумя набросками орнамента для декоративной плитки.

Учитель. Мастер изображения предлагает вам, используя различные средства выражения настроения, изобразить на одном орнаменте радость и веселье, а на другом - грусть, тревогу.

Учащиеся работают пастелью в течение 3-5 минут.

Учитель подводит итоги игры, учащиеся называют средства художественной выразительности.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Учитель. Давайте отдохнем и вспомним виды декоративно-прикладного искусства, спрятанные в загадках.

Сине-голубые Розы, листья, птицы.

Увидев вас впервые,

 Каждый удивится.

Чудо на фарфоре –

Синяя купель.

Это называется

Просто роспись... (гжель).

Вы встречали или нет

Фантастический букет?

Мака, роз, пионов краски

В нем собрались вместе,

Расцвели они, как в сказке,

На листе из жести.

Догадаться просто вам -

Это роспись ... (жоставо).

Разноцветные цветы Расцвели на ткани. Напечатаны они Умелыми руками. В целом мире мы известны, Знает нас любой знаток, Этот сувенир чудесный. Значит... (павловский платок).

III. Самостоятельная работа учащихся.

Задание: изобразить интерьер палаты; подготовить фон для следующего задания (групповая работа). Выполнить работу гуашью на листах бумаги (формат А4 по горизонтали).

Учащиеся определяют последовательность работы: 1) выполнение легкими карандашными линиями эскиза, выявляющего основные элементы интерьера (сводчатые потолки, столбы, окна, стол, лавки и др.);

2) работа гуашью: «украшение» элементов интерьера декоративным орнаментом.

Учитель объясняет требования к работе:

1) горизонтальное положение листа;

2) выполнение в цвете;

3) законченность работы: яркость и чистота цвета, четкость и соразмерность рисунка, ясность, понятность для зрителя;

4) общая аккуратность;

5) выразительность работы.

IV. Итог урока.

В конце урока проводится коллективное обсуждение ученических рисунков.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Терема Виета"

План урока по теме "Теорема Виета. Теорема, обратная теореме Виета" .Цели: Рассмотреть теорему Виета и теорему, обратную теореме Виета и их применение при решении уравнений.Тип урока: урок объяснения ...

урок по теме "Терема Виета"

методическая разработка содержит основные типы задач  на применение теоремы Виета...

"Мир узорочья" предмет "Истоки" 8 класс

Конспет занятия предмета "Истоки" в 8 классе. Раздел "Языки творчества"....

Узорочье русских теремов

Иллюстративный материал для проведения уроков в 3-5 классах....

Презентация "Узорочье теремов 4 класс"

Назначение города как крепости постепенно уходило. А стали возводить терема с резными украшениями, наличниками, кокошниками, высокими шатрами....

Краеведческо - патриотический проект «Приобщение детей к культурно – историческому наследию Рязанского края посредством творчества". «Баба Рязанская», «Родник добра – рязанское узорочье» Долгосрочный (октябрь 2018– май 2022 гг.) (дети 5-14 лет)

Данная методическая разработка будет полезна воспитателям и педагогам по изобразительному искусству для работы с детьми дошкольного и школьного возраста, так как детям в любом возрасте очень важно соп...

Презентация "Русское Узорочье"

Презентация подготовлена для участия в  Олимпиаде "История и культура храмов столицы и городов России"...