"Мир узорочья" предмет "Истоки" 8 класс
план-конспект урока (8 класс) по теме

Конспет занятия предмета "Истоки" в 8 классе. Раздел "Языки творчества".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_istokov_v_8_klasse_mir_uzorochya.docx23.84 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя школа № 9

городского округа город Буй Костромской области

 

 

 

Урок предмета «Истоки»

Тема: «Русское узорочье».

8 класс

Урок с использованием Истоковской технологии, ИКТ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2010 год

 

Тема урока: «Священный смысл атрибутов русского воинства».

 

Цель урока: Показать, что мир «узорочья» - это по-своему зашифрованный «рассказ» о мире, созданный еще в глубокой древности и по традиции, из рук в руки, дошедший до наших дней в творчестве народных мастеров.

Задачи:

·                 расширить представления учащихся о понятии «орнамент»;

·                 познакомить с основными символами русского орнамента и их значением;

·                 показать значение и смысл узоров для наших предков;

 

Тип урока: комбинированный с использованием ИКТ

 

Форма: беседа, работа в четверках

 

Оборудование: мультимедийная установка, презентация

Ход урока

1.             Организационное начало урока.

Включение в деловой ритм. Организация внимания учащихся.

2.             Сообщение темы урока. Постановка целей. Мотивация.

В народном искусстве создан особый мир – мир, которого на самом деле нет вокруг нас. Все мы живём в одинаковых 5-ти или 9-ти этажных "коробках", не обременённых архитектурными излишествами. Когда мы попадаем в старинную часть города, идём по тихим улочкам с постройками 19 века, мы с любопытством смотрим на затейливые узоры старинных деревянных домов.

"Деревянное кружево!"- восклицаем мы, глядя на резные, волнистые карнизы домов, крылец, на наличники окон, ворота, украшенные многочисленными и равномерно повторяющимися зарубками и надрезами. Первое впечатление: мастера вырезали это сказочное узорочье по своей прихоти, побуждаемые своей фантазией и стремлением к красоте. В действительности всё обстоит сложнее, чем мы думаем. Избяные украшения не досужий вымысел наших далёких предков.

Орнамент - язык тысячелетий. Наши далёкие предки пользовались языком орнамента задолго до появления письменности. На зданиях, на домашней утвари, на женских украшениях, на предметах одежды. рисовали они картину своего понимания мира.

Делали так не только для красоты: по старинному поверью узоры эти несли в себе силу добра и оберегали от всякого зла. Существовал даже особый обряд их «чтения». Но и в начале нашего века многое еще помнилось. Вот какой любопытный разговор, случившийся в то время, передал нам очевидец. Одна деревенская девушка готовила себе приданое, а мать внимательно следила за работой. Увидев, что в кайме полотенца юная ткачиха поставила два ряда треугольников вершина к вершине, она остановила ее:

— Нельзя так делать, дочка! Драконовы зубы у тебя получаются. Ты поставь узорки подошва к подошве — выйдут солнечные лучики. И будут светить они тебе, пока живо само полотенце.

Правда, ведь, интересно? Словно не полотенце украшали, а волшебную сказку сказывали...

Сегодня на уроке мы попытаемся увидеть, что «узорочье» это по-своему зашифрованный рассказ о мире, созданный еще в глубокой древности, расшифровав некоторые символы и образы русского узора.

3.             Основной этап урока. Беседа.

·                 Вступительное слово учителя.

Слайды №2 -№3

Русский критик и искусствовед Владимир Васильевич Стасов писал «Орнаменты всех … народов идут из глубокой древности… Орнамент никогда не заключал ни единой праздной линии. Каждая черточка тут имеет свое значение, является словом, фразой, выражением известных понятий, представлений… Это связная речь, последовательная мелодия,.. не назначенная для одних только глаз, а также для ума и чувств».

Орнамент, которым украшают одежду, домашнюю утварь, игрушки, состоит из ромбов, треугольников, крестов, кругов, квадратов. Он полон тайного смысла. Орнамент, которым украшают одежду, домашнюю утварь, игрушки, состоит из ромбов, треугольников, крестов, кругов, квадратов. Он полон тайного смысла.

·                 Задания учащимся:

a.             Дайте определение понятию «орнамент»;

·                 Определение понятия «орнамент».

Слайд №4

Орнамент - это знаковая система передачи информации, каждый элемент которой имеет определенное значение. Составляющие орнамента -всегда мифологический образ и целый комплекс представлений, с этим образом связанных.

·                 Вопрос учителя?

С каким предметом школьной программы вы бы связали это определение?

·                 Ответ учащихся:

Это определение можно связать с предметом информатика.

Слайд №5

Орнамент подразделяют на три вида:

a.            изобразительный (конкретный рисунок человека, животных, растений, пейзажные или архитектурные мотивы, рисунок предметов неживой природы и т.д.);

b.           неизобразительный (геометрические и абстрактные формы);

c.            комбинированный (сочетание изобразительных мотивов и абстрактных форм).

 

·                 Истоки появления орнамента.

Слайды №6 - №10

 

Первые знаки орнамента, которые встречаются и сегодня, были связаны с магией первобытной охоты.

Один из них носит название коврово-меандрового или ромбо-меандрового. Это ромбы разной формы с прерванными линиями, заходящие один в другой. На поверхности глины, ткани, дерева они создают красивый густой ковровый узор. Магическим заклинанием (орнаментом)  покрывались поверхности ритуальных пещер, фигур и посуды. Позже эти магические знаки стали декоративными знаками. Так наши предки пытались воздействовать на природу и мир. Позже, когда человек стал не только охотником, но и пахарем, и скотоводом, он не забыл этот знак, ставший для него знаком земли и плодородия. Для того, чтобы поля были щедры на урожай, человек вышивал этот узор на ткани, вырезал на дереве, украшал им посуду.

·                 Основные символы русского орнамента и их значения.

Слайды №11 - №25

Знаки Земли и плодородия. Квадрат (ромб), поделённый крестом на четыре части – знак вспаханного поля. Если внутри есть точки – знак засеянного поля. Глиняная игрушка и поныне украшается орнаментом, одним из элементов которого является ромб, хотя его магический смысл утрачен. Например, каргопольская игрушка.

Наиболее точно передает характер очертаний любой формы линия. Она широко использовалась в орнаменте, чтобы разграничить отдельные мотивы. Знак Воды ­ волнистая или ломаная линия. Дождь изображается вертикальными линиями. Реки, подземные воды, «хляби небесные» - горизонтальными. 

Небесные воды хранятся в нависших облаках или проливаются на землю косыми дождями, причем дожди могут быть с ветром, с градом. Орнаменты в косой полосе более всего отражают такие картины природных явлений.

Знак Грома и Перуна - громовник - шестиконечный крест в круге или шестиграннике. Использовался как оберег от молнии. Также являлся воинским оберегом.  Такие знаки вышивались на ритуальных полотенцах, ими украшались прялки, избы, дабы защитить дом от гнева Перуна, а позже Ильи-пророка.

Знак - символ солнца - это солярный знак. Солнце на протяжении тысячелетий получило множество вариантов изображений. Даже наш колобок - в каком-то смысле является солярным знаком.   Этот знак - преграда и отвращение зла. Первые колеса наши предки делали так: втулка из березы, ободья из осины и четыре спицы. Таким образом,  древнее колесо соответствует изображению одного из вариантов солярных знаков - крест в круге. Колесо - знак могущества, власти. Потому и боги движутся по небу именно на колеснице, да и само солнце, «катясь» по небу, «закатывается» вечером (отсюда «закат»).

Треугольник - символ человека, человеческого общения. Триединая природа вселенной: Небо, Земля, Человек; отец, мать, дитя; человек как тело, душа и дух. Треугольник - первая среди плоских фигур.

Треугольник, обращенный вершиной вверх, является солнечным и имеет символику жизни, огня, пламени, жара (горизонтальная линия – воздух), мужского начала, горы. Обращенный вершиной вниз, треугольник является лунным и имеет символику матери, воды, холода, женского начала (горизонтальная линия – земля).

·                 Основные символы русского орнамента и их значения.

·                 Слайды №26 - №34

Дерево. Оно и первый кормилец в эпоху собирания плодов, оно и жилище, оно и тепло в холодную зиму, без него нет очага, на котором готовят пищу. Оно же древо жизни, древо познания, мировое древо. Мы говорим - корни памяти, корни истории, корни рода. Мы говорим - древо рода, родословное древо. Дерево - законченный и совершенный образ мира.

Растительный орнамент. Самый распространенный в народном искусстве после геометрического и самый излюбленный в резьбе и росписи  по дереву. Он использует самые многочисленные и разнообразные вариации мотивов. Причем один и тот же мотив может быть сильно приближен к натуре, а может быть упрощен до неузнаваемости.

Женский образ - один из основных в русском орнаменте. В русском божественном женском персонаже воплотились народные представления о земле рожающей, связанной с водой, выбором судьбы и судом над неправедным человеком. Называют этот образ по - разному: великая богиня земли, плодородия, мать - сыра земля, Макошь, что означает «мать хорошего урожая». Женская фигура с устремленными ввысь руками символизировала единство сил земли и неба, от которых зависела жизнь человека. А то и вовсе Богиня предстает перед нами в образе лягушки  (символ весенней, порождающей силы Матери-земли).

Сюжет лягушки несет в себе знак рождения и плодородия. С этим земноводным связано большое количество обрядов в древнерусской культуре. Часто встречается и сюжет утробы лягушки (рожаницы), в центре которой  народный мастер помещал изображения птиц, деревьев, цветов, людей, всего, что было сотворено и обладало способностью живой жизни.

4.             Активное занятие в четверках «Язык узоров».

Задание 1. Самостоятельно.

Учащимся предлагается прочитать тексты, рассказывающие о мире русского «узорочья». Отметить те тексты, которые подтверждают мысль о том, что каждый узор говорит со зрителем на своем особом языке, ведет свой особый «рассказ», раскрывая задуманное автором.

Задание 2. Работа в четверке.

Учащимся предлагается поработать над заданием в группе и придти к согласию. Записать результаты общего общения.

Экспертная оценка.

5.                                                                                                    Вывод:

Художественный, образный язык орнамента многообразен. Изначально орнамент являлся выражением народного мировоззрения. Состав узоров, их композиция, расцветка различались в зависимости от того, кому предназначались предметы – мужчине, женщине или ребенку. Для понимания языка орнамента большое значение имеет терминология узоров. мир «узорочья» - это по-своему зашифрованный «рассказ» о мире, созданный еще в глубокой древности и по традиции, из рук в руки, дошедший до наших дней в творчестве народных мастеров.

Вот какие тайны хранят старинные узоры. А казалось, просто красиво.

6.                                                                                                    Рефлексия.

·                                                                           Что больше всего запомнилось на уроке?

·                                                                           Кто из вас захотел узнать больше об удивительном мире «узорочья»?

7.                                                                                                    Итог.

Я надеюсь, что сегодняшний урок не прошел для вас даром, что вы прикоснулись к истокам русского «узорочья» и поняли его истинный смысл. А каждый из вас для себя лично попытается узнать больше об этом удивительном и загадочном мире.

 

8.                                                                                                    Домашнее задание.

Творческое задание: Подготовьте сообщение в виде презентации

по следующим темам:

·                                                                                              Всадники в русском орнаменте.

·                                                                                              Образ птицы в русском орнаменте.

·                                                                                              Животные в русском орнаменте.

·                                                                                              Растительный мир и русский орнамент.

·                                                                                              Названия узоров.

·                                                                                              Интересные факты о русском орнаменте.

 

©Кабанова Татьяна Сергеевна учитель музыки, предмета «Истоки»