19в. - расцвет экспериментальной деятельности русской школы портретистов. Беседа по теме портрет. Смешанная техника в портрете.
статья по изобразительному искусству (изо) по теме

Маковская Анна Владимировна

 

« Быстрому изображению акварелью предшествовало графическое карандашное искусство. Портреты выполнялись итальянским карандашом , слегка тронутым акварелью, сангиной или пастелью. Чаще всего они заканчивались в один сеанс...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 19v_.beseda_po_teme_portret.docx14.61 КБ

Предварительный просмотр:

19в. - расцвет экспериментальной деятельности русской школы портретистов.

Беседа по теме портрет.

Смешанная техника в портрете.

« Быстрому изображению акварелью предшествовало графическое

Карандашное искусство. Портреты выполнялись итальянским карандашом , слегка тронутым акварелью, сангиной или пастелью. Чаще всего они заканчивались в один сеанс. Зачинателем этого вида стал Орест Адамович Кипренский. Его портреты рождались мгновенно. Для Кипренского характерен стремительный бег карандаша, тоновая насыщенность изображения, контрасты черного и белого. Образцом такого письма , наполненного поэтичностью и благородством, служит «Портрет мальчика с протянутой рукой».

 Пережив пору расцвета в первое десятилетие хiх в. ,карандаш уступил место акварели. Акварелисты начинают создавать сюжетные композиции, иллюстрации к произведениям литературы, но портретное ис-во продолжало существовать ,приобретая новую стилистику . Расцвет акварельного русского портрета совпадает с творчеством Павла Федоровича Соколова, виртуозно владевшего средствами акварельного письма. Художник запечатлел современников, представителей русской аристократии второй четверти х1х в., в том числе круга Пушкина.

  Ранние портреты Соколова близки миниатюре. В первых своих произведениях он сохраняет миниатюрное письмо, напоминающее прием точками на пластинках слоновой кости. В дальнейшем, в 20-30гг., Соколов начинает писать свободными мазками, моделирующими форму, используя акварель в соединении с итальянским карандашом.

  Особенности его творческого письма заключались в чистой акварели, из которой он извлекал все ее драгоценные качества. Портреты ,написанные Соколовым, увозили с собой в ссылку декабристы как напоминание о близких.

  В развитии русского портретного искусства огромную роль сыграл К.Брюллов. Такие произведения ,как «Портрет Олениной», «Портрет неизвестной в тюрбане» , «О.П.Ферзен на ослике», несмотря на небольшие размеры, по своей законченности воспринимаются как картины. В них не менее убедительно, чем в масляной живописи, раскрывается красота пластических форм. Одновременно с К. Брюлловым выдвигаются еще несколько первоклассных мастеров акварельного портрета, в том числе его брат Александр. Скромной цветовой гаммой он достигает ,как и во всем своем творчестве, психологической выразительности , тонкого проникновения в духовный мир модели. Он вводит в акварель белила, которые до некоторой степени сближают его акварели с маслом. Это – автопортрет, портрет художника Н.А. Ярошенко и С.Н. Крамской.

  Новый этап акварельной живописи ,высоко поднявший значение цвета , начинается с творчества П.Чистякова. Он использует приемы соединения контрастных цветов. Он же смог увлечь своих и своих учеников: И.Репина, В. Савинского, М. Врубеля, В.Серова.

 Репин с присущим ему свободным письмом создает замечательные портреты, насыщенные цветом. В них акцентируется внимание на тонкой лепке лица модели, остальное решается широкой обобщенной кладкой живописного пятна. Это – портреты Е.В.Лавровой, Д.И.Менделеева, Л.Н.Толстого.

  Портреты Сурикова звучны по цвету, достигают совершенства, артистично передают нежность и материальность лиц контрастными цветовыми нюансами .Это портреты С.А.Кропоткиной, «Девушка в красной кофте», этюд старшей дочери к картине «Меньшиков в Березове».

  Особой индивидуальностью отмечены работы М.Врубеля, которого И.Грабарь считал лучшим акварелистом во всей истории искусства. Портретная акварель Врубеля отличается крепким рисунком, лежащим в основе его мозаичной живописи.

  В.Серов, ученик Репина, один из выдающихся русских портретистов, много работал гуашью и акварелью, но не отдавал им предпочтения, как Суриков и Врубель. В акварель Серов вводил белила. Это портрет С.М.Лукомской.

  Создание акварельного портрета сложнее, чем натюрморта или пейзажа, особенно когда возникает потребность завершения работы в короткий срок. Художник должен владеть не только техническим мастерством, но и обладать даром психолога, улавливать главное в образе человека, добиваясь сходства.

  В начале хх в. Художники объединения «Мир искусства» меняют стилистику акварели. Они вводят в нее белила ,с увлечением работают гуашью, темперой. Акварель в это время теряет свою прозрачность. В. Борисов - Мусатов применял смешанные техники: вводил в акварель пастель, белила, используя приглушенную цветовую гамму. Портрет «Дама в голубом платье».

   К.Сомов любил прозрачность акварели, но так же использовал белила и гуашь. Его «Дама в розовом», «Автопортрет», «Портрет поэта М.А.Кузьмина» выполнены с добавлением белил. Портрет Е.Е.Владимировой написан прозрачной техникой без белил, в строгой, сияющей манере, на обобщенных тоновых градациях светлого и темного фона.

Лучшие традиции русской акварельной школы предреволюционной  

Эпохи успешно развиваются и в наши дни.»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экспериментальная деятельность в школе

Экспериментальная деятельность в школе...

Методические рекомендации на тему"Организация опытно-экспериментальной деятельности учителя в современной школе"

Учитель предлагает вашему вниманию методические рекомендации, касающиеся организации опытно-экспериментальной деятельности . Не секрет, что в последнее время ученики увлекаются созданием виделроликов ...

Конспект образовательной деятельности по опытно-экспериментальной деятельности и экологическому воспитанию в подготовительной к школе группе" Вода- источник жизни"

Дать детям знания о круговороте воды в природе. Расширять знания детей о способах очистки воды. Закрепить представления детей о свойствах воды.Развивать в детях способности к исследовательс...

Педсовет "Экспериментальная деятельность в школе: проблемы и достижения"

Цель: управление экспериментальной и инновационной деятельностью в школе и создание условий для внедрения инноваций в учебно-воспитательный процесс....