Экспериментальная деятельность во 2 младшей группе на тему: «Песок. Свойства песка. Изготовление куличиков из песка.»
опыты и эксперименты на тему

конспект по экспериментальной деятельности

Скачать:


Предварительный просмотр:

Теплые месяцы – лучшее время для игр с песком. На прогулках можно организовать такие занятия в разных возрастных группах, познакомить детей со свойствами песка и его особенностями. Игры с песком – это знакомство детей с неживой природой, начало экологического воспитания.

Значение опытов

        Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям. Опыты имеют большое значение для осознания детьми причинно-следственных связей.

Методика проведения опыта

        Опыт всегда должен строиться на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдений и труда. Проводя опыт, воспитатель не должен наносить вред и ущерб растениям и животным.

Экспериментальная деятельность во 2 младшей группе на тему:

«Песок. Свойства песка. Изготовление куличиков из песка.»

Цель: Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования. Способствовать расширению знанию детей о свойствах сухого и мокрого песка, активизировать речь и обогащать словарь детей.

Обучающие задачи:

Познакомить детей со свойствами песка.

Учить обращаться с песком осторожно, не рассыпать.

Актуализировать интерес к работе с песком.

Формировать умение выдвигать гипотезы, сравнивать и делать выводы.

Разучить с детьми новую игру «Песчинки».

Развивающие задачи:

Развивать моторику рук детей.

Обогащать словарный запас.

Развивать навыки взаимодействия со сверстниками в процессе совместной деятельности.

Воспитывающие задачи:

Воспитывать чувства сопереживания, сострадания.

Воспитывать культурно-гигиенические навыки у детей (опрятность, аккуратность).

Форма проведения: Подгрупповая, практическая деятельность.

Материал: большая детская песочница, набор формочек, совочки, лейки, салфетки.

Воспитатель показывает детям  песок.

 - Посмотрите, что у меня в руках? (Песок.)

 - Правильно. Это песок. Скажите, а вы любите играть с песком? (Ответы.) Давай те с ним немного поиграем и познакомимся с его свойствами.

 Но сначала давайте договоримся, что во время игры:

 

 - песок в рот не берём;

 - не трём глаза грязными руками;

 - песком не обсыпаемся.

 Подойдите к песочнице и потрогайте песок руками.

 - Какого цвета песок? (Коричневого).

 Воспитатель: мне приятно, я чувствую прохладу песка. А что, чувствуете вы (высказывания детей).

Опыт  1 «Теплый — холодный»

Цель: учить детей чувствовать руками разную температуру песка.

Материал: пакеты с теплым и холодным песком.

Описание: Дать детям теплый и холодный песок, уточнить, где какой и песок находится. Предложить поиграть с песком, пересыпать его между пальчиками маленькими тонкими струйками. С каким песком было приятнее играть?

Вывод: в жаркую погоду приятнее играть с прохладным песком, в холодную — с теплым.

 - Ребята, что мы можем сказать про песок, какой он (ответы детей: сухой, прохладный). Правильно, песок сухой.

 - Скажем вместе: сухой.

 - Давайте посмотрим какие следы мы можем оставить на песке своими пальцами. У кого что получилось (ответы детей) .

 - Насыпьте его себе на ладошку. Посмотрите, как песок сыплется струйкой (дети пересыпают песок из ладошки в ладошку).

 - Давайте все вместе скажем, что мы сейчас делаем: мы сыплем. Как сыплется песок: струйкой, повторите вместе (повторяют).

Опыт 2  «Сухой песок сыпучий»

Цель: знакомить детей со свойствами песка.

Материал: песочница, сухой песок, формочки.

Описание: Предложить сделать бабку из сухого песка. Она не получилась, рассыпалась. Почему?

Вывод: сухой песок сыпучий.

 - Посмотрите из чего состоит песок? (ответы детей).

 - Правильно песок состоит из песчинок. Они маленькие. Повторите: из песчинок.

Опыт 3 «Песочная страна»

Цель: выделить свойства песка: сыпучесть, рыхлость, из мокрого можно лепить; познакомить со способом изготовления рисунка из песка.

Материал: песок, вода, лист белой бумаги, клей-карандаш.

Описание: Детям предлагается рассмотреть песок: какого цвета, попробовать на ощупь (сыпучий, сухой). Из чего состоит песок? Как выглядят песчинки? Песчинки маленькие, полупрозрачные, круглые, не прилипают к друг другу. Можно ли из песка лепить? Почему мы не можем ничего слепить из сухого песка? Пробуем слепить из влажного. Как можно играть с сухим песком? Можно ли сухим песком рисовать?

- на плотной бумаге нарисовать клеевым карандашом что-нибудь, а потом на клей насыпать песок. Стряхнуть лишний песок и посмотреть, что получилось.

                 

Давайте отдохнём, поиграем в игру, а потом продолжим.

 

Подвижная игра «Песчинки» (повторяется 2-3 раза).

Воспитатель: Давайте поиграем, становитесь все в круг. Вокруг себя повернитесь и в песчинки превратитесь. Присели все на корточки. О-о, сколько у нас песка. Но вот подул ветер, поднял песчинки, и они полетели в разные стороны. (Дети имитируют полёт песчинок). Ветер стих и песчинки опустились на землю. (Дети приостанавливают движение. Присаживаются на корточки).

Молодцы, ребята! Хорошо поиграли.

Воспитатель: У вас лежат формочки, скажите какого они цвета?

Дидактическая игра «Какого цвета формочка и совок».

Цель: закрепить названия цветов, развитие разговорной активности детей.

 Воспитатель предлагает детям построить куличики из песка.

 - У вас лежат формочки, давайте насыплем туда песок и сделаем куличики. Работайте осторожно, аккуратно насыпайте песок в формочки.

 - Получились куличики (Ответы детей)

 - Почему не получились? (Песок сухой)

 - Что же нужно сделать, чтобы из песка можно было лепить? (предположения детей)

 - Кто знает, что будет, если в песок налить воду (ответы детей)

 - Давайте проверим.

 Воспитатель с помощью 1-2 детей поливает песок из лейки.

 - Потрогайте его и скажите - сухой он или мокрый? (Мокрый)

 Давайте повторим все вместе: Если в песок налить воду, он станет мокрым.

 -Правильно, этот песок сырой, мокрый. Он холодный. Посмотрите, мокрый песок также сыплется как сухой (Показать детям)

 

 - Конечно, мокрый песок не сыплется. Из мокрого песка можно делать куличики. Давайте попробуем. Возьмите формочки и аккуратно накладывайте в них мокрый песок. Вот так постучите по песку совочком, утрамбуйте его. Осторожно переверните формочку с песком на подставку. Постучите по донышку ещё раз совочком. Снимите формочку. Что получилось (Куличик)

   

Опыт 4 «Домики для птичек»

Цель: показать, что в сыром песке можно сделать глубокие ямки палочкой или пальчиком, в сухом песке края ямки осыпаются.

Материал: песочница, сухой и сырой песок, палочки.

Описание: Одну часть песочницы полить водой, другую — оставить сухой. Предложить сделать шалашики из песка и поселить в них жильцов кто кого хочет.

Чтобы в домиках было светло, надо сделать в стенах дырочки — окошечки — пальчиком или палочкой. В домиках из сырого песка они получились ровными, красивыми, большими. В домиках из сухого песка они осыпались, их почти не видно.

Вывод: сухой песок сыпучий, дырочки осыпаются.  

  - Ребята. с чем мы сегодня с вами играли? Можно лепить куличики из сухого песка? Почему? (Он сыплется) А из мокрого? (Да)

Опыт 5 «Игры с песком»

Цель: закрепить представления детей о свойствах песка, развить любознательность, наблюдательность, активизировать речь детей.

Материал: большая детская песочница, совки, лопатки, детские грабли, лейки.

Описание: Дети выходят на улицу и осматривают площадку для прогулок. Воспитатель обращает их внимание на необычные следы в песочнице. Почему следы так хорошо видны на песке? Чьи это следы?  А какой след останется от ладошки? Дети оставляют свои следы. Чья ладошка больше? Чья меньше? Проверяют прикладывая.

Воспитатель предлагает построить песчаный конус. Дети выпускают песок из горстей, чтобы песок падал в одно место. Постепенно в месте падения песка образуется конус, растущий в высоту и занимающий все большую площадь в основании.

   

 

Итог:

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним всё, что мы узнали о песке.

Воспитатель  начинает фразу, дети заканчивают.

- Мы узнали, что песок сухой…(светлый, сыпучий, из него нельзя делать куличики).

- Песок мокрый... (темный, холодный, из него можно лепить куличики).

 Молодцы, ребята!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Листопад, листопад, листья желтые летят…» продуктивная деятельность для младшей группы

вызвать интерес к рисованию красками, учить рисовать правой рукой, левой придерживать лист бумаги, рисовать пальчиком...

Интегрированное занятие "Путешествие в весенний лес" познавательно-исследовательская деятельность для младшей группы

Развивать эмоциональную сферу детей активизировать внимание, развивать восприятие цвета, мелкую моторику...

Методическая разработка по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе "Снег и его свойства"

Конпект разработан в для средней группы, по опытно-экспериментальной деятельности...

итоговая непосредственная образовательная деятельность в младшей группе "Путешествие с колобком".

Эта разработка поможет воспитателям при проведении итоговых занятий в младшей группе....

Конспект опытно – экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Чудо-яйцо»

Цель: вызвать желание самим провести несложный опыт, познакомить детей с предметом экспериментирования – яйцом.Задачи:- расширять представления детей об окружающем мире и здоровье человека, чере...