Тема урока. Пейзаж в графике.
план-конспект урока (изобразительное искусство, 6 класс) по теме

Познакомить учащихся с творчеством русских и осетинских художников графического пейзажа.

Развивать творческие способности учеников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon peyzazh_v_grafike.doc196.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:

 «Пейзаж в графике»

                                              6 класс

                              Учитель ИЗО Дзасохова Т.Г.

     

Цель:

   Познакомить учащихся с видами пейзажной графики (зарисовки и наброски) выполненные мастерами-графиками, дать понятие о линейной воздушной перспективе, обобщить знания по теме «Графика», сформировать работы в технике граттажа.

       Познакомить с графическими произведениями осетинских и русских художников.

   Сформировать навыки передачи настроения в рисунке.

Задачи:  

1. Обучающие:

   Формировать умения чувствовать и определять красоту линий как средства художественной выразительности, использовать её возможности в собственном творчестве. Познакомить с особенностями некоторых приемов в искусстве;

Познакомить с некоторыми произведениями художников;

2. Развивающие:

   Овладевать новыми инструментами и техниками  (заострённая палочка, перо), продолжать развивать умения пользоваться выразительными средствами графики (точкой, штрихом, линией), передавать свои умения в рисунке.

3, Воспитывающие:

   Воспитать эстетическое отношение к окружающему миру и любовь к прекрасному.

Воспитание аккуратности.

 

   4.Организационный момент.

 Оборудование:

   Информационный материал к уроку, рисунки пейзажа в графике, репродукции картин художников (русских и осетинских) в презентации.

   Материал для работы (заострённые палочки, перо).

Зрительный ряд: 

   Чёрно – белые иллюстрации (пейзажи, деревья, особенно зимой), репродукции печатной графики.

Дидактический материал к уроку: презентация «Пейзаж в графике».

Структура урока:

  1. Организационный момент
  2. Беседа по основному материалу урока:

а) закрепление пройденного материала по видам ИЗО

б) вводная информация

в) демонстрация материала, объяснение.

      3. Практическая работа

4. Итог урока (выставка работ учащихся, заключительная речь учителя)

5. Домашнее задание

Методы:  Словесный (рассказ), иллюстративный.

Формы:   Коллективная, индивидуальная

Деятельность учителя: 

     Сообщение темы урока. Проводится показ подобранного материала по теме урока (живая речь учителя и демонстрация презентации)

Деятельность учащихся:

     Демонстрационный материал. На протяжении беседы учащиеся отвечают на поставленные вопросы.

Учитель: Рассказ-беседа по теме:

 2 Беседа:

Ранее мы с вами говорили о графическом натюрморте и портрете, а на этом уроке мы будем говорить о графическом пейзаже.

   - Чем отличается такой пейзаж от обычного?

    \Графический пейзаж воспроизводится при помощи линий - прямых, кривых, волнистых. Основным материалом является карандаш или уголь./

- Что является основой языка графики?

   /Основой графического языка являются работы черным по белому или белым по черному./    

   

      Самый распространенный вид пейзажной графики - это зарисовки и наброски, которые художники делают постоянно, фиксируя свои впечатления. Такие рисунки, сделанные карандашом, пером, углем, разнообразные по мотивам и авторскому видению и служат ему творческой кладовой, то есть материалом для создания произведений.

      Развитие графики тесно связано с искусством создания книги. Когда с конца ХV века появляются печатные книги, гравюры становятся доступными широкому кругу людей. Мастера-граверы все большее внимание уделяли разнообразию и выразительности штриха – графической  разнообразности. Со временем самостоятельное значение графики только возрастало.  

   В каждом рисунке началом всех начал является первое прикосновение к листу. Чёрно-белое пятно, линия, штрих, точка – это стихия из которой возникает образ.

    Художники графики передают свои впечатления о мире с помощью чёрного и белого цветов на бумаге. Посмотрите вокруг и назовите предметы белого и чёрного цветов. (Белый снег, звёзды, невеста, чёрные горы, чёрные туч.)  Эти цвета по отношению друг к другу контрастны, противоположны.

     Большую роль играет передача освещения пейзажа. В зависимости от освещения в различное время суток: утром, днем, вечером, ночью – пейзаж меняет свои очертания.

    Утром контуры пейзажа окутаны дымкой. Рисуя пейзаж утром, надо стушевать контуры заднего плана. Подчеркнуть контуры переднего плана.

     Вечером наблюдается обратное явление: все предметы на фоне неба вырисовываются отчетливо, в виде силуэтов, тени ложатся гуще, плотнее, формы предметов выглядят четче. В серый пасмурный день земля вместе с находящимися на ней предметами почти всегда темнее неба. В солнечный день земля и растительность темнее неба, светлые предметы, освещенные прямым светом, могут быть светлее неба. Контраст света и тени различны в солнечный и облачный день, утром и в полдень, вечером и в лунную ночь.

     Сегодня на уроке вы будете выполнять пейзаж, пользуясь выразительными средствами графики: точкой, штрихом, линией, пятном, продолжать овладевать различными инструментами: заостренной палочкой, пером. В конце урока мы устроим выставку ваших работ.

- Тема нашего урока: «Пейзаж в графике».

-Давайте же сегодня вспомним, что такое графика.

(Графика – это вид изобразительного искусства, в котором основными средствами выразительности являются линия, точка, штрих, пятно, тон).

 - Какие материалы используют художники-графики?

/ Тушь, акварель, пастель, мел, уголь, сангину, карандаш, фломастеры и т.д. /

  - Какие виды гравюр вам запомнились и что такое гравюра?

/ Гравюра - это оттиск с поверхности, на которой выполнен рисунок. Можно делать гравюру на дереве, линолеуме, металле./

  - Гравюра относится к печатной графике. Книжная графика (иллюстрации).

Промышленная графика или прикладная (открытки, этикетки, конверты, календари).

3. Практическая работа.

Цель этапа: 

   Выявить степень усвоения знаний об этапах выполнения рисунка.

Умения: 

   Находить гармонию и красоту в изображении пейзажа в графике.

Деятельность учителя: 

   Организует выполнение практического задания.

Деятельность учащихся: 

   Выполняют практическую работу в графической технике (граттаж).

Задание: 

   Выполнить пейзаж в графической технике граттажа.

Материал: 

   Карандаш, альбом, затонированные альбомные листы черной   гуашью. Заострённые палочки, перо.

       Выполните весенний графический пейзаж карандашом (на белом фоне черный рисунок) и технике граттажа (на черном фоне белый или цветной).

       Прежде чем приступить к заданию, определитесь с замыслом своей будущей картины, составьте композицию.

      Учитывать перспективу в композиции рисунка, использовать средства художественной выразительности, пропорции светлого и темного, передавать пространство в рисунке.

       С помощью линии, штриха, пятна - художники создают разнообразное восприятие мира.  

       -Как нужно изображать предметы, расположенные на переднем плане? (Чем ближе от нас предмет, тем больше подробностей мы на нем изображаем).

     

 -Как изображают предмет вдали?

/При удалении предмета детали заметны меньше, предметы, удаляясь, не только уменьшаются, но и как бы тают в воздухе, приобретают менее чёткие очертания./

     При работе необходимо соблюдать технику безопасности.

4.Итог урока.

Просмотр работ.

Ребята давайте посмотрим, какие разные, интересные работы получились. Какие выразительные средства вы использовали?

В какой работе лучше всего использовался штрих?

В какой - линия?

В какой – точка?

Какая работа вам больше всего понравилась?

 Почему?

Выставка работ учащихся.

5. Домашняя работа

-Объяснение домашнего задания.

-Изобразить городской пейзаж в карандаше, в технике граттажа и

монотипии, учитывая перспективное решение рисунка.

-Найти репродукции художников-рисунки в разных техниках, иллюстрации, гравюры и др. принести на следующий урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое планирование по изобразительному искусству (курс 6 класса), Тема урока: "Пейзаж в живописи".

Урок по теме "Пейзаж в живописи" является пятым уроком в теме "Изобразительное искусство и мир природы" курса 6 класса. На предыдущих уроках дети изучали историю возникн...

презентация к уроку в 6кл.Пейзаж в графике

Знакомство с русскими и осетинскими художниками....

Разработка урока изобразительного искусства 6 класс по теме «Пейзаж в графике Владимирского художника творчества Б.Ф. Французова.»

Данная разработка является  завершающим уроком при знакомстве учащихся 6 класса с темой "Человек и пространство в изобразительном искусстве.По времени занимает 40 минут. В ходе урока исполь...

Презентация урока ИЗО в 6 классе "Пейзаж в графике" по программе Б.М. Неменского

В презентации "Пейзаж в графике"обучающиеся повторят определение пейзажа,его виды.Узнают что же такое графика и ее выразительные возможности:линия,штрих,пятно  и познакомятся с новыми к...

Тема урока: Пейзаж. Закат

Этапы изображения :- Вы как художники знаете с чего начинается работа? С наброска.1.  Тонкими линиями намечаем линию горизонта, дальний план, деревья, кусты.2.  Смачиваем кистью и водой...

Разработка урока по изобразительному искусству по теме: "Пейзаж в графике"

Разработка урока поизобразительному искусству в 6 классе "Пейзаж в графике"...

Конспект урока по ИЗО в 6 классе Тема урока «Пейзаж настроения. Природа и художник»

Конспект урока по ИЗО в 6 классеТема урока «Пейзаж настроения. Природа и художник»...