Рабочая программа по МХК 11 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 11 класс) по теме

Белан Снежана Анатольевна

 

Представленная программа по мировой художественной культуре составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mkhk11_kl.docx40.13 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Представленная программа по мировой художественной культуре составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, даёт  распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор практических работ, выполняемых учащимися.

Рабочая программа составлена на основе программы  для общеобразовательных учреждений.  «Мировая художественная культура» 5-11 кл. Составитель Данилова Г.И..- М.:Дрофа, 2009. С учетом  инструктивно – методического письма Министерства образования и науки Саратовской области от 18.07 2011№103/4275, в соответствии с нормативными документами Министерства образования РФ.

Концепция модернизации российского образования на период до 2010г.( приказ Мо РФ от 18.07.2003г. № 2783).

 Концепция художественного образования( приказ Министерства культуры РФ от 28.12.2001г. №1403).

Особенности художественно-эстетического образования определяются в следующих документах:

.«Концепция развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008 – 2015 годы» (распоряжение Правительства РФ      от 25.08.2008 г. № 1244-р);

.Концепция художественного образования (приказ Министерства культуры РФ от 28.12.2001. № 1403).

Курс мировой художественной культуры систематизирует знания о культуре и искусстве, полученные в образовательном учреждении, реализующего программы начального и основного общего образования на уроках изобразительного искусства, музыки, литературы и истории, формирует целостное представление о мировой художественной культуре, логике её развития в исторической перспективе, о её месте в жизни общества и каждого человека. Изучение мировой художественной культуры развивает толерантное отношение к миру как единству многообразия, а восприятие собственной национальной культуры сквозь призму культуры мировой позволяет более качественно оценить её потенциал, уникальность и значимость. Проблемное поле отечественной и мировой художественной культуры как обобщённого опыта всего человечества предоставляет учащимся неисчерпаемый «строительный материал» для самоидентификации и выстраивания собственного вектора развития, а также для более чёткого осознания своей национальной и культурной принадлежности.

Развивающий потенциал курса мировой художественной культуры напрямую связан с мировоззренческим характером самого предмета, на материале которого моделируются разные исторические и региональные системы мировосприятия, запечатлённые в ярких образах. Принимая во внимание специфику предмета, его непосредственный выход на творческую составляющую человеческой деятельности, в программе упор сделан на деятельные формы обучения, в частности на развитие восприятия (функцию – активный зритель/слушатель) и интерпретаторских способностей (функцию - исполнитель) учащихся на основе актуализации их личного эмоционального, эстетического и социокультурного опыта и усвоения ими элементарных приёмов анализа произведений искусства. В содержательном плане программа следует логике исторической линейности (от культуры первобытного мира до культуры ХХ века). В целях оптимизации нагрузки программа строится на принципах выделения культурных доминант эпохи, стиля, национальной школы. На примере одного - двух произведений или комплексов показаны характерные черты целых эпох и культурных ареалов. Отечественная (русская) культура рассматривается в неразрывной связи с культурой мировой, что даёт возможность по достоинству оценить её масштаб и общекультурную значимость.

Программа содержит  объём знаний за четыре года (ХI –ХII классы) обучения и в соответствии с этим поделена на  части.

В курс 10 класса входят темы: «Художественная культура древнейших цивилизаций», «Художественная культура  античности», «Художественная культура средневековья», «Средневековая культура Востока», «Художествення культура возрождения».

В курс 11 класса входят темы: «Художественная культура XVII-XVIII в.в», «Художественная культура  XIX века».

Образовательные цели и задачи курса:

Изучение мировой художественной культуры на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления и художественно-творческих способностей;
  • воспитание художественно-эстетического вкуса; потребности в освоении ценностей мировой культуры;

  • освоение знаний о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, их характерных особенностях; о вершинах художественного творчества в отечественной и зарубежной культуре;
  • овладение умением анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение;
  • использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды.
  • -изучение шедевров мирового искусства, созданных в различные художественно-исторические эпохи, постижение характерных особенностей мировоззрения и стиля выдающихся художников – творцов;
  • - формирование и развитие понятий о художественно – исторической эпохе, стиле и направлении, понимание важнейших закономерностей их смены и развития в исторической, человеческой цивилизации;
  • - осознание роли и места Человека в художественной культуре на протяжении её исторического развития, отражение вечных поисков эстетического идеала в лучших произведениях мирового искусства;
  • - постижение системы знаний о единстве, многообразии и национальной самобытности культур различных народов мира;
  • Освоение различных этапов развития отечественной (русской и национальной) художественной культуры как уникального и самобытного явления, имеющего непреходящее мировое значение;
  • - знакомство с классификацией искусств, постижение общих закономерностей создания художественного образа во всех его видах;
  • - интерпретация видов искусства с учётом особенностей их художественного языка, создание целостной картины их взаимодействия.
  • Воспитательные цели задачи курса:
  • - помочь школьнику выработать прочную и устойчивую потребность общения с произведениями искусства на протяжении всей жизни, находить в них нравственную опору и духовно-ценностные ориентиры;
  • - способствовать воспитанию художественного вкуса, развивать умения отличать истинные ценности от подделок и суррогатов массовой культуры;
  • - подготовить компетентного читателя, зрителя и слушателя, готового к заинтересованному диалогу с произведением искусства;
  • - развитие способностей к художественному творчеству. Самостоятельной практической деятельности в конкретных видах искусства;
  • - создание оптимальных условий для живого, эмоционального общения школьников с произведениями искусства на уроках, внеклассных занятиях и краеведческой работе.
  • Развитие творческих способностей школьников реализуется в проектных, поисково-исследовательских, индивидуальных, групповых и консультативных видах учебной деятельности. Эта работа осуществляется на основе конкретно-чувственного восприятия произведения искусства, развитие способностей к отбору и анализу информации, использования новейших компьютерных технологий. Защита творческих проектов, написание рефератов, участие в научно – практических конференциях, диспутах, дискуссиях, конкурсах и экскурсиях призваны обеспечить оптимальное решение проблемы развития творческих способностей учащихся, а также подготовить их к осознанному выбору профессии.

Учебно-тематическое планирование

по  МХК

Класс :     9

Количество часов

Всего __35___ час; в неделю __1__ час.

Плановых контрольных уроков     4

Учебник:  «Мировая художественная культура» 5-11 кл. Составитель Данилова Г.И..- М.:Дрофа, 2013

Дополнительная литература:

Программы для общеобразовательных учреждений « Мировая художественная культура» 5-11 классы .Автор: Данилова Г.И. Москва Дрофа 2009год.

Тематическое и поурочное планирование « Мировая художественная культура» Москва «Дрофа»2004год . Автор : Данилова Г.И., « Мировая художественная культура» ЗАО

« ИНФОСТУДИЯ  ЭКОН» по заказу Министерства образования РФ Методические рекомендации преподавателям. Главный консультант Данилова Г.И.

Электронные пособия: « Учимся понимать живопись»,

« Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства», « Шедевры русской живописи», « Учимся понимать музыку», « История древнего мира и средних веков», электронный вариант Уроков МХК « История развития архитектуры и скульптуры»

Содержание тем учебного курса

  1. Художественная культура XVII – XVIII вв.   13 часов

Стилевое многообразие искусства XVII – XVIII вв.

Стили и художественные направления в искусстве. Разграничение понятий «стиль» и «историческая эпоха» в искусстве.

Человек и новая картина мира. Возникновение новых стилей и Возрождение. От «трагического гуманизма» Возрождения к барокко и классицизму. Эстетика и главные темы искусства барокко и классицизма. Понятие о рококо. Реалистические тенденции в развитии искусства XVII – XVIII вв.

Взаимопроникновение и обогащение художественных стилей.

Архитектура барокко.

Гл. 3

С.27 - 37

Характерные черты архитектуры барокко. Шедевры итальянского барокко. Творчество Лоренцо Бернини. Оформление площади перед собором Святого Петра в Риме.

Архитектурные творения Ф. Б. Растрелли в Санкт-Петербурге и его окрестностях. «Дивное узорочье» московского барокко.

Изобразительное искусство барокко.

Скульптура и живопись барокко, основная тематика и её художественное воплощение.

П. П. Рубенс – «король живописи». Судьба художника, основные этапы его творческой биографии.  Характерные особенности живописной манеры.  Мифологические и библейские сюжеты и образы в произведениях Рубенса (по выбору, с обобщением ранее изученного).

Классицизм в архитектуре Западной Европы.

Идея величия и могущества империи, нашедшая образное воплощение в архитектурных сооружениях классицизма и ампира. Характерные черты архитектуры классицизма.  Создание нового типа грандиозного дворцового ансамбля (ансамбли Парижа).

Прогулка по Версалю – зримому воплощению парадно-официальной архитектуры классицизма. Развитие понятия о регулярных (французских) парках (обобщение ранее изученного).

Архитектурные творения К. Рена. Собор Святого Павла – главное творение архитектора.

Шедевры классицизма в архитектуре России.

 «Архитектурный театр» Москвы (В. И. Баженов и М. Ф. Казаков). Дом Пашкова, дворцовый ансамбль в Царицыно – лучшие творения В. И. Баженова (по выбору).

Классический облик Москвы в творчестве М. Ф. Казакова. Проект здания Сената в Кремле, строгость и простота внешнего облика «русского Пантеона» (по выбору).

«Строгий, стройный вид» Петербурга. Архитектурный облик Северной Пальмиры и его блистательные зодчие (по выбору). Архитектурные пригороды Санкт-Петербурга. Здание Двенадцати коллегий Д Дрезини, Адмиралтейство А. Д. Захарова, Казанский собор А. Н. Воронихина (по выбору).

Изобразительное искусство классицизма и рококо.

От классицизма к академизму в живописи. Пуссен как основоположник классицизма. Характерные черты его живописи. Мифологические, исторические, религиозные и пейзажные темы его произведений (с обобщением ранее изученного).

Творчество Ж. Л. Давида.

Мастера «галантного жанра» (рококо): А. Ватто, Ф.Буше (по выбору).

Реалистическая живопись Голландии.

Многообразие жанров галландской живописи и её знаменитые мастера.

Творчество Рембранта – вершина реализма. Судьба художника, основные вехи его творческой биографии. Своеобразие художественной манеры, богатство и разнообразие тематики произведений. Мифологические и библейские сюжеты и образы (обобщение ранее изученного).

Рембрант – блестящий мастер портретной живописи (по выбору).

Русский портрет XVIII века.

У истоков портретного искусства.

Шедевры русских портретистов: Ф. С. Рокотова, Д. Г. Левицкого, В. Л. Боровиковского.

Мастера скульптурного портрета: Б. К. Растрелли, Ф. и. Шубин, М. И. Козловский (по выбору, с обобщением ранее изученного).

Музыкальная культура барокко.

Расцветгомофонно-гармоническогостиля в опере барокко. Создание оперных школ в Италии и их выдающиеся мастера.

Высший расцвет свободной полифонии в творчестве И. С. Баха. Многогранность и разнообразие творческого наследия композитора.

Русская музыка барокко.

Композиторы Венской классической школы.

Музыка Венской классической школы – высшее выражение эстетики классицизма. Формирование классических жанров и принципов симфонизма. Музыкальный мир В. А. Моцарта. Судьба композитора и основные этапы его творческой биографии. Оперные шедевры Моцарта (по выбору).

Л. Ван Бетховен: путь от классицизма к романтизму, его смелые эксперименты и творческие поиски. Разнообразие музыкального наследия композитора (по выбору, с обобщением ранее изученного).

Театральное искусство XVII – XVIII вв.

Западноевропейский театр барокко, его особенности, цели и задачи.

Золотой век французского театра классицизма, его основные драматурги и художественные принципы.

Мольер – создатель классической комедии, бытописатель нравов современного общества  (обобщение ранее изученного).

Пути развития русского драматического театра (с обобщением ранее изученного).

  1. Художественная культура XIX в.   9 часов.

Романтизм.

Романтизм как художественный стиль эпохи конца XVIII – начала XIX в.

«Путь к свободе через красоту» (эстетика романтизма).

Национальное своеобразие романтизма в искусстве различных стран (по выбору). Значение романтизма для дальнейшего развития мировой художественной культуры.

Изобразительное искусство романтизма.

Герой романтической эпохи в творчестве Ф. Гойи, Э Делакруа, О. А. Кипренского и К. П. Брюллова. Пейзажная живопись. История глазами романтиков.

Реализм – художественный стиль эпохи.

 «Правдивое воспроизведение типичных характеров в типичных обстоятельствах» (художественные принципы реалистического искусства). Реализм и романтизм, их связь и отличие.

Изобразительное искусство реализма.

Интерес к жизни человека простого сословия и бытовые картины жизни в творчестве Г. Курбе, О. Домье, художников – передвижников: И. Е. Репина, В. И. Сурикова. Мастера реалистического пейзажа. История и реальность.

«Живописцы счастья» (художники импрессионизма).

Художественные искания импрессионистов. Пейзажи впечатления К. Моне. Жизнь и Человек в произведениях Э. Дега, О. Ренуара.

Постимпрессионизм В.ван Гога, П. Сезанна, П. Гогена.

Многообразие стилей зарубежной музыки.

Западноевропейская музыка романтизма.

Романтический идеал и его отображение в музыке Р. Вагнера и Ф. Шуберта, Ф. Шопена, Г. Берлиоза (по выбору).

Музыка импрессионизма. Творчество К. Дебюсси и М. Равеля (по выбору).

Русская музыкальная культура.

Русская музыка романтизма. Зарождение русской классической музыкальной школы. М. И. Глинка как основоположник русской музыкальной классики.

Композиторы «Могучей кучки»: М. А. Балакирев, А. П. Бородин, М. П. Мусоргский, Н. А. Римский-Корсаков Рубенса (по выбору, с обобщением ранее изученного).

Многообразие творческого наследия П. И. Чайковского (с обобщением ранее изученного).

Пути  развития  западноевропейского театра.

 «Порывы духа и страсти души» в театре романтизма. В. Гюго как теоретик и реформатор театральной сцены.

«Торжество правды и истины» в реалистическом театре. Э. Золя как теоретик западноевропейского театра реализма. Реализм и символизм в национальном драматическом театре.

Русский драматический театр.

Русский театр романтизма и его знаменитые актёры )П. С. Мочалов и В. А. Каратыгин).

Русский реалистический театр и его драматурги (по выбору, с обобщением ранее изученного). М. С. Щепкин – выдающийся актёр и реформатор русской театральной сцены. «Русский национальный театр» А. Н Островского. Особенности театра А. П. Чехова (обобщение ранее изученного). Рождение МХТ.

  1. Художественная культура XX в.

12 часов.

Искусство символизма.

Художественные принципы символизма и  его известные мастера. Символ и аллегория в искусстве. Символ и миф в живописи.

Символизм в творчестве М. А. Врубеля и В. Э. Борисова – Мусатого.

Триумф модернизма.

Модерн – «последняя фаза искусства прошлого века». Создание новых художественных форм и образов, выработка единого интернационального стиля в искусстве. Особенности модерна в различных видах искусства (по выбору).

Архитектура: от модерна до конструктивизма.

Идеи и принципы архитектуры начала XX  века.

Мастера и шедевры зарубежной архитектуры: А. Гауди, В. Орта, Ш. Э. Ле Корбюзье, Ф. Л. Райт, О. Нимейер (по выбору).

Архитектурные достижения России. Творчество Ф. О. Шехтеля. Модерн как основа для формирования и развития архитектуры конструктивизма.

Стили и направления зарубежного изобразительного искусства.

Разнообразие художественных направлений и стилей изобразительного искусства. Фовизм А. Матисса. Кубизм П. Пикассо. Сюрреализм С. Дали.

Мастер русского авангарда.

Абстракционизм В. Кандинского.

Супрематизм  К. Малевича.

«Аналитическое искусство» П. Филонова.

В. Татлин – основоположник живописного конструктивизма.

Зарубежная музыка XX века.

Музыкальный мир XX  века, разнородность его стилей и направлений. Новые принципы организации музыки.

Мастер музыкальной классики. Искусство джаза и его истоки. Рок – музыка. Мюзиклы Э. Ллойда Уэббера (по выбору).

Русская музыка XX столетия.

Традиции символизма и романтизм в  в творчестве А. Н. Скрябина.

Многообразие творческого наследия С. В. Рахманинова и И. Ф. Стравинского (по выбору).

Творчество С. С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича и А. Г. Шнитке.

Зарубежный театр.

Основные пути развития зарубежного театра.  Интеллектуальный театр Б. Шоу. Экспрессионизм и сюрреализм на театральной сцене. Театр абсурда. Эпический театр  Б. Брехта. Творческие эксперименты П. Брука. Зарубежный театр последних лет.

Русский театр XX в.

К. С. Станиславский и В. И. Немирович – Данченко как основоположники русского театрального искусства. Понятие о «системе Станиславского» (обобщение ранее изученного).

Театральный авнгард В. Э Мейерхольда и А. Я. Таирова (по выбору), с обобщением  ранее изученного).

Мастера современного отечественного театра.

Рождение и первые шаги кинематографа. Великий немой. Ч. С. Чаплин – выдающийся комик мирового экрана и его лучшие роли.  

Становление и рассвет мирового кинематографа.

Рождение звукового кино.

Киноавангард XX  века. Рождение национального кинематографа.. шедевры отечественного кино, его режиссёры и исполнители.

Тематическое планирование уроков

п\п

Тема урока

Кол-во

часов

Дата

Икт

  план

факт

1

Стилевое многообразие искусства

XVII- XVIII в.в

2

Искусство маньеризма

3

Архитектура барокко

4

Изобразительное искусство барокко

5

Классицизм в архитектуре Западной Европы

6

7

Шедевры классицизма в архитектуре России

8

Изобразительное искусство классицизма и рококо

9

Реалистическая живопись Голландии

10

Русский портрет

XVIII в.

11

Музыкальная культура барокко

12

Композиторы Венской классической школы

13

  Театральное искусство XVII – XVIII вв.

14

Контрольная работа  

15

Феникс романтизма

16

Изобразительное искусство романтизма

17

Реализм – художественный стиль эпохи

18

Изобразительное искусство реализма

19

«Живописцы счастья»

(художники импрессионизма)

20

Многообразие стилей зарубежной музыки

21

Русская музыкальная культура

22

Пути развития западноевропейского театра

23

Русский драматический театр

24

Искусство символизма

25

Триумф модернизма

26

Архитектура: от модерна до конструктивизма

27

Стили и направления зарубежного изобразительного искусства

28

Мастера русского авангарда

29

Зарубежная музыка XX в.

30

Русская музыка XX столетия

31

Зарубежный театр XX в.

32

Русский театр XX в.

33

Становление и расцвет зарубежного кинематографа

34

Шедевры отечественного кино

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения мировой художественной культуры ученик должен

 Знать / понимать:

основные виды и жанры искусства;

изученные направления и стили мировой художественной культуры;

шедевры мировой художественной культуры; особенности языка различных видов искусства.

характерные особенности и основные этапы развития культурно-исторических эпох, стилей и направлений мировой художественной культуры;

шедевры мировой художественной культуры, подлежащие обязательному изучению;

основные факты жизненного и творческого пути выдающихся деятелей мировой художественной культуры;

основные средства выразительности разных видов искусства;

Уметь:

узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением.

устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;

пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;

выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения).

сравнивать художественные стили и соотносить конкретное произведение искусства с определенной культурно-исторической эпохой, стилем, направлением, национальной школой, автором;

устанавливать ассоциативные связи между произведениями разных видов искусства;

пользоваться основной искусствоведческой терминологией при анализе художественного произведения;

осуществлять поиск информации в области искусства из различных источников (словари, справочники, энциклопедии, книги по истории искусств, монографии, ресурсы Интернета и др.);

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

выбора путей своего культурного развития;

организации личного и коллективного досуга;

выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;

самостоятельного художественного творчества.

выполнять учебные и творческие работы в различных видах художественной деятельности;

использовать выразительные возможности разных видов искусства в самостоятельном творчестве;

участвовать в создании художественно насыщенной среды школы и в проектной межпредметной деятельности;

проводить самостоятельную исследовательскую работу (готовить рефераты, доклады, сообщения);

участвовать в научно-практических семинарах, диспутах и конкурсах.

        Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

      Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом отношении приоритетными для учебного предмета «Мировая художественная культура» на этапе среднего (полного) общего образования являются:

умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;

устанавливать несложные реальные связи и зависимости;

оценивать, сопоставлять и классифицировать феномены культуры и искусства;

осуществлять поиск и критический отбор нужной информации в источниках различного типа (в том числе и созданных в иной знаковой системе - «языки» разных видов искусств);

использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для оформления творческих работ;

владеть основными формами публичных выступлений;

понимать ценность художественного образования как средства развития культуры личности;

определять собственное отношение к произведениям классики и современного искусства;

осознавать свою культурную и национальную принадлежность.

Учебно-методическое обеспечение

ЭСУН «История искусства» 10-11 класс

ЦОР «Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства»

ЦОР «Эрмитаж. Искусство Западной Европы»

ЦОР Кирилл и Мефодий  «Шедевры русской живописи»

ЦОР «Мировая художественная культура»

Электронные пособия: « Учимся понимать живопись»,

« Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства»

« Шедевры русской живописи», « Учимся понимать музыку»

« История древнего мира и средних веков» электронный вариант

 Уроков МХК « История развития архитектуры и скульптуры»

«Архитектура»

Учебники:

Данилова Г.И. Мировая художественная культура 7-9 кл. Москва, изд-во «Дрофа», 2008 г.;

Данилова Г.И. Мировая художественная культура. От истоков до XVII в. 10 класс. Москва, изд-во «Дрофа», 2008 г.;

Данилова Г.И. Мировая художественная культура. 11 класс. Москва, изд-во «Дрофа», 2008 г.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Для обучающихся

Бенуа А.Н. История русской живописи в XIX веке / А.Н.Бенуа. – М., 1998.

Бонгард-Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация / Г.М.Бонгард-Левин. – М., 2000.

Искусство : энциклопедический словарь школьника / сост. П.Кошель. – М., 2000.

История красоты / под общ. ред. У.Эко. – М., 2005.

Китай. Земля небесного дракона / под общ. ред. Э.Л.Шонесси. – М., 2001.

Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции / Н.А.Кун.  – М., любое издание.

Мифы и легенды народов мира. Древний мир / сост. Н.В.Будур и И.А.Панкеев. – М., 2000.

Мифы и легенды народов мира. Средневековая Европа / сост. Н.В.Будур и И.А.Панкеев. – М., 2000.

Мифы и легенды народов мира. Финляндия, Россия, Восток / сост. Н.В.Будур и И.А.Панкеев. – М., 2000.

Нейхардт А.А. Легенды и сказания Древней Греции и Древнего Рима / А.А.Нейхардт. – М., любое издание.

Сарабьянов Д.В. История русского искусства / Д.В.Сарабьянов.    – М., 2001.

Для учителя

Акимова Л.И. Искусство Древней Греции. Геометрика. Архаика / Л.И.Акимова. – СПб., 2007.

Акимова Л.И. Искусство Древней Греции. Классика / Л.И.Акимова. – СПб., 2007.

Альбанезе М. Древняя Индия. От возникновения до XIII века / М.Альбанезе. – М., 2003.

Андреева Е.Ю. Постмодернизм / Е.Ю.Андреева. – СПб., 2007.

Бонгард-Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация / Г.М.Бонгард-Левин. – М., 2000.

Герман М.Ю. Модернизм / М.Ю.Герман. – СПб., 2005.

Данилова И.Е. Итальянский город XV века. Реальность, миф, образ / И.Е.Данилова. – М., 2000.

Даниэль С.М. От иконы до авангарда. Шедевры русской живописи / С.М.Даниэль. – СПб., 2000.

Даниэль С.М. Рококо / С.М.Даниэль. – СПб., 2007.

Искусство : в 3 ч. / под ред. М.В.Алпатова. – М., 1987—1989.

История красоты / под общ. ред. У.Эко. – М., 2005. Фрэзер Д.Д. Золотая ветвь / Д.Д.Фрэзер. – М., 2003.

Энциклопедия искусства XX века / сост. О.Б.Краснова. – М., 2003 г.

История уродства / под общ. ред. У.Эко. – М., 2007.

Китай. Земля небесного дракона / под общ. ред. Э.Л.Шонесси. – М., 2001.

Колпакова Г.С. Искусство Византии. Ранний и средний периоды / Г.С.Колпакова. – СПб., 2005.

Колпакова Г.С. Искусство Древней Руси. Домонгольский период / Г.С.Колпакова. – СПб., 2007.

Лисовский В.Г. Архитектура эпохи Возрождения. Италия / В.Г.Лисовский.  – СПб., 2007.

Мифы и легенды народов мира. Древний мир / сост. Н.В.Будур и И.А.Панкеев. – М., 2000.

Мифы и легенды народов мира. Средневековая Европа / сост. Н.В.Будур и И.А.Панкеев. – М., 2000.

Мифы и легенды народов мира. Финляндия, Россия, Восток / сост. Н.В.Будур и И.А.Панкеев. – М., 2000.

Нессельштраус Ц.Г. Искусство раннего Средневековья / Ц.Г.Нессельштраус. – СПб., 2000.

Русская живопись : энциклопедия / под ред. Г.П.Конечна. – М., 2003.

Сарабьянов Д.В. История русского искусства / Д.В.Сарабьянов. – М. 2001.

Сарабьянов Д.В. История русского искусства конца XIX – начала XX века / Д.В.Сарабьянов. – М., 2001.

Степанов А.В. Искусство эпохи Возрождения. Италия. XIV – XV века / А.В.Степанов. – СПб., 2005.

Степанов А.В. Искусство эпохи Возрождения. Италия. XVI век / А.В.Степанов. – СПб., 2007.

Фрэзер Д.Д. Золотая ветвь / Д.Д.Фрэзер. – М., 2003.

Энциклопедия искусства XX века / сост. О.Б.Краснова. – М., 2003 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа "Музыка 6 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.

1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...

Рабочая программа для 10 класса ( 2 часа в неделю), Рабочая программа для 10 класса ( 5 часов в неделю)

Пояснительная запискаРабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 10 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:•  Федерального закона ...

Рабочая программа для 11 класса ( 2 часа в неделю) , Рабочая программа для 11 класса ( 5 часов в неделю)

Пояснительная записка      Рабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 11 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:&bull...