Главные вкладки

    Открытый урок по ДПИ. Мезенская роспись.
    план-конспект урока по изобразительному искусству (изо) по теме

    Мадянова Инесса Ивановна

    Открытый урок по декоративно-прикладному искусству в средней группе отделения изобразительного искусства (3-4 классы) по теме "Мезенская роспись"

    Ход урока, самоанализ, методический материал (прописи), фото.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon otkrytoe_zanyatie_po_dekorativno.doc51.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Открытое занятие по декоративно-прикладному искусству

    в средней группе отделения изобразительного искусства

    (2 - 3 классы)

    20 февраля 2012 года

    преподаватель Мадянова Инесса Ивановна

    Тема: «Мезенская роспись по дереву»

    Задание: Роспись лопаточки.

    Цель занятия: Знакомство с мезенской росписью по дереву.

    Задачи занятия:

    1. Формирование умений и навыков графического письма.
    2. Освоение основных приемов, элементов мезенской росписи.
    3. Воспитание интереса к народному искусству, ответственности за сохранение и развитие традиций народного северного искусства.

    Тип занятия: изучение нового

    Формы и методы работы: объяснительно-иллюстративный,

                                                    фронтальная и индивидуальная, игровая.

    План занятия:

    1. Организация начала занятия – 2 мин.

    2. Рассказ о происхождении промысла, показ и обсуждение работ – 6 мин.

    3. Повтор основных элементов с помощью прописей: поля - земля, солнце, уточка, конь, звездочка, стихийка, перышко – 15 мин.

    4. Выполнение росписи лопатки (самостоятельная работа, основанная на принципах вариации и импровизации по мотивам мезенской росписи – создание композиции из изученных элементов) – 18 мин.

    5. Просмотр работ, награждение – 5 мин.

    Материалы и инструменты:

    Деревянные изделия украшенные мезенской росписью

    Прописи (образец прилагается)

    Деревянные лопатки, загрунтованные под роспись

    Медальки на память с надписью «мастер по волосатым лошадкам»

    Банки для воды

    Пластиковые палитры

    Кисти колонковые №0 или №1 и №2

    Краски темперные: кадмий красный светлый и сажа газовая

    Ход занятия

    1. Организация начала занятия – 2 мин.

    Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас с вами открытый урок, а это значит, что к нам могут заглянуть гости. Но мы стараемся на гостей не отвлекаться. Задание у нас непростое. Работать мы будем темперой, а эту краску отмыть очень трудно, поэтому стол стараемся не пачкать.

    ( развожу темперу водой до нужной консистенции на палитрах)

    2. Рассказ о росписи – 6 мин.

    Начинаем? Расскажу я вам сегодня почти сказку.

    На далеком севере, среди болот и непроходимых лесов течет широкая и полноводная река Мезень. На высоком берегу ее расположено большое село Палащелье.

    Сурова жизнь обитателей села. Река часто выходит из берегов, грозя затопить деревни. Вокруг села дикие леса, в которых бродят голодные хищники.

    Вместе с тем река и лес кормят человека: в лесу много пушных зверей, дикой птицы, а в реке крупная и мелкая рыба не переводится круглый год. Кроме того, хорошие природные условия позволяли местным жителям разводить коней и оленей.

    Именно здесь возникла мезенская роспись. Еще ее называют палащельской, по названию села Палащелье.

    Происхождение этого живописного промысла остается загадкой: старики не помнят, когда и кто принес его в деревню. На самом старом из найденных предметов стоит дата 1854 год, в это время промысел был очень известен.

    ( показываю фотографию прялки)

    Вот, посмотрите какая красота. Как ковром покрывает ее рисунок.

    Из бересты или дерева изготовляли изделия – туески, лукошки, короба и, конечно прялки. Занимались росписью только мужчины. Старожилы говорят, что доходами с росписи деревянных предметов кормилось здесь все население. Каждый мастер сам их делал, сам и расписывал. Работали целыми семьями. А украшенные росписью предметы везли на ярмарки и базары, и они расходились по огромной территории северного края.

    Расписывали двумя красками, которые добывали здесь же: красно-коричневую получали из красной береговой глины, черную краску делали из сажи. Сначала с помощью деревянной палочки или кисти, сделанной из пряди волос, работали красным цветом. Затем красный узор обводили черной краской глухариным пером.

    Сейчас мастера, конечно, работают хорошими кистями и красками.

    (постепенно достаю припрятанные поставцы деревянные, поставец берестяной, зеркало, панно)

    Исследователи этой росписи угадывают в расчерченных прямоугольниках распаханные и засеянные пашни, заливные луга, в уточке и коне – знаки солнца. Но не стоит относиться к той росписи как к письму. Все дело в образах, навеваемых близкой и знакомой природой. «Огнегривый конь вытаскивает солнце на небосвод из воды, поэтому наступает день. Уточка солнце в воду прячет, поэтому наступает ночь. А олень своими ветвистыми рогами цепляет тучи, поэтому идет дождь». Вот и получается, что народный художник работает не от ума, а от души и от сердца.

    А вот шкатулка архангельского мастера (достаю шкатулку). Посмотрите, кого он здесь изобразил? (дети пытаются угадать) Изображены птицы. А еще я вам покажу оберег, который носили на себе или вешали в доме, в нем спрятаны горошины, которые своим шумом отгоняют все плохое, а украшен он символом засеянного поля.

    3. Повтор основных элементов  с помощью прописей – 15 мин.

    Ну а теперь мы сами попробуем стать мастерами. Поучимся сначала.

    Осваивать мезенскую роспись лучше всего с простейших приемов и элементов. Смотрите, что я вам сегодня приготовила (показываю листочки-прописи). Сначала повторим некоторые элементы с помощью прописей.

    Берем кисточку потолще - №2, и красной краской аккуратно, держа кисточку строго вертикально, выполняем подмалевки.

    Мезенские «поля- земля». Сначала проводим горизонтальные полосы, после вертикальными делим их на квадраты.

    Здесь выполняем лепестки – основу для изображения солнца.

    Замалевком делаем птичку.

    Далее показано в какой последовательности изображается конь – сначала намечается животик, потом шея, загривок, спинка.

    Затем берем тоненькую кисточку - №0 или 1 и работаем черной краской осторожными тонкими линиями.

    Вписываем в клетки узоры.

    Дорисовываем солнце.

    Добавляем клювик, лапки, хвост и крылья птичке.

    Гриву, хвостик и ножки, похожие на паучьи лапки, лошадкам.

    И, конечно, роспись будет казаться незаконченной без маленьких, но очень важных элементов:

    Звездочка, спиральки, перышко.

    Понятно? Начинаем.

    (работаю с каждым ребенком индивидуально, подсказывая, направляя, помогая).

    Закончили работу? Молодцы! (просматриваю работы)

    4. Роспись лопатки – 18 мин.

    Теперь я раздам вам деревянные лопаточки. Задание будет сложнее. Сейчас вам предстоит создать свою композицию из элементов, которые изучили в прописях (раздаю лопаточки и работаю с каждым ребенком индивидуально, подсказывая, направляя, помогая).

    5. Просмотр работ – 5 мин.

    Какие замечательные лопаточки получились. Конечно, чтобы стать настоящим мастером, нужно еще много поработать. В архангельской области мастеров мезенской росписи в шутку называют мастерами по волосатым лошадкам. И на память о нашем сегодняшнем уроке я награжу каждого медалью с надписью «мастер по волосатым лошадкам».

    (устраивается выставка работ, каждый участник награждается медалью)

    Литература:

    Величко Н.К. Русская роспись. Техника. Приемы. Изделия. Энциклопедия. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2010

    Жегалова С.К. Русская народная живопись: Книга для учащихся ст. классов. – М.: Просвещение, 1984

    Изместьева Л.А. Мезенская роспись: Методические рекомендации. – Архангельск: Правда Севера, 1992

    Дорожин Ю.Г. Мезенская роспись. Рабочая тетрадь по основам народного искусства. – М.: Мозаика-Синтез, 2000

    Самоанализ занятия Мадяновой И.И.

    Данное занятие посвящено изучению совсем для ребят нового материала – мезенской росписи по дереву. Уже 10 лет занимаюсь этой росписью. Являюсь победителем конкурсов, участником крупных мероприятий общероссийского и даже международного уровня как мастер декоративно-прикладного искусства. Провожу мастер-классы, если организаторам мероприятий это необходимо. Такой богатый опыт не позволяет допускать ошибок.

    В этом занятии сошлись чаяния многих: детям хотелось приготовить подарки для своих мам к 8-му марта, педагогу – познакомить с одним из любимых народных промыслов, а руководству – получить показательное открытое занятие.

    Конечно, понятно, что использование на занятии игровых технологий многократно повысит интерес детей к материалу: учащийся выступает в роли мастера, педагог одет в традиционный костюм, да еще рассказывает сказку. Может ли детям при таких условиях быть неинтересно? Конечно, нет.

    Большая работа была проделана по подготовке к занятию. Нужно было приобрести деревянные лопатки и загрунтовать их под роспись, разработать вариант прописей и нарисовать таких 20 штук, также изготовить наградные медали. Кисти и краски принесла свои. Я работаю профессиональными материалами самого лучшего качества, не все мои ученики имеют такие. А качественные материалы и инструменты значительно облегчают путь к успешному результату.

    Образцы изделий у меня есть, да еще небольшая коллекция работ замечательных мастеров, с которыми дружу. У детей должна быть возможность подержать, покрутить такие предметы в руках, почувствовать их.

    Сначала работаю фронтально. Чтобы дети могли творить, очень важно создать благоприятную психологическую обстановку. Вместе разглядываем узоры, пытаемся отыскать в них знакомых животных и птиц.

    В практической работе важным объединяющим детей фактором была работа за большим общим столом. Использую этот метод часто, сдвигая парты вместе. Такие условия значительно облегчают задачу учителя – контролировать работы учащихся. Важно вовремя оказать помощь: подсказать, поддержать, помочь. Помогать стараюсь рукой ребенка, тогда исчезает у ребят страх, и появляется уверенность, что задание им доступно. Прекрасно, что никто из детей не скажет: «А, это Инесса Ивановна тебе нарисовала!»

    Отмечу, что тесновато было ребятам, когда работали в прописях; а когда расписывали лопатки – допустимо (кстати, народные мастера не работают за столами, они делают это «на коленке»).

    Объясню, почему мой выбор пал на лопаточки, не только из-за их дешевой стоимости. Данное изделие маленького размера, роспись не занимает много времени. Оно очень простой формы, плоское, его удобно держать в руке.

    Роспись любого объемного изделия сложна для начинающих, поскольку заставляет обыгрывать этот объем. Данное задание доступно для обучающихся, а положительный результат всегда важен.

    Грунтуется дерево разведенным клеем ПВА.

    Устроили просмотр работ в конце занятия, похвалили друг друга. И хорошей точкой стало награждение шуточными медалями с нарисованным мезенским конем и надписью «мастер по волосатым лошадкам».

    Замечательно, что занятие всем понравилось.

    Учащиеся частенько спрашивают: «А когда мы будем еще расписывать?»

    Обязательно будем!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Мезенская роспись / Искуство-детям

    Фотографии в альбоме «Искуство-детям. Мезенская роспись» zhital на Яндекс.Фотках...

    Старинные русские росписи. Мезенская роспись

    В городе Новосибирске живут люди, которые с большой любовью относятся к своим истокам и с удовольствием делятся этой любовью с каждым из нас, предлагая тарелочки выполненные в старинной технике мезенс...

    Открытый урок по ИЗО "Городетская роспись" 5 класс

    Урок по ИЗО5 Кл.  2 четвертьТема: « Городецкая роспись» (1 урок) Цель урока: Знакомство с изделиями Городецкого народного промысла,Освоение традиционных элементов Городецкой росписи: «...

    Презентация к уроку изобразительного искусства "Мезенская роспись" для 4 класса

    Презентация к уроку изо для 4 класса. На слайдах представлены обозначение элементов мезенской росписи, фотографии расписных прялок, пример готовой работы, критерии оценивания детских работ....

    Открытый урок по теме "Городецкая роспись"

    Урок в 5-м классе по программе Б. Неменского по теме "Городецкая роспись" с применением ИКТ (информационно-коммуникационных технологий)....

    Открытый урок на тему "Шенкурская роспись"

    Открытый урок в 5 классе на тему "Шенкурская роспись"...

    Урок по изобразительному искусству , 5 класс Из цикла: Народные промыслы. Их истоки и современное развитие. Тема: «Мезенская роспись».

    Урок по изобразительному искусству , 5 классИз цикла: Народные промыслы. Их истоки и современное развитие.Тема: «Мезенская роспись».Цель: Познакомить учащихся с народным промыслом России ...