Рабочая программа по искусству (ИЗО) для 5 класса
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 5 класс) по теме

Программа ориентирована на использование авторской программы Б.М.Неменского.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_izo_5_klass.docx40.64 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

      Рабочая программа- нормативно- управленческий документ МБОУ Шамординской ООШ, характеризующий систему организации деятельности учителя изобразительного искусства Грибовой Г.Н. по курсу «Искусство» (изобразительное искусство) в 5 классе на базовом уровне.

      Рабочая программа по   искусству   для  5 класса составлена на основе:

1.  Федерального   государственного    образовательного     стандарта основного общего образования(2004)

2.  Программы «Изобразительное искусство и художественный труд»(1-9 классы) под руководством и редакцией Б.М.Неменского. М.:Просвещение, 2007.

  1. Учебного плана МБОУ Шамординской ООШ на 2013-2014 уч. год.
  2. Учебника «Изобразительное искусство. Декоративно- прикладное искусство в жизни человека»: Учебник по изобразительному искусству для 5 класса/под редакцией Б.М.Неменского.- М.:Просвещение,2010.

                 Цель учебного предмета «Изобразительное  искусство» в общеобразовательной школе

Формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве:

- дальнейшее формирование художественного вкуса учащихся;

- понимание роли декоративного искусства в утверждении общественных идеалов.

- осмысление места декоративного искусства в организации жизни общества, в утверждении социальной роли конкретного человека и общества.

Формирование художественно-творческой активности:

- учиться в ходе восприятия декоративного искусства и в процессе собственной практики обращать внимание  в первую очередь на содержательный смысл художественно-образного языка декоративного искусства, уметь связывать с теми явлениями в жизни общества, которыми порождается данный вид искусства;

- учиться выражать своё личное понимание значения декоративного искусства в жизни людей;

- проявлять наблюдательность, эрудицию и фантазию при разработке проектов оформления интерьеров школы, эмблем, одежды, различных видов украшений.

Формирование художественных знаний, умений, навыков.

Срок реализации программы: 1 год.

Общая характеристика учебного предмета

          5 класс, или первый год основной школы посвящён изучению группы декоративных искусств, в которых сохраняется наглядный для детей их практический смысл, связь с фольклором, с национальными и народными корнями искусств. Здесь в наибольшей степени раскрывается присущий детству наивно-декоративный язык изображения и непосредственная образность, игровая атмосфера, присущие как народным формам, так и декоративным функциям искусства  в современной жизни. Осуществление программы

этого года обучения предполагает акцент на местные художественные традиции и конкретные промыслы.

                 Для формирования мировоззрения подростков особенно важно знакомство с народным, крестьянским декоративным искусством, которое наиболее полно хранит и передаёт новым поколениям национальные традиции, выработанные народом формы эстетического отношения к миру.

             Образный язык декоративного искусства имеет свои особенности. Цвет и форма в декоративном искусстве часто имеют символичное значение.  Чувство гармонии и чувство материала особенно успешно можно развить у школьников в процессе изучения цветовых и линейных ритмов, композиционная стройность постепенно осваивается учащимися от урока к уроку.

            Именно поэтому выработка у школьников способности чувствовать и понимать эстетические начала декоративного искусства, осознавать единство функционального и эстетического значения вещи важно для формирования культуры быта нашего народа, культуры его труда, культуры человеческих отношений.

    В V классе большое значение имеет дальнейшее развитие у учащихся «навыка' распознавания» конструктивного, изобразительного и декоративного элементов языка в процессе восприятия произведений декоративно-прикладного искусства, начатое ещё в начальной школе. «Это как бы три сердца, бьющиеся в каждом произведении. Какое сердце бьётся сильнее, то и определяет вид искусства, к которому можно отнести данное произведение» (Б. М. Неменский). Осваивая художественно-познавательный материал учебника, пятиклассники осознают, что элементы декоративности в данном виде искусства «играют первенствующую роль — как в области форм и конструкций, так и в области внешнего убранства предмета» (В. С. Воронов), т. е. выступают доминантой, определяющей данный вид искусства.

В процессе приобщения учащихся к декоративно-прикладному искусству особо важное значение приобретает включение в драматургию урока активных средств эмоционально-образного воздействия — слов, музыки, зрительных образов. Так, на уроках, посвященных народному искусству, комплексное использование разных видов фольклора — устно-поэтического (сказки, пословицы, поговорки, обрядовые тексты и др.), названного М. Горьким «великолепно огранёнными драгоценностями», а также музыкального и изобразительного — помогает учащимся осознать нерасторжимую целостность народной культуры. При восприятии памятников народного творчества также следует раскрывать поэтические связи народного искусства с природой — его колыбелью.

Важным компонентом на завершающей стадии урока является обсуждение и оценивание детских работ. При обсуждении и оценке работ необходимо в первую очередь выявлять их сильные стороны и учитывать следующие критерии:

—  декоративность: выход на уровень лаконично-обобщённого, условно-выразительного пластического решения (композиция, форма, цвет, изобразительные элементы и т. д.);

—  содержательность: полнота реализации в учебно-творческом задании полученных знаний, поиск содержательной формы;

—  оригинальность: работа фантазии, воображения, привнесение элементов новизны, личностное прочтение задания.

Определяющее значение в художественном развитии учащихся имеют итоговые, обобщающие уроки четвертей, года, которые можно драматургически выстраивать как праздники. Важной задачей итоговых уроков является организация живого общения между школьниками и приглашёнными гостями. Уроки-обобщения могут включать в себя импровизированные диалоги, игры (в форме викторин, состязания команд), участие фольклорных коллективов, воссоздающих аромат народной культуры, интеллектуальные задания по систематизации зрительного материала на основе стилевых при знаков, организацию выставок детских творческих работ, различные виды презентаций детского творчества и т. п.

Приобщение учащихся младшего подросткового возраста к декоративно-прикладному искусству осуществляется в разных формах: это уроки, факультативные и кружковые занятия, посещение музеев и выставочных залов, поисковая деятельность школьников.

Поисковая деятельность включает ознакомление с литературой по декоративно-прикладному искусству, собирание репродукций и открыток по отдельным разделам программы, подлинных вещей, которые могут стать основой создания школьного музея искусства, презентаций. Особенно эффективной она становится, когда в этом принимают участие взрослые — учителя, родители, старшеклассники, объединяющиеся в детско-взрослые сообщества.

Уроки декоративно-прикладного искусства — это педагогически организованное общение с учащимися, в ходе которого они вовлекаются в процесс совместного мышления, совместной деятельности, это сотворчество, создающее наиболее благоприятные условия для формирования художественной культуры ребёнка. В этом плане мудрое высказывание М. М. Пришвина — «хочу не учить, а душевно беседовать, размышлять сообща и догадываться» — представляется бесценной формулой педагогики сотрудничества, когда обе стороны, глубоко заинтересованные в наилучшем результате, совместно решают насущные проблемы.

Общение должно осуществляться на каждом уроке. Каждый ученик должен быть уверен, что его мнение будет услышано и даже маленькие творческие победы не останутся незамеченными. 

Место учебного предмета в учебном плане

           На изучение изобразительного искусства отводится 1 час в неделю,  в 5 классе – 35 часов в год ( 1 час в неделю за счет федерального компонента), что полностью соответствует используемой авторской рабочей программе. В рабочей программе внесены изменения по количеству часов на изучение каждого раздела. Это связано с тем, чтобы каждый раздел изучить в течении одной четверти.  Сокращение часов произошло за счет уплотнения часов отдельных тем уроков.

Таким образом, в программе произошли изменения:

Количество часов по авторской программе

Предполагаемое количество часов в данной программе

1 раздел- 8 часов

9

2 раздел- 8 часов

7

3 раздел- 12 часов

10

4 раздел- 7 часов

9

Итого: 35 часов

35 часов

             Рабочая программа по изобразительному искусству предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.

Характеристика видов контроля качества знаний по изобразительному

искусству.

Модернизация системы образования предполагает существенное изменение организации контроля качества знаний обучаемых и качество преподавания в соответствии с учебными планами и учебниками. Предметом педагогического контроля является оценка результатов организованного в нем педагогического процесса. Основным предметом оценки результатов художественного образования являются знания, результатов обучения -  умения, навыки и результатов воспитания - мировоззренческие установки, интересы, мотивы и потребности личности.

1 .Стартовый контроль в начале года. Он определяет исходный уровень обученности.- Практическая работа.

2. Текущий        контроль в форме практической работы. С помощью текущего контроля возможно диагностирование дидактического процесса, выявление его динамики, сопоставление результатов обучения на отдельных его этапах.

3. Промежуточный        контроль выполняет этапное подведение итогов за четверть после прохождения тем четвертей в форме выставки и теста.

4.Итоговый контроль- итоговая выставка рисунков( согласно Уставу школы).

               Программа предусматривает разные варианты дидактико- технологического обеспечения учебного процесса, дидактико- технологическое оснащение включает ПК, медиатеку и т. п. Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера: электронная версия музеев мира, комплект уроков ИЗО в 5 классе., шедевров русского и зарубежного искусства.

Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса (базовый уровень)

Обучающиеся должны знать:

  • истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;
  • особенности уникального крестьянского искусства (традиционность, связь с природой, коллективное начало, масштаб космического в образном строе рукотворных вещей, множественность вариантов - варьирование традиционных образов, мотивов, сюжетов);
  • семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки);
  • несколько народных художественных промыслов России.

Обучающиеся должны уметь:

•пользоваться приемами традиционного письма при выполнении практических заданий (Гжель, Хохлома. Городец, Полхов-Майдан, Жостово, а также местные промыслы);

  • различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных народов и времен (например Древнего Египта, Древней Греции. Китая, средневековой Европы, Западной Европы XVII века);
  • различать по материалу, технике исполнения современные виды декоративно-прикладного искусства (художественное стекло, керамика, ковка, литье, гобелен, батик и т. д.);
  • выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов, а также видеть единство материала, формы и декора:
  • умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения;
  • уметь передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);
  • умело выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;
  • создавать художественно-декоративные объекты предметной среды, объединенные едино стилистикой (предметы быта, мебель, одежда, детали интерьера определенной эпохи);
  • владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций;
  • владеть навыком работы в конкретном материале (макраме, батик, роспись и т. п.).

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА

Декоративно- прикладное искусство в жизни человека.

I четверть. ДРЕВНИЕ КОРНИ НАРОДНОГО ИСКУССТВА.

Темы уроков

Древние образы в народном искусстве

Убранство  русской избы

Внутренний мир русской избы

Конструкция, декор предметов народного быта

Русская народная вышивка

Народный праздничный костюм

Народные праздничные обряды

Обобщающий урок

Задачи художественного развития учащихся

Формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве.

Дети должны:

- проявлять интерес, бережное отношение к народному (крестьянскому) прикладному искусству как сокровищнице духовного, нравственного, эстетического опыта народа;

- видеть черты национального своеобразия в произведениях крестьянского искусства: в декоре традиционного жилища, предметах крестьянского быта, орнаментах вышивки, одежды.

Формирование творческой активности

Дети должны:

- уметь выявлять в произведениях крестьянского искусства связь конструктивного, декоративного и изобразительного элементов языка, единство материала, формы и декора;

-активно включаться в процесс восприятия и в практическую деятельность, связанную с созданием разнообразных «проектов» и декоративных рисунков с учетом особенностей образного языка крестьянского прикладного искусства.

Формирование художественных знаний, умений и навыков.

В результате обучения в 5 классе учащиеся должны:

ЗНАТЬ:

об истоках и специфике образного языка декоративно-прикладного языка декоративно прикладного искусства;

- об особенностях уникального крестьянского искусства (традиционность, связь с природой, коллективное начало, масштаб космического в образном строе крестьянских вещей, множественность вариантов художественных трактовок традиционных образов, мотивов, сюжетов);

- смысловое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, мать-земля, конь, птица, солярные знаки и т.д.);

УМЕТЬ:

- выявлять связь художественного образа вещи с ее практическим значением, материалом, техникой исполнения (ткачество, роспись, вышивка, резьба по дереву ит.д.);

- воплощать собственный замысел с опорой на народную традицию;

- отражать  в рисунках и «проектах» единство формы и декора, народные представления о красоте на доступном для данного возраста уровне, совершенствуя умения в области декоративной композиции;

- владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, ритма, объема, а также принципами декоративного общения в процессе создания декоративных композиций в духе народного (крестьянского) искусства;

- реализовывать полученные знания и умения в процессе восприятия и учебно-творческой декоративной деятельности.

  

II  четверть. СВЯЗЬ ВРЕМЕН В НАРОДНОМ ИСКУССТВЕ.

Темы уроков

Древние образы в современных народных игрушках

Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла

Городецкая роспись. Истоки и современное развитие промысла

Хохлома . Истоки и современное развитие промысла

Жостово. Роспись по металлу.

Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте.

Роль народных художественных промыслов в современной жизни (обобщение темы)

Задачи художественного развития учащихся

Формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве

Дети должны:

- проявлять интерес к изделиям народных художественных промыслов, уважительно относиться к труду мастера-носителя традиций;

- видеть черты неповторимого своеобразия в произведениях народных художественных промыслов.

Формирование творческой активности

Дети должны:

- активно включаться в анализ произведений народных мастеров;

- творчески участвовать в создании художественного образа по мотивам филимоновских, дымковских, каргопольских игрушек, в выполнении росписи (импровизации) и отдельных ее элементов на основе традиционных приемов гжельской, городецкой, хохлоской, жостовской росписи.

Формирование художественных знаний, умений и навыков.

Дети должны:

- знать несколько традиционных народных художественных  промыслов России (промыслы народной глиняной игрушки, Гжель, Городец, Хохлома, Полхов-Майдан, Жостово), их истоки, современное развитие, главные отличительные признаки изделий традиционных художественных промыслов (форма, материал, особенности росписи, цветового строя, главные элементы орнамента, приемы письма);

-уметь выявлять в произведениях народных художественных промыслов связь конструктивных, декоративных и изобразительных элементов, единство материала, формы и декора;

- уметь передавать единство формы и декора, выстраивать орнаментальные (возможно, декоративно-сюжетные) композиции, используя повтор и вариативность художественных трактовок главных элементов орнамента (растительного, геометрического, зооморфного).

III четверть  ДЕКОР-ЧЕЛОВЕК, ОБЩЕСТВО, ВРЕМЯ.

Тема уроков

Зачем людям украшения

Роль декоративного искусства в жизни древнего общества.

Одежда «говорит» о человеке

О чем рассказывают гербы и эмблемы

Роль декоративного искусства в жизни человека и общества (обобщение темы)

Задачи художественного развития учащихся

Формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве.

Учащиеся должны:

- проявлять эмоциональный отклик, интерес к многообразию форм и декора в классическом декоративно-прикладного искусства разных народов, стран, времен; видеть его произведениях социальную окрашенность.

Формирование творческой активности

Учащиеся должны:

- творчески участвовать в обсуждении и выполнении проектов (эскизов) разных предметов (одежда, мебель, детали интерьера определенной эпохи), объединенных единой стилистикой в декоративную композицию, а также гербов, эмблем.

Формирование художественных знаний, умений и навыков

В результате обучения в III четверти учащиеся должны:

Понимать:

- место и роль декоративного искусства в жизни человека и общества (разных времен);

Знать:

- об образной, смысловой стороне костюма, о его роли и значении в жизни общества как социального знака;

- о специфике символического языка герба- знака отличия;

Уметь:

-различить по стилистическим особенностям декоративное искусство разных времен (Древнего Египта, Древнего Китая, Западной Европы эпохи Средневековья и барокко»;

- выявить стилевое единство костюма, мебели, предметов украшения интерьеров в учебно- творческих работах, связанных с созданием декоративных панно;

- владеть практическими навыками выразительного использования формы, линии, пятна, цвета, фактуры, композиции при выполнении декоративных заданий;

- реализовывать полученные знания, умения, навыки и индивидуальных и коллективных формах работы.

 

IVчетверти ДЕКОРАТИВНОЕ ИСКУССТВО В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Темы уроков

Современное выставочное искусство

Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства

Задачи художественного развития учащихся

Формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве

Дети должны:

- проявлять заинтересованное отношение к произведениям современных мастеров декоративно-прикладного искусства, выполненным в различных материалах и техниках;

- проявлять заинтересованное отношение к творческим работам своих сверстников.

Формирование творческой активности

Дети должны:

- обращать первостепенное внимание в ходе восприятия произведений современного декоративно-прикладного искусства на единство формы и содержания, на зависимость характера формы от характера содержания и материала, на средства, используемые художником для выражения своего замысла;

- проявлять художественную осведомленность, фантазию при разработке современных проектов украшения интерьера школы, отдельных декоративных вещей.

Формирование художественных знаний, умений и навыков.

В результате обучения в IVчетверти учащиеся должны иметь представления:

- о разнообразии материалов, форм современного декоративно-прикладного искусства, его особенностях;

- о специфике языка разных художественных материалов, о роли выразительных средств (форма, объем, цвет, линия, фактура, пространство) в построении художественного образа, декоративной композиции;

- о  сложности процесса воплощения замысла в декоративно-прикладном искусстве, его сопряженности с материалом, ремеслом, технологией;

Учебно-тематический план

п/п

Тема раздела

Содержание

Количество часов

1

«Древние корни народного искусства»

( 9 уроков)

Древние образы в народном искусстве

1

Убранство  русской избы

1

Внутренний мир русской избы

1

Конструкция, декор предметов народного быта

1

Русская народная вышивка

1

Народный праздничный костюм

1

Народные праздничные обряды

2

Обобщающий урок

1

2

«Связь времен в народном искусстве»

(7 уроков)

Древние образы в современных народных игрушках

1

Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла

1

Городецкая роспись. Истоки и современное развитие промысла

1

Хохлома . Истоки и современное развитие промысла

1

Жостово. Роспись по металлу.

1

Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте.

Роль народных художественных промыслов в современной жизни (обобщение темы)

1

3

«Декор – человек, общество, время»

(10 уроков)

Зачем людям украшения

2

Роль декоративного искусства в жизни древнего общества.

2

Одежда «говорит» о человеке

2

О чем рассказывают гербы и эмблемы

3

Роль декоративного искусства в жизни человека и общества (обобщение темы)

1

4

«Декоративное искусство в современном мире»

(9 уроков)

Современное выставочное искусство

1

Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства

6

Обобщающий урок года

1

 

Календарно- тематическое планирование

5 класс

Тема

                                   Дата

Раздел 1 «Древние корни народного искусства» ( 9 часов)

1

Древние образы в народном искусстве.

2

Убранство русской избы.

3

Внутренний мир русской избы

4

Конструкция, декор предметов народного быта

5

Русская народная вышивка

6

Народный праздничный костюм

7

Народные праздничные обряды. Покров.

8

Народные праздничные обряды на Руси.

9

Обобщающий урок. Выставка работ.

Раздел 2 «Связь времен в народно искусстве»( 7 часов)

10

Древние образы в современных народных игрушках

11

Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла

12

Городецкая роспись. Истоки и современное развитие промысла

13

Хохлома . Истоки и современное развитие промысла

14

Жостово. Роспись по металлу

15

Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте.

16

Роль народных художественных промыслов в современной жизни. Обобщение темы четверти.

Раздел 3 «Декор- человек, общество, время» ( 10 часов)

17

Зачем людям украшения. Древние украшения.

18

Зачем людям украшения. Современное искусство.

19

Роль декоративного искусства в жизни древнего общества.

20

Роль декоративного искусства в жизни древнего общества. Древний Египет.

21

Одежда «говорит» о человеке. Искусство Древнего Китая.

22

Одежда «говорит» о человеке. Искусство Западной европы 17 века.

23

О чем рассказывают гербы и эмблемы. Первые гербы.

24

О чем рассказывают гербы и эмблемы. Гербы эпохи средневековья.

25

О чем рассказывают гербы и эмблемы. Символы и эмблемы в современном обществе.

26

Роль декоративного искусства в жизни человека и

Раздел 4 «Декоративное искусство в современном мире». ( 9 часов)

27

Современное выставочное искусство

28

Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства. Выбор темы и материала.

29

Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства. Эскиз будущей работы.

30

Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства. План работы.

31

Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства. Деление общей композиции на фрагменты.

32

Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства. Выполнение фрагментов композиции.

33

Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства. Соединение фрагментов в одну композицию.

34

Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства. Окончание работы над композицией.

35

Обобщающий урок года. Выставка работ.

Материально- техническое  обеспечение уроков.

1. Алехин. А. Д. Когда начинается художник. - М.: Просвещение, 1994. 2. Аранова, С. В. Обучение ИЗО. - СПб.: Каро, 2004.

  1. Вагьянц, А. М. Вариации прекрасного. Западноевропейское средневековье. - М.: ТОО «Издательский и книготорговый центр A3», 1997.
  2. Вагьянц, А. М. Звучащее безмолвие, или Основы искусствознания. - М.: ООО «Фирма МХК», 2000;
  3. Губницкий, С. С. Декоративно-оформительские работы. - М.: Профиздат, 1961.
  4. Дмитриева, М. А. Михаил Врубель. - М.: Детская литература, 1988.

7.О.В.Павлова.,Изобразительное искусство: 5-7классы. Терминологические диктанты, кроссворды, тесты...-Волгоград: Учитель, 2009г.;

8.О.В.Свиридова, Изобразительное искусство: 5-8 классы. Проверочные и контрольные тесты- Волгоград: Учитель, 2009г.

  1. Кирцер, Ю. М. Рисунок, живопись. -М.: Высшая школа, 1992.
  2. Кузин, В. С. ИЗО и методика его преподавания в школе. - М.: Агар, 1988.
  3. Неменский, Б. М. Искусство вокруг нас. - М.: Просвещение, 2003.
  4. Неменский, Б. М. ИЗО и художественный труд: 1—4 классы. - М.: Просвещение, 2003.
  5. Неменский, Б. М. ИЗО и художественный труд: 1-8 классы. - М.: Просвещение, 2003.
  6. Половников, А. О. Русь деревянная. - М.: Просвещение, 1998.
  7. Ростовцев, Н. Н. Методика преподавания ИЗО в школе. М.: Агар, 1998.
  8. Ростовцев, Н. Н. Академический рисунок. - М.: Просвещение, 1995. 17. Семенова, М. Древняя Русь в лицах. - М.: Просвещение, 1998.
  1. Сокольникова, Н. М. Краткий словарь художественных терминов. - Обнинск: Титул, 1998.
  2. Сокольникова, Н. М. Основы рисунка. Ч. 1. - Обнинск: Титул, 1998. 20. Сокольникова, Н. М. Основы композиции. Ч. 2. - Обнинск: Титул, 1998.
  1. Сокольникова, Н. М. Основы живописи. Ч. 3. - Обнинск: Титул, 1998. Дополнительные пособия для учащихся: Рабочая тетрадь «Твоя мастерская» - М.: Просвещение, 2008.
  2. Сборник «Комплекс уроков по ИЗО». 5 класс.СБ, 2010.
  3. Портреты  художников.
  4. Таблицы, схемы.
  5. Репродукции картин русских и зарубежных художников.
  6. CD Музеи мира
  7. М.А. Порохневская. Изобразительное искусство. 5 класс. Поурочные планы.- Издательство «Учитель- ACT», 2003.
  8. Изобразительное искусство,5 кл.: поурочные планы по программе Б.М.Неменского/ав.- сост. О.В.Свиридова.- Волоград:Учитель, 2010
  9. Изобразительное искусство 5- 8 классы Проверочные и контрольные тесты. Автор- составитель. О.В.Свиродова.- Волгоград, 2008.

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по искусству 8-9 классы

рабочая программа по искусству 8-9 классы составлена по программе Критской, Сергеевой...

Рабочая программа по Искусству 8-9 классы

Отличая рабочая программа по искусству 8-9 классы  Савицкой Галины Петровны г. Ноябрьска. Рекомендую всем учителям как основу к своей рабочей программе....

Рабочая программа по искусству 8-9 класс

Составлена на основе авторской программы Г. П. Серге­евой, И. Э. Кашековой, Е. Д. Критской «Искусство. 8-9 классы»...

Рабочая программа по искусству (ИЗО) 5 класс (Б.М. Неменского)

Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе программы для образовательных школ «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 класс», которая разработана по...

Рабочая программа по искусству 8-9 классы

Рабочая программа,  "Искусство" 8-9 кл,  предназначена для учителя, который работает по программе Г. П. Серге­ева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская....

Рабочая программа по "Искусству" в 8 классе

Программа ориентирована на использование программы Г.П.Сергеевой, Критской Е.Д, И.Э.Кашековой....

Рабочая программа по искусству для 8 класса по программе Б.Неменского

Рабочая программа по   искусству разработана в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования и примерной программой основного общего образова...