Рабочая программа по искусству для 8 класса по программе Б.Неменского
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 8 класс) на тему

Рабочая программа по   искусству разработана в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования и примерной программой основного общего образования по изобразительному искусству.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАЗВЕРНУТЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

8  к л а с с

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Элементы содержания

Требования

к уровню подготовки учащихся

Вид контроля

Дата проведения

план

факт

Р а з д е л  1. ДИЗАЙН И АРХИТЕКТУРА – КОНСТРУКТИВНЫЕ ИСКУССТВА
В РЯДУ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ИСКУССТВ
 (10 часов)

1

Основы композиции в конструктивных искусствах. Гармония, контраст и эмоциональная выразительность плоскостной композиции.

1

Изучение нового материала

Объёмно-пространственная и плоскостная композиция. Основные типы композиций: симметричная и асимметрич ная, фронтальная и глубин ная. Гармония и контраст, баланс масс и динамическое равновесие, движение и статика, ритм, замкнутость
и разомкнутость композиции. Храм Покрова Божией Матери на Красной площади в Москве.

Знать:

– как анализировать произведения архитектуры и дизайна;

– о месте конструктивных искусств в ряду пластических искусств, их общее начало и специфику;

– особенности образного языка конструктивных видов искус ства, единство функциональ ного и художественного начал;

– основные этапы развития и истории архитектуры и дизай на, тенденции современного конструктивного искусства;

- работы Эля Лисицкого,
К. Малевича, В. Кандинского

Уметь:

– гармонично сбалансировать композиции из трех прямоугольников;

– передавать в работе (выра жать) свое настроение (ощуще ние) и состояние от происходя щего в природе, картинах жизни;

- выполнять композиции с использованием букв и текста.

– передавать в работе (выра жать) свое настроение (ощуще ние) и состояние от происходя щего  в природе, картинах жизни.

Композиция из трех прямоугольников

 

   

2

Прямые линии и организация пространства.

1

Изучение нового материала.

 Решение с помощью прос тейших композиционных элементов художественно-эмоциональных задач. Ритм и движение, разрежё нность и сгущенность. Прямые линии: соединение элементов композиции и членение плоскости. Образно-худо жественная осмыслен ность простейших плоскостных композиций. Образ – символ – знак. Функциональные задачи цвета в конструктивных искусствах. Применение локального цвета. Творчество В.В.Кандинского.

Введение в композицию от 3 до 5 прямых линий

 

 

3

Цвет – элемент композиционного творчества.  

1

Урок- практикум

Рисунки (композиции) по темам (примерные): «Шум дождя», «Суматоха» и т. п.

 

 

     

4

Свободные формы: линии и пятна. 

1

 

5

Искусство шрифта. Буква – строка – текст  (начало работы).

1

Изучение нового материала;  

Буква как изобразительно-смысловой символ звука. Буква и искусство шрифта, «архитектура» шрифта, шрифтовые гарнитуры. Шрифт и содержание текста. Понимание печатного слова, типографской строки как элементов плоскостной. Русский шрифт X-XVII вв.

Художники книги (Г.Доре, И.Я.Билибин, В.В.Лебедев, В.А.Фоворский, Т.А. Маврина)

Композиция заглавной буквы

 

6

Искусство шрифта. Буква – строка – текст (завершение работы).

1

 

  7

Композиционные основы макетирования в полиграфическом дизайне.

1

Повторение, закрепление изученного; выполнение заданий

Синтез слова и изображения в искусстве плаката, монтажность их соединения, образно-информационная цельность. Стилистика изображения и способы их композиционного располо жения в пространстве пла ката и поздравительной открытки.

Знать:

-композиционные основы макетирования;

-понятие «графический дизайн»;

- синтез слова и изображения в искусстве плаката;

- роль плаката в годы Великой Отечественной войны.

Уметь: 

-выполнять образцы плаката и поздравительной открытки.

Макеты  плаката,

поздравительной

открытки

8

Текст и изображение как элементы композиции.

1

9

Многообразие форм дизайна (Выбор темы и начало работы над макетом).

1

Повторение, закрепление изученного; выполнение заданий

Множественность, массо вость и общедоступность полиграфического изображения. Формы полиграфической продукции: книги, журналы, плакаты, афиши, буклеты, открытка. Стилевое единство изображения и текста. Типы изображения в полиграфии (графическое, живописное, фотографическое, компьютерное). Использование компьютерной графики в полиграфии.

Знать:

многообразие видов полиграфии;

оединение текста
и изображения;

- элементы, составляющие конструкцию и  художественное оформление книги, журнала;

- коллажная композиция: образность и  технология ческого дизайна;

Уметь:

выполнять макет книги, журнала.

Макет разворота

книги.

10

Многообразие форм дизайна (Представление работ).

1

Р а з д е л  2. ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ЯЗЫК КОНСТРУКТИВНЫХ ИСКУССТВ. В МИРЕ ВЕЩЕЙ И ЗДАНИЙ (7 часов)

11

Объект и пространство. От плоскостного изоб-ражения к объемному макету. Соразмерность и пропорциональность

 

1

Изучение нового материала

Место расположения памятника и его значение

 Композиция плоскостная
и пространственная. Прочтение плоскостной композиции как схематического изображения объёмов в пространстве при виде на них сверху. Композиция пятен и линий как чертёж объектов в пространстве. Формирование понимания учащихся проекционной природы чертежа.

Знать:

- понятие «макет»;

-  понятия: ландшафтная архитектура, скульптура, памятник, рельеф, барельеф, горельеф, контррельеф;

- выразительные средства архитектуры (композиция, тектоника, масштаб, пропорции, ритм, пластика объемов, фактура и цвет материалов). Бионика.

- понятие чертежа как плоскостного изображения объёмов, когда точка – вертикаль, круг – цилиндр или шар, кольцо – цилиндр;

 - возникновение и историческое развитие главных архитектурных элементов здания (перекрытия, стены, окна, двери, крыша, а также арки, купола, своды, колонны;  

- несущие и несомые элементы зданий;

- иллюстрации:  
В. Кандинского. Чёрный аккомпанемент;
К. Малевича. Супрематизм;
Эль Лисицкого.

Уметь:

– конструировать объемно-пространственные композиции;

– моделировать в своих творческих работах архитектурно-дизайнерские объекты, основные этапы художественно-производственного процесса в конструктивных искусствах;

– работать по памяти, с натуры

и по воображению над зарисовкой и проектированием конкретных зданий и внешней среды;

– конструировать основные объемно-пространственные объекты, реализуя при этом фронтальную, объемную и глубинно-пространственную композиции

Выполнение макета

из нескольких прямоугольных призм

12

Архитектура – композиционная организация пространства. Взаимосвязь объёктов в архитектурном макете.

1

Изучение нового материала

Архитектура – искусство проектировать и строить. Виды архитектуры (объёмные сооружения, ландшафтная архитектура, градостроительство). Первоэлементы архитектуры: менгиры, дольмены, кромлехи, циклопические крепости, городища (мегалитическая архитектура).

Достижение композиционного взаимосочетания объектов

13

Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объёмных форм. Понятие модуля.

1

Изучение нового материала

Важнейшие архитектурные элементы зданий. Архитектура моего края, города.

Рассмотрение различных типов зданий, выявление горизонтальных, вертикальных, наклонных элементов, входящих в их структуру. Ворота – одна из главных символических форм города. Ордерная система..

Соединение объемов, составляющих здание

14

Важнейшие архитектурные элементы здания.

(Архитектура моего города). 

1

Изучение нового материала

Создание эскиза архитектурных элементов здания

15

Вещь: красота
и целесообразность. Единство художественного и функционального в вещи. Вещь как сочетание объёмов
и материальный образ времени.

1

Изучение нового материала

 Единство художественного и функционального в вещи. Вещь как сочетание объёмов и материальный образ времени.

Знать: 

- красота и целесообразность вещей;

- вещь: красота и целесообразность;

-  единство художественного и функционального в вещи;

- вещь как сочетание объёмов и материальный образ времени;

- понятие «инсталяция»;

- мастера инсталляции: Дж.Кошут «Один и три стула», Э.Кинхольц «Инсталяция», Р.Раушенберг «Резервуар».

Композиция из реальных предметов и вещей (коллаж)

16

Роль и значение материала и конструкции.

1

Изучение нового материала

Роль и значение материала в конструкции. Взаимосвязь формы
и материала.
Влияние функции вещи
на материал, из которого она будет создаваться

Знать: 

- роль и значение материала в конструкции;

- цвет в архитектуре и дизайне;

- отличие роли цвета в живописи от его назначения в конструктивных искусствах;

- эмоциональное
и формообразующее значение цвета, влияние цвета на восприятие формы объектов архитектуры и дизайна;

- влияние развития технологии и материалов на изменение формы вещи (например, бытовая аудиотехника – от деревянных корпусов к пластиковым обтекаемым формам

-архитектуру Елабуги;

Уметь:

-  выполнять задания на закрепление.

Сочетание фантазийного и реального начал в изображении вещи – сапоги-скороходы, ковер-самолет

17

Цвет в архитектуре и дизайне.  Архитектура Древней Руси.

1

Изучение нового материала

Роль и значение цвета

в архитектуре и дизайне.  История архитектуры Древней Руси.

 Цвет и окраска. Преобладание локального цвета в дизайне и архитектуре. Специфика влияния различных цветов спектра и их тональностей. Фактура цветового покрытия. Психологическое воздействие цвета.

Знать:

- несущие и несомые элементы зданий;

- Триумфальная арка, Кремль, Грановитая палата в Москве, Исаакиевский  собор
в Санкт - Петербурге, собор Святого Петра в Риме.

Уметь:

- использование элементов здания в макете проектируемого объекта.

Цветовое решение макетной композиции

 

Р а з д е л  3. ГОРОД И ЧЕЛОВЕК.

СОЦИАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ДИЗАЙНА И АРХИТЕКТУРЫ КАК СРЕДЫ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА (9 часов)

18

Город сквозь времена и страны. Образно-стилевой язык архитектуры XVIII  столетия. Стиль барокко, античный, романский.

1

Изучение нового материала

История развития архитектуры. Истоки архитектуры. Первоэлементы архитектуры  

Знать:

- исторические формы планировки городской среды и их связь с образом жизни людей;

- дизайн – средство создания пространственно – вещной среды интерьера.

Уметь:

– использовать в макетных и

графических композициях ритм линий, цвет, объем, статику и динамику тектоники, фактуру;

– владеть навыками формирования, использования объемов

в дизайне и архитектуре;

– создавать композиционные макеты объектов, архитектурные образы графическими материалами;

– работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись, панно, фреска);

– выполнять рельеф, витражную розетку (бумажная пластика), мозаику (по собственному эскизу), аппликацию;

– оформлять интерьер школы, своей комнаты;

–изготовить по собственному эскизу проект «Архитектура будущего»

Силуэтная зарисовка знаменитых построек

19

Город сегодня и завтра. Тенденции и перспективы развития современной архитектуры. Архитектура ХХ столетия. Модерн.

1

Изучение нового материала

Развитие образного языка конструктивных искусств. Подбор и анализ репродукций с изображением интерьера зданий

Фантазийная зарисовка «Архитектура будущего»

20

Живое пространство города. Город, микрорайон, улица. Виды монументальной живописи.

1

Изучение нового материала, повторение,

Среда жизни современного человека. Интерьер. Работа в бумажной пластике

Макетно-рельефное моделирование района

21

Вещь в городе. Роль архитектурного дизайна в формировании городской среды

1

Закрепление, выполнение практических заданий

Роль архитектурного дизайна. Интерьер как синтез искусств в архитектуре. Оформление интерьера

Создание проекта парка с городской мебелью

22

Интерьер и вещь в доме.

1

Повторение, закрепление, выполнениепрактических заданий.

 

23

Дизайн – средство создания интерьера

1

Историчность и социальность интерьера

Интерьер в технике аппликации

24

Природа и архитекту ра. Организация архитектурно-ландшафтного пространства.        

1

Закрепление, выполнение практических заданий

Понятие «архитектурно-ландшафтное пространство». Синтез  природы и архитектуры.

Создание макета сквера с фонтанами, беседками и т. д.

25

Ты архитектор. Проектирование города: архитектурный замысел и его осуществление.

(Начало работы).

1

Истоки монументальных вдов искусства. Подбор искусствоведческого материала о монументальном искусстве

Знать:

-  опроектировании города: архитектурном замысле и его осуществлении.

Уметь:

-  применять знания на практике при выполнении упражнений;

– работать по памяти, с натуры и по воображению над зарисовкой и проектированием конкретных зданий и внешней среды.

26

Ты архитектор. Проектирование города: архитектурный замысел и его осуществление.

(Завершение работы).

1

Практикум, проектная деятельность

Коллективная работа над макетной композицией: проект города  

Р а з д е л  4. ЧЕЛОВЕК В ЗЕРКАЛЕ ДИЗАЙНА И АРХИТЕКТУРЫ (9 часов)

27

Мой дом – мой

образ жизни. Функционально-архитектурная планировка дома.

1

Изучение нового материала

Мечты и представления учащихся о своём будущем жилище, реализующиеся в их архитектурно-дизайнерских проектах.   

Знать:

-функционально – архитектурную планировку своего дома.

  Уметь:

– использовать изобразительные средства выразительности при моделировании архитектурного ансамбля;

– применять разнообразные материалы (бумага, картон), краски (гуашь, акварель), графические материалы  

тушь, мелки) при выполнении творческих работ;

– использовать материалы для работы в объеме (картон, бумага, пластилин);

Рисунок: частный дом в городе, в лесу, в деревне (по выбору). Компоновка интерьера дома

28

Интерьер комнаты – портрет хозяина. Дизайн интерьера.

1

Изучение нового материала

Моделирование архитектуры и архитектурного ансамбля.  Функциональная красота
или роскошь предметного наполнения интерьера (мебель, бытовое оборудование). Зонирование помещения
с помощью цвета.

Создание общего вида сада (рисунок плюс коллаж)

29

Дизайн и архитектура моего сада.

1

Урок-экскурсия

Планировка сада, огорода, зонирование территории. Организация палисадника, садовых дорожек. Малые архитектурные формы сада: беседка, бельведер, пергола, ограда и пр. Водоёмы и мини-пруды.

Выполнение творческой

работы «Мой сад»

30

Мода и культура. Дизайн одежды

1

Изучение нового материала

 Понятие «дизайн одежды». Разнообразные материалы в изображении и моделировании, их назначение, особенности.  Специфика эскиза модных коллекций одежды – создание рисунка-копии.

Создание собственного проекта вечернего платья (костюма).

Знать:

основные понятия  о дизайне современной одежды;

-историю костюма

Уметь:

– создавать творческие работы по собственному замыслу и воображению;

– выступить публично (доклад,

 презентация, защита творческого проекта и т. п.)

Проект вечернего платья, костюма

31

Мой костюм – мой облик.

1

Изучение нового материала

О психологии индивидуального и массового. Мода - бизнес
и манипулирование массовым сознанием. Возраст и мода. Молодёжная субкультура
и подростковая мода. «Быть или казаться?» Самоутверждение
и знаковость в моде. Философия «стаи» и её выражение в одежде. Стереотип и кич. Проектный рисунок одного из комплектов костюма (для дома, для улицы, для работы…), подбор цветовой гаммы (растяжки цвета).

Рисунок: одежда для дома, для улицы (комплект)

32

Дизайн современной одежды

1

33

Грим, визажистика и прическа в практике дизайна

1

Урок-видео

экскурсия

Ознакомление с искусством грима, визажистики, прически в разные эпохи. Рисование причёски
и макияжа
на фотографии.

Зарисовки дневного, вечернего, праздничного макияжей, причесок

34

Имидж: лик или личина? Сфера имидж -дизайна

1

Изучение нового материала

Ознакомление с различными образцами имиджа, их сравнение и анализ; выводыСоздание (по группам) имиджмейкерского сценария-проекта
с использованием различных визуальных элементов (например, «Иванова – в мэры», «Петров – лучший спортсмен года», «Сидорова – мисс Европы»…). Соревновательно-игровой показ проектов.

Коллективное задание группам: сценарные разработки проекта имиджа

35

Моделируя себя, моделируешь мир

 

1

Урок-практикум

Моделируя себя, моделируешь и создаёшь мир и своё завтра.

Понимание роли дизайна
и архитектуры в современном обществе как важной формирующей его социокультурного облика, понимание места этих искусств и их образного языка в ряду пластических искусств.

Знать:

- роль дизайна
и архитектуры в современном обществе как важной формирующей его социокультурного облика.

Индивидуальная творческая работа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс (по программе Б.М. Неменского)

Настоящая программа по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы общеобразовательных учреж...

Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс по программе Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»

Данная рабочая программа «Декоративно - прикладное искусство в жизни человека» по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе авторской программы Б.М. Неменского, «Изобразительное иск...

Рабочая программа по изобразительному искусству 6 класс по программе Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»

Данная рабочая программа по изобразительному искусству в 6 классе составлена на основании следующих документов:·         Федерального компонента государственног...

Рабочая программа по изобразительному искусству 7 класс по программе Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»

Данная рабочая программа по изобразительному искусству в 7 классе составлена на основании следующих документов:·         Федерального компонента государственног...

Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс по программе Б.М.Неменского "Изобразительное искусство" ФГОС

Рабочая программа по изобразительному искусству на ступень 5-7 классы. Составлена  на основе  Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ 2 класс по программе Б.М. Неменского

Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для 2 класса составлена на основе авторской   рабочей программы  «Изобразительное искусство» 1-4 классы под редакцие...

Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс по программе Неменского

Тип программы: программа основного общего образования;Статус программы: рабочая программа учебного курса по изобразительному искусствуНазначение программы:·...