Главные вкладки

    Рабочая программа (изобразительное искусство, 7 класс) по теме:
    Рабочая программа по искусству (ИЗО) для 7 класса

    Грибова Галина Николаевна

    Программа ориентрована на использование авторской программы Б.М.Неменского.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_izo_7_klass_prodolzh_6-go.doc158 КБ

    Предварительный просмотр:

    Пояснительная записка.

              Рабочая программа- нормативно- управленческий документ МБОУ Шамординской ООШ, характеризующий систему организации деятельности учителя изобразительного искусства по курсу «Искусство» (изобразительное искусство) в 7 классе на базовом уровне.

             Рабочая программа по   искусству   для  7 класса составлена на основе:

    1.  Федерального   государственного    образовательного     стандарта основного общего образования(2004)

    2.  Программы «Изобразительное искусство и художественный труд»(1-9 классы) под руководством и редакцией Б.М.Неменского. М.:Просвещение, 2007.

    1. Учебного плана МБОУ Шамординской ООШ на 2013-2014 уч. год.

    Цель учебного предмета

               Цель учебного предмета «Изобразительное  искусство» в общеобразовательной школе – формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т.е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечивания, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т.е. зоркости души ребенка.

    Цели художественного образования:

    развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;

    воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;

    освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;

    овладение умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);

    формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.

    Срок реализации программы: 1 год.

    Общая характеристика учебного предмета.

             Программа разработана на основе развития традиций российского художественного образования, внедрения современных инновационных методов и на основе современного понимания требований к результатам обучения. Программа является результатом целостного комплексного проекта, разрабатываемого на основе системной исследовательской и экспериментальной работы. Смысловая и логическая последовательность программы обеспечивает целостность учебного процесса преемственность этапов обучения.

          Изучение искусства в основной школе призвано сформировать у учащихся художественный способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной художественно-творческой деятельности и опыта приобщения к выдающимся явлениям русской и зарубежной художественной культуры. Вклад образовательной области «Искусство» в развитие личности выпускника основной школы заключается в развитии эстетического восприятия мира, в воспитании художественного вкуса, потребности в общении с прекрасным в жизни и в искусстве, в обеспечении определенного уровня эрудиции в сфере изобразительного искусство, в сознательном выборе видов художественно-творческой деятельности, в которых подросток может проявить свою индивидуальность, реализовать творческие способности.

    Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

    Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Изобразительное искусство» на этапе основного общего образования являются: познавательная деятельность – использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдения, моделирования и др.); определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого; умение разделять процессы на этапы; выделение характерных причинно-следственных связей; сравнение, сопоставление, классификация по одному или нескольким предложенным основаниям; творческое решение учебных и практических задач: умение искать оригинальное решение; самостоятельное выполнение различных художественно-творческих работ, участие в проектной деятельности; информационно-коммуникативная деятельность: адекватное восприятие художественных произведений и способность передавать его содержание в соответствии с целью учебного задания; умение вступать в общение с произведением искусства и друг с другом по поводу искусства, участвовать в диалоге; выбор и использование адекватных выразительных средств языка и знаковых систем; использование различных источников информации; рефлексивная деятельность: оценивание своих учебных достижений и эмоционального состояния; осознанное определение сферы своих интересов и возможностей; владение умениями совместной деятельности и оценивание своей деятельности с точки зрения эстетических ценностей.

    Занятия искусством способствуют развитию ассоциативности и образности мышления, умению использовать язык различных видов искусства, при восприятии художественных произведений и в самостоятельной творческой деятельности; самоопределению в видах и формах художественного творчества, воспитывают «родственное внимание» к миру, чувство сопереживания к другому человеку.

    Место учебного предмета в учебном плане

               На изучение изобразительного искусства отводится 1 час в неделю,  в 7 классе – 35 часов в год ( 1 час в неделю за счет федерального компонента), что полностью соответствует используемой авторской рабочей программе. В рабочей программе внесены изменения по количеству часов на изучение каждого раздела. Это связано с тем, чтобы каждый раздел изучить в течении одной четверти.  Сокращение часов произошло за счет уплотнения часов отдельных тем уроков.

    Таким образом, в программе произошли изменения:

    Количество часов по авторской программе

    Предполагаемое количество часов в данной программе

    1 раздел- 8 часов

    9

    2 раздел- 8 часов

    7

    3 раздел- 12 часов

    10

    4 раздел- 7 часов

    9

    Итого: 35 часов

    35 часов

                Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса.

    Учащиеся должны знать:

    - о жанровой системе в изобразительном искусстве и ее значении для анализа развития искусства и понимание изменений видения мира и способов его изображения,

    - о роли и истории тематической картины в изобразительном искусстве и ее жанровых видах( бытовом и историческом, мифологической и библейской темах в искусстве),

    - о процессе работы художника над картиной, о смысле каждого этапа этой работы, о роли эскизов и этюдов,

    - о композиции как целостности и образном строе произведения, о композиционном  построении произведения, о роли формата, о выразительном  значении размера произведения, о значении каждого фрагмента и его метафорическом смысле,

    - о поэтической красоте повседневности, раскрываемой в творчестве художника, о роли искусства в утверждении значительности каждого момента жизни человека, в понимании и ощущении человеком своего бытия и красоты мира,

    - о роли искусства в создании памятников в честь больших исторических событий, о влиянии образа, созданного художником, на понимание событий истории,

    - о роли художественных образов изобразительного искусства в понимании вечных тем жизни, в создании культурного контекста между поколениями, между людьми,

    -  о роли художественной иллюстрации,

    - о поэтическом( метафорическом  претворении реальности во всех жанрах изобразительного искусства, о разнице сюжета и содержания в картине, о роли конструктивного, изобразительного и декоративного начал в живописи, графике, скульптуре,

    - наиболее значимый ряд великих произведений изобразительного искусства на исторические и библейские темы в европейском и отечественном искусстве, понимать особую культурно- строительную роль русской тематической картины 19- 20 столетия.

    Учащиеся должны иметь представление:

    - об историческом художественном процессе, о содержательных изменениях картины мира и способах ее выражения, о существовании стилей  и направлений в искусстве, о роли творческой индивидуальности художника,

    - о сложном, противоречивом и насыщенном художественными событиями пути российского и мирового изобразительного искусства  в 20 веке.

     В процессе практической работы учащиеся должны:

    - получить первичные навыки изображения пропорций и движений фигуры человека  с натуры и по представлению,

    - научиться владеть материалами живописи, графики и лепки на доступном возрасту уровне,

    - развивать навыки наблюдательности, способность образного видения окружающей ежедневной жизни, формирующие чуткость и активность восприятия реальности,

    - получить творческий опыт в построении тематической композиции, предполагающей сбор художественно- познавательного материала, формирование авторской позиции по выбранной теме и поиски способа ее выражения,

    - получить навыки соотнесения собственных переживаний  с контекстами художественной культуры.

    Содержание тем учебного курса.

      Тема занятий учебного года:

    «Изобразительное искусство в жизни человека».- 35 часов.

    1 четверть. Изображение фигуры человека и образ человека.- 9 часов 

    Образ человека стоит в центре искусства, но есть разница между изображением человека и задачей изображения его фигуры. Представления о красоте человека, о наиболее существенном в его облике и в его действиях менялись в истории искусства.

    Овладение даже первичными навыками изображения фигуры и передачи движений человека несомненно представляет трудность для ученика, однако представления о разных подходах и способах изображения облегчает эту задачу. Последовательность заданий позволяет постепенно наращивать этот навык. Материал четверти включает  работу во всех основных видах изобразительной деятельности: рисунок, лепка, живопись. Художественно- практическая работа учащихся связана содержательно с изучением истории искусства и развитием навыков восприятия.

    2 четверть. Поэзия повседневности.- 7 часов

              Материал четверти посвящен бытовому жанру в изобразительном искусстве. Понятие жанра формируется в европейском искусстве Нового времени, однако изображение  бытовых занятий  присутствует в искусстве на всех этапах его истории и создает для нас возможность представить жизнь разных народов в их культурах.

            Учащиеся должны осознать, что в произведениях бытового жанра при изображении самых простых, обычных действий людей художник способствует раскрыть глубину и поэзию понимания мира и себя в этом мире.

              Материал четверти включает в себя последовательность ярких творческих заданий, направленных на развитие наблюдательности, поэтического видения реальной жизни и формирования навыков композиционного мышления учащихся.

    3 четверть. Великие темы жизни.- 10 часов.

              Живопись- монументальная и станковая. Монументальные росписи- фрески. Фрески в эпоху Возрождения. Мозаика.

              Появление станкового искусства. Обращенность монументального искусства к массе людей, обращенность станкового искусства к индивидуальному  восприятию. Темперная и масляная живопись. Исторический и мифологический  жанры в искусстве 17 века.

                Беседа о развитии навыков восприятия  произведений изобразительного искусства.

    4 четверть. Реальность жизни и художественный образ.- 8 часов.

           Заключительная четверть по изучению изобразительного искусства имеет обобщающий характер. Материал четверти в большей степени посвящен итоговым теоретическим знаниям об искусстве, но главной задачей  изучения искусства является обучение ребенка живому восприятию ради нового понимания и богатого переживания жизни.

            Итоговые обобщения материла на уроках проходят в форме беседы, дискуссии, в игровых и театрализованных формах.

              В течение всей четверти ведется художественно- практическая деятельность. Это работа над графическими иллюстрациями к выбранному литературному произведению и создание индивидуальных, коллективных творческих проектов. Работа над иллюстрациями помогает учащимся острее увидеть соотношение и ее выражения в искусстве, т. е. проблему художественного образа и его пластического смысла.

    Содержание программы направлено на приоритетное развитие художественно-творческих способностей учащихся при эмоционально-ценностном отношении к окружающему миру и искусству. Отечественное (русское, национальное) и зарубежное искусство раскрывается перед школьниками как эмоционально-духовный опыт общения человека с миром, как один из способов мышления, познания действительности и творческой деятельности. Обучение изобразительному искусству в школе не должно сводиться к технократической, узко технологической стороне. Постижение основ языка художественной выразительности выступает не как самоцель, а как средство создания художественного образа и передачи эмоционального отношения человека к миру.

    Основные межпредметные связи осуществляются с уроками музыки и литературы, при прохождении отдельных тем рекомендуется использовать межпредметные связи с биологией (пластическая анатомия человека), историей (образ эпохи и стиль в искусстве, выдающиеся события истории - исторический жанр в искусстве), математикой (геометрия), физикой (оптика), технологией (технологии художественной обработки материалов), информатикой (компьютерная графика).

          Темы, изучаемые в 7 классе, являются прямым продолжением учебного материала 6 класса и посвящены основам изобразительного искусства.  Здесь сохраняется тот же принцип содержательного единства восприятия произведений искусства и практической творческой работы учащихся, а также принцип постепенного нарастания сложности задач и поступенчатого, последовательного  приобретения навыков и умений. Изменение языка изображения в истории искусства рассматривается как выражение изменений  ценностного понимания и видения мира.

           Особое внимание уделяется развитию жанров тематической картины в истории искусства и соответственно углублению композиционного мышления учащихся: представлении о целостности  композиции, образных возможностей  изобразительного искусства, особенностях его метафорического строя. За период обучения учащиеся знакомятся с  классическими картинами, составляющими золотой фон мирового и отечественного искусства.

              Определенное место в программе отведено знакомству  с проблемами художественной жизни 20 века, с множественностью одновременных  и очень разных процессов в искусстве.

              Проблема « слово и изображение» затрагивается через  знакомство с особенностями художественной иллюстрации. Наиболее глубоко она раскрывается  через библейские темы в изобразительном искусстве.

               Итоговая художественно- практическая работа учащихся осуществляется в форме художественно- творческого проекта с выполнением необходимых этапов работы, идентичных процессу профессиональной деятельности. Это позволяет добиться более глубокого понимания роли искусства в жизни людей, а также пройти интересный творческий путь, формирующий исследовательские и созидательные интересы учащихся

       Характеристика видов контроля качества знаний по изобразительному искусству.

          Модернизация системы образования предполагает существенное изменение организации контроля качества знаний обучаемых и качество преподавания в соответствии с учебными планами и учебниками. Предметом педагогического контроля является оценка результатов организованного в нем педагогического процесса. Основным предметом оценки результатов художественного образования являются знания, результатов обучения – умения, навыки и результатов воспитания – мировоззренческие установки, интересы, мотивы и потребности личности.

             1.Стартовый контроль в начале года. Он определяет исходный уровень обученности. Практическая работа.

    .         3.Текущий  контроль выполняет этапное подведение итогов за четверть после прохождения тем четвертей в форме выставки или теста.    

      4. Итоговый  контроль- практическая работа( творческий проект).

                Программа  предусматривает разные варианты дидактико-технологического обеспечения учебного процесса. дидактико-технологическое оснащение включает ПК, медиатеку и т. п. Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера: электронная версия музеев мира, комплект уроков ИЗО в 7 классе., шедевров русского и зарубежного искусства.

         


    Календарно- тематическое планирование.

     

                                                               7 класс

    Урок

    Дата

    Раздел, Тема

    Виды деятельности

    Материалы

    Оборудование

    Практическая работа

    1 четверть. Изображение фигуры человека и образ человека.- 9 часов 

    1

    Изображение фигуры человека в истории искусства.

    Изобразительный

    Листы, графические материалы

    Египет, Мирон «Дискобол», Поликлет «Дорифор».

    Аналитические зарисовки изображений фигур человека

    2

    Пропорции и строение фигуры человека.

    изобразительный

    Карандаш, листы, вырезанные части схемы фигуры

    Рисунки фигуры человека

    Зарисовки схемы фигуры человека, движения человека

    3

    Пропорции и строение фигуры человека. Зарисовки фигуры человека в движении.

    изобразительный

    Карандаш, листы, вырезанные части схемы фигуры

    Рисунки фигуры человека

    Зарисовки схемы фигуры человека, движения человека

    4

    Лепка фигуры человека.

    конструктивный

    Пластилин, проволока для каркаса

    Скульптурные работы Мирона, Поликлета, Микеланджелло, Родена, Мухиной

    Лепка фигуры человека в движении на сюжетной основе

    5

    Лепка фигуры человека. Лепка фигуры человека в движении.

    конструктивный

    Пластилин, проволока для каркаса

    Скульптурные работы Мирона, Поликлета, Микеланджелло, Родена, Мухиной

    Лепка фигуры человека в движении на сюжетной основе

    6

    Набросок фигуры человека с натуры.

    изобразительный

    Карандаш, тушь, фломастер, тушь или акварель

    Зарисовки и наброски фигуры человека

    Наброски с натуры одетой фигуры человека

    7

    Зарисовки и наброски  фигуры человека с натуры.

    изобразительный

    Карандаш, тушь, фломастер, тушь или акварель

    Зарисовки и наброски фигуры человека

    Наброски с натуры одетой фигуры человека

    8

    Понимание красоты человека в европейском и русском искусстве.

    беседа

    Примеры произведений изобразительного искусства

    9

    Изображение фигуры человека и образ человека. Обобщение темы четверти.

    Выставка работ

    Работы учащихся за четверть

    2 четверть. Поэзия повседневности.- 7 часов

    10

    Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов.

    изобразительный

    Гуашь, акварель

    Фрагменты фризовых росписей, сюжеты древнегреческой вазописи

    Изображение мотивов из жизни разных народов в контексте традиций поэтики их искусства

    11

    Тематическая картина: бытовой и исторические жанры.

    беседа

    Сцены крестьянской жизни в работах Брейгеля, Шарден, Федотов. Сватовство майора. Ренуар. Качели. Перов . Тройка, чаепитие в Мытищах.

    12

    Тематическая картина: бытовой и исторические жанры. Зарисовки по теме.

    Беседа, изобразительный

    Карандаш, листы

    Сцены крестьянской жизни в работах Брейгеля, Шарден, Федотов. Сватовство майора. Ренуар. Качели. Перов . Тройка, чаепитие в Мытищах.

    Зарисовки по теме

    13

    Сюжет и содержание в картине.

    изобразительный

    Гуашь, акварель

    Пластов. Ужин трактористов. Серебрякова. Крестьяне. Левитан. Осенний день. Сокольники.

    Работа над композицией с простым, доступным для наблюдений сюжетом

    14

    Жизнь каждого дня- большая тема в искусстве.

    изобразительный

    Карандаш, фломастер, гуашь, бумага

    Произведения графики и живописи российских художников 20 века: Кокорина, Верейского, Пименова, Дейнеки, Жилинского

    Жизнь моей семьи или жизнь на моей улице- создание композиции

    15

    Жизнь в моем городе в прошлых веках.

    изобразительный

    Гуашь, акварель

    Кустодиев, Федотов.

    Создание композиции  на темы жизни людей своего города, села в   прошлом

    16

    Праздник и карнавал в изобразительном искусстве. Обобщение темы четверти.

    изобразительный

    Гуашь, вырезки из журналов, цветная бумага, ножницы, клей

    Произведения Сомова, Бенуа, Врубеля, Ренуара.

    Создание композиции в технике коллажа на тему праздника

    3 четверть. Великие темы жизни.- 10 часов.

    17

    Исторические темы и мифологические темы в искусстве разных эпох.

    беседа

    Примеры монументальных фресок эпохи возрождения Мазаччо, Мантеньи, Боттичелли, Рафаэля, Рубенса.

    18

    Тематическая картина в русском искусстве 19 века.

    беседа

    Брюллов. Последний день Помпеи. Иванов. Явление Христа народа. Суриков. Боярыня Морозова. Репин. Бурлаки на Волге. Крамской. Христос в пустыне.

    19

    Тематическая картина в русском искусстве 19 века. Зарисовки по теме.

    изобразительный

    Карандаш, бумага

    Брюллов. Последний день Помпеи. Иванов. Явление Христа народа. Суриков. Боярыня Морозова. Репин. Бурлаки на Волге. Крамской. Христос в пустыне.

    Зарисовки по теме.

    20

    Процесс работы над тематической картиной.

    Беседа, изобразительный

    Карандаши, листы, краски

    Работы художников – тематические картины

    Сбор материала, зарисовки

    21

    Библейские темы в изобразительном искусстве.

    изобразительный

    Гуашь, графические материалы, бумага

    Рублев, грек, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рембрант.

    Создание композиции на библейские темы

    22

    Библейские темы в изобразительном искусстве. Создание композиции.

    изобразительный

    Гуашь, графические материалы, бумага

    Рублев, грек, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рембрант.

    Создание композиции на библейские темы

    23

    Монументальная скульптура и образ истории народа. Создание образа памятника.

    конструктивный

    пластилин

    Фальконе. Медный всадник. Мартос. Памятник Минину и Пожарскому. Орлов. Памятник Юрию Долгорукову. Мухина. Рабочий и колхозница.

    Создание проекта памятника.

    24

    Монументальная скульптура и образ истории народа. Работа над образом памятника.

    конструктивный

    пластилин

    Фальконе. Медный всадник. Мартос. Памятник Минину и Пожарскому. Орлов. Памятник Юрию Долгорукову. Мухина. Рабочий и колхозница.

    Создание проекта памятника.

    25

    Место и роль картины в искусстве 20 века.

    беседа

    Работы художников

    26

    Великие темы жизни. Обобщение темы четверти.

    беседа

    Работы учащихся за четверть

    4 четверть. Реальность жизни и художественный образ.- 8 часов.

    27

    Искусство иллюстрации. Слово и изображение.

    Беседа, изобразительный

    Карандаш, краски

    Иллюстрации художников

    Построение эскизов будущих иллюстраций

    28

    Конструктивное и декоративное начало в изобразительном искусстве.

    беседа

    Примеры известных произведений художников

    Конструктивный анализ произведений изобразительного искусства

    29

    Зрительские умения и их значение для современного человека.

    анализ

    Примеры известных произведений художников

    Более глубокий и системный аналитический разбор произведений изобразительного искусства

    30

    История искусства и история человечества. Стиль и направление в изобразительном искусстве.

    анализ

    Примеры известных произведений художников

    Анализ произведений с точки зрения принадлежности по стилю, направлению.

    31

    История искусства и история человечества. Стиль и направление в изобразительном искусстве.

    анализ

    Примеры известных произведений художников

    Анализ произведений с точки зрения принадлежности по стилю, направлению.

    32

    Личность художника и мир его времени в произведениях искусства.

    беседа

    Произведения, выбранные для беседы о художниках

    33

    Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре.

    Беседа, рассказ

    Альбомы, подборки слайдов, видеофильм.

    34

    Реальность жизни и художественный образ. человека. Художественно- творческий проект.

    беседа

    Работы учащихся за четверть, год

    35

    Изобразительное искусство в жизни человека. Защита проекта. Итоги года.

    Проекты учащихся


    Материально- техническое обеспечение уроков.

      1. Алехин. А. Д. Когда начинается художник. – М.: Просвещение, 1994. 2. Аранова, С. В. Обучение ИЗО. – СПб.: Каро, 2004.

     3. Вагьянц, А. М. Вариации прекрасного. Западноевропейское средневековье. – М.: ТОО «Издательский и книготорговый центр АЗ», 1997.

    4. Вагьянц, А. М. Звучащее безмолвие, или Основы искусствознания. – М.: ООО «Фирма МХК», 2000;

     5. Губницкий, С. С. Декоративно-оформительские работы. – М.: Профиздат, 1961.

     6. Дмитриева, М. А. Михаил Врубель. – М.: Детская литература, 1988. 7.О.В.Павлова.,Изобразительное искусство: 5-7классы. Терминологические диктанты, кроссворды, тесты…– Волгоград: Учитель, 2009г.;

    8.О.В.Свиридова, Изобразительное искусство: 5-8 классы. Проверочные и контрольные тесты– Волгоград: Учитель, 2009г.; . Алехин, А. Д. Изобразительное искусство. – М.: Просвещение, 1984.

     9. Кирцер, Ю. М. Рисунок, живопись. – М.: Высшая школа, 1992.

     10. Кузин, В. С. ИЗО и методика его преподавания в школе. – М.: Агар, 1988.

    11. Неменский, Б. М. Искусство вокруг нас. – М.: Просвещение, 2003.

    12. Неменский, Б. М. ИЗО и художественный труд: 1–4 классы. – М.: Просвещение, 2003.

    13. Неменский, Б. М. ИЗО и художественный труд: 1–8 классы. – М.: Просвещение, 2003.

    14. Половников, А. О. Русь деревянная. – М.: Просвещение, 1998.

     15. Ростовцев, Н. Н. Методика преподавания ИЗО в школе. М.: Агар, 1998.

    16. Ростовцев, Н. Н. Академический рисунок. – М.: Просвещение, 1995. 17. Семенова, М. Древняя Русь в лицах. – М.: Просвещение, 1998.

     18. Сокольникова, Н. М. Краткий словарь художественных терминов. – Обнинск: Титул, 1998.

    19. Сокольникова, Н. М. Основы рисунка. Ч. 1. – Обнинск: Титул, 1998. 20. Сокольникова, Н. М. Основы композиции. Ч. 2. – Обнинск: Титул, 1998.

    21. Сокольникова, Н. М. Основы живописи. Ч. 3. – Обнинск: Титул, 1998.

    22. Сборник «Комплекс уроков по ИЗО». 7 класс.CD, 2010.

    23. Портреты русских и зарубежных художников.

    25. Репродукции картин русских и зарубежных художников.

    26. CD Шедевры зарубежных художников.

    27. CD Эрмитаж.

    28. CD Музеи мира.

    29.Т. В. Оросова.  Изобразительное искусство.7 класс. Поурочные планы.- Издательство «Учитель-АСТ», 2003.

    30. О.В.Свиридова. Изобразительное искусство.7 класс. Поурочные планы по программе Б.М.Неменского.-Волгоград:Учитель,2010.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по русскому языку для 7 класса по программе Львовой

         Данная  рабочая программа разработана на основе авторской программы общеобразовательных учреждений «Программа  по русскому языку.5-11 классы. Основной курс»,...

    Рабочая программа по искусству (ИЗО) для 5 класса

    Программа ориентирована на использование авторской программы Б.М.Неменского....

    Рабочая программа по искусству(ИЗО) в 6 классе

    Программа ориентирована на использование авторской программы Б.М.Неменского....

    учебно-тематическое планирование по алгебре 7 класса автор Г.В. Дорофеев и др., рабочая программа по геометрии Атанасян для 7 класса

    учебно-тематическое планирование по алгебре на 120 часов по Дорофееву, рабочая программа по геометрии по Атанасяну на 50 часов, обучение геометрии со второй учебной четверти...

    Рабочая программа по искусству (ИЗО) для 8 класс

    Рабочая программа по искусству (ИЗО) для 8 класс разработана на основе авторской программы "Искусство 8-9 класс" Е. Д. Критской, и расчитана на 16 часов...

    Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.

    Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....

    Рабочая программа по английскому языку для 7 класса по УМК Spotlight 7

    Рабочая программа по английскому языку для 7 класса по УМК Spotlight 7 составлена в соответствии с требованиями ФГОС на основании примерной программы для общеобразовательных учреждений Английский язык...