Главные вкладки

    Рабочая программа по изобразительному искусству (ИЗО, 6 класс) по теме:
    Рабочая программа по искусству(ИЗО) в 6 классе

    Грибова Галина Николаевна

    Программа ориентирована на использование авторской программы Б.М.Неменского.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_izo_6_klass.doc159.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Пояснительная записка.

    .            Рабочая программа- нормативно- управленческий документ МБОУ Шамординской ООШ, характеризующий систему организации деятельности учителя изобразительного искусства по курсу «Искусство» (изобразительное искусство)в 6 классе на базовом уровне.

             Рабочая программа по  искусству   для  6 класса составлена на основе:

    1.  Федерального   государственного    образовательного     стандарта основного общего образования(2004)

    2.  Программы «Изобразительное искусство и художественный труд»(1-9 классы) под руководством и редакцией Б.М.Неменского. М.:Просвещение, 2007.

    1. Учебного плана МБОУ Шамординской ООШ на 2013-2014 уч. год.
    2. Учебника « Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека»: Учебник по изобразительному искусству для 6 класса/ Л.А..Неменская.- М.:Просвещение,2010.

    Изучение искусства в основной школе призвано сформировать у учащихся художественный способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной художественно-творческой деятельности и опыта приобщения к выдающимся явлениям русской и зарубежной художественной культуры. Вклад образовательной области «Искусство» в развитие личности выпускника основной школы заключается в развитии эстетического восприятия мира, воспитании художественного вкуса, потребности в общении с прекрасным в жизни и искусстве, в обеспечении определенного уровня эрудиции в сфере изобразительного искусства, в сознательном выборе видов художественно-творческой деятельности, в которых подросток может проявить свою индивидуальность, реализовать творческие способности.

               Цель учебного предмета «Изобразительное  искусство» в общеобразовательной школе – формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т.е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечивания, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т.е. зоркости души ребенка.

    Ц е л и   художественного образования:

    - развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;

    - воспитание культуры восприятия произведений изобразительного искусства,  

    - освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики,  скульптуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;

    - овладение умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);

    - формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.

    Срок реализации программы: 1 год.

    Общая характеристика учебного предмета.

    Обучение и художественное воспитание ребенка в 6 классе посвящено собственно изобразительному искусству в жизни человека. Здесь учащиеся знакомятся с искусством изображения как художественным познанием мира и выражением отношения к нему как особой и необходимой форме духовной культуры общества.

    В основу тематического деления года положен жанровый принцип. Каждый жанр рассматривается в его историческом развитии, при этом выдерживается принцип единства восприятия и созидания. И последовательно обретаются навыки и практический опыт использования рисунка, цвета, формы, пространства, согласно специфике образного строя видов и жанров изобразительного искусства. Придается большое значение освоению начальных основ грамоты изображения.

    Учебные задания года предусматривают дальнейшее развитие навыков работы с гуашью, пастелью, пластилином, бумагой. В процессе овладения навыками работы с разнообразными материалами дети приходят к пониманию красоты творчества.

    В рабочей программе определены система уроков, дидактическая модель обучения, педагогические средства, с помощью которых планируется формирование и освоение знаний и соответствующих умений и навыков.

    В тематическом плане определены виды и приемы художественной деятельности школьников на уроках изобразительного искусства с использованием разнообразных форм выражения:

    - изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению);

    - декоративная и конструктивная работа;

    - восприятие явлений действительности и произведений искусства;

    - обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества, в процессе которого формируются навыки учебного сотрудничества (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и ее общий результат) и индивидуальной работы на уроках;

    - изучение художественного наследия;

    - подбор иллюстративного материала к изучаемым темам;

    - прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).

    Темы и задания уроков предполагают умение организовывать уроки-диспуты, уроки - творческие отчеты, уроки-экскурсии. От урока к уроку происходит постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями.

    Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует их интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности ребенка.

    Тематическим планом предусматривается широкое использование наглядных пособий, материалов и инструментария информационно-технологической и методической поддержки как из учебника и коллекций классических произведений, так и из арсенала авторских разработок педагога.

    Место учебного предмета в учебном плане

               На изучение изобразительного искусства отводится 1 час в неделю,  в 6 классе – 35 часов в год ( 1 час в неделю за счет федерального компонента), что полностью соответствует используемой авторской рабочей программе. В рабочей программе внесены изменения по количеству часов на изучение каждого раздела. Это связано с тем, чтобы каждый раздел изучить в течении одной четверти.  Сокращение часов произошло за счет уплотнения часов отдельных тем уроков.

    Таким образом, в программе произошли изменения:

    Количество часов по авторской программе

    Предполагаемое количество часов в данной программе

    1 раздел- 8 часов

    9

    2 раздел- 8 часов

    7

    3 раздел- 12 часов

    10

    4 раздел- 7 часов

    9

    Итого: 35 часов

    35 часов

    Характеристика видов контроля качества знаний по изобразительному искусству.

          Модернизация системы образования предполагает существенное изменение организации контроля качества знаний обучаемых и качество преподавания в соответствии с учебными планами и учебниками. Предметом педагогического контроля является оценка результатов организованного в нем педагогического процесса. Основным предметом оценки результатов художественного образования являются знания, результатов обучения – умения, навыки и результатов воспитания – мировоззренческие установки, интересы, мотивы и потребности личности.

             1.Стартовый контроль в начале года. Он определяет исходный уровень обученности. Практическая работа.

              2.Текущий контроль в форме практической работы. С помощью текущего контроля возможно диагностирование дидактического процесса, выявление его динамики, сопоставление результатов обучения на отдельных его этапах.

              3.Текущий контроль выполняет этапное подведение итогов за четверть после прохождения тем четвертей в форме выставки и теста.    

     4.Итоговый контроль. Методы диагностики -  итоговая выставка рисунков..

                Программа  предусматривает разные варианты дидактико-технологического обеспечения учебного процесса. дидактико-технологическое оснащение включает ПК, медиатеку и т. п. Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера: электронная версия музеев мира, комплект уроков ИЗО в 6 классе., шедевров русского и зарубежного искусства.

                Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса.

    Учащиеся должны знать:

    - о месте и значении изобразительного искусства в культуре: в жизни общества и жизни человека,

    - о существовании изобразительного искусства во все времена, должны иметь представление о многообразии образных  языков искусства и особенностях видения мира в разные эпохи,

    - о взаимосвязи реальной действительности и ее художественного изображения в искусстве, ее претворении в художественный образ,

    - основные виды и жанры изобразительных искусств, иметь представление об основных этапах развития портрета, пейзажа и натюрморта в истории искусства,

    - ряд выдающихся художников и произведений искусства в жанрах портрета, пейзажа и натюрморта в мировом и отечественном искусстве,

    -особенности творчества и значение в отечественной культуре великих русских художников- пейзажистов, мастеров портрета и натюрморта,

    - основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве: линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива,

    - о ритмичной организации изображения и богатстве выразительных возможностей,

    - о разных художественных материалах, художественных техниках и их значении в создании художественного образа.

    Учащиеся должны уметь:

    - пользоваться красками ( гуашь, акварель), несколькими графическими материалами ( карандаш, тушь), обладать первичными навыками лепки, уметь использовать коллажные техники,

    - видеть конструктивную форму предмета,  владеть первичными навыками плоского и объемного изображений предмета  и группы предметов, знать общие правила построения головы человека, уметь пользоваться начальными правилами линейной и воздушной перспективы,

    - видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и по памяти,

    - создавать творческие композиционные работы в разных материалах с натуры, по памяти и по воображению,

    - активно воспринимать произведения искусства и аргументировано  анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведению искусства.

    Учебно-тематический план

    №п/п

    Тема раздела

    Содержание

    Количество часов

    1

    «Виды изобразительного искусства и основы образного языка»

    (9 часов)

    Изобразительное искусство и семь пластических искусств

    1

    Рисунок- основа изобразительного творчества

    1

    Линия и ее выразительные возможности

    1

    Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен

    1

    Цвет. Основы цветоведения

    1

    Цвет в произведениях живописи

    1

    Объемные изображения в скульптуре

    1

    Основы языка изображения

    1

    Обобщающий урок

    1

    2

    «Мир наших вещей. Натюрморт» (7 уроков)

    Реальность и фантазия в творчестве художника

    1

    Изображение предметного мира - натюрморт

    1

    Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира

    1

    Изображение объема на плоскости, линейная перспектива

    1

    Освещение. Свет и тень

    1

    Натюрморт в графике

    1

    Цвет в натюрморте

    1

    3

    «Вглядываясь в человека. Портрет» 10 уроков

    Образ человека - главная тема искусства

    1

    Конструкция головы человека и ее пропорции

    1

    Изображение головы человека в пространстве

    1

    Графический портретный рисунок и выразительный образ человека

    1

    Портрет в скульптуре

    1

    Сатирические образы человека

    1

    Образные возможности освещения в портрете

    1

    Портрет в живописи

    1

    Роль цвета в портрете

    1

    Великие портретисты (обобщение темы)

    1

    4

    «Человека и пространство в изобразительном искусстве»

    9 уроков

    Жанры в изобразительном искусстве

    1

    Изображение пространства

    1

    Правила линейной и воздушной перспективы

    2

    Пейзаж — большой мир. Организация изображаемого пространства

    1

    Пейзаж-настроение. Природа и художник

    1

    Городской пейзаж

    1

    Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл

    1

    Обобщающий урок года.

    СОДЕРЖАНИЕ  ПРОГРАММЫ

    6  класс

    Изобразительное искусство в жизни человека

    Тема I четверти:

    «Виды изобразительного искусства и основы их образного языка» (9 ч)

            В этой четверти проводятся беседы о жанрах и видах изобразительного  искусства. Ещё шире происходит знакомство с графическими и живописными материалами, освоение разнообразных графических и живописных техник. Графика, живопись и скульптура - основные виды изобразительного искусства. Рисунок лежит  в основе мастерства художника. Знакомство с выразительными свойствами книжной графики в творчестве белгородского художника  С. Косенкова.  В основе живописи лежат цветовые отношения, свойства цвета (основные и дополнительные цвета, теплые - холодные, цветовой контраст, насыщенность и светлота цвета). Дать понятие «локальный цвет», «тон», «колорит», «гармония цвета». Освоение фактуры мазка, выражение в живописи эмоциональных состояний: радость, грусть, нежность.

    1. Изобразительное искусство в семье пластических искусств.
    2. Рисунок – основа изобразительного творчества.
    3. Линия и её выразительные возможности
    4. Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен.
    5. Цвет. Основы цветоведения.
    6. Цвет в произведениях живописи.
    7. Объемные изображения в скульптуре.
    8. Основы языка изображения.

    Тема II четверти:

    «Мир наших вещей. Натюрморт» (7 ч)

            Изображение как познание окружающего мира и отношение к нему человека. Многообразие форм изображения мира вещей. Знакомства с жанром натюрморт. Выполнение натюрморта в живописи и графике. Выразительные возможности натюрморта.

    1. Художественное познание: реальность и фантазия.
    2. Изображение предметного мира – натюрморт.
    3. Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира.
    4. Изображение предмета на плоскости и линейная перспектива.
    5. Освещение. Свет и тень.
    6. Натюрморт в графике.
    7. Цвет в натюрморте

    Тема III четверти:

    «Вглядываясь в человека. Портрет в изобразительном искусстве» (10 ч)

            Изображение человека в искусстве разных эпох. Закономерности в конструкции головы человека. Образ человека в графике, живописи, скульптуре. Работа над созданием портретов. Великие портретисты и их творческая индивидуальность.

    1. Образ человека – главная тема искусства.
    2. Конструкция головы человека и ее пропорции.
    3. Изображение головы человека в пространстве.
    4. Графический портретный рисунок и выразительность образа человека.
    5. Портрет в скульптуре.
    6. Сатирические образы человека.
    7. Образные возможности освещения в портрете.
    8. Портрет в живописи.
    9. Роль цвета в портрете.
    10. Великие портретисты. Художники – наши земляки.

    Тема IV четверти:

    «Человек и пространство в изобразительном искусстве» (9 ч)

            Беседа. Предмет изображения и картина мира в изобразительном искусстве в  разные эпохи. Виды перспективы в изобразительном  искусстве. Изображение пейзажа, организация изображаемого пространства. Знакомство с колоритом в пейзаже. Образы города в истории искусства. Работа над графической композицией «Мой белый город».

    1. Жанры в изобразительном искусстве.
    2. Изображение пространства.
    3. Правила линейной и воздушной перспективы.
    4. Пейзаж – большой мир. Организация изображаемого пространства.
    5. Пейзаж – настроение. Природа в творчестве художников белгородцев.
    6. Городской пейзаж. Мой белый город.
    7. Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл.

    Календарно- тематическое планирование.

    6 класс

    Урок

    Дата

    Тема

    «Виды изобразительного искусства и основы их образного языка» (9 ч)

    1

    Изобразительное искусство в семье пластических искусств.

    2

    Рисунок- основа изобразительного творчества.

    3

    Линия и ее выразительные возможности.

    4

    Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен.

    5

    Цвет. Основы цветоведения.

    6

    Цвет в произведениях живописи.

    7

    Объемные изображения в скульптуре.

    8

    Основы языка изображения.

    9

    Виды изобразительного искусства и основы их образного языка. Обобщающий урок четверти.

    «Мир наших вещей. Натюрморт» (7 ч)

    10

    Реальность и фантазия в творчестве художника.

    11

    Изображение предметного мира- натюрморт.

    12

    Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира.

    13

    Изображение объема на плоскости. Линейная перспектива.

    14

    Освещение. Свет и тень.

    15

    Натюрморт в графике.

    16

    Цвет в натюрморте. Выразительные возможности в натюрморте.

    «Вглядываясь в человека. Портрет в изобразительном искусстве» (10 ч)

    17

    Образ человека- главная тема искусства.

    18

    Конструкция головы человека и ее пропорции.

    19

    Изображение головы человека в пространстве.

    20

    Графический портретный рисунок и выразительность образа человека.

    21

    Портрет в скульптуре.

    22

    Сатирические образы человека.

    23

    Образные возможности освещения в портрете.

    24

    Портрет в живописи.

    25

    Роль цвета в портрете.

    26

    Великие портретисты. Обобщение темы четверти.

    «Человек и пространство в изобразительном искусстве» (9 ч)

    27

    Жанры в изобразительном искусстве.

    28

    Изображение пространства.

    29

    Правила линейной и воздушной перспективы.

    30

    Пейзаж- большой мир. Организация изображаемого пространства.

    31

    Пейзаж- настроение. Природа и художник.

    32

    Городской пейзаж.

    33

    Выразительные возможности изобразительного искусства.

    34

    Изобразительное искусство в жизни человека. Обобщение темы четверти и года.

    35

    Обобщающий урок года.

    Материально- техническое обеспечение уроков.

      1. Алехин. А. Д. Когда начинается художник. – М.: Просвещение, 1994. 2. Аранова, С. В. Обучение ИЗО. – СПб.: Каро, 2004.

     3. Вагьянц, А. М. Вариации прекрасного. Западноевропейское средневековье. – М.: ТОО «Издательский и книготорговый центр АЗ», 1997.

    4. Вагьянц, А. М. Звучащее безмолвие, или Основы искусствознания. – М.: ООО «Фирма МХК», 2000;

     5. Губницкий, С. С. Декоративно-оформительские работы. – М.: Профиздат, 1961.

     6. Дмитриева, М. А. Михаил Врубель. – М.: Детская литература, 1988. 7.О.В.Павлова.,Изобразительное искусство: 5-7классы. Терминологические диктанты, кроссворды, тесты…– Волгоград: Учитель, 2009г.;

    8.О.В.Свиридова, Изобразительное искусство: 5-8 классы. Проверочные и контрольные тесты– Волгоград: Учитель, 2008г.

     9. Кирцер, Ю. М. Рисунок, живопись. – М.: Высшая школа, 1992.

     10. Кузин, В. С. ИЗО и методика его преподавания в школе. – М.: Агар, 1988.

    11. Неменский, Б. М. Искусство вокруг нас. – М.: Просвещение, 2003.

    12. Неменский, Б. М. ИЗО и художественный труд: 1–4 классы. – М.: Просвещение, 2003.

    13. Неменский, Б. М. ИЗО и художественный труд: 1–8 классы. – М.: Просвещение, 2003.

    14. Половников, А. О. Русь деревянная. – М.: Просвещение, 1998.

     15. Ростовцев, Н. Н. Методика преподавания ИЗО в школе. М.: Агар, 1998.

    16. Ростовцев, Н. Н. Академический рисунок. – М.: Просвещение, 1995. 17. Семенова, М. Древняя Русь в лицах. – М.: Просвещение, 1998.

     18. Сокольникова, Н. М. Краткий словарь художественных терминов. – Обнинск: Титул, 1998.

    19. Сокольникова, Н. М. Основы рисунка. Ч. 1. – Обнинск: Титул, 1998. 20. Сокольникова, Н. М. Основы композиции. Ч. 2. – Обнинск: Титул, 1998.

    21. Сокольникова, Н. М. Основы живописи. Ч. 3. – Обнинск: Титул, 1998. Дополнительные пособия для учащихся: Рабочая тетрадь «Твоя мастерская» – М.: Просвещение, 2008.

    22. Сборник «Комплекс уроков по ИЗО». 6 класс.CD, 2010.

    23. Портреты  художников.

    25. Репродукции картин русских и зарубежных художников.

    26. CD Шедевры зарубежных художников.

    27. CD Эрмитаж.

    28. CD Музеи мира.

    29. М.А. Порохневская. Изобразительное искусство. 6 класс.Часть 1, 2. Поурочные планы.- Издательство «Учитель- АСТ», 2005.

    30. Таблицы по цветоведению.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по русскому языку в 6 классе по программе М.Т.Баранова

    Рабочая программа по русскому языку в 6 классе составлена на основе программы общеобразовательных учреждений основного общего образования по русскому языку (5-9 классы) , Москва "Просвещение" 2009 г, ...

    Рабочая программа по русскому языку в 6 классе по программе С.И. Львовой

    Пояснительная записка к программе и  календарно - тематическое планирование учебного материала....

    Рабочая программа по наглядной геометрии в 6 классе по учебнику "Наглядная геометрия 6", авт. Т.Г.Ходот, А.Ю.Ходот (1час в неделю. всего 35ч)

    Рабочая программа содержит пояснительную записку, темаичекое планирование, краткое содержание и цели изучения курса....

    Рабочая программа по русскому языку в 6 классе по программе М.М.Разумовской

    Рабочая программа по русскому языку в 6 классе по прграмме М.М.Разумовской состоит из пояснительной записки и календарно-тематического плана...

    Рабочая программа по английскому языку в 6 классе. Ю.В. Ваулина, Дж. Дули, О.Е. Подоляко, В. Эвенс. Учебник для общеобразовательных учреждений «Английский в фокусе» для 6 класса

    Данная рабочая программа по английскому языку  предназначена для обучающихся 6-х классов общеобразовательной школы, продолжающих изучение английского языка по  завершении курса 5-го класса.Р...