Рабочая программа по искусству(ИЗО) в 6 классе
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 6 класс) по теме

Программа ориентирована на использование авторской программы Б.М.Неменского.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_izo_6_klass.doc159.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

.            Рабочая программа- нормативно- управленческий документ МБОУ Шамординской ООШ, характеризующий систему организации деятельности учителя изобразительного искусства по курсу «Искусство» (изобразительное искусство)в 6 классе на базовом уровне.

         Рабочая программа по  искусству   для  6 класса составлена на основе:

1.  Федерального   государственного    образовательного     стандарта основного общего образования(2004)

2.  Программы «Изобразительное искусство и художественный труд»(1-9 классы) под руководством и редакцией Б.М.Неменского. М.:Просвещение, 2007.

  1. Учебного плана МБОУ Шамординской ООШ на 2013-2014 уч. год.
  2. Учебника « Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека»: Учебник по изобразительному искусству для 6 класса/ Л.А..Неменская.- М.:Просвещение,2010.

Изучение искусства в основной школе призвано сформировать у учащихся художественный способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной художественно-творческой деятельности и опыта приобщения к выдающимся явлениям русской и зарубежной художественной культуры. Вклад образовательной области «Искусство» в развитие личности выпускника основной школы заключается в развитии эстетического восприятия мира, воспитании художественного вкуса, потребности в общении с прекрасным в жизни и искусстве, в обеспечении определенного уровня эрудиции в сфере изобразительного искусства, в сознательном выборе видов художественно-творческой деятельности, в которых подросток может проявить свою индивидуальность, реализовать творческие способности.

           Цель учебного предмета «Изобразительное  искусство» в общеобразовательной школе – формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т.е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечивания, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т.е. зоркости души ребенка.

Ц е л и   художественного образования:

- развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;

- воспитание культуры восприятия произведений изобразительного искусства,  

- освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики,  скульптуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;

- овладение умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);

- формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.

Срок реализации программы: 1 год.

Общая характеристика учебного предмета.

Обучение и художественное воспитание ребенка в 6 классе посвящено собственно изобразительному искусству в жизни человека. Здесь учащиеся знакомятся с искусством изображения как художественным познанием мира и выражением отношения к нему как особой и необходимой форме духовной культуры общества.

В основу тематического деления года положен жанровый принцип. Каждый жанр рассматривается в его историческом развитии, при этом выдерживается принцип единства восприятия и созидания. И последовательно обретаются навыки и практический опыт использования рисунка, цвета, формы, пространства, согласно специфике образного строя видов и жанров изобразительного искусства. Придается большое значение освоению начальных основ грамоты изображения.

Учебные задания года предусматривают дальнейшее развитие навыков работы с гуашью, пастелью, пластилином, бумагой. В процессе овладения навыками работы с разнообразными материалами дети приходят к пониманию красоты творчества.

В рабочей программе определены система уроков, дидактическая модель обучения, педагогические средства, с помощью которых планируется формирование и освоение знаний и соответствующих умений и навыков.

В тематическом плане определены виды и приемы художественной деятельности школьников на уроках изобразительного искусства с использованием разнообразных форм выражения:

- изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению);

- декоративная и конструктивная работа;

- восприятие явлений действительности и произведений искусства;

- обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества, в процессе которого формируются навыки учебного сотрудничества (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и ее общий результат) и индивидуальной работы на уроках;

- изучение художественного наследия;

- подбор иллюстративного материала к изучаемым темам;

- прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).

Темы и задания уроков предполагают умение организовывать уроки-диспуты, уроки - творческие отчеты, уроки-экскурсии. От урока к уроку происходит постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями.

Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует их интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности ребенка.

Тематическим планом предусматривается широкое использование наглядных пособий, материалов и инструментария информационно-технологической и методической поддержки как из учебника и коллекций классических произведений, так и из арсенала авторских разработок педагога.

Место учебного предмета в учебном плане

           На изучение изобразительного искусства отводится 1 час в неделю,  в 6 классе – 35 часов в год ( 1 час в неделю за счет федерального компонента), что полностью соответствует используемой авторской рабочей программе. В рабочей программе внесены изменения по количеству часов на изучение каждого раздела. Это связано с тем, чтобы каждый раздел изучить в течении одной четверти.  Сокращение часов произошло за счет уплотнения часов отдельных тем уроков.

Таким образом, в программе произошли изменения:

Количество часов по авторской программе

Предполагаемое количество часов в данной программе

1 раздел- 8 часов

9

2 раздел- 8 часов

7

3 раздел- 12 часов

10

4 раздел- 7 часов

9

Итого: 35 часов

35 часов

Характеристика видов контроля качества знаний по изобразительному искусству.

      Модернизация системы образования предполагает существенное изменение организации контроля качества знаний обучаемых и качество преподавания в соответствии с учебными планами и учебниками. Предметом педагогического контроля является оценка результатов организованного в нем педагогического процесса. Основным предметом оценки результатов художественного образования являются знания, результатов обучения – умения, навыки и результатов воспитания – мировоззренческие установки, интересы, мотивы и потребности личности.

         1.Стартовый контроль в начале года. Он определяет исходный уровень обученности. Практическая работа.

          2.Текущий контроль в форме практической работы. С помощью текущего контроля возможно диагностирование дидактического процесса, выявление его динамики, сопоставление результатов обучения на отдельных его этапах.

          3.Текущий контроль выполняет этапное подведение итогов за четверть после прохождения тем четвертей в форме выставки и теста.    

 4.Итоговый контроль. Методы диагностики -  итоговая выставка рисунков..

            Программа  предусматривает разные варианты дидактико-технологического обеспечения учебного процесса. дидактико-технологическое оснащение включает ПК, медиатеку и т. п. Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера: электронная версия музеев мира, комплект уроков ИЗО в 6 классе., шедевров русского и зарубежного искусства.

            Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса.

Учащиеся должны знать:

- о месте и значении изобразительного искусства в культуре: в жизни общества и жизни человека,

- о существовании изобразительного искусства во все времена, должны иметь представление о многообразии образных  языков искусства и особенностях видения мира в разные эпохи,

- о взаимосвязи реальной действительности и ее художественного изображения в искусстве, ее претворении в художественный образ,

- основные виды и жанры изобразительных искусств, иметь представление об основных этапах развития портрета, пейзажа и натюрморта в истории искусства,

- ряд выдающихся художников и произведений искусства в жанрах портрета, пейзажа и натюрморта в мировом и отечественном искусстве,

-особенности творчества и значение в отечественной культуре великих русских художников- пейзажистов, мастеров портрета и натюрморта,

- основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве: линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива,

- о ритмичной организации изображения и богатстве выразительных возможностей,

- о разных художественных материалах, художественных техниках и их значении в создании художественного образа.

Учащиеся должны уметь:

- пользоваться красками ( гуашь, акварель), несколькими графическими материалами ( карандаш, тушь), обладать первичными навыками лепки, уметь использовать коллажные техники,

- видеть конструктивную форму предмета,  владеть первичными навыками плоского и объемного изображений предмета  и группы предметов, знать общие правила построения головы человека, уметь пользоваться начальными правилами линейной и воздушной перспективы,

- видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и по памяти,

- создавать творческие композиционные работы в разных материалах с натуры, по памяти и по воображению,

- активно воспринимать произведения искусства и аргументировано  анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведению искусства.

Учебно-тематический план

№п/п

Тема раздела

Содержание

Количество часов

1

«Виды изобразительного искусства и основы образного языка»

(9 часов)

Изобразительное искусство и семь пластических искусств

1

Рисунок- основа изобразительного творчества

1

Линия и ее выразительные возможности

1

Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен

1

Цвет. Основы цветоведения

1

Цвет в произведениях живописи

1

Объемные изображения в скульптуре

1

Основы языка изображения

1

Обобщающий урок

1

2

«Мир наших вещей. Натюрморт» (7 уроков)

Реальность и фантазия в творчестве художника

1

Изображение предметного мира - натюрморт

1

Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира

1

Изображение объема на плоскости, линейная перспектива

1

Освещение. Свет и тень

1

Натюрморт в графике

1

Цвет в натюрморте

1

3

«Вглядываясь в человека. Портрет» 10 уроков

Образ человека - главная тема искусства

1

Конструкция головы человека и ее пропорции

1

Изображение головы человека в пространстве

1

Графический портретный рисунок и выразительный образ человека

1

Портрет в скульптуре

1

Сатирические образы человека

1

Образные возможности освещения в портрете

1

Портрет в живописи

1

Роль цвета в портрете

1

Великие портретисты (обобщение темы)

1

4

«Человека и пространство в изобразительном искусстве»

9 уроков

Жанры в изобразительном искусстве

1

Изображение пространства

1

Правила линейной и воздушной перспективы

2

Пейзаж — большой мир. Организация изображаемого пространства

1

Пейзаж-настроение. Природа и художник

1

Городской пейзаж

1

Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл

1

Обобщающий урок года.

СОДЕРЖАНИЕ  ПРОГРАММЫ

6  класс

Изобразительное искусство в жизни человека

Тема I четверти:

«Виды изобразительного искусства и основы их образного языка» (9 ч)

        В этой четверти проводятся беседы о жанрах и видах изобразительного  искусства. Ещё шире происходит знакомство с графическими и живописными материалами, освоение разнообразных графических и живописных техник. Графика, живопись и скульптура - основные виды изобразительного искусства. Рисунок лежит  в основе мастерства художника. Знакомство с выразительными свойствами книжной графики в творчестве белгородского художника  С. Косенкова.  В основе живописи лежат цветовые отношения, свойства цвета (основные и дополнительные цвета, теплые - холодные, цветовой контраст, насыщенность и светлота цвета). Дать понятие «локальный цвет», «тон», «колорит», «гармония цвета». Освоение фактуры мазка, выражение в живописи эмоциональных состояний: радость, грусть, нежность.

  1. Изобразительное искусство в семье пластических искусств.
  2. Рисунок – основа изобразительного творчества.
  3. Линия и её выразительные возможности
  4. Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен.
  5. Цвет. Основы цветоведения.
  6. Цвет в произведениях живописи.
  7. Объемные изображения в скульптуре.
  8. Основы языка изображения.

Тема II четверти:

«Мир наших вещей. Натюрморт» (7 ч)

        Изображение как познание окружающего мира и отношение к нему человека. Многообразие форм изображения мира вещей. Знакомства с жанром натюрморт. Выполнение натюрморта в живописи и графике. Выразительные возможности натюрморта.

  1. Художественное познание: реальность и фантазия.
  2. Изображение предметного мира – натюрморт.
  3. Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира.
  4. Изображение предмета на плоскости и линейная перспектива.
  5. Освещение. Свет и тень.
  6. Натюрморт в графике.
  7. Цвет в натюрморте

Тема III четверти:

«Вглядываясь в человека. Портрет в изобразительном искусстве» (10 ч)

        Изображение человека в искусстве разных эпох. Закономерности в конструкции головы человека. Образ человека в графике, живописи, скульптуре. Работа над созданием портретов. Великие портретисты и их творческая индивидуальность.

  1. Образ человека – главная тема искусства.
  2. Конструкция головы человека и ее пропорции.
  3. Изображение головы человека в пространстве.
  4. Графический портретный рисунок и выразительность образа человека.
  5. Портрет в скульптуре.
  6. Сатирические образы человека.
  7. Образные возможности освещения в портрете.
  8. Портрет в живописи.
  9. Роль цвета в портрете.
  10. Великие портретисты. Художники – наши земляки.

Тема IV четверти:

«Человек и пространство в изобразительном искусстве» (9 ч)

        Беседа. Предмет изображения и картина мира в изобразительном искусстве в  разные эпохи. Виды перспективы в изобразительном  искусстве. Изображение пейзажа, организация изображаемого пространства. Знакомство с колоритом в пейзаже. Образы города в истории искусства. Работа над графической композицией «Мой белый город».

  1. Жанры в изобразительном искусстве.
  2. Изображение пространства.
  3. Правила линейной и воздушной перспективы.
  4. Пейзаж – большой мир. Организация изображаемого пространства.
  5. Пейзаж – настроение. Природа в творчестве художников белгородцев.
  6. Городской пейзаж. Мой белый город.
  7. Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл.

Календарно- тематическое планирование.

6 класс

Урок

Дата

Тема

«Виды изобразительного искусства и основы их образного языка» (9 ч)

1

Изобразительное искусство в семье пластических искусств.

2

Рисунок- основа изобразительного творчества.

3

Линия и ее выразительные возможности.

4

Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен.

5

Цвет. Основы цветоведения.

6

Цвет в произведениях живописи.

7

Объемные изображения в скульптуре.

8

Основы языка изображения.

9

Виды изобразительного искусства и основы их образного языка. Обобщающий урок четверти.

«Мир наших вещей. Натюрморт» (7 ч)

10

Реальность и фантазия в творчестве художника.

11

Изображение предметного мира- натюрморт.

12

Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира.

13

Изображение объема на плоскости. Линейная перспектива.

14

Освещение. Свет и тень.

15

Натюрморт в графике.

16

Цвет в натюрморте. Выразительные возможности в натюрморте.

«Вглядываясь в человека. Портрет в изобразительном искусстве» (10 ч)

17

Образ человека- главная тема искусства.

18

Конструкция головы человека и ее пропорции.

19

Изображение головы человека в пространстве.

20

Графический портретный рисунок и выразительность образа человека.

21

Портрет в скульптуре.

22

Сатирические образы человека.

23

Образные возможности освещения в портрете.

24

Портрет в живописи.

25

Роль цвета в портрете.

26

Великие портретисты. Обобщение темы четверти.

«Человек и пространство в изобразительном искусстве» (9 ч)

27

Жанры в изобразительном искусстве.

28

Изображение пространства.

29

Правила линейной и воздушной перспективы.

30

Пейзаж- большой мир. Организация изображаемого пространства.

31

Пейзаж- настроение. Природа и художник.

32

Городской пейзаж.

33

Выразительные возможности изобразительного искусства.

34

Изобразительное искусство в жизни человека. Обобщение темы четверти и года.

35

Обобщающий урок года.

Материально- техническое обеспечение уроков.

  1. Алехин. А. Д. Когда начинается художник. – М.: Просвещение, 1994. 2. Аранова, С. В. Обучение ИЗО. – СПб.: Каро, 2004.

 3. Вагьянц, А. М. Вариации прекрасного. Западноевропейское средневековье. – М.: ТОО «Издательский и книготорговый центр АЗ», 1997.

4. Вагьянц, А. М. Звучащее безмолвие, или Основы искусствознания. – М.: ООО «Фирма МХК», 2000;

 5. Губницкий, С. С. Декоративно-оформительские работы. – М.: Профиздат, 1961.

 6. Дмитриева, М. А. Михаил Врубель. – М.: Детская литература, 1988. 7.О.В.Павлова.,Изобразительное искусство: 5-7классы. Терминологические диктанты, кроссворды, тесты…– Волгоград: Учитель, 2009г.;

8.О.В.Свиридова, Изобразительное искусство: 5-8 классы. Проверочные и контрольные тесты– Волгоград: Учитель, 2008г.

 9. Кирцер, Ю. М. Рисунок, живопись. – М.: Высшая школа, 1992.

 10. Кузин, В. С. ИЗО и методика его преподавания в школе. – М.: Агар, 1988.

11. Неменский, Б. М. Искусство вокруг нас. – М.: Просвещение, 2003.

12. Неменский, Б. М. ИЗО и художественный труд: 1–4 классы. – М.: Просвещение, 2003.

13. Неменский, Б. М. ИЗО и художественный труд: 1–8 классы. – М.: Просвещение, 2003.

14. Половников, А. О. Русь деревянная. – М.: Просвещение, 1998.

 15. Ростовцев, Н. Н. Методика преподавания ИЗО в школе. М.: Агар, 1998.

16. Ростовцев, Н. Н. Академический рисунок. – М.: Просвещение, 1995. 17. Семенова, М. Древняя Русь в лицах. – М.: Просвещение, 1998.

 18. Сокольникова, Н. М. Краткий словарь художественных терминов. – Обнинск: Титул, 1998.

19. Сокольникова, Н. М. Основы рисунка. Ч. 1. – Обнинск: Титул, 1998. 20. Сокольникова, Н. М. Основы композиции. Ч. 2. – Обнинск: Титул, 1998.

21. Сокольникова, Н. М. Основы живописи. Ч. 3. – Обнинск: Титул, 1998. Дополнительные пособия для учащихся: Рабочая тетрадь «Твоя мастерская» – М.: Просвещение, 2008.

22. Сборник «Комплекс уроков по ИЗО». 6 класс.CD, 2010.

23. Портреты  художников.

25. Репродукции картин русских и зарубежных художников.

26. CD Шедевры зарубежных художников.

27. CD Эрмитаж.

28. CD Музеи мира.

29. М.А. Порохневская. Изобразительное искусство. 6 класс.Часть 1, 2. Поурочные планы.- Издательство «Учитель- АСТ», 2005.

30. Таблицы по цветоведению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по искусству 8-9 классы

рабочая программа по искусству 8-9 классы составлена по программе Критской, Сергеевой...

Рабочая программа по Искусству 8-9 классы

Отличая рабочая программа по искусству 8-9 классы  Савицкой Галины Петровны г. Ноябрьска. Рекомендую всем учителям как основу к своей рабочей программе....

Рабочая программа по искусству 8-9 класс

Составлена на основе авторской программы Г. П. Серге­евой, И. Э. Кашековой, Е. Д. Критской «Искусство. 8-9 классы»...

Рабочая программа по искусству (ИЗО) 5 класс (Б.М. Неменского)

Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе программы для образовательных школ «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 класс», которая разработана по...

Рабочая программа по искусству 8-9 классы

Рабочая программа,  "Искусство" 8-9 кл,  предназначена для учителя, который работает по программе Г. П. Серге­ева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская....

Рабочая программа по "Искусству" в 8 классе

Программа ориентирована на использование программы Г.П.Сергеевой, Критской Е.Д, И.Э.Кашековой....

Рабочая программа по искусству для 8 класса по программе Б.Неменского

Рабочая программа по   искусству разработана в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования и примерной программой основного общего образова...