Рабочая программа учебного курса «Искусство (Основы Мировой художественной культуры) » Для 8-9 классов
календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству (изо, 8 класс) по теме

Разбежкина Марина Михайловна

 

Пояснительная записка

Данная рабочая программа разработана на основе следующих нормативных документов:

                            1.​ Закон РФ «Об образовании»;

                            2.​ Федеральный базисный учебный план для    образовательных учреждений РФ от 09.03.2004 № 1312;

                            3.​ Государственный образовательный стандарт основного общего и среднего (полного) общего образования;

                            4.​  Примерная программа основного общего образования по искусству (Основы Мировой Художественной Культуры)                                               «Программы для общеобразовательных учреждений: Искусство. 8-9 класс Г.П.Сергеева, И.Э.Кашекова, Е.Д.Критская»- М.; -Просвещение. 2010г.

                            5.​ Обязательный минимум содержания основного общего  курса искусства (Основы Мировой художественной Культуры)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя образовательная школа № 4  села Иглино

Муниципальный Район Иглинский район Республики Башкортостан»

«Согласовано»

Руководитель РМО

___________(ФИО)

«____»________2013 г.

«Согласовано»

Заместитель директора

школы по УВР

_________ (Шигапова З.Н.)

«____»____________2013г.

«Утверждаю»

Директор

________ (Аетбаев Х.А.)

«___»______________2013г.

Рабочая программа учебного курса

«Искусство (Основы Мировой художественной культуры) »

Для 8-9 классов

Составитель: учитель изобразительного искусства, МХК

Разбежкина марина Михайловна

                                                                                                        2013-2014 учебный год

Пояснительная записка

Данная рабочая программа разработана на основе следующих нормативных документов:

                            1.​ Закон РФ «Об образовании»;

                            2.​ Федеральный базисный учебный план для    образовательных учреждений РФ от 09.03.2004 № 1312;

                            3.​ Государственный образовательный стандарт основного общего и среднего (полного) общего образования;

                            4.​  Примерная программа основного общего образования по искусству (Основы Мировой Художественной Культуры)                                               «Программы для общеобразовательных учреждений: Искусство. 8-9 класс Г.П.Сергеева, И.Э.Кашекова, Е.Д.Критская»- М.; -Просвещение. 2010г.

                            5.​ Обязательный минимум содержания основного общего  курса искусства (Основы Мировой художественной Культуры)

                            6.​ Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29.12.2001 № 1756-р;

Календарно-тематический план ориентирован на использование учебника «Искусство 8-9 классы: учебник для образовательных учреждений/ Г.П. Сергеева, И.Э. Кашекова,  Е.Д. Критская.-2-е изд.-М.: Просвещение, 2012.-191с.: ил.

Программа рассчитана на 1 час в неделю в 8 классе и 1 час в 9 классе.

Контроль уровня   обученности

8 класс

№ урока

Наименование раздела

Вид  контроля

Форма  контроля

2

Искусство в жизни современного  человека

Текущий - письменный

(тест)

6

Искусство  открывает новые грани мира

Текущий - письменный

(тест)

10

Искусство как универсальный способ общения

Итоговый  Текущий - письменный

Контрольная работа

15

Красота  в искусстве и жизни

Текущий - письменный

(тест)

18

Исследовательский проект «Полна чудес могучая природа». Весенняя сказка «Снегурочка».

Итоговый

Защита проекта

9 класс

№ урока

Наименование раздела

Вид  контроля

Форма  контроля

4

Воздействующая сила искусства

Текущий - письменный

(тест)

8

Искусство предвосхищает будущее

Текущий - письменный

(тест)

13

Дар созидания. Практическая функция

Итоговый  текущий - письменный

Контрольная работа

15

Искусство и открытие мира для себя

Текущий - письменный

(тест)

17

Исследовательский проект

«Пушкин – наше все»

Итоговый

Защита проекта

Сетка  часов для изучения  курса искусства

8 класс

Тема

Количество часов

Тема № 1

Искусство в жизни современного человека

 2 часа

Тема № 2

Искусство открывает новые грани мира

2 часа

Тема № 3

Искусство предвосхищает будущее

 2 часа

Тема № 4

Искусство как универсальный способ общения

3 часа

Тема   № 5

Красота в искусстве и жизни

9 часов

9 часов

Тема №1

Воздействующая сила искусства

4 часа

Тема № 2

Искусство предвосхищает будущее

 12 часов

Данная программа разработана в соответствии  учебным планом образовательного учреждения   в рамках интегрированного учебного предмета «Искусство для 8-9 классов». Подача  учебного материала предоставляется  учителю музыки и  изобразительного искусства по темам согласно тематическому плану. Данная программа разработана на основе федеральных государственных стандартов общего образования, предназначена для основной школы общеобразовательных учреждений и рассчитана на два года обучения — в 8 и 9  классах.  В соответствии учебным планом в 8-9 классах на учебный предмет «Искусство» отводится 34 часа (из расчета 1 час в  неделю) 17 часов в II полугодие в 8 классе и 18 часов в II полугодие в 9 классе.

Содержание программы дает возможность реализовать основные

Цели художественного образования и эстетического воспитания в основной школе:

развитие эмоционально-эстетического восприятия действительности, художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, вкуса, художественных потребностей;

—  воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна, литературы, музыки, кино, театра; освоение образного языка этих искусств на основе творческого опыта школьников;

формирование устойчивого интереса к искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности;

—   приобретение знаний об искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира и его преобразования; о выразительных средствах и социальных функциях музыки, литературы, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры, кино, театра;

—   овладение умениями и навыками разнообразной художественной деятельности; предоставление возможности для творческого самовыражения и самоутверждения, а также психологической разгрузки и релаксации средствами искусства.

Цель программы — развитие опыта эмоционально-ценностного отношения к искусству как социокультурной форме освоения мира, воздействующей на человека и общество.

Задачи реализации данного курса:

—   актуализация имеющегося у учащихся опыта общения с искусством;

—   культурная адаптация школьников в современном информационном пространстве, наполненном разнообразными явлениями массовой культуры;

—   формирование целостного представления о роли искусства в культурно-историческом процессе развития человечества;

— углубление художественно-познавательных интересов и развитие интеллектуальных и творческих способностей подростков;

—  воспитание художественного вкуса;

—  приобретение культурно-познавательной, коммуникативной и социально-эстетической компетентности;

— формирование умений и навыков художественного самообразования.

Примерный художественный материал, рекомендованный программой, предполагает его вариативное использование в учебно-воспитательном процессе, дает возможность актуализировать знания, умения и навыки, способы творческой деятельности, приобретенные учащимися на предыдущих этапах обучения по предметам художественно-эстетического цикла.

На конкретных художественных произведениях (музыкальных, изобразительного искусства, литературы, театра, кино) в программе раскрывается роль искусства в жизни общества и отдельного человека, общность выразительных средств и специфика каждого из них.

Результаты освоения программы «Искусство»

Изучение искусства и организация учебной, художественно-творческой деятельности в процессе обучения обеспечивает личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся. У школьников обогащается эмоционально-духовная сфера, формируются ценностные ориентации, умение решать учебные, художественно-творческие задачи; воспитывается художественный вкус, развиваются воображение, образное и ассоциативное мышление, стремление принимать участие в социально значимой деятельности, в художественных проектах школы, культурных событиях региона и др.

В результате освоения содержания курса происходит гармонизация интеллектуального и эмоционального развития личности обучающегося, формируется целостное представление о мире, развивается образное восприятие и через эстетическое переживание и освоение способов творческого самовыражения осуществляется познание и самопознание.

Предметными результатами занятий по программе «Искусство» являются:

освоение/присвоение художественных произведений как духовного опыта поколений; понимание значимости искусства, его места и роли в жизни человека; уважение культуры другого народа;

знание основных закономерностей искусства; усвоение специфики художественного образа, особенностей средств художественной выразительности, языка разных видов искусства;

устойчивый интерес к различным видам учебно-творческой деятельности, художественным традициям своего народа и достижениям мировой культуры.

 Выпускники основной школы научатся:

  воспринимать явления художественной культуры разных народов мира, осознавать в ней место отечественного искусства;

  понимать и интерпретировать художественные образы, ориентироваться в системе нравственных ценностей, представленных в произведениях искусства, делать выводы и умозаключения;

 описывать явления музыкальной, художественной культуры, используя для этого соответствующую терминологию;

структурировать изученный материал и информацию, полученную из других источников; применять умения и навыки в каком-либо виде художественной деятельности; решать творческие проблемы.

Межпредметными результатами изучения искусства являются освоенные способы деятельности, применимые при решении проблем в реальных жизненных ситуациях:

сравнение, анализ, обобщение, установление связей и отношений между явлениями культуры;

работа с разными источниками информации, стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию;

культурно-познавательная, коммуникативная и социально-эстетическая компетентности.

Отличительные особенности программы

     Содержание программы основано на обширном материале, охватывающем различные виды искусств, который дает возможность учащимся осваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры. Культура предстает перед школьниками как история развития человеческой памяти, величайшее нравственное значение которой, по словам академика Д.С.Лихачева, «в преодолении времени».

      Отношение к памятникам любого из искусств – показатель культуры всего общества в целом и каждого человека в отдельности. Сохранение культурной среды, творческая жизнь в этой среде обеспечат привязанность к родным местам, нравственную дисциплину и социализацию личности учащихся.

Межпредметные   связи.

      В программе рассматриваются разнообразные явления музыкального искусства и их взаимодействие  с художественными образами других искусств: литературы - прозы и поэзии, изобразительного искусства - живописи и скульптуры, архитектуры и графики, книжных иллюстраций и др., театра – оперы и балета, оперетты и мюзикла, рок - оперы, а так же кино.

       

Виды организации учебной деятельности:

- самостоятельная работа

- творческая работа

- конкурс

- викторина

    Основные виды контроля при организации контроля работы:

- вводный

- текущий

- итоговый

- индивидуальный

- письменный

- контроль учителя

    Формы контроля:

- наблюдение

- самостоятельная работа

- тест

Требования к уровню подготовки учащихся:

Выпускники научатся:

•                             ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, различать истинные и ложные ценности;

•                            организовывать свою творческую деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать и применять на практике способы их достижения;

•                             мыслить образами, проводить сравнения и обобщения, выделять отдельные свойства и качества целостного явления;

•                        воспринимать эстетические ценности, высказывать мнение о достоинствах произведений высокого и массового искусства, видеть ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой и исполнительской деятельности.

Личностными результатами изучения искусства являются:

развитое эстетическое чувство, проявляющее себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству и жизни;

реализация творческого потенциала в процессе коллективной (или индивидуальной) художественно-эстетической деятельности при воплощении (создании) художественных образов;

оценка и самооценка художественно-творческих возможностей; умение вести диалог, аргументировать свою позицию.

 Выпускники научатся:

•                      аккумулировать, создавать и транслировать ценности искусства и культуры (обогащая свой личный опыт эмоциями и переживаниями, связанными с восприятием, исполнением произведений искусства); чувствовать и понимать свою сопричастность окружающему миру;

•                                        использовать коммуникативные качества искусства; действовать самостоятельно при индивидуальном выполнении учебных и творческих задач и работать в проектном режиме, взаимодействуя с другими людьми в достижении общих целей; проявлять толерантность в совместной деятельности;

•                     участвовать в художественной жизни класса, школы, города и др.; анализировать и оценивать процесс и результаты собственной деятельности и соотносить их с поставленной задачей.

Общеучебные  умения, навыки  и  способы  деятельности.

Учебная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Освоение содержания основного общего образования по предмету «Искусство» способствует:

- формированию у учащихся представлений о художественной картине мира;

- овладению ими методами наблюдения, сравнения, сопоставления, художественного анализа;

- обобщению получаемых впечатлений об изучаемых явлениях, событиях художественной жизни страны;

- расширению и обогащению опыта выполнения учебно-творческих задач и нахождению при этом оригинальных решений, адекватного восприятия устной речи, ее интонационно-образной выразительности, интуитивного и осознанного отклика на образно-эмоциональное содержание произведений искусства;

- совершенствованию умения формулировать свое отношение к изучаемому художественному явлению в вербальной и невербальной формах, вступать (в прямой или в косвенной форме) в диалог с произведением искусства, его автором, с учащимися, с учителем;

- формулированию собственной точки зрения по отношению к изучаемым произведениям искусства, к событиям в художественной жизни страны и мира, подтверждая ее конкретными примерами;

- приобретению умения и навыков работы с различными источниками информации.

       Опыт творческой деятельности, приобретаемый на занятиях, способствует:

- овладению учащимися умениями и навыками контроля и оценки своей деятельности;

- определению сферы своих личностных предпочтений, интересов и потребностей, склонностей к конкретным видам деятельности;

- совершенствованию умений координировать свою деятельность с деятельностью учащихся и учителя, оценивать свои возможности в решении творческих задач.

Требования к уровню подготовки учащихся 8 -9  класса:

 Обучение  искусству в основной школе должно обеспечить учащимся возможность:

иметь представление о жанрах и стилях классического и современного искусства, особенностях художественного  языка и музыкальной драматургии;

определять принадлежность художественных произведений к одному из жанров на основе характерных средств  выразительности;

знать имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов, художников, скульпторов. режиссеров и т.д, узнавать наиболее значимые их произведения;

размышлять о знакомом  произведении, высказывая суждения об основной идее, средствах ее воплощения, интонационных особенностях, жанре, форме, исполнителях;

давать личностную оценку музыке, звучащей на уроке и вне школы, аргументируя свое отношение к тем или иным музыкальным явлениям;

исполнять народные и современные песни, знакомые мелодии изученных классических произведений;

выполнять творческие задания, участвовать в исследовательских проектах;

использовать знания о музыке и музыкантах, художниках,  полученные на уроках, при составлении домашней фонотеки, видеотеки и пр.

Обучение искусству в основной школе должно вывести учащихся на стандартный уровень знаний, умений, навыков.

Учебно-тематическое планирование по предмету искусство (основы мировой художественной культуры)  в 8 классе

№ урока

Кол-во часов

Тип урока

Тема урока

Содержание урока

Умения и виды деятельности

Контрольно-оценочная

деятельность

Дата проведения

П

Ф

П

Ф

П

Ф

3 четверть

Тема № 1 Искусство в жизни современного человека

1

1

Урок изучения нового материала

Урок-беседа.

Искусство вокруг нас.

Инструктаж по ТБ

Взаимодействие и взаимопроникновение музыкального, изобразительного искусства и литературы. Искусство вокруг нас, его роль в жизни современного человека. Искусство как хранитель культуры, духовного опыта человечества. Обращение к искусству прошлого с целью выявления его полифункциональности и ценности для людей, живших во все времена.

Знакомство с мировоззрением народа, его обычаями, обрядами, бытом, религиозными традициями на примере первобытных изображений наскальной живописи и мелкой пластики, произведений народного декоративно-прикладного искусства, музыкального фольклора, храмового синтеза искусств, классических и современных образцов профессионального художественного творчества в литературе, музыке, изобразительном искусстве, театре, кино.

Произведения художественной культуры (архитектуры, живописи, скульптуры, музыки, литературы и др.) и предметы материальной культуры в контексте разных стилей (по выбору учителя на знакомом материале).

Наблюдать жизненные явления.

- Сопоставлять их с особенностями художественного воплощения в произведениях искусства.

- Устанавливать ассоциативные связи между произведениями разных видов искусств.

- Находить сходные и различные черт, выразительные средства, воплощающие отношение творца к природе

- Осмысление учебного материала, выделение главного,
анализ и синтез.

- Умение задавать вопросы.
- Умение отвечать на вопросы.

Входной, устный опрос

18.01.2014г

15.01.2014г

18.01.2014г

2

1

Урок закрепления.

Традиционный урок.

Художественный образ – стиль – язык.

Виды искусства. Художественный образ – стиль – язык.

Произведения художественной культуры (архитектуры, живописи, скульптуры, музыки, литературы и др.) и предметов материальной культуры в контексте разных стилей (по выбору учителя на знакомом материале)

-  Обогащать опыт адекватного восприятия устной речи, ее интонационно-образной выразительности,

- Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств художественного произведения

- Работа со справочниками, словарями.

Текущий, фронтальный

25. 01.2014г

22. 01.2014г

25. 01.2014г

Тема №2 Искусство открывает новые грани мира (2 часа)

3

1

Урок изучения нового материала.

Урок-беседа.

Искусство рассказывает о красоте Земли. Литературные страницы. Пейзаж – поэтическая и музыкальная живопись.

Искусство как образная модель окружающего мира, обогащающая жизненный опыт человека, его знаний и представлений о мире.

Во все времена живописцы, композиторы и писатели воплощают в  своих произведениях различные явления природы, волновавшие их. Через чувства и переживания, которые возникают у них при восприятии величественного моря или таинственных звезд, бескрайних равнин или плавного изгиба реки, они передают свое видение мира.

Образы природы и быта (А. Вивальди, К. Дебюсси, П. Чайковский, Н. Римский-Корсаков, Г. Свиридов и др.).

Наблюдать жизненные явления.

 Сопоставлять их с особенностями художественного воплощения в произведениях искусства

- Устанавливать ассоциативные связи между произведениями разных видов искусств.

- Составлять музыкально-литературные композиции.

- Оценивать их художественную значимость

текущий, групповой

01.02.2014г

29. 01.2014г

0102.2014г.

4

1

Урок закрепления.

Урок - собеседование.

Человек в зеркале искусства: жанр портрета.

Человек в зеркале искусства: портрет в музыке, литературе, живописи, кино.

Изображение человека в скульптуре, живописи, графике. Автопортрет. Изображения детей в русском искусстве.

Искусство помогает познать человека. Не только увидеть его внешний облик, но и понять его сущность, характер, настроение и др. Портрет почти всегда реалистичен. Ведь его главная цель — узнаваемость изображенного на нем человека.

Осуществлять перевод художественных впечатлений с языка музыки на язык литературы, язык жестов , графики и т.д.

- Рассматривать особенности вопло-щения образа средствами разных видов искусства в историческо-куль турной ретроспективе

текущий, групповой

08. 02.2014г

05. 02.2014г

08. 02.2014г

                                                                    Тема № 3 Искусство предвосхищает будущее (2 часа)

5

1

Урок закрепления.

Традиционный урок.

Портрет в искусстве России.

Портреты наших великих соте-чественников.

Портреты наших великих соотечественников.

Считается, что портрет — самое бесспорное достижение нашей национальной школы, именно  благодаря ему русская  живопись достигла уровня европейской. ХVIII в. В России называют веком портрета. В жанре портрета писали лучшие русские художники: Ф.  Рокотов, Д. Левицкий, О. Кипренский,

К. Брюллов, И. Репин, М. Врубель и др.

Портретный жанр занимает значительное место  в творчестве русского художника

Ильи Ефимовича Репина.

Рассматривать особенности вопло-щения образа средствами разных видов искусства в историческо-куль турной ретроспективе.

- Аргументировать свое отношение к стилистике интерпретаций художественных произведений.

- Умение задавать вопросы
- Умение отвечать на вопросы

Текущий ,устный

15. 02.2014г

12. 02.2014г

15. 02.2014г

6

1

Урок повторения.

Традиционный урок

Музыкальный портрет

Александр Невский.

Портреты наших великих соотечественников.

Музыкальный фольклор. Устное народное творчество (поэтический фольклор).Русские народные сказки, предания, былины. Жития святых. Лирическая поэзия.Духовные песнопения. Хоровая и органная музыка

Слово «портрет» применительно к музыкальному искусству, особенно к  инструментальной непрограммной музыке, — метафора. В то же время звукопись, а также синтез музыки со

словом, сценическим действием и

внемузыкальными ассоциациями расширяют ее возможности. Выражая чувства, настроения человека, воплощая различные его состояния, характер движения, музыка может вызвать

зрительные аналогии, позволяющие представить, что за человек перед нами.

Понимать значение музыки в художественной культуре и ее роль в синтетических видах творчества;

- эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;

- Ориентироваться в системе ценностей, представленных в произведениях музыкального искусства.

текущий, групповой

22. 02.2014г

19. 02.2014г

22. 02.2014г

Тема № 4 ИСКУССТВО как универсальный способ общения (3 часа)

7

1

Урок изучения нового материала.

Урок-беседа.

Роль искусства в сближении народов.

Искусство художественного перевода – искусство общения. Как происходит передача сообщений в искусстве?

Процесс художественной коммуникации и его роль в сближении народов, стран, эпох (музеи, международные выставки, конкурсы, фестивали, проекты).

Подтверждением художественного общения, интернациональности языка искусства, который понятен без перевода, являются музеи, международные выставки изобразительного искусства, разнообразные конкурсы (литературные, музыкальные, артистов балета, театральные, джазовые),  фестивали искусств. Благодаря общению людей с выдающимися творениями мирового искусства прошлого и настоящего времени становится возможным диалог культур. 

Большим вкладом в распространение литера-турных памятников является деятельность  пе-реводчиков прозы и поэзии.

- Рассматривать особенности воплощения образа средствами разных видов искусства в историческо-куль турной ретроспективе.

- Аргументировать свое отношение к стилистике интерпретаций художественных произведений.

- Анализировать синтетический характер кинообразов, роль музыки в ритмизации действия, характеристике персонажей, драматургии фильма.

Текущий , устный

01.03.2014г

26. 02.2014г

01.03.2014г

8

1

Урок обобщения и систематизации знаний.

Искусство -  проводник духовной энергии. Знаки и символы искусства.

Способы художественной коммуникации. Знаково-символический характер искусства. Лаконичность и емкость художественной коммуникации.

Знаки и символы в натюрмортах, пейзажах, в жанровых картинах. Символика архитектуры. Символика в скульптуре, живописи.

Искусство является каналом связи не только между отдельными людьми, но и между народами, эпохами, городами, странами. Значит, языки искусства служат коммуникации.

Знать/понимать символику основных религиозных обрядов, изображений святых (иконы).

- Раскрывать свое понимание художественной идеи, нравственно-эстетического смысла образов-символов - дороги, солнца, огня и др

Текущий , устный

15. 03.2014г

05. 03.2014г

15. 03.2014г

9

1

Урок обобщения и систематизации знаний.

Традиционный урок.

Художественные послания предков. Разговор с современником.

Диалог искусств. Искусство художественного перевода – искусство общения.

Передача информации современниками и последующими поколениями: росписи, мозаики и миниатюры, графика и живопись, карикатура.

Передача информации современниками и последующими поколениями в музыке. Интонационные символы лирики, героики, эпоса, драмы.

-  Обогащать опыт адекватного восприятия устной речи, ее интонационно-образной выразительности,

- Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств художественного произведения

- Работа со справочникамисловарями

Текущий , устный

05.04.2014г

12. 03.2014г

05. 04.2014г

                                                                                             Тема   № 5  Красота в искусстве и жизни (9 часов)

10

1

Урок обобщения и систематизации знаний.

Урок-беседа.

Символы в жизни и искусстве.

Обращение творца произведения искусства к современникам и потомкам. Способы художественной коммуникации. Знаково-символический характер искусства. Лаконичность и емкость художественной коммуникации.

Центральные символы-образы любой культуры — солнце, дерево, дорога. Люди верили, что они наделены священными силами, и почитали их.

Солнце дает свет и тепло и является символом жизни.  Дерево растет, а теряя листву, обретает ее вновь и вновь, т. е. как бы умирает и воскресает. Поэтому, в соответствии с древними религиозными верованиями, дерево — символ Вселенной.

Образы и символы в русской поэзии и прозе – дорога.

Обогащать опыт адекватного восприятия устной речи, ее интонационно-образной выразительности,

- Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств художественного произведения

- Работа со справочниками, словарями.

Текущий , устный

12. 04.2014г

19. 03.2014г

12. 04.2014г

4 четверть

11

1

Комбинированный

урок.

Урок-беседа.

Что есть красота.

Откровенье  вечной красоты. Застывшая музыка

Что такое красота. Способность искусства дарить людям чувство эстетического переживания.

Знакомство с отечественным и зарубежным искусством в сопоставлении произведений разных жанров и стилей; с эталоном красоты в живописи, скульптуре, архитектуре, музыке и других искусствах.

Наблюдать жизненные явления.

-  Сопоставлять их с особенностями художественного воплощения в произведениях искусства

- Устанавливать ассоциативные связи между произведениями разных видов искусств.

Текущий , устный

19. 04.2014г

02. 04.2014г

19. 04.2014г

12

1

Комбинированный

урок.

Урок-беседа

Есть ли у красоты свои законы.

Соединение в художественном произведении двух реальностей – действительно существующей и порожденной фантазией художника.

Архитектурное сооружение (храм или просто изба), живописная картина или произведение графики, скульптура или изделие народных умельцев, старинное песнопение или народная песня, спектакль, кинофильм или крупное сочинение для симфонического оркестра –все они созданы по законам красоты.

Композиция. Гармония. Ритм. Симметрия.

Наблюдать жизненные явления.

-  Сопоставлять их с особенностями художественного воплощения в произведениях искусства

- Устанавливать ассоциативные связи между произведениями разных видов искусств.

- Находить сходные и различные черт, выразительные средства, воплощаю-щие отношение творца к природе

Текущий , устный

26. 04.2014г

09. 04.2014г

26. 04.2014г

13

1

Урок повторения.

Урок – дискуссия.

Всегда ли люди одинаково понимали красоту.

Красота в понимании различных социальных групп в различные эпохи.

Искусство каждой эпохи стремится создать образ прекрасного человека, вобравшего в себя лучшие черты своего времени. Соответственно смене идеалов, взглядов, вкусов людей менялись и стили в искусстве.

Понимание красоты в различных художественных стилях и направлениях. Женские образы в произведениях художников. Красота и правда в музыкальных произведениях различных жанров и стилей.

Выявлять особенности представлений человека о красоте в различные эпохи, в разных слоях общества

Текущий, устный

03.05.2014г

16. 04.2014г

03. 05.2014г

14

1

Комбинированный

урок.

Урок-беседа.

Великий дар творчества: радость и красота созидания.

Мастерство исполнительских

интерпретаций  классической и современной музыки.

Творческим потенциалом обладает каждый человек. Но не все могут полностью или хотя бы частично его реализовать. И далеко не все люди

стремятся к этому, хотя творчество наполняет смыслом жизнь человека, содействует его духовному росту, делает обыденность интересной, разнообразной и полезной.

Наблюдать жизненные явления.

-  Сопоставлять их с особенностями художественного воплощения в произведениях искусства

- Устанавливать ассоциативные связи между произведениями разных видов искусств.

Текущий, устный

10. 05.2014г

23. 04.2014г

10. 05.2014г

15

1

Урок обобщения и систематизации знаний.

Урок - диспут.    

Как соотноситься красота и польза. Как человек реагирует на явления в жизни и искусстве.

Красота в понимании различных социальных групп в различные эпохи.

Во все времена искусство давало возможность людям запечатлеть эпизоды повседневной жизни. Благодаря этому мы имеем представление о том, как жили и что ценили люди от глубокой древности до наших дней. Передача красоты современного человека средствами различных видов искусства: портрет в литературе, рисунке, живописи, скульптуре, фотографии (реалистическое и абстрактное изображение, коллаж). Передача красоты различных состояний природы (в рисунке, музыке, живописи, фотографии, поэтических произведениях).

Различать истинные и ложные ценности. Понимать самоценность различных явлений.

Наблюдать за развитием музыки (драматургией музыкального произведения). Понимать значение контраста в создании гармонии целого как выражения красоты

Текущий, устный

17. 05.2014г

30. 04.2014г

17. 05.2014г

16-18

3

Урок -контрольная.

Защита проекта.

Исследовательский проект «Полна чудес могучая природа». Весенняя сказка «Снегурочка».

.

Исследовательский проект.

В течение жизни каждому человеку приходится

решать множество различных проблем — житейских, нравственных, социальных и др. Жизнь иногда предлагает разные пути их решения.

Реализация проекта потребует разработки следующих  содержательных линий:

• истоки образа Снегурочки в языческой культуре славян;

• истоки образа Снегурочки в языческой культуре славян;

• варианты народных и авторских сказок (новогодних и весенних) — братья Гримм, В. Даль, А. Афанасьев и др.;

• пьеса для театра А.Н. Островского «Снегурочка»;

• музыка П. И. Чайковского к одноименному спектаклю;

• опера-сказка Н. А. Римского-Корсакова;

• образы сказки «Снегурочка» в изобразительном искусстве: книжные иллюстрации — И. Билибин и др., декоративно-прикладное искусство — Палех,

Федоскино и др.; живопись — Н. Рерих, К. Коровин, М. Врубель, В. Васнецов и др.; эскизы костюмов и декораций;

• кинофильмы и мультфильмы «Снегурочка».

Учебно-исследовательские: проводить наблюдения, измерения, планировать и проводить опыт, эксперимент, исследование, анализировать и обобщать результаты наблюдения опыта исследования, представлять результаты наблюдений в различных видах

 Итоговый текущий устный

24. 05.2014г

07. 05.2014г

24. 05.2014г

31. 05.2014г

14. 05.2014г

3105.2014г

21. 05.2014г

28.05.2014г

Учебно-тематический план предмета «Искусство» 9 класс

Кол-во часов

Тип урока

Тема урока

Содержание урока

Умения и виды деятельности

Контрольно-оценочная

деятельность

Дата проведения

9 А

П

Ф

П

Ф

П

Ф

3четверть

Тема № 1 Воздействующая сила искусства (4 часа)

1

1

Урок обобщения и систематизации знаний.

Урок - диспут.    

Искусство и власть. Инструкция по технике безопасности

Знакомство с произведениями наиболее ярких представителей зарубежного изобразительного искусства, архитектуры, выявление своеобразия их творчества. Вечные темы и великие исторические события в русском искусстве. Тема Великой Отечественной войны в станковом и монументальном искусстве; мемориальные ансамбли.

Знакомство с произведениями разных видов искусства, их оценка с позиции позитивных и/или негативных влияний на чувства и сознание человека. Отражение и прославление величия в триумфальных сооружениях. Использование музыки в государствах с тоталитарным режимом: от высокой музыкальной классики до массовых жанров. В развитии человеческой культуры постоянно прослеживается любопытная закономерность.  Искусство как проявление свободных, творческих сил человека, полет его фантазии и духа часто использовалось для укрепления власти, — светской и религиозной. Благодаря произведениям искусства власть укрепляла свой авторитет, а города и государства поддерживали престиж.

Поднятие духа народа в искусстве Великой Отечественной Войны (живопись, плакаты, песни).

Значение песен военных лет и песен на военную тематику. Музыка к кинофильмам.

Организация рабочего места (наличие и состояние учебных средств, их рациональное размещение).
- Организация режима работы.

- Организация самостоятельнои работы
определение порядка и способа умственной деятельности.

- Устанавливать ассоциативные связи между произведениями разных видов искусств.

 Находить сходные и

18.01.2014г

15. 01.2014г

18. 01.2014г

различные черты, выразительные средства, воплощаю-щие отношение творца к природе

Входной, фронтальный

2

1

Комбинированный

урок.

Урок-беседа.

Какими средствами воздействует искусство?

Средства художественной выразительности:  композиция, форма, ритм, пропорции, фактура, цвет, тон, интонация и др.

Композиция. Форма. Ритм. Фактура.

Средства музыкальной выразительности: мелодия, ритм, тембр, форма, интонация и др.

Законы музыкальной композиции и их претворение в произведениях разных жанров вокально-хоровой, инструментально-симфонической, сценической музыки различных стилей и направлений. Виды развития музыкального материала и типы музыкальной драматургии.

Понимать и объяснять значение терминов «композиция», «содержание», «сюжет», «фактура», «ритм», «пропорции», «форма».

Выявлять ритмическую организацию орнамента, композиции картины, музыки разных эпох.

Передавать графически композиционное построение картины.

Выявлять особенности построения (формы) музыки.

Текущий устный

25. 01.2014г

22. 01.2014г

25. 01.2014г

3

1

Урок обобщения и систематизации знаний.

Урок - беседа

Храмовый синтез искусств.

Синтез искусств в архитектуре. Виды архитектуры (культовая, светская, ландшафтная, градостроительство). Синтез искусств в усилении эмоционального воздействия на человека. Духовная музыка в синтезе с храмовым искусством.

Виды храмов: античный, православный, католический, мусульманский. Воздействие на эмоции человека храмового синтеза искусств (характерные примеры).

Синтез искусств — это соединение нескольких разных видов искусства в художественное целое, сотворение оригинального художественного явления. Синтез искусств можно найти в разных сферах художественной деятельности. С древних времен известен синтез архитектуры, декоративно-прикладных и монументальных искусств, скульптуры и живописи.

Духовная музыка в храмовом синтезе искусств.

Возвышенность религиозно-нравственных идеалов

осознание учебной задачи,

- постановка целей, осуществления

- планирование деятельности на уроке и способов дома,

 - организация рабочего мест,

- рациональное размещение учебных деятельности, средств,

-рациональное использование учебного времени,

Текущий, устный

01.02.2014г

29. 01.2014г

01. 02.2014г

4

1

Урок обобщения и систематизации знаний.

Традиционный урок

Синтез искусств в театре, кино, на телевидении.

Создание художественного замысла и воплощение эмоционально-образного содержания музыки сценическими средствами. Синтез искусств в театре. Совместные действия сценариста, режиссера, художника, актеров в создании художественного образа спектакля. Общие законы восприятия композиции картины и сцены. Художники театра (В.М.Васнецов, А.Н.Бенуа, Л.С.Бакст, В.Ф. Рындин, Ф.Ф.Федоровский и др.).

В театре, кино, на телевидении также активно взаимодействуют различные виды искусства. Синтетические виды искусства, объединяющие драматическое, музыкальное, изобразительное искусства; театр и  кино. Создание художественного замысла и воплощение эмоционально-образного содержания музыки сценическими средствами.

Понимать роль синтеза искусств в театре, кино, на телевидении.

Инсценировать фрагменты опер, мюзиклов и др.

Исполнять песни и известные хиты из мюзиклов и рок-опер.

Создавать эскизы декораций или костюмов к музыкальному спектаклю, опере, балету, мюзиклу.

Создавать эскизы для граффити, сценария клипа, раскадровки мультфильма рекламно-внушающего характера.

Текущий, устный

08. 02.2014г

05. 02.2014г

08. 02.2014г

Тема № 2 Искусство предвосхищает будущее(12 часов)

5

1

Урок изучения нового материала

Урок-беседа.

Дар предвосхищения.

Какие знания дает искусство?

Общность и специфика восприятия художественного образа в разных видах искусства. Художник-творец-гражданин – выразитель ценностей эпохи.

Постижение художественных образов различных видов искусства, освоение их художественного языка. Использование иносказаний в живописи символистов. Предвидение как форма утверждения духовных ценностей, гротеск в музыке как форма протеста. Оценка произведений с позиции предвосхищения будущего, реальности и вымысла

слушать, запоминать,

- владеть приемами рационального запоминания,

- работа с источниками информации (чтение, конспектирование,

- составление тезисов, библиографический поиск,

- работа со справочником),

- владение способами самоконтроля,

- осуществления взаимоконтроля, самооценки,

Текущий, устный

15. 02.2014г

12. 02.2014г

15. 02.2014г

6

1

Урок обобщения и систематизации знаний.

Традиционный урок

Предсказание в искусстве.

Общность и специфика восприятия художественного образа в разных видах искусства. Художник-творец-гражданин – выразитель ценностей эпохи.

Предсказание грядущих событий. Образы фантастики в литературных произведениях (по выбору учителя). Образы фантастики в фильмах (по выбору учителя). Любое художественное произведение устремлено в будущее. В истории

искусства можно найти много примеров предупреждения художниками своих сограждан о надвигающейся социальной опасности: войнах, расколах, революциях и т. п. Способность к

провидению присуща великим художникам, возможно именно в нем и состоит главная сила искусства.

Выявлять жизненные ассоциации музыки.

Интерпретировать художественные образы произведений разных искусств и выявлять их идеи с позиции сегодняшнего дня.

Размышлять о соотношении науки и искусства.

Понимать значение симметрии и асимметрии в искусстве и науке.

Текущий, устный

22. 02.2014г

19. 02.2014г

22. 02.2014г

7

1

Урок изучения нового материала

Урок-беседа.

Художественное мышление в авангарде науки.

Традиции и новаторство в искусстве. Представление о художественных направлениях в искусстве XX в.

Предсказания научных открытий.

Поиск новых выразительных возможностей языка искусства: цветомузыка, музыкальные инструменты, компьютерная музыка, лазерное шоу.

Авангард в музыке как отражение жизненных противоречий, поиск новых выразительных средств и форм: додекафония, серийная, конкретная музыка, алеаторика. Рок-музыка, ее выразительные, эмоциональные и ассоциативные возможности.

Приводить примеры научного значения художественного знания.

Участвовать в разработке музыкально-литературного сценария на тему «Колокольные звоны России».

Текущий.Устный

01.03.2014г

26. 02.2014г

01. 03.2014г

8

1

Урок закрепление

Художник и ученый.

Выявление скрытого пророчества будущего в произведениях современного искусства (изобразительного, музыкального, литературы, кино, театра)

Многие выдающиеся ученые ценили искусство и признавались, что без занятий музыкой, живописью, литературным творчеством они не совершили бы своих открытий в науке. Возможно, именно эмоциональный подъем в художественной деятельности подготовил и подтолкнул их к творческому прорыву в науке.

Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств художественного произведения

- Работа со справочниками, словарями.

Текущий, устный

15. 03.2014г

05.03.2014г

15. 03.2014г

9

1

Урок обобщения и систематизации знаний.

Традиционный урок

Эстетическое формирование искусством окружающей среды.

Виды архитектуры (культовая, светская, ландшафтная, градостроительство). Эстетическое формирование архитектурой окружающей среды и выражение общественных идей в художественных образах (композиция, тектоника, масштаб, пропорции, ритм, пластика, объемов, фактура и цвет материалов).

Особенности художественных образов различных искусств, их оценка с позиции эстетических и практических функций. Архитектура, монументальная скульптура, декоративно-прикладное искусство, формирующие виды города или площади в разные эпохи.

Классификация, обобщение, систематизация доказательств
- Построение рассказа, ответа, речи, аргументирован

Текущий, устный

05.04.2014г

12. 03.2014г

05. 04.2014г

10

1

Урок изучения нового материала

Традиционный  урок.

Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества. Специфика изображений в полиграфии.

Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества.

Формирование красивой и комфортной предметной среды всегда привлекало внимание людей. На рубеже ХIХ—ХХ вв. вместе с развитием промышленного производства возник дизайн. Дизайнеры — это художники, осуществляющие художественное конструирование и проектирование различных изделий: машин и тканей, предметов быта и мебели, одежды и обуви, интерьеров и садово-парковых ансамблей и т. д.

Разбираться в терминах и понятиях

(промышленное искусство, техническая эстетика, дизайн).

Текущий устный

12. 04.2014г

19. 03.2014г

12. 04.2014г

                                                                                                                     4 четверть

11

1

Комбинированный

урок.

Традиционный.

Массовые, общедоступные искусства. Изобразительная природа кино. Музыка в кино

Расширение изобразительных возможностей искусства в фотографии. Изображение в фотографии и живописи. Особенности художественной фотографии. Создание художественного образа в фотоискусстве. Выразительные средства (композиция, план, ракурс, свет, ритм и др.). Фотохудожники – мастера российской и зарубежной школ.

Фотография. Кино. Телевидение.

Огромную популярность в XX в. приобрели виды искусства, связанные с техническим прогрессом. Фотография, кино, телевидение, продукция полиграфической промышленности (книги, журналы, газеты) стали символами времени.

Знать принципы работы фотоаппарата.

Создавать портретную галерею учителей и одноклассников. Писать литературные комментарии к серии фотографий.

Знать жанры киноискусства. Приводить примеры.

Анализировать и соотносить средства анимации и музыки мультфильма.

Текущий, устный

19. 04.2014г

02.04.2014г

19. 04.2014г

12

1

Комбинированный

урок.

Традиционный урок.

Вопрос себе как первый шаг к творчеству.

Изучение разнообразных взглядов на роль искусства и творческой деятельности в процессе знакомства с произведениями различных видов искусства. Изображение различных представлений о системе мира в графике и декоративной композиции. Симметрия и асимметрия в искусстве и науке.

Современный человек живет в сложном и загадочном мире, ставящем перед ним почти каждый день множество вопросов, на которые он ищет ответы. Эти ответы иногда приходят к нему в результате познания и труда, а иногда в результате озарения. В любом случае верно найденный ответ на вопрос вызывает чувство удовлетворения.

Именно с вопроса начинается любое творчество: и художественное, и научное. Человеческие творения рождаются сначала в виде мысли и лишь затем воплощаются в предметы и события.

Человечество ищет ответы на возникающие вопросы. Именно вопросы служат мотивом для познания мира.

Самоконтроль и взаимоконтроль результатов учебной деятельности.

- Классификация, обобщение, систематизация доказательств
- Построение рассказа, ответа, речи, аргументирование

Текущий, устный

26. 04.2014г

09.04.2014г

26. 04.2014г

13

1

Урок закрепления.

Традиционный урок.

Литературные страницы.

Понимание красоты в искусстве и науке: общее и особенное. Искусство в жизни выдающихся деятелей науки и культуры.

Известные писатели и поэты о предназначении творчества. Творческое воображение режиссера, как основа развития идеи, сюжета, образов героев театрального спектакля или кинофильма

Самоконтроль и взаимоконтроль результатов учебной деятельности.

- Классификация, обобщение, систематизация доказательств
- Построение рассказа, ответа, речи, аргументирование

Текущий ,устный

03.05.2014г

16. 04.2014г

03.05.2014г

14-18

6

Урок-контрольная

Защита проекта.

Исследовательский проект

«Пушкин – наше все»

Компьютерная графика и ее использование в полиграфии, дизайне, архитектурных проектах. Исследовательский проект.

Воплощение образа поэта и образов его литературных произведений средствами различных видов искусства..

•   Образ А.С. Пушкина в изобразительном искусстве (портреты, скульптуры,

образцы декоративно-прикладного искусства, детские рисунки, работы художников-иллюстраторов, памятные знаки, барельефы и др.).

• «Быстрый карандаш» А.С. Пушкина на полях его рукописей.

• Музыкальные воплощения лирической поэзии А.С. Пушкина.

• Образы пушкинской прозы и поэзии в музыке.

•Образы пушкинской прозы и поэзии в книжных иллюстрациях.

Пушкинские музеи-заповедники, музеи-квартиры, музеи-усадьбы.

•   Художественные и телевизионные фильмы о жизни А. С. Пушкина на сюжеты е

произведений.

• Мультипликация: образы сказок А.С. Пушкина.

•   Деятельность культурных, общественных организаций, связанных с именем  

А. С. Пушкина.

• Астрономиология: малая планета 2208 Pushkin.

• Увековечение имени поэта в названиях городов, улиц, площадей, скверов.

- Осознание учебной задачи.
- Постановка цели.
- Выбор рационального и оптимального пути их достижения.
- Определение последовательности и продолжительности
этапов деятельности.
- Построение модели (алгоритма) деятельности.

- Участвовать в создании компьютерной презентации, видео- и фотокомпозиций, в театральных постановках, в виртуальных и реальных путешествиях по пушкинским местам, в проведении конкурсов чтецов, музыкантов и др.

Защита проекта, итоговый урок

 10. 05.2014г

23. 04.2014г

10. 05.2014г

17. 05.2014г

30. 04.2014г

17. 05.2014г

24. 05.2014г

07.05.2014г

2405.2014г

31. 05.2014г

14. 05.2014г

31. 05.2014г

21. 05.2014г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа и тематическое планирование уроков мировой художественной культуры в 10-11 классах

Рабочая программа и тематическое планирование уроков мировой художественной культуры по программе Г.И. Даниловой составлены в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта и Пример...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА «ИСКУССТВО» ДЛЯ 8 КЛАССА

Представленная программа составлена в строгом соответствии со стандартными требованиями к содержанию основного общего образования. Учебник «Искусство 8-9 классы», авторы Г. П. Сергеева, И. Э. Каш...

Рабочая программа по ОРКСЭ (модуль "Основы мировых религиозных культур")

Данная рабочая программа по ОРКСЭ расчитана на учащихся 4 класса, 34 часа в год....

Рабочая программа учебного курса «Искусство " Для 8-9 классов

Рабочая программа учебного курса«Искусство (Основы Мировой художественной культуры) »Для 8-9 классов...

Рабочая программа учебного курса «Искусство» (8 класс)

Настоящая программа по курсу »Искусство» для VIII класса составлена в соответствии с  Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования. При разработ...

Рабочая программа учебного курса «Искусство» (9 класс)

Настоящая программа по курсу «Искусство» для IX класса составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования. При разработке рабоч...

Рабочая программа по предмету ОРКСЭ "Основы мировых религиозных культур" 4 класс

В современном мире особое значение приобретают духовно-нравственное воспитание школьников, развитие у детей таких качеств как толерантность и уважение к другим культурам, готовность и способность к ди...