Рабочая программа учебного курса «Искусство» (9 класс)
рабочая программа по мхк (9 класс) на тему

Настоящая программа по курсу «Искусство» для IX класса составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования. При разработке рабочей программы использованы материалы  авторской программы по курсу «Искусство, 7-9 классы», автор Г.И.Данилова. Учебник: Г.И.Данилова «Искусство»  9 класс. М.: Дрофа. 2015.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                             

                               

  Тамбовское областное государственное

автономное образовательное учреждение –

общеобразовательная школа-интернат

«Мичуринский лицей-интернат»

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор  ___________В. Н. Самусенко

                                                                        приказ № 319       от 31.08.2017

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА

«Искусство»

9 класс

                                                                            Программу разработала

                                                                            Евгения Ивановна Самусенко,

                                                                             учитель ТОГАОУ

                                                                            «Мичуринский   лицей»

Программа рассмотрена на заседании

кафедры  гуманитарных дисциплин

ТОГАОУ «Мичуринский лицей».

Протокол № 1  от «29 »  августа 2017 г.

Руководитель кафедры И.П. Калинина.

Программа рассмотрена

на методическом  совете

ТОГАОУ «Мичуринский лицей».

Протокол № 1  от «30» августа 2017 г.

Председатель  С. А. Мантрова

Мичуринск 2017


                                       

                                               Пояснительная записка

   

  Настоящая программа по курсу «Искусство» для IX класса составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования. При разработке рабочей программы использованы материалы  авторской программы по курсу «Искусство, 7-9 классы», автор Г.И.Данилова. Учебник: Г.И.Данилова «Искусство»  9 класс. М.: Дрофа. 2015.

     Данная программа включает следующие разделы: пояснительную записку; общую характеристику учебного предмета, характеристику места учебного предмета в учебном плане, планируемые результаты изучения учебного предмета (личностные, метапредметные  и  предметные), содержание учебного предмета, тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности, календарно – тематическое планирование с описанием планируемых результатов каждой темы, описание учебно–методического и материально–технического обеспечения образовательного процесса.

    В Концепции модернизации Российского образования основная цель, стоящая перед современной школой, определяется как «формирование целостной системы универсальных знаний, умений и навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевых компетенций, определяющих современное качество содержания образования». Речь идет не только об усвоении учащимися определенной суммы знаний, но и о развитии личности, познавательных и творческих способностей.

                        Общая характеристика учебного предмета.

«Искусство»  является межпредметной дисциплиной, интегрирующей знания, полученные на уроках изобразительного искусства, музыки, литературы, истории. Она не  только выявляет связи внутри гуманитарного цикла, но и обуславливает востребованность знаний из математики, физики, химии, и прочих областей естествознания.

 Курс  «искусство» на ступени основного и среднего (полного) общего образования нацелен на ознакомление с выдающимися достижениями искусства в различные исторические эпохи в различных странах. Он не содержит полного перечисления всех явления мировой художественной культуры, но дает возможность через отдельные наиболее выдающиеся памятники архитектуры, изобразительного искусства, литературы, музыки, театра, либо творчество одного мастера показать социо – культурные доминанты эпохи, ее основные художественные идеи.

 Распределение материала осуществляется по территориальному принципу, что позволяет показать, какой  системой ценностей оперирует каждый народ, являясь носителем определенной и культурной традиции, при помощи какой системы координат он улавливает мир, а, следовательно, какой мировой порядок выстраивается у него в голове. Вместе с тем в программе курса выдерживается логика исторического линейного развития от культуры первобытного мира до культуры XX века с акцентом на «межвременной диалог» различных культур и сохранение целостности культурных ареалов.

        Развивающий потенциал курса «искусство» на ступени основного и среднего (полного) общего образования состоит в  более глубоком постижении нюансов современного мировосприятия представителей иных культур, адекватной оценки их взглядов и вкусовых пристрастий, мотиваций их поступков и модели поведения, результатом чего становится более эффективное взаимодействие с людьми и успешное функционирование в обществе. При этом ключевая роль отводится развитию способности учащихся понимать логику исторического развития мировоззренческих процессов и порожденных ими различных художественных систем и стилей.

        Курс «искусство» позволяет осознать уникальность и неповторимость разных культур, социокультурный опыт человечества, роль  России в культурном процессе; учит школьников воспринимать окружающий мир как «мир миров», в котором любой культуре и любому позитивному суждению есть место; способствует развитию духовной личности, расширению кругозора, формированию позитивных жизненных ориентиров и собственной мировоззренческой позиции.

 
     Курс «искусство» систематизирует знания о культуре и искусстве, полученные в образовательных учреждениях, реализующих программы начального и основного общего образования на уроках изобразительного искусства, музыки, литературы и истории, формирует целостное представление о мировой художественной культуре, логике её развития в исторической перспективе, о её месте в жизни общества и каждого человека. Изучение мировой художественной культуры развивает толерантное отношение к миру как единству многообразия, а восприятие собственной национальной культуры сквозь призму культуры мировой позволяет более качественно оценить её потенциал, уникальность и значимость. Проблемное поле отечественной и мировой художественной культуры как обобщённого опыта всего человечества предоставляет учащимся неисчерпаемый "строительный материал" для самоидентификации и выстраивания собственного вектора развития, а также для более чёткого осознания своей национальной и культурной принадлежности.
     Развивающий потенциал курса «искусство» напрямую связан с мировоззренческим характером самого предмета, на материале которого моделируются разные исторические и региональные системы мировосприятия, запечатлённые в ярких образах. Принимая во внимание специфику предмета, его непосредственный выход на творческую составляющую человеческой деятельности, в программе упор сделан на деятельные формы обучения, в частности на развитие восприятия (функцию - активный зритель/слушатель) и интерпретаторских способностей (функцию - исполнитель) учащихся на основе актуализации их личного эмоционального, эстетического и социокультурного опыта и усвоения ими элементарных приёмов анализа произведений искусства. В связи с этим в программе в рубриках "опыт творческой деятельности" приводится примерный перечень возможных творческих заданий по соответствующим темам.
     В содержательном плане программа следует логике исторической линейности (от культуры первобытного мира до культуры ХХ века). В целях оптимизации нагрузки программа строится на принципах выделения культурных доминант эпохи, стиля, национальной школы. На примере одного - двух произведений или комплексов показаны характерные черты целых эпох и культурных ареалов. Отечественная (русская) культура рассматривается в неразрывной связи с культурой мировой, что даёт возможность по достоинству оценить её масштаб и общекультурную значимость.

                                               

Цели и задачи обучения.

Основное  направление курса 9 класса ориентировано на достижение следующих целей и задач, обеспечивающих реализацию личностно – ориентированного, когнитивно – коммуникативного, деятельностного подходов к обучению предмету:

- воспитание духовно развитой личности. формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, любви и уважения к ценностям мировой и отечественной культуры;

- развитие чувств, эмоций, образно – ассоциативного мышления и художественно – творческих способностей;

- воспитание художественно – эстетического вкуса, потребности в освоении ценностей мировой  культуры;

- освоение знаний о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, их характерных особенностях; о вершинах художественного творчества в отечественной и зарубежной культуре;

- овладение умением анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение;

- использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды.

Образовательные цели и задачи курса:

изучение шедевров мирового искусства, созданных в различные художественно-исторические эпохи, постижение характерных особенностей мировоззрения и стиля выдающихся художников-творцов;

—формирование и развитие понятий о художественно-исторической эпохе, стиле и направлении, понимание важнейших закономерностей их смены и развития в истории человеческой цивилизации;

—осознание роли и места Человека в художественной культуре на протяжении ее исторического развития, отражение вечных поисков эстетического идеала в лучших произведениях мирового искусства;

—постижение системы знаний о единстве, многообразии и национальной самобытности культур различных народов мира;

—освоение основных этапов развития отечественной (русской и национальной) художественной культуры как уникального и самобытного явления, имеющего непреходящее мировое значение;

—знакомство с классификацией искусств, постижение общих закономерностей создания художественного образа во всех его видах;

интерпретация видов искусства с учетом особенностей их художественного языка, создание целостной картины их взаимодействия.

Воспитательные цели и задачи курса:

     — помочь школьнику выработать прочную и устойчивую потребность общения с произведениями искусства на протяжении всей жизни, находить в них нравственную опору и духовно-ценностные ориентиры;

—способствовать воспитанию художественного вкуса, развивать умения отличать истинные ценности от подделок и суррогатов массовой культуры;

—подготовить компетентного читателя, зрителя и слушателя, готового к заинтересованному диалогу с произведением искусства;

—развитие способностей к художественному творчеству, самостоятельной практической деятельности в конкретных видах искусства;

—создание оптимальных условий для живого, эмоционального общения школьников с произведениями искусства на уроках, внеклассных занятиях и краеведческой работе.

Развитие творческих способностей школьников реализуется в проектных, поисково-исследовательских, индивидуальных, групповых и консультативных видах учебной деятельности. Эта работа осуществляется на основе конкретно-чувственного восприятия произведения искусства, развития способностей к отбору и анализу информации, использования новейших компьютерных технологий. К наиболее приоритетным следует отнести концертно-исполнительскую, сценическую, выставочную, игровую и краеведческую деятельность учащихся. Защита творческих проектов, написание рефератов, участие в научно-практических конференциях, диспутах, дискуссиях, конкурсах и экскурсиях призваны обеспечить оптимальное решение проблемы развития творческих способностей учащихся.

   Содержание обучения по курсу отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода.

              Коммуникативная компетенция – умение использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для:

                 ● определения путей своего культурного развития,

                 ● профессионального самоопределения,

                 ● организации личного и коллективного досуга.

             Культуроведческая компетенция  - понимание произведений мировой художественной культуры, умение анализировать их и соотносить с определенной исторической эпохой, направлением, национальной школой. Владение нормами этикета, культурой межнационального общения.

           Основными индикаторами функциональной грамотности,  имеющей метапредметный статус, являются:

            коммуникативные  универсальные учебные действия: владеть знаниями о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, их характерных особенностях, о вершинах художественного творчества в отечественном и зарубежном искусстве. Уметь логично и выразительно излагать свою точку зрения на те или иные явления в искусстве и культуре;

             познавательные универсальные учебные действия: уметь анализировать произведения искусства, выдвигать аргументы, строить логическую цепь рассуждения, находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис; извлекать необходимую информацию из различных источников, осмысливать ее, определять основную и второстепенную в зависимости от коммуникативной цели; применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять ее разными способами.

              Процесс обучения ориентирован не только на освоение знаний о закономерностях развития культурно – исторических эпох, стилей, направлений и национальных школ в искусстве, но и на воспитание художественно – эстетического вкуса, культуры восприятия произведения искусства, толерантности, уважения к культурным традициям народов России и других стран мира.

              Так, с учетом региональных особенностей, в программу курса «искусство» включен  специальный региональный материал о творчестве местных писателей –В.Кострикина, В.Аршанского, художников – А.М.Герасимова, С.Никиреева, В.Попова,А.В.Платицына.

               Новые подходы к содержанию и организации учебного процесса по мировой художественной культуре не исключают применение традиционных форм урока, однако предполагают расширение спектра применения, например, урока- исследования, урока – мастерской, семинара и др.при обучении в 9 классе используются технологии личностно – ориентированного развивающего обучения; дифференцированного обучения; проектные технологии с использованием ИКТ; игровые; технологии традиционного обучения; технологии уровневой дифференциации; технология индивидуализации; групповые технологии; технологии  саморазвивающего обучения.

        Все формы организации образовательного процесса, технологии обучения, формы контроля, приемы и методы направлены на формирование и развитие , обозначенных в стандарте образования, компетенций учащихся.

        Программа предполагает использование следующих видов контроля: предварительный (входящий), текущий, тематический, промежуточный, итоговый. Формы контроля: самостоятельная работа, контрольная работа, сочинения-рецензии, пересказ, доклады, презентации. По организации проведения предусмотрены формы контроля: индивидуальные, фронтальные, групповые.

                                     Место учебного предмета в учебном плане

     Федеральный базисный  учебный  образовательный план для образовательных учреждений Российской Федерации  предусматривает обязательное изучение предмета «искусство» на этапе основного общего образования. В соответствии с учебным планом на курс «искусство» в       IX классе отводится 33 часа (1 час в неделю).

               

                Личностные, метапредметные и предметные результаты

                                   освоения учебного  предмета

                                     Личностностные результаты:

     ● воспитание российской гражданской идентичности, осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

    ● формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

    ●   формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

    ● формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, религии, традициям, ценностям народов России и народов мира;

    ●  освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах;

    ●   развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к своим поступкам;

   ●  умение осознанно использовать знания в области культуры и искусства для  выражения эмоциональных впечатлений от общения  с произведениями искусства;

   ●    формирование коммуникативной компетентности;

Метапредметные:

     анализировать результаты собственной творческой деятельности с точки зрения              художественного и технического совершенства;

        самостоятельно изучать возможности компьютерных технологий в различных видах искусства;

   применять компьютер для обработки визуальной информации, синтеза изображений;

     воплощать творческие идеи с помощью современных компьютерных технологий;>

    самостоятельно применять отдельные компьютерные программы для подготовки презентаций, оформления иллюстрированных журналов и пр.;

    принимать участие в разработке различных художественно-творческих проектов с применением ИКТ (реклама, открытка, визитная карточка, эскизы и модели одежды, транспорта, мебели и т. д.)

Предметные: 

    осознавать значение искусства в жизни современного человека;

   знать причины возникновения искусства;

  понимать роль искусства в освоении человеком мира, познании природы;

   рассуждать о специфике воплощения духовного опыта человечества в искусстве;

  эмоционально воспринимать художественные образы различных видов искусства;

    уметь анализировать и интерпретировать произведения искусства;

   ориентироваться в специфике выразительных средств отдельных видов искусства;

    владеть отдельными специальными терминами из области различных видов искусства      в рамках изучаемого курса;

     понимать значение стиля в искусстве;

     анализировать и сопоставлять специфику отдельных произведений искусств и культурные особенности эпохи;

     оценивать произведения искусства с позиции восполнения мировой художественной культуры;

      понимать специфику восприятия различных визуальных произведений.

                 

               

                         Основное содержание учебного курса:

        Тема

Содержание учебного курса

«Содружества искусств.Синтетические искусства.»(22часа)

Пространственно-временные виды искусств.

Пространственно-временные(синтетические)виды искусств.У истоков теории синтеза искусств.Идея синтеза искусств в различные эпохи.

Азбука театра.

Театр-древнейший вид искусства.Условный характер искусства театра.Правда и правдоподобие в театре.Рождение сценического образа.Роль зрителя.Синтетический характер театрального искусства.

Актер и режиссер в театре.

Мастерство актера Амплуа.К.Станиславский об основных принципа актерской игры.Режиссер-профессия 20 века, его задачи и роль в создании спектакля.Выдающиеся режиссеры прошлого и современности.

Искусство оперы.

Синтетический характер оперы.История развития.Основные оперные жанры. Выдающиеся оперные реформаторы.

В мире танца.

Танец-древнейший вид искусства,его место в жизни человека.Эволюция танцевального искусства.Место танца в ряду других искусств.Хореография.Основные виды танца.

Страна волшебная-балет.

Балет-вид музыкально-театрального искусства.Понятия «танец» и «балет»,их главные различия.Классический танец-основа балетного искусства.Смена стилей и направлений.Развитие национальных традиций.Выдающиеся деятели балетного искусства.

Искусство кино.

День рождения десятой музы-Кино.Кинематограф-искусство,рожденноенаучно-технической революцией. Фотографическая природа кино.Искусство кадра и монтажа.Новые технологии и горизонты современного киноискусства. Место кино в ряду других искусств.Выдающиеся актеры и режиссеры кино.

Фильмы разные нужны…

Виды кино и их жанровое разнообразие.Документальное кино как средство массовой информации и его жанры.Новейшие технологии анимации.Шедевры мировой мультипликации.Художественное(игровое) кино и его жанры.Шедевры мирового кинематографа.

Экранные искусства:телевидение,видео.

Экранные искусства-важнейшие средства массовой информации.Синтетическая природа экранных искусств.Телевидение,возникновение и развитие.Кинематограф и телевидение.Основные циклы телевизионных передач.Роль режиссера на телевидении. Основные жанрв видео.

Мультимедийное искусство.

Виды компъюторного искусства:компъюторная музыка,графика,анимация,искусство мультимедиа,интерактивный перформанс,веб-дизайн.

Зрелищные искусства:цирк и эстрада.

Синтетический характер зрелищных искусств и их роль в жизни человека.Цирк как одно из древнейших искусств мира.Объединяющее начало циркового искусства и его новейшие достижения.Цирковое искусство-синтез клоунады,акробатики,эквилибристики,музыкальной эксцентрики и иллюзиона.Выдающиеся «звезды» манежа.Эстрада как вид искусства.

«Под сенью дружных муз…»(11часов)

Изобразительные искусства в семье муз.

Живопись и скульптура.Созерцательность живописи и драматизм скульптуры.Графическая основа живописи.Союз живописи и скульптуры с декоративно-прикладным искусством.Живопись и художественная фотография.Изоьразительное искусство и танец.

Театральный художник,его роль в создании спектакля.Искусство сценографии.Процесс создания художественного оформления спектакля.Из истории театрально-декорационного искусства.Выдающиеся мастера.Художники кино.

Архитектура среди других искусств.

Архитектура и изобразительное искусство.Скульптура как конструктивный архитектурный элемент.Роль живописи в архитектуре барокко.Архитектура-«застывшая музыка».Музыка форм и линий.Архитектура и театральное искусство.

Содружество искусств и литература.

«Живописность» литературы и «повествовательность» живописи.Конкретность живописи и абстрактность слова.Способы создания художественного образа в живописи и литературе.Графика-«самая литературная живопись».Литература и скульптура.Литература и музыка.Общность поэзии и музыки.Музыкальные страницы литературных произведений.Литература в театре и кино.Любимые экранизации художественной классики.

Музыка в семье муз.

Музыка,звучащая с полотен художников.»Музыкальность» живописи. Колорит и ритм-музыкальное начпло живописи.Музыка-«невидимый»танец,а танец-«немая»музыка.

Композитор в театре и кино.

Роль композитора в создании сценического и кинематографического образов.Музыка-важнейшее средство создания эмоциональной атмосферы спектакля и кинофильма.Единство драматического действия и музыки.Мелодрама.Жанр водевиля.Любимые мелодии театра и кино.Мастера отечественной музыкальной комедии.Жанр киномюзикла.Знаменитые саундтреки.

Когда опера превращается в спектакль.

Создание оперного спектакля.Опера и ее литературный первоисточник.Музыкальная драматургия.Роль художника.Функции дирижера.Оперный и драматический актер.Черты сходства и отличия.

В чудесном мире балетного спектакля.

Балетный спектакль-содружество музыки,танца,пантомимы.драмы,актерского мастерства,живописи,литературы.Роль композитора и балетмейстера.Либретто.Декорации и костюмы.

На премьере в драматическом театре.

Литературный источник драматического спектакля.Драматургический конфликт-основа сценического действия.Режиссерский замысел.Совместная работа с актерским коллективом.Оригинальные трактовки и решения.Репетиции.Мизансцены.Художник и композитор.

Как рождается кинофильм.

Кинофильм-результат творческих усилий большого коллектива его создателей.Основные этапы работы над фильмом.Роль сценариста и режиссера.Работа кинооператора.Худлжественные средства выразительности. Слагаемые актерского мастерства.Специфика работы актера в кино.Роль каскадеров. «Звезды» мирового кинематографа.Продюсер и его роль в кино.

                                       

Учебно – тематический план

                                                        9 класс

                       Разделы и темы

Кол.

час.

Характеристика  основных видов

     деятельности учащихся

1

Содружество искусств.Синтетические искусства.

22 ч.

Виды деятельности: учебно-исследовательская, познавательная.

Личностные УУД:

- выражать положительное отношение к процессу познания;

- проявлять внимание, удивление, желание больше узнать;

- оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач.

Регулятивные УДД:

- осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном;

- вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном ( образцом).

Познавательные УДД:

-  осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника, интернета, библиотек;

- понимать, структурировать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем;

- сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие;

- группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.

Коммуникативные УДД:

- вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное);

- сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очередность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках;

- участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы

2

«Под сенью дружных муз…»

11 ч.

Регулятивные УДД:

- осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном;

- вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном ( образцом).

Познавательные УДД:

-сравнивать различные объекты: выделять из множества один или несколько объектов, имеющих общие свойства;

 - сопоставлять характеристики объектов по одному ( нескольким) признакам, выявлять  сходство и различие объектов;

- выделять общее и частное ( существенное и несущественное) , целое и часть, общее и различное в изучаемых объектах;

- классифицировать объекты ( объединять в группы по существенному признаку ) ;

- приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений.

Коммуникативные УУД

- планировать  учебное сотрудничество, уметь полно и ясно формулировать свои мысли;

- развивать навыки групповой и индивидуальной работы.

Личностные УУД

- внимательно относиться к красоте окружающего мира, произведениям искусства;

- адекватно воспринимать оценку учителя;

- выражать положительное отношение к процессу познания;

- осознавать поставленные цели и задачи урока;

- формировать критическое мышление;

- осознавать личную значимость темы урока, применение полученных знаний в практической деятельности.

Тематический план

   9    класс

 

урока

Тема урока.

Количество часов

Раздел: «Синтетические искусства: их виды и особенности»

         22

Тема:Пространственно-временные виды искусства.

2

1

День знаний.

1

2

Характеристика синтетических видов искусства.Взаимодействие видов искусств.

1

Тема:Азбука театра»

4

3

Законы театрального искусства.

1

4

Театр среди других искусств.

1

5

Секреты актерского мастерства.

1

6

Искусство режиссуры.

1

Тема:«Искусство оперы»

2

7

Из истории оперного искусства.

1

8

Опера-союз музыки и театра.

1

Тема:»В мире танца».

2

9

История возникновения и развития танца.

1

10

Выразительные средства хореографии.

1

Тема:»Страна-волшебная балет».

3

11

Из истории балетного искусства.

1

12

Выразительные возможности балета.

1

13

Контрольная работа.

1

Тема:»Искусство кинематографа».

5

14

Первые шаги кинематографа.

1

15

Средства выразительности кинематографа.Кино в диалоге искусств.

1

16

Виды кинематографа.

1

17

Многообразие жанров.

1

18

Самостоятельная работа.

1

Тема:»Экранные искусства: телевидение,видео.»

2

19

Телевидение,его выразительные возмоности.

1

20

Мир видеоискусства.

1

Тема:»Мультимедийное искусство».

1

21

Виды компьютерного искусства.Компьютерные технологии в искусстве.

1

Тема:»Зрелищные искусства: цирк и эстрада».

1

22

В мире циркового искусства.Искусство эстрады.

1

Раздел :» Под сенью  дружных муз…»

11

Тема:»Изобразительное искусство в семье муз.»

1

23

Содружество изобразительных искусств.Изобразительное искусство и танец.Художник в театре и кино.

1

Тема:»Архитектура среди других искусств».

1

24

Архитектура и изобразительные искусства.Архитектура-«застывшая музыка».

1

Тема:»Содружество искусств и литература».

2

25

«Слова и краски издавна в родстве…».Литература,театр,музыка и кинематограф.

1

26

Контрольная работа.

1

Тема:»Музыка в семье муз».

3

27

Музыка в изобразительном искусстве.

1

28

Музыка-душа танца.

1

29

Композитор в театре и кино.

1

Тема:»Создание оперного спектакля».

1

  30

Творцы оперного спектакля.Роль режиссера и актера в опере.

1

Тема:»Создание балетного спектакля».

1

   31

Рождение балетного спектакля.

1

Тема:»Как снимается кинофильм».

2

   32

Как снимается кинофильм.

1

  33

Искусство быть зрителем.

1

               

Календарно-тематическое планирование

 9  классе

 

урока

Тема урока. Количество часов

Форма урока.

Формы

контроля

Дата

планируемая

Дата фактическая

Раздел 1:»Синтетические искусства: их виды и особенности»(22 часа)

«Пространственно-временные виды искусства»(2часа)

1

День знаний.(1час)

вводный

01.09.2017

2

Характеристика синтетических видов искусств.Взаимодействие видов искусств.(1час)

комбинированный

08.09.2017

«Азбука театра»(4часа)

3

Законы театрального искусства(1час)

комбинированный

15.09.2017

4

Театр среди других искусств(1час)

комбинированный

22.09.2017

5

Секреты актерского мастерства(1час)

комбинированный

29.09.2017

6

Искусство режиссуры(1час)

комбинированный

06.10.2017

«Искусство оперы»(2часа)

7

Из истории оперного искусства(1час)

комбинированный

13.10.2017

8

Опера-союз музыки и театра(1час)

комбинированный

20.10.2017

«В мире танца»(2часа)

9

История возникновения и развития танца(1час)

комбинированный

27.10.2017

10

Выразительные средства хореографии(1час)

комбинированный

10.11.2017

« Страна волшебная –балет»(3 часа)

11

Из истории балетного искусства(1час)

комбинированный

17.11.2017

12

Выразительные возможности балета(1час)

комбинированный

24.11.2017

13

Контрольная работа.(1час)

тематический

01.12.2017

«Искусство кинематографа»(5часов)

14

Первые шаги кинематографа(1час)

   комбинированный                                            

08.12.2017

15        

Средства выразительности кино(1час)

комбинированный

15.12.2017

16

Виды кинематографа(1час)

комбинированный

22.12.2017

17

Многообразие жанров(1час)

комбинированный

12.01.2018

18

Самостоятельная работа(1час)

тематический

19.01.2018

«Экранные искусства:телевидение,видео»(2часа)

19

Телевидение,его выразительные возможности(1час)

комбинированный

26.01.2018

20

Мир видеоискусства(1час)

комбинированный

02.02.2018

        

«Мультимедийное искусство»(1час)

21

Виды компъюторного искусства.Компьютерные технологии в искусстве(1час)

комбинированный

09.02.2018

«Зрелищные искусства: цирк и эстрада»(1 час)

22

В мире циркового искусства.Искусство эстрады.(1час)

комбинированный

16.02.2018

Раздел 2:»Под сенью  дружных муз»(11часов)

«Изобразительное искусство в семье муз»(1 час)

23

Содружество изобразительных искусств.Изобразительные искусства и танец.Художник в театре и кино.(1час)

комбинированный

02.03.2018

           «Архитектура среди других искусств»(1час)                      

24

Архитектура и изобразительные искусства.Архитектура-«застывшая музыка.(1час)

комбинированный

09.03.2018

«Содружество искусств и литература»(2часа)

25

«Слова и краски издавна в родстве…».Литература, музыка,театр и кинематограф(1час)

комбинированный

16.03.2018

26

Контрольная работа.(1час)

тематический

23.03.2018

        «Музыка в семье муз» (3часа)

  27

Музыка и изобразительные искусства(1час)

комбинированный

06.04.2018

  28

Музыка-душа танца(1час)

комбинированный

13.04.2018

  29

Композитор в театре и кино(1час)

комбинированный

20.04.2018

«Создание оперного спектакля»(1час)

  30

Творцы оперного спектакля.Роль режиссера и актера.(1час)

комбинированный

27.04.2018

«Создание балетного спектакля»(1час)

31

Рождение балетного спектакля(1час)

комбинированный

04.05.2018

«Как снимается кинофильм»(2 часа)

32

Как снимается кинофильм(1час)

комбинированный

11.05.2018

               

33

Искусство быть зрителем.(1час)

Итоговый урок

18.05.2018

Планируемые результаты изучения темы «Содружество искусств. Синтетические искусства»

личностные

● Формирование мировоззрения, целостного представления о мире и формах искусства;

● развитие умений и навыков познания и самопознания посредством искусства;

● накопление опыта эстетического переживания;

● формирование творческого отношения к проблемам;

● развитие образного восприятия и освоение способов художественного, творческого самовыражения личности;

● гармонизация интеллектуального и эмоционального развития личности;

● подготовка к осознанному выбору индивидуальной образовательной или профессиональной траектории.

метапредметные

● Уважать историю своего Отечества, выраженную в художественных образах;

● осознавать международный, межнациональный характер искусства;

● анализировать результаты собственной творческой деятельности с точки зрения художественного и технического совершенства;

● высказывать суждение о творческой работе одноклассников;

● эмоционально воспринимать народное искусство во всем его многообразии;

● рассуждать об истоках национальных традиций, на основе профессиональных школ ;

● осознавать единство формы и содержания в изделиях народного искусства;

● передавать особенности народных (региональных) традиций в разнообразной художественной деятельности;

● самостоятельно изучать возможности компьютерных технологий в различных видах искусства;

● применять компьютер для обработки визуальной информации, синтеза изображений;

● воплощать творческие идеи с помощью современных компьютерных технологий;

● самостоятельно применять отдельные компьютерные программы для подготовки презентаций, оформления иллюстрированных журналов и пр.;

● принимать участие в разработке различных художественно – творческих проектов с применением ИКТ ( реклама, открытка, визитная карточка, эскизы и модели одежды, транспорта, мебели и т.д.)

предметные

● Различать тему, сюжет, и содержание произведения искусства;

● знать главные темы искусства, особенности отражения действительности в произведениях искусства;

● видеть разницу в изображении человека, природы, быта и исторических событий в искусстве разных эпох;

● воспринимать и анализировать связи произведения искусства с культурными и историческими событиями;

● осознавать потенциал искусства в познании мира, в формировании отношения к человеку, природе, явлениям, в воспитании эстетического вкуса, морально – нравственной позиции личности;

● осознавать значение искусства в жизни современного человека;

● знать причины возникновения искусства;

● понимать роль искусства в освоении человеком мира, познании природы;

● эмоционально воспринимать художественные образы различных видов искусства;

● ориентироваться в специфике выразительных средств отдельных видов искусства;

● уметь анализировать и интерпретировать произведения искусства;

● ориентироваться в специфике выразительных средств отдельных видов искусства;

● владеть отдельными специальными терминами из области различных видов искусства в рамках изучаемого курса;

● использовать древние символические образы в современной творческой деятельности, уметь наделять их смыслом, передавать информацию;

● высказывать собственное отношение к произведению искусства.

                                                      Планируемые результаты по теме: «Под сенью дружных муз…»       предметные                

● осознавать  потенциал искусства в познании мира, в формировании отношения к человеку, природе, явлениям, в воспитании эстетического вкуса, в морально – нравственной позиции личности;

● осознавать значение искусства в жизни современного человека;

● рассуждать о специфике воплощения духовного опыта человечества в искусстве;

● эмоционально воспринимать художественные образы различных видов искусства;

● уметь анализировать и интерпретировать произведения искусства;

● ориентироваться в специфике выразительных средств отдельных видов искусства;

● владеть отдельными специальными терминами из области различных видов искусства в рамках изучаемого курса;

● высказывать собственное отношение к произведению искусства;

● использовать древние символические образы в собственной творческой деятельности, уметь наделять их смыслом, передавать информацию;

● понимать специфику восприятия различных визуальных произведений;

● оценивать произведения искусства с позиции восполнения мировой художественной культуры;

● различать в общих чертах специфику и виды храмовой живописи и архитектуры;

● создавать в рисунке, живописи, художественном конструировании образы храмов разных религий;

● исполнять отдельные образцы музыки народов мира в соответствии с их жанровой основой;

● собирать и коллекционировать художественную коллекцию песен, танцев, обрядовых действ, музыкальных инструментов народов мира, предметов быта, интерьера;

● участвовать в создании простейших аранжировок музыки народов мира с помощью готовых шаблонов;

● воспринимать оперу как вид музыкально – театрального искусства;

● осмысливать основные выразительные средства хореографического искусства;

● самостоятельно определять разновидности народного танца;

● изучать с помощью сети Интернет разнообразие народных, классических, современных и бальных танцев.

метапредметные

● уважать историю своего Отечества, выраженную в художественных образах;

● различать общное и специфичное в искусстве разных народов;

● понимать важную информационную, организующую роль искусства в современном мире;

● анализировать результаты собственной творческой деятельности с точки зрения художественного и технического совершенства;

● понимать причтны возникновения искусства;

● понимать специфику языка народного искусства, фольклорных традиций народов мира;

● осознавать единство формы и содержания в изделиях народного искусства;

● участвовать в коллективной художественно – творческой деятельности ( игры, обряды, изготовление предметов быта и др.);

● раскрывать взаимосвязь народного искусства с мировой художественной культурой;

● передавать особенности народных ( региональных) традиций в разнообразной художественной деятельности;

● самостоятельно исследовать с помощью сети Интернет многообразие современной этнической музыки ( звучание народных инструментов, характерный ритмический рисунок, манера исполнения и т.п.);

● самостоятельно изучать возможности компьютерных технологий в различных видах искусства;

● применять компьютер для обработки визуальной информации, синтеза изображений;

● воплощать творческие идеи с помощью современных компьютерных технологий;

● самостоятельно применять отдельные компьютерные программы для подготовки презентаций, оформления иллюстрированных журналов и пр.;

● принимать участие в разработке различных художественно – творческих проектов с применением ИКТ ( реклама, открытка, визитная карточка, эскизы и модели одежды, транспорта, мебели и т.д.;

 

личностные

● Формирование мировоззрения, целостного представления о мире и формах искусства;

● развитие умений и навыков познания и самопознания посредством искусства;

● накопление опыта эстетического переживания;

● формирование творческого отношения к проблемам;

● развитие образного восприятия и освоение способов художественного, творческого самовыражения личности;

● гармонизация интеллектуального и эмоционального развития личности;

● подготовка к осознанному выбору индивидуальной образовательной или профессиональной траектории.

В соответствии с требованиями, обозначенными в Государственном стандарте,

обучающийся должен:

Знать/понимать:

-  художественные символы народов мира и уметь их различать;

- единство и многообразие культур;

- шедевры мировой художественной культуры;

-  свое место по отношению к культурологическим эпохам;

Уметь:

- узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением;

- пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуры;

- выполнять учебные и творческие задания

 

Рабочая программа обеспечена учебно-методическим комплексом:

1.  1. Искусство: учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений / Г.И.Данилова. – М.: Дрофа, 2014.

2. «Мировая художественная культура(Искусство): программы для общеобразовательных  учреждений. 5—11 кл. / сост. Г. И. Данилова. — 6-е изд., стереотип. — М. : Дрофа, 2011»

Список  цифровых образовательных ресурсов:

1.       ЭСУН «История искусства»

2.       ЦОР «Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства»

3.       ЦОР «Эрмитаж. Искусство Западной Европы»

4.       ЦОР Кирилл и Мефодий  «Шедевры русской живописи»

5.       ЦОР «Мировая художественная культура»

6.       Всеобщая история искусств:  http://www.artyx.ru

7.       Сайт учителя Быковой Н. Ю.  http://miro101.ru

 

Список литературы:

1.Пособие для учителя «Методика преподавания мировой художественной культуры» авт. Л.В. Пешикова, М. Издательство «Владос». 2004г.

2. Пособие для учителя «Мировая художественная культура 8,9 классы». Авт. Н.В. Кошмина, М. Издательство «Владос». 2004г.

3. Лескова И.А. Мировая художественная культура. Конспекты уроков. Издательство «Учитель». Волгоград, 2000.

4 Энциклопедия «Мифы народов мира» 1-2 том. М. Издательство «Советская энциклопедия».1987г.

5. Энциклопедия для детей. «Аванта», 1999.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного курса «Искусство (Основы Мировой художественной культуры) » Для 8-9 классов

Пояснительная запискаДанная рабочая программа разработана на основе следующих нормативных документов:...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА «ИСКУССТВО» ДЛЯ 8 КЛАССА

Представленная программа составлена в строгом соответствии со стандартными требованиями к содержанию основного общего образования. Учебник «Искусство 8-9 классы», авторы Г. П. Сергеева, И. Э. Каш...

Рабочая программа учебного курса «Искусство " Для 8-9 классов

Рабочая программа учебного курса«Искусство (Основы Мировой художественной культуры) »Для 8-9 классов...

Рабочая программа учебного курса «Искусство» (8 класс)

Настоящая программа по курсу »Искусство» для VIII класса составлена в соответствии с  Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования. При разработ...

Рабочая программа учебного курса «Искусство» (11 класс)

При разработке рабочей программы использованы материалы  авторской программы основного общего образования по курсу «Мировая художественная культура» (Искусство), автор Г.И.Данилова. К...