программа кружка ФГОС "Волшебный карандаш" 1 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо) по теме

ГОУ Средняя (полная) общеобразовательная школа- интернат лечебной педагогики и дифференцированного обучения РТ «Надежда»

 

 

 

Утверждаю:                                                                            Согласовано

ЗД по ВР школы-интерната                                                   на педагогическом совете

«Надежда»___________Ч.М.Монгуш.                                  от                       2011г

«_____»_____________2011г

 

 

 

 

 

Кружок:

 

 

"Волшебный карандаш"

 

 

 

 

 

Возраст детей: с 7 до 8 лет

 

Срок реализации:  1 год (2011-2012 учебный год)

 

 

 

 

 

 

 

Автор программы: Доктугу Л.С.

                                      учитель ИЗО, черчения.

 

 

 

 

 

г. Кызыл -2011 год.

 

Пояснительная записка

 

Целью преподавания по данной программе является формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной.

В задачи преподавания изобразительного искусства входят:

—     формирование у учащихся нравственно-эстетической от­зывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве;

—     формирование художественно-творческой активности школьника;

—     овладение образным языком изобразительного искусства посредством формирования художественных знаний, умений и навыков.

Данная программа является целостным интегрированным курсом, который включает в себя все основные виды искусства: живопись, графику, скульптуру, архитектуру и дизайн, народное и декоративно-прикладное искусства, зрелищные и экранные искусства. Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности — изобразительной, декоративной, конструктивной, которые в первом классе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных способов художественного освоения действительности. Учащиеся на уроках знакомятся с Братьями-Мастерами Изображения, Украшения и Постройки.

В первом классе главные задачи - развивать наблюдательность детей, способность живо откликаться на события жизни и первичное освоение художественных материалов, поэтому тема года так и называется: «Искусство видеть. Ты и мир вокруг тебя».

 

Формирование нравственно-эстетической отзывчивости рас­сматривается как педагогический процесс, направленный на развитие осознанного отношения детей к окружающему миру и умения выражать свое отношение, как в словесной форме, так и художественными средствами. Учитель строит занятия таким образом, чтобы от урока к уроку школьники развивали умение видеть в природе многообразие формы и цвета, ценили красоту простых, обыденных явлений.

Научиться видеть красоту времен года, открывать для себя контрасты цветовых палитр осени и зимы, весны и лета, чувствовать постоянное движение в живой природе, передавать это движение художественными средствами (графическими, живописными, пластическими), слышать его в предложенных учителем музыкальных фрагментах, чувствовать в поэзии, соотнося все это с впечатлениями реального мира, — основная цель первого года обучения.

Формирование нравственно-эстетической отзывчивости происходит не только в процессе восприятия окружающей природы, но и в ходе практической деятельности, при восприятии произведений художников (подлинники, слайды, репродукции), при обсуждении творческих работ одноклассников. В результате формирования эмоционально-оценочного отношения к работам одноклассников, к собственному творчеству принимает новые формы и художественно-творческая активность учащихся. Дети должны научиться эмоционально, откликаться:

— на красоту осени, на интересные волнующие события этого времени года;

явления зимней природы, на интересные события, связанные с этим временем года (игры, работа, праздник) помогать в подготовке новогоднего праздника;

—   красоту пробуждающейся весенней природы, пышную красоту лета;

—   явления окружающей жизни, видеть красоту людей, и поступков и т.д.

 

Формирование творческой активности учащихся в области изобразительной деятельности позволяет им раскрыться овладеть различными приемами творческой деятельности возрасте для ребенка является проблемой овладение элементами письма, и преодолеть эти трудности поможет работа с карандашом, палочкой,  тушью, углем и грифелем, работа в мелкой пластике, развивающая пальцы. Живописное же освоение листа большого формата гуашевыми красками и широкой кистью помогает раскрепоститься и учит легко работать кистью во всех направлениях, свободно координируя движения руки.

Художественно-творческая активность детей не только направлена на создание творческого произведения, но и находит проявление в момент вынашивания замысла, в процессе обсуждения будущей работы. Часто сам разговор, непосредственно предваряющий практическую деятельность, являет­ся толчком, рождающим художественный образ в детском творчестве. Стимулируют рождение художественного образа музыкальный, литературный и визуальный материалы. Дети должны научиться:

— творчески включаться в наблюдение примет времен года;

—   проявлять интерес к первым творческим успехам товарищей;

—   творчески откликаться на события окружающей жизни;

—   проявлять интерес к обсуждению выставок собственных работ, выполненных в четверти и в течение года.

 

Формирование знаний, умений и навыков художественной деятельности

происходит не только в процессе практической деятельности ребенка, но и на подготовительном этапе, связанном с восприятием окружающей действительности, произведений искусств, в результате обсуждения детских работ, а также в процессе восприятия способов работы различными художественными материалами, демонстрируемыми учителем на уроке. В работе с учащимися I класса необходимо идти от образа, от эмоционального насыщения каждой темы. Даже задания, связанные с постижением цвета, характера графической линии, освоением технических приемов работы кисточкой, палочкой, карандашом и т.д., в первую очередь должны иметь нравственно-эмоциональную нагрузку. Дети должны учиться:

 

- владеть гуашевыми, акварельными красками, графическим материалом, пластилином, использовать подручный материал;

-   изображать особенности разных времен года (выбор соответствующей техники, средств выражения);

-   изображать человека во взаимодействии с природой;

- наблюдать и изображать явления окружающей жизни лепить и конструировать, декоративно оформлять свой класс.

На уроках по данной программе вводится игровая драматургия изучаемой темы, прослеживаются связи с музыкой литературой, историей, трудом. С целью накопления опыт; творческого общения в программу вводятся коллективные занятия. Очень важно, чтобы коллективное художественное творчество обучающихся использовалось при оформлении школьных интерьеров.

Представленные разработки уроков начинаются с организационного момента — проверки готовности к уроку, что для первоклассников является предпосылкой успешной деятельности на протяжении всего урока. Введение в новую тему обязательно сопровождается какими-либо литературными произведениями: сказками, стихотворениями, загадками, что очень увлекает детей, повышает интерес к предмету.

Индивидуальная работа чередуется с коллективной творческой деятельностью учащихся. После выполнения самостоятельной работы проходит обсуждение рисунков, панно объемных изделий, где ученики высказывают свои мнения, делятся впечатлениями, учатся давать оценку с позиции художественно-эстетической ценности работ.

Задания, которые даются детям на уроке, можно видоизменять, дополнять по усмотрению учителя и выбора учащихся

Поурочные разработки помогут знакомству детей с такими художественными материалами и инструментами, как акварель, гуашь, цветные  карандаши, фломастеры, мелки, пластилин, цветная бумага; кисти, ножницы, стеки.

 

 

К концу учебного года в 1 классе учащиеся должны знать:

-            названия цветов и оттенков, три основных цвета;                                     

-            правила смешения красок и получения составных цветов;

-            начальные сведения о графике, живописи, скульптуре декоративно-прикладном искусстве.

Учащиеся должны уметь:

-     правильно сидеть за столом, правильно держать лист бумаги и, карандаш, кисточку;                                                                                                                   

-     свободно работать карандашом, проводить линии разной толщины;

-     правильно располагать лист бумаги (по вертикали или горизонтали) в зависимости от характера изображаемого рисунка

-     правильно передавать форму, пропорции положение предметов;

-     правильно определять величину изображения в зависимости от размера листа бумаги (не слишком большое или маленькое изображение, расположенное в центре листа);

-     передавать в тематических рисунках пространство (изображать основание более близких, предметов на бумаге ниже, дальних предметов - выше, крупнее - близких мельче - дальних);

-     выполнять узоры из декоративно переработанных фигур животного и растительного миров, геометрических форм;

-     рисовать кистью самостоятельно, применяя простейшие приемы росписи (штрихи, точки, волнистые линии и т.д.).

 

Тематическое планирование кружка «Веселый карандаш»

 

Тема урока

часы

Примерные

сроки проведения

1

Введение в предмет. Все дети любят рисовать.

1

 

2

Мы знакомимся волшебными красками.

2

 

3

Какого цвета осеняя листва? Коллективная работа «Дерево в осеннем убранстве».

1

 

4

Осень - пора плодородия. Овощи, фрукты.

1

 

5

Работа с пластилином. Лепка « Моя семья»

1

 

6

Мы готовимся к зиме

1

 

7

Коллективная работа «Первый снег»

1

 

8

Наши зимние забавы.

1

 

9

Морозные узоры

1

 

10

Мы готовимся к Новому году.

1

 

11

Мир нашего аквариума. Подводный мир

1

 

12

Домик для собачки

1

 

13

Аппликация. Учимся делать из бумаги собачку

1

 

14

Аппликация. Сделаем подарок нашим папам.

 

 

папам

1

 

15

Рисуем для наших мам, бабушек, сестер.

Потрет «Мамина улыбка»

1

 

16

Мы рисуем своих людей.

1

 

17

Какого цвета небо?

1

 

18

Работа с пластилином. Лепка : «Весенний сад»

1

 

19

Деревья любуются своим отражением

1

 

20

Птицы прилетели

1

 

21

Аппликация «Разноцветные букашки»

1

 

22

Коллективная работа «Танец бабочек-красавиц»

2

 

23

Здравствуй лето!

1

 

24

Выставка работ.

1

 

 

Итого:

26

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

1.     Изобразительное искусство 1 класс. Автор В.С. Кузина

2.     Сборник программ по изобразительному искусству.

Под редакцией В.С. Кузина.

3.     Основы народного и декоративно-прикладного искусства 1-8 классы. Под редакцией Т.Я. Шпикаловой.

4.     Мудрость красоты: О проблемах эстетического воспитания. Под редакцией Нененский Б.М.

5.     Русский орнамент. Соболев Н.Н.

6.     Русская игрушка. Дайн Г.Л.

История народного искусства Тувы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_kruzhka_fgos_volshebnyy_karandash.doc75 КБ

Предварительный просмотр:

ГОУ Средняя (полная) общеобразовательная школа- интернат лечебной педагогики и дифференцированного обучения РТ «Надежда»

Утверждаю:                                                                            Согласовано

ЗД по ВР школы-интерната                                                   на педагогическом совете

«Надежда»___________Ч.М.Монгуш.                                  от                       2011г

«_____»_____________2011г

Возраст детей: с 7 до 8 лет

Срок реализации:  1 год (2011-2012 учебный год)

Автор программы: Доктугу Л.С.

                                      учитель ИЗО, черчения.

г. Кызыл -2011 год.


Пояснительная записка

Целью преподавания по данной программе является формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной.

В задачи преподавания изобразительного искусства входят:

  • формирование у учащихся нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве;
  • формирование художественно-творческой активности школьника;
  • овладение образным языком изобразительного искусства посредством формирования художественных знаний, умений и навыков.

Данная программа является целостным интегрированным курсом, который включает в себя все основные виды искусства: живопись, графику, скульптуру, архитектуру и дизайн, народное и декоративно-прикладное искусства, зрелищные и экранные искусства. Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности — изобразительной, декоративной, конструктивной, которые в первом классе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных способов художественного освоения действительности. Учащиеся на уроках знакомятся с Братьями-Мастерами Изображения, Украшения и Постройки.

В первом классе главные задачи - развивать наблюдательность детей, способность живо откликаться на события жизни и первичное освоение художественных материалов, поэтому тема года так и называется: «Искусство видеть. Ты и мир вокруг тебя».

Формирование нравственно-эстетической отзывчивости рассматривается как педагогический процесс, направленный на развитие осознанного отношения детей к окружающему миру и умения выражать свое отношение, как в словесной форме, так и художественными средствами. Учитель строит занятия таким образом, чтобы от урока к уроку школьники развивали умение видеть в природе многообразие формы и цвета, ценили красоту простых, обыденных явлений.

Научиться видеть красоту времен года, открывать для себя контрасты цветовых палитр осени и зимы, весны и лета, чувствовать постоянное движение в живой природе, передавать это движение художественными средствами (графическими, живописными, пластическими), слышать его в предложенных учителем музыкальных фрагментах, чувствовать в поэзии, соотнося все это с впечатлениями реального мира, — основная цель первого года обучения.

Формирование нравственно-эстетической отзывчивости происходит не только в процессе восприятия окружающей природы, но и в ходе практической деятельности, при восприятии произведений художников (подлинники, слайды, репродукции), при обсуждении творческих работ одноклассников. В результате формирования эмоционально-оценочного отношения к работам одноклассников, к собственному творчеству принимает новые формы и художественно-творческая активность учащихся. Дети должны научиться эмоционально, откликаться:

—        на красоту осени, на интересные волнующие события этого времени года;

явления зимней природы, на интересные события, связанные с этим временем года (игры, работа, праздник) помогать в подготовке новогоднего праздника;

  • красоту пробуждающейся весенней природы, пышную красоту лета;
  • явления окружающей жизни, видеть красоту людей, и поступков и т.д.

Формирование творческой активности учащихся в области изобразительной деятельности позволяет им раскрыться овладеть различными приемами творческой деятельности возрасте для ребенка является проблемой овладение элементами письма, и преодолеть эти трудности поможет работа с карандашом, палочкой,  тушью, углем и грифелем, работа в мелкой пластике, развивающая пальцы. Живописное же освоение листа большого формата гуашевыми красками и широкой кистью помогает раскрепоститься и учит легко работать кистью во всех направлениях, свободно координируя движения руки.

Художественно-творческая активность детей не только направлена на создание творческого произведения, но и находит проявление в момент вынашивания замысла, в процессе обсуждения будущей работы. Часто сам разговор, непосредственно предваряющий практическую деятельность, является толчком, рождающим художественный образ в детском творчестве. Стимулируют рождение художественного образа музыкальный, литературный и визуальный материалы. Дети должны научиться:

—        творчески включаться в наблюдение примет времен года;

  • проявлять интерес к первым творческим успехам товарищей;
  • творчески откликаться на события окружающей жизни;
  • проявлять интерес к обсуждению выставок собственных работ, выполненных в четверти и в течение года.

Формирование знаний, умений и навыков художественной деятельности

происходит не только в процессе практической деятельности ребенка, но и на подготовительном этапе, связанном с восприятием окружающей действительности, произведений искусств, в результате обсуждения детских работ, а также в процессе восприятия способов работы различными художественными материалами, демонстрируемыми учителем на уроке. В работе с учащимися I класса необходимо идти от образа, от эмоционального насыщения каждой темы. Даже задания, связанные с постижением цвета, характера графической линии, освоением технических приемов работы кисточкой, палочкой, карандашом и т.д., в первую очередь должны иметь нравственно-эмоциональную нагрузку. Дети должны учиться:

- владеть гуашевыми, акварельными красками, графическим материалом, пластилином, использовать подручный материал;

  • изображать особенности разных времен года (выбор соответствующей техники, средств выражения);
  • изображать человека во взаимодействии с природой;

-        наблюдать и изображать явления окружающей жизни лепить и конструировать, декоративно оформлять свой класс.

На уроках по данной программе вводится игровая драматургия изучаемой темы, прослеживаются связи с музыкой литературой, историей, трудом. С целью накопления опыт; творческого общения в программу вводятся коллективные занятия. Очень важно, чтобы коллективное художественное творчество обучающихся использовалось при оформлении школьных интерьеров.

Представленные разработки уроков начинаются с организационного момента — проверки готовности к уроку, что для первоклассников является предпосылкой успешной деятельности на протяжении всего урока. Введение в новую тему обязательно сопровождается какими-либо литературными произведениями: сказками, стихотворениями, загадками, что очень увлекает детей, повышает интерес к предмету.

Индивидуальная работа чередуется с коллективной творческой деятельностью учащихся. После выполнения самостоятельной работы проходит обсуждение рисунков, панно объемных изделий, где ученики высказывают свои мнения, делятся впечатлениями, учатся давать оценку с позиции художественно-эстетической ценности работ.

Задания, которые даются детям на уроке, можно видоизменять, дополнять по усмотрению учителя и выбора учащихся

Поурочные разработки помогут знакомству детей с такими художественными материалами и инструментами, как акварель, гуашь, цветные  карандаши, фломастеры, мелки, пластилин, цветная бумага; кисти, ножницы, стеки.

К концу учебного года в 1 классе учащиеся должны знать:

  • названия цветов и оттенков, три основных цвета;        
  • правила смешения красок и получения составных цветов;
  • начальные сведения о графике, живописи, скульптуре декоративно-прикладном искусстве.

Учащиеся должны уметь:

  • правильно сидеть за столом, правильно держать лист бумаги и, карандаш, кисточку;        
  • свободно работать карандашом, проводить линии разной толщины;
  • правильно располагать лист бумаги (по вертикали или горизонтали) в зависимости от характера изображаемого рисунка
  • правильно передавать форму, пропорции положение предметов;
  • правильно определять величину изображения в зависимости от размера листа бумаги (не слишком большое или маленькое изображение, расположенное в центре листа);
  • передавать в тематических рисунках пространство (изображать основание более близких, предметов на бумаге ниже, дальних предметов - выше, крупнее - близких мельче - дальних);
  • выполнять узоры из декоративно переработанных фигур животного и растительного миров, геометрических форм;
  • рисовать кистью самостоятельно, применяя простейшие приемы росписи (штрихи, точки, волнистые линии и т.д.).

Тематическое планирование кружка «Веселый карандаш»

Тема урока

часы

Примерные

сроки проведения

1

Введение в предмет. Все дети любят рисовать.

1

2

Мы знакомимся волшебными красками.

2

3

Какого цвета осеняя листва? Коллективная работа «Дерево в осеннем убранстве».

1

4

Осень - пора плодородия. Овощи, фрукты.

1

5

Работа с пластилином. Лепка « Моя семья»

1

6

Мы готовимся к зиме

1

7

Коллективная работа «Первый снег»

1

8

Наши зимние забавы.

1

9

Морозные узоры

1

10

Мы готовимся к Новому году.

1

11

Мир нашего аквариума. Подводный мир

1

12

Домик для собачки

1

13

Аппликация. Учимся делать из бумаги собачку

1

14

Аппликация. Сделаем подарок нашим папам.

папам

1

15

Рисуем для наших мам, бабушек, сестер.

Потрет «Мамина улыбка»

1

16

Мы рисуем своих людей.

1

17

Какого цвета небо?

1

18

Работа с пластилином. Лепка : «Весенний сад»

1

19

Деревья любуются своим отражением

1

20

Птицы прилетели

1

21

Аппликация «Разноцветные букашки»

1

22

Коллективная работа «Танец бабочек-красавиц»

2

23

Здравствуй лето!

1

24

Выставка работ.

1

Итого:

26

Литература:

  1. Изобразительное искусство 1 класс. Автор В.С. Кузина
  2. Сборник программ по изобразительному искусству.

Под редакцией В.С. Кузина.

  1. Основы народного и декоративно-прикладного искусства 1-8 классы. Под редакцией Т.Я. Шпикаловой.
  2. Мудрость красоты: О проблемах эстетического воспитания. Под редакцией Нененский Б.М.
  3. Русский орнамент. Соболев Н.Н.
  4. Русская игрушка. Дайн Г.Л.
  5. История народного искусства Тувы. Вайнштейн С.И.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка в 7 классе "Математика для увлеченных".

Рабочая программа учебного курса математический кружок «Математика для увлеченных» для 7 класса разработана на основе примерной программы по математике основного общего образования с учётом требований...

Рабочая программа кружка для 9 класса "Практикум по решению математических задач повышенной трудности"

Рабочая программа кружка для 9 класса "Практикум по решению математических задач повышенной трудности" составлена в соответствии с федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта п...

Рабочая программа кружка "Экология" 1 класс

Программа кружка внеурочной деятельности «Экология» предназначена для 1-4 классов начальной   школы и рассчитана  на 135  занятий: 1 класс – 33ч., 2-4 класс – 34 ч. Преподавание кр...

Программа кружка в 5 классе

Программа включает в себя пояснительную записку, цели, задачи, формы работы, ожидаемые результаты, тематическое планирование. Программа расчитана на детей 5 класса, изучающих английский язык со второг...

Программа кружка для 5 класса « Знатоки природы».

Программа кружка «Знатоки природы» пытается решить проблему популяризации биолого-экологических знаний, углубить знания по отдельным разделам биологии, привить практические навыки и умения к нау...

Программа кружка для 5 класса

Программа рассчитана на 34 часа. В ней представлены основные разделы занимательной математики....