Рабочая программа по ИЗО, 7 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 7 класс) по теме

Кузнецовы Михаил и Наталья

 

Рабочая программа по изобразительному искусству разработана в  соответствии с примерной программой основного общего образования по изобразительному искусству, с учётом требований федерального компонента государственного стандарта общего образования,  составлена применительно к учебной программе «Изобразительное искусство и художественный труд», разработанной под руководством и редакцией народного художника России, академика РАО Б. М. Неменского (2011 год издания).  Соответствует учебному плану школы .

            С учётом возрастных особенностей каждого класса выстроена система  учебных занятий, спроектированы цели, задачи, продуманы возможные формы контроля. Сформулированы ожидаемые результаты обучения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izo7.docx60.26 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по изобразительному искусству разработана в  соответствии с примерной программой основного общего образования по изобразительному искусству, с учётом требований федерального компонента государственного стандарта общего образования,  составлена применительно к учебной программе «Изобразительное искусство и художественный труд», разработанной под руководством и редакцией народного художника России, академика РАО Б. М. Неменского (2011 год издания).  Соответствует учебному плану школы .

         С учётом возрастных особенностей каждого класса выстроена система  учебных занятий, спроектированы цели, задачи, продуманы возможные формы контроля. Сформулированы ожидаемые результаты обучения.

Изучение изобразительного искусства в 7 классе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей.

Ц е л и   художественного образования:

 развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;

воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;

освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;

овладение умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);

 формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.

развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;

воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;

освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;

овладение умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);

 формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.

Общая характеристика предмета.

Формирование интересов, потребностей личности школьника осуществляется различными средствами, в том числе и средствами изобразительного искусства. Успех здесь может быть обеспечен лишь тогда, когда учащийся наряду с самостоятельной изобразительной деятельностью подготовлен к восприятию картин, рисунков, скульптур, произведений архитектуры и декоративно-прикладного искусства. Незаменимую роль в этом играют уроки изобразительного искусства.

Человек, понимающий язык графики, живописи, скульптуры, гораздо глубже воспринимает другие виды искусства.

Настоящий тематический план поможет учителю организовать и скорректировать образовательный процесс таким образом, что каждый учащийся узнает в процессе обучения цену точной линии, удачного мазка, поймет, насколько сложна и трудна работа художника, научится грамотно рисовать, уверенно водить карандашом и кистью. Важно и то, что предусмотренные планом виды творческой деятельности будут способствовать воспитанию у обучающихся отношения к изобразительному искусству как форме человеческого сознания, к деятельности, требующей глубоких знаний, большого труда, наблюдательности, целеустремленности, умения преодолевать трудности.

Освоение детьми элементарной грамоты изобразительного искусства в средней школе – залог того, что со временем они сумеют по достоинству оценить не только глубину содержания художественных произведений, но и всю сложность их изобразительно-выразительных средств.

Поэтому главной задачей учителя изобразительного искусства становится задача пробуждения фантазии ученика, увлечение его творчеством без навязывания собственных мнений и вкусов. Для этого не стоит жалеть ни ярких красок, ни карандашей, ни самой хорошей бумаги. Учащиеся должны увидеть силу художественных материалов и их возможности.

Именно на решение этой основной задачи и направлена программа изобразительного искусства под редакцией Б. М. Неменского и соответственно данный тематический план.

В течение учебного года учащиеся изучают многие виды и жанры изобразительного искусства, и, в первую очередь, основу основ – рисунок, живопись, композицию. Большое внимание уделено истории искусства, изучению искусствоведческого материала, знакомству с жизнью и творчеством великих художников, укреплению межпредметных связей (литература, история, мировая художественная культура, музыка).

Представленное развернутое тематическое планирование позволит учителю целенаправленно и последовательно обучать семиклассников грамоте рисования, основам теории и истории изобразительного искусства.  

 

.

             Место учебного предмета в учебном плане

  Согласно Региональному базисному плану и учебному плану школы  рабочая программа рассчитана на базовый уровень обучения .       В программе на изучение предмета «Изобразительное искусство» в 7 классе 34 часов, из расчета 1 ч.  в  неделю.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

  • Изобразительное искусство, его виды и жанры. Изобразительное искусство как способ познания, общения и эмоционально-образного отражения окружающего мира, мыслей и чувств человека. Искусство как эмоциональный опыт человечества. Роль изобразительного искусства, архитектуры, декоративно-прикладного искусства и дизайна в жизни человека и общества.
  • Виды живописи (станковая, монументальная, декоративная), графики (станковая, книжная, плакатная, промышленная), скульптуры (станковая, монументальная, декоративная, садово-парковая), декоративно-прикладного и народного искусства, дизайна и архитектуры.
  • Жанры изобразительного искусства и их развитие в культуре. Особенности натюрморта, пейзажа, портрета, бытового, исторического, батального, анималистического жанров. Произведения выдающихся художников (Леонардо да Винчи, Рембрандт, А. Дюрер, П. Сезанн, В. Ван Гог, К. Моне, К. П. Брюллов, И. Е. Репин, В. И. Суриков, И. И. Шишкин, И. И. Левитан, В. М. Васнецов, М. А. Врубель, Б. М. Кустодиев, В. А. Серов, К. С. Петров-Водкин и др.).
  • Опыт творческой деятельности. Изображение с натуры и по памяти отдельных предметов, растений, животных, птиц, человека, пейзажа, натюрморта, интерьера, архитектурных сооружений. Работа на пленэре. Выполнение набросков, эскизов, учебных и творческих работ с натуры, по памяти и воображению в разных художественных техниках.
  • Выполнение учебных и творческих работ в различных видах и жанрах изобразительного искусства: натюрморта, пейзажа, портрета, бытового и исторического жанров.
  • Изготовление изделий по мотивам художественных промыслов.
  • Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества.
  • Проектирование обложки книги, рекламы, открытки, визитной карточки, экслибриса, товарного знака, разворота журнала, сайта. Создание иллюстраций к литературным произведениям, эскизов и моделей одежды, мебели, транспорта. 
  • Использование красок (гуашь, акварель), графических материалов (карандаш, фломастер, мелки, пастель, уголь, тушь и др.), пластилина, глины, коллажных техник, бумажной пластики и других доступных художественных материалов.
  • Посещение музеев изобразительного и декоративно-прикладного искусства, архитектурных заповедников.
  • Язык изобразительного искусства и художественный образ. Художественный образ и художественно-выразительные средства живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. Композиция (ритм, пространство, статика и динамика, симметрия и асимметрия).
  • Линейная и воздушная перспектива. Пропорции и пропорциональные отношения. Линия, штрих, пятно. Тон и тональные отношения. Колорит. Цвет и цветовой контраст, характер мазка. Объем. Фактура. Формат.

  • Древние корни народного искусства, специфика образно-символического языка в произведениях декоративно-прикладного искусства. Связь времен в народном искусстве. Древние образы в произведениях современного декоративно-прикладного искусства. Истоки и современное развитие народных промыслов: дымковская, филимоновская игрушки; Гжель, Жостово, Городец, Хохлома и др. (с учетом местных особенностей). Орнамент как основа декоративного украшения. Виды орнамента (геометрический, растительный, смешанный) и типы орнаментальных композиций (линейная, сетчатая, рамочная, геральдическая).
  • Опыт творческой деятельности. Использование языка графики, живописи, скульптуры, дизайна, декоративно-прикладного искусства в собственной художественно-творческой деятельности. Навыки плоского и объемного изображения формы предмета, моделировка светотенью и цветом. Построение пространства (линейная и воздушная перспектива, плановость). Создание композиций на плоскости и в пространстве.
  • Использование орнамента для украшения предметов быта, одежды, полиграфических изделий, архитектурных сооружений (прялки, народный костюм, посуда, элементы декора избы, книги и др.). Различение национальных особенностей русского орнамента и орнаментов других народов России, народов зарубежных стран. Различие функций древнего и современного орнамента. Понимание смысла, содержащегося в украшениях древних предметов быта и в элементах архитектуры.
  • Тема, сюжет и содержание в изобразительном искусстве. Темы и содержание изобразительного искусства Древней Руси. Красота и своеобразие архитектуры и живописи Древней Руси, их символичность, обращенность к внутреннему миру человека (древние памятники архитектуры Новгорода, Владимира, Москвы, икона А. Рублева «Троица», фрески Дионисия). Искусство Древней Руси – фундамент русской культуры.
  • Темы и содержание изобразительного искусства России XVIII–XX вв., стили и направления (В. В. Растрелли, Э.-М. Фальконе, В. И. Баженов, Ф. С. Рокотов, А. Г. Венецианов, А. А. Иванов, П. А. Фе-дотов, передвижники, «Мир искусств», С. Т. Коненков, В. И. Мухина, В. А. Фаворский и др.).
  • Вечные темы и великие исторические события в русском (В. И. Суриков, П. Д. Корин, М. В. Нестеров и др.) и зарубежном (Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Микеланджело Буонарроти, Рембрандт ван Рейн, Ф. Гойя, О. Роден) искусстве.
  • Тема Великой Отечественной войны в станковом и монументальном искусстве России (А. А. Дейнека, А. А. Пластов, Б. М. Неменский). Мемориальные ансамбли. Художник – творец – гражданин.
  • Крупнейшие художественные музеи страны (Третьяковская картинная галерея, Русский музей, Эрмитаж, Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина).
  • Ведущие художественные музеи мира (Лувр, музеи Ватикана, Прадо, Дрезденская галерея).
  • Традиции и новаторство в искусстве. Представление о художественных направлениях и течениях в искусстве XX в. (реализм, модерн, авангард, сюрреализм и проявления постмодернизма).
  • Опыт творческой деятельности. Описание и анализ художественного произведения. Выполнение творческих работ (сочинение, доклад и др.).

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

  • Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Изобразительное искусство» на этапе основного общего образования являются:
  • познавательная деятельность – использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдения, моделирования и др.); определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого; умение разделять процессы на этапы; выделение характерных причинно-следственных связей; сравнение, сопоставление, классификация по одному или нескольким предложенным основаниям; творческое решение учебных и практических задач: умение искать оригинальное решение; самостоятельное выполнение различных художественно-творческих работ, участие в проектной деятельности;
  • информационно-коммуникативная деятельность: адекватное восприятие художественных произведений и способность передавать его содержание в соответствии с целью учебного задания; умение вступать в общение с произведением искусства и друг с другом по поводу искусства, участвовать в диалоге; выбор и использование адекватных выразительных средств языка и знаковых систем; использование различных источников информации;
  • рефлексивная деятельность: оценивание своих учебных достижений и эмоционального состояния; осознанное определение сферы своих интересов и возможностей; владение умениями совместной деятельности и оценивание своей деятельности с точки зрения эстетических ценностей.
  • Занятия искусством способствуют развитию ассоциативности и образности мышления, умению использовать язык различных видов искусства, при восприятии художественных произведений и в самостоятельной творческой деятельности; самоопределению в видах и формах художественного творчества, воспитывают «родственное внимание» к миру, чувство сопереживания к другому человеку.

Характеристика видов контроля качества знаний по изобразительному искусству.

   

Модернизация системы образования предполагает существенное изменение организации контроля качества знаний обучаемых и качество преподавания в соответствии с учебными планами и учебниками. Предметом педагогического контроля является оценка результатов организованного в нем педагогического процесса. Основным предметом оценки результатов художественного образования являются знания, результатов обучения – умения, навыки и результатов воспитания – мировоззренческие установки, интересы, мотивы и потребности личности.

1.Стартовый контроль в начале года. Он определяет исходный уровень обученности. Практическая работа или тест.

2.Текущий контроль в форме практической работы. С помощью текущего контроля возможно диагностирование дидактического процесса, выявление его динамики, сопоставление результатов обучения на отдельных его этапах.

3.Рубежный контроль выполняет этапное подведение итогов за четверть после прохождения тем четвертей в форме выставки или теста.  

    4.Заключительный контроль. Методы диагностики - конкурс рисунков, итоговая выставка рисунков, проект, викторина, тест.

Программа  предусматривает разные варианты дидактико-технологического обеспечения учебного процесса. дидактико-технологическое оснащение включает ПК, медиатеку и т. п. Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера: электронная версия музеев мира, комплект уроков ИЗО в  7 классе. шедевров русского и зарубежного искусства.   

Формы организации учебного процесса

Формы учебных занятий

Методы

Формы организации работы учащихся

Виды деятельности учащихся

Лекция

Объяснительно-иллюстративный

Фронтальная

Являются активными слушателями

Учебный практикум

Деятельностный подход

Индивидуальная

Создают презентации

Практикум

Частично-поисковый

В парах

Выполняют упражнения, рисуют портреты литературных героев

Деловая игра

Проблемный

Групповая

Создают  скульптуры: людей, зарисовки схем фигуры человека в движении

Лепка фигуры человека в движении из пластилина. Наброски с натуры фигуры человека

Проблемная дискуссия

Исследовательский

Проводят исследования

Межпредметный интегрированный урок

Создают и защищают презентации

Основные формы контроля

Практическая работа

Самостоятельная работа

Тесты

Изображение, роспись, умело пользоваться языком декоративно прикладного искусства

Формы контроля знаний, умений, навыков (текущего, рубежного, итогового)

Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов

  1. Активность участия.
  2. Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
  3. Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
  4. Самостоятельность.
  5. Оригинальность суждений.

Критерии и система оценки творческой работы

  1. Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
  2. Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
  3. Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления  работы. Аккуратность всей работы.

Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.

Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса
(базовый уровень)

В результате изучения изобразительного искусства ученик должен:

знать/понимать:

– основные виды и жанры изобразительных (пластических) искусств;

– основы изобразительной грамоты (цвет, тон, колорит, пропорции, светотень, перспектива, пространство, объем, ритм, композиция);

– имена выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения;

– названия наиболее крупных художественных музеев России и мира;

– значение изобразительного искусства в художественной культуре;

уметь:

– применять художественные материалы (гуашь, акварель, тушь, природные и подручные материалы) и выразительные средства изобразительных (пластических) искусств в творческой деятельности;

– анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства и определять средства художественной выразительности (линия, цвет, тон, объем, светотень, перспектива, композиция);

– ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать изученные произведения;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

– для восприятия и оценки произведений искусства;

– самостоятельной творческой деятельности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки, декоративных и художественно-конструктивных работах (дизайн предмета, костюма, интерьера).

Развернутый тематический план 7класс

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Элементы содержания

Требования

к уровню подготовки учащихся

знать/ уметь

Вид контроля

оборудование

Дата проведения

план

факт

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Цель: развивать творческие способности и навыки постижения средств искусства, обогащать опыт восприятия и оценки произведений искусства, формировать ценностно-смысловую компетенцию.

Задачи :научить практическим действиям.

Р а з д е л  1. Изображение фигуры человека и образ человека (10 часов)

1

Изображение фигуры человека и образ человека в истории искусств

1

Изучение нового материала

Формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное

и безобразное в жизни

и искусстве

Знать:

– о жанровой системе в изобразительном искусстве и ее значении для анализа развития истории искусств;

– роли и истории тематической картины в изобразительном искусстве и ее жанровых видах;

– процессе работы художника над картиной, о роли эскизов

и этюдов.

Уметь:

– изображать пропорции человека с натуры и по представлению;

– владеть материалами живописи, графики, лепки в соответствии с программными требованиями  

Изображение древних людей

компьютер

альбом, простой карандаш

2-3

Пропорции и строение фигуры человека

2

Изучение нового материала,

повторение и закре-

пление

Зарисовки схем фигуры человека в движении

альбом, простой карандаш

4-5

Лепка фигуры человека

2

Формирование понимания общественного назначения искусства как средства отражения познания окружающего мира

Лепка фигуры человека в движении из пластилина. Наброски

с натуры фигуры ученика

пластилин, стеки, мягкая тряпочка, подставка

6-7

Наброски фигуры человека с натуры

2

8-9

Понимание красоты человека в европейском и русском искусстве

2

Изучение нового материала

Значение понятий:

– пропорции фигуры человека;

– строение фигуры человека;

– красота движения фигуры человека

Портреты литературных героев

компьютер

альбом гуашь, кисти

10

Обобщение темы четверти

1

Обобще ние и системати зация знаний

Выставка и обсуждение рисунков уча-

щихся

компьютер работы учащихся


 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Р а з д е л  2. поэзия повседневности (7 часов)

Цель: развивать творческие способности и навыки постижения средств искусства, обогащать опыт восприятия и оценки произведений искусства, формировать ценностно-смысловую компетенцию.

Задачи :научить практическим действиям.

11

Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов

1

Изучение нового материала

Ознакомление с работой скульптора

Знать:

– о композиции, особенностях построения произведения искусства;

– роли формата;

– выразительном значении размера произведения

Композиции сюжетов из истории Древней Греции или Древнего Рима. Беседа «Бытовой жанр в искусстве передвижников и импрессионистов»

компьютер

альбом, простой карандаш

12

Тематическая картина. Бытовой

и исторический жанры

1

Изучение нового материала

Ознакомление с выдающимися скульпторами (Мирон, Лисипп, Микеланджело, Роден, Мухина)

Знать:

– о поэтической красоте повседневности;

– роли искусства в жизни человека;

– роли художественных образов в понимании вечных тем жизни.

Развивать навыки наблюдательности, способности образного видения.

Уметь:

– строить тематические композиции;

– осуществлять поиски и способы выражения выбранной темы

Композиция по теме «Завтрак» или «На уроке»

компьютер

альбом гуашь, кисти

13-14

Сюжет и содержание в картине

2

Изучение нового материала, повторение

Ознакомление с сюжетной композицией

15

Жизнь каждого

дня – большая тема в искусстве

1

Ознакомление с представлением о ценностях жизни в изобразительном искусстве разных народов

Рисунок по теме «Продавец цветов»

компьютер

альбом гуашь, кисти

16

Жизнь в моем городе в прошлые века

1

Изучение нового материа ла

Ознакомление с процессом работы над сюжетной композицией

Композиция «Жизнь людей в прошлом»

компьютер

альбом гуашь, кисти

17

Праздник и карнавал (тема праздника в бытовом жанре)

1

Коллективные аботы на тему любого праздника (техника коллажа)

компьютер

альбом гуашь, кисти

Р а з д е л  3. великие темы жизни (9 часов)

Цель: развивать творческие способности и навыки постижения средств искусства, обогащать опыт восприятия и оценки произведений искусства, формировать ценностно-смысловую компетенцию.

Задачи :научить практическим действиям.

18

Исторические темы и мифологические темы в искусстве разных эпох

1

Изучение нового материа ла

Ознакомление с монументальной живописью (фреска, мозаика, панно)

Знать:

– о роли искусства в создании памятников, посвященных историческим событиям;

Беседа о развитии навыков восприятия произведений изобразительного искусства

компьютер

альбом гуашь, кисти

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

19

Тематическая картина в русском искусстве XIX века

1

Изучение нового материала,  

повторение и закрепление

Ознакомление с истори-

ческими батальными жанрами

– роли конструктивного изобразительного и декоративного начал в живописи, графике, скульптуре;

– о поэтическом претворении реальности во всех жанрах изобразительного искусства.

Уметь:

– чутко, активно и эмоционально воспринимать реальность;

– соотносить собственные переживания с содержанием произведений изобразительного искусства, сравнивать произведения, делать выводы

Композиционные, поисковые эскизы

20-21

Процесс работы

над тематической картиной

2

Ознакомление с творчеством художников бытового и исторического жанров (Репин, Суриков, Брюллов)

Исполнение выбранной исторической композиции

компьютер

альбом гуашь, кисти

22-23

Библейские темы

в изобразительном искусстве

2

Изучение нового материала, повторение и обобщение

Ознакомление с русской иконописью, композици-ями на библейские темы

Композиции на библейские темы

компьютер

альбом гуашь

 кисти

24

Монументальная скульптура и образ истории народа

1

Ознакомление с творчеством художников-мону-менталистов (Э. Фальконе, И. П. Мартос)

Эскиз памятника, посвященного выбранному историческому событию

компьютер

альбом гуашь

 кисти

25-26

Место и роль картины в искусстве

XX века 

2

Изучение нового материала

Творчество выдающихся живописцев XX века (по выбору учителя)

Знать творчество выдающихся художников XX века.

Уметь различать картины художников данной эпохи

Выражение в рисунках своих переживаний.

Выставка работ, выполненных в III четверти

компьютер

альбом гуашь

 кисти

Р а з д е л  4. реальность жизни и художественный образ (8 часов)

Цель: развивать творческие способности и навыки постижения средств искусства, обогащать опыт восприятия и оценки произведений искусства, формировать ценностно-смысловую компетенцию.

Задачи :научить практическим действиям.

27

Художественно-творческие проекты

1

Изучение нового материала

Искусство оформления книги

Знать:

– о роли художественной иллюстрации;

– выдающиеся произведения изобразительного искусства;

– о роли русской тематической картины XIX–XX столетий.

Исполнение иллюстраций к выбранному литературному произведению

компьютер

картон ножницы гуашь

компьютер

альбом гуашь  кисти

28

Искусство иллюстрации. Слово и изображение

1

29

Конструктивное

и декоративное

начало в изобразительном искусстве

1

Изучение нового материала

Представление о работе художника в различных отраслях производства

Иметь представление:

– об историческом художественном процессе;

– о роли творческой индивидуальности художника;

– сложном, противоречивом и насыщенном художественными событиями пути российского и мирового изобразительного искусства в XX веке.

Уметь:

– иллюстрировать литературные произведения;

– показать в работе навыки дизайна;

– анализировать разные по стилю предметы быта, создавать их эскизы;

– представить реферат (сообщение и т. п.) о любимом художнике, произведении

Конструкции и декор предметов быта

компьютер

альбом гуашь кисти

30

Зрительские умения и их значение для современного человека

1

Изучение нового материала

Представление о зрительских умениях

Дизайн моды

компьютер

альбом гуашь кисти

31

История искусств

и история человечества

1

Изучение нового материала

Связь искусства с жизнью; взаимопроникновение; взаимодействие; отражение истории человечества в искусстве

Анализ и эскизы предметов быта

(принадлежность

их стилю)

компьютер

альбом гуашь кисти

32

Стиль и направление в изобразительном искусстве (импрессионизм и реализм)

1

Изучение нового материала

Представление о стилях и направлениях в искусстве

Изображение предметов быта в импрессионизме и реализме

компьютер

альбом гуашь кисти

33

Личность художника и мир его

времени

1

Изучение нового материала

Ознакомление с творчеством выдающихся художников, отражающих эпоху, мир своего времени

Произведения,

выбранные для беседы о художниках

компьютер

альбом гуашь кисти

34

Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре 

1

Урок-выставка

Ознакомление с хранилищами мирового искусства

Путешествие в музеи мира

компьютер

работы учащихся

Учебно-методическое обеспечение уроков.

 

  1. С.И. Пономарькова. Декоративное оформительское искусство в школе.- Москва: Просвещение, 1976.
  2. А. Н. Тихомиров. Искусство итальянского возрождения.- Москва: Просвещение, 1963.
  3. Современная иллюстрированная энциклопедия.- Москва: Росмэн- Пресс, 2007.
  4. Портретная живопись в России 18 века. Из собрания Эрмитажа.- Ленинград, 1987.
  5. Санкт- Петербург. Три века архитектуры. – Санкт- Петербург: Норинт, 2002.
  6. Н.Н.Ростовцев. Методика преподавания ИЗО в школе. Москва: Просвещение, 1998.
  7. Л.Б. Рылова. Изо в школе.-М.,1992.
  8. Н.М. Сокольникова. Краткий словарь художественных терминов. -М, 1998.
  9. Школа изобразительного искусства под редакцией А.Н. Пономарева.- М., 1998.
  10. В.В.Шоган. Технология личностно- ориентированного урока.-М.,2003.
  11. Б.М.Неменский. Искусство вокруг нас.- Москва: Просвещение, 2003.
  12. Б.М.Неменский. Твоя мастерская.- Москва: Просвещение, 2003.
  13. Л.А.Шитов, В.Н.Ларионов. Уроки изобразительного искусства. Живопись.- Москва: Просвещение, 1995.
  14. Н.Н.Волоков. Цвет в живописи. М.: Искусство, 1965.
  15. А.А.Унковский. Живопись фигуры.- Москва: Просвещение, 1988.
  16. Ф.В.Ковалев. Золотое сечение в живописи. -М.: Высшая школа, 1989.
  17. А.Ф Шембель. Основы рисунка. –М.: Высшая школа, 1994.
  18. П.П.Ревякин. Техника акварельной живописи.-М.,1989.
  19. П.Я Павлинов. Для тех, кто рисует.- М.: Художник, 1965.
  20. К.В.Мандер. Книга о художниках.- С-П: Азбука- классика, 2007.

      21. Бертон П., Кейв В., Игрушки. – М.; Росмэн, 1996.

      22.Волков И.П., Художественная студия в школе: книга для учителя: из опыта работы. – М.; Просвещение, 1993.

      23.Жегалова С.К., Русская народная живопись: книга для учащихся старших классов. – М.; Просвещение, 1994.

      24. Кирцер Ю.М., Рисунок и живопись. – М.; Высшая школа,1992.

      25. Кожохина С.К., Путешествие в мир искусства. – М.; «ТЦ Сфера», 2002.

      26. Киреева Л.Г.,Саськова О.А., Рисуем кукольный спектакль. – Волгоград; Изд. «Учитель», 2008.

      27. Неменский Б.М., Методическое пособие по изобразительному искусству. – М.; Просвещение,2006.

Обеспеченность материально-техническими и информационно-техническими ресурсами.

Цифровые образовательные ресурсы:

«Учимся рисовать» 2006 ООО «Полеты Навигатора;

«Шедевры русской живописи», «Кирилл и Мефодий»;

 «Русский  музей», ООО «БИЗНЕССОФТ», Россия 2005;

Энциклопедия изобразительного искусство, ООО «БИЗНЕССОФТ «Россия 2005;

«Шедевры архитектуры» New Media Generation 1997, 2002.

Интернет – ресурсы:

Музейные головоломки  http://muzeinie-golovolomki.ru/

Художественная галерея Собрание работ всемирно известных художников  http://gallery.lariel.ru/inc/ui/index.php

Виртуальный музей искусств   http://www.museum-online.ru/

Академия художеств "Бибигон"http://www.bibigon.ru/brand.html?brand_id=184&episode_id=502&=5

Сайт словарь терминов искусства  http://www.artdic.ru/index.htm   

Список методической литературы

1. Алехин, А. Д.  Изобразительное искусство. Художник. Педагог. Школа /  А. Д. Алехин. – М. : Просвещение, 1984. – 160 с. : ил.

2. Бялик, В. Пейзаж  /  Бялик. – М. : Белый город, 2004. – 47 с. : ил. – ISBN 7793-0394-0.

3. Власов, В. Г. Большой энциклопедический словарь изобразительного искусства /   В. Г. Власов. – СПб. : Лита, 2000. – 848 с. : ил.

4. Воронова, О. П. Искусство скульптуры /  О. П. Воронова. – М. : Знание, 1981. – 112 с.

5. Дмитриева, Я. А. Краткая история искусств. Вып. 2 / Я. А. Дмитриева. – М. : Искусство, 1991. – 318 с. : ил. – ISBN 5-210-00246-2.

6. История искусства зарубежных стран : в 3 т. Т. 3 / под ред. М. В. Доброклонского. – М. : Искусство, 1964. – 672 с. : ил.

7. Любимов, Л. Д. Искусство Древней Руси : книга для чтения / Л. Д. Любимов. – М. : Просвещение, 1981. – 336 с. : ил.

8. Перепелкина, Г. П. Искусство смотреть и видеть / Г. П. Перепелкина. – М. : Просвещение, 1982. – 223 с.

9. Панорама искусств 12 : сборник статей / сост. М. Зиновьев. – М. : Советский художник, 1989. – 416 с. : ил. – ISBN 5-269-00261-2.

10. Ракитин, В. И. Искусство видеть /  Ракитин. – М. : Знание, 1972. – 128 с. : ил. – (Серия «Народный университет». Факультет литературы и искусства).

11. Розенвассер, В. Б. Беседы об искусстве / В. Б. Розенвассер.  – М. : Просвещение, 1979. – 183 с. : ил.

12. Рисунок. Живопись. Композиция. Хрестоматия / сост. П. П. Ростовцев и др. – М. : Просвещение, 1989. – 207 с. – ISBN 5-09-000956-2.

13. Справочник школьника. История мировой культуры / сост. Ф. С. Капица, Т. М. Колядич. – М. : Филологич. об-во «Слово», центр гуманит. наук при фак-те журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова, ТКО «ACT», 1996. – 610 с. – ISBN 5-88196-838-7.

14. Туберовская, О. М. В гостях у картин. Рассказы о живописи / О. М.Туберовская. – Изд. 2-е. – Л. : Детская литература, 1973. – 160 с. : ил.

15. Художественная галерея : журн. – 2004. – № 14. – ISBN 0-7489-7465-2 (серия) ; ISBN 0-7489-7476-8.

16. Щипанов, А. С. Юным любителям кисти и резца /  А. С. Щипанов. – М. : Просвещение, 1981. – 416 с.: ил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа "Музыка 6 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.

1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...

Рабочая программа для 10 класса ( 2 часа в неделю), Рабочая программа для 10 класса ( 5 часов в неделю)

Пояснительная запискаРабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 10 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:•  Федерального закона ...

Рабочая программа для 11 класса ( 2 часа в неделю) , Рабочая программа для 11 класса ( 5 часов в неделю)

Пояснительная записка      Рабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 11 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:&bull...