3кл ИЗО РАЗВЕРНУТОЕ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по программе Б.М.Неменского
календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству (изо) по теме

Елисеева Алла Николаевна

Планирование составлено в соответствии с ФГОС на основе программы общеобразовательных учреждений «Изобразительное искусство и художественный труд» 1-9 классы, под редакцией Б.М. Неменского и рабочей программы «Изобразительное искусство» предметной линии учебников и пособий под редакцией Б.М. Немен­ского. 1—4 классы,2-е изд., 2012г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3klrktplan13.odt65.59 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВЕРНУТОЕ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 3 КЛАСС.  ТЕМА ГОДА: «ИСКУССТВО ВОКРУГ НАС» (34 ч)

Приобщение к миру искусства через познание художественного смысла окружающего предметного мира. Предметы не только имеют утилитарное назначение, но и являются носителями духовной культуры. Окру жающие предметы, созданные людьми, образуют среду нашей жизни и нашего общения. Форма вещей не случайна, в ней выражено понимание людьми красоты, удобства, в ней выражены чувства людей и отноше ния между людьми, их мечты и заботы. Создание любого предмета связано с работой художника над его формой. В этой работе всегда есть три этапа, три главные задачи. Братья-Мастера — помощники учащихся в моделировании предметного мира в доме, на улице города. Роль художника в театре, цирке; произведения искусства в художественном музее. Знакомство в деятельностной форме с основами многих видов дизайна, декоративно-прикладного искусства, с видами и жанрами станкового искусства.

3кл 1чет                                                                             1 четверть.  ИСКУССТВО  В ТВОЕМ ДОМЕ (9ч)                                                             3кл 1чет

В каждой веши, в каждом предмете, которые наполняют наш дом, заложен труд художника. В чем со стоит эта работа художника? Вещи бывают нарядными, праздничными или тихими, уютными, или деловыми.

Дата

п/п

ур

Темы уроков (кол-во часов)

Тип урока

Содержание

Вид  деятельности

Художественный материал

Домашнее задание

Цель. Задачи. Компетенции(УУД:познавательные, коммуникативные,  регулятивные, личностные)   Характеристика видов деятельности учащихся                      

                                 Основные понятия

Ресурсы урока

Межпредметные связи

план

факт

1

1

(1)

Твои игрушки (1ч)

Комбинированный

Почти любой предмет при помощи фантазии можно превратить в игрушку Надо увидеть заложенный в нем образ — характер и проявить его, что-то добавляя и украшая. Дети, как и художники, могут сделать игрушку из разных предметов.Разнообразие форм и декора игру шек. Роль игрушки в жизни людей.Иг рушки современные и игрушки про шлых времен. Знаком-ство с народными игрушками (дым-ковские, филимоновские, городецкие, богородские). Особен ности этих игрушек. Связь внешнего оформления игрушки (украшения) с ее формой.

Участие Братьев-Мастеров — в создании игрушек. Три стадии создания игрушки: придумывание, конструирование, укра шение.

Индивидуальная

Изображение своей любимой игрушки.

цв.к-ши, воск.мелки,  бумага

рабочая тетрадь(рт)

стр. 4-7

Развивать умение наблюдать окружающую дейст-вительность и использовать наблюдения для создания собственной творческой работы.

Характеризовать и эстетически оценивать разные виды игрушек, ма териалы, из которых они сделаны.

Понимать и объяснять единство материала, формы и внешнего оформ ления игрушек (украшения).

Выявлять в воспринимаемых об разцах игрушек работу Мастеров По стройки, Украшения и Изображения, рассказывать о ней.

Учиться видеть и объяснять об разное содержание конструкции и укра шения предмета.

Создавать выразительную пласти ческую форму игрушки и украшать ее, добиваясь целостности цветового реше ния.

народные игрушки: из дерева - богородская,

                                  семеновская матрешка,

                                  из глины - филимоновская,  

                                                      дымковская

Учебник Стр. 12-17

м/медия, слайды

-игрушек с ярко выра-женным художествен-ным образом;

-народная игрушка (дымковская, горо дец-кая, филимоновская, каргопольская, богородская),

-игрушки из подручного материала — упаковок, ткани, меха.

-русская народная музыка, П.Чайков ский.“Детский альбом”.

-пословицы, поговорки, русские народные сказки.

2-3

2

(2-3)

Посуда у тебя дома (2ч)

Комбинированный

Разнообразие посуды: ее форма, си луэт, нарядный декор. Роль художника в создании образа посуды.

Обусловленность формы, украше ния посуды ее назначением (празднич ная или повседневная, детская или взрослая).

Зависимость формы и декора посу ды от материала (фарфор, фаянс, дере во, металл, стекло).

Образцы посуды, созданные масте рами промыслов (Гжель, Хохлома).

Выразительность форм и декора посуды. Образные ассоциации, рождаю щиеся при восприятии формы и рос писи посуды.

Работа Братьев-Мастеров по созда нию посуды: конструкция — форма, украшение, роспись.

Индивидуальная

1ур-Лепка посуды

пластилин, стека, дощечка

Индивидуальная

2ур -Изображение сервиза из не скольких предметов (при этом обяза тельно подчерк-нуть назначение посуды: для кого она, для какого случая).

 гу ашь, кисть, тонированная бумага.

рт стр. 8-9

Развивать представление о деятельности художника по созданию посуды

Характеризовать связь между фор мой, декором посуды (ее художествен ным образом) и ее назначением.

Уметь выделять конструктивный образ (образ формы, постройки) и ха рактер декора, украшения (деятельность каждого из Братьев-Мастеров в про цессе создания образа посуды).

Овладевать навыками создания вы разительной формы посуды и ее деко рирования в лепке, а также навыками изображения посудных форм, объеди ненных общим образным решением.

сервиз - набор посуды одинаковой формы и  

              узорами

Хохлома, Гжель

Стр. 18-25,

м/медия, слайды

-образцы посуды из натурного фонда,

м/медия, слайды

-народная посуда,

-посуда из разных материалов (металла, де рева, пластмассы).

4

3

(4)

Обои и шторы у тебя дома(1ч)

Урок-игра

Роль художника в создании обоев и штор. Разработка эскизов обоев как создание образа комнаты и выражение ее назначения: детская комната или спальня, гостиная, кабинет...

Роль цве та обоев в настроении комнаты.

Повторяемость узора в обоях.

Роль каждого из Братьев-Мастеров в созда нии образа обоев и штор (построение ритма, выбор изобразительных мотивов, их превращение в орнамент).

Индивидуальная

Создание эскиза обоев  для комнаты, имеющей чет кое назначение (спальня, гостиная, дет ская).

/техника набойки с помощью трафарета/

 гуашь, кисти; клише, бумага или ткань.

рт стр.11,15

Понимать роль цвета и декора в со здании образа комнаты.

Рассказывать о роли художника и этапах его работы (постройка, изоб ражение, украшение) при создании обоев и штор.

Обретать опыт творчества и худо жественно-практические навыки в соз дании эскиза обоев или штор для ком наты в соответствии с ее функционалным назначением.

ритм — повторение одних и тех же                                                                                                        

                 элементов

Стр. 26-29,

м/медия, слайды

-интерьеров,

-отобранные образцы обоев,

-художественные эскизы,

 -детские работы по теме.

5-6

4

(5-6)

Мамин платок(2ч)

Урок-игра

Знакомство с искусством росписи тканей.

Художественная роспись плат ков, их разнообразие.

Орнаментальная роспись платка и роспись ткани.

Выражение в художественном обра зе платка (композиция, характер роспи си, цветовое решение) его назначения: платок праздничный или повседнев ный, платок для молодой женщины (яркий, броский, нарядный) или для пожилой (приглушенный, сдержан-ный,спокойный).

Расположение росписи на платке, ритмика росписи.

Растительный или геометрический характер узора на плат ке.

Цветовое решение платка.

 Индивидуальная

Создание эскиза платка для мамы, девочки или бабушки (праз дничного или повседневного).

 гуашь, кисти, белая и цветная бумага.

рт стр. 10,14

Познакомить с искусством росписи тканей.

Воспринимать и эстетически оценивать разно-образие вариантоа росписи ткани на примере платка. Понимать зависимость характера узора, цветового решения платка от то го, кому и для чего он предназначен. Знать и объяснять основные ва рианты композиционного решения рос писи платка (с акцентировкой изобра зительного мотива в центре, по углам, в виде свободной росписи), а также ха рактер узора (растительный, геометри-ческий)Различать постройку (компози цию), украшение (характер декора), изображение (стилизацию) в процессе создания образа платка.

Обрести опыт творчества и художественно-практические навыки в со здании эскиза росписи платка (фраг мента), выражая его назначение (для мамы, бабушки, сестры; праздничный или повседневный)

Стр. 30-33,

м/медия и натурный фонд  примеры росписи платков и тканей

-женские образы в произведениях искусства; -природные мотивы в росписи платков;

-образцы детских работ

-русская народная музыка с разным настрое нием.

Природоведение — элементы природы(солнце, капли дождя, цветы и  травы и т.д.)

7

5

(7)

Твои книжки(1ч)

Комбинированный

Многообразие форм и видов книг, игровые формы детских книг.

Роль художника в создании книг. Художники детской книги (Т. Маври-на, Ю. Васнецов, В. Конашевич,

И. Билибин, Е.Чарушин и др.).

Роль обложки в раскрытии содер жания книги.

Иллюстрация.

Шрифт, буквица.

Дружная работа трех Масте ров над созданием книги.

Индивидуальная

Разработка  книжки-игрушки с иллюстрациями.

бумага, ножницы, клей, фломастеры

рт стр.16-17

Понимать роль художника и Брать ев-Мастеров в создании книги (много образие форм книг, обложка, иллюст рации, буквицы и т.д.).

Знать и называть отдельные эле менты оформления книги (обложка, ил люстрации, буквицы).

Узнавать и называть произведе ния нескольких художников-иллюстра торов детской книги.

Создавать проект детской книж- ки-игрушки.

Овладевать навыками коллектив ной работы.

иллюстрация - рисунок в книге

Стр. 34-39,

м/медия, слайды

-детские книги с иллю-страциями, книжки-игрушки,

 -различные по назначению и форме взрослые книги; -иллюстрации разных авторов к одной и той же сказке.

текст  сказки.

8

6

(8)

Открытки(1ч)

Комбинированный

Создание художником поздравитель ных открыток (и другой мелкой тираж ной графики).

Многообразие открыток. Форма от крытки и изображение на ней как вы ражение доброго пожелания.

Роль выдумки и фантазии в созда нии тиражной графики.

Индивидуальная

Создание эскиза открытки  

/техника  моно типии/

 

бумага, ножницы, клей, графические мате риалы по выбору учащихся.

Понимать и уметь объяснять роль художника   Братьев-Мастеров в создании форм открыток, изображений на них. Создавать открытку к опре-деленному событию (в технике граттажа, моно типии, аппликации или в смешанной технике). Приобретать навыки вполнения лаконичного выра зительного изображения

Стр. 40-41

м/медия, слайды

-образцы  от крыток; -старинные открытки, которые берегут в семье на добрую память; -произведения тиражной графики, различные по технике; -детские работы

9

7

(9)

Труд художника для твоего дома (обобще ние темы)(1ч)

Урок обобщения и контроля ЗУН

Роль художника в создании всех предметов в доме. Роль каждого из Братьев-Мастеров в создании формы предмета и его украшения.

Выставка творческих работ.

Игра в художников и зрителей, в экскурсоводов на выставке детских ра бот (дети ведут беседу от лица Брать ев-Мастеров, выявляя работу каждого).

Понимание неразрывной связи всех сторон жизни человека с трудом худож ника.

Беседа, обуча ющая игра, выставка и обсуждение дет ских работ.

Обобщить пройденный материал. Повторять и закреплять получен ные на предыдущих уроках знания о художественных материалах и их вырази тельных возможностях. Обсуждать творческие работы на ито говой выставке, оценивать собствен ную художественную деятельность и деятельность своих одноклас-сников.Активно использовать художест-венные термины и понятия.

ИСКУССТВО  В ТВОЕМ ДОМЕ

 игрушки

народные игрушки: из дерева - богородская,

                                  семеновская матрешка,

                                  из глины - филимоновская,  

                                                      дымковская

 посуда

сервиз - набор посуды одинаковой формы и  

              узорами

Хохлома, Гжель

 обои и шторы

ритм — повторение одних и тех же                                                                                                        

                 элементов

мамин платок, одежда

книжки

иллюстрация - рисунок в книге

Стр. 42-43

м/медия, слайды,

работы, выполненные учащимися в течение четверти

3кл 2чет                                                                  ИСКУССТВО НА УЛИЦАХ ТВОЕГО ГОРОДА   (7ч)                                                                3кл 2чет                                                                          

Деятельность художника на улице города (или села). Знакомство с искусством начинается с родного по рога: родной улицы, родного города (села), без которых не может возникнуть чувство Родины.Разнообразные проявления деятельности художника и его верных помощников Братьев-Мастеров в соз дании облика города (села), в украшении улиц, скверов, площадей. Красота старинной архитектуры — па мятников культуры.

Атрибуты современной жизни города: витрины, парки, скверы, ажурные ограды, фонари, разнообразный транспорт. Их образное решение. Единство красоты и целесообразности. Роль выдумки и фантазии в творчестве художника, создающего художественный облик города.

Дата

№п/п

№ ур

Темы уроков (кол-во часов)

Тип урока

Содержание

Вид  деятельности  

Художественный материал

Домашнее задание

Цель. Задачи. Компетенции(УУД:познавательные, коммуникативные,  регулятивные, личностные)   Характеристика видов деятельности учащихся Основные понятия

Ресурсы урока

Межпредметные связи

план

факт

1

8

(10)

Памятники архитекту ры(1ч)

Урок созерцания

Знакомство со старинной и новой архитектурой родного города.

Какой облик будут иметь дома, при думывает художник-архитектор.

Образное воздействие архитектуры на человека. Знакомство с лучшими произведениями архитектуры — камен ной летописью истории человечества.

Памятники архитектуры — достоя ние народа, эстафета культуры, кото рую поколения передают друг другу. Бережное отношение к памятникам архитектуры. Охрана памятников архи тектуры государством.

Индивидуальная

Изучение и изображение   архитектурных памятников Саранска.

цв. к-ши, воск. мелки, пастель

рт стр.18-19

 Учиться видеть архитектурный об раз, образ городской среды.Воспринимать и оценивать эстети ческие достоинства старинных и совре менных построек родного города. Раскрывать особенности архитек турного образа города. Понимать, что памятники архи тектуры — это достояние народа, кото рое необходимо беречь. Различать в архитектурном образе работу каждого из Братьев-Мастеров. Изображать архитектуру своих родных мест, выстраивая композицию листа, передавая в рисунке неповто-ри мое своеобразие и ритмическую упорядочен-ность архитектурных форм.

памятники архитектуры - здания, хранители памяти

Стр.44-51

м/медия, слайды:

собор Василия Блаженного, Дом Паш кова в Москве, Московский Кремль, здание Московского государственного университета, здание Адмиралтейства в Санкт-Петербурге,

храм Ф.Ушакова в Саранске

2

9

(11)

Парки, скверы, бульвары (1ч)

Урок-экскурсия

Архитектура садов и парков. Проек тирование не только зданий, но и пар ков, скверов (зеленых островков при роды в городах) — важная работа ху дожника. Проектирование художником парка как целостного ансамбля с до рожками, газонами, фонтанами, ажур ными оградами, парковой скульптурой. Традиция создания парков в нашей стране. Разновидности парков (парки для отдыха, детские парки, парки-музеи и т.д.) и особен-ности их устроения. Строгая плани-ровка и организация ландшафта в парках — мемориалах во инской славы.

Индивидуальная

Изображение парка, скве ра

(на работах предыду-щего урока)

цв. к-ши, воск. мелки, пастель бумага

рт стр. 21

Сравнивать и анализировать пар ки, скверы, бульвары с точки зрения их разного назначения и устроения (парк для отдыха, детская площадка, парк- мемориал и др.). Эстетически восприни-мать парк как единый, целостный художествен ный ансамбль. Создавать образ парка в технике коллажа, гуаши или выстраивая объем но-прост-ранственную композицию из бумаги. Овладевать приемами коллектив ной творческой работы в процессе соз дания общего проекта.

Стр.52-55

м/медия,слайды

парки в Петергофе, Пушкино, Павловске; Летний сад в Санкт-Петербурге,

парк и мемориал во инс-кой славы в Саранске.

А. Дельвиг «Царско-сельский сад»

3

10

(12)

Ажурные ограды(1ч)

Урок -игра

Чугунные ограды в Санкт-Петер бурге, Москве, Саранске.

Назначение и роль ажурных оград в украшении города.

Ажурные ограды в городе, деревян ное узорочье наличников, просечный ажур дымников в селе.

Связь творчества художника с ре альной жизнью. Роль природных аналогов (снежин ки, ажурно-сетчатая конструкция пау тин, крылья стрекоз, жуков и т.д.) в создании ажурного узорочья оград.

Индивидуальная

Создание проекта ажурной решетки и ворот  (вклеить в  работу предыдущих уроков).

цветная бумага, ножницы, клей.

рт стр.20

Развитие наблюдательности. Воспринимать, сравнивать, давать эстетическую оценку чугунным оградам в Санкт-Петербурге, Москве, Саранске, отмечая их роль в украше нии города.

Сравнивать между собой ажурные ограды и другие объекты (деревянные наличники, ворота с резьбой, дымники и т. д.), выявляя в них общее и особен ное. Различать деятельность Братьев- Мастеров при создании ажурных оград.

Фантазировать, создавать проект (эскиз) ажурной решетки. Использовать ажурную решетку в общей композиции с изображением парка или сквера.

Стр.56-59

м/медия, слайды фрагментов природы, увиденные гла зами художника.

старинные ограды в Москве и Санкт-Петер- бурге,

современные декоративные решетки и ограды в Саранске

4

11

(13)

Волшебные фонари(1ч)

Урок - игра

Работа художника по созданию кра сочного облика города, уличных и пар ковых фонарей. Фонари — украшение города.

Старинные фонари Москвы, Санкт- Петербурга, Саранска.

Художественные образы фонарей. Разнообразие форм и украшений фо нарей. Фонари праздничные, торжест-вен ные, лирические.

Связь образного строя фонаря с природными аналогами.

Индивидуальная

Конструирование формы фонаря из бумаги.

 цветная бумага, ножницы, клей.

 

рт стр.22

Воспринимать, сравнивать, ана лизировать старинные фонари Москвы, Санкт-Петербурга, Саранска, отмечать особенности формы и укра шений.

Различать фонари разного эмоцио нального звучания.

Уметь объяснять роль художника и Братьев-Мастеров при создании на рядных обликов фонарей.

Изображать необычные фонари, используя графические средства или создавать необычные конструктивные формы фонарей, осваивая приемы ра боты с бумагой (скручивание, закручи вание, склеивание).

Стр.60-63

м/медия, слайды

Отрывок из сказки

Г. X.Андерсена «Старый фонарь».

5

12

(14)

Витрины(1ч)

Урок - путешествие

Роль художника в создании витрин. Реклама товара. Витрины как украше ние города. Изображение, украшение и постройка при создании витрины. Связь оформления витрины с назначе нием магазина («Ткани», «Детский мир», «Спортивные товары», «Океан» и т.д.), с обликом здания, улицы, с уровнем художественной культуры города.Праздничность и яркость оформле ния витрины, общий цветовой строй и композиция. Реклама на улице.

Парная

Создание проекта оформ ления витрины любого магазина (по выбору детей).

коробка,

цветная бумага, ножницы, клей.

рт стр.23

Развитие наблюдательности. Понимать работу художника и Братьев-Мастеров по созданию витри ны как украшения улицы города и свое образной рекламы товара. Уметь объяснять связь художест венного оформления витрины с профи лем магазина.

Фантазировать, создавать твор ческий проект оформления витрины магазина.

Овладевать композиционными и оформительскими навыками в процес се создания образа витрины.

Стр.64-67,

м/медия, слайды

 с изображением оформленных витрин, детские работы предыдущих лет.

6

13

(15)

 Удивительный транс порт(1ч)

Урок-практикум

Роль художника в создании образа ма-шины. Разные формы автомобилей.

Умение видеть образ в форме машины. Все ви ды транспорта помогает созда-вать ху дожник. Природа — неисчер-паемый источ ник вдохновения для художника-конструктора. Связь конст-рукции автомо биля, его образного решения с живой природой (автомо-биль-жук, вертолет- стрекоза, везде-ход-паук и т.д.). Автомобили разных времен.

Индивидуальная

Изобразить образы фан тастических машин (наземных, водных, воздушных).

графические материа лы, белая и цветная бумага.

 

рт стр.24-25

Уметь видеть образ в облике машины. Характеризовать, сравнивать, обсуждать разные формы автомобилей и их украшение. Видеть, сопоставлять и объяс нять связь природных форм с инженерными конструкциями и образным решением различных видов транспорта. Фантазировать, создавать образы фантастических машин.

Стр.68-71

м/медия, слайды

старинных машин, современного транспорта

7

14

(16)

Труд художника на ули цах твоего города  (обобщение темы) (1ч)

Урок обобщения и контроля ЗУН

Обобщение представлений о роли и значении художника в создании об лика современного города. Создание панно (панорама улицы из нескольких скле-енных в полосу ри сунков, с включе-нием в них  оград, фонарей, транспор-та, дополнен ных фигурками людей).

«Наш город»

Коллективная

Создание коллективного панно в технике коллажа, аппликации.

Игра в экскурсоводов

бумага, ножницы, клей, графический материал

рт стр. 26-27

Осознавать и уметь объяснять важную и всем очень нужную работу ху дожника  в создании об лика города. Овладевать приемами коллектив ной творческой деятельности. Участвовать в занима-тельной об разовательной игре в качестве экскур соводов.

ИСКУССТВО НА УЛИЦАХ ТВОЕГО ГОРОДА

памятники архитектуры, парки, скверы, бульва ры, ажурные ограды, фонари, витрины, транспорт

Стр. 72-73

м/медия, слайды,

детские работы за четверть.

3кл  3чет                                                                                ХУДОЖНИК  И ЗРЕЛИЩЕ (10часов)                                                                    3кл 3чет

Художник необходим в театре, цирке, на любом празднике. Жанрово-видовое разнообразие зрелищных искусств. Театрально-зрелищное искусство, его игровая природа. Изобразительное искусство — необходимая со ставная часть зрелища. Деятельность художника в театре в зависимости от вида зрелища или особенностей работы (плакат, де корация, занавес). Взаимодействие в работе театрального художника разных видов деятельности: конст-рук тивной (постройка), декоративной (украшение), изобразительной (изображение). Создание театрализованного представления с использованием творческих работ детей.

Дата

№п/п

№ур

Темы уроков (кол-во часов)

Тип урока

Содержание

Вид  деятельности  

Художественный материал

Домашнее задание

Цель. Задачи. Компетенции(УУД:познавательные, коммуникативные,  регулятивные, личностные)   Характеристика видов деятельности учащихся                       

                                   Основные понятия

Ресурсы урока

Межпредметные связи

план

факт

1-2

15

(17-18)

Художник в цирке (2ч)

Урок - игра

Цирк — образ радостного, яркого, волшебного, развлекательного зрели-ща. Искусство цирка — искусство преуве личения и праздничной красоч-ности, демонстрирующее силу, красо-ту, лов кость человека, его бесстрашие.

Роль художника в цирке. Элементы циркового оформления: занавес, кос тюмы, реквизит, освещение, оформле ние арены

«Мы в цирке»

Индивидуальная Выполнение рисунка  на тему цирко вого представления.

цв.к-ши, мелки,  

цветная бумага, ножницы, клей.

рт стр.28-29

Понимать и объяснять важную роль художника в цирке (создание кра сочных декораций, костюмов, цирково го реквизита и т.д.). Придумывать и создавать композицию  на тему циркового представления, передавая в ней движение, характеры, взаимоотношения между персонажами.

Учиться изображать яркое, весе лое, подвижное. циркового представления. Находить нужную инфор мацию и поль зоваться ею

Стр.74-79

м/медия, слайды и видеофрагменты цир кового представления.

СМаршак «В театре для детей»

3

16

(19)

Художник в театре (1ч)

Урок - проблема

Истоки театрального искусства (на родные празднества, карнавалы, древ ний античный театр). Игровая природа актерского искусства(перевоплощение, лицедейство, фантазия) — основа лю бого зрелища.Спектакль: вымысел и правда, мир условности. Связь театра с изобрази тельным искусством.

Художник — создатель сценического мира. Декорации и костюмы. Процесс создания сценического оформления. Участие трех Братьев-Мастеров в созда нии художественного образа спектакля.

«Мы в театре»

Парная

Создание картонного макета театральной сцены  для игры в спектакль.

гуашь, кисти, картонная коробка, разноцветная бумага, клей, ножницы.

рт стр.31

Ввести детей в мир театра, в мир условностей, в мир игры. Сравнивать объекты, элементы теат-рально-сценического мира, видеть в них интерес-ные выразительные решения, превращения обычных материалов в яркие образы. Понимать и уметь объяснять роль теат рального художника в создании спектакля. Создавать «Театр на столе»-катронный макет с объемными (лепными, конст-руктивными) или плоскими (расписными) декора-циями и бумажными фигурками персонажей сказки для игры в спектакль.Овладевать навыками создания объемно-пространственной компози ции.

декорации,  макет

Стр.80-87

м/медия, слайды

эскизов театральных художников.

 Сказка «Репка»

4

17

(20).

Маски (1ч)

Урок - игра

Лицедейство и маска. Маски раз ных времен и народов.Маска как образ персонажа. Маски- характеры, маски-настроения. Антич ные маски — маски смеха и печали — символы комедии и трагедии.Условность языка масок и их деко ративная выразительность.Искус-ство маски в театре и на праз днике (театральные, обрядовые, карна валь-ные маски). Грим.

Индивидуальная

Конструирование выразительных и острохарактерных масок.(бумагопластика)

цв.к-ши,

мелки,

цветная бумага, ножницы, клей

рт стр.32-33

Познакомить с масками как способом перевопло-щения; развивать эмоционально- целостное отно-шение к искусству. Отмечать характер, настрое-ние, выраженные в маске, а также вырази тельность формы и декора, созвучные образу. Объяснять роль маски в театре и на празднике. Конструиро-вать выразительные и острохарактерные маски к театрально му представлению или празднику.

 грим

Стр.94-97

м/медия, слайды

масок разных народов

и теат ральных масок.

5-6

18

(21-22).

Театр кукол (2ч)

Урок - игра

Истоки развития кукольного театра. Петрушка — герой ярмарочного ве селья. Разновидности кукол: перчаточ ные, тростевые, куклы-марионетки. Те атр кукол. Куклы из коллекции С.Образцова. Работа художника над куклой. Об раз куклы, ее конструкция и костюм. Неразрывность конструкции и образно го начала при создании куклы.

Выразительность головки куклы: ха-рактерные, подчеркнуто-утрирован ные черты лица.

Индивидуальная

Создание куклы к кукольному спектаклю.

бумага, ножницы, клей,

куски ткани, нитки, мелкие пуговицы

рт стр.30

Развивать устойчивый интерес к искусству, худо-жественным традициям своего народа. Иметь представление о разных ви дах кукол  и их истории, о кукольном театре в наши дни. Приду-мывать и создавать вырази тельную куклу (ха-рактерную головку куклы, характерные детали костюма, соответствующие сказочному персона жу); применять для работы пластилин, бумагу, нитки, ножницы, куски ткани.Использовать куклу для игры в ку кольный спектакль.

 

театральные куклы: перчаточные, тростевые,  марионетки, ростовые

Стр.88-93

м/медия, слайды

с изображением театральных кукол, репродукции из книг о кукольном театре, диафильм

7-8

19

(23-24)

Афиша и плакат (2ч)

Комбинированный

Значение театральной афиши и пла ката как рекламы и приглашения в те атр. Выражение в афише образа спек такля. Особенности языка плаката, афи ши: броскость, яркость, ясность, условность, лаконизм.

Композиционное единство изобра

жений и текстов в плакате, афише.

Шрифт и его образные возможности.

Индивидуальная

Создание эскиза плаката-афиши к спектаклю или цирковому представлению

цв к-ши, мелки, фломастеры, гуашь, кисти,  

цветная бумага, ножницы, клей,

рт стр.34-35

Иметь представление о назначе нии театральной афиши (при влекает внимание, сообщает название, лаконично рассказывает о самом спек такле).Уметь видеть и определять в афи шах изображение, украшение и постройку. Иметь творческий опыт создания эскиза афиши к спектаклю или цирко вому представлению. Добиваться об разного единства изображения и текста. Осваивать навы-ки лаконичного,декоративно-обобщенного изобра-жения в процессе создания афиши.

шрифт

Стр.98-101

м/медия, слайды

театральные и

цирковые афиши.

9

20

(25)

Праздник в городе (1ч)

Урок - практикум

Роль художника в создании празд

ничного облика города.

Элементы праздничного украшения

города: панно, декоративные празднич ные сооружения, иллюмина-ция, фейер верки, флаги и др.

Многоцветный праздничный город

как единый большой театр, в котором

разворачивается яркое, захватывающее

представление.

«Праздник в городе».

Коллективная

Выполнение рисунка - про екта оформления праздника  Победы (9 Мая), Нового года или  Маслени цы

мелки, фломастеры, цветная бумага.

рт стр.36-37

Раскрыть роль художника  в создании празднич-ного образа города. Объяснять работу художника по созданию облика праздничного города.Фанта-зировать о том, как можно украсить город к празднику, сделав его нарядным, красочным,

необычным. Создавать в рисунке проект оформ

ления праздника.

Стр.102-103

м/медия, слайды праздничного оформления города.

10

21

(26)

Школьный праздник-карнавал  (обобщение темы) (1ч)

Урок обобщения и контроля ЗУН

Организация театрализованного

представления.

Украшение класса или школы ра ботами, выполненными в разных видах изобразительного искусства (графика, живопись, скульптура), декоративного искусства, в разных материалах и техниках.

«Наш театр»

Коллективная

Теат рализованное представление  с исполь зованием сделанных на занятиях масок, кукол, афиш, плакатов, костюмов

рт стр.31

Обобщить и закрепить знания о театре и цирке; о роли художника в  зрелищных искусствах.Пони-мать роль праздничного офор мления для орга-низации праздника. Придумывать и создавать оформ ление к школьным и домашним праздни-кам. Участвовать в театрализованном представ-лении. Овладевать навыками коллектив ного художественного творчества.

ХУДОЖНИК  И ЗРЕЛИЩЕ

художник в цирке:

занавес, кос тюмы, реквизит, освещение, оформле ние арены

художник в театре:

декорации,  макет

театральная маска,  грим

театральный костюм

театральные куклы: перчаточные, тростевые,  

                                       марионетки, ростовые

афиша и плакат,

шрифт,

художник и праздник в городе: панно, декоративные празднич ные сооружения, иллюминация, фейер верки, флаги и т.д.

Стр. 104-105

м/медия, слайды,

работы, выполненные учащимися в течение четверти

3кл 4чет                                                                                          ХУДОЖНИК И МУЗЕЙ (8ч)                                                                        3кл 4чет

Художник создает произведения, в которых, изображая мир, он размышляет о нем и выражает свое отношение и переживание явлений действительности. Лучшие произведения хранятся в музеях.

Знакомство со станковыми видами и жанрами изобразительного искусства. Художественные музеи Москвы, Санкт-Петербурга, Саранска.

Дата

п/п

№ур

Темы уроков (кол-во часов)

Тип урока

Содержание

Вид  деятельности  

Художественный материал

Домашнее задание

Цель. Задачи. Компетенции(УУД:познавательные, коммуникативные,  регулятивные, личностные)   Характеристика видов деятельности учащихся Основные понятия

Ресурсы урока

Межпредметные связи

план

факт

1

22

(27)

Музеи в жизни города (1ч)

Урок — экскурсия

Художественные музеи - хранители великих произведений миро вого и русского искусства.

Музеи в жизни города и всей стра ны. Разнообразие музеев (художествен ные, литературные, исторические му зеи; музей игрушек, музей космоса и т.д.). Роль художника в создании экспо зиции музея (создание музейной экспо зиции и особой атмосферы музея).

Крупнейшие художественные музеи России: Третьяковская галерея,

Музей изобрази тельных искусств имени А. С. Пушкина  (Москва), Русский музей, Эрмитаж (С.Петербург)

Художественные музеи в нашем  городе Саранске: музей изобрази тельного  искус ства имени С.Д. Эрьзи, музей национальной культуры Мордовии.

Особые музеи: домашние музеи в виде семейных альбомов, рассказываю щих об истории семьи, музеи игрушек, музеи марок, музеи личных памятных вещей и т.д.

«Мы в музее»

Беседа

или посещение художественного музея (экскурсия).

 

 Приобщить к миру искусства, сделать первый шаг к самостоятельному изучению и посещению музея. Понимать и объяснять роль художест венного музея, учиться понимать что великие произведения искусства являются национальным достоянием. Иметь представление и называть самые значительные музеи искусств России.

Иметь представление о самых раз ных видах музеев и роли художника в создании их экспозиций.

Музей, экспозиция, коллекция,

 музеи искус ства, худо жественные музеи,              

           Третьяковская галерея,

           Музей изобразительных искусств имени    

          А.С.Пушкина (Москва),

          Русский музей, Эрмитаж (С.Петербург)

         Музей изобразительного искус ства имени

         С.Эрьзи (Саранск)

Стр.106-109, 112-113

м/медия, слайды

музеев

Третьяковская галерея,

Музей изо искусств им.А.С.Пушкина  (Москва),

Русский музей, Эрмитаж (С.Петербург)

Музей изо искус ства

им. С.Эрьзи (Саранск)

2

23

(28)

Картина — особый мир.

Картина-пейзаж (1ч)

Комбинированный

Картины, создаваемые художника ми. Где и зачем мы встречаемся с кар тинами. Как воспитывать в себе зритель ские умения.Мир в картине. Роль рамы для кар тины.

Пейзаж — изображение природы, жанр изобразительного искусства.

Знаменитые картины-пейзажи

Учимся смотреть картину-пейзаж. Образ Родины в картинах-пейзажах.

Выражение в пейзаже настроения, состояния души. Роль цвета как выра зительного средства в пейзаже.

Повтор:

холодный и теплый цвета,

звонкие и глухие цвета,

разный характер красочно го мазка.

«Пейзаж-настроение»

Индивидуальная Изображение пейзажа по представлению с ярко вы раженным настроением:радостный и праздничный, мрачный и тоскливый, нежный и певучий.

гуашь, кисти,  белая бумага.

рт стр.38-«Весенняя            

                  гроза»

       39- «Сады цветут»

Познакомить с жанром пейзажа. Развивать умение смотреть картины. Иметь представление, что карти на — это особый мир, созданный ху дожни-ком, наполненный его мыслями, чувствами и переживаниями.Рассуждать о творческой работе зрителя, о своем опыте восприятия произведений изобразительного искусства.Рассматривать и сравнивать картины-пейзажи, рассказывать о настрое нии и разных состояниях, которые ху дожник передает цветом. Знать имена крупней-ших русских художников-пейзажистов. Изобра-жать пейзаж по представле нию с ярко выражен-ным настроением.Выражать настроение в пейза-же цветом.

 жанр — пейзаж

           средства выразительности:

           цвет, линия, мазок

 И.Левитан «Озеро. Русь», «Стога. Сумерки»

 А.Саврасов «Грачи прилетели»

К.Коро «Порыв ветра»

Стр.110-111, 114-119

м/медия, слайды

весенней земли, грозового неба, ту мана;

И.Левитан «Озеро. Русь», «Стога. Сумерки»

А.Саврасов «Грачи прилетели»

К.Коро «Порыв ветра»

методические пособия по цветоведению.

 

Э.Григ. Утро (фрагмент из сюиты «Пер Гюнт»),

 

рассказы М. Пришвина, стихи С.Есенина

3

24

(29)

Картина-портрет(1ч)

Урок - знакомство

Знакомство с жанром портрета. Знаменитые художники-портретисты  их кар тины-портреты.

Портрет человека как изображение его характера, настроения, как проник новение в его внутренний мир.

Роль позы и значение окружающих предметов. Цвет в портрете, фон в порт рете.

 Повтор:

средства выразительности:

           цвет, линия, поза,  мимика

«Дорогой мой человек»

Индивидуальная

Создание портрета зна комых людей — одного из родителей, друга, подруги или авто портрета (по представлению).

цветные карандаши,

воск. мелки, пастель,  бумага.

рт стр.

40- «Отважный     

                     капитан»

41- «Любимый герой»

Познакомить с изображением человека на порт- рете. Иметь представление об изобрази тельном жанре — портрете и нескольких известных картинах-портретах.

Рассказывать об изображенном на портрете человеке (какой он, каков его внутренний мир, особенности его ха рактера).

Создавать портрет кого-либо из до рогих, хорошо знакомых людей (роди тели, одноклассник, автопортрет) по представлению, используя выразитель ные возможности цвета

жанр — портрет

           средства выразительности:

           цвет, линия, поза,  мимика, фон

ПРОПОРЦИИ- соотношение частей целого

Ф.Рокотов «Портрет А. Струйской»,

 В.Серо в «Портрет Мики Морозова»

Стр.126-129

м/медия,

Ф.Рокотов «Портрет А. Струйской»,

 В.Серо в «Портрет Мики Морозова»

С.Боттичелли «Портрет юноши»

4

25

(30)

Картина-натюрморт (1ч)

Урок - знакомство

Жанр натюрморта: предметный мир в изобразительном искус стве. Натюрморт как рассказ о человеке. Выражение настроения в натюрморте.

Знаменитые русские и западноевро пейские художники, работавшие в жан ре натюрморта

Расположение предметов в про странстве картины. Роль цвета в на тюрморте. Цвет как выразительное сред ство в картине-натюрморте.

Повтор

КОМПОЗИЦИЯ-сочинение на тему

«Натюрморт-настроение»

Индивидуальная Изображение натюрморта с выражением настроения радостного, праздничного или тихого, грустного.

(по представлению)

По вариантам - рт стр.

42-«День             

           рождения»(звон)

43-«Мой рабочий               

                        стол»(гл)

44-«Весенний 

                    букет»(хол)

45-«Цветы лета»(теп)

 

гуашь, кисти, бумага.

Познакомить с жанром натюрморта и произведе-ниями выдающихся художников, работавших в жанре натюрморта. Воспринимать картину-натюрморт как своеобразный рассказ о человеке — хозяине вещей, о времени, в котором он живет, его интересах.Понимать, что в натюрморте важ ную роль играет настроение, которое художник передает цветом.Изображать натюрморт по пред ставлению с ярко выраженным настрое нием (радостное, праздничное, груст ное и т.д.).Разви-вать живописные и компози ционные навыки.

Знать имена нескольких художни ков, работавших в жанре натюрморта.

жанр — натюрморт

          средства выразительности:

          композиция, цвет, линия, мазок

В.Стожаров «Лен»

К.Петров-Водкин «Скрипка»

В.Поленов «У постели больной»

Стр.136-137

м/медия,

В.Стожаров «Лен»

К.Петров-Водкин «Скрипка»

В.Поленов «У постели больной»

Ж.-Б. Шарден,

П. Кончаловский,  

В.Ван Гог

5-6

26

(31-32)

Картины исторические и бытовые (2ч)

Урок - знакомство

Изображение в картинах событий из жизни людей.

Изображение больших историче ских событий, героев в картинах исто рического жанра.

Красота и переживания повседнев ной жизни в картинах бытового жанра: изображение обычных жизненных сце нок из домашней жизни, историй, со бытий.

«Мой день»

Изображение сцены из своей повседневной жизни в семье, в школе, на улице.

1 урок- линейный рисунок восковыми мелками

2 урок- работа в цвете

гуашью по рисунку восковыми мелками, бумага.

рт стр.46-«Я с друзьями во

                   дворе »

Познакомить с картинами исторического и быто-вого жанра. Прививать любовь к Родине - чувство патриотизма. Иметь представление о картинах исторического и бытового жанра.

Рассказывать, рассуждать о наи более понравившихся (любимых) кар тинах, об их сюжете и настроении.

Развивать композиционные на выки.

Изображать сцену из своей повсе дневной жизни (дома, в школе, на ули це и т. д.), выстраивая сюжетную ком позицию.

Осваивать навыки изображения в смешанной технике (рисунок воско выми мелками и акварель).

 

исторические и бытовые картины

             Б. Иогансон "Праздник Победы"

            З.Серебрякова «За обедом»

Стр.130-131

м/медия, слайды

наглядные пособия. фрагменты произведений с выраженной ритмической организацией.

7

27

(33)

Скульптура в музее и на улице(1ч)

Урок - знакомство

Скульптура — объемное изображе ние, которое живет в реальном про странст-ве. Отличие скульптуры от живо писи и графики. Человек и животное — главные темы в искусстве скульптуры. Передача выразительной пластики движений в скульптуре. Скульптура и окружающее ее пространство. Скульп-тура в музеях. Скульптурные памятни-ки. Парковая скульптура. Выразитель-ное использование раз нообразных скульптурных материалов (камень, металл, дерево, глина).

Учимся смотреть скульптуру.

Повтор:  

СКУЛЬПТУРА - изображение в  объеме, «живет» в пространстве, ее можно обойти и рассмотреть со всех сторон

«Парковая скульптура

Лепка фигуры человека или животного

(в движении)

для парковой скульптуры.

пластилин, стеки, подставка из картона.

Познакомить с жанром скульптуры, особенностя-ми скульптуры-памятника и парковой скульптуры, разнообразием скульптурных материалов. Рассуж-дать, эстетически относить ся к произведению скульптуры, объяс нять значение окружающего простран ства для восприятия скульптуры.Объяс-нять роль скульптурных па мятников.Называть несколько знакомых па мятников и их авторов, уметь рассуждать о созданных образах.Называть виды скульптуры (скульп тура в музеях, скульп-турные памятни ки, парковая скульптура), матери-алы, которыми работает скульптор.Лепить фигуру человека или жи вотного, передавая выразительную пластику движения.

скульптура - памятник, пьедестал,  

                       парковая скульптура,

Мемориальный комплекс Воинской славы г. Саранска

Стр.132-135

м/медия, слайды

залов музея изобрази тельных искусств имени А.С.Пушкина  (Москва);

И.Мартос «Па́мятник Ми́нину и Пожа́рскому», 

Мемориальный комплекс Воинской славы

г. Саранска (скульптор Н. Томский и архитектор А. Душкин.)

парковая скульптура,

Л. По «Балет»

8

28

(34)

Художественная выставка(1ч)

Урок обобщения и контроля ЗУН

Организация выставки лучших работ за год — обобщение темы «Искусство вокруг нас». Выставка как событие и празд ник общения. Роль художествен-ных выставок в жизни людей.

Экскурсия по выставке и праздник искусств со своим сцена рием. Подведение итога: какова роль художника в жизни каждо го человека?

«Наш вернисаж»

Фронтальная

Оформить выставку лучших работы учащихся, выполненных в течении года

Экскурсия по выставке

Обобщить и систематизировать знания,  получен-ные в течении года. Понимать роль художника в различных сфе рах жизнедеятельности человека, в организации форм общения людей, создании среды жизни и предметного мира, о деятельности ху дож-ника в синтетических и зрелищных видах искусст-ва (в теат ре и цирке) и  высказывать суждения.  

Искусство в твоем доме

Игрушки: богородская, филимоновская,      

                 каргопольская, дымковская.

Посуда: сервиз, Хохлома, Гжель

Обои, шторы, одежда, платки

Книга, иллюстрация, открытка

Искусство на улицах твоего города

Архитектура, памятники архитектуры

Барма, Постник. Храм Василия Блаженного

(Покровский собор), В.Баженов. Дом Пашкова,

Л.Руднев. Здание Московского университета, Кижи

парк, сквер, бульвар, ажурная ограда, фонарь, витрина, транспорт

Художник и зрелище

Цирк, театр, кино

Декорации, макет, маска, грим, афиша

Кукла: перчаточная, тростевая, марионетка

Музеи искусств

           Музей, экспозиция, коллекция,

           музеи искус ства, худо жественные музеи,               Третьяковская галерея,

Музей изобразительных искусств имени    

          А.С.Пушкина (Москва),

Русский музей, Эрмитаж (С.Петербург)

Музей изобразительного искус ства имени

         С.Эрьзи (Саранск)

Пейзаж, средства выразительности:

           цвет, линия, мазок

      И.Левитан «Озеро. Русь», «Стога. Сумерки»

      А.Саврасов «Грачи прилетели»

      К.Коро «Порыв ветра»

Портрет, средства выразительности:

           цвет, линия, поза,  мимика, фон

     Ф.Рокотов «Портет А. Струйской»,

     В.Серо в «Портрет Мики Морозова»

Натюрморт, средства выразительности:

          композиция, цвет, линия, мазок

     В.Стожаров «Лен»

     К.Петров-Водкин «Скрипка»

      В.Поленов «У постели больной»

Исторические и бытовые картины

      Б. Иогансон "Праздник Победы"

     З.Серебрякова «За обедом»

скульптура - памятник, пьедестал,  

                       парковая скульптура,

Мемориальный комплекс Воинской славы г. Саранска

Стр.136-139

м/медия,

детские работы, выполненные учащимися в течение года


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развернутое календарно-тематическое планирование по английскому языку для 2 класса УМК "Enjoy English"

Календарно-тематическое планирование по английскому языку для 2 класса УМК "Enjoy English"...

4кл ИЗО РАЗВЕРНУТОЕ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по программе Б.М.Неменского

Планирование составлено в соответствии с ФГОС на основе программы общеобразовательных учреждений «Изобразительное искусство и художественный труд» 1-9 классы, под редакцией Б.М. Неменского и рабочей п...

8кл. ИСКУССТВО Развернутое календарно-тематическое планирование по программе Г.П.Сергеевой, И.Э.Кашековой, Е. Д.Критской

Планирование составлено в соответствии с ФГОС на основе программы общеобразовательных учреждений «Искусство» 8-9 классы, под редакцией  Г.П.Сергеевой, И.Э.Кашековой, Е. Д.Критской....

9кл. ИСКУССТВО Развернутое календарно-тематическое планирование по программе Г.П.Сергеевой, И.Э.Кашековой, Е. Д.Критской

Планирование составлено в соответствии с ФГОС на основе программы общеобразовательных учреждений «Искусство» 8-9 классы, под редакцией  Г.П.Сергеевой, И.Э.Кашековой, Е. Д.Критской....

10кл. МХК Развернутое календарно-тематическое планирование по программе Г.И. Даниловой.

Планирование составлено в соответствии с ФГОС на основе программы общеобразовательных учреждений «Мировая художественная культура» 10-11 классы, под редакцией Г.И. Даниловой. ...

11кл. МХК Развернутое календарно-тематическое планирование по программе Г.И. Даниловой

Планирование составлено в соответствии с ФГОС на основе программы общеобразовательных учреждений «Мировая художественная культура» 10-11 классы, под редакцией Г.И. Даниловой....

Рабочая программа и развернутое календарно-тематическое планирование по математике 5 класса по учебнику А.Г.Мерзляк.

Рабочая программа и развернутое календарно-тематическое планирование по математике 5 класса (А.Г.Мерзляк, В.Б.Полонский, М.С.Якир).  Соответствует ФГОС....