План - конспект урока По изобразительному искусству
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 6 класс) по теме

Цуканова Елена Ивановна

Тема урока: Образ человека главная тема в искусстве.

Цель познакомить с изображением человека в искусстве разных эпох

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_6_klx.docx24.8 КБ

Предварительный просмотр:

План - конспект урока

По изобразительному искусству

Для 6 – ого класса

Тема урока: Образ человека главная тема в искусстве.

Цель познакомить с изображением человека в искусстве разных эпох

Задачи:

  • с историей возникновения портрета;
  • развивать понимание того, что в портретном изображении должен выражаться характер человека, его внутренний мир;
  • формировать умение находить красоту, гармонию, прекрасное во внутреннем и внешнем образе человека;
  • активизировать познавательный интерес к окружающему миру и интерес к процессу обучения.

Вид занятий: Тематическое рисование.

Вид познавательной деятельности на уроке: рецептивная, репродуктивная, продуктивная, творческая.

Методы, способы и приемы, используемые на уроке: изложение материала, активизация интереса и внимания детей постановка задания, контроль в процессе выполнения практической работы детей, оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения, анализ результатов.

Оборудование: 

для учителя - методические таблицы, репродукции картин с изображением портретов разных эпох; репродукции картины Леонардо да Винчи.

для учащихся - бумага, простой карандаш, ластик, акварель, палитра, кисти и банка с водой.

Ход урока:

I. Организационный момент.

1.Приветствие.

2. Проверка готовности учащихся к уроку.

П. Введение в тему урока.

1. Чтение и обсуждение текстов.

Учитель. Веками мыслители и художники пытались найти всеобщие критерии красоты и эстетической ценности, но все их поиски были тщетны. Правда, в современном мире эта проблема мало кого занимает. Сегодня на смену непререкаемым авторитетам пришел дух терпимости, и никто больше не пытается свести все многообразие форм к некоему единому идеалу, который искали древние. Многие выдающиеся представители современного искусства отказались от идеи «истинного» отображения действительности. Нас все чаще подводят к мысли о том, что красота присутствует повсюду. Как это ни парадоксально, прекрасное утверждает свою целостность именно через многообразие и универсальность своих проявлений. Красоту не измерить научными методами, она дана нам в ощущениях. Чувство прекрасного родилось не сегодня, оно вечно будоражило воображение человека. (По материалам журнала «Курьер ЮНЕСКО».)

Сформулируйте главную мысль текста. Во всем ли вы согласны с мнением автора? (Ответы учащихся.)

О красоте человеческих лиц

Есть лица, подобные пышным порталам, Где всюду великое чудится в малом. Есть лица - подобия жалких лачуг, Где варится печень и мокнет сычуг. Иные холодные, мертвые лица Закрыты решетками, словно темница. Другие - как башни, в которых давно Никто не живет и не смотрит в окно. Но малую хижинку знал я когда-то, Была неказиста она, небогата. Зато из окошка ее на меня Струилось дыханье весеннего дня. Поистине мир и велик и чудесен! Есть лица - подобья ликующих песен. Из этих, как солнце, сияющих нот Составлена песня небесных высот.

Николай Заболоцкий

(Учитель демонстрирует различные портретные изображения, нарисованные учениками в предыдущих классах, желательно, не самые лучшие, на которых можно убедиться в их несовершенстве.)

За прошедшие годы учебы в школе вы не раз рисовали человеческие фигуры, но делали это не опираясь на знания, а чаще всего руководствуясь лишь интуицией. Поэтому-то у вас случались и неудачи. С сегодняшнего урока мы начинаем изучать основу изобразительной грамоты при рисовании портрета.

III. Изучение нового материала.

Сообщение теоретических сведений.

Учитель. Портретный жанр возник раньше других - известный скульптурные египетские портреты многовековой давности.

Портрет - изображение человека или группы людей в произведении живописи или скульптуры. Портрет является одним из основных жанров живописи, скульптуры, графики.

2. Рассказ «Из истории возникновения портрета».

Учитель. Искусство портрета зародилось несколько тысячелетий тому назад. Первые портреты был созданы египтянами. Они выполняли религиозно-магическую функцию: душа умершего должна была покинуть тело, а затем вернуться после судилища бо-гов к мумии своего владельца и поселиться в нем навечно. В созданных величественных статуях она чувствовала себя спокойно. Необходимо было соблюдать и портретное сходство, чтобы душа могла отыскать то тело, из которого она вылетела.

Конечно, огромные величественные изваяния создавались для увековечивания облика не простых людей, а правителей - фарао-иов, наместников бога на земле. Одним из известных портретов! Того времени является портрет Нефертити (около 1360 года до нашей эры).

Традиция возвеличивания выдающихся людей была распространена и в Древней Греции, где в период классики создавались идеализированные скульптурные портреты поэтов, философов общественных деятелей. Авторы стремились подчеркнуть круг занятий портретируемого, его общественную функцию, но не заботились о сохранении индивидуальных черт изображаемого человека (Гомер как поэт, Перикл как стратег). Портреты с ярко выраженной индивидуальностью для того времени были скорее исключением, чем правилом (портрет Фемистокла).

Только в IV веке в портрете начинает отражаться вся полнота индивидуальности личности (Платон, Аристотель, Софокл и др.).

Мастера высокого Возрождения - Леонардо да Винчи, Рафаэль, Тициан - не просто создали образы современников, но отразили целый мир чувств, переживаний, настроений.

Развитие парадного портрета характеризуется постепенным к уходом от требований заказчика к отражению его как личности I своего времени. Поэтому он и давался в образе условной, аллегорической фигуры (портреты Ф. Рокотова, Д. Левицкого и др.).

В XX веке русский портрет отличается жанровым и стилевым разнообразием. Среди его авторов - живописцы М. Нестеров, И. Бродский и др.

3. Рассмотрение задач, стоящих перед художником при работе над портретом.

Учитель. Каждый художник-реалист обязательно должен уметь изображать человека в различных положениях, поворотах, движениях. Человек - главный объект интереса и изображения у художников.

В человеке же самое главное, самое выразительное - это его внешний облик и особенно лицо. Поэтому изучение художником человека традиционно начинается с рисования головы.

Изучение анатомии дает художнику предсталение о том, что является общим для всякой человеческой головы. Это служит основой, эталоном для сравнения, для выявления того характерного, индивидуального, что выделяет каждую отдельную человеческую голову из миллиона других. А головы, действительно, все очень разные. Тут сказывается и возраст, и пол, и особенности строения черепа.

Портрет - это художественный образ человека. В нем должна ощущаться конкретная личность с присущими ей, и только ей, особенностями внешности, психологии, нравственного облика.

Портрет должен увековечить в истинном, правдивом, неискаженном виде облик определенного реального человека. А как этого добиться? Копируя его? Нет, дело не в том, чтобы точно скопировать внешность. Главное - передать сущность портретируемого.

Причем надо передать объект верно, но не «идеально», для чего можно раскрыть лишь определяющие черты оригинала.

Портрет не должен льстить оригиналу, «улучшать» его, а лишь стремиться изобразить его во всем многообразии подлинных черт. Выдающийся художественный критик В. Стасов писал: «Задача портретиста - не красоты и идеальности отыскивать, а представлять существующее, жизнь и природу, каковы они ни есть, со всей правдой и глубиной».

Поэтому великие художники в портретных произведениях при всей любви и уважении к тем, кого они изображали, не могли не увековечить их слабости, их отрицательные черты.

Физкультминутка

1.Упражнение для шеи.

Скрестив пальцы кистей, положить их сзади на шею (голову слегка наклонить вперед) и стараться разогнуть голову назад небольшими покачивающимися движениями. Руки, лежащие на шее, должны оказывать некоторое сопротивление. Таких движений следует сделать 15-20, темп средний.

2.Упражнение для рук.

Качающиеся движения полусогнутыми в локтях руками. Одна рука идет вперед, а другая назад, то есть примерно так же, как при . беге. Сделать 20-30 движений, темп средний.

IV.        Практическая работа.

Задание. Выполните рисунок на свободную тему (работа красками).

Во время практической работы учитель делает целевые обходы: 1) контроль организации рабочего места; 2) контроль правильности выполнения приемов работы; 3) оказание помощи 'учащимся, испытывающим затруднения; 4) контроль объема и качества выполненной работы.

V.        Итог урока.

  1. Выставка работ.
  2. Заключительное слово.

Учитель. В лучших ваших работах вы сумели выразить свое личное отношение к изображенному. Выразительные композиции, оригинальные колористические находки придали неповторимость вашим произведениям. Дай Бог нам прадедов наследие сберечь, Не притупить свой слух там, где ему все ново, И, выплавив строку, дождаться светлых встреч С прозреньем Пушкина и красками Рублева.

Домашнее задание: подобрать картинки-иллюстации с изображением различных образов человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока изобразительного искусства с применением средств ИКТ – 5 класс.

«Подготовка к выполнению и выполнение праздничной открытки 23 февраля – День защитника Отечества, символы и атрибуты Российской Армии»...

План-конспект по изобразительному искусству. 7 класс. Тема: «Мой край богат историческими событиями. Село Кошки в годы Великой Отечественной войны».

Завершающий урок из блока уроков по теме: "Мой край богат историческими событиями. Село Кошки в годы Великой Отечественной войны"....

План-конспект урока (изобразительное искусство, 4 класс) по теме: Урок изобразительного искусства "Образ художественной культуры Японии"

Тема: Образ художественной культуры Японии. «Япония – глазами детей» Цель:  сформировать у учащихся представление о многообразии культуры Японии, воспитывать нравственно-эстетическую отзывчи...

План-конспект урока изобразительного искусства

1. Урок для 6 класса. Тема: "Портрет". Разработан с использованием методик "Школы 2100" 2. Урок для 7 класса. Тема: "Плакат". Разработан с использованием технологий "Школы 2100"...

План-конспект урока изобразительного искусства ФГОС 5 класс на тему "Пейзаж"

Данный материал позволит учителю интересно и наглядно провести урок изобразительного искусства....