Интегрированный урок по ИЗО и музыке в 7 классе по теме:"Беседа на тему "Книжная иллюстрация" (иллюстрации художника В.М.Конашевича "Сказки о царе Салтане" А.С.Пушкина).Особенности творчесства Н.А.Римского- Корсакова"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 7 класс) по теме
Основная задача уроков ИЗО и музыки в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида – это коррекция недостатков развития школьников с ограниченными возможностями. В поисках наиболее эффективной формы урока возникла идея использовать интегрированные уроки. Главное преимущество таких уроков – это их способность повышать мотивацию, формировать познавательный интерес. Интегрированные уроки способствуют снятию напряжения за счёт переключения на разнообразные виды деятельности в ходе урока. Такие уроки нравятся детям; повышается качество выполняемых ими рисунков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_izo.ppt | 2.45 МБ |
statya.doc | 65.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Опера «Сказка о царе Салтане» Музыка Н.А. Римского - Корсакова
Дом – музей Н.А.Римского-Корсакова «Мой род – сказка, былина и непременно русские…»
Николай Андреевич Римский-Корсаков – музыкальный сказочник
«Меня пленяла мысль быть моряком…»
В синем небе звезды блещут, В синем море волны хлещут: Туча по небу идет, Бочка по морю плывет. Словно горькая вдовица, Плачет, бьётся в ней царица: И растёт ребёнок там Не по дням , а по часам.
Вступление ко II действию тревожное беспокойное царица плачет причитает темно и тихо загораются звёзды отражаются в море море тревожное плещут волны бочка плывет по волнам
Николай Андреевич Римский-Корсаков – мастер музыкальной живописи
Васильев Женя Чашурина Наташа Чашина Ксюша Иванова Алёна
Иллюстрации художника - графика Конашевича Владимира Михайловича (1888 - 1963)
Угадай героя! Золотой грызёт орех, Изумрудец вынимает, А скорлупку собирает, Кучки равные кладёт И с присвисточкой поёт… Море вздуется бурливо, Закипит, подымет вой, Хлынет на берег пустой, Разольется в шумном беге, И очутятся на бреге, В чешуе, как жар горя, … Месяц под косой блестит, А во лбу звезда горит. А сама-то величава, Выплывает, будто пава; А как речь-то говорит, Словно реченька журчит. 1 2 3
Первое чудо «Сказки о царе Салтане … » Художник Конашевич В.М. чувство радости весёлое настроение Слова - опоры Дьяк: спокойный деловитый точный
«Калинка-малинка» «Во саду ли, в огороде…» «Во поле береза стояла…» Какую песенку пела белочка в «Сказке о царе Салтане…»?
Во саду ли, в огороде Во саду ли, в огороде Девица гуляла. Невеличка, круглоличка, Румяное личико. Невеличка, круглоличка, Девица гуляла. Она правою рукою Цветы собирала.
Второе чудо «Сказки о царе Салтане…» Художник Конашевич В.М. Слова - опоры Море: бурлит, волны плещут, ревёт Богатыри: красавцы молодые, могучие, в блестящих доспехах Черномор: строгий, могучий, длинная седая борода
Третье чудо «Сказки о царе Салтане…» Художник Конашевич В.М. Слова - опоры Лицо: бледное, тонкое Глаза: добрые, задумчивые Царевна – лебедь: нежная, величавая, хрупкая Одежда: русский сарафан Цвет: светлые оттенки голубого, розового, жёлтого
Тембр – это окраска звука флейта арфа валторна труба челеста скрипка кларнет литавра
Три чуда в «Сказке о царе Салтане…»
Продолжи фразу: «Сегодня я узнал(а), что …» Николай Андреевич Римский Корсаков Художник Конашевич В.М
Предварительный просмотр:
Т.В.Сажина учитель изобразительного искусства
В.И.Курбатова учитель музыки
Интегрированный урок по музыке и ИЗО
в 7 классе специальной (коррекционной)
общеобразовательной школы VIII вида
Тема урока: Особенности творчества Н.А.Римского – Корсакова. Беседа на тему "Книжная иллюстрация" (иллюстрации художника В.М.Конашевича "Сказки о царе Салтане" А.С.Пушкина).
ЦЕЛЬ: Дать представление об особенностях творчества русского композитора Н.А.Римского-Корсакова на примере его оперы «Сказка о царе Салтане». Развитие и совершенствование целенаправленного восприятия произведений изобразительного искусства и эмоционально-эстетического отношения к ним.
ЗАДАЧИ:
Дидактические:
- формирование знаний о музыке с помощью изучения произведений различных жанров.
- развитие эмоциональной отзывчивости на основе прочитанной сказки, ознакомления с художественными и музыкальными иллюстрациями к ней.
Коррекционно-развивающие:
- коррекция и развитие у учащихся эмоционального и целенаправленного восприятия музыки и произведений изобразительного искусства.
Воспитательные:
- воспитание нравственно-эстетическое отношение к миру, любви детей к творчеству художников детской книги и интереса к искусству.
- воспитание добра через сказку.
Оборудование и материалы: Магнитофон. Аудиозаписи отрывков из оперы Н.А.Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» (Вступление ко II действию, «Полет шмеля», «Три чуда»). Компьютер, проектор. Презентация к уроку.
Ход урока
I. Организационный момент.
- Все готовы? Молодцы! Улыбнулись друг другу. Садитесь.
II. Мотивация. Постановка учебной задачи. Слайд1.
- Ребята! Сегодня на уроке мы познакомимся с особенностями творчества великого русского композитора Николая Андреевича Римского-Корсакова на примере его оперы «Сказка о царе Салтане» и творчеством художника Владимира Михайловича Конашевича на примере книжных иллюстраций к «Сказка о царе Салтане».
- Слайд 2. Давайте вспомним, что такое опера. (Опера – это музыкальный спектакль, в котором актеры поют).
III Объяснение нового материала.
Беседа о творчестве композитора Н.А. Римского-Корсакова. Слайд 3,4,5.
- Николай Андреевич Римский-Корсаков родился 6 марта 1844 года в городе Тихвине Новгородской губернии. В доме любили музыку, отец по слуху играл на фортепиано, мать и дядя часто пели народные песни и отрывки из модных опер. А еще в семье любили сказку. В детстве маленький Ника (так звали его родные) слышал много сказок, легенд и преданий. В «Летописи моей музыкальной жизни» Николай Андреевич написал «Мой род – сказка, былина и непременно русские».
- Ребята! Чему учит нас сказка? (Учит различать добро и зло, милосердие и жестокость, открытость и коварство, хитрость.)
- Сказка не может существовать без чуда. Добрые волшебники, звери, птицы, фантастические существа помогают герою пройти через испытания, победить зло, достичь цели. Счастлив тот человек, чья душа с годами не теряет доверия к сказке. Таким человеком и был Николай Андреевич Римский-Корсаков. Из 15 опер, созданных им, 14 написаны на сюжеты сказок, мифов, легенд.
- Давайте запомним первую особенность творчества этого композитора:
Николай Андреевич Римский-Корсаков – музыкальный сказочник.
(Дети читают эту надпись)
- Музыке Николай Андреевич начал обучаться в раннем детстве (с 6 лет). Но занятия носили любительский характер. Музыка была не единственным и даже не самым любимым увлечением Римского-Корсакова. Гораздо сильнее увлекала его романтика моря. «Меня пленяла мысль быть моряком». И в 1856 году (в возрасте 12 лет) он был отвезен в Петербург и помещен в Морской корпус. В течение 6 лет Римский-Корсаков обучался в Морском корпусе и весной 1862 года был выпущен со званием гардемарина. Чтобы получить офицерский чин, предстояло совершить кругосветное плавание. 21 октября 1862 года военный парусник клипер «Алмаз», на борту которого был и Римский-Корсаков, поднял якорь и отправился в заграничное плавание.
Слушание музыки. Слайд 6.
(Звучит «Вступление ко II действию»)
… Ночь. Тишину нарушают лишь всплески волн. Вода за кормой переливается перламутровым отблеском лунного света. Юноша, как завороженный не может отвести взгляд от звездного купола. А в душе звучит музыка. И запавшие в память фантастические картины вылились в музыкальные полотна. Опера «Сказка о царе Салтане» была написана гораздо позже (в 1899 году к 100-летию со Дня рождения А.С.Пушкина), но именно те юношеские чувства, мысли и впечатления нашли отражение в музыкальных картинах этой оперы.
Повторное слушание «Вступление ко II действию». Беседа о музыке. Слайд 7,8.
- Давайте еще раз послушаем этот отрывок из оперы «Сказка о царе Салтане». Это Вступление ко II действию. Давайте обратим внимание, как «дословно» повторяет музыка стихи Пушкина:
В синем небе звезды блещут, Плачет, бьется в ней царица:
В синем море волны хлещут: И растет ребенок там
Туча по небу идет, Не по дням, а по часам.
Бочка по морю плывет.
(Дети слушают «Вступление ко II действию» и после прослушивания отвечают на вопросы учителя).
- Какое настроение передает музыка? (Опорные слова: тревожное, беспокойное, царица плачет, причитает).
- А вокруг темно или светло? Какое время суток изобразил композитор?
(Темно и тихо, в звучании оркестра вспыхивают высокие, звонкие нотки – «загораются звезды», отражаются в море).
- Всё здесь спит или есть движение? Каким изображает композитор море? (Море тревожное, в звучании оркестра «плещут волны», море изображено как сдержанная, грозная сила, неуклюже покачивается, плывет по волнам бочка).
- Соответствует ли музыкальный сюжет поэтическому тексту?
(Соответствует, музыкальная тема Гвидона постепенно крепнет, «взрослеет»).
Слайд 9.
- Ребята! Мы с вами определили вторую особенность творчества этого композитора:
Николай Андреевич Римский-Корсаков – мастер музыкальной живописи. (Дети читают эту надпись)
Слушание музыки.
- Кто такой мастер? (Человек, достигший высокого искусства в своем деле).
- Что такое живопись? (вид изобразительного искусства - создание художественных образов с помощью красок).
- Значит, Николай Андреевич Римский-Корсаков – человек, достигший высокого искусства создавать музыкальные картины.
- Давайте, послушаем еще один отрывок из оперы «Сказка о царе Салтане» и постараемся угадать, кого изобразил в своей музыке композитор. (Звучит «Полет шмеля»).
Беседа по прослушанному произведению.
1. На что похоже звучание музыки? (На жужжание шмеля)
2. Давайте вспомним, в каком эпизоде оперы появляется этот знаменитый шмель? (Гвидона одолела тоска по родному батюшке-царю. Сжалилась над ним царевна-лебедь, обрызгала с ног до головы морской водой, превратила в шмеля). И полетел счастливый царевич-шмель на родную землю, а царевна-лебедь поет ему вслед:
Ты теперь, мой шмель, гуляй,
Судно в море догоняй,
Потихоньку опускайся,
В щель подальше забивайся,
Будь здоров, Гвидон, лети!
3. Какая музыка по характеру? (Радостная, стремительная, свободная).
4. Чему так радуется шмель-Гвидон? (Наконец-то, увидит отца.)
5. Соответствует ли музыкальный сюжет поэтическому тексту?
(Соответствует. Сначала музыка звучит громко, потом всё тише, потому что шмель улетает вдаль, догонять корабль. Потом внезапно музыка исчезает, шмель «забился в щель», и зазвучала «музыка моря»).
6. Какое море изображает композитор в этой музыкальной иллюстрации? (Море спокойное, ласковое).
7. День или ночь изображает композитор? (Музыка яркая, радостная, светлая. Композитор изображает ясный день, яркое солнце, голубое небо).
Рефлексия.
- Ребята! Вот мы и услышали «музыкальную живопись».
- А что же такое музыкальная живопись? Как можно раскрасить музыку? Наверное, для этого нужны особые, музыкальные краски? (Учащиеся высказываются).
IVФизминутка. Игра «Отгадай, чей голосок?»
- Послушайте меня внимательно. Когда художник рисует, он использует множество оттенков красок, которые мы распознаем с помощью зрения. Наш слух в чуткости не уступает зрению. Поэтому мы никогда не спутаем даже с закрытыми глазами голос своей мамы с голосами других женщин. И голоса своих одноклассников вы тоже хорошо знаете. Давайте проверим. (Игра «Отгадай, чей голосок?»). Задание: догадайся, кто пропел твоё имя. Ведущий отвернулся и должен узнать, чей это голос.
V Беседа по иллюстрациям «Сказки о царе Салтане» художника В.М.Конашевича.
Актуализация знаний учащихся. Слайд 10.
- Вы сейчас прослушали музыкальный отрывок, в котором Римскому – Корсакову удалось очень точно и ярко передать образ шмеля. На прошлом уроке мы с вами тоже постарались передать этот эпизод сказки, но уже с помощью красок. Вот ваши иллюстрации.
(Дети рассматривают свои иллюстрации на слайде).
- Один и тот же эпизод сказки, каждый передал по – своему. Обратите внимание на кораблик, разный на каждом рисунке. Море на первом рисунке спокойное, синее, на втором бирюзовое, на третьем рисунке волны в виде завитков. Море кажется кружевным, ну и, конечно, шмель, видно, как он спешит встретить своего отца.
- Для чего нужны иллюстрации в книгах? (Они украшают книгу, раскрывают её содержание, помогают лучше запомнить сюжет).
Беседа по иллюстрациям. Слайд 11.
- Сейчас мы рассмотрим несколько иллюстраций мастера русской книжной графики- Конашевича Владимира Михайловича. Его иллюстрации к произведениям А.С.Пушкина признаны самыми лучшими.
- На слайде представлена обложка книги «Сказка о царе Салтане»
- Что изображено на обложке? Какой сказочный герой находится на корме корабля?
- Возможно, он отправился в путешествие, чтобы посмотреть три чуда, о которых ему так много рассказывали.
Игра «Угадай героя». Слайд 12.
- Угадайте героя сказки по описанию. (Дети читают на слайде описание героя, называют его, появляется иллюстрация).
Слайд 13.
- Рассмотрите иллюстрацию Владимира Конашевича о первом чуде «Сказки о царе Салтане». Для ответов используйте опорные слова.
- Какие чувства вызывает у вас эта иллюстрация? (чувство радости, восхищения, веселья)
- Владимир Конашевич знал, как увлечь занимательными деталями фантазию читателей.
- Соответствует ли иллюстрация тексту сказки?
- «Ель растёт перед дворцом». Молодая ель или старая? Как догадались? (100 лет надо, чтобы выросло такое дерево, а в сказке всё происходит за одну ночь).
- «Белка там живёт ручная» Как можно по иллюстрации догадаться о том, что она ручная?
(Живёт в домике, песни поёт, не боится людей).
- Иллюстрации Владимира Конашевича отличаются мягким юмором, иронией. «Слуги белку стерегут». Что делает слуга на иллюстрации? (дремлет).
- Как говориться, солдат спит, служба идёт.
- Почему белочку так охраняют? (Она грызла орешки, скорлупки золотые, ядра чистый изумруд).
- Волшебство это на пользу всем шло. «Все на острове богаты, изоб нет, одни палаты». Что можем сказать о дьяке? (Спокойный, деловитый, точный, скрупулезный).
Исполнение песни. Слайд 14,15.
- Какую песенку пела белочка? (учащиеся выбирают на слайде правильный ответ «Во саду ли, в огороде»).
- Беседа по иллюстрациям. Слайд 16.
- Следующая иллюстрация Владимира Конашевича «второе чудо в сказке» - появление тридцати трёх богатырей.
- В.Конашевич – мастер деталей. Опять мы видим точное следование литературному тексту.
- Каким изображено море? Что можем сказать о богатырях? (красавцы молодые, могучие, в блестящих доспехах).
- Опишите Черномора. (Строгий, могучий, длинная седая борода).
- Как часто выходили богатыри из моря?
- Что на иллюстрации напоминает о первом чуде? (высокая вековая ель).
Слайд 17.
- Рассмотрим иллюстрацию третьего чуда. Художник очень конкретно раскрывает перед нами образ Царевны – лебедь. Опишем её (лицо: бледное спокойное; глаза: задумчивые, добрые).
- Какой эпизод сказки отражает данная иллюстрация? (превращение Лебедя в Царевну, рядом видны лебединые крылья).
- Какие цвета, краски подобрал художник для её образа? (нежные светлые оттенки: бледно – голубой, розовый, жёлтый, белый цвет).
Вывод.
- Все три чуда в сказке очень добрые, как и герои иллюстраций Владимира Конашевича, как бы призывают нас: «Спешите делать добро! И не помните зла!»
VI Закрепление изученного материала. Слайд 18.
- Каждая звучащая вещь имеет свой особенный голос. Один и тот же звук или мелодия, исполненная на разных музыкальных инструментах, звучит по-разному. У каждого инструмента – свой «цвет» звука, свой тембр. Тембр – это окраска звука.
- Еще тогда, в кругосветном плавании Николай Андреевич понял, что не может жить без музыки. И он стал композитором. В 1873 году Римский–Корсаков покидает военно-морскую службу и получает назначение на должность инспектора военно-морских оркестров. Это назначение помогло ему изучить и испробовать каждый музыкальный инструмент оркестра, чтобы как художник пользуется красками, так и ему работать с тембрами музыкальных инструментов оркестра в своей «музыкальной живописи».
Слушание музыки. Слайд 19.
- А мы возвращаемся к опере «Сказка о царе Салтане» и постараемся разобраться, как раскрасил композитор музыкальными красками-тембрами знакомых нам персонажей. (Учащиеся слушают «Три чуда». Отвечают на вопросы: «Какие музыкальные инструменты изображают белочку, богатырей, Царевну – лебедь?»).
VII Рефлексия урока. Слайд 20.
- Вот и подошёл к концу наш урок. Я предлагаю вам каждому высказаться. Начните своё высказывание словами со слайда: «Сегодня я узнал(а), что …»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок: развитие речи + музыка 3 класс для глубоко умственно отсталых детей Тема : «Путешествие из города в деревню»
На уроке дети повторяют о обощают знания о домашних животных в игровой форме, развивают певческие навыки....
Конспект интегрированного урока ИЗО и музыки в 7 классе "Беседа "Книжная иллюстрация" (иллюстрации художника В.М.Конашевича "Сказки о царе Салтане" А.С.Пушкина). Особенности творчества Н.А.Римскова - Крсакова".
Основная задача уроков ИЗО и музыки в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида – это коррекция недостатков развития школьн...
Разработка интегрированного урока биологии + географии в 11 классе для одаренных детей на тему : "Экологические проблемы Дагестана"
Разработка интегрированного урока биологии + географии в 11 классе для одаренных детейна тему :...
Интегрированный урок русского языка в 5 классе по закреплению изученного по теме "Лексика"
Урок-эстафета русского языка в 5 классе на тему «Закрепление изученного по теме «Лексика» на материале стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино» построен на использовании поисково-эвристических активных...
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК (ФИЗИКА+ МАТЕМАТИКА) В 7 КЛАССЕ по теме «Золотая ли была корона у царя?»
На основе фронтального эксперимента ввести понятие плотности вещества, добиться усвоения понятия на 1 уровне; повторить правила деления и умножения десятичных дробей; определить массу с помощью рычажн...
Интегрированный урок литературы и музыки в 5 классе по теме "Взаимодействие слова и музыки".
Цели урока: воспринимать и выявлять внутренние связи между музыкой и литературой; исследовать значение литературы для воплощения музыкальных образов...
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК (ФИЗИКА+ МАТЕМАТИКА) В 7 КЛАССЕ по теме «Золотая ли была корона у царя?»
На основе фронтального эксперимента ввести понятие плотности вещества, добиться усвоения понятия на 1 уровне; повторить правила деления и умножения десятичных дробей; определить массу с помощью рычажн...