Рабочая программа по изо 5класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему

Мартюкова Надежда Николаевна

Рабочая программа  на основе базовой программы  Т. Я . Шпикаловой

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_izo_5_klass.docx47.39 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по изо 5 класс

Пояснительная записка        5

     Основная цель школьного предмет «Изобразительное искусство» - развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.

Художественное развитие осуществляется в практической, деятельностной форме в процессе личностного художественного творчества.

     Основные формы учебной деятельности — практическое художественное творчество посредством овладения художественными материалами, зрительское восприятие произведений искусства и эстетическое наблюдение окружающего мира.

Цели и задачи.

    Одной из самых главных целей преподавания искусства является задача развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности «углубления в себя», сознание своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.

развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;

     

Основные задачи предмета «Изобразительное искусство»:

-формирование опыта смыслового и эмоционально - ценностного вос¬приятия визуального образа реальности и произведений искусства;

-освоение художественной культуры как формы материального вы¬ражения в пространственных формах духовных ценностей;

-формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуально-пространственной формы;

-развитие творческого опыта как формирование способности к са¬мостоятельным действиям в ситуации неопределенности;

-формирование активного, заинтересованного отношения к традици¬ям культуры как к смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;

-воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выра¬женной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, в националь¬ных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека;

-развитие способности ориентироваться в мире современной художе¬ственной культуры;

-овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способностью к анали¬зу и структурированию визуального образа, на основе его эмоцио¬нально-нравственной оценки;

-овладение основами культуры практической работы различными ху¬дожественными материалами и инструментами для эстетической ор¬ганизации и оформления школьной, бытовой и производственной среды.

Общая характеристика учебного предмета

         Учебный предмет «Изобразительное искусство» объединяет в единую образовательную структуру практическую художественно-творчес¬кую деятельность, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности. Изобразительное ис¬кусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, она включает в себя основы разных видов визуально-пространственных ис¬кусств - живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, на-родного и декоративно-прикладного искусства, изображения в зрелищ¬ных и экранных искусствах.

Содержание курса учитывает возрастание роли визуального образа как средства познания, коммуникации и про¬фессиональной деятельности в условиях современности.

Освоение изобразительного искусства в основной школе - продол¬жение художественно-эстетического образования, воспитания учащих¬ся в начальной школе, которое опирается на полученный ими художествен¬ный опыт и является целостным интегративным курсом, направленным на развитие ребенка, формирование  его художественно-творческой активности, овладение образным языком декоративного искусства посредством формирования художественных знаний, умений, навыков.

Приоритетной целью художественного образования в школе является духовно - нравственное развитие ребёнка, т.е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.

Содержание предмета «Изобразительное искусство» в основной школе построено по принципу углубленного изучения каждого вида искусства.

Тема 5 класса - «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» - посвящена изучению группы декоративных искусств, в которых сильна связь с фольклором, с народными корнями искусства. Здесь в наибольшей степени раскрывается свойственный детству наив¬но-декоративный язык изображения, игровая атмосфера, присущая как народным формам, так и декоративным функциям искусства в сов¬ременной жизни.

      Рабочая программа построена на основе преемственности, вариативности, интеграции пластических видов искусств и комплексного художественного подхода, акцент делается на реализацию идей развивающего обучения, которое реализуется  в практической, деятель¬ностной форме в процессе личностного художественного творчества.

Основные формы учебной деятельности - практическое художе¬ственное творчество посредством овладения художественными матери¬алами, зрительское восприятие произведений искусства и эстетическое наблюдение окружающего мира.

В рабочей программе объединены практические художественно-творческие за¬дания, художественно-эстетическое восприятие произведений искус¬ства и окружающей действительности в единую образовательную струк¬туру, образуя условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Программа построена на принципах тематической цельности и последовательности развития курса, предполагает чет¬кость поставленных задач и вариативность их решения. Содержание предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой дея¬тельности, диалогичность и сотворчество всех участников образовательного процесса, что способствует качеству обучения и дости¬жению более высокого уровня как предметных, так и личностных и метапредметных результатов обучения.

Место учебного предмета в учебном плане

     Данная рабочая программа «Декоративно - прикладное искусство в жизни человека» по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе авторской программы Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»: прогр. /Сост. Б.М. Неменский.- М.: Просвещение, 2011. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения изобразительного искусства, которые определены стандартом. Рабочая программа ориентирована, в соответствии со стандартом второго поколения, на освоение содержания  и языка группы декоративных искусств, наиболее связанных с повседневной жизнью и бытом каждого человека, связь с фольклором и сказкой, с национальными и народными корнями декоративного искусства.

     Рабочая программа составлена с учетом Базисного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденному приказом Минобразования РФ. Федеральный базисный учебный план отводит на изучение предмета «Изобразительное искусство»

Класс – 5

Количество часов в неделю – 1 ч.

Количество часов в год – 35ч.

 

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

     Учебный предмет «Изобразительное искусство» в общеобразователь¬ной школе направлен на формирование художественной культуры уча¬щихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры ми¬роотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эс-тетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и ис¬кусстве, т. е. зоркости души растущего человека.

     Художественно-эстетическое развитие учащегося рассматривается как необходимое условие социализации личности, как способ его вхождения в мир человеческой культуры и в то же время как способ самопознания, самоидентификации и утверждения своей уникальной индивидуальности.

      Художественное образование в основной школе формирует эмоционально-нравственный потенциал ребенка, разви¬вает его душу средствами приобщения к художественной культуре, как форме духовно-нравственного поиска человечества.

     Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседнев¬ном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каж¬дого ребенка - главный смысловой стержень программы.

     При выделении видов художественной деятельности очень важной является задача показать разницу их социальных функций: изображе¬ние - это художественное познание мира, выражение своего отноше¬ния к нему, эстетического переживания; конструктивная деятельность направлена на создание предметно-пространственной среды; а декора¬тивная деятельность - это способ организации общения людей и прежде всего, имеет коммуникативные функции в жизни общества.

     Программа построена так, чтобы дать школьникам представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается ши¬рокое привлечение жизненного опыта учащихся, обращение к окружа¬ющей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетичес¬кого переживания окружающей реальности является важным усло¬вием освоения школьниками программного материала.

     Наблюдение окружающей реальности, развитие способностей уча¬щихся к осознанию своих собственных переживаний, формирование интереса к внутреннему миру человека являются значимыми состав¬ляющими учебного материала. Конечная цель - формирование у школьника самостоятельного видения мира, размышления о нем, своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры.

      Обучение через деятельность, освоение учащимися способов деятельности - сущность обучающих методов на занятиях изобрази¬тельным искусством. Любая тема по искусству должна быть не прос¬то изучена, а прожита, т. е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творчес¬кого опыта. Только когда знания и умения становятся личностно зна¬чимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашива¬ются, происходит развитие ребенка, формируется его ценностное от¬ношение к миру.

     Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как вы¬ражение отношения человека к природе, обществу, поиск идеалов. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями живописи, графики, скульптуры, архитектуры, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Особое значение имеет познание художественной культуры своего народа.

     Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании нравственности и патриотизма. В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры».

     Россия - часть многообразного и целостного мира. Учащийся шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностн¬ые связи, объединяющие всех людей планеты, осваивая при этом культурное богатство своей Родины.

   

 ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

      В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение на занятиях по изоб¬разительному искусству направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.

      Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»:

-воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; -осозна¬ние своей этнической принадлежности, знание культуры своего на¬рода, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;

-формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

-формирование целостного мировоззрения, учитывающего культур¬ное, языковое, духовное многообразие современного мира;

-формирование осознанного, уважительного и доброжелательного от¬ношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культу¬ре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

--развитие морального сознания и компетентности в решении мо¬ральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и от¬ветственного отношения к собственным поступкам;

-формирование коммуникативной компетентности в общении и со¬трудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образователь¬ной, творческой деятельности;

-осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, -----уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстети¬ческого характера.

      Метапредметные результаты характеризуют уровень сформиро¬ванности  универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

•        умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной де¬ятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной де¬ятельности;

•        умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

•        умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответ¬ствии с изменяющейся ситуацией;

•        умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

•        владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

•        умение организовывать учебное сотрудничество и совместную дея¬тельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на осно¬ве согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргу¬ментировать и отстаивать свое мнение.

        Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художе¬ственно-творческой деятельности, который приобретается и закрепля¬ется в процессе освоения учебного предмета:

•        формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;

•        развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;

•        освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);

•        воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;

•        приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);

•        приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной дея¬тельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотогра¬фия, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);

•        развитие потребности в общении с произведениями изобразитель¬ного искусства, освоение практических умений и навыков вос¬приятия, интерпретации и оценки произведений искусства; фор¬мирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;

•        осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;

•        развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.

Календарно-тематическое планирование

№  урока

Тема раздела урока

Кол-во часов

Тип/форма урока

Планируемые результаты обучения

Виды и формы контроля

Дата проведения

(план)

Примечание

Освоение предметных знаний

УУД

Раздел 1. Образ матери – земли в искусстве.

Поэтический образ русской природы в искусстве(3 часа)

1

Красота осеннего пейзажа

1

Урок изучения и первичного закрепления новых

знаний

 Пейзаж как жанр изобразительного искусства.  Пейзаж в творчестве художников разных эпох.  Выразительные возможности языка живописного пейзажа в передаче  лирического образа природы. колорит. Знать особенности колорита осеннего пейзажа; имена художников –пейзажистов.Уметь выполнять пейзаж в технике монотипия.

Познавательные: определять принадлежность на основе выделения существенных признаков.

Коммуникативные: аргументировать свою позицию.

Регулятивные: выбирать действие в соответствии с поставленной задачей.

Личностные: доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость.

Входной контроль.  Наблюдение учителем за освоением обучающимися содержания обучения Оценка и самооценка учащихся своих работ

2

Осенние мотивы

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

 Пейзаж в графике. Условность художественного языка графики.  Линия . штрих, пятно, силуэт.  . Передача состояния  и пространства в пейзаже  средствами графики.  Выполнение графического пейзажа   по наблюдению и впечатлению от музыкальных и  литературных произведений.

Познавательные:  рассуждать о характерных признаках  народного жилища.

Коммуникативные: задавать вопросы, формулировать свои затруднения

Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Личностные:

ценностное отношение к культуре своего края.

Текущий контроль

Наблюдение учителем за освоением обучающимися содержания обучения Оценка и самооценка учащихся своих работ

3

 Осенние настроение

1

Урок комплексного применения знаний

 Книжная графика, ее связь с образами и сюжетами , поэтическими ассоциациями автора литературного произведения.

Познавательные: узнавать и называть объекты внутреннего пространства крестьянского дома.

Коммуникативные: оказывать взаимопомощь в сотрудничестве.

Регулятивные: преобразовывать познавательную задачу в практическую.

Личностные:самооценка на основе критериев успешной деятельности.

Текущий контроль

Наблюдение учителем за освоением обучающимися содержания обучения Оценка и самооценка учащихся своих работ

Гимн плодородию земли в изобразительном искусстве (5 часов)

4

Дары осени

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

 Натюрморт как жанр изобразительного искусства в творчестве художников различных исторических эпох.  Средства выделения главного и характера связи между предметами. Художественно образный язык изображения окружающей действительности в натюрморте.. Рисование  с натуры натюрморта из различных овощей и фруктов.  Передача разнообразия природных форм и их изобилия.

Познавательные: использовать общие приемы задач.

Коммуникативные: формировать собственную позицию.

Регулятивные: применять установленные правила в решении задачи.

Личностные: ценностное отношение к природному миру.

Текущий контроль

Наблюдение учителем за освоением обучающимися содержания обучения Оценка и самооценка учащихся своих работ

5

 Богатый  урожай.

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

 Богатство оттенков цвета в объектах природы и способы получения их на палитре.  Понятие собственного цвета предмета. Зависимость цвета предмета от его освещения и окружения. Цвет света и тени , рефлекс. Рисование натюрморта по памяти без подготовительного рисунка.

Познавательные: выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов.

Коммуникативные: задавать вопросы, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю.

Регулятивные: составлять план последовательности действий.

  Личностные:уважительное отношение к иному мнению.

Текущий контроль

Наблюдение учителем за освоением обучающимися содержания обучения Оценка и самооценка учащихся своих работ

6-7

Осень в твоем натюрморте

2

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Реалистическое и декоративное изображение плодов и овощей в станковой живописи  и графике. Понятие декоративной стилизации формы и цвета предмета.  Особенности декоративной композиции: ритм, Цветовое пятно, силуэт – главные средства  выразительности . Фактура.

Познавательные: использовать знаково-символические средства для решения задачи.

Коммуникативные: ставить вопросы по данной проблеме.

Регулятивные: определять последовательность действий.

Личностные:

уважительное отношение к труду и культуре своего народа.

Текущий контроль

Наблюдение учителем за освоением обучающимися содержания обучения Оценка и самооценка учащихся своих работ

8

Чудо- дерево.

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Дерево жизни в искусстве народов мира.  Предания о чудесном дереве в устном народном поэтическом творчестве: сказках, песнях. Фантастические образы дерева жизни в современном ДПИ. Знать предания о чудесном дереве; разнообразие художественных образов дерева жизни.Монотипия

Познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации.

Коммуникативные: формировать собственное мнение.

Регулятивные: адекватно использовать речь.

Личностные :уважительное отношение к труду и культуре своего народа.

Итоговый

Доклады, рефераты, сообщения.

Природные и трудовые циклы в народной культуре и их образы в искусстве.

Живая старина. Осенние посиделки как завершение природного и трудового цикла(4 часа)

9

Человек и земля-кормилица.

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

 Народное изобразительное искусство, литература о народных традициях общения людей в совместном труде и забавах.. Жизнь этих традиций в современном мире и отображение их в искусстве. Неповторимое своеобразие русской культуры.  Знать народные традиции общения людей  в труде и забавах Уметь изображать фигуру человека по памяти и представлению.

Познавательные:

осуществлять поиск и выделение необходимой информации для достижения цели; оценивать результат деятельности.

Коммуникативные:

задавать вопросы;

вести устный диалог

осуществлять поиск и выделение необходимой информации.

Регулятивные:

Адекватно использовать речь;

Составлять план работы по достижению планируемого результата. Личностные:

 ценностное отношение к труду и культуре своего народа.

Входной контроль

Наблюдение учителем за освоением обучающимися содержания обучения Оценка и самооценка учащихся своих работ

10

 Делу время- потехе час

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Диалоги об искусстве.  Традиции русских посиделок в изобразительном искусстве.  Народные традиции общения молодежи во время отдыха в различных видах искусства: лаковой миниатюре, графике, мелкой пластике.

Познавательные: выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов.

Коммуникативные: задавать вопросы, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю.

Регулятивные: составлять план последовательности действий. Личностные:

 уважительное отношение к народным традициям.

Текущий контроль

Доклады, рефераты, сообщения.

11-12

 Осенние посиделки

2

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, эстетически оценивать произведения  Декоративно прикладного искусства Определять характерные особенности произведений декоративных промыслов. Осваивать основные приемы кистевой росписи Городца, овладевать декоративными навыками.

Создавать композицию в традициях  русской декоративной росписи.

Познавательные: выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов.

Коммуникативные: задавать вопросы, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю.

Регулятивные: составлять план последовательности действий. Личностные:

уважительное отношение к народным традиции ям.

Текущий контроль

Доклады, рефераты, сообщения.

 Образ времени года в искусстве как как отражение в нем народных представлений о различных состояниях природы (2 часа)

13-14

 Зимняя пора

2

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

 Времена года – любимейшая тема в произведениях художников, поэтов, музыкантов.  Своеобразие средств выразительности различных видов искусства  в передаче красоты и особенности зимней природы. Роль линий , пятен  в произведениях художников- графиков. Выполнение по памяти и представлению пейзажа «Зимние причуды» Поиск выразительной композиции.. Красота заснеженных деревьев и кустарников, архитектурных построек и фигур людей на их фоне.

Познавательные: сравнивать различные элементы на основе зрительного ряда

Коммуникативные: Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.

Регулятивные: применять установленные правила в решении задачи.

Личностные:ценностное отношение к природному миру.

Текущий контроль

Наблюдение учителем за освоением обучающимися содержания обучения Оценка и самооценка учащихся своих работ

 Сплав фантазии и реальности в  образах фольклорных героев (2часа)

15-16

 Изображение  героев сказок и былин в новогодней галерее.

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

 Образ положительных героев былин и сказок народов России и мира в различных видах искусства.  Выполнение изображений Былинно-сказочных героев .  Уметь выполнить и передать в портрете особенности характера ; анализировать содержание, образный язык произведений изобразительного искусства и литературы.

Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы для решения художественной задачи.

Коммуникативные: формулировать вопросы по данной проблеме.

Регулятивные: определять последовательность действий. Личностные:

уважительное отношение к труду и культуре своего народа.

Текущий контроль

Наблюдение учителем за освоением обучающимися содержания обучения Оценка и самооценка учащихся своих работ

 Лад в народной жизни и образы его в искусстве.

Польза и красота в образах  деревянного русского зодчества (6 часов)

17

 Крестьянский дом как отражение уклада народной жизни и памятник архитектуры.

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Понимать и объяснять целостность образного строя традиционного крестьянского жилища, выраженного в его трехчастной структуре и декоре.

Раскрывать символическое значение, содержательный смысл знаков-образов в декоративном убранстве избы.

Определять и характеризовать отдельные детали декоративного убранства избы через конструктивную, декоративную и изобразительную деятельность.

Находить общее и различное в образном строе традиционного жилища разных регионов России.

Создавать эскизы декоративного убранства избы.

Осваивать принципы декоративного обобщения в изображении.

Познавательные: выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов.

Коммуникативные: задавать вопросы, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю.

Регулятивные: составлять план последовательности действий. Личностные:

уважительное отношение к народным традиции ям и мастеров своего края.

Текущий контроль

Взаимооценка учащимися друг друга.

Рефлексия.

18

 Изба как  модель мироздания

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Сравнивать и называть конструктивные, декоративные элементы устройства жилой среды крестьянского дома.

Осознать и объяснять мудрость устройства традиционной жилой среды. Сравнивать, сопоставлять интерьер крестьянских жилищ. Находить в них черты национального своеобразия. Создавать цветовую композицию внутреннего пространства избы.

Познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации.

Коммуникативные: формировать собственное мнение.

Регулятивные: адекватно использовать речь. Личностные:

отношение к труду и культуре своего народа.

Итоговый

19-20

.

Деревянное зодчество. Произведения русских мастеров

2

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Сравнивать и называть конструктивные, декоративные элементы устройства жилой среды крестьянского дома.

Осознать и объяснять мудрость устройства традиционной жилой среды. Сравнивать, сопоставлять интерьер крестьянских жилищ. Находить в них черты национального своеобразия. Создавать цветовую композицию внутреннего пространства избы.

         Познавательные: выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов.

Коммуникативные: задавать вопросы, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю.

Регулятивные: составлять план последовательности действий. Личностные:

уважительное отношение к иному мнению.

Входной контроль

Взаимооценка учащимися друг друга.

Рефлексия.

21-22

 Фасад-лицо, окна-глаза.

2

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Урок обобщения и систематизации знаний

Сравнивать, находить общее и особенное в конструкции, декоре традиционных предметов крестьянского быта и труда. Рассуждать о связи произведений крестьянского искусства с природой. Понимать, что декор не только украшение, но и носитель жизненно важных смыслов. Отмечать характерные черты, свойственные народным мастерам-умельцам. Изображать выразительную форму предметов крестьянского быта и украшать ее. Выстраивать орнаментальную композицию в соответствии с традицией народного искусства.

Познавательные:

узнавать, называть, определять основные характерные черты предметного мира окружающей действительности;

Коммуникативные:

проявлять активность,

выбирать наиболее эффективные способы для решения художественной задачи.

Регулятивные:

использовать речь для регуляции своих действий;

адекватно воспринимать предложения учителя и товарищей;

вносить необходимые изменения в действие.  Личностные:

самооценка на основе критериев успешной деятельности.

Текущий контроль

Доклады, рефераты, сообщения.

Образ народной жизни в опере-сказке  «Снегурочка»  (2 часа)

23

  Декорации к опере-сказке «Снегурочка»

3

Урок - практикум

Диалоги об искусстве. Народные традиции как источник творчества мастеров искусства.   Выдающиеся мастера живописи, музыки и слова. В.Васнецов, Н. Римский-Корсаков, Н. Островский и их работа над оперой «Снегурочка». Выполнение эскиза  декорации . Сказочный образ деревни Берендеевки  используя выразительные особенности и  возможности акварели.

Познавательные: выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов.

Коммуникативные: задавать вопросы, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю.

Регулятивные: составлять план последовательности действий. Личностные:

уважительное отношение к иному мнению.

Текущий контроль

Доклады, рефераты, сообщения.

24

Герои сказки в оперной постановке.

2

Урок обобщения и

систематизации знаний

Урок - практикум

 Народные традиции  в театральном искусстве.  Эскизы театральных  костюмов мифологических и реальных героев сказки «Снегурочка». Участвовать в поисковой деятельности, в подборе зрительного и познавательного материала по теме «Костюм разных социальных групп ».

Соотносить образный строй одежды с положением ее владельца в обществе.

Участвовать в коллективной форме деятельности, связанной с созданием творческой работы.

Передавать в творческой работе цветом, формой, пластикой линий стилевое единство декоративного решения интерьера, предметов быта и одежды людей.

Познавательные: выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов.

Коммуникативные: задавать вопросы, проявлять активность в коллективной деятельности.

Регулятивные: составлять план последовательности действий.

Личностные: доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, уважительное отношение к иному мнению.

Текущий контроль

Взаимооценка учащимися друг друга.

Рефлексия.

 Календарный  праздник  Широкой  Масленицы как часть народной художественной культуры (3 часа)

25

 Праздник начала весны и конца зимы.

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

 Диалоги об искусстве. Масленица-народный праздник. Традиционные масленичные действа. Образ Масленицы в изобразительном и народном искусстве.  Традиции и современность.  Зарисовки по памяти людей в народных костюмах. Для панно «Широкая масленица» Уметь  создавать тематическую композицию, работать в творческих группах; изображать фигуру человека в движении.

Познавательные: выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов.

Коммуникативные: задавать вопросы, проявлять активность в коллективной деятельности.

Регулятивные: составлять план последовательности действий.

Личностные: доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость.

Текущий контроль

Наблюдение учителем за освоением обучающимися содержания обучения Оценка и самооценка учащихся своих работ

26-27

Народное гулянье на Широкую Масленицу.

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Участвовать в итоговой игре-викторине с активным привлечением экспозиций музея, в творческих заданиях по обобщению изучаемого материала.

Распознавать и систематизировать зрительный материал по декоративно-прикладному искусству и систематизировать его по социально-стилевым признакам.

Соотносить костюм, его образный строй с владельцем.

Размышлять и вести диалог об особенностях художественного языка классического декоративно-прикладного искусства и его отличии от искусства народного (крестьянского).

Использовать в речи новые художественные термины.

Познавательные:

узнавать, называть, определять основные характерные черты предметного мира окружающей действительности;

Коммуникативные:

проявлять активность,

выбирать наиболее эффективные способы для решения художественной задачи.

Регулятивные:

использовать речь для регуляции своих действий;

адекватно воспринимать предложения учителя и товарищей;

вносить необходимые изменения в действие.  Личностные:

самооценка на основе критериев успешной деятельности.

Итоговый

Результаты проектной и исследовательской деятельности учащихся

 Образ единения человека и природы в искусстве.

 Изображение животного как объекта поклонения, изучения и как художественный образ (2 часа)

28

Животные в твоей жизни

2

Урок закрепления новых  знаний

 Своеобразие ранних изображений животных. Анималистический жанр.  Животный мир в произведениях графики, скульптуры, декоративно-прикладном искусстве. Реальные образы животных и декоративная их разработка. Наброски и зарисовки животных по памяти и по представлению. Движение и энергия линии.

Познавательные:

узнавать, называть, определять основные характерные черты современного декоративно - прикладного искусства;

Коммуникативные:

обсуждать и анализировать работы художников с точки зрения пластического языка материала при создании художественного образа.

Регулятивные:

преобразовать познавательную задачу в практическую.

ЛР: целостный взгляд на мир в единстве и разнообразии современных художественных произведений; эстетические потребности.

Входной контроль

Наблюдение учителем за освоением обучающимися содержания обучения Оценка и самооценка учащихся своих работ

30-31

Ты сам - мастер декоративно-прикладного ис¬кусства (Витраж)

2

Урок комплексного применения знаний

Разрабатывать, создавать эскизы коллективных• панно, витражей, коллажей, декоративных украшений интерьеров школы.

Пользоваться языком декоративно-¬прикладного искусства, принципами декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы.

Владеть практическими навыками выразительного использования формы, объема, цвета, фактуры и других средств в процессе создания плоскостных или объемных декоративных композиций.

Собирать отдельно выполненные детали в более крупные блоки, т. е. вести работу по принципу «от простого ¬к сложному».

Участвовать в подготовке итоговой выставки творческих работ.

Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задачи.

Коммуникативные: оказывать взаимопомощь в сотрудничестве

Регулятивные: применять установленные правила в решении задачи. Личностные:

уважительное отношение к иному мнению

Текущий контроль

Взаимооценка учащимися друг друга.

Рефлексия.

32-33

        Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства ( мозаичное панно)

2

Урок комплексного применения знаний

Разрабатывать, создавать эскизы коллективных• панно, витражей, коллажей, декоративных украшений интерьеров школы.

Пользоваться языком декоративно-¬прикладного искусства, принципами декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы.

Владеть практическими навыками выразительного использования формы, объема, цвета, фактуры и других средств в процессе создания плоскостных или объемных декоративных композиций.

Собирать отдельно выполненные детали в более крупные блоки, т. е. вести работу по принципу «от простого ¬к сложному».

Участвовать в подготовке итоговой выставки творческих работ.

Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задачи.

Коммуникативные: оказывать взаимопомощь в сотрудничестве

Регулятивные: применять установленные правила в решении задачи.

Личностные:

уважительное отношение к иному мнению

Текущий контроль

Наблюдение учителем за освоением обучающимися содержания обучения Оценка и самооценка учащимися своих работ

34-35

Создание декоративной композиции «Здравствуй, лето!».

2

Урок комплексного применения знаний

Разрабатывать, создавать эскизы панно, коллажей, декоративных украшений интерьеров школы.

Пользоваться языком декоративно-¬прикладного искусства, принципами декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы. Владеть практическими навыками выразительного использования формы, объема, цвета, фактуры и других средств  в процессе создания плоскостных или объемных декоративных композиций.

Собирать отдельно выполненные детали в более крупные блоки, т. е. вести работу по принципу «от простого к сложному».

Участвовать в подготовке итоговой выставки творческих работ.

Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задачи.

Коммуникативные: формулировать затруднения, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю

Регулятивные: предвидеть возможности получения конкретного результата

Личностные:

эстетические чувства

Итоговый

Результаты проектной и исследовательской деятельности учащихся

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по литературе 5класс (ФГОС)

Рабочая  программа  по литературе  5класс (ФГОС)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»5класс - школа 2100

Программа разработана на основе обязательного минимума содержания основного общего образования по образовательному компоненту «Изобразительное искусство», предназначена для основной школы любого типа ...

рабочая программа по математике 5класс

Рабочая программа составлена с учётом программы общеобразовательных учреждений  Математика 5- 6 классы. Автор-составитель В.И. Жохов, Москва Мнемозина 2010г. Рабочая программа рассчитана на 210 ч...

Рабочая программа по ОПК 5класс

Рабочая программа по ОПК 5класс, учебник Л.Л.Шевченко...

Рабочая программа по музыке 5класс

Пояснительная записка.Цели .задачи.Календарно-тематическое планирование.Литература...

Рабочая программа по обществознанию 5класс ФГОС

Программа по обществознанию,разработанная  к учебнику Боголюбова Л.Н. 5класс....