Открытый урок "Народные традиции и творчество в искусстве изразца" для учащихся 2 класса ДХШ, преподаватель Пак Лидия Петровна
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо) по теме

Пак Лидия Петровна

 Открытый урок на тему "Народные традиции и творчество в искусстве изразца" для учащихся 2 класса Ногинской детской художественной школы проводился преподавателем Пак Лидией Петровной в рамках областной зональной конференции преподавателей художественных школ и художественных отделений школ искусств Восточного Подмосковья.

Урок является составной частью авторской программы Пак Л.П. для детских художественных школ. Преподаватель в доступной и образной форме объяснил учащимся стоящие перед ними задачи. Во время объяснения демонстрировались многочисленные образцы, иллюстрации работ по изразцу. Преподаватель обращал внимание учеников на ценность наследия искусства изразца как направления народного декоративно-прикладного творчества. Преподаватель мотивировал учащихся на поисковую работу, объявив конкурс на лучшее описание образа в изображении изразца. Прежде чем учащиеся приступили к  практической части задания, они  осуществили поиск правильной последовательности выполнения работы и это  помогло им лучше усвоить материал. В процессе урока преподаватель грамотно организовал коллективное обсуждение выполнения задания, что способствовало живому обмену мнениями и помогло исправить ошибки учащихся. Следующий этап самостоятельной работы учащихся предваряло объяснение преподавателя по композиционной технике декора изразцов с использованием богатого иллюстративного материала. Учащиеся самостоятельно обсудили свой план дальнейшей  практической работы. Завершением урока стало подведение итогов объявленного в начале урока конкурса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

 дополнительного образования детей

Ногинская детская художественная школа

План-конспект открытого урока

Преподаватель: Пак Лидия Петровна

Предмет: скульптура

Тип занятия: групповое

Класс: 2 (11-12 лет)

Тема: Народные традиции и творчество в искусстве изразца

Дата проведения: 29 марта 2011 г.

2010-2011 учебный год

Цели урока: Способствовать развитию творческой самостоятельности учащихся с применением знаний о народном искусстве изразца

Задачи урока для преподавателя:

Образовательные:

Познакомить учащихся с особенностями композиции на примере изразца. Обучить учащихся техникам декорирования изразца.

Воспитательные:

Воспитать уважение к народному декоративно-прикладному творчеству.

Пробудить интерес к историческому наследию мастеров изразца.

Развивающие:

Сформировать творческое отношение к выполнению заданий.

Развить навыки учащихся по работе с глиной.

Задачи урока для учащихся:

Образовательные:

Усвоить знания о композиционных особенностях изразца как одного из направлений народного декоративно-прикладного искусства.

Овладеть техникой декорирования изразца.

Воспитательные:

Понять значение народного декоративно-прикладного творчества на примере искусства изразца.

В процессе поисковой деятельности творчески и самостоятельно подходить к решению задач.

Развивающие:

Научиться использовать полученные знания и умения в самостоятельной творческой работе. Применить технику исполнения, композиционные приемы в своей творческой работе.

Зрительный ряд:

Карточки и таблицы этапов работы над декоративным изразцом.

Фотографии работ декоративного рельефа в творчестве народных мастеров изразца, преподавателя, учащихся.

Образцы декоративного рельефа преподавателя и учащихся.

Материалы и оборудование:

  • Эскизы различных способов декорирования рельефов.
  • Краски акварель, гуашь.
  • Кисти для росписи «колонок».
  • Предметы для оттиска.
  • Ткань для раскатывания пласта из глины.
  • Гипсовые формы с изображением животных, растений, орнамента.
  • Бумага альбомная формата А4 в количестве 5 листов.
  • Банка с водой, тряпочка для кистей
  • Палитра с ячейками.
  • Карандаш простой.
  • Клей ПВА
  • Каток для раскатывания глины.

План урока:

Организационная часть.

Беседа о декоративном рельефе.

Объяснение последовательности практической работы.

Постановка задачи по изготовлению оттиска изразца.

Практическая работа.

Подведение итогов.

Домашнее задание.

Ход урока:

Последовательность проведения занятия

время

Наглядное и

звуковое

оформление

1

1.1. Преподаватель объясняет задачи занятия и обращает внимание на то, что занятие является подготовительным к выполнению творческого рельефа «изразец в творчестве детей».

Демонстрируются изразцы народного искусства мастеров, преподавателей и учащихся с различными способами декорирования (процарапывание, оттиски, налепы, глазури). Выбрав одну из работ декоративного рельефа народных мастеров, преподаватель объявляет конкурс «кто вернее опишет образ в изображении изразца».

1.2. Учащиеся пытаются ответить на вопросы:

  • Что за персонаж изображен в рельефе
  • Каков характер персонажа
  • Какое настроение у персонажа
  • Какую историю можно рассказать об этом персонаже и т.д.
  • Преподаватель предлагает выявить победителя конкурса и обещает раскрыть свой творческий замысел в конце занятия.

5 мин

10 мин

2

Учащимся предлагается самостоятельно определить последовательность этапов выполнения работы по декоративному рельефу.

Преподаватель раздает учащимся карточки с этапами работы. Учащиеся располагают карточки на листе бумаги, приклеивают их и подписывают свои фамилии. Затем для самостоятельной проверки правильности выполнения задания учащимся демонстрируются таблицы с правильным расположением этапов работы. Учащиеся делают поправки на своих работах ручкой и сдают их преподавателю.

10 мин

Карточки с этапами работы по числу учащихся.

Таблицы с этапами работы.

3

Преподаватель дает задание обменяться эскизами декора изразца (выполненное домашнее задание) с целью найти возможности для улучшения технического исполнения и цветового решения рельефа. Учащиеся обмениваются мнениями, с помощью преподавателя находят пути улучшения рельефа или исправления ошибок.

15 мин

4

Самостоятельная работа учащихся по внесению изменений в эскизы по декорированию изразца.

10 мин

5

Объяснение техники заполнения декора более мелкими элементами. Демонстрация иллюстраций декоративного изразца в творчестве народных мастеров, преподавателя и учащихся. Преподаватель обращает внимание учащихся на ритмическое заполнение крупных пятен и варианты декора с более мелким изображением.

15 мин

Фото и образцы изразцов

6

Несколько учащихся (по желанию) рассказывают о плане своих дальнейших действий по завершению декорирования изразца. Преподаватель организует обсуждение запланированных действий и в случае необходимости вносит коррективы в действия учащихся.

10 мин

7

Самостоятельная работа учащихся по декорированию изразца. Индивидуальная работа преподавателя с учащимися.

40 мин

Звучит народная музыка

8

Подведение итогов конкурса, объявленного преподавателем в начале занятия.

Награждение победителя конкурса. В это время учащиеся выставляют свои работы для просмотра.

10 мин

Приз для победителя конкурса

9

Анализ завершенных работ. Коллективная оценка и определение лучших работ.

10 мин

10

Подведение итогов занятия

Подведение итогов темы

5 мин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок -проект по творчеству Ф. Карима в 7 классе

“Татарстан Республикасы Буа шәһәре  М.М. Вахитов исемендәге гимназия”гомуми белем муниципаль учреждениесе   Фатих Кәрим – шагыйрь һәм солдат.( Фатих Кәримнең тормышы һәм иҗаты буен...

Открытое итоговое внеклассное мероприятие по изобразительному искусству для учащихся 8 классов по теме «Архитектура». «Путешествие по Золотому кольцу России».

Вступительное слово учителя.   Сегодня мы собрались в необычной обстановке, чтобы подвести итоги нашей работы по изученной теме «Архитектура». В течение нескольких уроков вы создавали творче...

Авторская методика Пак Лидии Петровны "Авторская глиняная расписная игрушка в развитии творческих способностей детей"

Учебно-методическое пособие "Авторская глиняная расписная игрушка в развитии творческих способностей детей", автором которой является преподаватель Ногинской детской художественной школы (г. Ногинск М...

Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для 4 классов базовый уровень, Зайцева Лариса Петровна - учитель изобразительного искусства высшей категории

Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для 4 классов базовый уровень, Зайцева Лариса Петровна - учитель изобразительного искусства высшей категории...

Программа по прикладной композиции для учащихся 1-5 классов детских художественных школ, 2013 г. Разработчик программы Пак Лидия Петровна

Настоящая программа предназначена для обучения прикладной композиции учащихся 1-5 классов детских художественных школ и художественных отделений детских школ искусств.Разработчик программы Л.П.П...

Методическая разработка "Новые методы в преподавании народных росписей", автор преподаватель Ногинской детской художественной школы Пак Лидия Петровна, 2013 г.

Тема народных росписей является частью Программы по прикладной композиции. Эта тема традиционно подавалась по следующему алгоритму: знакомство с видом росписи, копирование образцов, отработка навыков....

Иллюстрации к картонажной игре "Русские мотивы", автор методики преподавания народных росписей Пак Лидия Петровна

Картонажная игра как новый метод в преподавании народных росписей разработана Пак Лидией Петровной, худлжником, преподавателем Ногинской детской художественной школы.ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ изготовления иг...