Методическая разработка "Новые методы в преподавании народных росписей", автор преподаватель Ногинской детской художественной школы Пак Лидия Петровна, 2013 г.
методическая разработка по изобразительному искусству (изо) на тему

Пак Лидия Петровна

Тема народных росписей является частью Программы по прикладной композиции. Эта тема традиционно подавалась по следующему алгоритму: знакомство с видом росписи, копирование образцов, отработка навыков. Предлагаемая методика «Новые методы в преподавании народных росписей» предполагает, что учащиеся в процессе знакомства с особенностями народных росписей будут выполнять творческие самостоятельные работы в виде картонажных игр (динамических игр) с элементами той или иной росписи.

Тема «Новые методы в преподавании народных росписей» (Полхов- Майдан, Городец, Северная Двина) разработана на основе личного творческого опыта автора Пак Лидии Петровны (художника, преподавателя Ногинской детской художественной школы), с учётом федеральных  государственных требований  к дополнительным профессиональным программам.

Изучение темы направлено пробуждение интереса учащихся к русской национальной культуре, приобщение их к богатому наследию народного творчества (устного, музыкального, изобразительного).

На протяжении курса обучения, учащиеся изучают правила, приемы и средства композиции на основе народных росписей (Полхов-Майдан, Городец, Северная Двина). С помощью картонажной игры учащиеся не только закрепляют полученные знания, но и развивают собственную фантазию, самостоятельность, творчество, создавая игру из картона с элементами народных росписей. 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Методическое пособие «Новые методы в преподавании народных росписей»

Автор Пак Л.П. преподаватель МОУ ДОД «Ногинская детская художественная школа»

2013 год

Структура темы Народные росписи

1. Пояснительная записка

  • характеристика учебной темы, ее место и роль в образовательном     процессе,  
  • срок реализации темы,
  • объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию темы,
  • сведения о затратах учебного времени и графике промежуточной аттестации,
  • форма проведения учебных аудиторных занятий,
  • цели и задачи методики,
  • обоснование структуры методической разработки,
  • методы обучения,
  • описание  материально-технических условий реализации.

2. Содержание методической разработки:

  • учебно-тематический план,
  • годовые требования  содержание и тем,
  • содержание разделов и тем.

3. Требования к уровню подготовки обучающихся

4. Формы и  методы контроля, система оценок:

  • аттестация (цели, виды, форма, содержание),
  • критерии оценки.

5. Методическое обеспечение учебного процесса.

6. Список литературы и  средств обучения:

  • список методической и учебной литературы,
  • средства обучения.

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 1.1.Характеристика учебной темы, её место и роль в учебном процессе.

Тема народных росписей является частью Программы по прикладной композиции. Эта тема традиционно подавалась по следующему алгоритму: знакомство с видом росписи, копирование образцов, отработка навыков. Предлагаемая методика «Новые методы в преподавании народных росписей» предполагает, что учащиеся в процессе знакомства с особенностями народных росписей будут выполнять творческие самостоятельные работы в виде картонажных игр (динамических игр) с элементами той или иной росписи.

Методика разработана на основе личного творческого опыта автора, с учётом возрастных особенностей учащихся, с учетом федеральных  государственных требований  к дополнительным профессиональным программам.

Изучение темы народных росписей направлено на пробуждение интереса учащихся к русской национальной культуре, приобщение их к богатому наследию народного творчества (устного, музыкального, изобразительного).

Особенностью авторской разработки «Новые методы  в преподавании народных росписей» является то, что  изучение народных росписей  (Полхов-Майдан, Городец, Северная-Двина) осуществляется в процессе изготовления картонажной игры.

С помощью этого методического приема учащиеся не только закрепляют полученные знания и отрабатывают технику народных росписей, но и развивают собственную фантазию, самостоятельность, творчество, создавая игру из картона с элементами народных росписей.

Как создается картонажная игрушка

  • Игрушка выполняется из очень плотной бумаги  или картона;
  • Для соединения деталей используется клей, возможно, также  применение заклепок или иного осевого шарнира;
  • Используются следующие схемы организации движения  игрушки:

- вверх-вниз

- вправо-влево

- дуговое или круговое движение.

Работа над игрушкой помогает активизировать изобретательность, развивает конструктивное мышление. Перед началом работы  с картоном учащимся необходимо сделать конструктивный эскиз механизма игрушки с учетом выбранного сюжета  и предполагаемой техники росписи. В процессе подготовки важно предусмотреть стилистическое единство контуров игрушки  с элементами выбранной росписи.

Внимательно прорабатываются композиционные особенности  тех или иных видов росписи. Элементы росписи  и композиционный строй не должны  быть случайными, их необходимо гармонично соединить  с формой игрушки. Здесь важна вариативность компоновки элементов.

Сам процесс росписи  практически ничем не отличается  от традиционных подходов. В росписи   используются знания  и навыки, полученные с 1-3 классах. Особенностью картонажной игры является то, что готовая игрушка не  покрывается лаком  и для росписи  используются темперные краски, устойчивые к стиранию и воде.

В процессе росписи  рекомендуется применять музыкальное и звуковое оформление (народная музыка: дудки, рожок, свирель и устное народное творчеств: стихи, песни, частушки). После завершения  росписи  игрушки,  учащиеся придумывают  или подбирают  частушки, пословицы, поговорки, связанные с темой игры.

1.2. СРОК РЕАЛИЗАЦИИ ТЕМЫ

Тема «народные росписи» предназначена для художественных школ и школ искусств, изучающих прикладную композицию.

Обучение рассчитано на 3 года (1,3, 4 классы ДХШ).

1.3. ОБЪЁМ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ, предусмотренный учебным планом

образовательного учреждения на реализацию тем ы.

Вид учебной работы,

аттестации, учебной

нагрузки

Затраты учебного времени. График промежуточной аттестации

Всего часов

Классы

1

3

4

Полугодия

1

2

2

Аудиторные занятия

8

12

34

         54

Самостоятельная

работа

4

6

17

27

Максимальная учебная

нагрузка

12

18

51

81

Вид промежуточной

аттестации

просмотр

             

162

1.4. ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ

Занятия проводятся в группе 10-12 человек.  Задания по изучению росписей и игры  на их основе  составлены с учётом  возрастных особенностей детей.

Недельную учебную нагрузку составляют  2 часа аудиторных  занятий,  а также 1 час самостоятельной работы.

1.5. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ  УЧЕБНОЙ ТЕМЫ

1. Создание   у детей более цельного представления  о русском народном искусстве. Взаимосвязь  различных видов искусств (устного, музыкального, изобразительного);

2. Изучение  композиционных особенностей  росписей;

3. Углубление и закрепление технических навыков  различных видов

росписей;

4. Воплощение знаний о композиции  по мотивам народных росписей в  самостоятельной   творческой работе.

ЗАДАЧИ ОБУЧАЮЩИЕ:

  • научить основам художественной грамоты  в данных видах росписей,
  • овладеть  техникой исполнения росписей  в игре,
  •  развить конструктивное мышление в исполнении  композиции в материале,
  • научить практическим навыкам в исполнении  игр в материале,
  • научить последовательности  выполнения игр  по мотивам народных росписей.

ВОСПИТАТЕЛЬНО-РАЗВИВАЮЩИЕ

  • пробудить интерес  к народной культуре и народным традициям (изобразительному, музыкальному, устному  творчеству, быту и праздникам, различным играм),
  • развить фантазию  в придумывании игры  и  исполнении её в материале по мотивам росписей (Полхов-Майдан, Городец, Северная Двина),
  • воспитать трудолюбие, аккуратность, мастерство, доброжелательное отношение друг к другу, сотворчество.

1.6. ОБОСНОВАНИЕ СТРУКТУРЫ  МЕТОДИЧЕСКОГО ПОСОБИЯ

Обоснованием структуры пособия являются ФГТ и  личный педагогический опыт.

ПОСОБИЕ СОДЕРЖИТ СЛЕДУЮЩИЕ РАЗДЕЛЫ:

  1. сведения о затратах  учебного времени  на  освоение темы,
  2. распределение учебного  материала по годам  обучения,
  3. описание дидактических единиц,
  4. требования  к уровню подготовки обучающихся,
  5. формы и методы контроля, система оценок,
  6. методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится  основной раздел программы «Содержание  учебной темы предмета».

1.7. МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

Для воспитания  и развития  навыков  творческой  работы  учащихся в учебном процессе применяются  следующие методы:

 ОБЪЯСНИТЕЛЬНО  - ИЛЛЮСТРАТИВНЫЕ (показ методических  пособий с видами росписей  в творчестве мастеров и автора методической разработки).

ЧАСТИЧНО – ПОИСКОВЫЕ  (игра по мотивам народных росписей, поиск сюжета).

ТВОРЧЕСКИЕ (выполнение игры  по своему  выбору  в сюжете и технике исполнения).

1.8. ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ

Для выполнения заданной темы учащиеся изучают различные виды росписей в книгах, знакомятся с народными играми и музыкальными ритмами. Кабинет  должен  быть оборудован столами, стульями, наглядными пособиями, материалами для выполнения игры.

В качестве исполнительных материалов используются:

 графические средства – карандаши, кисти, бумага, картон;

 живописные средства – краски темперные, акриловые, акварель, кисти;

 для игры – картон  тонкий,  клей ПВА, режущий инструмент.

1.9. СОДЕРЖАНИЕ  УЧЕБНОЙ ТЕМЫ:

В  работе применяются   теоретические  формы работы (изучении видов росписей,  их  особенностей)  и практические (отработка техники исполнения росписей  и создание игры из картона).

Согласно программе  в ПЕРВОМ   КЛАССЕ начинается  знакомство

с  народной росписью  по дереву мастеров ПОЛХОВ-МАЙДАНА, отработка навыков с помощью игры  из картона по мотивам росписи.

В ТРЕТЬЕМ КЛАССЕ    учащиеся  знакомятся с  народными росписями Городца и выполняют игру  из картона с элементами городецкой росписи.

В ЧЕТВЁРТОМ КЛАССЕ изучаются народные росписи Северной Двины, выполняются игры из картона  по мотивам этих росписей, по своему выбору

с элементами росписи.

Содержание программы включает следующие основные разделы:

Классы

Разделы программы

Количество часов

1

Роспись по дереву Полхов-Майдан

8

3

 

Городецкая роспись

12

4

Росписи Северной Двины

33

Итого

54

2. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМЫ

2.1. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПЛАНЫ

Тематический план 1 класс

Задание п/п

Игра по мотивам росписи Полхов-Майдана

Кол-во

часов

Кол-во

заданий

1

Росписи по дереву Полхов-Майдана в творчестве мастеров

2

1

2

Книжка раскраска по мотивам росписи

2

1

3

 Игра с движением по собственному замыслу с элементами росписи

2

1

4

Дополнение изображений игры устным, музыкальным народным творчеством

2

1

Итого:

8

4

Учебно-тематический план 1класс

Задание п/п

Игра по мотивам росписи Полхов-Майдана

Кол-во часов

Теор.

Практ.

Общ.

1.Росписи по дереву

Полхов-Майдана

Вводная беседа. Особенности росписи. Практическая работа: зарисовка росписей.

0,5

1,5

2

2.Книжка-раскраска

Вводная беседа: особенности цвета в росписи. Практическая работа: выполнение сюжета в цвете.

0,5

1,5

2

3.Игра с движением по собственному замыслу

Вводная беседа: особенности игры в росписи и механике. Практическая работа: выполнение игры

0,5

1,5

2

4.Устное и музыкальное народное творчество в игре

Вводная беседа о единстве устного, музыкального и  изобразительного искусства в игре. Практическая работа:

Дополнение изображения пословицами и поговорками на фоне музыкального сопровождения.

0,5

1,5

2

Итого:

2

6

8

Тематический план 3 класс

Задание п/п

Тема: Росписи Городца       в игре из картона  

Кол-во часов  

Кол-во

заданий

1.

Росписи по дереву Городца в творчестве народных мастеров и автора

2

1

2.

Книжка раскраска по мотивам росписи

2

1

3.

Выполнение игры с движением с элементами росписи

6

1

4.

Дополнение игры устным, музыкальным народным творчеством

2

1

Итого:

12

4

Учебно-тематический план 3 класс

Задание п/п

Тема: Росписи Городца в игре из картона

Кол-во часов

Теор.

Практ.

Общ.

  1. Росписи Городца

Вводная беседа: Особенности росписи в сюжете и технике исполнения. Практическая работа: зарисовка элементов росписи.

0,5

1,5

2

2.Книжка раскраска по мотивам росписи

Вводная беседа: Особенности росписи в цвете, сюжете и технике исполнения. Практическая работа: выполнение сюжета в цвете.

0,5

1,5

2

3.Игра с движением по мотивам росписи

Вводная беседа: Последовательность выполнения игры. Практическая работа: выполнение эскиза игры по мотивам росписи

0,5

1,5

2

4.Проект игры

Вводная беседа о последовательности работы над игрой. Практическая работа: увеличение эскиза в натуральную величину.

0,5

1,5

2

5.Единство устного, народного, изобразительного в игре

Вводная беседа о единстве устного, народного, изобразительного в росписи игры. Практическая работа: выполнение игры в цвете и дополнение сюжета частушками, поговорками и т.д.

0,5

1,5

2

6.Механизм  движения в игре

Вводная беседа: виды движений в игре из картона. Практическая работа: выполнение механики игры.

0,5

1,5

2

Итого:

3

9

12

Тематический план 4 класс

Задание п/п

Игра по мотивам росписи Северной Двины

Кол-во часов

Кол-во заданий

1

Народная роспись Северной Двины в творчестве мастеров и автора

2

1

2

«Книжка-раскраска» по мотивам росписи

2

1

3

Игра «Мозаика» по мотивам росписи

6

1

4

Игра с движением по собственному замыслу с элементами росписи

20

1

5

Единство устного, музыкального и изобразительного в игре

2

1

6

Контрольная работа

1

Итого:

33

5

Учебно-тематический план 4 класс

Задание п/п

Игра по мотивам росписи Северной Двины

Кол-во часов

Теор.

Практ.

Общ.

1.Народные росписи Северной Двины

Вводная беседа: особенности росписей. Практическая работа: зарисовка росписей

0,5

1,5

2

  1. Книжка раскраска по мотивам росписи

Вводная беседа: особенности цвета в росписи. Практическая работа: выполнение в цвете элементов игры

0,5

1,5

2

  1. Игра «Мозаика» по мотивам росписей

Вводная беседа: композиционные особенности росписи. Практическая работа: выполнение эскиза игры (в карандаше и цвете)

0,5

1,5

2

Вводная беседа: особенности схем построения сюжета в росписях. Практическая работа: выполнение эскиза игры в натуральную величину

0,5

1,5

2

Вводная беседа: особенности цвета в росписях. Практическая работа: выполнение игры в цвете

0,5

1,5

2

  1. Игра с движением из картона по мотивам росписей

Вводная беседа: сюжеты с изображением игр в росписи. Практическая работа: выбор сюжета, зарисовка мотива

0,5

1,5

2

Вводная беседа: композиционные особенности в росписях и игре. Практическая работа: поиск композиционного решения игры в эскизе (линия и цвет)

0,5

1,5

2

Вводная беседа: особенности линии в росписях. Практическая работа: выполнение игры в натуральную величину в линейном исполнении.

0,5

1,5

2

Вводная беседа об особенностях цвета в народной росписи и игре. Практическая работа: выполнение макета игры в цвете

0,5

1,5

2

Вводная беседа: знание о народных играх. Практическая работа: выполнение механики в игре

0,5

1,5

2

  1. Игра по собственному замыслу с элементами росписей

Вводная беседа: разнообразие сюжетов в народных росписях  и игре по своему выбору.

Практическая работа: Выбор сюжета игры, зарисовка мотива в карандаше и цвете.

0,5

1,5

2

Вводная беседа: особенности линии в  изображении росписи игры,

Практическая работа: выполнение  игры в натуральную величину

0,5

1,5

2

Вводная беседа: особенности цвета в  народном искусстве и игре. Практическая работа: выполнение игры в цвете.

0,5

1,5

2

Вводная беседа: особенности в завершении росписей. Практическая работа: обводка элементов росписи чёрным контуром.

0,5

1,5

2

Вводная беседа о способах движения элементов росписи в игре. Практическая работа: дополнение росписи игры элементами движения  

0,5

1,5

2

  1. Взаимосвязь изобразительного, устного и музыкального творчества в игре

Вводная беседа о единстве устного, изобразительного и музыкального искусства. Практическая работа: выбор устного и музыкального творчества согласно изображению игры.

0,5

1,5

2

Контрольная работа

1

Итого:

9

24

33

2.2. ГОДОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМЫ

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМЫ разделено на три части:

  1. Теоретическая,
  2. Подготовительная,
  3. Практическая.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

ЗАДАЧИ теоретической части:

  • Знакомство  с  народными играми,
  • Изучение росписей по дереву, как видом народного искусства,

его историей, видами,

  • Изготовление игры по мотивам росписей из картона.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

ЗАДАЧИ подготовительной части:

  • Развитие фантазии, стимулирование активного поиска  учащимися разнообразных решений декора игры,
  • Разработка эскизов индивидуального декорирования игры по народным мотивам.

С этой целью учащиеся вначале изучают способы ритмической организации  декоративных элементов в росписях, а затем разрабатывают эскизы индивидуального декорирования  игры с движением.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

ЗАДАЧИ практической части:

  • Закрепить навыки в освоении росписей;
  • Выполнить макет игры из картона,
  • Освоить механику игры,
  • Дополнить изображение текстом (пословицы, поговорки, стихи).

1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1 этап

ИЗУЧЕНИЕ РОСПИСЕЙ ПО ДЕРЕВУ (история, виды, образная выразительность, особенности в сюжете и построении)

ДЛЯ ВСЕХ ВИДОВ РОСПИСИ ХАРАКТЕРНО:

  • разнообразие тем и сюжетов,
  • образная выразительность в сочетании с простотой изображения,
  • разнообразие технических приёмов в исполнении росписей.

АНАЛИЗИРУЮТСЯ СЮЖЕТЫ (в изображении архитектуры, животного, растительного мира, бытовых сцен, игрушек):

1 класс - мастеров ПОЛХОВ-МАЙДАНОВСКОЙ росписи,

3 класс – росписи ГОРОДЦА,

4 класс – росписи СЕВЕРНОЙ ДВИНЫ

Описывается привлекательность этого вида искусства:

1.Разнообразие сюжетов  в изображении животного, растительного мира, сцен из жизни, фантастических и мифологических  образов;

2. Доступность материалов;

3. Простота техники;

4. Ясность изобразительных решений;

5. Выразительность образов;

6. Выполнение темы в виде  ряда игр;

7. Единство изобразительного, устного и музыкального творчества.

ДЕМОНСТРИРУЮТСЯ   ИЛЛЮСТРАЦИИ  РАЗНЫХ  ВИДОВ  РОСПИСИ:

  • Полхов-Майдана;
  • Городца;
  • Северной Двины;

ИЗУЧЕНИЕ ТРАДИЦИОННОЙ ИГРУШКИ

Помимо особенностей народных росписей в каждом классе изучаются особенности игрушки в рамках данного промысла.

1 класс игрушки Полхов-Майдана

Широко известен промысел (производство расписных токарных изделий) в селе Полховский Майдан, деревне Крутец и поселке Вознесенское Нижегородской области (бывшая Горьковская область). Узор на игрушках  ПОЛХОВ-МАЙДАНА закрывает бока  коня  и повозки, подчёркивая  декоративность. Алые розы  с желтой серединой на красном, черном, белом фоне коней перекликаются с цветочными узорами на шалях. Шумные ярмарки собирали огромное количество мастеров – игрушечников. В образах игрушки прослеживается связь с природой. Пышные розаны, маки, незабудки,  колокольчики в росписи игрушки.

Целые картины быта, изображение зари, солнца в росписи яиц – символа  весны, света, жизни. Из фольклора  сказочная птица  несла по золотому яйцу. Блеск его проходил через ночную тьму и зимнюю стужу, и наступал день, приходила весна.

Катание яиц стало одной из самых любимых  игр.  Их украшают рисунками птиц, петухов, домов. Всё пронизано  праздничным ощущением мира. Освобождение от оков  зимы. Пробуждение земли, цветенье трав передавалось и в игре. Село Майдан на берегу реки Полховки, отсюда и название росписи.

ТРАДИЦИИ И  ТВОРЧЕСТВО  в играх из картона  по мотивам  росписи.

Знакомство детей  с народным   искусством расширит знания, поможет  развитию образного мышления  на основе  изучения традиции, создания своих  творческих работ.

Игра из картона «Качалка»  задумана  в традициях Полхов-Майдановской  росписи по дереву, широко известной  в Горьковской  области. Яркая, солнечная роспись, наивность изображения  перекликается  с детским творчеством,  поэтому  она стала  основой  для игры. Яркий, солнечный цвет усиливает  черный контур, с последующей проработкой формы внутри короткими штрихами. Роспись анилиновыми красителями  затем заменяется масляными красками. Цвет красок  локальный. Настоящие мастера расписывают матрёшки, кубышки  - сахарницы, солонки, птицы- свистульки, лошадки, яйца и т.д. Украшают их пышными узорами цветочных букетов, сценами из жизни.

3 класс – игрушки Городца

В конце ХХ века получил известность промысел резной деревянной игрушки ГОРОДЕЦКОЙ в селе  Пурех на Волге и Курцеве на реке Узоле.

Ярмарочное веселье, красные, чёрные, малиновые ямщицкие тройки, карусели, песни и пляски отражали жизнь волжских городов.

На ярмарке всегда продавались резные игрушки с изображением коней, птиц, музыкальные шкатулки  «Городецкий перепляс» с движущимися  фигурками. Выразительный  образ коня на колёсиках восходит  к  образам-символам, конь – солнце. Игрушки характеризует простота  и выразительность  образа. Используются природные материалы: бумага, ткань, глина, щепа. Материал диктует и образ игрушки.

Пример Федосеевской  игрушки-топорщины, т. е. образ складывается от топора.

Из дощечек  складываются повозки,  сани, мельницы, карусели, балалайки и прочее. Раскраска жёлтым фоном, лёгкий рисунок росписи часто не совпадает с  линией изображения, что придаёт игрушке особенную легкость и непринуждённость. Возможно, сказывается влияние искусства иконописи, переписывание древних  книг, которые писались скорописью. Игрушку отличает праздничное восприятие мира.

4 класс – игрушки Северной Двины

Лёжа добра не добыть,

Горе не избыть.

Чести и любви не нажить,

Красной одежды не носить.

Писатель Б. Шергин приводит одну из таких песен в рассказе, где отец  излагает в наказе сыну свою жизненную мораль.

Большой интерес в росписях проявляли народные мастера  к изображению  житейских сцен, таких как сватовство, свадьба, чаепитие, посиделки.

Украшали росписью предметы быта: хлебницу,  которую невеста забирала в дом жениха, колыбели, сани, сундуки, короба для ягод, пряники, на которых изображали наиболее интересные сцены жизни. Изображали птицу Сирин в окружении растительного орнамента.

Природа щедро одарила  этот край. Берега реки  укрыты  зелёным бархатом лугов и лесов, дно усыпано песком и разноцветными каменьями. И под  всем этим огромный шатёр из синевы неба и белизны облаков. В росписях часто встречается изображение не только житейских  сцен, но и изображение дома (шатёр, терем).

2 этап теоретической части

РАСКРЫВАЕТСЯ   ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ выполнения игры по народным  росписям:

  • зарисовка элементов росписей,
  • выбор сюжета игры и способа движения  в игре,
  • выполнение эскиза игры  в карандаше и цвете,
  • изготовление макета игры из картона,
  • декорирование  элементами росписи, обводка черным контуром,
  • оживка, заливка цветом,
  • выполнение механики игры,
  • дополнение игры музыкальным сопровождением, устным народным творчеством (стихи поговорки, песни, частушки)  
  • Даётся характеристика  разных видов игр по  мотивам народных росписей  и своему выбору:
  • Игра  «РАСКРАСКА»
  • Игра «МОЗАИКА»
  • Игра с движением из картона  по своему выбору.

ОСОБЕННОСТИ   ИГРЫ  РАСКРАСКИ  является:

простота изготовления,

 красочность росписей.

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ   игры «Мозаика»:

Выразительность изображения  элементов росписи,

Лаконичность  в цветовом решении.

В ИГРЕ С ДВИЖЕНИЕМ  из картона  присуще:  насыщенность цветовых  сочетаний,

Рассматривая художественные образы народных  росписей,  обращаем внимание на радостное восприятие мира  в изображении, доброту, наивность. В композиционном  построении использование таких приёмов,  как симметрия,  орнаментальность  в декоре  и изображении. Крупное изображение дополнено более мелкими  элементами. Сочетание  метрического и свободного ритма. Использование различных технических приёмов в росписи (обводка чёрным контуром, оживка). Для  усиления художественной выразительности мастера использовали  такие приёмы, как утрирование, обобщение, разнообразие декора, звучность цветового  решения росписи. Разнообразие  в украшении предметов быта, игрушек, интерьера.

ВТОРОЙ ЭТАП  ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

  • выполнение эскиза игры,
  • макета;
  • механики игры из картона.

СОДЕРЖАНИЕ ВТОРОГО ЭТАПА
(подготовительный)

ЗАДАЧА этого этапа состоит  в активизации познавательных способностей  учащихся.

  • РАБОТА НАПРАВЛЕНА НА:
    изучение классических росписей  по  дереву.
  • внесение своих элементов в работе с росписями,
  • развитие мышления, совершения собственных открытий,  
    проявление фантазии, активного поиска в разнообразии декора  и сюжета,
  • взаимосвязи различных видов искусств ( устного, музыкального, изобразительного)

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА выполняется  в виде  упражнений,  эскизов в карандаше  и цвете.

Эта эскизная работа в основном  решает композиционные задачи, связанные  с ритмической организацией  игры.

Перед началом работы с картоном необходимо сделать конструктивный  эскиз  механизма игрушки,  с учётом выбранного сюжета  и предполагаемой техники росписи. Важно предусмотреть стилистическое единство контуров игрушки с элементами выбранной  росписи.

Подготовка к декорированию игры  возможна двумя способами:

  1. По мотивам народных росписей;
  2. По своему выбору   с элементами росписей.

Здесь важно соблюдать уравновешенность  отдельных частей росписи  в игре  из картона,  как лицевой  стороны, так и внутри её.

В росписи нужно  избегать перегрузки,  непродуманности  решений.

ясность изображения, крупное   изображение в сочетании с более мелким.

ТРЕТИЙ ЭТАП

Практической работы (выполнение игры в материале)

ТРЕТИЙ ЭТАП

ЗАДАЧЕЙ  третьего этапа является выполнение различных игр  в материале:

  • Раскраска  элементов росписей  с изображением  людей, животного, растительного мира в игре «ВЫБЕРИ МЕНЯ»,
  • Игра  « МОЗАИКА» по мотивам росписей  (пазлы),
  • Игра с движением из картона по мотивам росписей, по своему выбору.

 РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ:

  1. Подготовка картона:

Для игры  с движением использовать картон  плотный, гладкий, размер  А-4 в количестве  трёх – четырёх листов.

вариант 1:

один лист картона  сложить пополам,  середина второго листа на  один  сантиметр меньше первого, склеить клеем  ПВА,

вариант 2:

 вырезать  из картона  основное изображение, детали игры,  места склеивания деталей с основной формой.

Предварительно  решается выбор движения  в игре:

вправо-влево, вверх-вниз, по кругу.

вариант 3:

Изображение игры  на картоне  для игр  «МОЗАИКА» и  « ПАЗЛЫ».

Согласно  выбранной теме, выполнение рисунка  игры в карандаше.  Более крупное изображение  на круге,  мелкие элементы  росписи  по фону.

  1. Последовательность работы:
  • Вырезать на лицевой стороне макета круг, согласно  рисунка игры.
  • После исполнения макета игры, переносим рисунок  росписи на  обе стороны картона.
  • Линейный рисунок  дополним цветом, согласно традициям  росписей и своему выбору.
  • После завершения росписи, выполнить механизм движения в игре.
  • Дополнить  изображение игры  устным народным творчеством.

3. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ  ПОДГОТОВКИ  ОБУЧАЮЩИХСЯ

Методическое пособие в играх из картона  по мотивам  народных росписей  содержит следующие знания, умения и навыки:

  1. Знание  в названии росписей  и их истории.
  2. Знания  техники исполнения  росписей.
  3. Знания  особенностей  декоративной  композиции  в росписях по дереву.
  4. Умение решать художественно-творческие  задачи , пользуясь эскизом  в выборе  игры.
  5. Умение использовать технику росписи по дереву  для воплощения художественного замысла в игре.
  6. Умение работать с картоном.
  7. Умение в выборе  вида игры  и техники исполнения  её.
  8. Навыки  заполнения плоскости макета игры  элементами  росписей.
  9. Навыки  в выборе механики  движения  в игре  и выполнения её из картона.
  10.  Навыки  в выборе  устного народного творчества и исполнении его  в росписях игр из картона.
  11.  Проявление  творчества  в сюжете, композиционном решении, выполнении своей игры  с элементами росписей.
  12.  Умение анализировать  и оценивать результат собственной  творческой деятельности.

4. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК

4.1. АТТЕСТАЦИЯ: цели,  виды, форма,  содержание. Контроль  знаний, умений  и навыков  позволяет оперативно  управлять учебным процессом. Текущий контроль знаний учащихся  осуществляется педагогом на всех занятиях. Оценка теоретических  знаний  о народных росписях  проводится  в  виде собеседования и игры « УГАДАЙКА».  Оценка практических   навыков  ставится  с учётом  выполнения игры в материале, последовательности  ведения работы.  После завершения   работы проводится  мини-просмотр, и просмотр за полугодие.

4.2. КРИТЕРИИ ОЦЕНОК

Оценка за работу ставится с учётом:

  • с учётом теоретических знаний,
  • практических навыков  в исполнении игры,
  • оригинальности решения в выполнении  и образной выразительности в сюжете.

При выполнении  всех необходимых  перечисленных выше требований  ставится –«5»

Небольшие  ошибки  в работе- «4»

Отсутствие самостоятельности, ошибки –«3».

5. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ учебного процесса

Методическое пособие  по изучению  народных росписей  представлено в виде  игр из картона, с учётом  возрастных  особенностей учащихся.

ПРИМЕНЯЮТСЯ СЛЕДУЮЩИЕ СРЕДСТВА  ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ:

  • выполняются задания различной  трудности и объёма в игре  из картона,
  • .разная мера помощи преподавателя  учащимся  при выполнении работы,
  • вариативность, копирование элементов росписей,
  • наглядный показ,
  • домашнее задание,
  • методическое пособие,
  • постепенное усложнение работы.

В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ  НАРОДНЫХ РОСПИСЕЙ ПРИМЕНЯЕТСЯ  3 ВИДА  ЗАДАНИЙ:

-тренировочные - отработка технических росписей,

- частично-поисковые – игра по мотивам росписей,  

- творческие - новизна в сюжете, композиционном решении, цвете.

РЕКОМЕНДАЦИИ  ПО ОРГАНИЗАЦИИ  САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

В выполнении  игры  из картона  для закрепления знаний  предусматривается  выполнение  домашней работы в виде подбора иллюстраций, зарисовок  росписей, эскизов  и проекта, макета игры.

6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ИСРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ

6.1. СПИСОК МЕТОДИЧЕСКОЙ И УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

СПИСОК МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Величко Н.К. Русская роспись. Техника. Приемы. Изделия, Энциклопедия, М., 2009 г.
  2. Дорожин Ю.Г. Мезенская роспись. Основы народного и декоративно-прикладного искусства, М., 2004 г.
  3. Дорожин Ю.Г. «Узоры Северной Двины». Основы народного и декоративно-прикладного искусства, М., 2004 г.
  4. Климова Н.Т. Народный орнамент, М., 1993г.
  5. Козлов В.Н. Художественное оформление. М., 1988 г.
  6. Коновалов А.Е. Городецкая роспись, Горький, 1988 г.
  7. Круглова О.В. Народная роспись Северной Двины. М., 1987 г.
  8. Леонова А.П. Русское декоративное искусство ХIХ – начало ХХ века.   Том 3. М., 1965г.
  9. Маврина Т.А. Городецкая живопись, Л., 1970 г..
  10. Молотова Л.Н. Народное искусство Российской Федерации. Л., 1981 г.
  11. Народное искусство Российской Федерации из собраний государственного музея этнографии СССР. 1981 г.
  12. Некрасова М.А. Народное искусство России. М., 1983 г.
  13. Орлова Л.В. Цветочные узоры Полхов-Майдан, М., 2004 г.
  14. Орлова Л.В. Учебно-методическое пособие Основы народного декоративно-прикладного искусства. Хохломская роспись, М., 2004 г.
  15. Русский фольклор. М., 1985 г.
  16. Супрун Л.Я. Городецкая роспись. Культура и традиции, 2006 г.
  17. Шпикалова Т.Я. и др. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. Альбом, часть I, часть II, Учебное пособие. М., 1997 г.
  18. Шугаев В. Орнамент на ткани. М., 1979 г.

6.2. СПИСОК УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Альбом Ивановские ситцы ХVIII - начала ХХ века, М., 1983 г.
  2. Дорожин Ю.Г. Городецкая роспись. Рабочая тетрадь по основам народного искусства, М., 2007 г.
  3. Лаврова С. А. Русские игрушки, игры, забавы, М., 2007 г.
  4. Русская народная игрушка в собраниях Государственного Русского музея. С-Пб., 2002 г.
  5. Русские художественные промыслы, М, Мир энциклопедий, 2010 г.
  6. Федотов Г.Я. Энциклопедия ремесел, М., 2003 г.
  7. Шпикалова А., Дмитриев Г., Разина Т. Подмосковные художественные промыслы. Альбом. М., 1982 г.

6.3. МЕТОДИЧЕСКИЕ И НАГЛЯДНЫЕ ПОСОБИЯ, разработанные автором программы

  1. Альбом Авторская расписная глиняная игрушка в творчестве детей. Составитель Пак Л.П.
  2. Альбом с наглядными таблицами работ учащихся «Городец». Составитель Пак Л.П.
  3. Альбом с наглядными таблицами работ учащихся «Полхов-Майдан». Составитель Пак Л.П.
  4. Альбом с наглядными таблицами работ учащихся «Северная Двина». Составитель Пак Л.П.
  5. Пак Л.П. Наглядное методическое пособие «Творчество и выражение» в композиции по выбору. 4 класс.
  6. Пак Л.П.  Наглядное методическое пособие «Образ цветка в растительном мотиве».
  7. Пак Л.П. Методическое пособие «Познавательно-развлекательная картонажная игра «Русские мотивы» для детей 6-12 лет», 2003 г.».
  8. Пак Л.П. Учебно-методическое пособие «Авторская глиняная расписная игрушка в развитии творческих способностей детей», 2004 г.
  9. Фотоальбом «Орнаменты всех времен и народов». Составитель Пак Л.П.
  10. Фотоальбом «Растительные мотивы в природе и искусстве». Составитель Пак Л.П.

6.3. СПИСОК СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ

Используются следующие типы наглядных пособий:

  • Образцы (росписи, изделия народного прикладного творчества с росписью, народная и авторская игрушка, изразцы  и т.п.) необходимы для представления учащимися конечного результата работы.
  • Детали образцов, образцы с разной степенью готовности для того, чтобы показать последовательность выполнения работы.
  • Альбомы с фотографиями работ, алгоритмом выполнения работы. Автор программы использует собственные авторские альбомы на каждом этапе осуществления программы.
  • Аудиовизуальные. Слайды, музыкальные записи, видеофильмы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока в МОУ ДОД «Детская художественная школа №4» г.о. Саранска по декоративной композиции Преподаватель Асабова И.Г.

Тема: Животный мир. Стилизация, симметрия, декоративность выполнения бабочки. Цель урока: Формирование и развитие эстетического и художественного вкуса, творческой и познавательной активности.Обо...

Программа по прикладной композиции для учащихся 1-5 классов детских художественных школ, 2013 г. Разработчик программы Пак Лидия Петровна

Настоящая программа предназначена для обучения прикладной композиции учащихся 1-5 классов детских художественных школ и художественных отделений детских школ искусств.Разработчик программы Л.П.П...

Иллюстрации к картонажной игре "Русские мотивы", автор методики преподавания народных росписей Пак Лидия Петровна

Картонажная игра как новый метод в преподавании народных росписей разработана Пак Лидией Петровной, худлжником, преподавателем Ногинской детской художественной школы.ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ изготовления иг...

Открытый урок "Игра с движением из картона по мотивам народных росписей Городца" преподавателя Пак Л.П. (ДХШ г. Ногинска)

Урок построен на основе нового метода преподавания народных росписей, разработанного преподавателем Ногинской детской художественной школы Пак Лидией Петровной. Инновационный подход к преподаванию нар...

Мои педагогические технологии. Из опыта применения современных педагогических технологий преподавателя МОУ ДОД "Ногинская детская художественная школа Пак Л.П.

Многие опытные  педагоги с большим стажем работы, имеющие собственные методические разработки с изумлением находят аналогичные методы, приемы и техники, когда знакомятся с публикациями своих колл...

МБОУ ДО "Детская художественная школа" /Транслирование опыта преподавателя

профессиональная деятельность в образовательном учреждении...