КОНСПЕКТ УЧЕБНО-ТВОРЧЕСКОГО ПРОЕКТА "СИЛУЭТ КАК СРЕДСТВО ВЫРАЖЕНИЯ"
проект по изобразительному искусству (изо) на тему

Прокофьева Светлана Георгиевна

Значимость обращения к этой теме вполне объяснима, если учесть, какое место в жизни детей занимает творческая деятельность. Среди многообразия творческих идей  и способов их осуществления учащийся порой стоит перед проблемой выбора средств, способных  наиболее полно и точно выразить его идею. Это связано с тем, что ребенок ограничен в знаниях средств выражения художественной деятельности, в результате чего не может быть решен замысел творческой работы. Особенность человека и его стремление выразить в материале и форме свои чувства, являются творчеством в искусстве.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл siluet_kak_sredstvo_vyrazheniya.docx34.16 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ

УЧЕБНО-ТВОРЧЕСКОГО ПРОЕКТА

СИЛУЭТ КАК  СРЕДСТВО ВЫРАЖЕНИЯ

Автор проекта

Преподаватель - Прокофьева Светлана Георгиевна

название школы - МОУДОД «Сланцевская детская художественная школа»

Город, область - город Сланцы Ленинградской области

Тема проекта: «Силуэт как средство выражения»

Проблема

Ограниченные знания выразительных средств художественной деятельности не дают возможности в полной мере развитию творческой самореализации личности.

Актуализация проблемы

Значимость обращения к этой теме вполне объяснима, если учесть, какое место в жизни детей занимает творческая деятельность. Среди многообразия творческих идей  и способов их осуществления учащийся порой стоит перед проблемой выбора средств, способных  наиболее полно и точно выразить его идею. Это связано с тем, что ребенок ограничен в знаниях средств выражения художественной деятельности, в результате чего не может быть решен замысел творческой работы. Особенность человека и его стремление выразить в материале и форме свои чувства, являются творчеством в искусстве.

В современном мире искусство – это не только способ передачи информации, но и своеобразный «будильник» для человеческой души. Оно появилось на заре развития человечества как способ самовыражения, как результат творческого осмысления человеком окружающего мира. Среди большого разнообразия художественной деятельности особое место  занимает силуэт. Сухое и строгое, на первый взгляд однообразное и безжизненное, искусство пленяет нас своей загадочной недоговоренностью и тонкой грацией. Силуэтное искусство полно своеобразной прелести и неисчислимых возможностей. Об этом красноречиво говорят работы современных художников, уделяющих внимание силуэту (печатная продукция, реклама, оформление интерьеров). Овладеть самыми элементарными представлениями о силуэте, силуэтном вырезывании как искусстве, как способ самовыражения невозможно за один - два урока. Решить эту проблему можно, применив метод проектного обучения.

Цель проекта:

формирование навыков работы в команде;

приобретение опыта планирования собственной деятельности;

формирование умений работы с ресурсами Интернет;

активизировать творческий потенциал для  развития творческой самореализации личности через изучение силуэта как один из способов самовыражения.

Задачи проекта:

Учебные:

                   - овладение первоначальными навыками проектной деятельности;

- выявить способности и умения учащихся работать самостоятельно и в команде,

- умение работать с  дополнительной литературой, вести поиск   информации, выделять главную мысль;

- овладение средством художественного выражения – «Силуэт»;

- овладение основами практической творческой работы с различными художественными материалами и инструментами;

Воспитательные

                   - формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства;

                  - активизировать творческие способности для создания работы.

Развивающие:

                   - развитие проектно-исследовательских навыков учащихся;

- развитие творческого опыта, предопределяющего способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности;

                   - развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;

Личностные результаты:

Становление личностных характеристик:

- владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;

- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед одноклассниками и обществом;

- доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать  свою позицию, высказывать свое мнение;

- способный анализировать средства выразительности, используемые художниками, архитекторами, дизайнерами для создания художественного образа.

Итоги обучения

  • расширить знания учащихся по темам: «Силуэт», «Силуэтное вырезание», «Силуэт как средство выражения»;
  • сформировать умение выполнять многослойную композицию в технике «силуэтного вырезания»;
  • формирование навыков работы в команде;
  • приобретение опыта планирования собственной деятельности,
  • формирование умений работы с ресурсами Интернета.

Триада вопросов, направляющих проект

Основополагающий вопрос

  • Может ли «силуэт» быть средством выражения?

Проблемный вопрос

  • Что в природе мы считаем красивым?
  • Может ли черно-белое изображение привлекать внимание?        
  • Какая красота привлекает людей?

Учебные вопросы

  • Какие средства выражения есть в изобразительном искусстве?
  • Что такое силуэт?
  • Что такое силуэтное вырезывание?

Этапы  проекта

Подготовительный этап Продумывание учителем темы проекта, выбор возрастной категории учащихся, формулирование основополагающего вопроса и содержательных вопросов для проектной деятельности учащихся, формулирование дидактических целей проекта и методических задач.

Проектный этап Практическая работа учащихся, где учитель не учит, а помогает ученикам в поиске источников и сам является источником информации; координирует весь процесс; поддерживает и поощряет учеников; поддерживает непрерывную связь с детьми и организует представление результатов работы в различных формах.

Этапы проекта

Учащиеся

Учитель

1.

Подготовка

Беседа по материалам стартовой презентации учителя.

Обсуждают презентацию  с учителем и получают при необходимости информацию

- демонстрирует стартовую презентацию;

стартовая презентация учителя позволит в форме проблемно-поисковой беседы выяснить начальные знания учащихся по данной теме и отношение к ней, узнать, какие вопросы интересны детям;

- знакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся

2.

Погружение в проект

- формулирование проблемы;

- выдвижение гипотез решения проблем;

- определение цели и  творческого названия проекта

- выбирают тему индивидуальных и групповых работ;

- предлагают  способы решения проблемы;

- определяют творческое названия проекта;

- определение цели и  творческого названия проекта

- помогает в постановке темы и целей, предлагает идеи, высказывает предположения, направляет и корректирует работу на всем этапе;

3.

Организация деятельности и

обсуждение плана работы

делятся на 2 группы по 5 человека;

индивидуально или в группе обсуждают план работы, формируют задачи:

-  определение источников информации (интернет, литература, интервью, опросы), сбор информации;

- обработка собранных сведений;

- обсуждение ответов на вопросы;

- определение способов деятельности (последовательность технологии изготовление композиции);

- определение способа представления результатов:

- изготовление композиции,

-оформление выставки, демонстрируют презентацию

- предлагает возможные формы презентации результатов; наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью на всем этапе;

(обсуждение со школьниками возможных способов деятельности проводится фронтально со всеми группами)

4.

Осуществление деятельности

- самостоятельная работа учащихся в группах; овладение силуэтным вырезыванием, создание многослойной композиции

- корректирует работу на всем этапе; дает новые знания, когда у учащихся возникает в этом  необходимость

5.

Подготовка выставки и презентации

- оформляют выставку и демонстрируют презентацию

- наблюдает, советует на всем этапе

6.

Итоговая рефлексия 

Итоговая рефлексия учеников:

участвуют в оценке путем коллективного обсуждения и самооценки:

- самооценка навыков сотрудничества в группе

(группы оценивают работу каждого участника),

- самооценка управления самообучением

Оценивает усилия учащихся, креативность, качество использования источников, потенциал продолжения, качество отчета

Заключение

Разработка данного проекта - это путь к саморазвитию личности, через осознание собственных потребностей, через самореализацию в предметной деятельности. В результате такой работы ученик становится полноценным участником учебного процесса, получая знания и умения, которые становятся для учащегося личностно – значимым приобретением. Помимо работы с конкретной темой предлагается широкий спектор коммуникативных связей с ребятами в группе, с преподавателем.

В процессе творческой работы учащиеся получают полное и глубокое удовлетворение от сделанного, развивается их творческая активность, определяется социальная позиция ребенка. Таким образом, работа над проектом во много раз повышает мотивацию к учению, познавательную активность учащихся, их самооценку, позволяет ученику увидеть и оценить собственные учебные успехи.

С веками меняются эстетические принципы, меняются виды искусств, совершенствуются способы выражения, появляется язык, на котором человек может тоньше описывать то, что он чувствует, создавая или воспринимая художественное произведение. Но творчество, как способ существования духовного начала, неизменно.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Материалы по оцениванию проектной деятельности учащихся

Взаимооценка работы групп.

Критерии оценки

Критерии

1

2

3

Фактическое количество баллов

Ответ на вопрос

Сформулирован ответ на вопрос.

Ответ обоснован

Ответ на вопрос сформулирован, но недостаточно обоснован.

Ответ сформулирован нечетко, нет обоснования.

Способы деятельности

Четко определены и освоены способы деятельности

В недостаточной степени освоены способы деятельности

Способы деятельности не освоены

Работа в группе

Четко и поэтапно представлена деятельность каждого участника группы

В основном представлена деятельность каждого участника группы

Лишь частичные, разрозненные сведения о деятельности участников группы.

Готовая работа

Работа выполнена качественно, соответствует содержанию, имеет оригинальный авторский замысел.

Работа выполнена хорошо, в основном соответствует содержанию, содержит авторские элементы.

Работа выполнена небрежно, ответствует авторский замысел.

Выводы

Логичны, обоснованы, соответствуют

цели и задачам.

В основном, соответствуют целям и задачам, однако, представлены бессистемно.  

Отсутствуют или не связаны с целями, задачами и результатом

Лист самооценки

Фамилия, имя:_______________________________________________________________

Тема творческого проекта:________________________________________

№п/п

Этапы выполнения проекта

Оценка в баллах

максимальная

Оценка в баллах фактическая

1

Поисково-исследовательский

  1. подбор материала по теме проекта
  2. обработка собранных сведений
  3.  обсуждение ответов на вопросы

5

5

5

2

Технологический

2.1 Выполнение эскиза

2.2 Наличие оригинальной технологии

2.3 Самостоятельность в описании последовательности изготовления работы

2.4 Соблюдения Т.Б. на каждом занятии

2.5 Выполнение работы в срок

2.6  Соответствие выполненного изделия эскизу

10

10

20

10

10

10

3

Заключительный

3.1 Выполнение презентации

3.2 Представление продукта

10

5

Итоги баллов

100

Материалы и ресурсы, необходимые для выполнения проекта

Оборудование: компьютер, сеть Интернет, принтер, проектор, флэш-карта

Используемая литература:

  1. . Арапова, С.В. Обучение изобразительному искусству. Интеграция художественного и логического. - СПб.: КАРО, 2004. - (Модернизация общего образования).
  2. . Богатеева, З.А. Занятия аппликацией. - М.: Просвещение, 2008.
  3. . Неменский, Б.М. Мудрость красоты // О проблемах эстетического воспитания: Книга для учителя. - М., 2001. - с.210.
  4. Пахомова Н. Ю.

Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. – 5-е изд., испр. и доп. – М.:АРКТИ, 2011. – 112 с.

  1. Intel® «Обучение для будущего». Проектная деятельность в информационной образовательной среде 21 века: Учеб. пособие – 10-е изд., переработанное. – М.: НП «Современные технологии в образовании и культуре», 2009. – 168 с. +  CD

Интернет ресурсы

  1. Мастер-класс «Прорезные купола» http://vch.orionnvkz.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=27&Itemid=9 
  2. Русский силуэтhttp://siluet.org.ru/cgi-bin/texts.cgi?lang=ru&razdel=1&text=pt/fourth
  3. Вырезание силуэтное http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/1416
  4. Методика преподавания изобразительной деятельности http://nsportal.ru/detskii-sad/risovanie/metodika-prepodavaniya-izobrazitelnoy-deyatelnosti
  5. Курсовик Педагогические технологии, активизирующие творческие способности учащихся. Изучение методики выполнения творческих проектов на уроках технологии в старших классах. Разработка примерных планов-конспектов уроков. http://www.webkursovik.ru/kartgotrab.asp?id=-17275
  6. Метод проектов на уроках ИЗО и во внеклассной работе http://festival.1september.ru/articles/561473/
  7.    ДОКЛАД:Использование  метода  проектов на уроках

«ИЗО и художественный труд»  при обучении        учащихся   прикладным  видам  искусства (автор: Гумарова Лариса Васильевна) http://aihal-sch23.schsite.ru/65cdb261-13e2-46ed-a177-1e872bf1bc4e


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по теме "Подлежащее. способы выражения подлежащего."

Цель:·       отработать умение находить грамматическую основу предложения;·       знать способы выражения подлежащего разными частями речи и...

Конспект урока алгебры по теме «Алгебриаческие выражения», 9 класс

Итоговое занятие по теме "Алгебраические выражения" для учащихся 9 классов, на котором идёт интенсивная подготовка к экзаменам. Урок постоен в рамках технологии модульного обучения....

Программа учебного творческого проекта "Система координат" 6 класс

Работа над проектом предполагает общекультурное, личностное и познавательное развитие  учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию учащихся как "научить учиться", соответствующую национал...

Учебно-творческий проект "История письма. Написание письма"

Учебно-творческий проект "История письма. Написание письма"...

Конспект урока ИЗО «Театральный Силуэт» с использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ)

Урок изобразительного искусства по теме «Театральный Силуэт» проводится в шестом классе.Урок построен в виде фронтальной работы с классом при использовании ИКТ и персональном консультирова...