Конспект урока "Страна восходящего солнца. Японский веер"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему

Самойлова Елена Васильевна

План-конспект урока "Страна восходящего солнца. Японский веер". 5 класс. Материал содержит презентацию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_strana_yaponiya.docx28.54 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Республики Марий Эл

Учреждение «Отдел образования администрации

Волжского муниципального района»

                            Муниципальное общеобразовательное учреждение

    «Помарская средняя общеобразовательная школа»

«Страна восходящего солнца.

Японский веер»

(Урок-путешествие)

5 класс

Подготовила и провела:

Самойлова Е.В.,

учитель ИЗО

с. Помары,  2013

Учебно-методический комплект: Неменский Б.М. (Школа России)

Программно-методическое обеспечение программа: «Изобразительное искусство и художественный труд» под редакцией Б.М. Неменского (базовый уровень).

                                                                                                                 

Тема урока:   «Страна восходящего солнца. Японский веер».

 (Урок-путешествие)

Цель урока:  Познакомить с искусством Японии. Научить детей новому методу нетрадиционного рисования – выдуванию.

Задачи урока:

Обучающая - раскрыть образ художественной культуры Японии, научить изготавливать японский  веер, украсить веер методом нетрадиционного рисования – выдуванием.

Развивающая – развивать художественный вкус, индивидуальные творческие способности, интерес к прекрасному.

Воспитательная – воспитывать в ребятах дружеские чувства, взаимопонимание, толерантность, уважение к традициям народов мира.

Используемое оборудование:  

Для учителя - проектор, презентация к уроку,  музыкальное сопровождение.

 Для учеников – подготовленная фоновая бумага, ножницы, клей, тушь, трубочка для выдувания.

План урока:

  • Организационный момент.
  • Знакомство с темой урока. (Актуализация знаний)
  • Изучение нового материала. (Открытие нового знания)
  • Постановка художественной задачи.
  • Практическое выполнение задания. (Развитие умений, применение нового знания)
  • Оценка результата.
  • Подведение итогов.

Формирование универсальных учебных действий (УУД).

Личностные УУД:

  • повышение уровня мотивации учебной и творческой деятельности;
  • ориентация на понимание причин успеха или неуспеха выполненной работы, на восприятие и понимание предложений и оценок учителей и товарищей;
  • развитие эстетических чувств на основе знакомства с произведениями искусства;
  • духовно-нравственное развитие детей посредством формирования отношения к культуре другого народа.

Регулятивные УУД:

  • развивать умение принимать и сохранять творческую задачу, планируя свои действия в соответствии с ней;
  • вырабатывать способность различать способ и результат действия;
  • в сотрудничестве с учителем ставить новые творческие и учебные задачи.

Познавательные УУД:

  • развивать способность к художественному познанию мира;
  • осуществлять анализ объектов, устанавливать аналогии.

Коммуникативные УУД:

  • адекватно использовать коммуникативные (речевые) средства для решения различных коммуникативных задач,
  • овладевать диалогической формой коммуникации;
  • задавать существенные вопросы, формулировать собственное мнение;

Предполагаемые результаты:

Личностные: включают готовность к саморазвитию, высокую мотивацию к обучению и познанию.

Метапредметные: освоение УУД.

Предметные: получение нового знания, его преобразование и применение.

Ход урока

  1. Организационный этап. (1-2 мин.)

Цель: приветствие, организация внимания школьников. 

Приветствие, проверка готовности класса к уроку.

- Здравствуйте, ребята! Я думаю, что у Вас сегодня хорошее настроение, ну, а если у кого-то  не очень, я дарю вам свое прекрасное настроение. Кто сегодня дежурный, назовите кто отсутствует сегодня на уроке. (Отметить отсутствующих). Сегодня на уроке нам понадобится трубочка и цветные карандаши, и вот такие бумажные заготовки. А чем, сегодня, мы будем заниматься вы узнаете позже.

II. Актуализация знаний. (2-3 мин.)

Цель: актуализация субъектного опыта учащихся

Если б все  на свете было

Одинакового цвета,

Вас бы это рассердило

Или радовало это?

Кто решился бы отныне,

Приходя домой усталым,

На зеленой спать перине

Под зеленым одеялом?

Любоваться, как над вами,

Зеленея, птицы реют,

Над зелеными домами

Ярко солнце зеленеет?

Видеть мир привыкли люди

Белым, желтым, синим, красным…

Пусть же все вокруг нас будет

Удивительным и разным.

-Почему именно с этого стихотворения Е. Руженцевой  «Сказка про краски» мы начинаем наш урок?  Правильно, каждый из нас индивидуален и это очень хорошо, т.к. все мы разные, но вместе представляем очень интересный коллектив. Вот, например, радуга состоит из разных цветов, которые дополняют друг друга и это очень красивое зрелище. 

В жизни каждого человека есть увлечение. Люди рисуют, поют, собирают марки, разводят рыбок или слушают музыку, читают или выращивают кактусы. У каждого свое хобби. Слово «хобби» в переводе с английского означает «увлечение».

Увлечение не приносит ни денег, ни славы. Это занятие для души. Оно помогает скрасить трудные минуты жизни, сближает человека с миром природы, науки искусства, с миром людей, помогает найти смысл жизни.
Увлечения были у многих великих людей. Например, знаменитый хирург Николай Васильевич Склифосовский увлекался садоводством и даже вывел новые сорта яблонь и груш. Некоторые великие люди прославились именно своими увлечениями. Например, прекрасный врач Владимир Иванович Даль любил собирать русские слова, пословицы, сказки. И прославился он своим толковым словарем, который всем известен сейчас как Словарь Даля.
А у некоторых великих людей увлечение стало профессией. Известный русский поэт Александр Блок с ранних лет сочинял стихи, а великий Вольфанг Амадей Моцарт с трех лет уже был влюблен в музыку и был великим музыкантом.

         - Я думаю, что у каждого из вас есть свое увлечение. А хотите я расскажу Вам, чем увлекаюсь я.

III.  Постановка темы м цели урока.  (3 мин).

Цель: мотивация учащихся, принятие ими цели урока.  

 - Посмотрите, что я Вам сегодня принесла (учитель показывает куклу – японку, веера различной формы, вазы, веточки сакуры). Как вы думаете, глядя на эти предметы,  о какой  стране сегодня пойдет речь? Правильно, о Японии. И как вы поняли я увлекаюсь искусством Японии. Я коллекционирую предметы, связанные с искусством страны Восходящего солнца. Как мы сформулируем тему нашего урока? Страна Восходящего солнца. У меня в доме даже есть такая страна, т.е. комната, в которой находятся  все эти предметы, и эту комнату мы называем японской. Вот так она выглядит (показывает фото на слайде).

 -  Я предлагаю Вам совершить виртуальное путешествие в одну из стран Востока, но для начала я предлагаю Вам разделиться на три группы и поработать с текстом, при этом нужно выполнить задание. Первой группе – выписать либо подчеркнуть прямо в тексте как называются архитектурные сооружения в Японии. Второй группе – какие праздники существуют в этой стране. Третьей группе – все географические названия.

 Учитель раздает одинаковый текст, учащиеся работают с текстом. (Метод инсерт).

IV. Этап усвоения новых знаний.  (5 -8 мин)

Цель: обеспечить восприятие, осмысление и первичное закрепление учащимися изучаемого материала.

                                        Текст для самостоятельной работы.

Эта страна называется Япония. Япония – страна восходящего солнца.  Япония - это островное государство.  По легенде Япония образовалась из  вереницы капель,  скатившихся с богатырского копья бога Изанаги, отделившего земную твердь от морской хляби. Изогнутая цепь островов действительно напоминает застывшие капли. Она занимает четыре больших острова — Хоккайдо, Хонсю, Кюсю и Сикоку и около 900 небольших островов. Столица Японии – Токио.

Японцы трудолюбивы, но и любят веселиться. В Японии много праздников и ежегодных фестивалей. Конечно, любимый праздник Японии - это Новый год, где они пекут традиционное угощение — рисовые лепешки. 22 февраля японцы отмечают день кошек.  Японцы не суеверны, но особое предпочтение отдают природе (праздник цветения сакуры). Любование сакурой японцы называют о-ханами (26 марта). Период цветения относительно короток, поэтому цветением сакуры любуются и в дневное, и в вечернее время.

Для традиционной японской архитектуры характерны сооружения из дерева с массивными крышами и относительно слабыми стенами. Это не удивительно, если учесть, что в Японии теплый климат и часто идут обильные, сильные дожди. Кроме того, японские строители всегда должны были считаться с опасностью землетрясения. Китайская архитектура в Японии находила применение в основном при сооружении буддистских монастырей и храмов (пагода), которые являются важнейшей частью культовой архитектуры Японии.

Комплекс небоскребов на западе Центрального Токио стал символом экономической мощи Японии. В 1991 г. в районе Синдзюку по проекту Тангэ было построено самое высокое в Токио здание — Токийский муниципалитет — 243 метра. Это сооружение с двумя 48-этажными башнями напоминает европейский готический собор.

Японский дом не имеет ни дверей, ни окон в нашем понимании. Три стены из четырёх можно всегда раздвинуть или совсем снять. Исчезли перегородчатые створки – и «природа вошла в дом». В традиционном японском доме согласно принципу ваби очень мало мебели. У японцев  мало земли, поэтому они бережно относятся ко всему.

Ответы детей по группам, после работы над текстом.

 - Итак, отвечает первая группа, какие архитектурные названия вам встретились в тексте. (буддистских монастыри и храмы, современное высотное здание  - Токийский муниципалитет).

 - Вторая группа должна выписать какие праздники отмечают в Японии. (Новый год, день кошек, цветение сакуры).

 - Третья группа – географические названия, встретившиеся в тексте. (острова — Хоккайдо, Хонсю, Кюсю и Сикоку, столица Японии – Токио,  район Синдзюку).

 - Молодцы, теперь давайте подведем итог. (Обращает внимание детей  на презентацию, обобщает новые знания детей, рассказывая  о Японии вкратце).

Часть 2.  Рассказ учителя.  – А, сейчас, рассмотрим японский национальный костюм.  Анализируем кимоно по фарфоровой японской кукле. Бывает женское и мужское, взрослое и детское, не имеет размеров, шьется по единому образцу, запах на правую сторону. Широкие рукава, длина до пят, широкий пояс – оби, завязанный в бант на спине, сильно затянутая грудь делает японку плоской спереди и горбатой сзади. На ногах – гета. Прическа в виде волны, украшена цветами и шпильками. Посмотрите в руках у японки веер. Веер – это неотъемлемая часть национального костюма Японии. Давайте заглянем в историю (можно посмотреть в толковом словаре Даля): Веер – (от глагола «веять» - дуть, обдавать потоком воздуха) – опахало, первоначально плоский предмет – лист пальмы или лотоса, служивший для защиты от солнца в странах с жарким климатом.  Из листа он быстро превратился в изящный дорогостоящий предмет, сохраняя при этом форму листа. Из средства охлаждения, он превратился в символ власти, были времена, когда им могли пользоваться только знатные люди. Особенное значение вееру придавали в сложных японских церемониях. У каждого веера было свое предназначение: веер для дворца, веер для войны, веер для танцев, веер для сопровождения чайной церемонии. Веера подразделяются на две группы: - жёсткий, как правило, округлый веер с продолговатой ручкой (утива, или дансэн); складной веер, по форме напоминающий сектор диска (оги, или сэнсу) Складывающийся веер украшали живописью изображали пейзаж со всей его красотой или  веточкой весенней сакуры.

Физкультминутка. (1 мин)

Мы сначала будем хлопать,
А затем, а затем
Мы будем топать.
А сейчас мы повернемся,
И все вместе улыбнемся.

V. Этап применения новых знаний и способов действий. (15-18 мин)

 - Как вы думаете, что мы сегодня будем делать на уроке? Сегодня мы с вами будем изготавливать японский веер. Чтобы расписать веер, мы будем использовать нетрадиционный метод рисования – выдувание. Давайте построим алгоритм выполнения практической работы.

Практическая работа.

  1. На фоновую бумагу наносим несколько капелек черной туши.
  2. С помощью трубочки (или шариковой ручки) выдуваем живописный «рисунок».  Обратите внимание как нужно дуть  «с верху» или  «с боку»
  3. Украшаем цветами сакуры, волнистой линией с верху и с низу, напишем иероглифы
  4. Подсушиваем работу.
  5. Сгибаем веер гармошкой.
  6. Скрепляем степлером.

VI. Этап информации о домашнем задании. (1-2 мин)

Цель: обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Домашнее задание: Три уровня д/з. 

  1. Нарисовать рисунок  на тему «Мои увлечения».
  2. Сочинить рассказ на тему «Мое хобби»
  3. Подготовить презентацию  «Мир моих увлечений».

VII.  Этап подведения итогов урока. (3 мин)

Цель: дать качественную оценку класса и отдельных учащихся.

Выставка работ. Оцените свою работу самостоятельно. Кто считает, что работа выполнена на отлично – хлопните в ладоши и скажите «О, кей!». Кто считает, что у него оценка 4 – погладьте себя по голове, и скажите «Молодец, дружок». Ну, а у кого сегодня ничего не получилось, топните ногой, и скажите «В следующий раз обязательно получится!», но я думаю, что у нас таких нет.  

 Мне очень приятно отметить, что все на уроке справились с заданием.

VIII. Рефлексия  (3 мин)

Цель: инициировать и интенсифицировать рефлексию учащихся по поводу своего психолого-эмоционального состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителями и одноклассниками.

Синквейн.  – Давайте с вами составим синквейн  на данную тему.

Первая строчка – существительное   Веер

Вторая два прилагательных – круглый, красивый

Третья строчка три глагола – обдувает, охлаждает, защищает.

Четвертая строчка – высказывание, фраза, пословица, маленькое стихотворение – Открою веер с черным серебром.

Пятая строчка – резюме, суть – Япония.

Открою веер черный с серебром,
Игра закончилась, пора себе признаться,
И эта связь туманным миражом
Уже не будет в стеклах отражаться...

За ширмой перьев спрячу глаз печаль,
Скрывая слезы, наберусь терпения...
Мой веер - очень важная деталь
Моей защиты - перевоплощение...

Игрушка, неотъемлемая часть -
Оружие для женского кокетства,
И взмахами его, скрывая страсть,
Для флирта - неожиданное средство...

Искусство веера - признание в любви,
Без слов и писем - дуновеньем ветра,
Сияньем глаз, изгибами брови,
Отточено в веках до миллиметра...

Раскрытый веер - "я тебя люблю",
Полураскрыт, опущен - "невозможно"...
С наклоном головы - "благодарю",
Закрытый - "я в сомненье, осторожно"...

Следи глазами за моей игрой!
Волшебный танец исполняют руки...
И рукоятью - жест перед собой...
Закрою веер в знак моей разлуки...


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по теме искусство страны восходящего солнца

На уроке  МХК в 10 классе по теме «Искусство Страны Восходящего Солнца» учащиеся знакомятся с культурой Японии, с особенностями архитектуры, скульптуры, садово-паркового дизайна, театрально...

план-конспект урока+презентация на тему: "Япония - страна восходящего солнца"

Тема урока: «Япония- страна восходящего солнца .» Цель урока:  выявить особенности социально- экономического развития экономики...

ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ВОСХОДЯЩЕГО СОЛНЦА. ЯПОНСКИЕ ТРЕХСТИШИЯ ХОККУ

Урок литературы в 7 классе, посвященный знакомству с культурой Японии....

План – конспект урока по географии в 11 классе по теме: «Япония – Страна восходящего солнца. Территория, границы, положение; население, общая характеристика хозяйства».

План – конспект урока по географии в 11 классе по теме: «Япония – Страна восходящего солнца. Территория, границы, положение; население, общая характеристика хозяйства»....

План - конспект урока по изобразительному искусству для учащихся 4 класса "Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии"

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний, по виду основной деятельности - урок - путешествие....

Самоанализ урока изобразительного искусства по теме «Цветение сакуры. Японский веер»

Использование особых методов преподавания искусства, направленных  на развитие творческой  активности личности: метод широких ассоциаций (мифология Японии, поэзия «хокку», музыка японская, п...