Творческий проект "Рукоделие в моем селе"
проект (изобразительное искусство, 7 класс) на тему

Симутина Валентина Васильевна

В ходе нашего проекта мы постарались  исследовать образцы рукоделия, которые хранятся издавна (или не очень давно) в нашей семье, в семьях наших близких или местных мастериц и попытались  раскрыть особенности художественного языка вышивки или вязания крючком на конкретных примерах.

Приступая к проекту, мы искали ответы на вопросы:

1.     Что такое рукоделие?

2.     Какие виды рукоделия распространены в нашем селе?

3.     Какими видами рукоделия занимались в семье ?  В какое время?

В ходе проекта мы беседовали со своими  родителями, бабушками, встретились с известной мастерицей нашего села Петрушенко Екатериной Ивановной, чьи работы неоднократно были представлены на выставках в сельском Доме культуры. Нам удалось собрать целую коллекцию предметов рукоделия 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Учебный проект «Рукоделие в моей семье» Выполнили: учащиеся 8 класса: Чаленко Анастасия Коробкина Ирина Коробейникова Анастасия Семенютин Павел Волошина Надежда Супруненко Татьяна Руководитель: Симутина В.В.

Слайд 2

Цели проекта : Изучить самые распространенные виды рукоделия в нашем селе ; Исследовать образцы рукоделия, которые хранятся издавна (или не очень давно) в нашей семье; Раскрыть особенности художественного языка рукодельных работ на конкретных примерах; Приобщаться к народным традициям; Учиться ценить предметы искусства, как национальное достояние народа; Совершенствовать навыки обработки информации.

Слайд 3

Из истории рукоделия… Рукоделие – вещь, искусно выполненная своими руками. Различные виды рукоделия являются одним из старейших в прикладной трудовой деятельности человека. Раскопки древних захоронений и поселений подтверждают, что вышивка одежды, предметов быта, плетение из различных материалов были знакомы людям далекого прошлого. Нужно ли в настоящее время, когда значительная часть декоративных изделий искусно и художественно выполняется с помощью машин, заниматься рукоделием, посвящая этому драгоценное время?

Слайд 4

Декоративно-прикладное рукодельное искусство различных народов веками не теряет своих традиций и является одним из проявлений национальной культуры. Испокон веков славилась наша земля искусством мастериц-рукодельниц. Вся женская половина русской деревни пряла, ткала, вышивала, даря дивное узорочье всем на радость. Праздничные одежды, скатерти-столешники, края покрывал - подзоры, концы полотенец – все было украшено тканым или вышитым орнаментом.

Слайд 5

Традиция вышивания сохраняется и сегодня. Наряду с древними образами вышивка обогащается темами, связанными с современной жизнью. По-прежнему модны и актуальны неповторимые авторские произведения. В ходе нашего проекта мы постараемся исследовать образцы рукоделия, которые хранятся издавна (или не очень давно) в нашей семье, в семьях наших близких или местных мастериц и попытаемся раскрыть особенности художественного языка вышивки или вязания крючком на конкретных примерах.

Слайд 6

Приступая к проекту, мы искали ответы на вопросы: Что такое рукоделие? Какие виды рукоделия распространены в нашем селе? Какими видами рукоделия занимались в семье ? В какое время?

Слайд 7

В ходе проекта мы беседовали со своими родителями, бабушками, встретились с известной мастерицей нашего села Петрушенко Екатериной Ивановной, чьи работы неоднократно были представлены на выставках в сельском Доме культуры.

Слайд 8

Нам удалось собрать для изучения целую коллекцию предметов рукоделия . Среди них самым распространенным является рушник.

Слайд 9

На рушниках вышиваются, в основном растительные мотивы: букеты с розами, нежно голубыми незабудками, анютиными глазками, ромашками, георгинами, яркими маками, лиловыми колокольчиками, ярко синими васильками. Мелкие цветы собраны в веточки или соцветия. Букеты часто перевязаны ленточкой. Цветовая гамма разнообразна. Цвета яркие, сочные на белом фоне.

Слайд 10

Крупные цветы (розы, маки, колокольчики) так же как и крупные листья вышиваются в 2-3 цвета, делая рисунок более объемным, «выпуклым». Растительный орнамент расположен букетами на концах полотенец, ориентируясь стеблями к краям полотнища или «дорожками», если это подзор, задник или прямоугольная «дорожка» на диван.

Слайд 11

В композиционном центре всегда расположены самые крупные цветы, а вокруг веточки с более мелкими цветами и бутонами. Часто цветочные композиции дополняют «усики » или «колоски». Стилизованные вазы или корзины представлены в цветочных композициях в виде «сеток или решеток».

Слайд 12

Изучая образцы местного народного творчества, мы пытались сравнить их с традиционными известными вышивками, нашли явные отличия, (в чем и состоит уникальность местного творчества) и выделили особенности:

Слайд 13

Художественные особенности местного творчества Сюжеты вышивок близки по содержанию, очень схожи по композиционному построению, но нам не встретилось и пары одинаковых полотенец. Они все различаются по цвету, по размерам и по композиции. Большинство полотенец выполнено гладью, вышивка крестом встречается очень редко. На наш взгляд, это объясняется тем, что рисунок для глади легко переносить на ткань, изменять, дополнять. Этот способ вышивки позволяет, используя один исходный линейный рисунок, получить множество композиций, меняя цветовое наполнение и дополняя узор несложными элементами. Для глади не требуется специальная ткань – канва (как для счетной вышивки). Можно использовать недорогую белую ткань. Гладью вышивать быстрее. И ещё, на наш взгляд, одна из причин. При вышивании гладью не требуется такого пристального внимания и сосредоточенности, как при вышивке «крестиками». Ведь крестики постоянно нужно считать. Ошибёшься – нарушится симметрия. А вышивка гладью требует лишь плотного заполнения поля стежками. Таким образом, в кругу семьи или подруг за вышивкой можно попеть или поговорить.

Слайд 14

В нашей коллекции нашлось полотенце, выполненное «крестом», богато орнаментированное. С тонким вкусом и щедрой фантазией выполнено оно, без всякого сомнения, для молодоженов. Ведь пара лебедей или голубей – это символ любви, верности, счастья. Таких птиц вышивали в знак любви, пожелания добра и счастья молодым.

Слайд 15

Птицы часто встречаются в различных вышивках, например, северных, где они очень декоративны, условны, не похожи на своих природных собратьев. Мы обнаружили, что «наши голуби» реалистичны, живописны, часто с распахнутыми крыльями.

Слайд 16

Законченным полотенце считалось тогда, когда по краям пришивали кружева, связанные крючком. Кружевоплетение на коклюшках никогда не встречалось в нашем селе, а вот крючок и незатейливый орнамент из «столбиков» - это под силу каждой мастерице, приложи лишь старание

Слайд 17

Кружева на наших рушниках почти всегда зубчатые, заполненные ромбами, зигзагами, реже лентой из цветов.

Слайд 18

Иногда вязаные элементы вставляли в прорезные «окошечки» на ткани, получался необыкновенно нежный, «легкий» край полотна. Иногда в семье было добровольное распределение труда: одна дочь больше любила вышивать, у другой белоснежные кружева плелись, как морозные узоры. В итоге совместного творчества рождались не только рушники, но и подзоры, задники для кроватей, скатерти с салфетками, комплекты занавесок и нарядные подушки-думочки .

Слайд 19

В гостях у Петрушенко Екатерины Ивановны Она шила красна девица, Все по плису да по бархату, По узорной красной ленточке, Она шила, красна девица, Все приданое немалое. Народная песня .

Слайд 20

Её небольшая низенькая изба с белеными стенами приютила не только свою хозяйку и её нехитрый скарб, но и главное рукотворное богатство – её вышивки. Они окружают нас со всех сторон: на диване – подушки-думочки с цветами, фруктами, голубями, даже белочку с орехами хозяйка разместила на белую подушку. Белый цвет связывался в народных представлениях со светом, чистотой, с понятием о благе. Белый цвет в вышивке олицетворял женское начало.

Слайд 21

Красный был цветом солнца, огня, жизни, красоты и олицетворял мужское начало. Красные узоры крестьянской вышивки воспринимаются как огонь, как энергия солнца, способная дать жизнь всему живому. А кто не вникал в сложную философию цвета, просто считал, что красный цвет – значит красивый. Вот почему в каждом рисунке хозяйки красный цвет.

Слайд 22

На столе Екатерины Ивановны – вышитая скатерть, на стенах – сюжетные картинки, на кровати – вышитое покрывало, в кресле – накидка. Немало рушников вышили её ловкие руки для икон, для свадеб и просто в подарок друзьям и близким людям. Даже шторы в дверном проеме – работа её искусных рук.

Слайд 23

Сколько же духовных сил у этой хрупкой женщины! Пережить войну, выстоять голод, лишения, вырастить сына и всю жизнь творить прекрасное, рисуя иголкой с нитками, словно карандашами. Теперь, оставаясь одна в избе, она не одинока. От её незатейливых картин исходит тепло и доброта.

Слайд 24

Вывод: Так в чем же секрет красоты народной вышивки? Почему на протяжении многих веков женщины занимаются рукоделием? Прикоснувшись к народному творчеству, мы обратили внимание на выразительный язык вышивки, а так же на возможность по-разному решать один и тот же изобразительный мотив. Мы отметили дивное многоцветье орнамента. Будто кто-то собрал краски с цветущих лугов, синих рек и поместил на белоснежную ткань. Всё в местном рукоделии напоминает о красоте родной земли, рождает ощущение праздника в душе!

Слайд 25

Итоги проекта: В ходе проекта мы узнали, что такое рукоделие, познакомились с историей этого декоративного искусства, узнали, какими видами рукоделия занимались наши бабушки. В ходе анализа работ, которые удалось исследовать, мы учились наблюдать, делать выводы и обобщения; Встретились и пообщались с местной рукодельницей; Учились правильно представлять результаты работы.

Слайд 26

Используемая литература: В данной работе использовано минимальное количество литературы, так как основная часть работы – это описания наблюдений и обобщения. А.М.Гукасова, Рукоделие в начальных классах, М., «Просвещение»,1984 год



Предварительный просмотр:

Проект «Рукоделие в моей семье».

Различные виды рукоделия являются одним из старейших в прикладной трудовой деятельности человека. Раскопки древних захоронений и поселений подтверждают, что вышивка одежды, предметов быта, плетение из различных материалов были знакомы людям далекого прошлого.

Нужно ли в настоящее время, когда значительная часть декоративных изделий из меха, ткани, кожи, ниток и другого материала искусно и художественно выполняется с помощью машин, заниматься рукоделием, посвящая этому драгоценное время? Мы считаем, что многие предметы одежды, быта не теряют своей прелести, прочности и изящества, если они сделаны вручную.   Мастерство многих рукодельных работ переходит от старших к молодым. В рукодельных работах находят отражение национальные особенности тех или иных народностей: знаменитые вышитые украинские полотенца (рушники) отличаются от украшенных вышивкой узбекских и таджикских ковров. Своеобразны казахские и киргизские изделия, разнообразны  по орнаментам и технике исполнения эстонские и латышские вышивки и ковры с большим ворсом.

Декоративно-прикладное рукодельное искусство различных народов веками не теряет своих традиций и является одним из проявлений национальной культуры.

Испокон веков славилась наша земля искусством мастериц-рукодельниц. Вся женская половина русской деревни пряла, ткала, вышивала, даря дивное узорочье всем на радость. Праздничные одежды, скатерти-столешники, края покрывал - подзоры, концы полотенец – все было украшено тканым или вышитым орнаментом.  

Начиная с 8-9 лет,  к рукоделию приобщались девочки, которые под присмотром матери постигали секреты женского ремесла, готовили приданое.  Вышивкой занимались повсюду, но в каждой губернии России она звучала по-своему, сохраняя черты местного своеобразия.

Традиция вышивания сохраняется и сегодня. Наряду с древними образами вышивка обогащается темами, связанными с современной жизнью. По-прежнему модны и актуальны неповторимые авторские произведения.

В ходе нашего проекта мы постараемся  исследовать образцы рукоделия, которые хранятся издавна (или не очень давно) в нашей семье, в семьях наших близких или местных мастериц и попытаемся раскрыть особенности художественного языка вышивки или вязания крючком на конкретных примерах.

Приступая к проекту, мы искали ответы на вопросы:

  1. Что такое рукоделие?
  2. Какие виды рукоделия распространены в нашем селе?
  3. Какими видами рукоделия занимались в семье ?  В какое время?

В ходе проекта мы беседовали со своими  родителями, бабушками, встретились с известной мастерицей нашего села Петрушенко Екатериной Ивановной, чьи работы неоднократно были представлены на выставках в сельском Доме культуры.  

Нам удалось собрать целую коллекцию предметов рукоделия . Среди них самым распространенным является рушник. Рушник - это слово украинское. Так на Украине называют вышитое или тканое полотенце.   Исстари народные умельцы превращали домашнюю утварь в подлинные произведения искусства, и рушник в этом смысле не исключение. В быту ему отводилась (и в настоящее время отводится) особая роль. Узорное полотнище – главный декоративный элемент «святого угла». Он покрывает иконы, а так же поддерживает старинный обычай встречать молодоженов (или почетных гостей) на пороге дома с хлебом-солью на вышитом рушнике.

На рушниках вышиваются, в основном растительные мотивы: букеты с розами, нежно голубыми  незабудками, анютиными глазками, ромашками, георгинами, яркими маками, лиловыми колокольчиками, ярко синими васильками. Мелкие цветы собраны в веточки или соцветия. Букеты часто перевязаны ленточкой. Цветовая гамма разнообразна. Цвета яркие, сочные на белом фоне. Крупные цветы (розы, маки, колокольчики) так же как и крупные листья вышиваются в 2-3 цвета, делая рисунок более объемным, «выпуклым». Растительный орнамент расположен букетами на  концах полотенец, ориентируясь стеблями к краям полотнища или «дорожками», если это подзор, задник или прямоугольная «дорожка» на диван.

В композиционном центре всегда расположены самые крупные цветы, а вокруг веточки с более мелкими цветами и бутонами. Часто цветочные композиции дополняют «усики » или «колоски». Стилизованные вазы или корзины представлены в цветочных композициях в виде «сеток или решеток».

Изучая образцы местного народного творчества, мы пытались сравнить их с традиционными известными вышивками, нашли явные отличия, (в чем и состоит уникальность местного творчества) и выделили особенности:

  1. Сюжеты вышивок близки по содержанию, очень схожи по композиционному построению, но нам не  встретилось и пары одинаковых полотенец. Они все различаются по цвету, по размерам и по композиции.
  2. Большинство полотенец выполнено гладью, вышивка крестом встречается очень редко. На наш взгляд, это объясняется тем, что рисунок для глади легко переносить на ткань, изменять, дополнять. Этот способ вышивки позволяет, используя один исходный линейный рисунок, получить множество композиций, меняя цветовое наполнение и дополняя узор несложными элементами.
  3. Для глади не требуется специальная ткань – канва (как для счетной вышивки). Можно использовать недорогую белую ткань.
  4. Гладью вышивать быстрее.
  5. И ещё, на наш взгляд, одна из причин. При вышивании гладью не требуется такого пристального внимания и сосредоточенности, как при вышивке «крестиками». Ведь крестики постоянно нужно считать. Ошибёшься – нарушится симметрия. А вышивка гладью требует лишь плотного заполнения поля стежками. Таким образом, в кругу семьи или подруг за вышивкой можно попеть или поговорить.

В нашей коллекции нашлось полотенце, выполненное «крестом», богато орнаментированное. С тонким вкусом и щедрой фантазией выполнено оно, без всякого сомнения, для молодоженов. Ведь пара лебедей или голубей – это символ любви, верности, счастья. Таких птиц вышивали в знак любви, пожелания добра и счастья молодым.

Птицы часто встречаются в различных вышивках, например, северных, где они очень декоративны, условны, не похожи на своих природных собратьев.

Мы обнаружили, что «наши голуби» реалистичны, живописны, часто с распахнутыми крыльями.

Законченным полотенце считалось тогда, когда по краям пришивали кружева,  связанные крючком. Кружевоплетение на коклюшках никогда не встречалось в нашем селе, а вот крючок и незатейливый орнамент из «столбиков» - это под силу каждой мастерице, приложи лишь старание. Иногда в семье было добровольное распределение труда: одна дочь больше любила вышивать, у другой белоснежные кружева плелись, как морозные узоры. В итоге совместного творчества рождались не только рушники, но и подзоры, задники для кроватей, скатерти с салфетками, комплекты занавесок и нарядные подушки-думочки.

Кружева почти всегда зубчатые, заполненные ромбами, зигзагами, реже лентой из цветов.

Иногда вязанные элементы вставляли в прорезные «окошечки» на ткани, получался необыкновенно нежный, «легкий» край полотна.

Полотенце играло в народной жизни важную роль, оно сопровождало человека от рождения до глубокой старости, как бы отмечая главные моменты его жизни. Украшенная вещь становилась участницей общения людей.

Иногда вязаные элементы-розетки вставляли в прорезные окошки в ткани, получался необыкновенно нежный «легкий» край плотна.

Она шила красна девица,

Все по плису да по бархату,

По узорной красной Леночке,

Она шила, красна девица,

Все приданое немалое.

                  Народная песня.

Есть в нашем селе искусная мастерица – Петрушенко Екатерина Ивановна.

В низенькой светелке…

Можно сказать, что это о ней написал свои строки автор. Её небольшая низенькая изба с белеными стенами приютила не только свою хозяйку и её нехитрый скарб, но и главное рукотворное богатство – её вышивки. Они окружают нас со всех сторон: на диване –подушки-думочки  с цветами,  фруктами, голубями, даже белочку с орехами хозяйка разместила на белую подушку.

         Белый цвет связывался в народных представлениях со светом, чистотой,  с понятием о благе. Белый цвет в вышивке олицетворял женское начало.

         Красный был цветом солнца, огня, жизни, красоты и олицетворял мужское начало. Красные узоры крестьянской вышивки воспринимаются как огонь, как энергия солнца, способная дать жизнь всему живому. А кто не вникал в сложную философию цвета, просто считал, что красный цвет – значит красивый.

        Вот почему в каждом рисунке хозяйки красный цвет.

На столе – вышитая скатерть, на стенах – сюжетные картинки, на кровати – вышитое покрывало, в кресле – накидка. Немало рушников вышили её ловкие руки для икон, для свадеб и просто в подарок друзьям и близким людям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Афганская война в истории моего села

Обоснование проблемы:отсутствие у молодежи знаний об истории советско-афганской войны, организация встречи с участником афганской войны.Задачи урока:Общеучебная задача: познакомить школьников с послед...

Афганская война в истории моего села

Обоснование проблемы:отсутствие у молодежи знаний об истории советско-афганской войны, организация встречи с участником афганской войны.Задачи урока:Общеучебная задача: познакомить школьников с послед...

Учебно-исследовательская работа "История моего села"

Работа выполнена к юбилею края для школьной НПК...

Исследовательская работа "История моего села"

Исследовательская работа ученицы 9 класса Буниной Веры о с.Великополье Оршанского района...

Информационно-методический бюллетень : Исследовательская работа «История моего села»

Тема исследовательской работы «История моего села».  Актуальность темы, я думаю, очевидна. Каждый человек должен знать о том месте, где он родился, живёт. В большой стране у каждого человек...

Методическая разработка урока (мероприятия): «Традиции народов моего села»

В учебных учреждениях нашего района обучаются дети разных национальностей. Данный урок или мероприятие по воспитанию осознания молодёжью единства российской нации может проводиться в любой школе с уча...

История моей школы и моего села неразрывно связаны

строительство новой  десятилетки в 1977году...