Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство » для 6 класса
рабочая программа (изобразительное искусство, 6 класс) по теме

Гарипова Миляуша Миргасимовна

Данная программа содержит все темы, включённые в Федеральный компонент содержания образования. В целях воспитания у школьников любви к родному краю, тематический материал расширяется национально – региональным компонентом, знакомящий с истоками, традициями, культурой татарского народа, представленный художественно- изобразительным материалом: татарские народные традиции, орнаменты, костюмы и творчество татарских художников, скульпторов, поэтов. Основные межпредметные связи осуществляются с уроками музыки и литературы, при прохождении отдельных тем  используются межпредметные связи с биологией (строение растений, животных, пластическая анатомия человека, связи в природе), историей (образ эпохи и стиль в искусстве, выдающиеся события истории - исторический жанр в искусстве), математикой (геометрия), физикой (оптика), технологией (технологии художественной обработки материалов), информатикой (компьютерная графика).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 6klass_izo.docx66.06 КБ

Предварительный просмотр:

     Рассмотрено на МО:                                                            Согласовано                                                              «Утверждаю»

    Руководитель МО                                                              Зам. директора по УР                                                          Директор МБОУ

________/А.Т.Сабитова/                                         __________/Р. Ф. Миннахметова/                                                     «Джалильская гимназия»

Протокол № ____ от                                                          августа 2013г                                                                     _______/Р.А. Гильфанова/

      августа 2013г.                                                                                                                                                                     Протокол  № 118

                                                                                                                                                                              от    26    августа 2013г.

Рабочая программа

по предмету «Изобразительное искусство »

для 6 класса

учителя ИЗО Гариповой Миляуши Миргасимовны.

Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Джалильская гимназия»

Сармановского муниципального района Р.Т.

                                                Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол №      от

 августа 2013г.

2013 – 2014 учебный год.

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена для 6 класса муниципального бюджетного образовательного учреждения «Джалильская гимназия» на 2013 – 2014 учебный год. Исходными документами для составления рабочей программы являются: Федеральный государственный образовательный стандарт, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004 года №1089; примерная программа, созданная на основе федерального государственного образовательного стандарта; федеральный перечень учебников рекомендуемых (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования; требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта; учебного  плана МБОУ «Джалильская гимназия» утвержденного приказом гимназии №121 от 26.08.13г. на 2013 - 2014 учебный год.

Для реализации рабочей программы используется УМК:  Неменская, Л. А. «Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека»  6 класса : для общеобразовательных учреждений. Л. А. Неменская; под ред. Б. М. Неменского. – 4-е изд.-М.: Просвещение, 2011-175ст. 

Программа общеобразовательных учреждений "Изобразительное искусство и художественный труд" 1-9 классы под руководством Б.М.Неменского 7-е издание Москва "Просвещение" 2011

Место предмета в базисном учебном плане:  Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит на этапе основного общего образования в 6 классе 35часов, из расчета 1 учебных часа в неделю.

Примечание. На основании положения муниципального бюджетного образовательного учреждения «Джалильская гимназия» «О структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ, учебных курсов и предметов муниципального бюджетного образовательного учреждения «Джалильская гимназия» Сармановского муниципального района РТ», рассмотренного на педагогическом совете от 27.06.2011 г., протокол №10, утвержденного Приказом директора № 83 от 29.06.2011,в случае совпадения уроков с праздничными и каникулярными днями, программу выполнить согласовано п. 2.5 данного положения.

Цель программы: развитие интереса к внутреннему миру человека, способности углубляться в себя как основы развития способности сопереживать и понимать других людей, осознавать свои внутренние переживания в контексте истории культуры. 

Изучение искусства на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  •        развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;
  • воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;
  • освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;
  • овладение умениями и навыками художественной деятельности, изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);
  • формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.

Задачи:

  • формировать художественную компетентность зрителя
  • развивать способность сопереживать и нравственно-эстетическую отзывчивость на прекрасное в жизни и искусстве
  • формировать художественную культуры учащихся, знакомить с историей культуры. 

Данная программа содержит все темы, включённые в Федеральный компонент содержания образования. В целях воспитания у школьников любви к родному краю, тематический материал расширяется национально – региональным компонентом, знакомящий с истоками, традициями, культурой татарского народа, представленный художественно- изобразительным материалом: татарские народные традиции, орнаменты, костюмы и творчество татарских художников, скульпторов, поэтов. Основные межпредметные связи осуществляются с уроками музыки и литературы, при прохождении отдельных тем  используются межпредметные связи с биологией (строение растений, животных, пластическая анатомия человека, связи в природе), историей (образ эпохи и стиль в искусстве, выдающиеся события истории - исторический жанр в искусстве), математикой (геометрия), физикой (оптика), технологией (технологии художественной обработки материалов), информатикой (компьютерная графика).

                                                                    Учебно-тематическое планирование.

Тема

Контрольная

Тестирование

Региональный компонент

Защита проектов

1

 Виды изобразительного искусства и основы их образного языка (8часов)

1

1

2

Мир наших вещей. Натюрморт (8 часов)

1

1

3

Вглядываясь в человека. Портрет в изобразительном искусстве (10 часов)

1

1

4

 Человек и пространство в изобразительном искусстве. (9 часов)

1

1

1

                                                                       СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА

«ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА» - 35 часов

Программа «Изобразительное искусство в жизни человека» для 6 класса -  посвящена изучению собственно изобразительного искусства. Здесь формируются основы грамотности художественного изображения (рисунок и живопись), понимание основ изобразительного языка. В основу тематического деления положен жанровый принцип. Каждый жанр рассматривается в его историческом развитии. Это позволяет видеть изменения картины мира и образа человека, поставить в центр духовные проблемы, подчиняя им изменения  в способах изображения.  При этом выдерживается принцип единства восприятия и созидания. И последовательно обретаются навыки  и практический опыт использования рисунка, цвета, формы, пространства согласно специфике образного строя конкретного вида и жанра изобразительного искусства.

Виды изобразительного искусства и основы их образного языка (8часов)

Беседа об искусстве и его видах. Рисунок как самостоятельное графическое произведение. Выразительные возможности объемного изображения. Выразительные свойства линии, виды и характер линии. Пятно в изобразительном искусстве. Роль пятна в изображении и его выразительные возможности. Основные и составные цвета. Выражение в живописи эмоциональных состояний: радость, грусть, нежность и др.

Мир наших вещей. Натюрморт (8 часов)

Натюрморт в истории искусства натюрморт в живописи, графике, скульптуре. Цвет в живописи и богатство его выразительных возможностей.. Выражение цветом в натюрморте настроений и переживаний художника. Графическое изображение натюрмортов. Натюрморт как выражение художником своих переживаний представлений об окружающем его мире.

Вглядываясь в человека. Портрет в изобразительном искусстве (10 часов)

История возникновения портрета. Портрет как образ определенного реального человека. Портрет в живописи, графике, скульптуре. Скульптурный портрет в истории искусства. Рисунок головы человека в истории изобразительного искусства. Роль и место живописного портрета в истории искусства. Личность художника и его эпоха. Личность героя портрета и творческая интерпретация ее художником.

Человек и пространство в изобразительном искусстве. (9часов)

Пейзаж как самостоятельный жанр в искусстве. Анималистический жанр и жанр пейзажа. История возникновения пейзажа как самостоятельного жанра. Законы линейной перспективы и их применение в изображении пейзажа. Пейзаж в тиражной графике. Изображая природу, художник отражает представления людей данной эпохи о прекрасном в окружающей их действительности. Знакомство с разновидностями пейзажного жанра Построение пространства как средство решения образа пейзажа. Роль тона и цвета в изображении пространства (воздушная перспектива)

Формы контроля

Программа  предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.

Коллективные формы работы могут быть разных видов: работа по группам; индивидуально-коллективный метод работы, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа—  это подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину.

Необходимо постоянно уделять внимание и выделять время на обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности. Обсуждение работ активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.

Периодическая организация выставок лает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы и стать прекрасным ее украшением.

На занятиях происходит освоение учениками различных художественных материалов (краски гуашь и акварель, карандаши, мелки, уголь, пастель, пластилин, глина, различные виды бумаги, ткани, природные материалы), инструментов (кисти, стеки, ножницы и т. д.), а также художественных техник (аппликация и коллаж, монотипия, ленка, бумагопластика и др.).

От урока к уроку происходит постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует их интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности ребенка. 

Основной формой проведения занятий по программе является урок. Урок состоит из:  -введения в тему занятия, -восприятия произведений искусства по соответствующей теме и обращений к соответствующим реалиям окружающей жизни; -созидательной творческой практической деятельности ученика по этой же теме; -обобщения и обсуждения итогов урока; -подготовки и уборки рабочего места и художественных материалов. Реальные формы организации занятий дают учителю широкий выбор возможностей проявления его творческой инициативы. Темы и задания уроков предполагают создание игровых и сказочных ситуаций, умение организовать уроки-диспуты, уроки-путешествия и уроки-праздники. Процесс обучения на уроке искусства характеризуют: -сотворчество учителя и ученика; -диалогичность; -чёткость поставленных задач и вариативность их решения; -освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.

Рабочая программа предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся, уроков коллективной творческой деятельности, экскурсия по родному селу.

Коллективные формы работы могут быть разных видов: -работа по группам;

-индивидуально-коллективный метод работы, когда каждый выполняет свою часть для общего панно. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат даёт стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа- это подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину. Необходимо постоянно уделять внимание и выделять время на обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности. Обсуждение работ активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.

Периодическая организация выставок дает возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха.

Выполненные на уроках работы учащиеся могут использовать как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы для праздников, родительских собраний.

На уроках происходит освоение учениками различных художественных материалов (краски акварель, гуашь, карандаши, мелки, пластилин), инструментов (кисти, стеки. ножницы...)

Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует их интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности ребенка.

Художественно-творческая деятельность:  учащихся представлена рисованием с натуры натюрморта, деревьев, архитектуры, фигуры человека; рисованием по памяти животных; рисованием по представлению иллюстраций к музыкальным и литературным произведениям, тематическими композициями (графическими, живописными, декоративными), плоским и объемным изображением формы предметов; художественным конструированием посуды, архитектуры, игрушек; конструктивным анализом произведений изобразительного искусства.

              Основная форма организации учебного процесса - классно-урочная:   урок ознакомления с новым материалом, урок закрепления изученного, урок применения знаний и умений, урок обобщения и систематизации знаний, урок проверки и коррекции знаний и умений, комбинированный урок, урок-лекция, урок-экскурсия, урок-соревнование, урок с дидактической игрой, урок-праздник, видеоурок. 

Требования к уровню подготовки обучающихся по данной программе

В результате учащиеся должны знать:

-  о месте и значении изобразительных искусств в культуре: в жизни общества и жизни человека;

-  о существовании изобразительного искусства во все времена; должны иметь представления о многообразии образных языков искусства и особенностях видения мира в разные эпохи;

-  о взаимосвязи реальной действительности и ее художественного изображения в искусстве, ее претворении в художественный образ;

-  основные виды и жанры изобразительных искусств; иметь представление об основных этапах развития портрета, пейзажа и натюрморта в истории искусства;

-  ряд выдающихся художников   и произведений искусства в жанрах портрета, пейзажа и натюрморта в мировом и отечественном искусстве;

-  особенности творчества и значение в отечественной культуре великих русских художников-пейзажистов, мастеров портрета и натюрморта;

-  основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве: линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива;

-  о ритмической организации изображения и богатстве выразительных возможностей;

-  о разных художественных материалах, художественных техниках и их значении в создании художественного образа.

В результате учащиеся должны уметь:

-  пользоваться   красками   (гуашь и акварель),   несколькими графическими материалами (карандаш, тушь), обладать первичными навыками лепки, уметь использовать коллажные техники;

-  видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными   навыками плоского   и объемного   изображений предмета и группы предметов; знать общие правила построения головы человека;   уметь   пользоваться   начальными   правилами   линейной и воздушной перспективы;

-  видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения   пропорций,   характер освещения,   цветовые   отношения при изображении с натуры, по представлению и по памяти;

-  создавать творческие композиционные работы в разных материалах с натуры, по памяти и по воображению;

- активно воспринимать произведения искусства и аргументировано анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведению искусства.

Критерии оценивания.

Оценка "5"

-учащийся  полностью справляется с поставленной целью урока;

-правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные  знания на практике;

-верно решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;

-умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное.

Оценка "4"

-учащийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера;

-гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;

-умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболее
характерное.

Оценка "3"

-учащийся слабо справляется с поставленной целью урока;

-допускает неточность в изложении изученного материала.

Оценка "2"

-учащийся допускает грубые ошибки в ответе;

-не справляется с поставленной целью урока

Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов

  • Активность участия.
  • Умение собеседника почувствовать суть вопроса.
  • Искренность ответов, их развёрнутость, образность, аргументированность.
  • Самостоятельность.
  • оригинальность суждений.

Критерии и система оценки творческих работ.

  • Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
  • Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
  • Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления  работы. Аккуратность всей работы.

Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.

 

Учебно-тематическое планирование в  6 А, 6Б классах

«Изобразительное искусство в жизни человека»

Тема урока

Тип урока

Учебно-творческое задание

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки обучающихся

Формы контроля

Домашнее задание

Дата

план

факт

1 тема  «Виды изобразительного искусства» - 8 часов 

1.

Изобразительное искусство в семье пластических  искусств

Урок формирования новых знаний

 

Виды пластических   искусств. Виды   изобразительного   искусства:   живопись,  графика, скульптура. Художественные материалы и их выразительность в изобразительном искусстве

Знать  виды  пластических  и изобразительных  искусств; различные  художественные материалы  и  их значение  в создании  художественного образа

Сгруппировать предложенные фото  и  репродукции   произведений  по  видам изобразительных (пластических) искусств

Принести природный  материал (веточки, колоски,  зонтичные растения

7.09

2.

Рисунок -основа  изобразительного творчества

Урок формирования новых знаний

Зарисовки  с   натуры    отдельных растений или веточек     (колоски, ковыль,    зонтичные   растения   и др.)  с  использованием   графических   материалов (карандаш, уголь, фломастер)

Виды   графики. Рисунок как самостоятельное графическое     произведение. Рисунок - основа мастерства художника. Графические материалы и их выразительные возможности 

Знать виды графики, графические   художественные   материалы и их значение в создании художественного образа. Уметь   использовать   выразительные возможности графических материалов при работе с натуры (карандаш, фломастер)

Фронтальный устный      опрос. Просмотр и анализ работ

 

Принести травянистые растения

14.09

3.

Линия и ее выразительные   возможности

Комбинированный урок

Выполнение   линейных рисунков трав, которые колышет ветер (линейный ритм, линейные       узоры травянистых    соцветий,   разнообразие в характере линий:      тонких, широких, ломких, корявых,    волнистых и т. д.). Материалы: карандаш, уголь

Выразительные   свойства линии,  виды  и  характер линии. Условность и образность  линейного   изображения. Ритм линий, ритмическая организация  листа.   Роль ритма в создании образа. Линейные рисунки А. Матисса,  П. Пикассо,  В. Серова 

Знать основы языка изобразительного искусства: ритм. Понимать значение ритма и характера линий в создании художественного образа. Уметь использовать язык графики (характер и ритм линий), выразительные   возможности  материала (карандаш, уголь) в собственнойхудожественной деятельности с натуры

Анализ результатов собственной художественной   деятельности

 Подобрать репродукции графических работ А. Матисса, П. Пикассо,    В. Серова

 21.09

4.

Пятно как средство выражения. Композиция как   ритм пятен

Комбинированный урок

Изображение различных состояний в природе (ветер,тучи, дождь, туман, яркое солнце и тени) черной и белой гуашью 

Пятно в изобразительном искусстве. Роль пятна в изображении и его выразительные возможности. Тон и тональные отношения: тёмное - светлое. Тональная шкала. Композиция листа. Ритм пятен. Доминирующее пятно. Линия и пятно. Графические рисунки Ф. Васильева, И. Левитана; черно-белая графика А. Остроумовой-Лебедевой 

Знать основы языка изобразительного искусства: тон, выразительные возможности тона и ритма в изобразительном искусстве. Уметь использовать выразительные средства графики (тон, линия, ритм, пятно) в собственной художественно-творческой деятельности; активно воспринимать произведения станковой графики

Просмотр и анализ работ

 

 Подобрать репродукции произведений графики с ярко выраженными тональными отношениями

 28.09

5.

Цвет. Основы цветоведения

Комбинированный урок

Фантазийное изображение сказочных царств ограниченной палитрой и с показом вариативных возможностей цвета («Царство снежной королевы», «Изумрудный город», «Страна золотого солнца»). Материалы: гуашь, кисть 

Основные и составные цвета. Дополнительные цвета. Цветовой круг. Теплые и холодные цвета. Цветовой контраст. Насыщенность цвета и его светлота. Изучение свойств цвета. Механическое смешение цветов. 

Знать основные характеристики и свойства цвета. Уметь выполнять цветовые растяжки по заданному свойству, владеть навыками механического смешения цветов 

Экспресс-выставка

 Подобрать осенние листья одного цветового тона, но разной светлоты (насыщенности)

5.10

6.

Цвет   в произведениях живописи 

Комбинированный урок

Изображение осеннего букета с разным настроением: радостный, грустный, торжественный, тихий 

Понятие «колорит», «гармония цвета». Механическое смешение цветов. Взаимодействие цветовых пятен и цветовая композиция. Выразительность мазка. Фактура живописи. Выражение в живописи эмоциональных состояний: радость, грусть, нежность  и т. Д. Зрительный ряд: И. Грабарь, «Хризантемы»; К. Коровин, «Цветы и фрукты»; «На берегу моря»

Понимать значение слова «колорит» и его роль в создании художественного образа. Уметь: владеть навыками механического смешения цветов; передавать эмоциональное состояние средствами живописи; активно воспринимать произведения станковой живописи

Диктант по живописи. Просмотр, анализ и оценивание работ

 Принести   иллюстрированные   книги   о животных или рисунки,    фотографии   животных

12.10

10.10

7.

Объемные   изображения в скульптуре.

Татарские скульпторы.

Комбинированный урок

Выполнение объемных изображений животных. Материалы: пластилин, стеки

Выразительные возможности объемного изображения. Связь объема с окружающим пространством и освещением. Художественные материалы в скульптуре: глина, металл, дерево и др., их выразительные возможности. Произведения анималистического жанра В. Ватагина, В. Серова

Знать определение термина «анималистический жанр», выразительные средства и материалы скульптуры. Уметь использовать выразительные возможности пластического материала в самостоятельной работе

Опрос. Просмотр и анализ работ  

Подготовить вопросы к викторине по содержанию учебного материала четверти

 

 19.10

8.

Основы языка изображения

Повторительно-обобщающий

Конкурс знатоков Выполнение конкурсных заданий

Обобщение материала: виды изобразительного искусства, виды графики, художественные материалы и их выразительные возможности, художественное творчество и художественное восприятие, зрительские умения

Знать:  виды пластических и изобразительных искусств, виды графики; основы изобразительной грамоты (ритм, цвет, тон, композиция); средства выразительности графики, скульптуры, живописи; имена и произведения выдающихся художников, творчество которых рассматривалось на уроках четверти. Уметь воспринимать и анализировать знакомые произведения  искусства  

Балльная оценка конкурсных заданий

 Составить кроссворд

(5-6 слов), используя приобретенные знания  

26.10

2 тема  «Мир наших вещей. Натюрморт» - 8 часов 

9.

Реальность и фантазия в творчестве художника

Урок формирования новых знаний

 

 

Изображение как познание окружающего мира и
отношения к нему человека. Реальность и фантазия
в творческой деятельности художника. Выразительные средства и правила изображения

Понимать значение изобразительного искусства в жизни человека и общества; взаимосвязь реальной действительности и ее художественного изображения в искусстве

 

Ответить на вопрос: «Почему люди хранят произведения изобразительного искусства и высоко их ценят, передавая из поколения в поколение?». 

 Подобрать произведения изобразительного   искусства,    контрастные       между собой по языку   изображения

 2.11

10

Изображение предметного мира - натюрморт 

Комбинированный урок

Работа над натюрмортом  из плоских изображений знакомых предметов с акцентом на композицию , ритм. Материалы: бумага формата А4, карандаш, мелки

Многообразие форм изображения мира вещей в истории искусства. О чём рассказывают изображения пещей. Появление жанра натюрморта. Натюрморт в истории    искусства.    Натюрморт в живописи, графике, скульптуре. Плоскостное  изображение  и  его место в истории искусства. Повествовательность   плоских рисунков 

Знать определение термина «натюрморт», выдающихся художников и их произведения в жанре натюрморта. Уметь активно воспринимать произведения   искусства   натюрмортного жанра; творчески работать, используя выразительные возможности графических материалов (карандаш, мелки) и язык изобразительного искусства (ритм,  пятно, композиция) 

Просмотр и анализ работ

 

 Подобрать репродукции натюрмортного жанра

16.11

11

Понятие формы, Многообразие форм  окружающего  мира

Комбинированный урок

Конструирование из  бумаги  простых геометрических  тел  (конус, цилиндр, куб, призма)

Понятие  формы.  Линейные, плоскостные и объёмные формы. Геометрические тела, которые составляют  основу  всего многообразия форм

Иметь представление о многообразии и выразительности форм

 

Игра «Определи произведение и его автор?, по фрагменту» Просмотр и анализ работ

Подобрать изображения природных форм и форм, созданных человеком

23.11

12

Изображение объёма на плоскости и линейная перспектива

Комбинированный урок

Зарисовки конструкции    из    нескольких геометрических  тел. Материалы:  карандаш, бумага формата А4

Плоскость и объём. Перспектива как способ изображения   на   плоскости предметов в пространстве. Правила  объемного  изображения геометрических тел с натуры. Композиция на плоскости

Знать правила объемного изображения геометрических тел с натуры; основы" композиции на плоскости. Уметь применять полученные знания в практической работе с натуры

Экспресс-опрос. Просмотр и анализ работ

 

 30.11

13

Освещение.   Свет и тень

Комбинированный урок

Зарисовки геометрических   тел из гипса или бумаги   с  боковым освещением. Материалы: черная и белая гуашь или акварель,   бумага формата А4

Освещение  как  средство выявления  объёма   предмета.   Источник   освещения Понятие  «свет», «блик», «полутень», «собственная     тень»,     «рефлекс»,  «падающая тень». Свет как средство организации композиции в картине

Знать основы изобразительной грамоты: светотень. Уметь видеть и использовать в качестве средства выражения характер освещения при изображении с натуры

Фронтальный опрос (устно), Самоанализ работ учащимися 

 Сбор материала на тему «Выдающиеся русские и зарубежный художники и их произведения натюрмортно-го жанра» (П. Сезанн, В. Ван-Гог, И. Машков и др.)

7.12

14

Натюрморт в графике. Национальный татарский натюрморт.

Комбинированный урок

Выполнение  натюрморта в технике печатной графики (оттиск с аппликации на картоне)

Графическое изображение натюрмортов.  Композиция и образный строй в натюрморте:  ритм пятен, пропорций,   движение   и покой, случайность и порядок. Натюрморт как выражение художником своих переживаний и представлений    об   окружающем его мире. Материалы и инструменты художника и  выразительность  художественных техник. .Творчество А. Дюрера, В. Фаворского

Понимать роль языка изобразительного искусства в выражении художником своих переживаний, своего отношения к окружающему миру в жанре натюрморта. Знать выдающихся художников-графиков. Уметь составлять натюрмортную композицию на плоскости, применяя язык изобразительного искусства и выразительные    средства    графики; работать в технике печатной графики

Просмотр и анализ работ

Продолжение работы      над проектом

 14.12

15

Цвет  в натюрморте

Комбинированный урок

Работа  над  изображением      натюрморта   в   заданном    эмоциональном   состоянии:      праздничный,     грустный, таинственный. Материалы:     гуашь, кисти, бумага формата A3

Цвет в живописи и богатство   его   выразительных возможностей. Собственный цвет предмета (локальный) и цвет в живописи (обусловленный). Цветовая организация натюрморта - ритм  цветовых пятен: И. Машков, «Синие   сливы»;   А. Матисс,   «Красные   рыбки»; К. Петров-Водкин, «Утренний натюрморт», «Скрипка». Выражение цветом в натюрморте настроений  и переживаний художника

Знать выразительные возможности цвета. Уметь: с помощью   цвета   передавать   настроение в натюрморте; работать  гуашью; анализировать цветовой     строй знакомых произведений натюрмортного жанра

Анализ и оценка процесса и результатов собственного художественного творчества

 

 Завершение  работы на проектом

21.12

16

Выразительные возможности натюрморта

Урок-обобщение

 

Предметный  мир  в   изобразительном    искусстве. Выражение в натюрморте переживаний    и   мыслей художника, его представлений    и    представлений людей его эпохи об окружающем мире и о самих себе. Натюрморт в искусстве XIX-XX веков. Натюрморт    и    выражение творческой   индивидуальности    художника.    Зрительный ряд:  И. Грабарь, «Неприбранный стол»; И. Машков, «Хлебы»; Н. Сапунов, «Ваза, Цветы и  фрукты».   Натюрморты В. Ван-Гога,    К. Моне    и П. Сезанна

Знать  такой жанр  изобразительного   искусства,   как   натюрморт; выдающихся художников и их произведения натюрмортного жанра (В. Ван-Гог, К. Моне, Й. Машков). Уметь  анализировать   образный  язык  произведений  натюрмортного жанра

Защита проектов. Анализ и оценка результатов проекгной деятельности

 

 11.01

3 тема «Вглядываясь в человека. Портрет» - 10 часов

17

Образ человека - главная тема    искусства.

Урок формирования новых знаний, умений, навыков

 

Портрет как образ определённого   реального   человека. История развития жанра.   Изображение   человека в искусстве разных эпох. Проблема сходства в портрете.    Выражение    в портретном   изображении характера   человека,   его внутреннего мира.  Великие      художники-портретисты: Рембрант, Ф. Рокотов,       В. Боровиковский, Д. Левицкий, И. Репин

Знать жанры изобразительного искусства: портрет; выдающихся художников-портретистов русского  и мирового искусства   (Рембрант,   И. Репин). Уметь активно воспринимать   произведения    портретного жанр

 

Подобрать репродукции портретов И. Е. Репина, которые  не рассматривались на уроке

18.01

18

Конструкция головы человека и её пропорции

Урок формирования новых знаний, умений

Работа   над   изображением   головы человека с соотнесенными  по-разному деталями лица (аппликация вырезанных      из бумаги форм)

Закономерности в  конструкции головы человека. Большая   цельная   форма головы и её части. Пропорции    лица    человека. Средняя линия симметрии лица. Величина и форма глаз, носа, расположение и форма рта

Понимать роль пропорций в изображении головы, лица человека

Просмотр и анализ работ

 Оформить рамку для портрета в технике коллажа,    которая отражала   бы   ваши личные   интересы   и   увлечения.      Принести зеркало

 25.01

19

Графический портретный    рисунок    и выразительность образа человека.

Комбинированный урок

Выполнение    автопортрета с натуры.     Материалы:  бумага формата   А4,   уголь, мелки, карандаш

Образ человека в графическом   портрете.   Расположение портрета на листе. Выразительность графических  материалов. Графические пор!реты О. Кипренского,   И. Репина, В. Серова

Знать   пропорции   головы   и лица   человека;   выдающихся представителей    русского    и мирового   искусства   (А. Дюрер,    Леонардо    да    Винчи, В. Серов) и их основные произведения портретного жанра. Уметь  использовать  выразительность  графических средств и материала (уголь, мелки, карандаш) при работе с натуры

Просмотр и анализ работ

1.02

20

Портрет в графике.

Комбинированный урок

Портрет     соседа по парте в технике силуэта (профиль).    Материалы: черная тушь, гуашь, бумага

 

Знать   пропорции   головы   и лица человека; выразительные средства графики (линия, пятно) и уметь применять их в творческой работе с натуры

Просмотр, анализ и оценка работ

Подобрать небольшие    литературные.фрагменты, характеризующие человека    по    его предметному окружению

8.02

21

Портрет  в  скульптуре 

Комбинированный урок

Работа   над   изображением         в скульптурном портрете выбранного    литературного героя с ярко выраженным   характером     (Баба Яга, Кощей Бессмертный, Домовой и т. д.)

Человек - основной предмет изображения в скульптуре.     Материалы скульптуры. Скульптурный   портрет  в   истории искусства. Выразительные возможности скульптуры. Характер человека и образ эпохи в    скульптурном портрете.    Скульптурные портреты В. И. Мухиной и С. Т. Коненкова

Знать  материалы   и  выразительные возможности скульптуры. Уметь передать характер    героя    в   скульптурном портрете,  используя  выразительные возможности скульптуры; владеть знаниями пропорций и пропорциональных соотношений головы и лица человека

Презентация   работы с произнесением   короткого   монолога   от имени  вылепленного   литературного героя. Анализ и оценка работ

 

 15.02

22

Сатирические образы человека

Комбинированный урок

Изображение   сатирических образов литературных героев      (бумага формата А4, черная акварель или гелевая       ручка, тушь)

 

Уметь   анализировать   образный язык произведений портретного   жанра;   работать   с графическими материалами

Тест. Просмотр и анализ работ

Сбор материала на тему «Художники-портретисты и их произведения»

22.02

23

Образные возможности освещения в портрете

Комбинированный урок

Наблюдение    натуры и наброски (пятном)   головы в  различном  освещении  (бумага формата А4, черная    акварель, кисть)

Изменение образа человека при различном освещении.Постоянство формы и изменение её восприятия. Свет, направленный сверху, снизу, сбоку, рассеянный свет, изображение против света, контрастность освещения.

Знать   основы   изобразительной грамоты (светотень); понимать    роль    освещения    в произведениях     портретного жанра. Уметь применять полученные знания при работе с натуры

Просмотр и анализ работ

Подобрать репродукции (фото)  с  изображением человека  в различном   освещении

1.03

24

Портрет в живописи 

Комбинированный урок

Ассоциативный портрет в технике коллажа      («Мама», «Папа», «Дедушка»,    «Друг», «Сестра»  и т. п.).

Групповая работа

Роль и место живописного портрета в истории искусства.  Обобщенный  образ человека в живописи Возрождения,    в    XVH-X1X веках, в XX веке. Портреты   Леонардо   да   Винчи, Рафаэля    Санти,    Ф. Рокотова,   В. Боровиковского, О. Кипренского, В. Серова, М. Врубеля

Знать выдающихся художников-портретистов,   представителей русского и зарубежного искусства: Леонардо да Винчи,   Рафаэль  Санти,   М. Врубель. Уметь активно воспринимать и анализировать произведения портретного жанра; работать в технике коллажа 

Представление работ, анализ и оценивание

Продолжение работы  над проектом

8.03

25

Роль цвета в портрете

Комбинированный урок

Анализ цветового решения образа в портрете.    Материалы:      бумага, гуашь, кисть

Цветовое решение образа в портрете.  Цвет и тон. Цвет и освещение. Цвет как   средство   выражения настроения   и   характера героя.   Живописная   фактура

Знать о выразительных возможностях цвета и освещения в произведениях портретного жанра. Уметь анализировать цветовой строй произведения живописи

Ответить на  вопрос: «Кому из известных    тебе художников    ты заказал  бы  свой портрет?  Почему?». Просмотр и анализ работ

Завершение работы над проектом

15.03

26

Великие портретисты (России и Татарстана)

Повторительно-обобщающий урок

Выражение творческой индивидуальности художника в созданных им портретных образах. Личность   художника   и   его эпоха.    Личность    героев портрета и творческая интерпретация её художником. Индивидуальность образного языка в произведениях великих художников. Презентация рефератов на тему «Художники-портретисты и их произведения»

Знать художников-портретистов и их творчество (В. Серов, И. Репин, Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Рембрант). Уметь активно воспринимать и анализировать произведения портретного жанра

Презентация проектов на тему «Художники-портретисты     и их      произведения»

 

 

 22.03

Тема 4 «Человек и пространство в изобразительном искусстве» – 9 часов

27

Жанры   в изобразительном искусстве

Урок формирования новых знаний

Предмет   изображения   и картина мира в изобразительном искусстве. Изменения видения мира в разные эпохи. Жанры в изобразительном    искусстве. Портрет. Натюрморт. Пейзаж.        Тематическая картина: бытовой и исторический жанры

Знать жанры изобразительного искусства. Иметь представление об историческом характере художественного процесса; ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства. Уметь активно воспринимать произведения изобразительного искусства

Сгруппировать предложенные произведения  по жанрам

Выписать названия нескольких произведений, относящихся к разным жанрам, одного художника: И. Е. Репина или В. Васнецова   (на   выбор 

5.04

28

Изображение пространства

Урок формирования новых знаний

 

Потребность в изображении глубины пространства и открытие правил линейной перспективы в искусстве Возрождения. Понятие точки зрения. Перспектива как изобразительная грамота. Нарушение правил перспективы в искусстве  XX века и его образный смысл

Понимать значение перспективы в изобразительном искусстве

Тест

 

 

12.04

29

Правила линейной перспективы

Урок формирования новых знаний, умений, навыков

Изображение уходящей вдаль аллеи с соблюдением правил линейной  перспективы. Материалы: ф. А4, карандаш

Перспектива – учение о способах передачи глубины пространства. Плоскость картины. Точка зрения. Горизонт и его высота. Точка схода. Правила воздушной перспективы,

Знать правила линейной и воздушной перспективы

Соотнести репродукции произведений различных жанров (портрет, пейзаж, натюрморт) с фамилиями авторов

Сбор материала

для кроссворда

19.04

30

Правила воздушной перспективы

Урок формирования новых знаний, умений, навыков

Изображение уходящей вдаль аллеи с соблюдением правил воздушной  перспективы. Материалы: ф. А4,  гуашь с ограниченной палитрой

Планы воздушной перспективы и изменения контрастности. Зрительный ряд: И. Шишкин «Рожь», И. Левитан «Владимирка», «Осенний день»

 Уметь использовать правила перспективы в собственной  творческой работе.

Просмотр, анализ и оценка работ

26.04

31

Пейзаж – большой мир. Организация пространства

Комбинированный урок

Работа над изображением большого эпического пейзажа «Путь реки», изображение уходящих планов и наполнение их деталями Материалы: ф. А4, гуашь, большие кисти, бумага, клей, ножницы, карандаш

Пейзаж как самостоятельный жанр в искусстве. Превращение пустоты в пространство. Организация перспективного пространства в картине. Роль выбора формата. Высота горизонта в картине и его образный смысл. Зрительный ряд: П. Бригель «Времена года», Н. Рерих «Гималаи», И.Левитан «Над вечным покоем»

Знать: правила перспективы; выдающихся  художников-пейзажистов и их произведения

(И. Левитан)

Уметь организовывать перспективное пространство пейзажа

Опрос. Анализ и оценка результатов собственного художественного творчества (выборочно) Просмотр и оценка  работ

Подобрать репродукции или фото, иллюстрируюшие правила перспективы

3.05

32

Пейзаж – настроение.

Природа и художник

Комбинированный урок

Создание пейзажа – настроения – работа по представлению и памяти с предварительным выбором яркого личного впечатления от состояния в природе (например,  изменчивые и яркие цветовые состояния весны, разноцветье и ароматы лета)

Пейзаж-настроение как отклик на переживания художника. Освещение в природе. Красота разных состояний в природе:  утро, вечер, сумрак, туман, полдень. Роль колорита в пейзаже-настроении. Беседа по пейзажам К. Моне, П. Сезана, И. Грабаря, К. Юона

Понимать роль колорита в пейзаже-настроении. Уметь работать гуашью, используя основные средства художественной изобразительности (композиция, цвет, светотень, перспектива) в творческой работе по памяти и по представлению

Ответить на вопрос: почему о картинах Левитана говорят: «Мало нот- много музыки?» Просмотр, анализ и оценка работ

Наброски с натуры городских пейзажных видов

10.05

33

34

Городской пейзаж

Урок-творческого применения знаний, умений,   : навыков

Работа   над   графической  композицией «Мой город» (бумага формата A3, гуашь с ограниченной палитрой   или   оттиски с аппликации на картоне)

Разные образы города в истории искусства и в российском искусстве  XX века

Знать основы изобразительной грамоты и уметь применять приобретенные знания на практике

Анализ и оценка процесса и результатов собственной художественной деятельности

- Подготовка к КВН (составить кроссворд для команды соперников)

17.05

24.05

35

Выразительные возможности изобразительного искусства.   Язык и смысл

Повторительно-обобщающий

КВН

Обобщение материала учебного года

Знать основные виды и жанры изобразительных (пластических) искусств; виды графики; выдающихся художников и их произведения, изученные в течение года; основные средства художественной выразительности; разные художественные материалы, художественные техники и их значение в создании художественного образа. Уметь анализировать содержание, образный язык произведений портретного, натюрмортного и пейзажного жанров

Оценка конкурсных заданий

 

 

 31.05

Перечень учебно-методического обеспечения

Список литературы (основной)

      Неменская, Л. А. Изобразительное искусство: Искусство в жизни человека .  6 класса :  Для общеобразовательных учреждений\ Л. А. Неменская; под ред. Б. М. Неменского. – 4-е изд.-М.: Просвещение, 2011-175ст.

Список литературы (дополнительный)

Дополнительные пособия для учителя:

  1. Программа общеобразовательных учреждений "Изобразительное искусство и художественный труд" 1-9 классы под руководством Б.М.Неменского 7-е издание Москва "Просвещение" 2011
  2. Б.М. Неменский О.В. Свиридова «Изобразительное искусство» 6 класс Поурочные планы по программе Б.М.Неменского, Издательство «Учитель», Волгоград 2007
  3. Алехин. А. Д. Когда начинается художник. – М.: Просвещение, 1994.
  4. Александров В.Н. История русского искусства: Краткий справочник школьника.- Мн.: Харвест,2004.-736 с.
  5. Валеева-Сулейманова Г.Ф. Декоративное Искусство Татарстана Издательство «Фэн»  Казань 1995г.
  6. Валеев Ф.Х., Валеева-Сулейманова Г.Ф. древнее искусство Татарстана. Издание второе, дополнительное-Казан: Татарское книжное издательство, 2002.-104с.

  1.  ЗамковаМ.В. Прадо.-М: ОЛМА-ПРЕЕСС Образование, 2004.-128 с.-(Шедевры мировой живописи в вашем доме).
  2. ЗамковаМ.В. Лувр.-М: ОЛМА-ПРЕЕСС Образование, 2004.-128 с.-(Шедевры мировой живописи в вашем доме).

  1. Гнедич П.П. Всемирная история искусств.-М.: Современник, 1997.- 494 с.: ил.
  2. Гнедеч П.П. История искусств.Россия.18-19вв.-М.:Изд-во Эксмо, 2005.-144с.,ил.
  3. Гнедеч П.П. История искусств. Том 1.Древний Египет и древний Восток.-М.:Изд-во Эксмо, 2005.-144с.,ил.
  4. Гнедеч П.П. История искусств. Том 2.Высокое Возрождение.-М.:Изд-во Эксмо, 2005.-144с.,ил.
  5. Гнедеч П.П. История искусств. Том 3. Древняя и Московская Русь.-М.:Изд-во Эксмо, 2005.-144с.,ил.
  6. Гнедеч П.П. История искусств.Том 4. Античность. Древняя Греция и Рим.-М.:Изд-во Эксмо, 2005.-144с.,ил.
  7. ГнедечП.П. История искусств.Том 5. Эпоха Средневековья.-М.:Изд-во Эксмо, 2005.-144с.,ил.
  8. ГнедечП.П. История искусств. Том 6. Итальянский Ренесанс:-М.:Изд-во Эксмо, 2005.-144с.,ил.
  9. ГнедечП.П. История искусств.Том 7. Северное Возрождение.-М.:Изд-во Эксмо, 2005.-144с.,ил.
  10. ГнедечП.П. История искусств.Том 8. Западноевропейское барокко и классицизм. -М.:Изд-во Эксмо, 2005.-144с.,ил.
  11. ГнедечП.П. История искусств. Европейское искусство Нового времени.-М.:Изд-во Эксмо, 2005.-144с.,ил.
  12. Котельникова Т.М. Вся история искусства. Живопись,архетектура, скульптура. Декоративное искусство \ пер. с ит. М.            

      Котельникой.-М.: Астрель: АСТ, 2008.-414,(2)с., (32)л. Ил.

  1.  Неменский, Б. М. Искусство вокруг нас. – М.: Просвещение, 2003.
  2. Неменский, Б. М. ИЗО и художественный труд: 1–4 классы. – М.: Просвещение, 2003.
  3. Неменский, Б. М. ИЗО и художественный труд: 1–8 классы. – М.: Просвещение, 2003.
  4. Сокольникова, Н. М. Краткий словарь художественных терминов. – Обнинск: Титул, 1998.
  5. Сокольникова, Н. М. Основы рисунка. Ч. 1. – Обнинск: Титул, 1998.
  6. Сокольникова, Н. М. Основы композиции. Ч. 2. – Обнинск: Титул, 1998.
  7. Сокольникова, Н. М. Основы живописи. Ч. 3. – Обнинск: Титул, 1998.
  8. Сергей Истомин. Батальная картина. Издательство «Белый город» 2007.-47с.
  9. «50 Художников. Шедевры русской живописи» Выпуск № 1- №50. Издатель, Учредитель, редакция: ООО»Де Агостини»  2010г.
  10. Ольга Туберовская. Вгостях у картин. На татарском языке. Казань. Татарское книжное издательство. 1967-156 с.
  11. Шитов Л.А., Ларионов В.Н. Живопись: Кн. Для учащихся \ Ж67М.: Просвещение, АО «Учебная литература», 1995.-192 с.: ил.. - (Уроки изобразительного искусства).

Обеспеченность материально-техническими и информационно-техническими ресурсами.

ЦОР-Цифровые образовательные ресурсы:

История искусства. Методическая поддержка on – line www SCHOOL. ru ООО «Кирилл и Мефодий».

Энциклопедия изобразительного искусства. ООО «Бизнессофт», Россия, 2005 год.

Шедевры русской живописи. ООО «Кирилл и Мефодий», 1997 год.

Эрмитаж. Искусство западной Европы. Художественная энциклопедия. ЗАО «Интерсофт», 1998 год.

Мировая художественная культура. ООО «Кирилл и Мефодий», 1998 год

Б-Банк разработок ИЗО:

Презентации к урокам 5-9 классы

Картины.

Художники.

Работы учащихся.

Фотографии.

Проекты учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Изобразительное искусство» 5 класс количество часов по учебному плану 34 2015-2016 учебный год

Содержание предмета «Изобразительное искусство» в основной школе построено по принципу углубленного изучения каждого вида искусства.         Тема 5 класса — «Де...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО 5 КЛАСС (ФГОС)

Программа разработана на основе ООП ООО, авторской программы по изобразительному искусству Б.М. Неменского «Изобразительное искусство» рабочие программы 5-8 классы, М.: Просвещение, 2015г....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО 6 КЛАСС (ФГОС)

Программа разработана на основе ООП ООО, авторской программы по изобразительному искусству Б.М. Неменского «Изобразительное искусство» рабочие программы 5-8 классы, М.: Просвещение, 2015г....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО 7 КЛАСС (ФГОС)

Программа разработана на основе ООП ООО, авторской программы по изобразительному искусству Б.М. Неменского «Изобразительное искусство» рабочие программы 5-8 классы, М.: Просвещение, 2015г....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО» 7 класса для детей с ОВЗ

Реализация индивидуально- образовательного маршрута ребенка с ОВЗ в условиях общеобразовательного учреждения....

Рабочая программа по предмету "Изобразительное искусство " , 3 класс ( 1 вариант)

Рабочая программа по предмету "Изобразительное искусство " , 3 класс ( 1 вариант)...

Рабочая программа по предмету Изобразительное искусство 7 класс

Учебник:С.П. Ломов, С.Е. Игнатьев, М.В. Кармазина, Изобразительное искусство. 7 класс в 2 частях Ч. 1 2017-143 с. : ил.С.П. Ломов, С.Е. Игнатьев, М.В. Кармазина, Изобразительное искусство. 7 класс в 2...