Статья по теме "Декоративно-прикладное искусство эпохи Возрождения"
статья по изобразительному искусству (изо) по теме

Фролова Светлана Петровна

Возрожде́ние, или Ренесса́нс (фр. Renaissance, итал. Rinascimento; от «re/ri» — «снова» или «заново» и «nasci» — «рожденный») — эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре нового времени. Примерные хронологические рамки эпохи: начало XIV — последняя четверть XVI века и в некоторых случаях — первые десятилетия XVII века (например, в Англии и, особенно, в Испании). Отличительная черта эпохи Возрождения — светский характер культуры и её антропоцентризм (то есть интерес, в первую очередь, к человеку и его деятельности). Появляется интерес к античной культуре, происходит как бы её «возрождение» — так и появился термин.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Творчество и биография художника Мартини Симоне Martini Simone (1284-1344) Государственное бюджетное образовательное учреждение начального профессионального образования Профессиональный лицей Петербургской моды Санкт-Петербурга Предмет: История искусств Преподаватель : Фролова Светлана Петровна

Слайд 2

Биография

Слайд 3

Симоне Мартини ( итал . Simone Martini ; ок . 1284, Сиена — 1344, Авиньон) — крупный итальянский художник XIV века, представитель сиенской школы живописи . Наряду с Дуччо и Амброджо ЛоренцеттиСимоне Мартини является крупнейшим сиенским художником первой половины XIV в. Точная дата его рождения неизвестна. Умер в Авиньоне, где провел последние пять лет своей жизни; служил при папском дворе живописцем и декоратором . Известна точная дата его смерти — в сиенском монастыре Сан Доменико в записи об умерших от 4 августа 1344 г. значится : «Мастер Симон , художник, умер в курии; погребение состоялось четвёртого дня в августе 1344 года» . Вазари в своем жизнеописании Симоне Мартини сообщает, что на его гробнице было указано, что художник скончался в возрасте шестидесяти лет, следовательно, дату его рождения можно отнести к 1284 г.

Слайд 4

О первых тридцати годах жизни художника нет никакой информации . Благодаря своей известности Симоне Мартини работал по заказам также в Неаполе, где был посвящен в рыцари, и в Ассизи . Он создал изысканный орнаментальный и аристократический стиль и оказал сильное влияние на своего зятя Липпо Мемми , с которым они работали в Сиене. Самое известное произведение Симоне Мартини - картина Благовещение (Флоренция, галерея Уффици), написанная в 1333 для капеллы Сиенского собора. В отличие от Дуччо , Симоне работал по преимуществу в технике фрески. Среди созданных им фресковых композиций - Мадонна во Славе (1315) и конный портрет Гвидориччо да Фольано (1328, оба - в палаццо Публико в Сиене), а также сцены из жизни св. Мартина Турского в капелле нижней церкви св. Франциска в Ассизи .

Слайд 5

Творчество Ранний период

Слайд 6

Мадонна с младенцем № 583 (1308-10 гг .,) Сиенская пинакотека К раннему периоду творчества, то есть к произведениям, созданным до фрески « Маэста » в Палаццо Пубблико , сегодня относят всего три работы, причём, все они не имеют точных дат создания и подписи художника. Считается, что Симоне прошёл школу обучения в мастерской Дуччо . Исходя из этого предположения, кисти Симоне исследователями была приписана «Мадонна с младенцем» № 583» (1308-10 гг., Сиенская пинакотека).

Слайд 7

Мадонна Милосердие (1308-1310гг.) К первым работам относят также фреску с изображением Мадонны в Ораторио Сан-Лоренцо-ин-Понте в Сан-Джиминьяно , но от Мадонны Мартини осталась только голова. Всё остальное было переписано в 1413 г. художником Ченни ди Франческо . Однако этот лик Мадонны имеет явное сходство с ликом «Мадонны с младенцем № 583» из Сиенской пинакотеки. Третьим произведением является не так давно (и далеко не единодушно) приписанная раннему периоду Симоне «Мадонна Милосердие» (Сиенская пинакотека). Однако вопрос о принадлежности этого произведения пока окончательно не решён.

Слайд 8

Творчество Мэста

Слайд 9

Маэста ( Величание Мадонны ) [1315]

Слайд 10

Маэста . Мадонна с ангелами и святыми Деталь. Первая достоверная работа Симоне — фреска « Маэста » в городской ратуше Сиены, на которой стоит дата (1315 г.) и подпись « a man di Symone », то есть «работа Симоне ».

Слайд 11

Этому же времени соответствуют две записи в расходных книгах сиенского казначейства — выдача 34 лир и 12 сольди 7 июня 1315 г., и 46 лир и 8 сольдо между 20 октября и 12 декабря того же года. Уже сам факт, что молодому художнику доверили столь ответственную работу в зале сиенского правительства, свидетельствует о его известности и сложившейся к тому времени хорошей репутации . Знаменитый Зал совета в Палаццо Пубблико был отстроен между 1304 и 1310 гг. Вскоре его стены начали украшать фресками; согласно архивному документу — с марта 1314 г. Вероятно , первой фреской и была « Маэста » Симоне Мартини, законченная им в первоначальной редакции к июню 1315 г. Фреска явно написана под влиянием « Маэста » Дуччо . Однако во фреске Мартини можно обнаружить творческое развитие идеи по нескольким направлениям.

Слайд 12

Маэста . Мадонна с ангелами и святыми Деталь. Во-первых, это композиция, представляющая собой разорванный эллипс , в центре которого уже не на мраморном, как у Дуччо , а на золочёном, словно бы вышедшем из очень дорогой ювелирной мастерской троне восседает защитница и владычица Сиены — Мадонна с младенцем.

Слайд 13

Маэста . Мадонна с ангелами и святыми Деталь. Во-вторых, это создание иллюзии пространства при помощи красного балдахина и столбов , на которых он крепится.

Слайд 14

Маэста . Мадонна с ангелами и святыми Деталь. В третьих, это лепка фигур и лиц , особенно тех лиц, которые написаны после реставрации 1321 г. В нижнем ряду, так же, как у Дуччо , представлены святые покровители Сиены: св. Ансано , св. епископ Савин, св. Кресченций , и св. Виктор.

Слайд 15

Маэста . Мадонна с ангелами и святыми Деталь медальонов. Столбы, на коих крепится балдахин, символически поддерживают апостолы Пётр, Павел, и Иоанн Богослов, а также Иоанн Креститель. В нижней части сохранилась длинная надпись: «1315 год совершил свой поворот/ Делия раскрыла прекрасные цветы/ И Юнона воскликнула „Я возвращаюсь!“/ Рукой Симоне Сиена изобразила меня». Особенностями этой фрески следует считать то, что она выполнена не только водяными красками. Это сложный своего рода « полуколлаж ». Симоне делал в штукатурке насечки и вставлял цветные стёклышки, чтобы придать фреске сияние, а также использовал олово.

Слайд 16

Творчество Фрески капеллы Сан Мартино в Ассизи

Слайд 17

После фрески « Маэста » Симоне по всей вероятности работает над фресками в капелле Сан Мартино в знаменитой церкви Сан Франческо в Ассизи , которые завершает в 1317 году. Симоне Мартини изобразил десять сцен из жизни св. Мартина, основываясь на «Золотой легенде» * Иакова Ворагинского *. Кроме этих десяти сцен он написал ещё несколько изображений святых, а также портрет заказчика — кардинала Сан Мартино аи Монти , преклонившего колена пред св. Мартином. Согласно христианской традиции, история святого Мартина имеет отношение к временам правления императора Юлиана. Мартин был всадником, служившим в римской армии. В 344 г. он пережил глубокое религиозное обращение, принял христианство и отказался далее служить кесарю — он стал служить Господу Богу . Впоследствии св. Мартин стал епископом и совершил ряд чудес.

Слайд 18

Разделение плаща . 1312-1317гг . Капелла Сан Мартино, Нижняя церковь, Ассизи . Фреска.

Слайд 19

Смерть Святого Мартина. 1312-17гг Капелла святого Мартина, нижняя церковь Сан Франческо , Ассизи . Фреска.

Слайд 20

Похороны Святого Мартина. 1312-17гг Капелла святого Мартина, нижняя церковь Сан Франческо , Ассизи . Фреска.

Слайд 21

Творчество Алтари и полиптихи

Слайд 22

Полиптих «Санта Катерина» . 1319г Музей Сан Маттео . Пиза. В 1319 г. Симоне Мартини написал полиптих для церкви Санта Катерина, а в 1320 г. — полиптих , который ныне хранится в музее в Орвьето .

Слайд 23

Алтарь блаженного Агостино Новелло . 1324г. Национальная пинакотека, Сиена. Темпера по дереву. К 1320-ым годам, вероятно, относится создание алтаря «Блаженного Агостино Новелло » . Агостино Новелло был современником Симоне . Этот святой изучал право в Болонском университете, стал личным советником короля Манфреда, затем вступил в августинский орден и был избран его генералом. Однако вскоре, бросив все светские и церковно-административные занятия, он отказался от общения с людьми и стал жить отшельником в Сан-Леонардо-аль-Лаго близ Сиены. В 1309 г. отшельник Агостино умер, и культ его начал распространяться помимо воли и желания властей. Симоне изобразил его в виде задумчивого монаха-учёного с книгой в руках, на ухо которому что-то шепчет ангел, а по сторонам написал четыре чуда, сотворенные им: «Чудо с ребенком, на которого напал волк», «Спасение мальчика, свалившегося с балкона», «Воскрешение младенца, выпавшего из люльки» и «Чудо с рыцарем, упавшим в пропасть».

Слайд 24

Кондотьер Гвидориччо да Фольяно [1328] В истории искусства она стала первым изображением конкретного исторического события с портретом современника. Этот портрет явился прототипом будущих конных монументов. В верхней части стены находится сравнительно узкая полоса росписи. На фоне густо-синего неба и жёлто-бурого, мертвенного, голого, словно кристаллического пейзажа с изображением крепостей Монтемасси и Сассофорте , а также укреплённого лагеря сиенцев едет на коне кондотьер Гвидориччо де Фольяни . Он изображён в профиль, его чертам мастер придал портретное сходство с оригиналом. Кондотьер отвоевал крепости у захвативших их пизанцев . Фреска запечатлела на века его подвиги и суровый дух времени, в котором реальность тесно переплелась с вымыслом. Одеяние прямо держащегося в седле всадника и попона на лошади имеют одинаковый узор из крупных тёмно-синих ромбов на жёлтом фоне . Узор как бы объединяет всадника и мощное животное в одно существо. Фреска датирована художником 1328 г.

Слайд 25

Творчество Благовещенье.

Слайд 26

Благовещение. 1333 г. Флоренция, Галерея Уффици Дерево, темпера. В 1333 г. совместно с Липпо Мемми создает знаменитое «Благовещенье» (Флоренция, Уффици). Это его последняя известная работа перед отъездом в Авиньон, куда он приезжает, судя по всему, в 1336 Этот наиболее известный шедевр Симоне Мартини был исполнен для алтаря св. Ансания в сиенском соборе. В верхней части картины, под центральным сводом в венце херувимов изображен голубь — символ Святого Духа. Выведенный на золотом фоне текст, как бы выходящий из уст ангела, представляет собой первые слова «благой вести». Мария сидит на деревянном инкрустированном троне, который, как и сложенная книга в ее левой руке, подчеркивает реальность образа Богоматери. Фигура Марии, внимающей благой вести, написана воздушно, одухотворенно, хотя ее темно-синий плащ и выглядывающее из-под него карминно-красное платье контрастируют с ослепительным блеском всей сцены. Фигуру ангела, облаченного в парчовое одеяние, подчеркивают вырисовывающиеся на золотом фоне крылья с павлиньими перьями и прихотливые складки декоративно извивающегося плаща. По обе стороны алтаря изображены фигуры святых: слева — св. Ансаний *, которому был посвящен этот алтарь, справа же, согласно надписи, сделанной в XIX в., изображена св. Юлитта *.

Слайд 27

Творчество Портретное творчество. Авиньон.

Слайд 28

Мартини, проведший последние годы жизни при папском дворе в Авиньоне, оказал несомненное влияние на формирование самого рафинированного варианта готической живописи 14 века. Симоне был аристократическим художником, поддерживавшим связи в высших слоях общества, обслуживавшим и выражавшим своим искусством интересы анжуйской династии, папы и сиенского совета Девяти. Он сделал блестящую карьеру, превратившись из художника местного значения в мастера международного класса, обслуживавшего папский престол. Его репутация в родной Сиене была безукоризненной. Кроме того, Симоне Мартини был не только другом, но и любимым художником Петрарки, заказавшего ему портрет своей возлюбленной Лауры .

Слайд 29

Вергилий . Титульная страница. 1336г. Библиотека Амброзиана , Милан. Кижная миниатюра. К авиньонскому периоду относится миниатюра, созданная Симоне Мартини в рукописи Вергилия, принадлежавшей Петрарке. Несмотря на двух вполне средневековых рыцарей, изображенных в ней, портрет Вергилия, а также буколические крестьяне в нижней её части вызывают в памяти античную эпоху. В ней ощущается не столько готический, сколько ренессансный дух .

Слайд 30

Святое семейство. 1342 . Художественная галерея Уолкер . Ливерпуль. Это иконографически чрезвычайно редкий сюжет, в котором изображен момент, когда Иосиф, три дня искавший Иисуса, беседовавшего все эти три дня с богословами в храме, приводит его домой к матери. Мария упрекает сына (в раскрытой книге на её коленях латынью написано: «Чадо, что ты сделал с нами?» ), в то время как Иосиф лишь мягко его корит. В картине тонко и психологически верно передана ситуация. В нижней части картины оставлена надпись « Symon de Senis me pinxit sub a.d . MCCCXLII» — « написано Симоне из Сиены в 1342 году». Это последнее из существующих сегодня произведений Симоне Мартини. Через два года художника не стало.

Слайд 31

Спасибо за внимание.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Декоративно-прикладное исскуство эпохи Возрождения в коллекции Эрмитажа Государственное бюджетное образовательное учреждение начального профессионального образования Профессиональный лицей Петербургской моды Санкт-Петербурга Предмет: История искусства Преподаватель : Фролова Светлана Петровна

Слайд 2

Введение В средние века в Европе происходили бурные перемены в экономической, общественной и религиозной сферах жизни, что не могло не повлечь за собой перемен в искусстве. Во всякое время перемен человек пытается заново переосмыслить окружающий мир, идет мучительный процесс «переоценки всех ценностей», пользуясь крылатым выражением Ф. Ницше. Эти искания прежде всего и выразительнее всего проявляются в творчестве людей искусства, которые, как тончайшие камертоны, входят в резонанс с зыбким окружающим миром и вплетают симфонию чувств в свои произведения. Так, в средние века средоточием подобных перемен стали Италия, Германия, Нидерланды и Франция.

Слайд 3

Периоды эпохи Возрождения Возрождение делят на 4 этапа: Проторенессанс (2-я половина XIII века — XIV век) Раннее Возрождение (начало XV века — конец XV века) Высокое Возрождение (конец XV — первые 20 лет XVI века) Позднее Возрождение (середина XVI — 90-е годы XVI века)

Слайд 4

Итальянское Возрождение Итальянское Возрождение представляет собой не одно общеитальянское движение, а ряд либо одновременных, либо чередующихся движений в разных центрах Италии. Раздробленность Италии служила здесь не последней причиной. Наиболее полно черты Возрождения проявились во Флоренции, Риме. Милан, Неаполь и Венеция также пережили эту эпоху, но не столь интенсивно, как Флоренция. Термин « Renissance » (Возрождение) был введен мыслителем и художником самой эпохи Джорджо Вазари («Жизнеописание знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих»). Так он назвал время с 1250 по 1550 гг. С его точки зрения это было время возрождения античности . Для Вазари античность предстает идеальным образом.

Слайд 5

В дальнейшем содержание термина эволюционировало. Возрождение стало означать эмансипацию науки и искусства от богословия, охлаждение к христианской этике, зарождение национальных литератур, стремление человека к свободе от ограничений католической церкви. То есть Возрождение, в сущности, стало означать гуманизм. Почему в культуре и эстетике Возрождения присутствовала такая четкая ориентация на человека? С социологической точки зрения причиной независимости человека, его растущего самоутверждения стала городская культура. В городе более чем где-либо человек открывал достоинства нормальной, обычной жизни. Это происходило потому, что горожане были более независимыми людьми, чем крестьяне. Первоначально города населяли подлинные умельцы, мастера, ведь они, покинув крестьянское хозяйство, рассчитывали прожить только своим ремесленным мастерством. Пополняли число городских жителей и люди предприимчивые. Реальные обстоятельства заставляли их полагаться только на самих себя, формировали новое отношение к жизни.

Слайд 6

В Эрмитаже хранится первоклассная коллекция итальянской майолики эпохи Возрождения. Это собрание сопоставимо с лучшими коллекциями Европы и характеризует основные этапы развития и центры керамического производства ИталииXV-XVI веков.

Слайд 7

Ваза аптечная с изображением орла Италия, Флоренция. Между 1425 - 1450 гг. Майолика; роспись по белой непрозрачной оловянной глазури. Аптечная ваза округлой формы с изображением геральдического орла в окружении орнамента из листьев дуба принадлежит к так называемому "синему семейству" - редкой группе флорентийской майолики второй четверти XVвека . Роспись синим кобальтом, как и увлечение стилизованными узорными мотивами и изображение птицы, восходят к испано-мавританской керамике, оказавшей большое влияние на раннюю итальянскую майолику. Главными заказчиками таких аптечных сосудов являлись госпитали Флоренции. Данная ваза исполнена по заказу флорентийского госпиталя Санта Мария Нуова , о чем свидетельствует помещенный на ее ручке костыль - эмблема этого учреждения. Аптечная посуда составляет значительную группу произведений итальянской майолики. Спрос на эту продукцию возрос со второй половины XIVвека , когда после обрушившейся на Европу эпидемии чумы при больших монастырях Италии стали устраивать госпитали с аптеками, служившими одновременно приемными покоями для больных. Художественная посуда для хранения лекарств составляла их главное убранство.

Слайд 8

Чаша с изображением Афины и растительного орнамента Италия, Фаэнца. Между 1535 - 1540 гг. Майолика; роспись по белой непрозрачной оловянной глазури. Чаша с изображением античной богини Афины на фоне пейзажа с морским побережьем создана мастером из Фаэнцы. Композиция на дне чаши исполнена по голубому фону; на глубокую темно-синюю основу нанесен орнамент, украшающий рельефные борта. Роспись по синему фону, придающая майоликам более темный колорит, впервые была применена в мастерских Фаэнцы. Тонко исполненный орнамент полей составлен из завитков аканта, головок херувимов и побегов, заканчивающихся фигурками дельфинов. Гротесковый орнамент покрывает сегменты, лучеобразно расходящиеся от центра блюда; такое распределение узора называется a quartieri (в четырех секторах). Обращение к античной мифологии и декору говорит о включении мастеров-керамистов в круг гуманистических интересов эпохи Возрождения и связи прикладного искусства с достижениями живописи, графики, скульптуры того времени. Производство керамики в Фаэнце известно с XII века . В конце XV- начале XVI века оно было одним из самых значительных в Италии. От названия этого города происходит слово "фаянс", ставшее в Европе в последующих веках нарицательным для глазурованной посуды вообще.

Слайд 9

Чаша ( Coppa Amatoria ) с погрудным изображением молодой женщины Италия, Кастель Дуранте . Между 1535 - 1540 гг. Майолика; роспись по белой непрозрачной оловянной глазури. Чаша принадлежит к серии знаменитых "блюд влюбленных"(ит. Coppе Amatoria ). На майоликовых чашах, тарелках и флягах такого типа изображались красавицы и развевающиеся бандероли с женскими именами и различными эпитетами, например, bella (прекрасная) и graziosa (очаровательная). В XV-XVI веках эти блюда служили для подношения возлюбленным. На чаше изображена молодая женщина в тюрбане, одетая в сорочку с вышитым воротником и платье с глубоким вырезом. На бандероли надпись: DI LETICIA BELLA ( Летиция прекрасная). Ленты-бандероли таких декоративных чаш украшались распространенными женскими именами. Лица молодых дам лишены портретных черт; ценность изделия заключалась в том, что на нем стояло имя избранницы. Поверхность чаши отливает золотым металлическим блеском. Такой декоративный эффект достигался при использовании люстра - поливы с окислами металла, наносимой на уже обожженную глазурь, после чего следовал окончательный обжиг керамики. Кастель Дуранте (городок в герцогстве Урбино ) являлся местом изготовления "блюд влюбленных", которые составляли, вероятно, значительную часть продукции этого центра.

Слайд 10

Тарелка 'Св. Иероним ' Авелли , Франческо Ксанто . Италия, Урбино , Губбио . 1531 г. Майолика; роспись по белой непрозрачной оловянной глазури, люстр. Выдающийся мастер майолики Франческо Ксанто Авелли изобразил святого Иеронима (342-420), одного из отцов Церкви, работающим под сенью высокого дерева. К нему приближается хромающий лев. Согласно популярной притче, Иероним вынул занозу из лапы льва, ставшего с тех пор его преданным другом. Сюжет почерпнут из сборника житий святых и рассказов о евангельских событиях "Золотая Легенда" (" Legenda aurea ", XIII век). Вдали протекает река, на берегу которой раскинулся город, возможно, символизирующий древний Вифлеем, где святой Иероним работал над переводом Ветхого и Нового Заветов на латинский язык. Переведенная им Библия известна как Вульгата. Ангел с радужными крыльями несет ему большой тяжелый манускрипт, вероятно, Вульгату - плод многолетнего подвижнического труда святого Иеронима . Другой посланец небес держит над головой отца Церкви венок из красных цветов. Колорит росписи слагается из ярких, звучных красок.

Слайд 11

Альбарелло (аптечный сосуд) с изображением женщины Италия, Дерута . Около 1500 г. Майолика; роспись по белой непрозрачной оловянной глазури. Альбарелло ( albarello ) - аптечный сосуд цилиндрической формы - декорирован профильным изображением женщины в венке из цветов. В XV-XVI веках альбарелли являлись наиболее типичной и распространенной разновидностью итальянской аптечной посуды. Такие сосуды делались без крышек и прикрывались бумагой или пергаментом, стянутыми под утолщенным краем низкого горла веревочкой. На их лицевой стороне обычно помещали бандероль с названием лекарства, мази, сиропа или косметического средства. На этом альбарелло надпись - DICVRCVMA (куркума - желтый имбирь). Женщины эпохи Возрождения использовали куркуму для окраски волос. Роспись исполнена синими, желтыми и зелеными красками. Известно, что в майоликовой живописи по необожженной глазури применялось всего несколько красок - белая, фиолетовая, коричневая, кобальтово-синяя , желтая и медно-зеленая - именно они выдерживали необходимую для плавления высокую температуру вторичного обжига. Красный пигмент был чрезвычайно редким. В эрмитажном собрании итальянской майолики представлено парное к этому альбарелло с погрудным изображением юноши.

Слайд 12

Блюдо 'Иисус Навин останавливает солнце' Мастерская Орацио Фонтана Италия, Урбино . Между 1560 - 1580 гг. Майолика; роспись по белой непрозрачной оловянной глазури. В украшении блюда сочетаются два вида росписи, отличающие итальянскую майолику классического периодаXVI века. На дне в медальоне помещена многофигурная"повествовательная" сцена ( istoriato ), иллюстрирующая эпизод из библейской Книги Иисуса Навина. Во время сражения израильтян за Ханаанскую землю Бог явил через Иисуса Навина, предводителя еврейского народа, великое чудо: Иисус Навин остановил движение солнца и продлил день до той поры, пока не была одержана победа. Ведущее место в декоре отведено гротескам - узору, в котором причудливо переплетены орнаментальные и изобразительные мотивы. В гротесках блюда сочетаются маскароны, гирлянды из бусин, дельфины и улитки, крылатые полуфигуры , монстры, птицы и фигурные медальоны, подражающие резным камням. Такие изящные, легкие орнаменты появляются в декоре итальянской майолики во второй половине XVI века под впечатлением от гротесковых росписей, созданных Рафаэлем. Мастера майолики знакомились с ними по орнаментальной гравюре. Урбинская мастерская Орацио Фонтана прославилась виртуозной и оригинальной трактовкой нового гротескового декора .

Слайд 13

Ваза с гербом кардинала Фарнезе , маскаронами и арабесками Италия, Кастелли ( Абруццо ). Последняя четверть 16 в. Майолика; полихромная роспись. Аптечная ваза округлой формы с изображением Ваза в форме ладьи с гербом кардинала Фарнезе , покрытая темно-синей глазурью, относится к своеобразной группе майолик " турчино " - изделий, выполненных в духе турецкой керамики Изника XVI-XVII веков. Ребристый рельефный корпус украшен золотым орнаментом из растительных и геометрических мотивов. Ваза декорирована маскаронами, головами дельфинов и львов. Майолика расписана в стиле компендиарио ( compendiario ) - так называется декор, в котором большое значение приобретает положенная плотным слоем блестящая глазурь, а росписи в виде орнамента или небольших лаконичных изображений отведено более скромное место. Ваза создана в Кастелли , небольшом селении в горах Абруцци , являвшемся в XVI-XVIII веках значительным и очень продуктивным керамическим центром Италии.

Слайд 14

Чаша 'Король на троне' Урбино , Никола да. Италия, Урбино . 1521 г. Майолика; роспись по белой непрозрачной оловянной глазури. Чаша с изображением короля, восседающего на троне исполнена крупнейшим мастером майоликовой живописи первой трети XVIвека Никола да Урбино . Король со скипетром в вытянутой руке изображен на фоне арки с колоннами, вдали виднеется морской пейзаж с крепостью. На основании колонн начертано: "На Господа уповаю" и "Господи, помни обо мне" - изречения, часто встречающиеся в псалмах ветхозаветного царя Давида. Вероятно, здесь представлен именно этот герой библейской истории. Роспись изделий из майолики исполнялась по необожженной глазури жидкими красками, которые очень быстро впитывались сухой глазурной массой, что почти исключало возможность исправления неудачно положенных мазков. Такая живопись требовала большого умения и быстроты в работе. Отличающие эту майолику уравновешенная композиция, тонкая моделировка фигуры, а также четкая прорисовка архитектурных деталей и тщательно выписанный фон выдают руку виртуозного мастера. Роспись выполнена по гравюре Маркантонио Раймонди с композиции Рафаэля. Никола да Урбино был одним из первых керамистов , обратившихся к творчеству великого художника эпохи Возрождения. Чаша "Король на троне" - одно из самых совершенных и известных произведений урбинского мастера; это одна из пяти майолик, имеющих его подпись.

Слайд 15

Холодильник для вина Мастерская Орацио Фонтана Италия, Урбино . Между 1565 и 1570 гг. Майолика; полихромная роспись. Внутреннюю поверхность трехлопастного холодильника для вина украшает роспись "Триумф Галатеи". В античной мифологии морская нимфа Галатея, дочь бога моря Нерея, олицетворяет спокойное блестящее море. Она едет по волнам в раковине-колеснице, запряженной морскими конями с рыбьими хвостами - гиппокампами . Галатея окружена свитой нереид и тритонов, восседающих на гиппокампах и дельфинах . Амуры, парящие в облаках, пускают в нее стрелы. Многофигурная композиция с большим мастерством вписана в глубокую вогнутую форму майолики. Сцена полна движения, насыщенная глубокая синева моря подчеркивает ликующий характер действия. Этот холодильник, возможно, входил в парадный сервиз герцога Урбинского Гвидобальдо II, который был подарен испанскому королю Филиппу II. С начала XVI века такие сервизы, считавшиеся предметом роскоши, выставляли наряду с серебром в парадных залах в буфетах с открытыми полками - креденца ( credenza ).

Слайд 16

Ваза с изображением сцен из жизни святой Лючии Италия, Урбино . Между 1580 и 1590 гг. Майолика; полихромная роспись. Корпус вазы расписан сценами из жизни святой Лючии , девы-мученицы, жившей в Италии в Сиракузах (ум. 304) в эпоху гонений на христиан при императоре Диоклетиане. На одной стороне вазы святая Лючия раздает милостыню нищим. Согласно легенде, после чудесного исцеления ее матери у гроба святой Агаты, Лючия раздала все свое достояние бедным. Этот поступок вызвал негодование ее жениха, донесшего на нее, как на христианку, судье Пасхазии . Лючия , отказавшаяся отречься от своей веры, была подвергнута жестоким истязаниям, последний удар был нанесен ей мечом в горло. Ручки вазы выполнены в виде крылатых женских фигур, плечики украшены рельефными маскаронами с гирляндами цветов в зубах . В декор майолики входят также гротесковые и цветочные орнаменты в концентрических поясах, расположенных на тулове и ножке вазы.

Слайд 17

Блюдо 'Архангел Гавриил' Италия, Дерута . Первая треть 16 в. Майолика; полихромная роспись. Роспись с изображением коленопреклоненного архангела Гавриила исполнена мастером из Деруты , городка в Умбрии , вблизи Перуджи . Архангел Гавриил - небесный посланец, возвестивший Деве Марии о том, что Она родит Спасителя человечества. Исполненный грации Гавриил со склоненной головой и соединенными в молитве руками напоминает образы, созданные Пинтуриккьо ( ок . 1454-1513), умбрийским художником эпохи Возрождения. Обращение к образцам высокого искусства Ренессанса являлось отличительной особенностью итальянской майолики классического периодаXVI века. В руках архангела Гавриила лилия - символ чистоты и непорочности Богоматери. Роспись обрамляет широкий бордюр, декорированный чешуйчатым и растительным орнаментами. Поверхность чаши отливает золотистым блеском. Такой декоративный эффект достигался при использовании люстра - поливы с окислами металла, наносимой на уже обожженную глазурь, которая после еще одного обжига придавала изделию металлический блеск.

Слайд 18

Блюдо 'Похищение Елены' Сервиз Гонзага-д'Эсте Урбино , Никола да. Италия, Урбино . Около 1519 г. Майолика; роспись по белой непрозрачной оловянной глазури. ВСЙ Большое блюдо со сценой "Похищение Елены" входило в парадный сервиз Мантуанского герцога Франческо Гонзага и его жены, Изабеллы д'Эсте , известной своим покровительством художникам. На дне блюда - два амура, держащие щит с гербом герцогов Мантуанских , внизу на ленте девиз д'Эсте "Ни надежды, ни страха". Изображение с гербом отделено от борта кольцом с тончайшим кружевным орнаментом, исполненным "белым по белому" (ит. biancosopra bianco ). Борт украшает сюжетная многофигурная роспись istoriato (история), исполненная по гравюре с композиции Рафаэля"Похищение Елены". В греческой мифологии Елена, жена Менелая , царя Спарты, называлась прекраснейшей из земных женщин. Влюбленный в Елену троянский принц Парис похитил ее и по морю доставил в Трою. Чтобы возвратить жену и отомстить за ее похищение, Менелай собрал в поход греческих царей и героев. Так началась Троянская война. Роспись изображает Париса, увлекающего на корабль сопротивляющуюся Елену. На берегу, на фоне античного здания и голубых скал идет битва греков с троянцами. В гавани - подплывающие к берегу троянскиекорабли . Блюдо расписано крупнейшим мастером итальянской майолики первой трети XVI века Никола да Урбино . С начала XVI века майолика начинает играть видную роль в убранстве итальянских домов. Майоликовые сервизы, считавшиеся предметом роскоши, выставлялись в парадных залах наряду с серебром в буфетах с открытыми полками - креденца ( credenza ). Изабелла д'Эсте ипользовала этот сервиз на загородной вилле.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Изобразительное искусство эпохи Возрождения

Особенности того времени.Биографии мастеров Возрождения....

Бинарный урок (история+изобразительное искусство) на тему:"Искусство Эпохи Возрождения"

Бинарный урок (история+изобразительное искусство) на тему:"Искусство Эпохи Возрождения"...

Мультимедийный тест по теме МУЗЫКА И ИСКУССТВО ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ для учащихся 6-8 классов общеобразовательной школы

Учащиеся могут проверить свои знания в области музыки и искусства эпохи Возрождения(композиторы, музыкальные инструменты ,стили и жанры музыки, архитекутрные стили ,выдающиеся произведения искусс...

«Искусство эпохи Возрождения» МХК 11 класс Л. Рапацкая

Методическая разработка технологической карты урока по курсу МХК в 11 классе, учебник Л.А. Рапацкая...

Образ Богоматери в искусстве эпохи Возрождения на примере картин Леонардо да Винчи.

Конспект урока по изобразительному искусству в 7 классе по программе Б.Неменского; может быть использован для урока искусства при рассмотрнии темы "Портрет в мировом искусстве". Рассматривается изобра...

Интерактивный тест по теме: Искусство эпохи Возрождения

Интерактивный тест по теме: Искусство эпохи ВозрожденияВНИМАНИЕ!!!Познакомиться с тестом можно по ссылке:http://www.banktestov.ru/test/?id=30677  ...

Комплект интерактивных упражнений на сервисе "LearningApps.org" по теме: Искусство эпохи Возрождения

Комплект  интерактивных  упражнений  на  сервисе "LearningApps.org"  по теме:  Искусство эпохи Возрождения       ВНИМАНИЕ!!!Познак...