Презентация о художнике Сальвадоре Дали.
материал по изобразительному искусству (изо, 8 класс) по теме

Использование на уроке презентации помогает обеспечить на уроке визуальное восприятие информации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл salvador_dali.pptx826.63 КБ
Файл salvador_dali.docx47.15 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сальвадор Дали (1904-1989) Гродь С.К. МБОУСОШ№7 г . Североморск

Слайд 2

░ Место рождения: Испания, г. Фи герас ░ Деятельность: художник, живописец, график, скульптор, режиссер. ░ Направления в искусстве: сюрреализм

Слайд 3

Сюрреали́зм (фр. surréalisme — сверхреализм ) — направление в искусстве, сформировавшееся к началу 1920-х во Франции. Основное понятие сюрреализма - сюрреальность (совмещение сна и реальности).

Слайд 4

Сальвадор Дали – один из самых известных представителей сюрреализма.

Слайд 5

Автопортрет с рафаэлевской шеей. 1921 год Фонд Гала- Сальвадор Дали в Фигерасе , Испания.

Слайд 6

Постоянство памяти. 1931 г. Музей современного искусства, Нью - Йорк. Картина написана под воздействием ассоциаций, возникших у Дали при виде плавленого сыра.

Слайд 7

Сон. 1937 г. Частная коллекция.

Слайд 8

Сон, вызванный полетом пчелы вокруг граната, за секунду до пробуждения. 1944 г. Музей Тиссена-Борнемисы , Мадрид

Слайд 9

Жираф в огне. 1937-1939 г. Художественный музей, Базель

Слайд 10

Открытие Америки усилием сна Христофора Колумба. 1958-1959 г. Музей С альвадора Дали, Сент - Питерсберг

Слайд 11

Это интересно. Логотип «Чупа – Чупс »

Слайд 12

?

Слайд 13

Основное понятие сюрреализма ? Сюрреальность – совмещение сна и реальности.

Слайд 14

Сон, вызванный полетом пчелы вокруг граната, за секунду до пробуждения Открытие Америки усилием сна Христофора Колумба. Жираф в огне. Постоянство памяти. Автопортрет с рафаэлевской шеей . Сон.

Слайд 15

Сальвадор Дали (1904-1989)



Предварительный просмотр:

По материалам «Википедии».

Дали, Сальвадор

Сальвадо́р Дали́ (полное имя Сальвадор Доме́нек Фелип Жасинт Дали и Доме́нек, маркиз де Пуболь, (11 мая 1904 — 23 января1989) — испанский живописец, график, скульптор, режиссёр, писатель. Один из самых известных представителей сюрреализма.

       Работал над фильмами: «Андалузский пёс», «Золотой век», «Заворожённый». Автор книг «Тайная жизнь Сальвадора Дали, рассказанная им самим» (1942), «Дневник одного гения» (1952-63), и эссе «Трагический миф Анжелюса Милле».

       Основное понятие сюрреализма, сюрреальность — совмещение сна и реальности.

       Это направление сложилось под большим влиянием теории психоанализа Фрейда (правда, не все сюрреалисты увлекались психоанализом, например, Рене Магритт относился к нему весьма скептически). Первейшей целью сюрреалистов было духовное возвышение и отделение духа от материального. Одними из важнейших ценностей являлись свобода, а также иррациональность.

       Сюрреалисты работали с такими тематиками, как эротикаирониямагия и подсознание.

       Нередко сюрреалисты выполняли свои работы под   воздействием гипнозаалкоголянаркотиков или голода, ради того, чтобы достичь глубин своего подсознания. Они провозглашали неконтролируемое создание текстов — автоматическое письмо. Одной из техник сюрреализма была, изобретённая Вольфгангом Пааленом (Wolfgang Paalen), фьюмаж. Фьюмаж (фр. Fumage — копчение, окуривание) — одна из техник сюрреализма, изобретенная Вольфгангом Пааленом. Сутью её является получение изображения (на обрывке бумаги или холста) при помощи копоти свечи или керосиновой лампы.

       

                                                                          Детство

       Сальвадор Дали родился 11 мая 1904 года в городе Фигерасе, провинция Жирона, в семье зажиточного нотариуса. По национальности был каталонцем, воспринимал себя в этом качестве и настаивал на этой своей особенности. Имел сестру и старшего брата (12 октября 1901 — 1 августа1903), который умер от менингита. Позднее в возрасте 5 лет, на его могиле, родители сказали Сальвадору, что он — реинкарнация своего старшего брата.

       В детстве Дали был сообразительным, но заносчивым и неуправляемым ребёнком. Однажды он даже затеял скандал на торговой площади ради леденца, вокруг собралась толпа и полицейские попросили хозяина лавки открыть её во время сиесты и подарить-таки непослушному мальчику данную сладость. Он добивался своего капризами и симуляцией, всегда стремился выделиться и привлечь к себе внимание. Многочисленные комплексы и фобии (страх перед кузнечиками ) мешали ему включиться в обычную школьную жизнь, завести с детьми обычные связи дружбы и симпатии. Но, как и любой человек, испытывая сенсорный голод, он искал эмоциональный контакт с детьми любыми способами, стараясь вжиться в их коллектив если не в роли товарища, то в любой другой роли, а точнее той единственной, на которую был способен — в роли эпатажного и непослушного ребёнка, странного, чудаковатого, всегда поступающего вопреки чужим мнениям. Проигрывая в школьных азартных играх, он вёл себя так, будто выиграл, и торжествовал. Иногда без причины затевал драки. Частично комплексы, приведшие ко всему этому, были вызваны и самими одноклассниками: они относились к «странному» ребёнку довольно нетерпимо, использовали его страх перед кузнечиками, подсовывали ему за шиворот этих насекомых, чем доводили Сальвадора до истерики, о чём он позднее поведал в своей книге «Тайная жизнь Сальвадора Дали, рассказанная им самим».

      Обучаться изобразительному искусству начал в муниципальной художественной школе. С 1914 по 1918 год воспитывался в Академии братьев ордена маристов в Фигерасе. Одним из друзей детства был будущий футболист ФК «Барселона» Хосеп Самитьер. В 1916 году, с семьей Рамона Пишо, отправился на каникулы в город Кадакес, где познакомился с современным искусством.

                                               Юность

       В 1921 году поступает в Академию Сан-Фернандо. Рисунок, представленный им, ещё абитуриентом, был высоко оценён преподавателями, но не принят из-за малых размеров. Сальвадору Дали дали 3 дня на изготовление нового рисунка. Однако юноша не спешил с работой, чем очень беспокоил своего отца, который и без того за долгие годы натерпелся его причуд. В конце концов юный Дали сообщил, что рисунок готов, но он даже меньше предыдущего, и это стало для отца ударом. Однако преподаватели в силу чрезвычайно высокого мастерства сделали исключение и приняли молодого эксцентрика в академию.

       В этом же году умирает мать Сальвадора Дали, что становится для него трагедией.

      В 1922 году переезжает в «Резиденцию» (исп. Residencia de Estudiantes) (студенческое общежитие вМадриде для одаренных молодых людей) и начинает учёбу. В те годы все отмечают его щёгольство. В это время он знакомится с Луисом БуньюэлемФедерико Гарсиа ЛоркойПедро Гáрфиасом. С увлечением читает работы Фрейда.

      Знакомство с новыми течениями в живописи развивается — Дали экспериментирует с методами кубизма и дадаизма. В1926 г. его выгоняют из Академии за высокомерное и пренебрежительное отношение к преподавателям. В том же году впервые едет в Париж, где знакомится с Пáбло Пикáссо. Пытаясь найти собственный стиль, в конце 1920-х создает ряд работ под влиянием Пикáссо и Жоана Мирó. В 1929 г. участвует вместе с Буньюэлем в создании сюрреалистического фильма «Андалузский пёс».

      Тогда же он впервые встречает свою будущую жену Галу́ (Елену Дмитриевну Дьяконову), бывшую тогда женой поэта Поля Элюара. Сблизившись с Сальвадором, Гала, однако, продолжает встречаться со своим мужем, заводит попутные отношения с другими поэтами и художниками, что в то время казалось приемлемым в тех богемных кругах, где вращались Дали, Элюар и Гала. Понимая, что фактически увёл у друга жену, Сальвадор в качестве «компенсации» пишет его портрет.

       

                                                               

                                                      Молодые годы

       Работы Дали демонстрируются на выставках, он завоевывает популярность. В 1929 г. примыкает к группе сюрреалистов, организованной Андре Бретоном. В это же время происходит разрыв с отцом. Неприязнь семьи художника к Гала, связанные с этим конфликты, скандалы, а также надпись, сделанная Дали на одном из холстов — «Иногда я с наслаждением плюю на портрет моей матери» — привели к тому, что отец проклял сына и выставил его из дома. Провокационные, эпатажные и, казалось бы, ужасные поступки художника далеко не всегда стоило понимать буквально и всерьёз: вероятно, он не хотел оскорбить свою мать и даже не представлял, к чему это приведёт, возможно, он жаждал испытать серию чувств и переживаний, которые стимулировал у себя таким кощунственным, на первый взгляд, поступком. Но отец, огорчённый давней смертью жены, которую любил и память о которой бережно хранил, не выдержал выходок сына, ставших для него последней каплей. В отместку негодующий Сальвадор Дали послал отцу в конверте свою сперму с гневным письмом: «Это всё, что я тебе должен». Позднее, в книге «Дневник одного гения» художник, будучи уже пожилым человеком, хорошо отзывается об отце, признаёт, что тот сильно любил его и терпел доставляемые сыном страдания.

      В 1934 г. неофициально вступает в брак с Гала (официальное венчание произошло в 1958 году в испанском городке Жирона). В том же году впервые посещает США

                                              Разрыв с сюрреалистами

       После прихода к власти каудильо Фрáнко в 1936 году Дали ссорится с сюрреалистами, стоящими на левых позициях, и его исключают из группы. В ответ Дали не без оснований заявляет: «Сюрреализм — это я». Сальвадор был практически аполитичен, и даже его монархистские взгляды следует понимать сюрреалистически, то есть невсерьёз, равно как и постоянно рекламируемую им сексуальную страсть к Гитлеру. Он жил сюрреалистически, его высказывания и работы имели более широкий и глубокий смысл, нежели интересы конкретных политических партий. Так, в 1933 году он пишет картину Загадка Вильгельма Телля, где изображает швейцарского фольклорного героя в образе Ленина с огромной ягодицей. Дали переосмыслил швейцарский миф по Фрейду: Телль стал жестоким отцом, который желает убить своего ребёнка. Наслоились личные воспоминания Дали, порвавшего со своим отцом. Ленин же воспринимался коммунистически настроенными сюрреалистами как духовный, идейный отец. На картине изображено недовольство властным родителем, шаг на пути к формированию зрелой личности. Но сюрреалисты поняли рисунок буквально, как карикатуру на Ленина, и некоторые из них даже пытались уничтожить полотно.

              Эволюция творчества. Отход от сюрреализма.

      В 1937 году художник посещает Италию и остаётся в восторге от произведений Ренессанса. В его собственных работах начинает доминировать правильность человеческих пропорций и другие черты академизма. Невзирая на отход от сюрреализма, его картины по-прежнему наполнены сюрреалистическими фантазиями. Позднее Дали (в лучших традициях своего самомнения и эпатажности) приписывает себе спасение искусства от модернистской деградации, с чем связывает своё собственное имя («Salvador» в переводе с испанского означает «Спаситель»)

                                                         Дали в США

     С началом второй мировой войны Дали вместе с Гало́й уезжает в США, где они живут с 1940 по 1948 г. В 1942 г. выпускает беллетризованную автобиографию «Тайная жизнь Сальвадора Дали». Его литературные опыты, как и художественные произведения, как правило, оказываются коммерчески успешными. Он сотрудничает с Уолтом Диснеем. Тот предлагает Дали испытать свой талант в кино — искусстве, которое в то время было овеяно ореолом волшебства, чудес и широких возможностей. Но предложенный Сальвадором проект сюрреалистического мультфильма Destino был признан коммерчески нецелесообразным, и работа над ним была прекращена. Дали работает с режиссёром Альфредом Хичкоком и рисует декорации для сцены сна из фильма «Заворожённый». Однако сцена вошла в фильм очень урезанной — опять же из коммерческих соображений.

                                            Средние и пожилые годы

       После возвращения в Испанию живёт преимущественно в своей любимой Каталонии. В 1965 году приезжает в Париж и вновь, как почти 40 лет назад, покоряет его своими работами, выставками и эпатажными поступками. Снимает причудливые короткометражные фильмы, делает сюрреалистические фотографии. В фильмах он использует в основном эффекты обратного просмотра, но умело подобранные объекты съёмки (льющаяся вода, мяч, скачущий по ступенькам), интересные комментарии, таинственная атмосфера, созданная актёрской игрой художника, делает фильмы необычными образцами арт-хауса. Дали снимается в рекламах, причём даже в подобной коммерческой деятельности не упускает возможности для самовыражения. Телезрителям надолго запомнилась реклама шоколада, в которой художник откусывает кусочек плитки, после чего у него от эйфорического восторга закручиваются усы, и он восклицает, что сошёл с ума от этого шоколада.

         Его отношения с Гало́й достаточно сложны. С одной стороны она с самого начала их отношений продвигала его, находила покупателей его картин, убедила его писать работы, более понятные массовому зрителю (разительна перемена в его живописи на рубеже 20-30-х гг.), делила вместе с ним и роскошь, и нужду. Когда не было заказа на картины, Гала заставляла мужа разрабатывать товарные бренды, костюмы: её сильная, решительная натура была очень нужна слабовольному художнику. Гала наводила порядок в его мастерской, терпеливо складывала холсты, краски, сувениры, которые Дали бессмысленно разбрасывал, ища нужную вещь. С другой стороны она постоянно имела отношения на стороне, в поздние годы супруги нередко ссорились, любовь Дали была скорее дикой страстью, а любовь Гала не была лишена расчёта, с которой она вышла замуж за гения. В 1968 г. Дали покупает для Галы замок в деревне Пуболь, в котором она жила отдельно от мужа, и который он сам мог посещать лишь по письменному разрешению супруги. В 1981 г. у Дали развивается болезнь Паркинсона. В 1982 г. умирает Гала́.

     

                                   Последние годы

      После смерти жены Дали переживает глубокую депрессию. Сами его картины упрощаются, и на них долгое время преобладает мотив скорби (вариации на тему «Пьета»). Болезнь Паркинсона также мешает Дали рисовать. Его самые последние работы («Петушиные бои») представляют собой простые закорючки, в которых угадываются тела персонажей — последние попытки самовыражения несчастного больного человека. Ухаживать за больным и обезумевшим стариком было трудно, он бросался в медсестёр тем, что подворачивалось под руку, кричал, кусался. В 1984 году в замке произошёл пожар. Парализованный старик безуспешно звонил в колокольчик, пытаясь позвать на помощь. В конце концов он превозмог немощь, свалился с кровати и пополз к выходу, но потерял сознание у двери. С тяжёлыми ожогами он был доставлен в больницу, но выжил. Больной, немощный, Дали скончался 23 января 1989 г. от сердечного приступа. Единственная разборчивая фраза, которую он произнёс за годы болезни, была «Мой друг Лорка»: художнику припомнились годы счастливой, здоровой молодости, когда он дружил с поэтом Федерико Гарсиа Лорка. Тело Дали замуровано в пол в одной из комнат театра-музея Дали в г. Фигерас. Художник завещал похоронить его так, чтобы по могиле могли ходить люди.

       Доска на стене в комнате, где погребен Дали ( на слайде)

                   Некоторые произведения

       Автопортрет с рафаэлевской шеей (1920—1921)

      картина  написана в 1921 году когда умерла  мать Дали, что, по признанию художника, было одним из тяжелейших переживаний его жизни. Это одна из первых работ Сальвадора. Выполнена в импрессионистском стиле.

   

       

       Сон, вызванный полётом пчелы вокруг граната, за секунду до пробуждения

       Одним из источников картины была афиша с цирковыми тиграми, и Дали сохраняет многое от яркой непосредственности, связанной с искусством плаката. Фигурирующие в названии пчела и гранат изображены маленькими, непосредственно под телом вытянувшейся во сне женщины. Она — несомненно, еще один портрет Галы, показанной плывущей над (а не покоящейся на) каменной плитой, которая омывается морем бессознательного. Реальные пчела и гранат бледнеют перед порожденными ими образами — огромным плодом граната, вырывающейся из него рыбой и двумя тиграми во всей их рычащей свирепости, которых рыба извергает изо рта. Более традиционные фрейдистские образы — винтовка с примкнутым штыком и фантастический слон на ногах-ходулях — довершают это одномоментное сновидение, которое явно еще не успело нарушить покой спящей.

     

       Сон — картина Сальвадора Дали, которую он написал в 1937 году. Эта картина Дали считается одной из его самых успешных. Сон был очень важен для Дали, через него он описывал свои параноидальные фантазии

       На этой картине Дали изобразил большую и мягкую голову с отсутствующим телом. Спящему, олицетворяющему сон, необходимо множество подпорок, которые поддерживают голову и сохраняют черты лица. Подпорки говорят о хрупкости реальности, — даже собаке, нарисованной в левом нижнем углу картины, необходима подпорка, чтобы не упасть на землю. Голубой цвет картины усиливает обособленность от рационального мира.

 

       

       Постоянство памяти  — одна из самых известных картин художника Сальвадора Дали. Находится в Музее современного искусствав Нью-Йорке с 1934 года.

      Известна также как «Мягкие часы», «Твердость памяти» или «Стойкость памяти».

      Эта небольшая картина (24×33 см) — вероятно, самая известная работа Дали. Размягченность висящих и стекающих часов — образ, который можно было бы описать так: «он распространяется в область бессознательного, оживляя универсальное человеческое переживание времени и памяти». Здесь присутствует и сам Дали в виде спящей головы, уже появлявшейся в «Траурной игре» и других картинах. Сообразно своему методу, художник объяснял происхождение сюжета размышлением о природе сыра камамбер; пейзаж с Порт Лигат был уже готов, так что написать картину было делом двух часов. Вернувшись из кино, куда она ходила в тот вечер, Гала совершенно правильно предсказала, что никто, раз увидев «Постоянство памяти», уже его не забудет. Картина была написана в результате ассоциаций, возникших у Дали при виде плавленого сыра, о чем говорит его же цитата.

     

      Жираф в огне— картина, написанная в 1936-37 годах. Находится в Художественном музее города Базеля.

       Картина была написана в 19361937 годах перед эмиграцией в США(19401948). Несмотря на то, что Дали объявил себя аполитичным, эта картина является демонстрацией борьбы художника против своей страны. Также на этом полотне передается и предчувствие художником скорой войны.

       На картине мы видим сумеречное состояние с темно-синим небом и нехарактерной для Сальвадора Дали низкой линией горизонта. На переднем плане мы видим фигуры двух женщин, одна из них с выдвинутыми ящиками. Фигуры нечеткие и как бы тают, что отсылает нас к более ранним работам художника. Фигуры поддерживаются своеобразными костылями и конструкциями и символизирующими подсознание.

       Главный персонаж картины, собственно сам горящий жираф, помещен на дальний план. Дали называл его изображение «мужским космическим апокалиптическим монстром». Для автора горящий жираф являлся символом предчувствия войны.

     

       Открытие Америки усилием сна Христофора Колумба — картина, написанная в1958-1959 годах. Находится в Музее Сальвадора Дали в Сент-Питерсберге. Всем известно пристрастие Дали, и вообще сюрреалистов, к сновидениям. В своё время учение Зигмунда Фрейда, «объяснившего» все человеческие проявления сквозь призму бессознательного, заворожило испанского художника, а сам Фрейд — наверное, единственная фигура ни разу не уколотая язвительным Дали за всю жизнь. Сны присутствуют во всех произведениях каталонца, а тут такое дело — по легенде Христофор Колумб услышал во сне слова Бога типа того, что имя Колумба прославится на всей Земле и он получит ключи от ворот океана, запертого сейчас тяжёлыми цепями. Сон героя рождает Открытие Нового Света. И мог ли Сальвадор Дали пройти мимо такого сюжета? К тому же земля, на которую впервые ступает Колумб, называется им Сан-Сальвадором. Святым Спасителем современного искусства частенько называл себя и наш эксцентрик Дали. На дворе 12 января 1960, день открытия выставки, на которой Сальвадор Дали представляет «Открытие Америки усилием сна Христофора Колумба». Огромное полотно (округлённо три на четыре метра) наполнено кучей сюжетно-смысловых элементов. Дали-католик. Последние годы он проникнут католицизмом, и появляются знаменитые «Тайная вечеря», «Христос св. Иоанна на кресте».

       Во время работы над «Открытием Америки» состоялась его встреча с Папой Римским Иоанном ХХIII. Картина торжественно-католична: Колумб в образе молодого красивого героя в белых одеяниях, позади величественно надвигается его «Санта-Мария» на всех своих парусах-крестах, а на водружаемом кастильском знамени Дали-поклонник изображает Елену Дмитриевну Дьяконову Гала) в образе Мадонны Непорочного Зачатия, покровительницы Испании. Дали-атомист разбивает крестами плоскость картины на множество как бы кристаллических ячеек. А морской ёж, как олицетворение Нового Света, встречает всё это в глубокой тени на переднем плане картины Дали-сюрреалиста.



Дизайн Чупа-Чупса

       Энрике Бернат назвал свою карамель «Чупсом», и сначала у неё было только семь вкусов: клубника, лимон, мята, апельсин, шоколад, кофе со сливками и клубника со сливками. Популярность «Чупса» росла, увеличивалось количество выпускаемой карамели, появлялись новые вкусы. Карамель уже не могла оставаться в изначальной скромной обертке, нужно было придумать нечто оригинальное, чтобы «Чупс» узнавали все. Энрике Бернат обратился к своему земляку, знаменитому художнику Сальвадору Дали с просьбой нарисовать что-нибудь запоминающее. Гениальный художник думал недолго и менее чем за час набросал ему картинку, где была изображена ромашка «Чупа Чупс», которая в несколько измененном виде сегодня узнаваема как логотип «Чупа Чупс» во всех уголках планеты. Отличием нового логотипа было и его местоположение: он находится не сбоку, а сверху конфетки

В 2003 году компанией «Уолт Дисней» был выпущен мультипликационный фильм «Destino». Разработка фильма началась с сотрудничества Дали с американским мультипликатором Уолтом Диснеем ещё в 1945 году, но была отложена вследствие финансовых проблем компании.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«В гостях у Сальвадора Дали в Каталонии». Краткосрочный веб-квест по МХК для учащихся 9 класса по теме «Творчество Сальвадора Дали в истории и культуре Каталонии»

Целью веб-квеста - знакомство с историей и культурой Каталонии и творчеством великого каталонского художника Сальвадора Дали....

Сальвадор Дали

Знакомство с творчеством известного художника Сальвадора Дали...

Сальвадор Дали.

План урока МХК в 11 классе....

презентация " Великий безумец Сальвадор Дали"

ДАННАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРЕДНАЗНАЧЕНА ДЛЯ УРОКОВ МХК В 11 КЛАССЕ...

Презентация по творчеству Сальвадора Дали

Факты из жизни великого художника, а так же информация о его творческой деятельности....