рабочая программа по ИЗО 5 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 5 класс) по теме

Рабочая программа по ИЗО для общеобразовательных учреждений, 5 класс. Под редакцией Б.М.Неменского. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izo_5_klass.docx50.64 КБ

Предварительный просмотр:

        МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 36»

МУНИЦИППАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОА БРАТСКА

РАССМОТРЕНО                       СОГЛАСОВАНО                       УТВЕРЖДАЮ

На заседании ШМО                   Заместитель директора              приказ №____

Протокол №______                    по УВР                                        от «___» сентября 2013 г.

От «___»________2013г.           __________________                 Директор МБОУ «СОШ № 36»

Руководитель ШМО                   (Гричаных С.И.)                        _____________А.И.Нарбутова

Рабочая программа

по изобразительному искусству

 для учащихся 5 класса

на 2013 – 2014 учебный год

Образовательная область «Искусство»

Разработала:

учитель изобразительного

искусства и черчения

МБОУ «СОШ №36»

Борисова О.В.

2013 г.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная рабочая программа по изобразительному искусству для 5-8 класса составлена на основе:

  • Федерального государственного стандарта основного общего образования (приказ МО РФ №1089 от 05.03.2004);
  • Программы для общеобразовательных учреждений. «Изобразительное искусство и художественный труд», 1-9 классы. Под редакцией Б.М.Неменского. М: «Просвещение», 2008. Рекомендовано МО РФ.

Структура документа:

Рабочая программа по изобразительному искусству представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов: пояснительную записку, учебно-тематический план, содержание тем учебного курса, требования к уровню подготовки учащихся, перечень учебно методического обеспечения, календарно-тематическое планирование.

Общая характеристика предмета:

«Изобразительное искусство и художественный труд» является целостным интегрированным курсом, который включает в себя все основные виды искусства: живопись, графику, скульптуру, архитектуру и дизайн, народное и декоративно-прикладное искусство, зрелищные и экранные искусства. Они изучаются в контектсте взаимодействия с другими искусствами, а также в контектсте конкретных связей с жизнью общества и человека.

Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств: конструктивного, изобразительного и декоративного.

Эти три вида художественной деятельности являются основанием для деления визуально-пространственных искусств на следующие виды: изобразительное искусство – живопись, графика, скульптура; конструктивные искусства – архитектура, дизайн; различные декоративно-прикладные искусства. Одновременно каждый из трех видов деятельности присутствует при создании любого произведения искусства и поэтому является основой для интеграции всего многообразия видов искусства в единую систему, членимую не по принципу перечисления видов искусства, а по принципу вида художественной деятельности. Выделение принципа художественной деятельности акцентирует внимание не только на произведении искусства, но и на деятельности человека, на выявление его связей с искусством в процессе ежедневной жизни.

Приоритетной целью художественного образования в школе является духовно-нравственное развитие ребенка, т.е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира. Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Эта задача ни в коей мере не ограничивает связи с мировыми процессами, напротив. В основу программы положен принцип «отродного порога в мир общечеловеческой культуры».

Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытие, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка – главный смысловой стержень программы. Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.

Одной из главных целей преподавания искусства становится задача развития у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития сопосбности переживания.

Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиску истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное значение имеет познание художественной культуры своего народа.

Основные принципы программы:

Программа разработана как целостная система введения в художественную культуру.

Принцип «от жизни через искусство к жизни».

Принцип целостности и неспешности освоения материала каждой темы.

Принцип единства восприятия и созидания.

Проживание как форма обучения и форма освоения художественного опыта, условие постижения искусства.

Развитие художественно-образного мышления, художественного переживания ведет к жестокому отказу от выполнения заданий по схемам, образцам, по заданному стереотипу.

Целью учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе – формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой культуры духовной, т.е. культуры мироотношений, выработанной поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т.е. зоркости души ребенка.

На уроках изобразительного искусства важно стремиться к созданию атмосферы увлеченности и творческой активности.

Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности. От урока к уроку происходит постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразвие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует их интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности ребенка.

5 КЛАСС

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

Рабочая программа рассматривает следующие распределения учебного материала:

Содержание

Кол-во часов

Древние корни народного искусства

9

Связь времен в народном искусстве

7

Декор – человек, общество, время

10

Декоративное искусство в современном мире

8

Всего

34

Программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю). Программой предусмотрено проведение: практических работ – 29; уроков-бесед – 3; обобщающих работ – 2.

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА

1 четверть: ДРЕВНИЕ КОРНИ НАРОДНОГО ИСКУССТВА (9 часов)

Летнее впечатление (1 час)

Беседа с показом репродукций и фото. Беседа о летнем отдыхе.

Древние образы в народном искусстве (1 час)

Традиционные образы народного прикладного искусства – солярные знаки, конь, птица, мать-земля, древо жизни – как вырадение мифопоэтических представлений человека о мире, как память народа. Декоративное изображение как обозначение жизненно важных для человека смыслов, их условно-символический характер.

Работа над декоративной композицией на тему древних образов в резьбе и росписи по дереву, в орнаментах народной вышивки.

Декор русской избы (1 час)

Единство конструкции и декора в традиционном русском жилище. Отражение картины мира в трехчастной структуре и образном строе избы.

Работа над украшением элементов избы (фронтон, наличники, причелина) солярными знаками, растительными и зооморфными мотивами, геометрическими элементами, выстраивание их в орнаментальную композицию.

Внутренний мир русской избы (1 час)

Устройство внутреннего пространства крестьянского дома, его символика (потолок – небо, пол – земля, подпол – подземный мир, окна – очи). Жизненно важные центры в крестьянском доме: печное пространство, красный угол, круг предметов быта, труда и включение их в пространство дома. Единство пользы и красоты.

Работа над обустройством интерьера русской избы.

Конструкция, декор предметов народного быта и труда (1 час)

Русские прялки – область конструктивной фантазии, умелого владения материалом. Органическое единство пользы и красоты, конструкции и декора.

Украшение орнаментальной росписью русской прялки.

Образцы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки (1 час)

Крестьянская вышивка – хранительница древнейших образцов и мотивов, их устойчивости и выразительности. Условность языка орнамента, их символическое значение. Особенности орнаментальных построений в вышивках на полотенцах.

Выполнение эскиза узора вышивки на полотенце у традиции народных мастеров.

Народный праздничный костюм (1 час)

Народный праздничный костюм – целостный художественный образ. Северорусский и южнорусский комплект одежды. Разнообразие форм и украшений народного праздничного костюма в различных республиках и регионах России. Форма и декор женских головных уборов. Выражение идеи целостности мира, нерасторжимой связи земного и небесного в образном строе народной праздничной одежды.

Выполнение эскиза народного праздничного костюма.

Народные праздничные обряды (1 час)

Календарные народные праздники – это способ участия человека, связанного с землей, в событиях природы. Обрядовые действия народного праздника, их символическое значение.

Выполнение эскиза народного прадника.

Обобщающий урок (1 час)

Обобщение темы 1 четверти

2 четверть: СВЯЗЬ ВРЕМЕН В НАРОДНОМ ИСКУССТВЕ (7 часов)

Древние образы в современных народных игрушках (1 час)

Живучесть древних обрзов в современных игрушках, их сказочный реализм. Особенности пластической формы глиняных игрушей, принадлежащих различным художественным промыслам. Единством формы и декора в игрушке. Цветойо строй и основные элементы росписи филимоновской, дымковской, каргопольской и других местных форм игрушек.

Создание игрушки и украшение ее декоративной росписью в традиции одного из промыслов.

Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла (1 час)

Из истории развития гжельской керамики, слияние промысла с художественной промышленностью. Разнообразие и скульптурность посудных форм, единство формы и декора. Особенности гжельской росписи: сочетание синего и белого, игра тонов, тоновые контрасты, виртуозный круговой  мазок с растяжением, дополнительной изящной линией.

Вырезание из бумаги форм посуды и украшение их росписью с использованием традиционных для данного промысла приемов письма.

Искусство Городца. Истоки и современное развитие промысла (1 час)

Из истории развития Городецкой росписи. Подробное рассмотрение произведений Городецкого промысла. Единство формы предмета и его декор. Птица и конь -  главные герои Городецкой росписи. Розаны и купавки – основные элементы декоративной композиции. Композиция орнаментальной и сюжетной росписи.

Украшение изделий росписью с использованием традиционных для данного промысла приемов письма.

Искусство Жостова. Истоки и современное развитие промысла (1 час)

Из истории художественного промысла. Разнообразие форм подносов и вариантов построения цветовых композиций. Жостовская роспись – свободная кистевая живописная импровизация. Создание в живописи эффекта освещенности, объемности букетов цветов. Основные приемы жостовского письма, формирующие букет: замалевок, тенежка, прокладка, бликовка, чертежка, привязка.

Выполнение фрагмента жостовской росписи с включением в нее крупных и мелких форм цветов, связанных друг с другом.

Русская народная матрешка (1 час)

Из истории художественного промысла. Подробное рассмотрение видов матрешек. Единство формы матерешек и их декора. Знакомство с особенностями украшения.

Выполнение эскиза двух матрешей.

Искусство Хохломы. Истоки и современное развитие промыслов (1 час)

Из истории развития хохломской росписи. Подробное рассмотрение произведений хохломской росписи. Композиция орнаметльной и сюжетной росписи.

Выполнение фрагмента росписи по мотивам хохломской росписи.

Роль нарожных художественных промыслов в современной жизни (обобщение темы) (1 час)

Промыслы как искусство художественного сувенира. Место произведений промыслов в современном быту и интерьере. Проведение беседы или занимательной викторины.

3 четверть: ДЕКОР – ЧЕЛОВЕК, ОБЩЕСТВО, ВРЕМЯ ( 10 часов)

Зачем людям украшения (2 час)

Беседа на тему «Какую роль играет декоративное искусство в организации общества, в регламентации норм жизни его членов, в различии людей по социальной принадлежности». Все предметы декоративного искусства несут на себе печать определенных человеческих отношений. Украсить – значит наполнить вещь общественно значимым смыслом, определить роль ее хозяина. Это роль сказывается на всем образном строе вещи.

Выполнение эскиза декоративной росписи разных времен и народов.

Декор и положение человека в обществе (2 часа)

Эта тема раскрывается на примерах роли декоративного искуства в Древнем Египте. Подчеркивание власти, могущества, знатности египетских фараонов с помощью декоративного искусства. Символика украшений Древнего Египта, их связь с мировоззрением египтян. Символика цвета в украшениях. Отличие одежд высших и низших сословий общества.

Выполнение эскиза браслетов, ожерелий, ваз по мотивам декоративного искусства Древнего Египта.

Одежда говорит о человеке (2 часа)

Одежда, костюм не только служит практическим целям, они являются особым знаком – знаком положения человека в обществе и его намерений. Эту тему необходимо раскрыть на примере декоративного искусства Древнего Китая и декоративного и скусства Западной Европы.

Создание декоративного панно на тему «Бал в интерьере дворца» по мотивам сказки Ш.Перро «Золушка».

О чем рассказывают гербы и эмблемы (2 часа)

Декоративность, орнаментальность, изобразительная условность искусства геральдики, герб возник как знак достоинтсва его владельца, символ чести рода. Сегодня это отличительный знак любого человеческого общества – государства, страны, города, партими, фирмы, символизирующий отличие от других общностей. Символы и эмблемы в современном обществе, значение их элементов.

Создание проекта собственного герба или герба семьи, класса.

Роль декоративного искусства в жизни человека и общества (2 часа)

Эта тема раскрывается на примерах роли декоративного искусства в Древней Греции. Познакомить с керамикой, видами керамических ваз, орнаментом.

Создание эскиза Греческих ваз.

4 четверть: ДЕКОРАТИВНОЕ ИСКУССТВО В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ (8 часов)

Современное выставочное искусство (3 часа)

Многообразие материалов и техник современного декоративно-прикладного искусства (керамика, стекло, металл, роспись по ткани). Новое понимание красоты современными материалами декоративно-прикладного искусства. Пластический язык материалов и его роль в создании художественного образа.

Разработка эскизов декоративных панно, витражей для украшений интерьера.

Ты сам – мастер декоративно-прикладжног искусства. Создание декоративной работы в материале (4 часа)

Коллективная реализация в конкретном материале наиболее удачного из замыслов. Технология работы с выбранным материалом (плетение, коллаж, папье-маше) требует постепенного, поэтапного выполнения задуманного панно. Общая композиция делится на фрагменты, из которых потом собирают их в более крупные блоки.

Обобщающий урок года (1 час)

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ ЗА КУРС ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА 5 класса

Учащиеся должны знать:

- истоки и специфику образного языка ДПИ;

- особенности уникального крестьянского искусства;

- семантическое значение традиционных образов, мотивов;

- несколько народных художествнных промыслов России.

Учащиеся должны уметь:

- пользоваться приемами традиционного письма при выполнении практических заданий (Гжель, Городец, Жостово);

- различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных народов и времен;

- различать по материалу, технике исполнения современные виды ДПИ;

- выявлять в произведениях ДПИ связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов, а также видеть единство материала, формы и декора.

В процессе практической работы на уроках учащиеся должны:

- умело пользоваться языком ДПИ, принципами декоративного обобщения;

- уметь передавать единство формы и декора;

- умело выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;

- создавать художественно-декоративные объекты предметной среды, объединенные единой стилистикой (предметы быта, мебель, одежда, детали интерьера определенной эпохи)

- владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций;

- владеть навыками работы в конкретном материале (макраме, батик, роспись и т.п.)

        

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п\п

Тема урока

Кол-во часов

Дата

Планируемые предметные результаты

Универсальные

учебные действия

Приме чание

План

Факт

1 четверть – ДРЕВНИЕ КОРНИ НАРОДНОГО ИСКУССТВА (9 часов)

1

Летнее впечатление

1

владеть практи ческими навы ками вырази тельного использования фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе работы

Личностные: 

Проявление авторского стиля учащегося, умение использовать образный язык изобразительного искусства для достижения своих замыслов.

Регулятивные:

Создание уникального рисунка, используя различные выразительные свойства художественных материалов. Уч-ся самостоятельно ставят цель предстоящей работы, обдумывает замысел, выполняет работу в материале, придумывает название работе, оценивает результат своего труда, осуществляет коррекцию  и уточнение своего рисунка.

Познавательные:

Понимание значение искусства в жизни человека и общества, умение различать основные виды и жанры искусства.

Коммуникатив

ные:  расширение навыков общения в процессе игр и игровых ситуаций, рассуждение ученика о художественных особенностях произведений, умение обсуждать индивидуальные результаты творческой деятельности.

2

Древние образы в народном искусстве

1

Понимать уловно-симво лический характер народного декоративного искусства

Презен тация

3

Декор русской избы

1

Уметь исполь зовать в твор ческой работе символику древних славян, выразительные средтва орна ментальной композиции

Презен

тация

4

Внутренний мир русской избы

1

Принимать взаимосвязь пользы и кра соты в орга низации пространства крестьянского дома, значение орнамента как носителя эстетического и символического значения Уметь применять различные матери алы в худо жетвенно-творческой работе

Презен тация

5

Конструкция, декор предметов народного быта и труда

1

Уметь выстра ивать декора тивную ком позицию, используя выразительные средства прикладного искусства: плоскостность, обобщенность и  лаконичность изображения, неотрывность связи ритми ческого повтора с формой предмета.

Презен тация

6

Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки

1

Уметь исполь зовать в прак тической работе графические материалы и образную символику народного искусства, условность языка орнамен та.

Презен тация

7

Народный праздничный костюм

1

Уметь работать с выбранным материалом, используя выразительные возможности языка ДПИ: символика цве та и орнамен тальность мотивов, целостность художественно го образа

Презен тация

8

Народные праздничные обряды

1

Иметь представление о роли ДПИ в укладе жизни русского народа

Презен тация

9

Обобщающий урок

1

 Развитие инди видуальных творческих способностей уч-ся

2 четверть – СВЯЗЬ ВРЕМЕН В НАРОДНОМ ИСКУССТВЕ (7 часов)

10

Древние образы в современных народных игрушках

1

Уметь исполь зовать вырази тельные средства худо жественных материалов в творческой дея тельности. Уметь ритми чески выстраи вать декоратив ные элементы росписи по форме предмета

Личностные: 

Проявление авторского стиля учащегося, умение использовать образный язык изобразительного искусства для достижения своих замыслов.

Регулятивные:

Создание уникального рисунка, используя различные выразительные свойства художественных материалов. Уч-ся самостоятельно ставят цель предстоящей работы, обдумывает замысел, выполняет работу в материале, придумывает название работе, оценивает результат своего труда, осуществляет коррекцию  и уточнение своего рисунка.

Познавательные:

Понимание значение искусства в жизни человека и общества, умение различать основные виды и жанры искусства.

Коммуникатив

ные:  расширение навыков общения в процессе игр и игровых ситуаций, рассуждение ученика о художественных особенностях произведений, умение обсуждать индивидуальные результаты творческой деятельности

11

Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла

1

Владеть навы ками работы в конкретном материале (акварель). Уметь переда вать единство формы и декора

Презен тация

12

Искусство Городца Истоки и современное развитие промысла

1

Уметь приме нять художест венные матери алы (гуашь) и язык ДПИ (форма, про порции, цвет) в творческой работе

Презен тация

13

Искусство Жостова Истоки и современное развитие промысла

1

Уметь исполь зовать гуашь в творческой работе; выпол нять орнамен тальную ком позицию опре деленного типа, учитывая форму предмета

Презен тация

14

Русская народная матрешка

1

Владеть навы ками работы в конкретном материале. Уметь переда вать единство формы и декора

Презен тация

15

Искусство Хохломы.  Истоки и современное развитие промысла

1

Уметь приме нять художест венные матери алы (гуашь) и язык ДПИ

Презен тация

16

Роль народных художественных промыслов в современной жизни

1

Уметь выстраи вать декор в соответствии с формой пред мета, используя ритм как основу орнаментальной композиции. Владеть навы ками работы с бумагой.

Презен тация

3 четверть – ДЕКОР – ЧЕЛОВЕК, ОБЩЕСТВО, ВРЕМЯ (10 часов)

17

Зачем людям украшения

2

Уметь видеть в произведениях ДПИ различных эпох единство мате риала, формы и декора

Личностные: 

Проявление авторского стиля учащегося, умение использовать образный язык изобразительного искусства для достижения своих замыслов.

Регулятивные:

Создание уникального рисунка, используя различные выразительные свойства художественных материалов. Уч-ся самостоятельно ставят цель предстоящей работы, обдумывает замысел, выполняет работу в материале, придумывает название работе, оценивает результат своего труда, осуществляет коррекцию  и уточнение своего рисунка.

Познавательные:

Понимание значение искусства в жизни человека и общества, умение различать основные виды и жанры искусства.

Коммуникатив

ные:  расширение навыков общения в процессе игр и игровых ситуаций, рассуждение ученика о художественных особенностях произведений, умение обсуждать индивидуальные результаты творческой деятельности

Презен тация

18

Декор и положение человека в обществе

2

Понимать, что образный строй (ритм, рисунок орнамента, сочетание цветов, композиция) определяются ролью ее хозяи на. Уметь рабо тать с выбран ным материа лом.

Презен тация

19

Одежда говорит о человеке

2

Уметь творчес ки работать над предложен ной темой, используя выразительные возможности художествен ных материалом и язык ДПИ

Презен тация

20

О чем рассказывают гербы и эмблемы

2

Уметь работать в выбранном материале, используя язык ДПИ: условность, символичность плоскостность изображения; учитывая огра ниченность цветовой палитры, особенности композиции

Презен тация

21

Роль декоративного искусства в жизни человека и общества

2

Понимать, что образный строй вещей определяется социальной ролью его хо зяина. Уметь видеть в произ ведениях ДПИ различных эпох единство материала, формы и декора

4 четверть – ДЕКОРАТИВНОЕ ИСКУССТВО В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ (8 часов)

22

Современное выставочное искусство

3

Знать виды ДПИ, особен ноти его языка Понимать роль взаимосвязи материала, формы и содер жания при соз дании произве дений ДПИ

Личностные: 

Проявление авторского стиля учащегося, умение использовать образный язык изобразительного искусства для достижения своих замыслов.

Регулятивные:

Создание уникального рисунка, используя различные выразительные свойства художественных материалов. Уч-ся самостоятельно ставят цель предстоящей работы, обдумывает замысел, выполняет работу в материале, придумывает название работе, оценивает результат своего труда, осуществляет коррекцию  и уточнение своего рисунка.

Познавательные:

Понимание значение искусства в жизни человека и общества, умение различать основные виды и жанры искусства.

Коммуникатив

ные:  расширение навыков общения в процессе игр и игровых ситуаций, рассуждение ученика о художественных особенностях произведений, умение обсуждать индивидуальные результаты творческой деятельности

Презен тация

23

Ты сам – мастер декоративно-прикладного искусства

4

Уметь исполь зовать вырази тельные воз можности мате риала, принци пы декоратив ного обобщения творческой работе

Презен тация

24

Итоговый урок

1

выявлять в произведениях ДПИ связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов, а также видеть единство материала, формы и декора.

Итого: 34 урока

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Учебно – методическое обеспечение

- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования

- Программа общеобразовательного учреждения. Неменского Б.М. «Изобразительное искусство и художественный труд», 1-9 классы, 4-е издание, М.Просвещение-2008

а) Основная литература

- О преподавании учебного предмета «Изобразительное искусство» в условиях введения Федерального компонента государственного стандарта общего образования. Методическое письмо от 05.03.2004 №1089  

- Программно-методические материалы. Изобразительное искусство и художественный труд  Неменский Б.М., 1-9 классы, 4-е издание. М: Просвещение – 2008

б) Дополнительная литература для учителя

- Свиридова О.В. Изобразительное искусство, 5-8 кл: проверочные и контрольные тесты. Волгоград: Учитель-2008


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа "Музыка 6 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.

1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...

Рабочая программа для 10 класса ( 2 часа в неделю), Рабочая программа для 10 класса ( 5 часов в неделю)

Пояснительная запискаРабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 10 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:•  Федерального закона ...

Рабочая программа для 11 класса ( 2 часа в неделю) , Рабочая программа для 11 класса ( 5 часов в неделю)

Пояснительная записка      Рабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 11 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:&bull...