рабочая программа по ИЗО 5 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 5 класс) по теме
Рабочая программа по ИЗО для общеобразовательных учреждений, 5 класс. Под редакцией Б.М.Неменского.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 50.64 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 36»
МУНИЦИППАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОА БРАТСКА
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
На заседании ШМО Заместитель директора приказ №____
Протокол №______ по УВР от «___» сентября 2013 г.
От «___»________2013г. __________________ Директор МБОУ «СОШ № 36»
Руководитель ШМО (Гричаных С.И.) _____________А.И.Нарбутова
Рабочая программа
по изобразительному искусству
для учащихся 5 класса
на 2013 – 2014 учебный год
Образовательная область «Искусство»
Разработала:
учитель изобразительного
искусства и черчения
МБОУ «СОШ №36»
Борисова О.В.
2013 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа по изобразительному искусству для 5-8 класса составлена на основе:
- Федерального государственного стандарта основного общего образования (приказ МО РФ №1089 от 05.03.2004);
- Программы для общеобразовательных учреждений. «Изобразительное искусство и художественный труд», 1-9 классы. Под редакцией Б.М.Неменского. М: «Просвещение», 2008. Рекомендовано МО РФ.
Структура документа:
Рабочая программа по изобразительному искусству представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов: пояснительную записку, учебно-тематический план, содержание тем учебного курса, требования к уровню подготовки учащихся, перечень учебно методического обеспечения, календарно-тематическое планирование.
Общая характеристика предмета:
«Изобразительное искусство и художественный труд» является целостным интегрированным курсом, который включает в себя все основные виды искусства: живопись, графику, скульптуру, архитектуру и дизайн, народное и декоративно-прикладное искусство, зрелищные и экранные искусства. Они изучаются в контектсте взаимодействия с другими искусствами, а также в контектсте конкретных связей с жизнью общества и человека.
Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств: конструктивного, изобразительного и декоративного.
Эти три вида художественной деятельности являются основанием для деления визуально-пространственных искусств на следующие виды: изобразительное искусство – живопись, графика, скульптура; конструктивные искусства – архитектура, дизайн; различные декоративно-прикладные искусства. Одновременно каждый из трех видов деятельности присутствует при создании любого произведения искусства и поэтому является основой для интеграции всего многообразия видов искусства в единую систему, членимую не по принципу перечисления видов искусства, а по принципу вида художественной деятельности. Выделение принципа художественной деятельности акцентирует внимание не только на произведении искусства, но и на деятельности человека, на выявление его связей с искусством в процессе ежедневной жизни.
Приоритетной целью художественного образования в школе является духовно-нравственное развитие ребенка, т.е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира. Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Эта задача ни в коей мере не ограничивает связи с мировыми процессами, напротив. В основу программы положен принцип «отродного порога в мир общечеловеческой культуры».
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытие, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка – главный смысловой стержень программы. Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.
Одной из главных целей преподавания искусства становится задача развития у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития сопосбности переживания.
Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиску истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное значение имеет познание художественной культуры своего народа.
Основные принципы программы:
Программа разработана как целостная система введения в художественную культуру.
Принцип «от жизни через искусство к жизни».
Принцип целостности и неспешности освоения материала каждой темы.
Принцип единства восприятия и созидания.
Проживание как форма обучения и форма освоения художественного опыта, условие постижения искусства.
Развитие художественно-образного мышления, художественного переживания ведет к жестокому отказу от выполнения заданий по схемам, образцам, по заданному стереотипу.
Целью учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе – формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой культуры духовной, т.е. культуры мироотношений, выработанной поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т.е. зоркости души ребенка.
На уроках изобразительного искусства важно стремиться к созданию атмосферы увлеченности и творческой активности.
Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности. От урока к уроку происходит постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразвие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует их интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности ребенка.
5 КЛАСС
ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
Рабочая программа рассматривает следующие распределения учебного материала:
Содержание | Кол-во часов |
Древние корни народного искусства | 9 |
Связь времен в народном искусстве | 7 |
Декор – человек, общество, время | 10 |
Декоративное искусство в современном мире | 8 |
Всего | 34 |
Программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю). Программой предусмотрено проведение: практических работ – 29; уроков-бесед – 3; обобщающих работ – 2.
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
1 четверть: ДРЕВНИЕ КОРНИ НАРОДНОГО ИСКУССТВА (9 часов)
Летнее впечатление (1 час)
Беседа с показом репродукций и фото. Беседа о летнем отдыхе.
Древние образы в народном искусстве (1 час)
Традиционные образы народного прикладного искусства – солярные знаки, конь, птица, мать-земля, древо жизни – как вырадение мифопоэтических представлений человека о мире, как память народа. Декоративное изображение как обозначение жизненно важных для человека смыслов, их условно-символический характер.
Работа над декоративной композицией на тему древних образов в резьбе и росписи по дереву, в орнаментах народной вышивки.
Декор русской избы (1 час)
Единство конструкции и декора в традиционном русском жилище. Отражение картины мира в трехчастной структуре и образном строе избы.
Работа над украшением элементов избы (фронтон, наличники, причелина) солярными знаками, растительными и зооморфными мотивами, геометрическими элементами, выстраивание их в орнаментальную композицию.
Внутренний мир русской избы (1 час)
Устройство внутреннего пространства крестьянского дома, его символика (потолок – небо, пол – земля, подпол – подземный мир, окна – очи). Жизненно важные центры в крестьянском доме: печное пространство, красный угол, круг предметов быта, труда и включение их в пространство дома. Единство пользы и красоты.
Работа над обустройством интерьера русской избы.
Конструкция, декор предметов народного быта и труда (1 час)
Русские прялки – область конструктивной фантазии, умелого владения материалом. Органическое единство пользы и красоты, конструкции и декора.
Украшение орнаментальной росписью русской прялки.
Образцы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки (1 час)
Крестьянская вышивка – хранительница древнейших образцов и мотивов, их устойчивости и выразительности. Условность языка орнамента, их символическое значение. Особенности орнаментальных построений в вышивках на полотенцах.
Выполнение эскиза узора вышивки на полотенце у традиции народных мастеров.
Народный праздничный костюм (1 час)
Народный праздничный костюм – целостный художественный образ. Северорусский и южнорусский комплект одежды. Разнообразие форм и украшений народного праздничного костюма в различных республиках и регионах России. Форма и декор женских головных уборов. Выражение идеи целостности мира, нерасторжимой связи земного и небесного в образном строе народной праздничной одежды.
Выполнение эскиза народного праздничного костюма.
Народные праздничные обряды (1 час)
Календарные народные праздники – это способ участия человека, связанного с землей, в событиях природы. Обрядовые действия народного праздника, их символическое значение.
Выполнение эскиза народного прадника.
Обобщающий урок (1 час)
Обобщение темы 1 четверти
2 четверть: СВЯЗЬ ВРЕМЕН В НАРОДНОМ ИСКУССТВЕ (7 часов)
Древние образы в современных народных игрушках (1 час)
Живучесть древних обрзов в современных игрушках, их сказочный реализм. Особенности пластической формы глиняных игрушей, принадлежащих различным художественным промыслам. Единством формы и декора в игрушке. Цветойо строй и основные элементы росписи филимоновской, дымковской, каргопольской и других местных форм игрушек.
Создание игрушки и украшение ее декоративной росписью в традиции одного из промыслов.
Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла (1 час)
Из истории развития гжельской керамики, слияние промысла с художественной промышленностью. Разнообразие и скульптурность посудных форм, единство формы и декора. Особенности гжельской росписи: сочетание синего и белого, игра тонов, тоновые контрасты, виртуозный круговой мазок с растяжением, дополнительной изящной линией.
Вырезание из бумаги форм посуды и украшение их росписью с использованием традиционных для данного промысла приемов письма.
Искусство Городца. Истоки и современное развитие промысла (1 час)
Из истории развития Городецкой росписи. Подробное рассмотрение произведений Городецкого промысла. Единство формы предмета и его декор. Птица и конь - главные герои Городецкой росписи. Розаны и купавки – основные элементы декоративной композиции. Композиция орнаментальной и сюжетной росписи.
Украшение изделий росписью с использованием традиционных для данного промысла приемов письма.
Искусство Жостова. Истоки и современное развитие промысла (1 час)
Из истории художественного промысла. Разнообразие форм подносов и вариантов построения цветовых композиций. Жостовская роспись – свободная кистевая живописная импровизация. Создание в живописи эффекта освещенности, объемности букетов цветов. Основные приемы жостовского письма, формирующие букет: замалевок, тенежка, прокладка, бликовка, чертежка, привязка.
Выполнение фрагмента жостовской росписи с включением в нее крупных и мелких форм цветов, связанных друг с другом.
Русская народная матрешка (1 час)
Из истории художественного промысла. Подробное рассмотрение видов матрешек. Единство формы матерешек и их декора. Знакомство с особенностями украшения.
Выполнение эскиза двух матрешей.
Искусство Хохломы. Истоки и современное развитие промыслов (1 час)
Из истории развития хохломской росписи. Подробное рассмотрение произведений хохломской росписи. Композиция орнаметльной и сюжетной росписи.
Выполнение фрагмента росписи по мотивам хохломской росписи.
Роль нарожных художественных промыслов в современной жизни (обобщение темы) (1 час)
Промыслы как искусство художественного сувенира. Место произведений промыслов в современном быту и интерьере. Проведение беседы или занимательной викторины.
3 четверть: ДЕКОР – ЧЕЛОВЕК, ОБЩЕСТВО, ВРЕМЯ ( 10 часов)
Зачем людям украшения (2 час)
Беседа на тему «Какую роль играет декоративное искусство в организации общества, в регламентации норм жизни его членов, в различии людей по социальной принадлежности». Все предметы декоративного искусства несут на себе печать определенных человеческих отношений. Украсить – значит наполнить вещь общественно значимым смыслом, определить роль ее хозяина. Это роль сказывается на всем образном строе вещи.
Выполнение эскиза декоративной росписи разных времен и народов.
Декор и положение человека в обществе (2 часа)
Эта тема раскрывается на примерах роли декоративного искуства в Древнем Египте. Подчеркивание власти, могущества, знатности египетских фараонов с помощью декоративного искусства. Символика украшений Древнего Египта, их связь с мировоззрением египтян. Символика цвета в украшениях. Отличие одежд высших и низших сословий общества.
Выполнение эскиза браслетов, ожерелий, ваз по мотивам декоративного искусства Древнего Египта.
Одежда говорит о человеке (2 часа)
Одежда, костюм не только служит практическим целям, они являются особым знаком – знаком положения человека в обществе и его намерений. Эту тему необходимо раскрыть на примере декоративного искусства Древнего Китая и декоративного и скусства Западной Европы.
Создание декоративного панно на тему «Бал в интерьере дворца» по мотивам сказки Ш.Перро «Золушка».
О чем рассказывают гербы и эмблемы (2 часа)
Декоративность, орнаментальность, изобразительная условность искусства геральдики, герб возник как знак достоинтсва его владельца, символ чести рода. Сегодня это отличительный знак любого человеческого общества – государства, страны, города, партими, фирмы, символизирующий отличие от других общностей. Символы и эмблемы в современном обществе, значение их элементов.
Создание проекта собственного герба или герба семьи, класса.
Роль декоративного искусства в жизни человека и общества (2 часа)
Эта тема раскрывается на примерах роли декоративного искусства в Древней Греции. Познакомить с керамикой, видами керамических ваз, орнаментом.
Создание эскиза Греческих ваз.
4 четверть: ДЕКОРАТИВНОЕ ИСКУССТВО В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ (8 часов)
Современное выставочное искусство (3 часа)
Многообразие материалов и техник современного декоративно-прикладного искусства (керамика, стекло, металл, роспись по ткани). Новое понимание красоты современными материалами декоративно-прикладного искусства. Пластический язык материалов и его роль в создании художественного образа.
Разработка эскизов декоративных панно, витражей для украшений интерьера.
Ты сам – мастер декоративно-прикладжног искусства. Создание декоративной работы в материале (4 часа)
Коллективная реализация в конкретном материале наиболее удачного из замыслов. Технология работы с выбранным материалом (плетение, коллаж, папье-маше) требует постепенного, поэтапного выполнения задуманного панно. Общая композиция делится на фрагменты, из которых потом собирают их в более крупные блоки.
Обобщающий урок года (1 час)
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ ЗА КУРС ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА 5 класса
Учащиеся должны знать:
- истоки и специфику образного языка ДПИ;
- особенности уникального крестьянского искусства;
- семантическое значение традиционных образов, мотивов;
- несколько народных художествнных промыслов России.
Учащиеся должны уметь:
- пользоваться приемами традиционного письма при выполнении практических заданий (Гжель, Городец, Жостово);
- различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных народов и времен;
- различать по материалу, технике исполнения современные виды ДПИ;
- выявлять в произведениях ДПИ связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов, а также видеть единство материала, формы и декора.
В процессе практической работы на уроках учащиеся должны:
- умело пользоваться языком ДПИ, принципами декоративного обобщения;
- уметь передавать единство формы и декора;
- умело выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;
- создавать художественно-декоративные объекты предметной среды, объединенные единой стилистикой (предметы быта, мебель, одежда, детали интерьера определенной эпохи)
- владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций;
- владеть навыками работы в конкретном материале (макраме, батик, роспись и т.п.)
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п\п | Тема урока | Кол-во часов | Дата | Планируемые предметные результаты | Универсальные учебные действия | Приме чание | |
План | Факт | ||||||
1 четверть – ДРЕВНИЕ КОРНИ НАРОДНОГО ИСКУССТВА (9 часов) | |||||||
1 | Летнее впечатление | 1 | владеть практи ческими навы ками вырази тельного использования фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе работы | Личностные: Проявление авторского стиля учащегося, умение использовать образный язык изобразительного искусства для достижения своих замыслов. Регулятивные: Создание уникального рисунка, используя различные выразительные свойства художественных материалов. Уч-ся самостоятельно ставят цель предстоящей работы, обдумывает замысел, выполняет работу в материале, придумывает название работе, оценивает результат своего труда, осуществляет коррекцию и уточнение своего рисунка. Познавательные: Понимание значение искусства в жизни человека и общества, умение различать основные виды и жанры искусства. Коммуникатив ные: расширение навыков общения в процессе игр и игровых ситуаций, рассуждение ученика о художественных особенностях произведений, умение обсуждать индивидуальные результаты творческой деятельности. | |||
2 | Древние образы в народном искусстве | 1 | Понимать уловно-симво лический характер народного декоративного искусства | Презен тация | |||
3 | Декор русской избы | 1 | Уметь исполь зовать в твор ческой работе символику древних славян, выразительные средтва орна ментальной композиции | Презен тация | |||
4 | Внутренний мир русской избы | 1 | Принимать взаимосвязь пользы и кра соты в орга низации пространства крестьянского дома, значение орнамента как носителя эстетического и символического значения Уметь применять различные матери алы в худо жетвенно-творческой работе | Презен тация | |||
5 | Конструкция, декор предметов народного быта и труда | 1 | Уметь выстра ивать декора тивную ком позицию, используя выразительные средства прикладного искусства: плоскостность, обобщенность и лаконичность изображения, неотрывность связи ритми ческого повтора с формой предмета. | Презен тация | |||
6 | Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки | 1 | Уметь исполь зовать в прак тической работе графические материалы и образную символику народного искусства, условность языка орнамен та. | Презен тация | |||
7 | Народный праздничный костюм | 1 | Уметь работать с выбранным материалом, используя выразительные возможности языка ДПИ: символика цве та и орнамен тальность мотивов, целостность художественно го образа | Презен тация | |||
8 | Народные праздничные обряды | 1 | Иметь представление о роли ДПИ в укладе жизни русского народа | Презен тация | |||
9 | Обобщающий урок | 1 | Развитие инди видуальных творческих способностей уч-ся | ||||
2 четверть – СВЯЗЬ ВРЕМЕН В НАРОДНОМ ИСКУССТВЕ (7 часов) | |||||||
10 | Древние образы в современных народных игрушках | 1 | Уметь исполь зовать вырази тельные средства худо жественных материалов в творческой дея тельности. Уметь ритми чески выстраи вать декоратив ные элементы росписи по форме предмета | Личностные: Проявление авторского стиля учащегося, умение использовать образный язык изобразительного искусства для достижения своих замыслов. Регулятивные: Создание уникального рисунка, используя различные выразительные свойства художественных материалов. Уч-ся самостоятельно ставят цель предстоящей работы, обдумывает замысел, выполняет работу в материале, придумывает название работе, оценивает результат своего труда, осуществляет коррекцию и уточнение своего рисунка. Познавательные: Понимание значение искусства в жизни человека и общества, умение различать основные виды и жанры искусства. Коммуникатив ные: расширение навыков общения в процессе игр и игровых ситуаций, рассуждение ученика о художественных особенностях произведений, умение обсуждать индивидуальные результаты творческой деятельности | |||
11 | Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла | 1 | Владеть навы ками работы в конкретном материале (акварель). Уметь переда вать единство формы и декора | Презен тация | |||
12 | Искусство Городца Истоки и современное развитие промысла | 1 | Уметь приме нять художест венные матери алы (гуашь) и язык ДПИ (форма, про порции, цвет) в творческой работе | Презен тация | |||
13 | Искусство Жостова Истоки и современное развитие промысла | 1 | Уметь исполь зовать гуашь в творческой работе; выпол нять орнамен тальную ком позицию опре деленного типа, учитывая форму предмета | Презен тация | |||
14 | Русская народная матрешка | 1 | Владеть навы ками работы в конкретном материале. Уметь переда вать единство формы и декора | Презен тация | |||
15 | Искусство Хохломы. Истоки и современное развитие промысла | 1 | Уметь приме нять художест венные матери алы (гуашь) и язык ДПИ | Презен тация | |||
16 | Роль народных художественных промыслов в современной жизни | 1 | Уметь выстраи вать декор в соответствии с формой пред мета, используя ритм как основу орнаментальной композиции. Владеть навы ками работы с бумагой. | Презен тация | |||
3 четверть – ДЕКОР – ЧЕЛОВЕК, ОБЩЕСТВО, ВРЕМЯ (10 часов) | |||||||
17 | Зачем людям украшения | 2 | Уметь видеть в произведениях ДПИ различных эпох единство мате риала, формы и декора | Личностные: Проявление авторского стиля учащегося, умение использовать образный язык изобразительного искусства для достижения своих замыслов. Регулятивные: Создание уникального рисунка, используя различные выразительные свойства художественных материалов. Уч-ся самостоятельно ставят цель предстоящей работы, обдумывает замысел, выполняет работу в материале, придумывает название работе, оценивает результат своего труда, осуществляет коррекцию и уточнение своего рисунка. Познавательные: Понимание значение искусства в жизни человека и общества, умение различать основные виды и жанры искусства. Коммуникатив ные: расширение навыков общения в процессе игр и игровых ситуаций, рассуждение ученика о художественных особенностях произведений, умение обсуждать индивидуальные результаты творческой деятельности | Презен тация | ||
18 | Декор и положение человека в обществе | 2 | Понимать, что образный строй (ритм, рисунок орнамента, сочетание цветов, композиция) определяются ролью ее хозяи на. Уметь рабо тать с выбран ным материа лом. | Презен тация | |||
19 | Одежда говорит о человеке | 2 | Уметь творчес ки работать над предложен ной темой, используя выразительные возможности художествен ных материалом и язык ДПИ | Презен тация | |||
20 | О чем рассказывают гербы и эмблемы | 2 | Уметь работать в выбранном материале, используя язык ДПИ: условность, символичность плоскостность изображения; учитывая огра ниченность цветовой палитры, особенности композиции | Презен тация | |||
21 | Роль декоративного искусства в жизни человека и общества | 2 | Понимать, что образный строй вещей определяется социальной ролью его хо зяина. Уметь видеть в произ ведениях ДПИ различных эпох единство материала, формы и декора | ||||
4 четверть – ДЕКОРАТИВНОЕ ИСКУССТВО В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ (8 часов) | |||||||
22 | Современное выставочное искусство | 3 | Знать виды ДПИ, особен ноти его языка Понимать роль взаимосвязи материала, формы и содер жания при соз дании произве дений ДПИ | Личностные: Проявление авторского стиля учащегося, умение использовать образный язык изобразительного искусства для достижения своих замыслов. Регулятивные: Создание уникального рисунка, используя различные выразительные свойства художественных материалов. Уч-ся самостоятельно ставят цель предстоящей работы, обдумывает замысел, выполняет работу в материале, придумывает название работе, оценивает результат своего труда, осуществляет коррекцию и уточнение своего рисунка. Познавательные: Понимание значение искусства в жизни человека и общества, умение различать основные виды и жанры искусства. Коммуникатив ные: расширение навыков общения в процессе игр и игровых ситуаций, рассуждение ученика о художественных особенностях произведений, умение обсуждать индивидуальные результаты творческой деятельности | Презен тация | ||
23 | Ты сам – мастер декоративно-прикладного искусства | 4 | Уметь исполь зовать вырази тельные воз можности мате риала, принци пы декоратив ного обобщения творческой работе | Презен тация | |||
24 | Итоговый урок | 1 | выявлять в произведениях ДПИ связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов, а также видеть единство материала, формы и декора. | ||||
Итого: 34 урока |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Учебно – методическое обеспечение
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования
- Программа общеобразовательного учреждения. Неменского Б.М. «Изобразительное искусство и художественный труд», 1-9 классы, 4-е издание, М.Просвещение-2008
а) Основная литература
- О преподавании учебного предмета «Изобразительное искусство» в условиях введения Федерального компонента государственного стандарта общего образования. Методическое письмо от 05.03.2004 №1089
- Программно-методические материалы. Изобразительное искусство и художественный труд Неменский Б.М., 1-9 классы, 4-е издание. М: Просвещение – 2008
б) Дополнительная литература для учителя
- Свиридова О.В. Изобразительное искусство, 5-8 кл: проверочные и контрольные тесты. Волгоград: Учитель-2008
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/01/picture-248702-1433186021.jpg)
Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/01/picture-248702-1433186021.jpg)
Рабочая программа "Музыка 6 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/17/picture-284933-1424199265.jpg)
Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.
1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/04/picture-810889-1633353536.jpg)
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/24/picture-1000905-1516786027.jpg)
Рабочая программа для 10 класса ( 2 часа в неделю), Рабочая программа для 10 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная запискаРабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 10 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:• Федерального закона ...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/24/picture-1000905-1516786027.jpg)
Рабочая программа для 11 класса ( 2 часа в неделю) , Рабочая программа для 11 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная записка Рабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 11 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:&bull...