Кошкин день.
план-конспект занятия по изобразительному искусству (изо) по теме

Белёва Наталья Геннадьевна

Конспект занятия к всемирному Дню кошек.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_o_koshkakh.docx46.92 КБ

Предварительный просмотр:

Тема данного занятия: Кошкин день

Цель занятия: расширить представление об изображении кошек в искусстве

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

Образовательные: формировать художественно – творческую активность; закрепить знания детей об анималистическом жанре в искусстве

Развивающие: развивать у детей внимание, творческое воображение; способствовать развитию навыков изображения домашних животных; формировать коммуникативные навыки общения (умение слушать, выступать перед аудиторией, задавать уточняющие вопросы); совершенствовать учебно - организационные умения (организовывать учебное место, осуществлять самоконтроль).

Воспитательные: способствовать воспитанию любви к животным, ответственности за них и бережного отношения к ним; воспитывать доброжелательное отношение друг к другу

Возрастная направленность занятия:  группа 1 года обучения, возраст детей от 6 до 10 лет

Тип занятия: ознакомление  с новым материалом

Технология: личностно - ориентированная

Содержание учебного материала:  подобрано с учётом возрастных особенностей и индивидуальных способностей обучающихся.

На занятии используются методы:  объяснительно – иллюстративный (устный опрос, слово учителя, сообщения обучающихся); наглядный (фото, репродукции картин, слайды);  частично – поисковый (перенос теоретических знаний на практику).

Формы организации деятельности: фронтальная, индивидуальная, самостоятельная.

Активные формы познавательной деятельности: викторина,эстафета, игровые моменты.

План занятия.

  1. Организационный момент.
  2. Подготовка к изучению нового материала
  3. Изучение нового учебного материала.
  4. Закрепление нового материала.
  5. Задание на дом.

Конспект занятия.

Этапы работы

Содержание этапа (заполняется педагогом)

1.

Организационный момент, включающий:

• постановку цели, которая   должна быть достигнута обучающимися  на данном этапе занятия (что должно быть сделано обучающимися, чтобы их дальнейшая работа на уроке была эффективной)

• определение целей и задач, которых педагог хочет достичь на данном этапе занятия;

• описание методов организации работы обучающихся  на начальном этапе занятия, настроя обучающихся на учебную деятельность,  предмет и  тему занятия (с учетом реальных особенностей группы, с которой работает педагог)

 

Данное занятие я начну с приветствия детей «Добрый день, друзья! Новой встрече рада я!», которое позволит мне создать в группе благоприятный морально-психологический настрой обучающихся  на предстоящую совместную деятельность.

Цель педагогического приема – воспитание доброжелательных отношений друг к другу, создание ситуации сплоченности группы детей и педагога.

На данном этапе используются иллюстративный и словесный методы.

После приветствия я сообщу детям: «Сегодня мы с вами продолжим разговор об анималистическом жанре в искусстве, а подробнее поговорим об одном домашнем животном, познакомимся, как его изображали художники  и сами попробуем создать  его образ. О ком идёт речь - узнайте из загадки: «Зелёные глаза – всем мышам гроза!» Конечно это кошка! «Сегодня кошка в гости к вам пришла, И пушиста и красива, обаятельна на диво! (Демонстрируется рисунок кошки, выполненный педагогом)». Говорю детям, что тема занятия - «Кошкин день» - не случайна и посвящена празднику,  который отмечается 1 марта - (Вопрос детям: «Не знаете какой?»)– Всемирный день кошек. Эпиграфом к занятию я взяла слова знаменитого итальянского художника Леонардо да Винчи, который очень любил кошек: «Даже самое маленькое из кошачьих – шедевр!»

 С целью формирования позитивной мотивации на предстоящую учебную деятельность задам детям вопрос: «Кто из вас любит кошек?» Затем предложу: «Поднимите руку те, у кого дома они есть. Вот видите – добрая половина ребят держат дома этих милых пушистых зверюшек. Что вы можете сказать о них, какие они, кошки? (Гордые, независимые, отзывчивые, ловкие). За что мы их любим? (ласковые, добрые, весёлые, лечат людей).  Какие вы знаете приметы, связанные с кошками? (При переезде на новую квартиру первой в дом пускают кошку; кошка умывается – к гостям; кошка спит, закрыв лицо лапой – к холодам; кошка скребёт пол – будет ветер или метель)». Оказывается, сейчас в мире насчитывается около 300 млн. домашних кошек. Давайте посмотрим какие разные они бывают». (Проводиться просмотр слайдов с изображением кошек.)

  Цель данного приема – активизация умственной деятельности детей. А также с помощью вербального метода – беседы происходит вызов того, что учащийся знает о данной теме. Это заставляет его анализировать собственные знания, наблюдения и начинать думать о той теме, которую им предстоит разбирать.

2. 

Подготовка к изучению материала через повторение опорных знаний:

  • определение целей, которые педагог ставит перед обучающимися  на данном
  • этапе занятия  (какой результат должен быть достигнут обучающимися);

• определение целей и задач, которых педагог хочет достичь на данном этапе занятия;

• описание методов, способствующих решению поставленных целей и задач;

• описание критериев достижения целей и задач данного этапа занятия;

• определение возможных действий педагога в случае, если ему или обучающимся  не удается достичь поставленных целей;

• описание методов организации совместной деятельности обучающихся  с учетом особенностей группы, с которой работает педагог;

• описание методов мотивирования обучающихся  в ходе опроса;

• описание методов и критериев оценивания ответов обучающихся  в ходе опроса.

 

Цель для обучающихся: на данном этапе занятия обучающиеся должны сконцентрировать свое внимание для  психологического настроя работы на уроке, через эмоциональное отношение к кошкам, учиться выступать перед аудиторией уроке.

Цель данного этапа для педагога: ввести детей в предлагаемый образовательный материал, развивать умение выступать перед аудиторией

На данном этапе используются иллюстративный и словесный методы.

Слово учителя: «Вы сегодня  тоже подготовили фотографии своих кошек. Кто может немного рассказать о своём любимце?» А кто знает и сможет прочитать стихотворения о кошках? Сейчас мы проведём «Поэтическую эстафету» (прил.1). Предложу детям прочитать стихотворения и после прочтения, сказать  какие  повадки или черты характера  кошки в них отмечаются.

Для поддержания  интереса детей использую сюрпризный момент – всем чтецам вручаю игрушечную кошку, которую они передают друг другу, как эстафетную палочку.

Воспитательный момент – вопрос детям после прочтения стихотворений: «А вы как относитесь к своим кошкам? Не забываете их покормить, поиграть с ними?»

Цель данного приёма - активизация связной речи обучающихся, формирование коммуникативных навыков.

 В качестве методов мотивирования, я буду предоставлять обучающимся возможность высказаться, обратить на себя внимание. После  прочтения каждого  рассказа или стихотворения я использую похвалу, одобрение, буду отмечать индивидуальные успехи детей.

Если у кого – то из детей возникнут трудности в процессе чтения стихотворений, я буду ободрять, поддерживать ребёнка укреплять у него уверенность в себе.

Критериями достижения целей и задач данного этапа  для меня являются активное участие  детей в желании рассказать о своих питомцах, эмоциональное прочтение стихотворений, самостоятельность мышления, заинтересованность в теме занятия.  

Обобщение данного этапа занятия - слово учителя: «Да, кошка существо очень интересное и милое, со своим характером и повадками, и всегда очень интересный объект для наблюдения и изображения ».

 

3.

Изучение нового учебного материала.

Данный этап предполагает:

• постановку конкретной учебной цели перед  обучающимися  (какой результат должен быть достигнут обучающимися  на данном этапе занятия);

• определение целей и задач, которые ставит перед собой  педагог на данном этапе занятия;

• изложение основных положений нового учебного материала,  который должен быть освоен обучающимися;

• описание форм и методов изложения (представления) нового учебного материала;

• описание основных форм и методов организации индивидуальной и групповой деятельности обучающихся  с учетом особенностей группы, в котором работает педагог;

• описание критериев определения уровня внимания и интереса обучающихся к излагаемому педагогом учебному материалу;

• описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности обучающихся  в ходе освоения нового учебного материала

Для подготовки детей к третьему этапу работы, а именно изучению нового учебного материала я проведу викторину: «Знаменитые кошки и коты - герои сказок и мультфильмов». 

Цель для педагога – поддержание интереса к теме занятия, активизирование познавательной деятельности.

Цель для обучающихся: активизация умственной деятельности

 Слово педагога: «Знаете ли вы знаменитых кошек? Некоторые кошки и коты стали супер знаменитыми, выступая в цирке, снимаясь на телевидении. Так американский кот Моррис в 1973 г. получил приз как лучший телеактёр по классу рекламы. Много талантливых «усатых» артистов  в театре кошек Юрия Куклачёва, например кот Борис, которого вы видели в наших рекламах. Много знаменитых котов мы встречали в  сказках и мультфильмах. Давайте их отгадаем!» (прил.2)

Для оценивания  на данном  этапе используется словесное поощрение в качестве формулировок: «Молодец!», «Умница!», «Хорошо!», «Подумай еще!», «Не торопись!»

Викторина  соответствует возрастным особенностям обучающихся (дети любят отгадывать загадки) и  позволит снять тревожность у некоторых детей, а так же поможет поддержать настрой детей на достижение цели занятия.

Обобщение данного этапа: вместе с сказками кошка входит в жизнь человека с самого детства. Это загадочное, непредсказуемое существо, притягивающее к себе человека с незапамятной поры. Чтобы разгадать ее магическую тайну (если это вообще возможно), нам придется отправиться в странствия по далеким временам и землям.  

Третью часть занятия я начну с использования метода «создание проблемной ситуации».  Для этого я обращусь к детям с вопросом: «Знаете ли вы историю кошки, откуда она к нам пришла и как её изображают в искусстве?»

Перед учащимися стоит цель адекватного восприятия, осознания информации по теме занятия, заинтересованность в практической работе.

Цель для педагога: создать установку на поисково – творческую деятельность, сформировать представление у детей об изображении кошки в искусстве,

Рассказываю  о происхождении кошки (прил. 3). Демонстрируются слайды с изображением кошки в Древнем Египте, Кота Баюна.

 Вторая часть рассказа -  об  изображении кошки в искусстве. Слово педагога:  «Кошки всех времен остались на фресках и полотнах, мозаиках и витражах, даже на хрупких листах средневековых манускриптов. Их изображали на стекле, мраморе, фарфоре, керамике, хрустале и папье-маше. Грациозное, загадочное, непознанное - это животное стало темой для сотен художников всех направлений. В картинах кошка появились сначала лишь как небольшая деталь фона и лишь в 17 – 18 веке кошки на портретах  (часто на руках у юных девушек) и в натюрмортах – стали весьма важным элементом композиции. Давйте посмотрим на кошек в картинах художников». Демонстрируются репродукции или слайды картин: Леонардо да Винчи «Мадонна с кошкой»; Дега «Девушка с кошкой», Снейдерс «Натюрморт с битой дичью» Ж. Б. Перроно «Портрет неизвестной девушки».     Художники анималисты и сам жанр появились лишь в 18 веке, когда вырос спрос на портреты домашних питомцев. Голландская художница Генриетта Роннар всё своё творчество посвятила кошкам. Посмотрите, какие они милые и забавные. Понравились вам картины? Чем?». (Демонстрируются слайды её картин). 

Изложение основных положений нового учебного материала происходит с помощью наглядного, объяснительно - иллюстративного, частично - поискового методов. 

 Критериями определения уровня внимания и интереса обучающихся к излагаемому учебному материалу: активное участие в обсуждении картин, непосредственный эмоциональный отклик.

Методы мотивирования: возбуждение познавательного интереса,  создание эффекта любопытства.

Обобщение данного этапа занятия: «В течение тысячелетий многие художники рисовали кошку, заворожённые её пластикой и грацией, показывая нам это животное во всём многообразии его поведения».

 После объяснения материала и перед практическим заданием для профилактики утомляемости детей  и снятия статического напряжения проведу динамическую паузу «Пантомима»: «Давайте, ребята, тоже изобразим кошку - как кошки умываются? Как потягиваются? Как напрягаются, когда сердится? Как царапается, выпуская коготки? Как шипит, завидев врага? Как мягко ступает?»

Подготовки к самостоятельной  работе: «Сегодня на занятии мы  с вами тоже будем изображать кошку в разных видах искусства - в живописи, графике и скульптуре.

Цель данного этапа для детей: творчески включаться в практическую работу по данной теме, закрепить знания основных терминов, соблюдать последовательность и аккуратность в работе.

Цель для педагога: способствовать формированию умений и навыков изображать  животных, проверить знания  и умения полученные на предыдущих занятиях, стимулировать творческое применение знаний.

 Практическое задание детям – создать образ кошки  в одном из видов искусства.  Для лучшего результата (чтобы каждый ребёнок выразил себя наиболее адекватно в предпочитаемой технике), я разделю группу на подгруппы: «живописцы», «скульпторы», «графики» (исходя из индивидуальных способностей присутствующих на занятии детей). Педагог демонстрирует порядок изображения кошки (прил.4)

В группе трое детей – гиперактивные, для концентрации их внимания на правильное выполнение задания создам у детей ощущение важности ситуации «Это очень ответственная работа».

Критериями определения уровня внимания и интереса учащихся на данном этапе для меня являются осознанность выполняемых действий, самостоятельность изображения, творческое отношение к работе.

Для мотивирования учебной активности обучающихся предлагается детям предположить, где они смогут использовать полученные навыки изображения животных. Педагог говорит, что за интересные работы от имени кошек им будут вручены особые медали.

 4.

Закрепление нового материала, предполагающее:

• постановку конкретной цели перед обучающимися  (какой результат должен быть достигнут обучающимися на данном этапе занятия);

• определение целей и задач, которые ставит перед собой педагог  на данном этапе занятия;

• описание форм и методов достижения поставленных целей в ходе закрепления нового материала с учетом индивидуальных особенностей обучающихся, с которыми работает педагог.

• описание критериев, позволяющих определить степень усвоения обучающимися  нового учебного материала;

• описание возможных путей и методов реагирования на ситуации, когда педагог определяет, что часть обучающихся не освоила новый учебный материал.

Закрепление провожу с целью: стимулировать мыслительную деятельность учащихся, формировать навыки и умения анализировать свою работу; получить информацию о том, насколько успешно поняли обучающиеся объяснения.

Подводя итог занятия,  дам вербальную оценку работе учащихся на уроке и предложу ребятам  дать самооценку своей деятельности, озвучивая, что на занятии получилось, и что не смогли сделать, что узнали нового. (Так каждый обучающийся ставит перед собой проблему, которую он будет решать на следующем занятии.) Педагог спрашивает, что нового и интересного они узнали на занятии.

В конце занятия благодарю всех ребят за старание и увлечённость искусством и вручаю всем медали с изображением кошки.

Критерии оценивания выполненных работ (для педагога): новизна содержания ( личностное отношение автора), композиция и точность, совершенство выражения.

Показателем усвоения нового материала является активность обучающихся при проведении итога урока и обсуждении работ, рост художественного мастерства обучающихся.

Если часть обучающихся не освоила новый материал, я приглашу их на индивидуальные занятия, где мы ещё раз выполним задание по данной теме. Возможно выполнение задания в другой технике.

В конце повторения – воспитательный момент: «Давайте ещё раз озвучим, как мы должны относиться к домашним питомцам? Да, домашние животные нуждаются в постоянной заботе человека.  Всегда помните слова  Антуана де Сент – Экзюпери: «Мы в ответе за тех, кого приручили!»  

5. 

Задание на дом, включающее:

• постановку целей самостоятельной работы для обучающихся  (что должны сделать обучающиеся в ходе выполнения домашнего задания);

• определение целей, которые хочет достичь педагог, задавая задание на дом;

• определение и разъяснение обучающимися критериев успешного выполнения домашнего задания.

Для закрепления полученных в ходе занятия знаний я предложу детям создать портрет своего любимца кота.

В ходе выполнения  домашнего задания обучающиеся должны сформировать умения и навыки самостоятельной работы.

Перед педагогом стоит цель: систематизировать и определить уровень усвоения изученного материала, воспитание организованности, ответственности.

Критерии успешного выполнения домашнего задания: творческий подход, выразительность рисунка.

Приложение 1.    Стихотворения о кошках.

Б. Заходер.

Плачет киска в коридоре

У неё большое горе:

Злые люди бедной киске

 Не дают украсть сосиски.

…..

Я кошка, кошка, кошка,

Знакома вам немножко,

Но близкого знакомства

Ни с кем я не вожу.

За лакомый кусочек

 Могу вам спеть разочек,

Пригреюсь на часочек –

 И снова ухожу.

……..

Кошка первой входит в дом

 И живёт подолгу в нём

То мяучит, то играет,

То куда – то исчезает.

Исчезает далеко,

А когда придёт обратно,

То из блюдца аккуратно

Пьёт сырое молоко.

А. Гришин.

Говорит мне тихо кошка:

«Пожалей меня немножко!»

 Не пойму я кошку эту:

Я ей тычу в рот конфету.

Я под самый кошкин нос

Лучший свой значок поднёс.

Я обнял её за шею:

Вот как я тебя жалею!

 Ну чего ты хочешь, кошка?

Говорит она: немножко

Хоть немножко пожалей –

Отпусти меня скорей!

В. Орлов

Почему ты плачешь, киска?

У меня пустая миска,

Съела я кусочек сала

И теперь мне грустно стало.

Почему же стало грустно?

Потому что было вкусно!

А.  Барто

 Котёнок возится с клубком,

То подползёт к нему тайком,

На клубок начнёт кидаться,

Толкнёт его, отпрыгнет вбок

Никак не может догадаться

Что здесь не мышка, а клубок

Приложение 2.  

Викторина « Знаменитые коты – героев сказок и мультфильмов».

Кошка входит в нашу жизнь чуть ли не с самого рождения – в сказках.

Сейчас мы проведём викторину «Как я знаю котов – героев сказок и мультфильмов?»

1.        Кот, любивший повторять: «Ребята, давайте жить дружно»?

2.        Кот, который умел  доить корову?

3.        В какой сказке у кошки сгорел дом?

4.        Кот, любивший исчезать, оставляя после себя широкую улыбку?

5.        В каком мультфильме кот всё время терпит неудачи в ловле мышонка.

6.        Кот, который притворялся слепым и был хитрым обманщиком.

7.        В какой сказке кошка помогает тянуть из земли большой овощ.

8.        Кот, который съел людоеда?

9.        В какой сказке кот был музыкантом и со своей группой путешествовал по городам?

10.В какой сказке кошка любила повторять «Правильно говоришь, правильно говоришь..»  

Приложение 3.  Рассказ о кошках.

     Какова ж история кошки? Оказывается, 6 тысяч лет назад мир не подозревал о существовании домашних кошек. Исключение составляли жители Древнего Египта, которые довольно быстро поняли, что за полезное дикое животное они привезли в качестве военного трофея с территории соседней страны Нубии. Кошки – дикарки быстро освоились на новых землях, став незаменимыми защитниками зернохранилищ от полчищ крыс и мышей. И вскоре заслуженно стали объектом поклонения всего народа – священным животным. Кошку почитали как живое воплощение богини Бастет – богини радости, домашнего очага и плодородия. И изображали в виде женщины с головой кошки или просто кошки. (Демонстрируются изображения богини Бастет).  Египтяне строили храмы, посвящённые кошкам, любили и уважали их как членов семьи. Вывозить их из страны было строжайше запрещено. И только в 4 веке нашей эры древние римляне завоевав Египет, впервые завезли кошек в Европу. И началось их триумфальное шествие по миру.

Но в разных странах и в разные времена  к кошке относились по – разному. Так в Европе в средние века кошку преследовали, считали, что в ней поселился дьявол, особенно не везло чёрным котам. В Японии кошек держали в библиотеках, чтобы они охраняли от крыс ценные книги, но потом появилось предание, что кошки – это оборотни, и их перестали считать полезными животными. Викинги  же обожествляли кошку, считая её земным воплощением богини любви.

. На Руси к кошке всегда относились с уважением и любовью, она считалась хранительницей дома.  По славянской мифологии кот сотворён из рукавицы Девы Марии, бережёт детей и гонит прочь нечисть. В сказаниях на Руси прославился кот Баюн.  Живёт этот кот  в тридевятом государстве, на самом краю света, сидит на столбе – ось мира охраняет и бает, «песнь заводит» и «сказки говорит», сон навевает на всех, кто к нему подойти пытается.

Кошки всех времен остались на фресках и полотнах, мозаиках и витражах, даже на хрупких листах средневековых манускриптов. Их изображали на стекле, мраморе, фарфоре, керамике, хрустале и папье-маше. Грациозное, загадочное, непознанное - это животное стало темой для сотен художников всех направлений.

В течение тысячелетий многие художники рисовали кошку, заворожённые её пластикой и грацией, показывая нам это животное во всём многообразии его поведения.

В картинах она появились сначала лишь как небольшая деталь фона и лишь в 17 – 18 веке кошки на портретах (на руках у юных девушек) и в натюрмортах – стали весьма важным элементом композиции. Давайте посмотрим на кошек в картинах художников. Демонстрируются репродукции или слайды картин: Леонардо да Винчи «Мадонна с кошкой»; Дега «Девушка с кошкой», Снейдерс «Натюрморт с битой дичью»Ж. Б. Перроно «Портрет неизвестной девушки».    

Художники анималисты появились лишь в 18 веке, когда вырос спрос на портреты домашних питомцев. Голландская художница  Генриетта Роннар  всё своё творчество посвятила кошкам. Посмотрите какие они милые и забавные в её работах. Демонстрируются репродукции или слайды её картин. Понравились вам картины? Чем?».