Здоровьесбережение в образовательном процессе
материал по изобразительному искусству (изо) на тему

Логинова Татьяна Михайловна

Наблюдения и обобщение опыта по теме: "Здоровьесбережение в образовательном процессе".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovesberezhenie_v_obrazovatelnom_protsesse.docx21.92 КБ

Предварительный просмотр:

Здоровьесбережение в образовательном процессе.

Выполнила: Логинова Татьяна Михайловна, учитель изобразительного искусства и черчения Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №4 с углубленным изучением отдельных предметов».

Проблемы здоровья населения России, в частности здоровья подрастающего поколения, являются причиной для беспокойства, как государственных организаций, так и общества и самих граждан.

Такая озабоченность вполне обоснована. Статистические данные дают для этого немало поводов. Свою долю ответственности за сложившуюся ситуацию несёт и система образования.

Внедрение здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательный процесс школы способствует становлению и развитию психически, соматически, физически нравственно здоровой личности.

Логинова Татьяна Михайловна в своей педагогической деятельности планирует свою работу с учетом приоритетов сохранения и укрепления здоровья детей, используя здоровьесберегающие технологии. Эта работа ведется в тесном взаимодействии с психологами, педагогами, родителями учащихся. Технологии, используемые Претендентом, удовлетворяют следующим принципам здоровьесбережения, которые сформулировал Н. К. Смирнов:

  1. Непрерывность и преемственность — работа ведется не от случая к случаю, а каждый день и на каждом уроке.
  2. Субъект-субъектные взаимоотношения  - каждый учащийся является непосредственным участником здоровьесберегающих мероприятий и в содержательном, и в процессуальном аспектах.
  3. Соответствие содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся — объем учебной нагрузки, сложность материала соответствуют возрасту учащихся.
  4. Комплексный, междисциплинарный подход — Претендентом соблюдается единство в действиях педагогов, психологов и врачей.
  5. Успех порождает успех — Татьяна Михайловна в своей работе акцентирует внимание только на хорошем; в любом поступке, действии сначала выделяет положительное, а только потом отмечает недостатки.
  6. Активность — способствует активному включению учащихся в работу, что снижает риск переутомления.

Таблица 13

Использование здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе.

Критерий здоровьесбережения

Реализация Претендентом в педагогической деятельности

Обстановка и гигиенические условия в классе

Соблюдение гигиенических и санитарных норм:

  • Контроль правильной освещенности класса
  • Своевременное проветривание помещений
  • Соблюдение режима дня
  • Питьевой режим

Количество видов учебной деятельности

Использование различных видов учебной деятельности (ответы на вопросы, чтение, слушание, рассказ, рассматривание и т.д.), что способствует активной работе учащихся на уроке.

Количество видов преподавания

Использование различных видов преподавания: словесный, наглядный (мультимедийные презентации), аудиовизуальный,  практическая работа, самостоятельная работа.

Объем учебной нагрузки

Контроль  объема учебной нагрузки (30 часов в шестидневную учебную неделю), что снижает риск появления переутомления.

Поза учащегося, чередование позы

Контроль за правильной посадкой каждого ученика, своевременное их чередование при смене видов деятельности.

Занятия активно-двигательного характера

Проведение физкультминуток, динамических пауз, дыхательной гимнастики, гимнастики для глаз после 10-15 минут от начала урока или с развитием первой фазы умственного утомления у значительной части учащихся класса. Использование элементов методики  В.Ф. Базарного: работа в разных позах “стоя - сидя”, точечный массаж, диаграмма для разгрузки зрения, размещение заданий в разных частях класса. Это способствует повышению умственной работоспособности детей, предупреждению преждевременного наступления утомления и снятия у них мышечного статического напряжения.

Наличие мотивации деятельности учащихся на уроке

Стимуляция как внешней, так и внутренней мотивации учащихся (похвала, поддержка, наличие соревновательного момента).

Психологический климат на уроке

Правильное построение взаимоотношений «ученик-учитель», фиксация дружелюбной обстановки в классе, способствование эмоциональной разрядке учеников (показ юмористических картинок,  использование афоризмов, поговорок,  игровых технологий, игровых обучающих программ, оригинальных заданий и задач, введение в урок исторических экскурсов и отступлений, проведение музыкальных минуток).

        

Логинова Татьяна Михайловна проводит еженедельные тематические классные часы, на которых со своими учениками обсуждает основы личной безопасности и профилактику бытового и уличного травматизма, безопасное поведение на дорогах, поведение в экстремальных ситуациях. В 2013 – 2014 учебном году Татьяна Михайловна провела следующие тематические классные часы:

  1. «Я - пешеход» - беседа о правилах дорожного движения.
  2. «Любишь кататься – люби и … правила соблюдать» - беседа о правилах езды на велосипеде.
  3. «Осторожно гололед!» - беседа о соблюдении личной безопасности.
  4. «Ученик - это звучит гордо» - беседа о правилах поведения в школе.
  5. Первая помощь при обморожении - беседа о сохранении своего здоровья.
  6. «Железная дорога не место для игры» - показ видеофильма.
  7. «Служба 01» -викторина о правилах противопожарной безопасности.
  8. «Безопасные каникулы» - дискуссия о соблюдении личной безопасности в каникулярное время.
  9. «Один дома» - беседа о соблюдении личной безопасности.

Татьяна Михайловна занимается активной пропагандой здорового образа жизни, обучает своих учеников правилам поведения на дорогах и в общественных местах посредством проведения конкурсов, создания художественных проектов на различных уровнях (школьном, муниципальном, республиканском):

Таблица 14

Учебный год

Название мероприятия

Кол-во участников

Результат

Школьный уровень

2012-2013

Конкурс «Мы против курения»

12

2012-2013

Художественный проект «Дети на дороге»

13

2013-2014

Конкурс «Безопасное колесо»

23

2013-2014

Конкурс «Гражданская оборона глазами детей»

16

2013-2014

Художественный проект «Рациональное питание – залог здоровья. Полезные и вредные продукты»

48

Муниципальный уровень

2012-2013

Муниципальный этап республиканского конкурса «Рациональное питание – залог здоровья!!!»

2

Логинова Александра, 5б класс – 1 место, номинация «Лучший рисунок», возрастная категория 11-13 лет

2012-2013

XXI Муниципальный фестиваль детского и юношеского творчества «Тиньёль – 2013» «Так просто быть здоровым»

3

Бабашева Айгуль, 5а класс, лауреат

2012-2013

Открытый конкурс компьютерных рисунков «Мы за здоровый образ жизни»

3

Логинова Александра, 5б класс – 1 место

Республиканский уровень

2012-2013

Республиканский конкурс творческих работ «Рациональное питание – залог здоровья!!!»

5

Логинова Александра, 5б класс – 1 место, номинация «Лучший плакат, постер», возрастная категория 11-13 лет

2013-2014

Республиканский конкурс детского рисунка « Нет наркотикам»

10

Подготовка лауреатов

По мнению Претендента, правильная организация обучения даёт возможность предотвратить перегрузки и усталость у школьников, а также помогает детям осознать важность сохранения здоровья. Использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесбережение в образовательном процессе

В данной работе подведены результаты работы по сохранению и укреплению здоровья обучающихся....

Здоровьесбережение в образовательном процессе

Для поддержания и укрепления здоровья учащихся педагог использует здоровьесберегающие технологии....

Проблема здоровьесбережения в образовательном процессе

Проблема формирования здорового образа жизни детей, подростков и молодежи, является наиболее актуальной на сегодняшний день. Применение здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка имеет...

Проблема здоровьесбережения в образовательном процессе.

Статья содержит перечень причин возникновения проблем здоровьесбережения в образовательном процессе и возможные способы их решения....

Здоровьесбережение и образовательный процесс

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА«ИЗУЧЕНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ЛИЧНОСТИ»Здоровье сберегающая среда....

Здоровьесбережение в образовательном процессе

Описание здоровьесберегающих технологий...

Приёмы здоровьесбережения в образовательном процессе

Приоритетными направлениями деятельности системы образования является сохранение и укрепление здоровья детей, создание условий для профилактики заболеваний, формирование у учащихся устойчивых стереоти...