Здоровьесбережение в образовательном процессе
учебно-методический материал на тему

Чупрова Евдокия Михайловна

Описание здоровьесберегающих технологий

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovesberezhenie_v_obrazovatelnom_protsesse.docx29.26 КБ

Предварительный просмотр:

Здоровьесбережение в образовательном процессе

Одной из приоритетных целей ФГОС второго поколения является использование здоровьесберегающих технологий в процессе обучения. Школа должна обеспечить ученикам возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у них необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать эти знания в повседневной жизни. Таким образом, одним из основных направлений для меня стало укрепление здоровья учащихся.

Для реализации этой цели на уроках математики я решаю следующие задачи:

  1. Организовать работу с наибольшим эффектом для сохранения и укрепления здоровья;
  2. Создать условия ощущения у детей радости в процессе обучения, воспитание культуры здоровья;
  3. Развивать творческие способности;
  4. Давать знания по предмету, несущие воспитательное воздействие, в том числе, формирующие здоровый образ жизни учащихся;
  5. Осваивать новые методы деятельности в процессе обучения школьников, предполагающие использование здоровьесберегающих технологий.

Здоровьесберегающие технологии – это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся.

Математика – один из основных предметов в школе. От того, как происходит обучение математике, существенно зависит и состояние здоровья детей. Общеизвестно также, что затруднения в изучении математики часто являются главными причинами психологического дискомфорта, повышения уровня тревожности детей, ведущих к снижению адаптивных возможностей организма,а следовательно, к снижению качества здоровья.

Перед учителем математики встаёт задача качественного обучения данному предмету, что совершенно невозможно без достаточного уровня мотивации учеников.

Поэтому свои уроки строю в соответствии с динамикой внимания учащихся, учитывая время для каждого задания, чередуя виды работ. Чтобы достигнуть высокой эффективности урока учитываю физиологические и психологические особенности детей, предусматриваю такие виды работ, которые снимали бы усталость.

Все здоровьесберегающие технологии можно разделить на три основные группы:

  1. Технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса;
  2. Технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности учащихся;
  3. Психолого-педагогические технологии, используемые на уроках и во внеурочной деятельности.

Первая технология:

Нельзя забывать о гигиенических условиях проведения урока, которые влияют на состояние здоровья учащихся и учителя:

  • Обстановка и гигиенические условия в классе должны соответствовать норме (температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей)
  • Норма видов учебной деятельности на уровне 4-7 (опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров и задач)
  • Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности – 7-10 минут.
  • Количество видов преподавания (словесный, наглядный, самостоятельная работа) должно быть не менее трех.
  • На уроке должна присутствовать смена поз учащихся, которые соответствовали бы видам работы.
  • Должны присутствовать оздоровительные моменты: физкультминутки, минутки релаксации, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз. Норма: на 15-20 минут урока по одной минуте из 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого.
  • Наличие мотивации учебной деятельности. Внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка, соревновательный метод. Стимуляция внутренней мотивации: стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу

Вторая технология:

  • Правильную,  методически грамотную организацию урока;
  • Использование различных каналов восприятия
  • Учет зоны работоспособности в течение трудового дня и трудовой недели (максимальная трудоспособность у детей бывает на втором и третьем уроке, если брать работоспособность в течении недели, то максимум будет достигнут в четверг);
  • Распределение интенсивности умственной деятельности на уроке. (с 5 по 20-25 минуту урока);
  • Организация физкультминуток.

Вид деятельности

Физкультминутка

Письмо

Гимнастика для снятия общего утомления

Слушание

Дыхательные упражнения, которые помогают повысить возбудимость коры больших полушарий головного мозга, активизировать детей на уроке

Чтение, использование ИКТ

Гимнастика для глаз

Третья технология:

Психолого-педагогические технологии, используемые на уроках и во внеурочной деятельности. В них  применяются личностно-ориентированные технологии; создается благоприятный психологический климат; присутствует охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни; снятие эмоционального напряжения путём использование ИКТ, игровых технологий, оригинальных задач, введение в урок исторических экскурсов, использование литературных произведений и стихов. Это очень необходимо для повышения интереса к  предмету математики в гуманитарных классах. Я в большей степени использую эту технологию на своих уроках.

1.Друзья мои, легко найти

Площадь прямоугольника:

Вы помножьте а на b.

2.S трапеции ты знаешь.

Посчитай, я подожду.

Полусумму оснований

Ты умножь на высоту.

S =  . h

3.Площадь треугольника

Знать, конечно, надо нам:

Мы умножим а на h

И разделим пополам.

S =

Снятие напряжения дает учащимся положительные эмоции, хорошее настроение, что ведет к улучшению усвоения  материла.

Начинаю уроки с воспитательного момента, которые назвала «Минутки  здоровья». К примеру, напоминаю учащимся о правильной осанке: “Что такое осанка? Осанка – это привычная поза спокойно стоящего или сидящего человека. Плохая, неправильная осанка приносит вред здоровью: нарушает работу внутренних органов. А как некрасиво выглядит человек, у которого плохая осанка. Правильная осанка не только делает фигуру стройной, но и придает человеку уверенность в себе, бодрость, жизнерадостность”. Учащимся предлагаю  принять правильную осанку: опустить плечи, соединить лопатки, поднять подбородок, втянуть живот, и соблюдать правильное положение в течение урока.С первых минут урока стремлюсь создать обстановку доброжелательности, положительный и  эмоциональный настрой

Для того чтобы научить детей заботиться о своем здоровье. На уроках можно рассмотреть задачи, которые основаны на фактическом материале. Все это способствует тому, что учащиеся привыкают ценить, уважать и беречь свое здоровье.

Задачи:

  1. Средний человек проводит во сне 1/3 своей жизни, еще 50 лет он бодрствует. Какова средняя продолжительность жизни человека? (75лет)
  2. Способность среднего человека запоминать произвольную информацию составляют 40% от способности тренированного человека. Сколько произвольно названных слов они запомнят вместе, если обычный человек запомнил на 12 слов меньше тренированного. 28 слов
  3. За день сердце может перекачать 10 000 литров крови. За сколько дней насос такой мощности смог бы заполнить бассейн длиной 20 метров, шириной 10 метров и глубиной 2 метра?

Ответ: 40 дней.

  1. Одна сигарета содержит до 1,2 мг. никотина. При курении 2/3 дыма попадает в воздух.

Выясните, сколько никотина окажется в воздухе комнаты, в которой курильщик выкурил 10 сигарет? При этом известно, что смертельная доза яда – 40 мг. Сколько процентов смертельной дозы яда будет в воздухе?

Ответ:14 мг, 35%

На своих уроках я придерживаюсь следующий позиций организации учебной деятельности в рамках вопросов здоровьесбережения:

Мой ученик всегда имеет возможность улучшить свой результат по изучаемой теме либо, выполняя задание на новом уровне качества, либо в рамках другого вида деятельности. На мой взгляд, это позволяет снять страх перед опросом, снижает уровень тревожности.

При выполнении домашних заданий и самостоятельных и контрольных работ ученик имеет право выбирать уровень заданий. Это формирует положительную установку «Я могу».

Ученик может выбрать вид деятельности на уроке: устный ответ или письменный (на уроке проводимом традиционно): работа с текстом, изготовление наглядности для презентации ответа, выполнение практической, работа с информацией. Это позволяет предупредить переутомление, организовать “щадящий режим”, снизить уровень тревожности.

Одним из условий здоровьесбережения является творческий характер образовательного процесса. Можно учащимся в виде домашнего задания предложить презентации на одну из тем: «Правильная осанка», «Здоровый образ жизни» и другие.

Можно предложить сделать слайд – шоу с помощью геометрических фигур для использования во время проведения физкультурных минуток.

  • снятие учебных нагрузок школьников, приводящих их к состоянию переутомления;
  • охрана и укрепление психического здоровья учащихся (предупреждение школьных стрессов, распространения среди учащихся вредных привычек);
  • формирование культуры здоровья учащихся.

Стандартный хорошо продуманный методически урок по математике, на котором на первый взгляд не говорится о здоровье, но это здоровьесберегающий урок, так как это урок, на котором стремлюсь:

  • полноценно выполнить учебную программу;
  • формировать у учащихся интерес к предмету;
  • установить с учащимися доверительные, партнёрские отношения;
  • продумывать урок максимального умственного, психологического и нравственного комфорта;
  • максимально использовать индивидуальные особенности учащихся для повышения результативности их обучения.

Главным критерием такого урока, по моему глубокому убеждению, является желание детей, уходя с урока, встретится вновь с уроком математики, где комфортно, где есть душевное взаимодействие ученика и учителя, где есть возможность творчески раскрыться, где интересно, а математика понятна.

Чтобы предупредить возникновение стрессов, использую на уроках работу в парах, в группах, где более «слабый» ученик чувствует поддержку товарища. Положительные результаты  даёт хоровое проговаривание, как целых правил, формул, законов, так и просто отдельных терминов.

С целью развития зрительной памяти, использую различные формы выделения наиболее важного материала (подчеркнуть, обвести, записать более крупно, другим цветом)

В своей работе широко использую технологию уровневой дифференциации.

Применение данной технологии помогает мне достичь следующих целей:

Для первой группы (базовый уровень):

  1. Пробудить интерес к предмету путём использования знаний базового уровня, позволяющих работать в соответствии с индивидуальными способностями учащихся.
  2. Ликвидировать пробелы в знаниях и умениях.
  3. Сформировать умения осуществлять самостоятельную деятельность по образцу.

Для второй группы (повышенного уровня):

  1. Развивать устойчивый интерес к предмету.
  2. Сформировать новые способы действия, умения выполнять задания повышенной сложности.
  3. Развивать воображение, ассоциативное мышление, раскрыть творческие возможности.

Охрана здоровья ребёнка предполагает не только создание необходимых гигиенических и психологических условий для организации учебной деятельности, но и профилактику различных заболеваний, а также пропаганду здорового образа жизни. Сюда же можно отнести и профилактику детского травматизма, несчастных случаев, связанных с неправильным поведением ребёнка в различных бытовых ситуациях.

С каждым годом на наших дорогах увеличивается число транспортных средств, растёт и травматизм, обусловленный незнанием или несоблюдением правил дорожного движения. Большое количество дорожно-транспортных происшествий происходит с участием школьников. Наиболее распространённые нарушения:

  1. Переход дороги на запрещённый сигнал светофора;
  2. Внезапный выход на проезжую часть из-за стоящего транспорта;
  3. Переход дороги перед близко идущим транспортом;
  4. Нарушение правил езды на велосипеде;
  5. Игра на дороге.

Убеждаю детей в том, что следует знать и выполнять правила дорожного движения, на улицах и дорогах быть внимательным и дисциплинированным. Помочь учителю в этой работе может система специально подобранных задач, решаемых на уроках математики. По степени трудности задачи не одинаковы, это позволяет дифференцировать работу учащихся, предлагая различные задания для самостоятельной работы на уроке и дома. Решение  «транспортных» задач не должно заканчиваться получением числового ответа. Следует обсудить ответ с учениками, проанализировать полученный результат.

Здоровьесберегающая образовательная среда имеет принципиальное значение для формирования гармонично развитой личности. Использование здоровьесберегающих технологий позволяет учащимся успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть творческие способности, сформировать культуру здоровья, усвоение ее духовно-нравственных, эстетических, физических компонентов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесбережение в образовательном процессе

В данной работе подведены результаты работы по сохранению и укреплению здоровья обучающихся....

Здоровьесбережение в образовательном процессе

Для поддержания и укрепления здоровья учащихся педагог использует здоровьесберегающие технологии....

Проблема здоровьесбережения в образовательном процессе

Проблема формирования здорового образа жизни детей, подростков и молодежи, является наиболее актуальной на сегодняшний день. Применение здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка имеет...

Проблема здоровьесбережения в образовательном процессе.

Статья содержит перечень причин возникновения проблем здоровьесбережения в образовательном процессе и возможные способы их решения....

Здоровьесбережение в образовательном процессе

Наблюдения и обобщение опыта по теме: "Здоровьесбережение в образовательном процессе"....

Здоровьесбережение и образовательный процесс

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА«ИЗУЧЕНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ЛИЧНОСТИ»Здоровье сберегающая среда....

Приёмы здоровьесбережения в образовательном процессе

Приоритетными направлениями деятельности системы образования является сохранение и укрепление здоровья детей, создание условий для профилактики заболеваний, формирование у учащихся устойчивых стереоти...