Развитие творческой фантазии на уроках изобразительного искусства
статья по изобразительному искусству (изо) по теме

Белова Марина Константиновна

Статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx32.59 КБ

Предварительный просмотр:

«Дети должны жить в мире красоты,

Игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества»

В.А. Сухомлинский

Развитие творческой фантазии на уроках изобразительного искусства

Мир ребенка ярок, красочен и полон неизведанного. В нем изначально заложены инструменты для познания окружающей среды. В первые годы,  он обретает до 75% навыков и впечатлений от внешней действительности. Все это происходит благодаря непосредственному восприятию и открытости его для внешнего окружения. Ребенок ищет отклик внутри себя на окружающие предметы и явления, а также способы взаимодействия с ними, он может не задумываясь изобразить на бумаге свой внутренний мир, любой знакомый объект, вернее его образ.

С течением жизни у большинства эта способность утрачивается, бытовые, производственные и другие проблемы вытесняют непосредственность. Душа обрастает защитной скорлупой, и человек все чаще смотрит под ноги и не замечает звездное небо над головой и очарование времен года. Уходит  творческое восприятие. Мир становится серым.

Творческий человек возвышается над обыденностью, он может в любом месте и в любое время найти в себе дверь, за которой зеленеет трава и светит солнце, и ощутить себя творцом без каких-либо внешних допингов, сохраняя ясность и чистоту ума. Творческий человек интересен во всех сферах деятельности. Задача преподавателя изобразительного искусства – сохранить этот источник и развивать дальше творческое мышление.

            Творчество, по определению - процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания объективно нового. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства) — уникальность его результата. Результат творчества невозможно прямо вывести из начальных условий. Никто, кроме, возможно, автора не может получить в точности такой же результат, если создать для него ту же исходную ситуацию. Таким образом, в процессе творчества автор вкладывает в материал некие несводимые к трудовым операциям или логическому выводу возможности, выражает в конечном результате какие-то аспекты своей личности. Именно этот факт придаёт продуктам творчества дополнительную ценность в сравнении с продуктами производства.

 7-ой год обучения изобразительному искусству в средней школе. За это время учащиеся узнали о правилах композиции и построения, о цветовой гамме и многих других основах и средствах изображения, познакомились с произведениями литературы, накопили пусть небольшой,  жизненный опыт. И теперь самая актуальная задача – научиться раскрывать свой внутренний мир на основе полученных знаний, определить свою индивидуальность в этом огромном, насыщенном информацией, мире.

Там, где надо проявлять фантазию, чувствовать себя настоящим творцом – придумывать героев, ситуацию, углубляться в мир своих фантазий и воплощать их с помощью графических и  живописных средств на бумаге, создавая иногда причудливые, полные философского смысла композиции.

Мир фантазий удивителен в детских рисунках. В них можно прочитать мысли ребенка, его переживания и чувства. Такие сочинения – композиции могут рассказать о многом и помочь юному художнику взглянуть на себя со стороны.

«Все виды искусств служат величайшему  

 из искусств – искусству жить на земле»

    (Бертольд Брехт)

Так что же такое фантазия и фантастика?

Одной из возможных форм «знания о незнании» является фантазия. С ее помощью создаются модели явлений и ситуаций, которые либо еще не существуют в реальной действительности, либо, возможно, существуют, но остаются неизвестными и потому неисследованными. Однако принципы подобного фантазирования, могут быть различными, коренным образом отличающимися друг от друга.

Так, наши предки, фантазируя о путях решения различных проблем, обращались к помощи кудесников, колдунов, джинов, а также всевозможных предметов, обладающих волшебными свойствами, — волшебных палочек, талисманов и амулетов, ковров-самолетов, шапок-невидимок, скатертей-самобранок и т. п. Фантазия подобного рода рождает волшебную сказку. И хотя с ее сказочными героями происходят различные чудесные события и превращения, невозможные в реальной действительности, сказку ни в коем случае нельзя отождествлять с религией. В ней находит свое отражение не вера в сверхъестественное, а мечта людей о грядущем могуществе человека, о покорении стихий, победе над грозными силами природы.

Между прочим, в сказке сплошь и рядом встречаются проявления свободомыслия, и отнюдь не беспочвенного. Ставя перед своими героями сложные, а иногда на первый взгляд неразрешимые задачи, сказка обычно находит нетривиальные, совершенно неожиданные решения, позволяющие отыскать выход из самых трудных положений. Пусть эти решения лежат за пределами возможностей своего времени, но в принципе они осуществимы в будущем, хотя и в иной, уже не «волшебной» форме. Так сказка стимулирует человека к поиску новых оригинальных путей.

Поэтому с полным правом можно сказать, что «сказочное свободомыслие» (фантазия) — это своеобразное, опережающее свое время предвидение будущего. И в этом смысле оно духовно близко научному свободомыслию, поскольку наука — это тоже опережающее отражение действительности.

Совсем другое дело — фантазия, которая в любом неизвестном и неизученном, а потому загадочном усматривает проявление сверхъестественного. Такая фантазия ставит человека в полную зависимость от будто бы главенствующих над миром всемогущих сверхъестественных сил.

Существует и научная фантазия, представляющая собой одну из возможных форм научного свободомыслия, способность исследователя заглядывать за пределы уже достигнутого знания.

 Есть научная фантастика — род литературы и искусства. Она, как и фантастика сказочная, не подменяет собой реальную действительность, а является ее художественным отображением. Ее цель — поставить героев в необычные ситуации, которые могут возникнуть в результате дальнейшего развития науки и техники, и тем самым глубже исследовать их духовный мир. Такая фантазия не выдается за действительность — она откровенно объявляет себя фантазией, но с одним непременным условием: то, что обсуждается на научно-фантастическом уровне, не должно противоречить научным представлениям в той области, где они надежно установлены и проверены на практике.

Научная фантастика также представляет собой своеобразное моделирование будущего, уникальный способ его познания.

Научную фантастику можно с полным основанием считать одной из характерных примет нашего времени, эпохи научно-технической революции. Она с помощью своих особых, только ей присущих специфических средств способствует формированию современного стиля мышления. А стиль этот предполагает раскованность, смелость, динамичность, поиск оригинальных, хотя и опирающихся на предшествующий опыт решений тех или иных проблем — одним словом, умение мыслить диалектически.

Для ученого фантазия — инструмент, позволяющий проложить дорогу к истине, а для писателя-фантаста — возможность исследовать поведение своих героев в необыкновенных ситуациях,  для любителя — это способ избавиться от ограничений, выразить свои мысли и фантазии.

Фэнтези, в форме фольклора, легенд и фантастики, фигурировала в живописи и графике еще до оформления в отдельный  жанр фэнтези-арта. Примерами являются работы Виктора Васнецова, Ивана Билибина, Михаила Врубеля.

Развитие живописи в жанре фэнтези шло параллельно и схоже с развитием литературы, так как основная масса художников рисовала обложки и иллюстрации к книгам и играм, а также фантастические комиксы и календари.

Фэнтези (от англ. fantasy-«фантазия») - жанр фантастической литературы, основанный на использовании мифологических и сказочных мотивов.

Произведения фэнтези чаще всего напоминают историко-приключенческий роман, действие которого происходит в вымышленном мире, близком к реальному. Ребятам интересен этот мир. Они с увлечением смотрят фильмы, читают книги, играют в эти игры и фантазируют сами.

Можно говорить как о положительном, так и отрицательном влиянии фантастики на мировоззрение ребенка. Задача взрослого - направить фантазии ребенка в нужное русло, обсуждать с ними произведения, высказывать свое мнение и быть услышанным.

Одна из ведущих задач – творческое развитие личности ребенка, особое внимание обращается на развитие его воображения, фантазии. В каждом задании, на каждом уроке детям даётся возможность для простора фантазии, поощряется отход от шаблона, привнесение в каждую работу собственных образов. Важно «расковать» детей, высвободить их творческую энергию.

 И, конечно же, основной целью в проведении уроков, отражающих мир фантазии в творческих композициях детей, является нравственно-эстетическое воспитание личности, умение свободно ориентироваться в художественном пространстве своих мыслей и фантазии, а также овладение образным языком ИЗО-искусства формировать творческую активность, основываясь на знаниях классического построения и композиции.

Белова Марина Константиновна

 ГБОУ  гимназия 205 Фрунзенский р-он СПб.

 Учитель изобразительного искусства. Высшая категория

192284 Санкт-Петербург ул. Пловдивская д. 2 кв. 13.

E-mail: belova.marina.k@gmail.com

Тел. 8 921 8766167

        (812) 772-66-88


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей на уроках изобразительного искусства

Для развития творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства я использую различные методические приёмы. В преподавании предмета использую федеральную программу 1994 года под реда...

БАЗОВАЯ МОДЕЛЬ ОБОБЩЕННОГО ОПЫТА РАБОТЫ. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

РАСШИРЕНИЕ ФУНКЦИЙ И ВОЗМОЖНОСТЕЙ ПРЕДМЕТА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА ДЛЯ ДЕТЕЙ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО РАЗВИВАЮЩЕЙ СИСТЕМЕ  И ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПРИЕМСТВЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ  ПРИ ПЕРЕХОДЕ В СРЕД...

Развитие творческих способностей на уроках изобразительного искусства у детей 6-11 лет

Учебная деятельность занимает практически все годы становления личности, начиная с детского сада и заканчивая обучением в средних и высших профессиональных учебных заведениях. Получение образования яв...

Из опыта работы учителя ИЗО МОУ гимназии №1 г. Серпухова Московской области. « Развитие творческих способностей на уроках изобразительного искусства»

Своевременное выявление и создание условий для стимулирования учащихся к различным видам деятельности, поддержка одаренных учащихся являются важнейшей задачей. Чёткая и продуманная организация образов...

Развитие творческих способностей на уроках изобразительного искусства.

Творчество - высшая форма активности, самостоятельности, способность создавать нечто новое, оригинальное. Творчество нужно в любой сфере человеческой деятельности: научной, художественной,  произ...

"Формирование и развитие творческих способностей на уроках изобразительного искусства"

Актуальность моей работы в том, что она играет совершенно ссобую роль - развивает эмоционально - нравственную и сенсорную культуру ребёнка, пробуждать способность видеть, ценить и создавать красоту в ...

Научно - методическая разработка «Развитие творческих способностей на уроках изобразительного искусства»

Научно - методическая разработка «Развитие творческих способностей на уроках изобразительного искусства» по ИЗО...