Урок "Праздничная народная одежда" 5 класс
учебно-методический материал по изобразительному искусству (изо, 5 класс) по теме

Пайтян Татевик Вазгеновна

Урок изобразительного искусства "Праздничная  народная одежда" разработан по требованиям ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_izo.docx128.79 КБ

Предварительный просмотр:

Класс 5. Урок №       Тема: «Народная праздничная одежда»

Урок разработан учителем изобразительного искусства МБ0У СОШ 4,

Ст. Староминской

Цели урока:

обучающая: познакомить уч-ся с особенностями русского праздничного костюма

развивающая: сформировать понимание связи представлений людей об устройстве мира  и образного строя одежды,

  развивать познавательный интерес к предмету

  воспитывающая: воспитать любовь и уважение к  традициям и истории    русского народа.

Тип и особенности: изучение нового материала с помощью наблюдений. Урок-беседа.

Оборудование: компоненты УМК по программе Б.М Неменского, проектор, компьютер

.

Этапы урока

Задачи этапа

Визуальный ряд

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД  

Организационный момент

 ( 1 мин)

Создать благоприятный психологический настрой на работу

На доске дата и тема урока: «Народная праздничная одежда»

 

Приветствие, проверка подготовленности к уроку, организация внимания обучающихся.

Рассаживаются на свои места, включаются в деловой ритм урока.

Саморегуляция, умение организовывать себя, настраиваться на работу. Познавательная активность, интерес.

Мотивация

(5 мин)

Объяснение нового материала (8мин)

Объяснение нового материала .

(6 мин)

Обеспечение мотивации детьми, принятие ими целей урока

Введение понятия женский свадебный костюм.

Введение понятия мужской народный костюм.

(презентация, слайд 1)

Слайд 2

C:\Users\Таня\Desktop\IMG_8352.JPG

Учитель называет тему урока и предлагает ответить на вопросы.

-Как вы думаете с какими новыми понятиями мы сегодня с вами познакомимся на уроке?

- Правильно! Мы познакомимся с основными принципами устройства народного праздничного костюма.

- Ребята, а как вы думаете, из чего же состоит женский повседневный костюм?

-Правильно! Молодец!

-Ребята, скажите, а отличались ли костюмы в разных регионах страны?

-

Правильно!  

 

Скажите, по какому принципу крестьяне украшали свой костюм?

Используя учебник и слайды с изображениями народного костюма , давайте ответим  на вопрос:

-чем отличается свадебный костюм от повседневного? 

Правильно.

Свадебный костюм -самый нарядный  и торжественный .Свадьба-это священный обряд. Древние крестьяне верили, что от того ,как пройдет свадьба ,зависит будущая жизнь жениха и невесты. Поэтому на свадьбе должны быть  соблюдены все ритуалы и приметы ,имеющие большое значение.

Свадебный наряд шили задолго до торжества ,т к он требовал больше времени и труда. Все элементы костюма тщательно украшались оберегами от злых сил  и напастей и символами ,утверждающими счастье, долголетие ,здоровое потомство.

Ребята ,назовите предметы, из которых состоял мужской костюм.

Правильно. Мужской костюм был менее затейлив. Его основой была рубаха-косоворотка .Ее шили из белой ,синей или красной ткани и украшали вышивкой. Порты завязывались на шнурке вокруг талии. Богатые люди носили порты из шелка и сукна, заправляя их в  сафьяновые сапоги .Простой народ носил холщовые порты , а ноги обматывали онучами и надевали лапти. Поверх рубахи надевали зипун , а на голову шапку из сукна и войлока.

-На этом уроке мы познакомимся с понятием народного праздни чного костюма.

-это рубаха из белого льняного полотна ,сарафан , епанечка. На голове замужней женщины должен быть головной убор.

- На юге России вместо сарафанов носили  клетчатую юбку из шерсти-поневу, ее обшивали лентами и тесьмой.

Головные уборы и верхняя часть костюма связаны с образом неба, поэтому композиции узоров основаны на обращении к солнцу ,звездам, птицам. Ленты, спускающиеся с головных уборов, символизируют дождь. В узорах и вышивке господствует образ плодородной земли. Подол  рубахи или юбки украшался орнаментами, символизирующими засеянную пашню.

-Он был более нарядным.

-рубаха-косоворотка, зипун, лапти, порты.

Целеполагания. Принимать информацию, представленную в виде устного рассказа.

Физкультминутка под музыку.

(3 мин)

-Ребята, давайте немного отдохнём!

Из-за парт мы выйдем дружно

Но шуметь совсем не нужно,

Встали прямо, ноги вместе,

Поворот кругом на месте.

Хлопнем пару раз в ладоши

И потопаем немножко.

Хорошо прогнулись, и друг другу улыбнулись.

Все вдохнули дружно.

Нам урок продолжить нужно.

Подравнялись, тихо сели и на доску посмотрели.

Эстетическое восприятие, здоровьесбережение, саморегуляция

Первичный контроль знаний.

 Практическая работа .

(15 мин)

Нарисуйте свадебный женский или мужской наряд.

Рисунок в альбоме.

Самоконтроль, стрессоустойчивость, саморегуляция, самооценка, прогнозирование

Рефлексия  

(2 мин)

 Инициировать предметную рефлексию

Не забудьте нарисовать в конце классной работы круг и закрасить его, соответственно тому, насколько вы поняли сегодняшнюю тему.

Подведение итогов урока.

  • Ребята, как считаете, чему вы научились сегодня? Что нового узнали? Что вам особенно понравилось?

  • Как вы считаете, мы достигли цели урока?
  • Оценки за урок:

  • Молодцы, ребята, вы сегодня очень хорошо поработали. Урок окончен. До свидания!

Выполняют рисунок в альбоме .

-Мы узнали, как выглядели  мужской и женский  повседневный и праздничный костюмы ,по какому принципу они создавались.

-Да.

Давать оценку проделанной работе, оценивать, целесообразность, объяснять причины успехов и неудач.

Урок разработан учителем изобразительного искусства МБ0У СОШ 4,

Ст Староминской

Цели урока:

обучающая: познакомить уч-ся с особенностями русского праздничного костюма

развивающая: сформировать понимание связи представлений людей об устройстве мира  и образного строя одежды,

  развивать познавательный интерес к предмету

  воспитывающая: воспитать любовь и уважение к  традициям и истории    русского народа.

Тип и особенности: изучение нового материала с помощью наблюдений. Урок-беседа.

Оборудование: компоненты УМК по программе Б.М Неменского, проектор, компьютер

.

Этапы урока

Задачи этапа

Визуальный ряд

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД  

Организационный момент

 ( 1 мин)

Создать благоприятный психологический настрой на работу

На доске дата и тема урока: «Народная праздничная одежда»

 

Приветствие, проверка подготовленности к уроку, организация внимания обучающихся.

Рассаживаются на свои места, включаются в деловой ритм урока.

Саморегуляция, умение организовывать себя, настраиваться на работу. Познавательная активность, интерес.

Мотивация

(5 мин)

Объяснение нового материала (8мин)

Объяснение нового материала .

(6 мин)

Обеспечение мотивации детьми, принятие ими целей урока

Введение понятия женский свадебный костюм.

Введение понятия мужской народный костюм.

(презентация, слайд 1)

Слайд 2

Учитель называет тему урока и предлагает ответить на вопросы.

-Как вы думаете с какими новыми понятиями мы сегодня с вами познакомимся на уроке?

- Правильно! Мы познакомимся с основными принципами устройства народного праздничного костюма.

- Ребята, а как вы думаете, из чего же состоит женский повседневный костюм?

-Правильно! Молодец!

-Ребята, скажите, а отличались ли костюмы в разных регионах страны?

-

Правильно!  

 

Скажите, по какому принципу крестьяне украшали свой костюм?

Используя учебник и слайды с изображениями народного костюма , давайте ответим  на вопрос:

-чем отличается свадебный костюм от повседневного? 

Правильно.

Свадебный костюм -самый нарядный  и торжественный .Свадьба-это священный обряд. Древние крестьяне верили, что от того ,как пройдет свадьба ,зависит будущая жизнь жениха и невесты. Поэтому на свадьбе должны быть  соблюдены все ритуалы и приметы ,имеющие большое значение.

Свадебный наряд шили задолго до торжества ,т к он требовал больше времени и труда. Все элементы костюма тщательно украшались оберегами от злых сил  и напастей и символами ,утверждающими счастье, долголетие ,здоровое потомство.

Ребята ,назовите предметы, из которых состоял мужской костюм.

Правильно. Мужской костюм был менее затейлив. Его основой была рубаха-косоворотка .Ее шили из белой ,синей или красной ткани и украшали вышивкой. Порты завязывались на шнурке вокруг талии. Богатые люди носили порты из шелка и сукна, заправляя их в  сафьяновые сапоги .Простой народ носил холщовые порты , а ноги обматывали онучами и надевали лапти. Поверх рубахи надевали зипун , а на голову шапку из сукна и войлока.

-На этом уроке мы познакомимся с понятием народного праздни чного костюма.

-это рубаха из белого льняного полотна ,сарафан , епанечка. На голове замужней женщины должен быть головной убор.

- На юге России вместо сарафанов носили  клетчатую юбку из шерсти-поневу, ее обшивали лентами и тесьмой.

Головные уборы и верхняя часть костюма связаны с образом неба, поэтому композиции узоров основаны на обращении к солнцу ,звездам, птицам. Ленты, спускающиеся с головных уборов, символизируют дождь. В узорах и вышивке господствует образ плодородной земли. Подол  рубахи или юбки украшался орнаментами, символизирующими засеянную пашню.

-Он был более нарядным.

-рубаха-косоворотка, зипун, лапти, порты.

Целеполагания. Принимать информацию, представленную в виде устного рассказа.

Физкультминутка под музыку.

(3 мин)

-Ребята, давайте немного отдохнём!

Из-за парт мы выйдем дружно

Но шуметь совсем не нужно,

Встали прямо, ноги вместе,

Поворот кругом на месте.

Хлопнем пару раз в ладоши

И потопаем немножко.

Хорошо прогнулись, и друг другу улыбнулись.

Все вдохнули дружно.

Нам урок продолжить нужно.

Подравнялись, тихо сели и на доску посмотрели.

Эстетическое восприятие, здоровьесбережение, саморегуляция

Первичный контроль знаний.

 Практическая работа .

(15 мин)

Нарисуйте свадебный женский или мужской наряд.

Рисунок в альбоме.

Самоконтроль, стрессоустойчивость, саморегуляция, самооценка, прогнозирование

Рефлексия  

(2 мин)

 Инициировать предметную рефлексию

Не забудьте нарисовать в конце классной работы круг и закрасить его, соответственно тому, насколько вы поняли сегодняшнюю тему.

Подведение итогов урока.

  • Ребята, как считаете, чему вы научились сегодня? Что нового узнали? Что вам особенно понравилось?

  • Как вы считаете, мы достигли цели урока?
  • Оценки за урок:

  • Молодцы, ребята, вы сегодня очень хорошо поработали. Урок окончен. До свидания!

Выполняют рисунок в альбоме .

-Мы узнали, как выглядели  мужской и женский  повседневный и праздничный костюмы ,по какому принципу они создавались.

-Да.

Давать оценку проделанной работе, оценивать, целесообразность, объяснять причины успехов и неудач.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Народная сказка" может использоваться на уроках литературы в 5 классе при изучении устного народного творчества.

Данная презентация содержит интересный материал о народной сказке, ее особенностях и принципах построения. В работе использован иллюстративный материал, помогающий наглядно почувствовать прелесть сказ...

Открытый урок концертмейстера отделения хореографического искусства ДШИ г. Гурьевска в классе народного танца Суворова В.Л.(с методическим сообщением). Тема урока: «Особенности работы концертмейстера- аккордеониста в классе народного танца»

20 февраля 2012 года в рамках подготовки к аттестации на 1 категорию мной был подготовлен и проведен областной открытый урок с методическим сообщением по теме: «Особенности работы концертмейстера- акк...

Урок рефлексии "Пушкинская сказка-прямая наследница народной" 5 класс

Презентация по сказке А.С.Пушкина "Сказка о царе Салтане..."...

Конспект урока внеклассного чтения (3-4 класс) по теме: "Русские народные сказки. Образ лисы в русских народных сказках"

Конспект урока внеклассного чтения (в 3-4 классе)по теме «Русские народные сказки. Образ лисы в русских народных сказках»Цель: Развитие читательского интереса у младших школьников.Задачи:Образовательн...

«Народные художники (народные промыслы России)» конспект урока 1 класс

Конспект урока по изобразительному искусству в 1 классе (школа 2100) "Народные художники"...

«Народные художники (народные промыслы России)» конспект урока 1 класс

Конспект урока по изобразительному искусству в 1 классе (школа 2100) "Народные художники"...