Самоанализ профессиональной деятельности с презентацией
статья по изобразительному искусству (изо) по теме

Артюшенко Елена Степановна

Самоанализ профессиональной деятельности

 

Артюшенко Елены Степановны

учителя изобразительного искусства,

мировой художественной культуры и черчения

МОУ «Шерагульская средняя общеобразовательная школа»

Тулунского района

Скачать:


Предварительный просмотр:

Самоанализ профессиональной деятельности

Артюшенко Елены Степановны

учителя изобразительного искусства и черчения

МОУ «Шерагульская средняя общеобразовательная школа»

Тулунского района

Иркутск, 2011 г


Самоанализ профессиональной деятельности.

          Я, Артюшенко Елена Степановна, анализируя свою профессиональную деятельность, хочу отметить, что преподавание изобразительного искусства и мировой художественной культуры в средней школе считаю одним из основных направлений реализации содержания художественного образования, которое как никогда востребовано современным обществом. Внедрение федеральных образовательных стандартов второго поколения заставляет каждое образовательное учреждение и каждого педагога, работающего в нем, переосмыслить приоритеты школьного образования и свою собственную роль в образовательном процессе. Я осознаю всю важность освоения новейших достижений науки и практики, и нахожу в себе внутреннюю готовность к изменениям, происходящим в системе образования.

          Основной целью работы нашего образовательного учреждения является развитие интеллектуальных  и творческих способностей обучающихся, способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, формирование коммуникативной компетенции. Моя профессиональная деятельность является частью учебно-воспитательного процесса, осуществляемого педагогическим коллективом нашей школы в данном направлении.

           Реализация содержания художественного образования осуществляется на трех уровнях:

  • формирование отношения к культуре как к важнейшему условию свободного и разностороннего развития собственной личности;
  • формирование потребности в полноценном художественном общении с произведениями различных видов искусств на основе их адекватной эстетической оценки;
  • формирование навыков самостоятельной художественной деятельности, восприятия этой деятельности как неотъемлемой части своей жизни.

           Изучение изобразительного искусства как одного из главных направлений художественного образования в основной школе осуществляется в реализации следующих задач:

  • развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
  • освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; их месте в повседневном окружении ребенка;
  • овладение элементарными умениями, навыками, способностями художественной деятельности;
  • воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважение к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.

        Я считаю(согласна с мнением), что основы художественного образования должен получить каждый человек, и нигде, кроме общеобразовательной школы, обеспечить это невозможно. В программах детских садов искусство занимает достойное место, но качество преподавания оставляет желать лучшего. За годы работы мною замечено, что ежегодно в первый класс приходят дети, примерно половина  из которых не посещали дошкольные учебные заведения, не обладающие элементарными умениями и навыками: определять и называть цвета, работать красками, выполнять элементарные графические упражнения, отсутствие элементарных знаний о композиции. Этому способствует ряд причин:

  • низкий уровень квалификации работников дошкольного образования в сельской местности, либо отсутствие таковой;
  • снижение уровня жизни села, социального статуса семьи, образованности самих родителей;
  • обучающихся по специальным коррекционным программам 7, 8 вида становится все больше.

          Для того, чтобы решить эту проблему, в целях самообразования, а именно,  повышения уровня образования и профессиональной компетентности, я поступила в Иркутский педагогический университет, получила высшее профессиональное образование и являюсь пока единственным педагогом  этого уровня в районе. Изучение научно – методической литературы, полученные знания помогли определить проблему: условия формирования композиционных умений у младших школьников на уроках тематического рисования как одного из сложных видов деятельности обучающихся. Трудность заключается сначала в определении  и выражении  художественного образа. При обучении детей рисованию на тему я определила стадии:  

                       ощущения             эмоции                   образ (ассоциация)

             (зрительные и слуховые        (радость, боль,         (зимушка, зимка, зимища и т.д.)

                   восприятия: лед, иней,         озноб, страх и т.д.)

                    ветер, скрип снега ит.д.)

         

                      выразительные средства ( плавная линия, пятно, цветовая характеристика и т.д.)

        Формирование композиционных умений у младших школьников  на уроках тематического рисования будет эффективным, если:

  • формировать у младших школьников знания о композиции и о средствах художественной выразительности;
  • организовать обучение приемам создания композиции в логической последовательности: от общего - к частному, от абстрактного – к конкретному;
  • использовать действие моделирования на начальном этапе формирования композиционных умений у младших школьников.

         Работа заключалась в исследовании уровня сформированности композиционных умений на начальном и конечном этапах эксперимента.

Композиционные  умения я определила, как умения компоновать рисунок на листе, выделять главное, располагая его на переднем плане или в центре рисунка, выделять главное размером и цветом, другими словами – выделение сюжетно - композиционного центра, передача в рисунке движения и покоя (статики и динамики). Разработанная программа по формированию композиционных умений у младших школьников на уроках тематического рисования была успешно реализована. Используя действие моделирования, составления и чтения композиционных схем, дети выполняли сложные многоцветные рисунки, покрывая цветом все поле листа, выделяя композиционный центр.

         Кроме этого, я прошла курсы повышения квалификации при ИИПКРО    

« Коррекционно – развивающее обучение на современном этапе развития образования», при ИИПКРО «Классный руководитель: новые векторы деятельности (по ФГОС второго поколения)». Обучение в ВУЗе и курсовая подготовка позволили мне не только получить конкретные знания по преподаваемым дисциплинам, проблемам современного воспитания, но и дали возможность определить новые направления в моей педагогической деятельности:

  • активное использование современных образовательных и воспитательных технологий;
  • обеспечение большей самостоятельности в процессе обучения.

Да, современные информационно-коммуникационные технологии

помогают повысить уровень мотивации в обучении, обеспечивают новые возможности в работе с информацией. Методологической основой в преподавании изобразительного искусства является принцип наглядности. который реализуется на уроке в большей степени через методы демонстрации, иллюстрации, наблюдения. Однако здесь  я столкнулась с определенными трудностями:

  • недостаточная оснащенность учебного кабинета;
  • невозможность проводить уроки с применением ИКТ в компьютерном классе из-за его загруженности;
  • отсутствие  у большинства обучающихся доступа к Интернет-ресурсам.

          С целью повышения уровня мотивационной среды в преподавании изобразительного искусства я изучила и использовала в своей педагогической практике инновационные развивающие технологии. Здоровьесберегающий характер занятий творчеством очевиден:  повышается эмоциональный тонус детей, снижается  невротизация, тревожность и утомляемость, особенно это заметно при работе с гиперактивными детьми. Использую в учебном процессе технологии личностно – ориентированного образования, ориентируюсь  на обучение, воспитание и развитие всех обучающихся с учетом их индивидуальных особенностей:

  • возрастных,  физиологических, психологических;
  • образовательных потребностей, ориентацию на разный уровень сложности программного материала, доступного ученику;
  • выделение групп учащихся по знаниям, способностям, отношение к каждому ребенку как к уникальной индивидуальности.

           С целью повышения качества преподавания изобразительного искусства  я изучила и использовала в своей практике   инновационные развивающие технологии согласно теме  самообразования и теме нашего образовательного учреждения «Поиски путей личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании обучающихся».

            В работе с обучающимися среднего звена замечено, что чем взрослее становится ребенок, тем мотивация к учению снижается. На уроках изобразительного искусства также сталкиваюсь с этой проблемой. Причин здесь несколько: возрастные особенности подростков, содержание программы, отношение к предмету, его нужности и важности для будущего выпускника. С целью  повышения  познавательного интереса обучающихся к предмету использование технологии проектного обучения, как в урочной,  так и во внеурочной деятельности,  считаю целесообразным. Проектная деятельность предполагает постановку проблемы и большую исследовательскую работу. Работа в малых группах позволяет изучить проблему, развивать умения самостоятельно планировать, выполнять, анализировать и оценить результат. Меня также заинтересовала эйдетика как одно из направлений развития памяти, образного мышления, ассоциативного восприятия.

      Тема творческого  проекта « Что носили и чем угощали на Руси» в 5 классе была выбрана совместно  с обучающимися,  сформированы творческие группы, определен план работы над проектом. Каждая группа раскрывала свою часть темы: «Берегиня» - особенности национального русского костюма, его разновидностей исходя из территориального расположения, выполнение  эскизов и  изготовление самого изделия; «Сказка на плечах» - история русского платка, виды искусства Павловского Посада, Оренбурга; «Самоварчик – самовар» - традиции русского чаепития. Проект был успешно реализован. На итоговом занятии каждая группа представляли инсталляции своей подтемы, готовила сообщения. Особая ценность, по моему мнению, творческих проектов в их широком информационном диапазоне, повышении креативности обучающихся, большом эстетическом содержании.

         Проект «Поздравь своего учителя» в 9 классе – работа творческой группы обучающихся под руководством учителя над созданием ученической газеты. Проект был реализован, представлен на конкурс, стал призером конкурса.  

         Реализуя на своих уроках технологии личностно – ориентированного подхода создаю оптимальные условия для того, чтобы проявили себя все, особенно талантливые, одаренные в области искусства дети. С такими детьми работаю индивидуально, развивая в них свободу проявления внутреннего творческого потенциала, необходимого для дальнейшего личностного роста и самоопределения. Об этом свидетельствует участие моих учеников в различных творческих конкурсах:

  • Трегубова Мария – призер районного конкурса агитационного плаката «Все на выборы» (2008 г.);
  • Якушина Екатерина – победитель районного конкурса рисунков «Осторожно – поезд» (2010 г.);
  • Лейф Евгений – победитель районного конкурса «Быть здоровым – это модно» (2011 г.).

       Особым положительным моментом в реализации художественного образования в старшем звене школьного образования считаю введение в федеральный компонент ГОС предмета «Мировая художественная культура» в этом году. Это способствует включению особых форм творческой практики детей, целостности изучения искусства в школе для всех. Хочется отметить философскую, логическую (в историческом аспекте), воспитательную и эстетическую направленность предмета, преподавание которого требует от меня, как учителя, большой подготовки: подбора материала, использования информационных технологий,  использования современных ТСО и т.д. Есть и трудности: оснащение  кабинета не соответствует требованиям.  Предмет интересен. Дети охотно идут на диалог, анализируют, спорят, делают выводы и это радует. Обратимся к словам академика Д.С.Лихачева: «Каждый человек обязан знать, среди какой красоты и каких нравственных ценностей он живет». Углубление знаний о русской культуре, приобщение к общечеловеческим и национальным  ценностям через освоение художественного опыта прошлого осуществляю через спецкурсы «Русская культура IX-XVII веков» и «Русская культура XIII-XX веков» в 10-11 классах, где рассматривается русская культура от язычества до «Мира искусства». Работу в данном направлении продолжаю, определив для себя дальнейшие пути освоения и реализации новых образовательных технологий, использование метапредметных связей на уроках изобразительного искусства и МХК, нестандартных форм уроков, а также во внеурочной деятельности,  участие в Международном конкурсе по истории мировой художественной культуры «Золотое руно 2012»

         Результаты своей профессиональной деятельности определяю как:

  • показатели  стабильности  результатов  обученности по предметам;
  • повышение  мотивацию в обучении изобразительному искусству и мировой художественной культуре;
  • обеспечение положительной динамики результативности участия детей в различных конкурсах, выставках, олимпиадах;
  • повышение уровня художественного образования как необходимости общества;
  • внедрение и реализация ФГОС второго поколения.

           Свой личный вклад в процесс реализации направления работы

образовательного учреждения осуществляю не только в учебной, но и  во внеурочной деятельности: в оформлении тематических выставок детских рисунков, оформлении интерьера школы, в координировании работы одного из направлений школьного самоуправления, в оказании помощи в проведении внеклассных мероприятий.

            На протяжении всех лет моей педагогической деятельности я являюсь классным руководителем и добиваюсь создания благоприятного психологического климата  в классе, формирования потребности каждого ребенка  соотносить свои действия с самочувствием окружающих людей, обеспечиваю организацию творческой деятельности школьников в тесном взаимодействии с учителями – предметниками и их родителями.

               Приоритетным направлением в воспитательной работе с классом является формирование органов классного самоуправления, обеспечивающим удовлетворение потребности обучающихся  в самовыражении и приобретении навыков самоорганизации своей деятельности. Много сил и терпения уходит на работу с «трудными» детьми, чтобы ребенок просто посещал школу, потому что только здесь он видит доброе отношение к себе, ощущает заботу, находит возможность достойного общения. В работе с такими детьми  я отдаю предпочтение индивидуальным формам воспитания, которые дают положительные результаты: 100% успеваемости и 53%  качества обученности. Да, не всем  суждено быть отличниками, не всем получить достойное образование (особенно учитывая социальное положение и уровень жизни села), но сохранить целостность личностного развития ребенка, способного на эмоциональный отклик, сопереживание, сострадание гораздо важнее для его самореализации в будущем.

           Подводя итоги самоанализа, хочу сказать, что есть еще один немаловажный критерий оценки моего учительского труда – любовь и уважение моих воспитанников, их успешная социализация. Мои ученики продолжают обучение в высших и средних учебных заведениях и получают образование в области искусства, в чем я вижу результативность своей деятельности как педагога.  Очень важно, на мой взгляд,  поднятие престижа педагогического труда и значение художественного образования в современной школе.

 

Руководитель образовательного учреждения _______________________________________

М.П.                                                                                                       «___» __________20__г.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Самоанализ профессиональной деятельности Артюшенко Елена Степановна МОУ «Шерегульская СОШ» Тулунский район

Слайд 2

Цель художественного образования формировать духовную культуру личности; обеспечить овладение национальным культурным наследием; обеспечить приобщение к общечеловеческим ценностям.

Слайд 3

Задачи профессиональной деятельности развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру; освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; их месте в повседневной жизни ребенка; овладение умениями, навыками, способностями художественной деятельности; воспитание эмоциональной отзывчивости, нравственных и эстетических чувств.

Слайд 4

Проблемы 1. Низкий уровень формирования композиционных умений у младших школьников В чем это выражается? в неумении определять цвета, работать красками, в неумении выполнять элементарные графические упражнения, в неумении выделять главное в рисунке.

Слайд 5

Причины данной проблемы низкий уровень квалификации работников дошкольного образования в сельской местности; снижение уровня жизни села, социального статуса семьи, образованности родителей; обучающихся по специальным коррекционным программам 7-8 вида становится больше.

Слайд 6

Пути решения проблемы Теоретические: изучение научно-методической литературы в рамках самообразования; курсовая подготовка с целью повышения уровня квалификации. Практические: формировать у младших школьников знания о средствах художественной выразительности; организовать обучение приемам создания композиции в логической последовательности: от общего-к частному, от абстрактного-к конкретному; использовать действие моделирования на начальном этапе формирования композиционных умений у младших школьников

Слайд 7

Композиционные умения определила как: выделение сюжетно-композиционного центра рисунка умение компоновать рисунок на листе, выделять главное размером и цветом

Слайд 8

передача движения и покоя статика и динамика

Слайд 9

Создание и выражение художественного образа ощущения эмоции Образ (ассоциации) Выразительные средства

Слайд 10

2.Снижение мотивации к учению у подростков на уроках изобразительного искусства в старших классах Причины: в особенностях возраста; в содержании программы; в отношении к предмету, его нужности и важности для будущего выпускника. Пути решения проблемы: совершенствование методов преподавания изобразительного искусства; использование в работе современных образовательных технологий; организация индивидуальной работы с обучающимися.

Слайд 11

Технологии Личностно-ориентированная технология обучения Дифференцированный подход Обучение в сотрудничестве Работа в парах Работа в группах Технология проектной деятельности Проект в системе уроков Проект во внеурочной деятельности

Слайд 12

Проект предполагает постановку проблемы и большую исследовательскую работу; использование нестандартных форм работы. Проект « Что носили и чем угощали на Руси»

Слайд 13

Проект «Поздравь своего учителя» 9 класс «Наглядная геометрия» «Школа радости»

Слайд 14

Призовые места в конкурсах муниципальный уровень Трегубова Мария (9 класс) – призер районного конкурса агитационного плаката «Все на выборы»(2008г.) Якушина Екатерина(6 класс) – победитель районного конкурса рисунков «Осторожно – поезд»(2010г.) Лейф Евгений(5 класс) – победитель конкурса закладок «Быть здоровым – это модно»(2011г.)

Слайд 15

Результаты успеваемости и качества обученности по ИЗО Годы 2008 – 2009 уч. год 2009 – 2010 уч. год 2010 – 2011 уч. год Успеваемость 100% 100% 100% Качество обученности 76% 75% 79%

Слайд 16

Результаты профессиональной деятельности показать стабильные результаты обученности по предмету; повысить мотивацию в обучении изобразительному искусству; обеспечить положительную динамику результатов участия в различных конкурсах, конференциям, олимпиадах.

Слайд 17

Личный вклад в процесс реализации направлений работы ОУ Оформление тематических выставок Оформление интерьера школы Помощь в проведении внеклассных мероприятий Координация работы школьного самоуправления

Слайд 18

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по технологии РКМ "Решение задач по генетике" с презентацией и самоанализом

Сформировать понятие о прямой зависимости самочувствия и работоспособности человека от планирования видов деятельности в соответствии с циркадными и циркадианными ритмами....

презентация. Самоанализ Семченко В.П. 2008г.

Самоанализ профессиональной деятельности учителя математики МОУ ОСОШ №2, учителя первой категории Семченко Валентины Петровны представлен в виде презентации...

Самоанализ с презентацией

В специальной школе наиболее важным является коррекционно-развивающий аспект. Поэтому на уроках СБО использую коррекционные технологии,  технологии компенсирующего обучения. Учитываю индивидуальн...

Презентация самоанализа открытого урока

Презентация с фото материалом...

План-конспект, презентация и самоанализ урока истории в 10 классе на тему: «Личность Петра I»

План-конспект урока истории в 10 классеразработал Сысоев Дмитрий ВладимировичУчитель МБОУ «Свияжской СОШ ЗМР РТ»Тема: «Личность Петра I»с презентацией к немуи самоанализом (с приложениями и...