Программа по композиции
рабочая программа по изобразительному искусству (изо) по теме

Маринкина Надежда Венедиктовна

дополнительная программа по композиции 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kompozitsiya.docx25.79 КБ

Предварительный просмотр:

Программа дополнительного образования «Композиция»

Пояснительная записка.

Программа может быть использована  как специализированная для дополнительного образования детей по  художественно- творческому развитию на уроках изобразительного искусства, в художественных школах по предмету « Композиция».

В основе программы используются основные методы декоративной композиции. Применение этих методов- дают возможность познакомить учащихся с различными формами стилизации и множеством графических средств, применяемых в декоративной композиции.  

Цель:  формирование и развитие творческих способностей, воображения, фантазии, наблюдательности, художественного мышления, способности индивидуальному самовыражению.

Задачи:

  • воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине.
  • Освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно- прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка.
  • Овладение элементарными умениями, навыками способами художественной деятельности.
  • Развитие способности к эмоционально- ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру.

 Программа рассчитана на 34 часа, состоит из 4 частей. Может быть использована в каждой четверти по одному часу в неделю.

Класс

Количество часов

Общее

Теоретическое

Практическое

1

Первый

34

34

33

        Итого:

34

34

Ожидаемые результаты. Даются понятия: декоративная композиция, равновесие, статика, динамика, композиционный центр, оверлепинг, стилизация. Даются навыки работы с различными художественными материалами и формами.

По окончании курса обучающиеся должны знать и уметь: анализировать произведения изобразительного искусства, основы народного и декоративно-прикладного искусства, умело использовать средства художественной выразительности в создании художественный образов, выполнять тематические композиции.

Программа предлагает различные формы работы с обучающимися: индивидуальная форма  обучения, организация выставок, участие в различных конкурсах, беседы, использование икт (CD, DVD, ПК), наглядные пособия.

В качестве методического пособия для обеспечения занятия можно использовать литературу: Логвиненко Г.М. Декоративная композиция: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Изобразительное искусство»/ Г.М. Логвиненко.- М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2008.; Буткевич Л.М. История орнамента: Учебное пособие для вузов. М., 2003; Власов В.Г. Стили в искусстве. СПб., 1996; Диль Г. Пикассо, альбом. М.,1984.; Зайцев Е.А. Наука о цвете и живописи. М., 1986; Куприн А.В. Натюрморт. М., 1971.

                   Содержание программы:

Часть 1. Знакомство с основными принципами организации декоративной композиции.

Урок 1. Составление декоративной композиции (построение художественного произведения).

Программное содержание. Познакомить учащихся с  процессом создания декоративной композиции. Знакомство с равновесием в композиции, с отличительными принципами уравновешенной и неуравновешенной композицией.

    Создать правильную и построенную композицию из простых геометрических форм.

Материалы: графический карандаш, гелиевая ручка, тушь.

Зрительный ряд: таблицы и наглядные пособия на композиции.

 Урок 2. Виды равновесия.

Программное содержание. Знакомство с правилами построения уравновешенной композиции, с простейшими схемами построения композиции. Правильное использование различных параметров в композиции (масштаб, пропорции, модуля) и местоположения элементов.

Выполнить уравновешенную композицию из различных по величине элементов.

Материалы: тушь, гелиевая ручка.

Зрительный ряд: таблицы и методические пособия.

Урок 3. Статика и динамика.

Программное содержание. Познакомить учащихся с ритмической организацией пространства. Знакомство со статикой и динамикой, с вариантами достижения выразительности в декоративной композиции.

Выполнить динамическую композицию из различных геометрических форм  (более 10).

Материалы: тушь, гелиевая ручка.

Зрительный ряд: таблицы и методические пособия.

Урок 4. Композиционный центр.

Программное содержание. Знакомство с вариантами организации композиционного центра, с законами визуального восприятия плоскости и с оптическими (зрительными иллюзиями).

Выполнить задание на организацию композиционного центра.

Материалы: тушь, гелиевая ручка.

Зрительный ряд: таблицы и методические пособия.

Урок 5. Оверлепинг.

Программное содержание. Знакомство с оверлипилингом и его видами. Знакомство с явлениями оверлепилинга в композиции и использование их в сочетании с другими приемами изобразительной плоскости.

Выполнить натюрморт их стилизованных предметов ( 5-7 штук), располагая их на плоскости так, чтобы они налагались друг на  друга.

Материалы: акварель, гуашь, тушь.

Зрительный ряд:

Урок 6. Построение пространства.

Программное содержание. Знакомство с правилами построения пространства в декоративной композиции. Изображение глубину на плоскости. Системы перспективы. Сферическое восприятие пространства.

Выполнение натюрморта из стилизованных предметов, в котором за счет цвета передать ощущение трех планов : переднего, среднего и дальнего .

Материалы: акварель, гуашь, тушь.

Зрительный ряд: таблицы и методические пособия, репродукции работ К. Петрова- Водкина.

Урок 7. Изображение объемных форм.

Программное содержание. Знакомство с правилами и способами передачи пространства в декоративной композиции.

Выполнение декоративного натюрморта из стилизованных предметов упрощенной формы, наполнив их декором.

Материалы: тушь.

Зрительный ряд: репродукции с изображениями пространства в живописи Джотто, изображение пространства в древней живописи и в произведениях японской гравюры, изображение пространства в живописи А. Матисса.

Урок 8. Организация пространства.

Оптические черты станковой и декоративной монокомпозиции. Приемы и способы достижения декоративности в композиции.

Выполнение натюрморта из упрощенных стилизованных предметов,  используя прием дробления композиции на мелкие участки.

Материалы: акварель, гуашь, тушь.

Зрительный ряд:  таблицы и методические пособия, репродукции с изображением пространства в росписях Древнего Египта.

Часть 2. Цвет в декоративной композиции.

Урок 1. Хроматические и ахроматические цвета.

Программное содержание. Знакомство с 2 основными группами цветов и основные признаки цвета ( цветовой тон и насыщенность). Одновременный цветовой контраст. Пограничный цветовой контраст и последовательный цветовой контраст.

Выполнить пятиярусный цветовой круг из 16 элементов.

Материалы: акварель, гуашь.

Зрительный ряд: таблицы и методические пособия.

Урок 2. Теплые и холодные цвета.

Программное содержание. Знакомство с теплыми и холодными цветами. Признаки тепло- холодности и пространственное восприятие цвета. Контраст теплого и холодного.

Выполнить цветовой круг И. Ньютона из 8 частей.

Материалы: акварель, гуашь.

Зрительный ряд: таблицы и методические пособия.

Урок 3. Цветовые сочетания.

Программное содержание. Классификация цветовых гармоний и теории гармоничных сочетаний цветов. Однотонная цветовая гармония, полярная, трехцветная, многоцветная.

Выполнить композицию из геометрических элементов или форм в гармонии родственных цветов.

Материалы: акварель, гуашь.

Зрительный ряд: таблицы и методические пособия.

Урок 4.5 Гармонические сочетания.

Программное содержание. Теория создания однотоновых гармоний и теория создания цветовых гармоний. Создание гармоний родственно- контрастных цветов. Цветовой круг из 4 основных цветов ( система В. Козлова). Гармоничные сочетания взаимодополнительных цветов.

Выполнение композиции из геометрических абстрактных элементов.

Материалы: акварель, гуашь.

Зрительный ряд: таблицы и методические пособия.

Урок 6.7.  Движение цвета в пространстве.

Программное содержание. Знакомство с теорией В. Кандинского о движении и равновесии цветов. Два типа контраста: холод или тепло, светлое или темное. Пространственные свойства цвета, основанные на тепло- холодности.

Выполнение композиции из  простых геометрических фигур или плоскостей ( с 3 пространственными планами).

Материалы: акварель, гуашь, цветные карандаши.

Зрительный ряд: таблицы и методические пособия.

Урок 8. Закономерность изменяемости цветовых сочетаний.

Программное содержание. Знакомство с трех цветными гармониями системы М. Матюшина. Цветовой круг из 8 цветов. Главные действующие цвета, зависимые от них цвета,  зависимые от них цвета, цвет средний как сцепляющий.

Выполнение несложного натюрморта из 4-5 предметов ( силуэт предметов против света).

Материалы: акварель, гуашь, смешанная техника.

Зрительный ряд: таблицы и методические пособия.

Часть 3. Стилизация в декоративной композиции.

Урок 1. Понятие стилизации и стиля.

Программное содержание. Знакомство с понятием стилизация и стиль, знакомство с произведениями А. Модельяни и П. Пикасо. Роль стилизации как художественного метода.

Зрительный ряд: таблицы и методические пособия, репродукции картин А. Модельяни и П. Пикасо.

Урок 2.3. Стилизация в орнаменте.

Программное содержание.знакомство с особенностями стилизации орнаментальных мотивов. Понятие ракурса статичной динамичной композиции. Значение цвета и варианты стилизации.

Выполнение стилизованного орнамента.

Материалы: акварель, гуашь, цветные карандаши, фломастеры.

Зрительный ряд: таблиц и методические пособия, репродукции со стилизацией в египетских мотивах.

Урок 4.5.6 Декоративная стилизация в натюрморте.

Программное содержание. Знакомство с натюрмортом на примере мастеров художников работавших в декоративной манере. Мастера фовизма ( А. Матисс, А. Дарен).Представители кубизма ( П. Пикассо, Ж. Брак).Декоративные работы И. Машкого. Декоративно- праздничные работы М. Сарьяна.

Выполнение декоративно стилизованного натюрморта в стиле известного художника (Матисса, Пикассо, Фалька, Сарьяна).

Материалы: акварель, гуашь, цветные карандаши, фломастеры.

Зрительный ряд: таблицы и наглядные пособия, репродукции картин П. Пикассо, А. Маттиса, А. Дерена, Ж. Брака, И. Машкого, М. Сарьяна) .

Урок 7.8. Декоративная тематическая композиция.

Программное содержание. Сведения о декоративной тематической композиции. Ее основные принципы (плоскостность, подчинение законам симметрии).

Составление декоративной тематической композиции: «Сказки зимнего леса», «Весенние цветы на деревьях, на лугу».

Материалы: акварель, гуашь, цветные карандаши, фломастеры.

Зрительный ряд: таблицы и наглядные пособия, репродукции картин.

Урок 9.10. Стилизация пейзажа.

Программное содержание. Знакомство с законами, условностями и обобщениями которые передают состояние природы. Значения передают состояние природы. Значение цвета и декора в пейзаже. Знакомство с японскими мастерами пейзажа и с иранской миниатюрой.

Выполнить композицию стилизованного пейзажа.

Материалы:  акварель, гуашь, цветные карандаши, фломастеры.

Зрительный ряд: таблицы и методические пособия, репродукции с японским пейзажем 19 века и иранской миниатюрой, пейзажи П. Клее и А. Модильяне.

Часть 4. Графические возможности декора.

Урок 1. Рисование приближенное к реальности.

Программное содержание. Знакомство с разными приемами декоративной выразительности (штрих, четкая линия, точка). Композиционные и графические приемы.

Выполнить ряд декоративных зарисовок бабочек.

Материалы: гелиевая ручка, цветные карандаши, фломастеры.

Зрительный ряд: таблицы и методические пособия.

Урок 2. Изображение объектов с элементами стилизации.

Программное содержание. Выявление и усиление природных качеств объекта; усиление выразительности объекта. Переработка формы, некоторое утрирование характерных особенностей объекта.

Выполнить разные объекты с элементами стилизации.

Материалы: гелиевая ручка, гуашь, акварель.

Зрительный ряд: таблицы и методические пособия.

Урок 3. Изображение стилизованных объектов и композиции их них.

Программное содержание. Способы достижения выразительности в декоративной композиции. Композиционная трактовка в едином стиле. Пластика линий, декора, объема.

Выполнить декоративную композицию.

Материалы: гелиевая ручка, гуашь, акварель.

Зрительный ряд: таблицы и методические пособия.

Урок 4. Изображение фруктов.

Программное содержание. Анализ формы объектов, характерные черты. Композиционнаякомпановка листа и 4 объектов на плоскости. Цветовые решения декора.

Выполнить декоративные зарисовки фруктов с нанесением декора.

Материалы: гелиевая ручка.

Зрительный ряд: таблицы и методические пособия.

Урок 5. Изображение драпировок.

Программное содержание. Роль линии в рисовании драпировок. Ритм линии, характера, декора в передаче фактуры.

Выполнить декоративные зарисовки драпировок.

Материалы: гелиевая ручка, графитный карандаш.

Зрительный ряд: таблицы и методические пособия.

Урок 6. Изображение растительных форм.

Программное содержание. Знакомство с произведениями искусства с примерами изображения растительности. Основные этапы, правила изображения растительных форм.

Выполнить декоративные зарисовки растения ( с цветами и без).

Материалы: гелиевая ручка, тушь, цветные стержни.

Зрительный ряд: таблицы и методические пособия. Репродукции с изображениями растительности в предметах быта, ювелирных украшениях, произведениях одежды, различных видах декоративной обработки тканей.

Урок 7.8. Графическое изображение натюрмортных постановок.

Программное содержание. Процесс выполнения натюрморта. Создание единого ансамбля, где композиция играет важную роль. Определение единого декоративного стиля.

Выполнение натюрморта из упрощенных форм, заполненных декоративным орнаментом.

Материалы: акварель, гуашь, гелиевая ручка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская дополнительная образовательная программа по композиции

Предлагаемая Программа является авторской учебной образовательной программой по композиции, где расширяется практика преподавания сочинения музыки в качестве предмета, дополняющего учебный план школ....

Беседа к программе "Макраме" "Композиция. Орнамент."

В тексте беседы содержатся основные сведения и советы по созданию орнамента и вводится понятие композиции....

Комплексная дополнительная общеразвивающая программа «Рисунок», «Живопись», «Станковая композиция», «Декоративно-прикладная композиция», «Лепка» ОНП на 3 года.

Программа по рисунку, живописи, станковой композиции, декоративно-прикладной композиции и лепке основана на типовой программе для подготовительных групп детских художественных школ, является адаптиров...

Программа по композиции с национальным компонентом

Программа содержит обоснование выбора тем и средств...

Образовательная программа "Эстрадные композиции в нравственно-эстетическом воспитании учащихся" на 2019-2020 учебный год

Образовательная программа  "Эстрадные композиции в нравственно-эстетическом воспитании учащихся" на 2019-2020 учебный год включает в себя деятельность двух кружков : I.Вокальный кр...

2021 г. Программа "Станковая композиция" на 3 года ОНП.

Дополнительная общеразвивающая программа в области изобразительного искусства по предмету "Станковая композиция"  (3 года)....

2018 г. Программа "Станковая композиция" на 3 года ОНП.

Дополнительная общеразвивающая образовательная программа "Станковая композиция" на 3 года...