Стажерская площадка – как одна из форм оказания методической помощи педагогам школьного и дошкольного образования.
статья по изобразительному искусству (изо) по теме

Назарова Любовь Григорьевна

В работе представлен опыт организации методической помощи  и  обучения педагогов школ и детских садов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Стажерская площадка – как одна из форм оказания методической помощи педагогам школьного и дошкольного образования.

Назарова Любовь Григорьевна,

педагог дополнительного образования

 МАОУ ДОД «Районный центр

дополнительного образования» г. Няндома

Я являюсь руководителем коллектива «Юный художник» МАОУ ДОД «Районный центр дополнительного образования». Коллектив был создан в 1986 году. Одна из важнейших задач педагога – развивать образное мышление, пробуждать фантазию ребенка, создавать условия для свободного творческого самовыражения.

Программа для учащихся построена таким образом, что секреты художественного мастерства ученики постигают, работая и над сюжетными многофигурными композициями, и над пейзажами, и над иллюстрациями к литературным произведениям. Используют различные художественные материалы: акварель, гуашь, пастель, тушь, цветную бумагу и др.

В процессе рисования развивается эстетическое восприятие, на этой основе формируются образные представления и развивается образное мышление.

Учащиеся коллектива являются дипломантами и участниками международных, областных, межрайонных, районных конкурсов и выставок, таких, как: Международный детский фестиваль «Подводный мир», областной конкурс детского рисунка «Рисуют мальчики войну», межрайонная выставка декоративно-прикладного творчества и изобразительного искусства «Кошки – это кошки», районный конкурс «Люди – разные, и это хорошо!», районный конкурс «Коррупция глазами детей», городской конкурс рисунков «Есть в красках Победы оттенки войны» и т.д.

Конкурсные работы, как правило, не возвращаются и не рецензируются, если только не предполагается личная встреча с организаторами выставки. У педагога возникает естественное желание получить необходимые консультации, чтобы в дальнейшем улучшить качество работ, и, как следствие, результат.

Наше учреждение также является организатором ежегодных районных, а также межрайонных конкурсов-выставок изобразительного и декоративно-прикладного творчества детей. Выставочная деятельность показала повторяющиеся из года в год недостатки в выполнении детских работ, - это и  неумение организовать плоскость листа, и неумелая работа цветом, кистью, красками и др. При подведении итогов прописывались рекомендации по улучшению качества детских работ, но это мало меняло ситуацию. Тогда и было принято решение организовать стажерские площадки, своеобразные мастер-классы для педагогов общеобразовательных школ и дошкольных учреждений.

Основная цель стажерских площадок – повышение уровня профессиональной компетенции педагогов в области изобразительного и декоративно-прикладного творчества, посредством овладения ими методологией, теорией и практикой данных направлений художественного образования.

Первая стажерская площадка прошла 2009-2010 учебном году, на тему: «Нетрадиционные техники рисования». Программа была рассчитана на 30 учебных часов, занятия проводились 1-2 раза в месяц в форме мастер-классов.

Задачи данной программы:

  • систематизировать знания о нетрадиционных техниках рисования;
  • дать практические умения в выполнении работ в различных техниках нетрадиционного рисования;
  • дать рекомендации педагогам в их применении.

На начальном этапе рекомендуется вводить в процесс обучения нетрадиционные техники рисования, которые помогают знакомить детей со свойствами и качествами изобразительных материалов, развивают воображение, эмоционально, в игровой форме приводят к успеху. По каждому виду нетрадиционной техники рисования, которой владею я сама, педагогами была выполнена творческая работа.

Предлагались для изучения следующие техники: монотипия, пальчиковая живопись, выдувание, техника рисования восковыми мелками и масляными карандашами и другие.

Использование монотипии, акварельные заливки позволяют разнообразить фон для будущих работ. Такой фон с плавными переливами цвета используется для предметных и декоративных композиций. Тематика композиций обширна: «Подводный мир», «Зимние фантазии», «Космический пейзаж», «В гостях у сказки».

Пальчиковая живопись, выдувание привлекают тем, что можно достичь результата за короткий отрезок времени. Также, имеется возможность быстро исправить рисунок, добавив всего несколько цветовых пятен.

Работа восковыми мелками и масляными карандашами доступная и эффективная техника рисования, их существенный недостаток в том, что при штриховке цвета не смешиваются между собой, не образуют оттенков. Совершенно другой эффект сочетание рисунка восковыми мелками с акварельными рисунками. Яркие рисунки восковыми мелками можно покрыть черной гуашью и выполнить процарапывание, создавая тем самым эффект гравировки или фрески растрескавшейся от времени.

Сочетание разных техник в одном рисунке не может быть случайным: всякий раз нужно продумывать, пробовать, какие из них позволяют добиться большей выразительности.

Использование различных техник обогащает знанием способов работы с ними, их изобразительных возможностей, делает рисунки более выразительными, повышает эстетическую сторону рисунка.

В работе данной стажерской площадки приняли участие 12 педагогов, которые по окончании учебного года получили свидетельство о прохождении курсов за подписью начальника Управления образования.

Результатом занятий на стажерской площадке стала выставка творческих работ педагогов выполненных в нетрадиционных техниках рисования, организованная в мае 2010 года.

В 2012-2013 учебном году была организована стажерская площадка по теме «Основы пейзажной живописи».

Задачи данной программы:

  • систематизировать знания о пейзажах, их классификации и способах изображения;
  • дать практические умения построения в перспективе, композиции, в техниках пейзажной живописи;
  • научить грамотно, изображать окружающие предметы объекты и явления, правдиво выявлять их особенности и свойства.

Практические занятия рисунком и живописью дают возможность овладеть изобразительным языком, раскрывают широкие возможности познания прекрасного в жизни, развивают эмоционально-эстетическое отношение к действительности, к произведениям искусства. Чтобы передать свое впечатление от прекрасного, свой восторг, необходимо овладеть изобразительными средствами. Для изображения пейзажа недостаточно выбрать красивую местность и написать ее. Пейзаж должен передавать настроение, нести в себе определенную идею. Цвет в живописи передает настроение художника. Участниками были выполнены пейзажные работы в различном колорите.

Занятия позволили повысить профессиональную подготовку педагога и помогли ему развивать творческие способности учащихся, что улучшило качество работ, предоставляемых на выставки различного уровня.

Как результат занятий, в мае 2013 года была организована выставка творческих работ педагогов выполненных в технике акварельной пейзажной живописи.

Проанализировав работу двух площадок, мы заметили, что на занятия приходят одни и те же педагоги, поэтому мы решили предложить участникам самим выбрать тему следующей стажерской площадки. Таким образом,   определилась тема ныне действующей площадки – «Живопись гуашевыми красками».

Задачи данной программы:

  • познакомить с главным выразительным средством живописи – цветом, с техникой гуашевой живописи;
  • дать практические умения построения в перспективе, композиции, в изображении пейзажа и натюрморта;
  • научить грамотно, изображать окружающие предметы объекты и явления, правдиво выявлять их особенности и свойства.

На сегодня программа данной площадки не закончена, результаты будут подведены в конце учебного года.

Но уже сейчас можно сделать вывод, что самым главным результатом стал заметный рост уровня предоставляемых на выставку работ учащихся  тех педагогов, которые прошли обучение на стажерских площадках, проводимых на базе РЦДО.

Ни для кого не секрет, что от профессиональных качеств педагога, его квалификации и методической подготовки зависит решение многих проблем образования. Только педагог, обладающий высоким уровнем профессионального мастерства, использующий инновационные формы, методы и средства обучения детей, способен удовлетворять образовательные потребности своих воспитанников.

Список литературы

  1. Арнольд Лоури Море и небо в акварели. - М.: Кристина – Новый Век, 2005
  2. Беда Г.В.Основы изобразительной грамоты.- М.: Просвещение, 1989
  3. Вартанова О. Основы живописи. - С-П.: АОЗТ Весант, 1994
  4. Горлова Л.А. Мастера и подмастерья, или дорога  к мастерству // Дополнительное образование и воспитание. – 2013.- №4. – с.7-9
  5. Исаева О.А. Волшебный мир искусства – детям //Дополнительное образование и воспитание. – 2003. - №1. – с.33-35
  6. Ломоносова М.Т. Графика и живопись. - М.: Астрель, 2003
  7. Майкл Сендерс Рисуем гуашью. - М.: Кристина – Новый Век, 2008
  8. Сокольникова Н.М. Основы живописи. - Обнинск: Титул, 1996
  9. Уотт Ф., Диккинс Р., Маккаффери Я., Милборн А. Большой самоучитель рисования. - М.: РОСМЭН, 2009
  10. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2006
  11. Филипп Беррил Рисуем эскизы. - М.: ООО ТД Мир книги, 2007
  12. Шматова О.В. Самоучитель по рисованию акварелью. - М.: ЭКСМО, 2009
  13. Яковлева Н.К. Полный самоучитель по рисованию. – М.: Издательство мир книги, 2009

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самообразование - одна из форм повышения профессионального мастерства педагогов

Данная презентация использовалась для выступления на педагогическом совете...

Мероприятия по использованию потенциала педагогов школы для оказания методической помощи учителям начальных классов МБОУ СОШ № 3 г.Вязники по внедрению ФГОС НОО

Данная разработка позволяет в системе на основе принципа преемственности  вести работу по переходу на новые ФГОС...

Материалы для оказания методической помощи в организации новогодних праздников

Содержание.1.Новогодняя викторина по произведениям русских поэтов.2. Новогодние загадки.3. Новогодние конкурсы для детей.4. Новогодние игры для детей младшего школьного возраста....

Cамообразование - одна из форм повышения профессиональной компетентности педагогов

Сущность самообразования и его необходимостьПод самообразованием следует понимать специально организованную, самодеятельную, систематическую познавательную деятельность, направленную на достижение опр...

Самообразование – одна из форм повышения профессионального мастерства педагога

«Воспитание, полученное человеком, закончено, достигло своей цели, когда человек настолько созрел, что обладает силой и волей самого себя образовывать в течение дальнейшей жизни и знает способ и средс...

Оказание методической помощи педагогам в деятельности первичных отделений "Российского движения школьников"

Анализ вопросов для подготовки методической поддержки педагогам, работающим с первичными отделениями РДШ....

Методический час «Диагностика затруднений и оказание методической помощи педагогам в образовательной деятельности»

На современном этапе качественным можно считать такое образование, которое дает возможность человеку самоопределиться, самосовершенствоваться, саморазвиваться.Самообразование только тогда считается за...