Приложение к работе "Дидактическое и методическое обеспечение образовательного процесса в рамках перцетивного обучения в условиях коррекционной школы III - IV вида
учебно-методический материал по изобразительному искусству (изо) на тему

Сайфутдинова Гузалия Нурулловна

Приложение к работе. Необходимый материал для учителя технологии в корркционной школе III -IV вида

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prilozhenie_2.docx44.41 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение №1

Характеристика допустимой зрительной нагрузки на уроках труда в школе слепых и слабовидящих.

Зрительные функции

Минимальн ый    размер объекта различения

Продолжительность зрительной нагрузки

Острота

зрения

(лучше

видяще

го глаза

с

коррекц

ией)

Поле зрения

Непрерывное сосредоточенное наблюдение (период     освоения производственных операций), не более

Работа                   с кратковременным зрительным контролем         при свободном режиме

Работа               с

постоянным

зрительным

контролем    при

свободном

режиме

1

2

3

4

5

6

0,01-0,03

Шире    20    по

всем

меридианам

15 мм

5 мин.

В    течении    всего рабочего    времени (урока)

Не

рекомендуется

20   и   уже   в

любом

мередиане,или

парацентральн

ые

абсолютные

скотомы более

5

Использования зрения только в ориентировке на рабочем месте и в помещении

0,04-0,02

Шире    20    по

всем

мередианам

5 мм

15 мин.

В   течении   всего   рабочего   времени (урока)

20    и    уже    в любом

меридиане   или парацентральн ые абсолютные скотомы   более 5

5 мин.

В течении всего рабочего времени (урока)

Не

рекоменду ется

0,09-0,2

20    и    уже    в любом

меридиане   или парацентральн ые абсолютные скотомы более5

3 мин.

15 мин.

В        течении         всего         рабочего времени(урока)

20    и    уже    в любом

меридиане   или парацентральн ые абсолютные скотомы болсс5

5 мин.

В течении всего рабочего времени (урока)

Не

рекоменду ется

X) Объект различения - минимальное измерение предмета или его части, которое требуется видеть в процессе производственной операции.


Приложение №2

Гимнастика для глаз

1. Упражнения для глаз Забор.

На расстоянии 5-7 см. от лица держим свою ладонь с растопыренными пальцами и смотрим сквозь них , зафиксировав свой взгляд на каком-либо предмете. Затем делаем плавные движения головой из стороны в сторону. При правильном выполнении у вас должно создаться впечатление, что движется рука, а не голова.

Упражнение помогает снять усталость мышц затылка и шеи, головную боль, улучшает зрение.

2. Тренировка и укрепление мышц глазного яблока

•    Движение глазами вверх и вниз в сочетании с правильным дыханием: на входе поднимает глаза вверх, на выходе - опускаем. Все движения должны быть плавными и спокойными, без видимых усилий.

•   На входе движение глаз влево, на выходе - вправо.

•    Круговые движения открытыми глазами.

•   Круговые движения закрытыми глазами, при этом голова чуть откинута назад.

•    Плавно свести глаза к носу, пытаясь увидеть его кончик, также плавно вернуть их в нормальное положение, повторить 3-5 раз.

•   Поднять глаза к переносице и вернуть в нормальное положение, повторить 3-5 раз.

•    Указательные пальцы обеих рук поместить перед глазами и развести в разные стороны, удерживая их боковым зрением как можно дальше. После каждого движения или в случае усталости глаз проделать «Забор» либо одно из перечисленных ниже упражнений.

Энергетические очки.

Подушечками пальцев совершаем вибрирующие движения по коже вокруг глаз, по верхнему веку от внутреннего угла глаза к виску, по нижнему - от виска к внутреннему углу глаза.

После упражнения вы почувствуете тепло вокруг глаз.

3.Массаж глазного яблока.

Упражнение  выполняется теплыми руками  ( для  этого  энергично потрите кисти рук друг о друга). Подушечки пальцев кладем на закрытые веки и совершаем едва уловимые вибрирующие движения. Если в глазах туман и резь, значит, вы слишком сильно давили на глаза.

4. Рисуем носом.

С открытыми или закрытыми глазами пишем в воздухе носом цифры или слова.

В это время разгружаются мышцы затылка и шеи, снимается напряжение с глаз. Упражнение служит профилактикой утомляемости и головной боли.

5.Большие повороты.

Это упражнение рекомендуется для снятия усталости, улучшения сна. Стоя ноги на ширине плеч, мышцы тела расслаблены, делаем повороты из стороны в сторону. При этом появляется приятное ощущение свободы и легкости в теле, в голове, глазах.

Упражнение   прекрасно   снимает   напряжение   с   позвоночника,   а, следовательно, нормализует функции внутренних органов.

б.Соляризация глаз.

Глаза отдыхают в темноте, но видят только на свету. Поэтому для улучшения зрения «подзарядите» их солнечным светом.

Встаньте у окна или на улице так, чтобы один глаз был на улице, а другой в тени приоткройте веки, совершая «большие повороты» головой, подставьте глаза солнечному свету.

Голова свободно вращается, попадая то в тень, то на солнце.

Делаем упражнение с удовольствием, не перенапрягаясь.

7.Корригирующая гимнастика для глаз.

Упражнение 1.

Моргайте на каждый вдох и выдох (Моргание полезно при всех видах нарушения).

Упражнение 2.

Исходное положение - стоя, голову держать прямо. Посмотреть вверх, вниз, не изменяя положение головы.

Упражнение 3.

Исходное положение - стоя. Указательный палец правой руки держать перед носом на расстоянии 25-30 см. смотреть на палец в течение 4-5 секунд, затем закрыть ладонью левой руки левый глаз и смотреть на палец двумя глазами. Проделать тоже, но закрыть правый глаз. Повторить 4-6 раз.

Упражнение 4. (для работы в близи)

Исходное положение - стоя. Вытянуть руки вперед, смотреть на кончик пальца вытянутой руки, расположенной по средней линии лица, медленно приближать палец, не сводя с него глаз, до тех пор, пока не начнет двоиться. Повторить 6-8 раз.

Упражнение облегчает зрительную работу на близком расстоянии.

Упражнение 5.

Посмотреть вправо, затем влево, двигая каждый раз головой в том же направлении, что и глазами ( но не в коем случае не наоборот).

Упражнение 6.

Раскачивайте тело, голову и глаза подобно маятнику. Глаза при этом должны быть закрыты, а глазные яблоки двигаться вместе с головой.

Упражнение 7.

Попытайтесь подражать походке слона с раскачиванием. Сделайте шаг правой ногой и качните тело, голову и глаза при этом вправо, а затем наоборот.

Упражнение 8.

Считайте с нерегулярными интервалами и моргайте на каждый счет. Повторите в течение 10-15 секунд.

Упражнение 9.

Посмотрите в зеркало на свой правый глаз и моргните, затем в левый. Повторите 5-6 раз.


Приложение №3

Оптимальная освещенность рабочей поверхности при заболеваниях органа зрения.

Категория заболеваний и повреждений глаз   в   соответствии   со   справочной таблицей ЦИЭТИНа

Оптимальная хроматическая (желтая и зелёная) освещенность, лк

1

250-700

2

100-700

3

100-500

4

100-250

5

250-700

6

100-250

7

100-250

8

250-700

1.Высокая близорукость, глаукома, хориоретинальные дегенерации артериосклеротического генеза, ретиноплатии, нарушения проходимости сосудов сетчатки и зрительного нерва, воспалительные и врожденные заболевания сосудов сетчатки, отслойка сетчатки.

2.Тапеторетинальные дегенирации, атрофия зрительного нерва, любая патология органа зрения, сочетающаяся с тяжелыми нарушениями центральной нервной системы.

З.Хориоретиниты, увеиты, врожденные дефекты развития сосудистой системы сетчатки.

4.Афакия, смещение хрусталика.

5.Катаракта.

6.Заболевания роговицы.

7.Заболевания роговицы, осложненные истончением и экстазией роговицы( или ) склеры, буфтальм.

8. Дальнозоркость, дальнозоркий астигматизм, амблиопия, отсутствие, атрофия или субатрафия обоих глазных яблок, абсолютная слепота на обо глаза вследствие заболеваний, включенных в категории 1 ( кроме глауком),2,3,5.


Приложение N°4

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К НАГЛЯДНЫМ ПОСОБИЯМ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ.

•    Нельзя использовать пособия с блестящей поверхностью.

•    Иллюстрационный материал должен быть максимально приближен к реальности, иметь четкую форму.

•    Наглядные пособия должны быть с повышенной насыщенностью.

•   Демонстрационный материал нужно показывать на контрастном с цветом фоне, по принципу оппонентности (красное на зеленом, зеленое на красном и т. д.) наиболее предпочтителен контраст чистых спектров (черное-белое), (белое-красное), (белое-зеленое).

•    Раздаточный материал при заболеваниях: сходящимся косоглазии, высокой близорукости, нистагме - нужно располагать на подставке, чтобы он находился на расстоянии 25-30см от глаз. При расходящимся и вертикальном косоглазии наглядный материал лучше положить на стол.

•    При периферическом сужении поле зрения рекомендуется крупный наглядный материал, при трубочном сужении полей рекомендуется - мелкий.

•    Размеры пособий должны соответствовать остроте зрения. На индивидуальных карточках используют такой шрифт:

Vis 0.05 - 13 мм

Vis 0.1-7,5 мм

Vis 0.2 - 5,6 мм(данные В.А. Феоктистовой)

•    В классах высота букв при письме на доске должна быть не менее 10-15 см, ширина 8 см, расстояние между буквами - Зсм, между строчками-14-15 см (эти размеры могут быть изменены в соответствии со зрительными возможностями учащихся). (Данные Л.И. Моргайлик).

•    На рисунке должен быть контур.

•    Орфограммы можно выделять зеленым и красным цветом, но помнить, что при заболеваниях сетчатки и зрительного нерва наблюдается нарушение цветоощущения именно на эти цвета.

•   Средний размер картин и рисунков, предназначенных для индивидуального использования должен быть 27*18 см, а время рассматривания их -2-4 минуты. (Данные В.А. Феоктистовой).


Приложение №5

Краткий терминологический словарь офтальмолога

Амблиопия- снижение зрения без видимых причин, выражающиеся в    снижении остроты центрального зрения.

Астенопия- зрительный дискомфорт возникающий во время работы, особенно на близком расстоянии.

Астигматизм- сочетание в одном и том же глазу разных видов аномалий рефракций или  разных степеней одной и той же рефракции.

Атрофия зрительного нерва- заболевание при котором имеет место отек, воспаление, сдавливание, повреждение, дегенерация волокон зрительного нерва или сосудов питающих его.

Афакия- отсутствие в глазу хрусталика.

Ахромазия- тяжелая форма расстройства цветового зрения, которая характеризуется полной потерей способности различать цвета.

Бельмо- стойкое, интенсивное, обширное помутнение роговицы.

Бинокулярное  зрение-  объединенное  зрение  двумя  глазами,   при  котором  отдельные изображения получаемые в каждом глазу сливаются в одно, единое.

Буфтальм (бычий глаз)- поздняя стадия врожденной глаукомы.

Гемералопия(куриная слепота)- расстройство сумеречного зрения.

Гемианопсия-   выпадение   половины   поля   зрения   в   каждом   глазу,   наблюдается   при органических заболеваниях (опухоль мозга, кровоизлияние в головной мозг и др.).

Гидрофтальм- врожденная глаукома.

Гиперметропия(дальнозоркость)- аномалии рефракции при котором параллельные лучи, идущие от отдельных предметов, соединяются за сетчаткой.

Глаукома- хроническое заболевание глаз характеризующееся повышением внутриглазного давления, снижением зрительных функций, особой формы атрофии зрительного нерва.

Катаракта- помутнение хрусталика.

Колобома- дефект радужки или сосудистой оболочки.

Косоглазие-заболевание,    характеризующиеся    нарушением    бинокулярного    зрения    в результате отклонения одного из глаз от совместной точки фиксации.

Микрофтальм- значительное уменьшение в размере глазного яблока.

Миопия(близорукость)- вид аномалии рефракции, при котором параллельные лучи идущие  от расположенных в дали предметов, соединяются перед сетчаткой.

Нистагм глазной- ритмичное подергивание глазных яблок в ту или иную сторону.

Ретинобластома- злокачественная опухоль сетчатки, поражающая детей в первые годы жизни.

Скотома- очаговый дефект поля зрения, не сливающийся полностью с его периферическими границами.

Увеит-воспаление сосудистого (увеального)тракта глаза.

Хориопдит(задний \вент)-воспаление собственно сосудистой оболочки.

Экзофтальм- выпячивание глазного яблока.


Приложение №6

Упражнения, выполняемые на уроках в школе для профилактики зрительного утомления.

(Для     уменьшения     зрительного     напряжения     у     школьников целесообразно в середине каждого урока проводить специальные упражнения длительностью 3- 5 минут.) Примерные комплексы таких упражнений приведены ниже.

1.   И.П. (исходное положение)- сидя, откинувшись на спинку парты. Глубокий вдох. Наклонившись вперед, к крышке парты, выдох. Повторить 5- 6 раз.

2.   И.П. - сидя, откинувшись на спинку парты, прикрыть веки, крепко зажмурить глаза, открыть веки. Повторить 5-6 раз.

3.   И.П. - сидя, руки на пояс. Повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки, повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки, вернуться в исходное положение. Повторить 5- 6 раз.

4.   И.П. - сидя. Поднять глаза кверху, сделать ими круговые движения по часовой стрелке, затем сделать ими круговые движения против часовой стрелки. Повторить 5- 6 раз.

5.   И.П. - сидя, руки вперед. Посмотреть на копчики пальцев, поднять руки вверх (вдох), следить глазами за руками, не поднимая головы, руки опустить (выдох). Повторить 5- 6 раз.

6.   И.П. - сидя. Смотреть прямо перед собой на классную доску 2- 3 с, перевести взгляд на кончик носа на 3- 5 с. Повторить 6- 8 раз.

7.   И.П. - сидя, закрыть веки. В течение 30 с массировать их кончиками указательных пальцев.

23.10.2003 Врач офтальмолог Дмитриенко //. В.


Приложение № 7.

Рациональное применение методов обучения

Методы обучения

При   каком   содержании материала рационально применять метод?

При решении каких   задач    этот метод применяется           наиболее успешно?

При каких особенностях    учащихся рационально    применять метод?

Какие возможности должен иметь учитель для использования этого метода?

Словесные

Когда материал носит         теоретико-информационный характер

При    формировании     теоретических и практических    знании    и решении       всех других задач обучения

Когда ученики готовы к усвоению информации    данным видом словесных методов

Когда учитель

владеет соответствующими словесными методами лучше, чем другими методами

Наглядные

Когда       содержание учебного     материала может быть представлено в наглядном виде

Для развития наблюдательности, повышения   внимания   к  изучаемым вопросам

Когда   имеющиеся наглядные пособия доступны ученикам

Когда учитель располагает       необходимыми пособиями или может изготовить их сам

Практические

Когда содержание темы включает практические     упражнения, выполнение трудовых задании,   проведение опытов

Для развития практических умений и навыков

Когда ученики готовы к выполнению практических задании такого характера

Когда учитель располагает пособиями, дидактическими материалами для организации этих практических упражнении

Репродуктивные

Когда       содержание слишком сложное или простое

Для    формирования знании, умении и навыков

Когда ученики еще не  готовы  к проблемному     изучению данной темы

Когда у учителя нет времени для проблемного изучения этого материала

Приложение №7. продолжение

Рациональное применение методов обучения

Методы обучения

При каком содержании  материала рационально применять метод?

При   решении   каких задач этот метод применяется наиболее успешно?

При каких особенностях    учащихся рационально    применять метод?

Какие       возможности должен иметь учитель для использования этого метода?

Проблемно-поисковые

Когда содержание материала имеет средний уровень сложности

Для развития самостоятельности мышления, исследовательских умений, творческого подхода к делу

Когдаученики подготовлены к проблемному изучению материала

Когда учитель имеет время для проблемного изучения темы и хорошо владеет методами

Индуктивные

Когда содержание темы в учебнике изложено индуктивно

Для развития умений обобщать, осуществлять индуктивные умозаключения (от частного к общему)

Когда ученики подготовлены к индуктивным рассуждениям и затрудняются в дедуктивных рассуждениях

Когда учитель лучше владеет индуктавными методами обучения

Дедуктивные

Когда содержание темы в учебнике изложено дедуктивно или его рационально изложить подобным образом

Для развития умений осуществлять дедуктивные умозаключения (от общего к частному), развития умений анализировать явления

Когда ученики подготовлены к дедуктивным рассуждениям

Когда учитель хорошо владеет дедуктивными методами

Самостоятельная работа

Когда материал доступен для учащихся и может быть изучен самостоятельно

Для развития самостоятельности в учебной деятельности, формирования навыков учебного труда

Когда ученики готовы к самостоятельному изучению данной темы, располагают необходимыми знаниями и умениями

Когда имеются дидактические материалы для Самостоятельной работы учеников, время и учитель умеет правильно организовать ее

Приложение № 8

Краткий терминологический словарь  офтальмолога

Глазные болезни

1.АМБЛИОПИЯ-снижение зрения без видимых причин, выражающееся в снижении остроты центрального зрения.

2.АНИЗОМЕТРИЯ-неодинаковая по виду и по степени рефракции

3.АСТЕНОПИЯ' — зрительный дискомфорт, возникающий во время работы, особенно на близком расстоянии.

4.АСТИГМАТИЗМ- сочетание в одном и том же глазу разных видов аномалий рефракции или разных степеней одной и той же рефракции.

5.АТРОФИЯ ЗРИТЕЛЬНОГО НЕРВА - заболевание, при котором имеет место отек, воспаление, сдавливание, повреждение, дегенерация волокон зрительного нерва или сосудов, питающих его.

6.АФАКИЯ-отсутствие в глазу хрусталика.

7.АХРОМАЗИЯ-тяжелая форма расстройства цветового зрения, которая характеризуется полной потерей способности различать цвета.

8.БЕЛЬМО-стойкое, интенсивное, обширное помутнение роговицы.

9.БИНОКУЛЯРНОЕ ЗРЕНИЕ -  объединённое зрение двумя глазами, при котором отдельные изображения, получаемые в каждом глазу, сливаются в одно, единое .

10.БУФТАЛЬМ (бычий глаз)-поздняя стадия врожденной глаукомы.

11.ГЕМЕРАНОПСИЯ (КУРИНАЯ СЛЕПОТА)- расстройства сумеречного зрения.

12.ГЕМИАН0ПСИЯ-выпадение половины поля зрения в каждом глазу, наблюдается при органических заболеваниях (опухоль мозга, кровоизлияние в головной мозг и др.)

13.ГЕТЕРОФОРИЯ-скрытое косоглазие (нарушение мышечного равновесия)

14.ГИДРОФТАЛЬМ-врожденная глаукома.

15.ГИПЕРМЕТРОПИЯ (ДАЛЬНОЗОРКОСТЬ)-аномалии рефракции, при котором параллельные лучи, идущие от отдаленных предметов, соединяются за сетчаткой.

16.ГЛАУКОМА-хроническое заболевание глаз, характеризующееся повышением внутриглазного давления, снижением, зрительных функций, особой формой атрофии   зрительного нерва.

17.КАТАРАКТА-помутнение хрусталика.

18.КОЛОБОМА-дефект радужки или сосудистой оболочки.

19.КОСОГЛАЗИЕ-заболевание,характеризующееся нарушением бинокулярного зрения в результате отклонения одного из глаз от совместимой точки фиксации.

20.МИКРОФТАЛЬМ-значительное уменьшение в размере глазного яблока. 21 .МИОПИЯ(близорукость)-вид аномалии рефракции, при котором параллельные лучи, идущие от расположенных вдали предметов, соединяются перед сетчаткой.

22.МОНОКУЛЯРНОЕ ЗРЕНИЕ-процесс видения одним глазом.

23.НИСТАГМ ГЛАЗНОИ - ритмическое подергивание глазных яблок в ту или иную сторону.

24.РЕТИНОБЛАСТОМА-злокачественная опухоль сетчатки, поражающая детей в первые годы жизни.

25.СКОТОМА-очаговый дефект поля зрения, не сливающийся полностью с его периферическими границами.

26.УВЕИТ-воспаление сосудистого (увеального) тракта глаза.

27.ХОРИОПДИТ (задний увеит) - воспаление собственно сосудистой оболочки.

28.ХОРИОРЕТИНИТ-воспаление сосудистой оболочки и сетчатки.

29. ЭКЗОФТАЛЬМ - выпячивание глазного яблока.



Приложение №9

Психологическая коррекционно-развивающая карта учащихся 5а класса (2011) - 8а класса (2014)

№ Фамилия, имя

Познавательные функции

Личностные особенности

Внимание

Помять

Мышление, речь

Воображение

Самооценка

Волевая саморегуляция

Общественная активность

Коммуникативные способности

Устойчивость

Распределен.

Переключение

Объем

Наглядно-образное

Логическое

Механическое

Наглядно-действ.

Наглядно-образное

Логическое

Активный словарь

Воссоздающее

Творческое

Зрительная

Слуховая

Двигатель пая

1. Анисимова Ольга

О

О

О О

О О

О О

О О

О О

О О

О

О О

О О

О О

О О

О О

О О

О О

О О

О О

О О

О О

2. Динисламова Алия

О

О

О

О О

О О

О О

О О

О О

О О

О О

О О

ОО

О О

О О

О О

О О

О

О

О О

О О

3. Жданова

Настя

О О

О О

О О

О О

О О

О О

О О

О О

О О

О О

О О

О О

О

О

О О

О О

О О

О О

О О

О О

4. Сайфутдинова Лиля

О О

О

О

О О

О О

О О

О О

О

О

О О

О О

О О

О О

О О

О О

О О

О О

О О

О О

О О

О О

5. Якк

Оля

О О

О О

О О

О О

О О

О О

О О

О О

О О

О О

О О

О О

О О

О О

О О

О О

О О

О О

О О

6. Кирина

Алена

О О

О О

О О

О О

О О

О О

О О

О О

О О

О О

О О

О О

О О

О О

О

О О

О О

О О

О

О

Уровни: О - низкий; О - ниже среднего; О - средний; О - выше среднего; О - высокий.


Приложение №10

Перечень зрительных нагрузок, рекомендуемых для учащихся школы слабовидящих детей.

Острота зрения

0.01-0.3

0.4- 1.0

Фиксация

нецентральная устойчивая

центральная и нецентральная устойчивая

центральная

центральная

Характер зрения

не учитывается

не учитывается

монокулярная, монокулярно-альтернирующий, одновременный

одновременный, бинокулярный

Вид косоглазия

Не учитывается

Не учитывается

сходящееся

расходящееся

нет

Зрительная нагрузка

№1

№2

№3

№4

№5

Характеристика учебно- наглядных пособий

Цвета

оранжевый, красный, зеленый и их оттенки

оранжевый, красный, зеленый и их оттенки

разнообразные

разнообразные

разнообразные

Размеры

до 2.0 см

до 2.0 см

разнообразные

разнообразные

разнообразные

Формы

разнообразные

разнообразные

объемные

объемные

объемные

Факторы, учитываемые во время занятий со зрительной нагрузкой

Время

утро и вечер

утро и вечер

любое

любое

любое

Количество занятий в день

2-3

3-4

4-5

4-5

5-6

Продолжите

льность

занятия

15 мин

15 мин

20- 30 мин

20- 30 мин

20- 30 мин

Отличительные

особенности

нагрузки

занятия на локализацию

упражнения на

расслабление

конвергенции

упражнения на

усиление

аккомодации

упражнения на

стереоприборах,

решеткажля

читавших

Врач   офтальмолог  Дмитриенко И.В.  22.10.2013


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации "Программно-методическое обеспечение образовательного процесса педагога дополнительного образования"

Методические рекомендации содержат теоретические и методологические основы планирования и прогнозирования образовательного процесса. Образцы представленной документации соответствуют современным...

Доклад: «Организация Государственной итоговой аттестации по трудовому обучению в условиях коррекционной школы VIII вида.»

Доклад подготовлен для выступления  на методическом семинаре для специалистов коррекционных школ  и раскрывает нормативно-правовую базу  подготовки, организации и проведения государстве...

Дидактическое и методическое обеспечение образовательного процесса в рамках перцептивного обучения в условиях коррекционной школы III - IV вида

В работе отражены методы и приемы работы на уроках технологии со слепыми и слабовидящими учащимися...

Учебно-методический комплекс ПМ.04 Методическое обеспечение образовательного процесса

Учебно-методический комплекс  ПМ.04 Методическое обеспечение образовательного процесса  разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специа...

Программно-методическое обеспечение образовательного процесса в спец. (коррекционной) школе VIII вида

Учебная литература для учителя и обучающихся спец. (коррекционной) школы VIII вида...

Методические рекомендации "Программно-методическое обеспечение образовательного процесса педагога дополнительного образования"

Методические рекомендации содержат теоретические и методологические основы планирования и прогнозирования образовательного процесса. Образцы представленной документации соответствуют современным требо...

Методическая разработка "Методическое обеспечение образовательного процесса в дополнительном образовании детей"

Описание учебно-методического комплекса как системы методического обеспечения реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ...