Главные вкладки

    Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» для 6 класса на 2014 – 2015 учебный год. Б.М. Неменский (М.: Просвещение, 2010).
    рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 6 класс) на тему

    Самохина Светлана Васильевна

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Рабочая программа – нормативно-управленческий документ, характеризующий систему организации образовательной деятельности педагога.

    Рабочая программа по курсу «Изобразительное искусство» разработана на основе программы «Изобразительное искусство и художественный труд» авторского коллектива под руководством народного художника России, академика  РАО и РАХ Б. М. Неменского (М.: Просвещение, 2010), частично видоизменённой за счёт расширения отдельных тем и реализации регионального компонента из расчёта от 10 до 15 процентов от 34 часов, что составляет от 3 до 5 уроков за учебный год. Для работы по программе предполагается использование учебно-методического комплекта (далее УМК): учебник, методическое пособие для учителя, методическая и вспомогательная литература (пособия для учителя, видеофильмы, учебно-наглядные пособия).

    Для реализации программного содержания используется УМК (учебно-методический комплект):

    - Программы общеобразовательных учреждений: Изобразительное искусство и художественный труд: 1-9 классы/ под рук. Б.М.Неменского. – М.: Просвещение, 2010.

    - Горяева Н.А. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Н.А.Горяева, О.В.Островская; под ред. Б.М.Неменского. -  М.: Просвещение, 2010.

    - Горяева Н.А. Изобразительное искусство. Твоя мастерская. 6 класс: рабочая тетрадь/ Н.А.Горяева; под ред. Б.М.Неменского. -  М.: Просвещение, 2010.

    - Горяева Н.А. Методическое пособие к учебнику «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека». 6 класс/ Н.А.Горяева; под ред. Б.М.Неменского. -  М.: Просвещение, 2010.

    Целью рабочей программы является создание условий для планирования, организации и управления образовательным процессом по изобразительному искусству в 6 классе и максимальная реализация культуры Курской области за счёт расширения и углубления некоторых тем, указанных в календарно-тематическом планировании.

    Рабочая программа составлена с учётом статуса учреждения, его целей, задач и направлений, а также контингента обучающихся.

    Задачи программы:

    - дать обучающимся представление о практической реализации компонентов государственного образовательного стандарта при изучении предмета «изобразительное искусство» в 6 классе;

    - конкретно определить содержание, объём, порядок изучения предмета «изобразительное искусство» в 6 классе с учётом целей, задач и особенностей учебно-воспитательного процесса учреждения и контингента обучающихся.

    Функции рабочей программы:

    - нормативная, то есть рабочая программа является обязательным документом для выполнения в полном объёме;

    - целеполагания, то есть определяет ценности и цели, ради достижения которых она введена в образовательную область «искусство»;

    - определения содержания образования, то есть фиксирует состав элементов содержания, подлежащих усвоению обучающимися (требования к минимуму содержания образования), а также степень их трудности;

    - процессуальная, то есть определяет логическую последовательность усвоения элементов содержания, организационные формы и методы, средства и условия обучения;

    - оценочная, то есть выявляет уровни усвоения элементов содержания, объекты контроля и критерии оценки уровня обученности обучающихся.

    Содержание тем учебного курса:

    - виды изобразительного искусства и основы образного языка (изобразительное искусство; семья пространственных искусств; рисунок – основа изобразительного творчества; линия и её выразительные возможности; ритм линий; пятно как средство выражения; ритм пятен; цвет; основы цветоведения; цвет в произведениях живописи; объёмные изображения в скульптуре; основы языка изображения);

     

    - мир наших вещей; натюрморт (реальность и фантазия в творчестве художника; изображение предметного мира – натюрморт; понятие формы; многообразие форм окружающего мира; изображение объёма на плоскости и линейная перспектива; освещение; свет и тень; натюрморт в графике; цвет в натюрморте; выразительные возможности натюрморта);

     

    - вглядываясь в человека; портрет (образ человека – главная тема в искусстве; конструкция головы человека и её основные пропорции; изображение головы человека в пространстве; портрет в скульптуре; графический портретный рисунок; сатирические образы человека; образные возможности освещения в портрете; роль цвета в портрете; великие портретисты прошлого; портрет в изобразительном искусстве 20 века);

     

    - человек и пространство; пейзаж (жанры в изобразительном искусстве; изображение пространства; правила построения перспективы; воздушная перспектива; пейзаж – большой мир; пейзаж настроения; природа и художник; пейзаж в русской живописи; пейзаж в графике; городской пейзаж; выразительные возможности

    изобразительного искусства; язык и смысл).

             Логика изложения и содержание программы полностью соответствует требованиям федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования.

     

    Учебно-тематический план:

     

    п/п

    Тема раздела

    Содержание

    Количество часов

    Дата

    1

    Виды изобразительного искусства и основы образного языка.

    Изобразительное искусство и семь пластических искусств.

    1

     

    Рисунок – основа изобразительного творчества.

    1

     

    Линия и её выразительные возможности.

    1

     

    Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен.

    1

     

    Цвет. Основы цветоведения.

    1

     

    Цвет в произведениях живописи. Цвет в произведениях живописи курских художников.

    1

     

    Объёмные изображения в скульптуре. Объёмные изображения в скульптурах города Курска.

    1

     

    Основы языка изображения.

    1

     

    2

    Мир наших вещей. Натюрморт.

    Реальность и фантазия в творчестве художника. Реальность и фантазия в творчестве курских художников.

    1

     

    Изображение предметного мира – натюрморт.

    1

     

    Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира.

    1

     

    Изображение объёма на плоскости и линейная перспектива.

    1

     

    Освещение. Свет и тень.

    1

     

    Натюрморт в графике.

    1

     

    Цвет в натюрморте.

    1

     

    Выразительные возможности натюрморта (обобщение темы).

    1

     

    3

    Вглядываясь в человека. Портрет.

    Образ человека – главная тема в искусстве.

    1

     

    Конструкция головы человека и её пропорции.

    1

     

    Изображение головы человека в пространстве.

    1

     

    Графический портретный рисунок и выразительный образ человека.

    1

     

    Портрет в скульптуре.

    1

     

    Сатирические образы человека.

    1

     

    Образные возможности освещения в портрете.

    1

     

    Портрет в живописи.

    1

     

    Роль цвета в портрете.

    2

     

    Великие портретисты (обобщение темы). Портретисты-куряни.

    1

     

    4

    Человек и пространство в изобразительном искусстве.

    Жанры в изобразительном искусстве.

    1

     

    Изображение пространства.

    1

     

    Правила линейной и воздушной перспективы.

    1

     

    Пейзаж – большой мир. Организация изображаемого пространства.

    1

     

    Пейзаж-настроение. Природа и художник. Пейзажисты-куряни.

    1

     

    Городской пейзаж.

    1

     

    Выразительные возможности

    изобразительного искусства. Язык и смысл.

    1

     

          

     

                                                                                                          Итого.......34 часа

     

     

    Тематическое планирование. 

    Настоящее поурочное планирование представляет сис­тему уроков по курсу «Искусство» в 6 классе.

     

    № п/п

    Тема урока

    Ко-во часов

    Тип урока

    Элементы содержания

    Учебно-творческое задание

    Требования к уровню подготовки обучающихся (результат)

    Вид контроля

    Элементы дополнительного (необязательного) содержания.

    Домашнее задание

    ИКТ (информационное обеспечение урока)

    Дата

    план

    факт

    Виды изобразительного искусства и основы образного языка (8 часов).

    1

    Изобразительное искусство в семье пластических искусств.

    1

    Урок изучения новых знаний.

    Пластические или пространственные виды искусства и их деление на три группы.

    Беседа об искусстве и его видах. Виды изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура.

    Знать:

    - виды изобразительного искусства; - художественные материалы и их выразительные возможности.

    Устный опрос. Практическая работа.

    -

    Подобрать зрительный материал с видами искусств.

    Мультимедийная презентация «Виды изобразительного искусства».

     

     

    2

    Рисунок – основа изобразительного творчества.

    1

    Урок формирования новых умений.

    Рисунок – основа мастерства художника. Виды рисунка. Графические материалы.

    Зарисовка с натуры отдельных растений (произрастающих на территории Курской области), не имеющих ярко выраженной окраски (колоски и т.п.).

    Знать:

    - виды рисунка;

    - графические  материалы.

    Уметь пользоваться графическими материалами.

    Фронтальный опрос. Просмотр и обсуждение работ.

    Академический рисунок. Рисунок гипсовых тел.

    Наброски с натуры комнатных растений.

    Мультимедийная презентация «В. Серов. Графика.».

     

     

    3

    Линия и её выразительные возможности.

    1

    Урок формирования новых умений.

    Выразительные свойства линии. Условность и образность линейного изображения.

    Выполнение (по представлению) линейных рисунков трав (произрастающих на территории Курской области), которые колышет ветер (линейный ритм).

    Знать:

    - ритм линий;

    - роль ритма.

    Уметь использовать выразительные средства туши.

    Просмотр и обсуждение работ. Беседа по теме урока.

    Штриховка. Виды штриховки.

    Наблюдения за тем, где встречаются линии в природе.

    Мультимедийная презентация. Работа на компьютере.

     

     

    4

    Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен.

    1

    Комбинированный.

    Пятно в изобразительном искусстве. Тон и тональные отношения: тёмное - светлое. Линия и пятно.

    Изображение различных осенних состояний в природе (ветер, тучи, дождь, туман; яркое солнце и тени).

    Знать понятия силуэт, тон, ритм.

    Уметь: пользоваться графическими материалами;

    - видеть и передавать характер освещения.

    Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке.

    -

    Наброски с натуры деревьев с передачей тоновых отношений.

    Мультимедийная презентация. Работа на компьютере в программе Paint.

     

     

    5

    Цвет. Основы цветоведения.

    1

    Комбинированный.

    Изучение свойств цвета. Цветовой круг. Цветовой контраст. Насыщенность цвета и его светлота.

    Фантазийные изображения сказочных царств с ограниченной палитрой и с показом вариативных возможностей цвета.

    Знать основные и составные цвета;

    - тёплые и холодные цвета.

    Уметь использовать выразительные средства гуаши.

    Просмотр и обсуждение работ, выполненных на уроке.

    Хроматические и ахроматические цвета. Нюанс. Контраст.

    Наблюдения за цветом предметов, которые окружают нас в быту.

    -

     

     

    6

    Цвет в произведениях живописи. Цвет в произведениях живописи курских художников.

    1

    Урок изучения новых знаний.

    Цветовые отношения. Живое смешение красок. Выразительность мазка. Фактура в живописи.

    Изображение осеннего букета с разным настроением – радостный букет, грустный, торжественный, тихий и т.д..

    Знать понятия:

    локальный цвет,тон, колорит, гармония цвета. Уметь активно воспринимать произведения искусства.

    Просмотр и обсуждение работ. Эстетическая оценка рисунка «Букет».

    Художники-импрессионисты.

    Подобрать материал с объёмными изображениями.

    Мультимедийная презентация «Художники-импрессионисты».

     

     

    7

    Объёмные изображения в скульптуре. Объёмные изображения в скульптурах города Курска.

    1

    Урок изучения новых знаний.

    Выразительные возможности объёмного изображения. Художественные материалы в скульптуре и их выразительные свойства.

    Объёмные изображения животных в разных материалах: глина или пластилин, солёное тесто (по выбору учащихся).

    Знать художественные материалы в скульптуре и их выразительные возможности.

    Уметь владеть приёмами лепки.

    Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке.

    Художники-анималисты.

    Найти иллюстрации с мелкой пластикой.

    Мультимедийная презентация «Художники-анималисты».

     

     

    8

    Основы языка изображения.

    1

    Урок обобщения и систематизации.

    Обобщение материала темы «Виды изобразительного искусства. Художественное восприятие, зрительские умения».

    Беседа «Виды изобразительного искусства, художественные материалы и их выразительные возможности». Викторина.

    Знать виды изобразительного искусства.

    Уметь воспринимать и анализировать произведения искусства.

    Выступления с анализом творческих работ, выполненных на уроках.

    -

    Наблюдения за окружающим нас миром.

    -

     

     

    Мир наших вещей. Натюрморт (8 часов).

    9

    Реальность и фантазия в творчестве художника. Реальность и фантазия в творчестве курских худо жников.

    1

    Комбинированный.

    Условность и правдоподобие в изобразительном искусстве. Реальность и фантазия в творческой деятельности художника.

    Беседа. Изображение как познание окружающего мира и отношение к нему человека. Почему люди хранят произведения искусства?

    Знать выразительные средства и правила изображения в изобразительном искусстве.

    Уметь понимать особенности творчества великих русских художников.

    Выступления с анализом произведений, выполненных известными художниками.

    -

    Подобрать иллюстрации натюрмортов.

    Мультимедийная презентация «Контраст языка изображения в произведениях искусства».

     

     

    10

    Изображение предметного мира – натюрморт.

    1

    Комбинированный.

    Многообразие форм изображения мира вещей в истории искусства. Натюрморт в истории искусства. Появление жанра натюрморта.

    Работа над натюрмортом из плоских изображений знакомых предметов с акцентом на композицию, ритм. Аппликация.

    Знать:

     - основные этапы развития натюрморта;

    - имена выдающихся художников в жанре натюрморта.

    Уметь составлять композицию натюрморта.

    Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке.

    -

    Подобрать иллюстрации с натюрмортами.

    Мультимедийная презентация «Жанр в изобразительном искусстве: натюрморт».

     

     

    11

    Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира.

    1

    Комбинированный.

    Многообразие форм в мире. Линейные, плоскостные и объёмные формы. Выразительность формы.

    Конструирование из бумаги простых геометрических тел (куб, конус, цилиндр, параллепипед, пирамида).

    Знать:

     - понятие формы;

    - правила изображения и средства выразительности.

    Уметь конструировать из бумаги.

    Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке.

    -

    Наброски с натуры простых по форме предметов быта.

    -

     

     

    12

    Изображение объёма на плоскости, линейная перспектива.

    1

    Комбинированный.

    Плоскость и объём. Изображение как окно в мир. Перспектива как способ изображения на плоскости предметов в пространстве.

    Изображение конструкций из нескольких геометрических тел с передачей объёма графическими средствами (карандаш).

    Знать:

     - правила объёмного изображения геометрических тел;

    - понятие ракурса.

    Уметь изображать в перспективе объём геометрических тел.

    Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке.

    -

    Наблюдения за одним и тем же предметом при разном освещении.

    Мультимедийная презентация «Изображение геометрических тел».

     

     

    13

    Освещение. Свет и тень.

    1

    Урок формирования новых умений.

    Освещение как средство выявления объёма предмета. Источник освещения. Свет. Блик. Рефлекс.

    Изображение геометрических тел из гипса или бумаги при боковом освещении с использованием только белой и чёрной гуаши.

    Знать понятия свет, блик, рефлекс.

    Уметь выполнять изображения геометрических тел с передачей объёма.

    Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке.

    -

    Подобрать иллюстрации с изображением натюрморта в графике.

    -

     

     

    14

    Натюрморт в графике.

    1

    Урок изучения новых знаний.

    Графическое изображение натюрмортов. Композиция и образный строй в натюрморте.

    Практическая работа: оттиск с аппликации натюрморта на картоне.

    Знать понятие гравюра и её свойства.

    Уметь работать графическими материалами.

    Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке.

    -

    Зарисовки с натуры одного предмета (стакан, кастрюля и т.п.).

    Мультимедийная презентация «Гравюра. Офорт.».

     

     

    15

    Цвет в натюрморте.

    1

    Урок формирования новых умений.

    Цвет в живописи и богатство его выразительных возможностей.

    Работа над изображением натюрморта в заданном эмоциональном состоянии: праздничный, грустный и т.д..

    Знать имена художников и их произведения.

    Уметь передавать цветом в натюрморте настроение.

    Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке.

    -

    Подготовить свои работы к итоговой выставке.

    Мультимедийная презентация «Натюрморт в живописи».

     

     

    16

    Выразительные возможности натюрморта (обобщение темы).

    1

    Урок обобщения и систематизации изученного.

    Предметный мир в изобразительном искусстве. Натюрморт в искусстве 19-20 веков. Жанр натюрморта и его развитие.

    Беседа. Жанр натюрморта и его развитие. Натюрморт и выражение творческой индивидуальности художника.

    Знать имена художников и их произведения.

    Уметь воспринимать и анализировать произведения искусства.

    Выступления с анализом произведений, выполненных на уроках.

    -

    -

    Мультимедийная презентация «Натюрморт в живописи».

     

     

    Вглядывась в человека. Портрет (11 часов).

    17

    Образ человека – главная тема искусства.

    1

    Урок формирования новых знаний.

    Изображение человека в искусстве разных эпох. История возникновения портрета. Проблема сходства в портрете.

    Беседа. Портрет в искусстве Древнего Рима, эпохи Возрождения и в искусстве Нового времени. Парадный портрет.

    Знать имена выдающихся художников и их произведения.

    Уметь воспринимать и анализировать произведения искусства.

    Выступления с анализом произведений известных художников.

    -

    Подобрать зрительный ряд с изображением человека.

    Мультимедийная презентация «Человек в истории искусства».

     

     

    18

    Конструкция головы человека и её пропорция.

    1

    Урок изучения новых знаний.

    Закономерности в конструкции головы человека. Подвижные части лица., мимика. Пропорции лица человека.

    Работа над изображением головы человека с соотнесёнными по-разному деталями лица (нос, губы, глаза, брови, скулы и т.д.).

    Уметь творчески работать над предложенной темой, используя выразительные возможности художественных материалов.

    Творческое обсуждение работ.

    Академический рисунок черепа и обрубовочнойголовы (гипс).

    Подобрать зрительный ряд с изображением головы человека.

    Мультимедийная презентация «Портрет человека в графике».

     

     

    19

    Изображение головы человека в пространстве.

    1

    Комбинированный.

    Повороты и ракурсы головы. Соотношение лицевой и черепной частей головы. Индивидуальные особенности человека.

    Объёмное конструктивное изображение головы. Рисование с натуры гипсовой головы.

    Знать закономерности конструкции головы человека.

    Уметь использовать выразительные возможности художественных материалов.

    Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке.

    Академический рисунок.

    Принести фотографию друга или любимого актёра, певца, художника и т.п..

    -

     

     

    20

    Графический портретный рисунок и выразительный образ человека.

    1

    Комбинированный.

    Образ человека в графическом портрете. Выразительные средства и возможности графического изображения.

    Рисунок (набросок) с натуры друга или одноклассника. Постараться передать индивидуальные особенности и настроение.

    Уметь

    - передать индивидуальные особенности, характер, настроение человека в графическом портрете;

    - пользоваться графическими материалами.

    Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке.

    -

    Подобрать репродукции с изображением скульптурных портретов.

    Мультимедийная презентация «Портрет человека в графике».

     

     

    21

    Портрет в скульптуре.

    1

    Комбинированный.

    Скульптурный портрет в истории искусства. Человек – основной предмет изображения в скульптуре. Материал скульптуры.

    Работа над изображением в скульптурном портрете выбранного литературного героя с ярко выраженным характером пластическим способом лепки.

    Знать:

     - выразительные возможности скульптуры;

    - особенности лепки пластическим материалом.

    Уметь работать с пластическим материалом (пластилином, глиной, солёным тестом).

    Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке.

    Жизнь и творчество О.Родена.

    Подобрать комические изображения человека.

    Мультимедийная презентация «Человек в скульптуре».

     

     

    22

    Сатирические образы человека.

    1

    Урок изучения новых знаний.

    Правда жизни и язык искусства. Художественное преувеличение. Карикатура и дружеский шарж. Сатирические образы в искусстве.

    Изображение сатирических образов литературных героев или создание дружеских шаржей (по выбору учащихся).

    Знать

    Сходство и различия карикатуры и дружеского шаржа.

    Уметь

    Подмечать и изображать индивидуальные особенности.

    Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке.

    Комиксы и дружеские шаржи. Сходство и различия.

    Присмотреться к лицам родных и близких людей. Подобрать репродукции портретов.

    Мультимедийная презентация. Работа на компьютере в программе Paint.

     

     

    23

    Образные возможности освещения в портрете.

    1

    Комбинированный.

    Изменение образа человека при различном освещении. Постоянство формы и изменение её восприятия при различном освещении.

    Наблюдения натуры и наброски (пятном) с изображением головы в различном освещении.

    Знать:

     - приёмы изображения при направлении света сбоку, снизу, при рассеянном свете;

    - контрастность освещения.

     

    Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке.

    -

    Подготовить сообщение о творчестве художника-портретиста.

    Мультимедийная презентация «Роль освещения в портрете».

     

     

    24

    Портрет в живописи.

    1

    Урок изучения новых знаний.

    Роль и место портрета в истории искусства. Обобщённый образ человека в разные эпохи.

    Аналитические зарисовки композиций портретов известных художников технике акварельной живописи.

    Знать:

     - типы портретов (парадный, конный и т.д.);

    - имена художников и их выдающиеся произведения.

     

    Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке.

    Портрет на фоне пейзажа. «Мона Лиза (Джоконда)».

    Подготовить сообщение о творчестве художника-портретиста.

    Мультимедийная презентация «Портрет в живописи».

     

     

    25-26

    Роль цвета в портрете.

    2

    Комбинированный.

    Цветовое решение образа в портрете. Тон и цвет. Цвет и освещение. Цвет и живописная фактура.

    Работа над созданием автопортрета или портрета близкого человека – члена семьи, друга (по выбору учащихся).

    Знать определение цвета и тона в живописи.

    Уметь использовать цвет для передачи настроения и характера.

    Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке.

    Биография и творчество Рембрандта.

    Подобрать репродукции портретов с картин известных художников.

    Мультимедийная презентация «Цвет и живописная натура».

     

     

    27

    Великие портретисты (обобщение темы).

    Портретисты-куряни.

    1

    Урок обобщения и систематизации изученного.

    Выражение творческой индивидуальности художника в созданных им портретных образах.

    Беседа. Личность художника и его эпоха. Индивидуальность образного языка в произведениях великих художников.

    Знать имена выдающихся художников и их произведения в портретном жанре.

    Уметь выражать своё мнение о произведениях искусства.

    Выступления с анализом творческих работ, выполненных на уроках.

    Художники-портретисты Курского региона.

    Подобрать репродукции картин с изображением пейзажей.

    Выставка графических и живописных работ учащихся.

     

     

    Человек и пространство в изобразительном искусстве (7 часов).

    28

    Жанры в изобразительном искусстве.

    1

    Урок изучения новых знаний.

    Предмет изображения и картина мира в изобразительном искусстве. Жанры в изобразительном искусстве.

    Беседа «Изменение видения мира в разные эпохи». Тематическая картина.

    Знать жанры изобразительного искусства: натюрморт, портрет, пейзаж (исторический, бытовой, батальный и другие).

     

    Аргументированно анализировать картины, написанные в разных жанрах.

    Творчество художников Курской области.

    Зарисовки с натуры.

    Мультимедийная презентация «Жанры изобразительного искусства».

     

     

    29

    Изображение пространства.

    1

    Урок формирования новых умений.

    Виды перспективы. Перспектива как изобразительная грамота. Пространство иконы и его смысл. Понятие точки зрения.

    Беседа «Изображение пространства в искусстве Древнего Египта, Древней Греции, эпохи Возрождения и в искусстве 20 века».

    Знать понятия точка зрения и линия горизонта.

    Уметь пользоваться начальными правилами линейной перспективы.

    Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке.

    -

    Подобрать иллюстративный материал с изображением пространства художников Курской области.

    Мультимедийная презентация «Виды перспективы».

     

     

    30

    Правила линейной и воздушной перспективы.

    1

    Урок практического применения знаний, умений.

    Перспектива – учение о способах передачи глубины пространства. Плоскость картины. Точка схода. Горизонт и его высота.

    Изображение уходящей вдаль аллеи с соблюдением правил линейной и воздушной перспективы с использованием карандаша и гуаши 2-3 цветов.

    Знать правила воздушной перспективы.

    Уметь изображать пространство по правилам линейной и воздушной перспективы.

    Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке.

    -

    Подобрать иллюстративный материал с использованием правил линейной и воздушной перспективы.

    Мультимедийная презентация «Линейная и воздушная перспективы».

     

     

    31

    Пейзаж. Организация изображаемого пространства.

    1

    Урок практического применения знаний.

    Пейзаж – как самостоятельный жанр в искусстве. Древний китайский пейзаж. Эпический и романтический пейзаж.

    Работа над изображением большого эпического пейзажа «Дорога в большой мир». Смешанная техника: аппликация, живопись.

    Знать правила линейной и  воздушной перспективы.

    Уметь организовывать перспективу в картинной плоскости.

    Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке.

    -

    Подобрать иллюстративный материал с изображением пейзажа.

    Мультимедийная презентация «Пейзаж в искусстве разных народов».

     

     

    32

    Пейзаж-настроение. Природа и художник.

    Пейзажисты-куряни..

    1

    Урок практического применения знаний.

    Пейзаж-настроение как отклик на переживания художника. Многообразие форм и красок окружающего мира. Освещение в природе. Колорит.

    Создание пейзажа-настроения – работа по представлению и по памяти с предварительным выбором яркого личного впечатления от состояния в природе.

    Знать особенности роли колорита в пейзаже-настроении.

    Уметь применять средства выражения – характер освещения, цветовые отношения.

    Эстетическая оценка результата работы с анализом использования перспективы.

    Биография и творчество художника – пейзажиста -курянина.

    Подобрать иллюстративный материал, отражающий пейзаж-настроение.

    Мультимедийная презентация «Пейзаж и творчество импрессионистов и русских художников 19 века».

     

     

    33

    Городской пейзаж.

    1

    Урок практического применения знаний.

    Разные образы города Курска в истории искусства и в российском искусстве 20 века.

    Создание графической композиции «Городской пейзаж» с использованием гуаши или оттиска с аппликацией на картоне.

    Знать правила линейной и воздушной перспективы.

    Уметь организовывать перспективу в картинной плоскости.

    Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке.

    -

    Подобрать иллюстративный материал на тему «Сельский пейзаж».

    Мультимедийная презентация «Пейзажи 17 – начала 20 века».

     

     

    34

    Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл.

    1

    Урок обобщения и систематизации изученного.

    Обобщение материала по темам и года. Повторение жанров изобразительного искусства.

    Выставка работ, выполненных в течение учебного года. Экскурсия по выставке. Зрители и экскурсоводы.

    Уметь воспринимать произведения искусства и аргументировано анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры.

    Эстетическая оценка результата работы, проделанной в течение учебного года.

    -

    Наблюдения за окружающим миром. Рисование по впечатлениям (по желанию).

    -

     

     

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon r.p_6_klass.doc213 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    «Средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов №56» города Курска

    Рассмотрена

    на заседании МО учителей

    _______________________

    протокол № _______

    от ___. ____. 201__г.

    руководитель МО

    ____________Е.А.Холодняк

    Согласована

    на заседании школьного методического совета

    протокол № _______

    от ___. ____. 201__г.

    руководитель ШМС

    ____________Г.Н.Лихонина

    Утверждена

    на заседании педагогического совета протокол № _______

    от ___. ____. 201__г.

    Введена в действие

    приказом  № ______

    от ___. ____. 201___г.

    Директор МБОУ «СОШ № 56»

    _____________   В.И.Панюков

    Рабочая программа

    по учебному предмету

    «Изобразительное искусство»

    для 6 класса

    на 2014 – 2015 учебный год

    Самохина Светлана Васильевна,

    учитель изобразительного искусства

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Рабочая программа – нормативно-управленческий документ, характеризующий систему организации образовательной деятельности педагога.

    Рабочая программа по курсу «Изобразительное искусство» разработана на основе программы «Изобразительное искусство и художественный труд» авторского коллектива под руководством народного художника России, академика  РАО и РАХ Б. М. Неменского (М.: Просвещение, 2010), частично видоизменённой за счёт расширения отдельных тем и реализации регионального компонента из расчёта от 10 до 15 процентов от 34 часов, что составляет от 3 до 5 уроков за учебный год. Для работы по программе предполагается использование учебно-методического комплекта (далее УМК): учебник, методическое пособие для учителя, методическая и вспомогательная литература (пособия для учителя, видеофильмы, учебно-наглядные пособия).

    Для реализации программного содержания используется УМК (учебно-методический комплект):

    - Программы общеобразовательных учреждений: Изобразительное искусство и художественный труд: 1-9 классы/ под рук. Б.М.Неменского. – М.: Просвещение, 2010.

    - Горяева Н.А. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Н.А.Горяева, О.В.Островская; под ред. Б.М.Неменского. -  М.: Просвещение, 2010.

    - Горяева Н.А. Изобразительное искусство. Твоя мастерская. 6 класс: рабочая тетрадь/ Н.А.Горяева; под ред. Б.М.Неменского. -  М.: Просвещение, 2010.

    - Горяева Н.А. Методическое пособие к учебнику «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека». 6 класс/ Н.А.Горяева; под ред. Б.М.Неменского. -  М.: Просвещение, 2010.

    Целью рабочей программы является создание условий для планирования, организации и управления образовательным процессом по изобразительному искусству в 6 классе и максимальная реализация культуры Курской области за счёт расширения и углубления некоторых тем, указанных в календарно-тематическом планировании.

    Рабочая программа составлена с учётом статуса учреждения, его целей, задач и направлений, а также контингента обучающихся.

    Задачи программы:

    - дать обучающимся представление о практической реализации компонентов государственного образовательного стандарта при изучении предмета «изобразительное искусство» в 6 классе;

    - конкретно определить содержание, объём, порядок изучения предмета «изобразительное искусство» в 6 классе с учётом целей, задач и особенностей учебно-воспитательного процесса учреждения и контингента обучающихся.

    Функции рабочей программы:

    - нормативная, то есть рабочая программа является обязательным документом для выполнения в полном объёме;

    - целеполагания, то есть определяет ценности и цели, ради достижения которых она введена в образовательную область «искусство»;

    - определения содержания образования, то есть фиксирует состав элементов содержания, подлежащих усвоению обучающимися (требования к минимуму содержания образования), а также степень их трудности;

    - процессуальная, то есть определяет логическую последовательность усвоения элементов содержания, организационные формы и методы, средства и условия обучения;

    - оценочная, то есть выявляет уровни усвоения элементов содержания, объекты контроля и критерии оценки уровня обученности обучающихся.

    Содержание тем учебного курса:

    - виды изобразительного искусства и основы образного языка (изобразительное искусство; семья пространственных искусств; рисунок – основа изобразительного творчества; линия и её выразительные возможности; ритм линий; пятно как средство выражения; ритм пятен; цвет; основы цветоведения; цвет в произведениях живописи; объёмные изображения в скульптуре; основы языка изображения);

    - мир наших вещей; натюрморт (реальность и фантазия в творчестве художника; изображение предметного мира – натюрморт; понятие формы; многообразие форм окружающего мира; изображение объёма на плоскости и линейная перспектива; освещение; свет и тень; натюрморт в графике; цвет в натюрморте; выразительные возможности натюрморта);

    - вглядываясь в человека; портрет (образ человека – главная тема в искусстве; конструкция головы человека и её основные пропорции; изображение головы человека в пространстве; портрет в скульптуре; графический портретный рисунок; сатирические образы человека; образные возможности освещения в портрете; роль цвета в портрете; великие портретисты прошлого; портрет в изобразительном искусстве 20 века);

    - человек и пространство; пейзаж (жанры в изобразительном искусстве; изображение пространства; правила построения перспективы; воздушная перспектива; пейзаж – большой мир; пейзаж настроения; природа и художник; пейзаж в русской живописи; пейзаж в графике; городской пейзаж; выразительные возможности

    изобразительного искусства; язык и смысл).

            Логика изложения и содержание программы полностью соответствует требованиям федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования.

    Учебно-тематический план:

    п/п

    Тема раздела

    Содержание

    Количество часов

    Дата

    1

    Виды изобразительного искусства и основы образного языка.

    Изобразительное искусство и семь пластических искусств.

    1

    Рисунок – основа изобразительного творчества.

    1

    Линия и её выразительные возможности.

    1

    Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен.

    1

    Цвет. Основы цветоведения.

    1

    Цвет в произведениях живописи. Цвет в произведениях живописи курских художников.

    1

    Объёмные изображения в скульптуре. Объёмные изображения в скульптурах города Курска.

    1

    Основы языка изображения.

    1

    2

    Мир наших вещей. Натюрморт.

    Реальность и фантазия в творчестве художника. Реальность и фантазия в творчестве курских художников.

    1

    Изображение предметного мира – натюрморт.

    1

    Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира.

    1

    Изображение объёма на плоскости и линейная перспектива.

    1

    Освещение. Свет и тень.

    1

    Натюрморт в графике.

    1

    Цвет в натюрморте.

    1

    Выразительные возможности натюрморта (обобщение темы).

    1

    3

    Вглядываясь в человека. Портрет.

    Образ человека – главная тема в искусстве.

    1

    Конструкция головы человека и её пропорции.

    1

    Изображение головы человека в пространстве.

    1

    Графический портретный рисунок и выразительный образ человека.

    1

    Портрет в скульптуре.

    1

    Сатирические образы человека.

    1

    Образные возможности освещения в портрете.

    1

    Портрет в живописи.

    1

    Роль цвета в портрете.

    2

    Великие портретисты (обобщение темы). Портретисты-куряни.

    1

    4

    Человек и пространство в изобразительном искусстве.

    Жанры в изобразительном искусстве.

    1

    Изображение пространства.

    1

    Правила линейной и воздушной перспективы.

    1

    Пейзаж – большой мир. Организация изображаемого пространства.

    1

    Пейзаж-настроение. Природа и художник. Пейзажисты-куряни.

    1

    Городской пейзаж.

    1

    Выразительные возможности

    изобразительного искусства. Язык и смысл.

    1

                                                                                                          Итого.......34 часа

    Тематическое планирование. 

    Настоящее поурочное планирование представляет систему уроков по курсу «Искусство» в 6 классе.

    № п/п

    Тема урока

    Ко-во часов

    Тип урока

    Элементы содержания

    Учебно-творческое задание

    Требования к уровню подготовки обучающихся (результат)

    Вид контроля

    Элементы дополнительного (необязательного) содержания.

    Домашнее задание

    ИКТ (информационное обеспечение урока)

    Дата

    план

    факт

    Виды изобразительного искусства и основы образного языка (8 часов).

    1

    Изобразительное искусство в семье пластических искусств.

    1

    Урок изучения новых знаний.

    Пластические или пространственные виды искусства и их деление на три группы.

    Беседа об искусстве и его видах. Виды изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура.

    Знать:

    - виды изобразительного искусства; - художественные материалы и их выразительные возможности.

    Устный опрос. Практическая работа.

    -

    Подобрать зрительный материал с видами искусств.

    Мультимедийная презентация «Виды изобразительного искусства».

    2

    Рисунок – основа изобразительного творчества.

    1

    Урок формирования новых умений.

    Рисунок – основа мастерства художника. Виды рисунка. Графические материалы.

    Зарисовка с натуры отдельных растений (произрастающих на территории Курской области), не имеющих ярко выраженной окраски (колоски и т.п.).

    Знать:

    - виды рисунка;

    - графические  материалы.

    Уметь пользоваться графическими материалами.

    Фронтальный опрос. Просмотр и обсуждение работ.

    Академический рисунок. Рисунок гипсовых тел.

    Наброски с натуры комнатных растений.

    Мультимедийная презентация «В. Серов. Графика.».

    3

    Линия и её выразительные возможности.

    1

    Урок формирования новых умений.

    Выразительные свойства линии. Условность и образность линейного изображения.

    Выполнение (по представлению) линейных рисунков трав (произрастающих на территории Курской области), которые колышет ветер (линейный ритм).

    Знать:

    - ритм линий;

    - роль ритма.

    Уметь использовать выразительные средства туши.

    Просмотр и обсуждение работ. Беседа по теме урока.

    Штриховка. Виды штриховки.

    Наблюдения за тем, где встречаются линии в природе.

    Мультимедийная презентация. Работа на компьютере.

    4

    Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен.

    1

    Комбинированный.

    Пятно в изобразительном искусстве. Тон и тональные отношения: тёмное - светлое. Линия и пятно.

    Изображение различных осенних состояний в природе (ветер, тучи, дождь, туман; яркое солнце и тени).

    Знать понятия силуэт, тон, ритм.

    Уметь: пользоваться графическими материалами;

    - видеть и передавать характер освещения.

    Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке.

    -

    Наброски с натуры деревьев с передачей тоновых отношений.

    Мультимедийная презентация. Работа на компьютере в программе Paint.

    5

    Цвет. Основы цветоведения.

    1

    Комбинированный.

    Изучение свойств цвета. Цветовой круг. Цветовой контраст. Насыщенность цвета и его светлота.

    Фантазийные изображения сказочных царств с ограниченной палитрой и с показом вариативных возможностей цвета.

    Знать основные и составные цвета;

    - тёплые и холодные цвета.

    Уметь использовать выразительные средства гуаши.

    Просмотр и обсуждение работ, выполненных на уроке.

    Хроматические и ахроматические цвета. Нюанс. Контраст.

    Наблюдения за цветом предметов, которые окружают нас в быту.

    -

    6

    Цвет в произведениях живописи. Цвет в произведениях живописи курских художников.

    1

    Урок изучения новых знаний.

    Цветовые отношения. Живое смешение красок. Выразительность мазка. Фактура в живописи.

    Изображение осеннего букета с разным настроением – радостный букет, грустный, торжественный, тихий и т.д..

    Знать понятия:

    локальный цвет,тон, колорит, гармония цвета. Уметь активно воспринимать произведения искусства.

    Просмотр и обсуждение работ. Эстетическая оценка рисунка «Букет».

    Художники-импрессионисты.

    Подобрать материал с объёмными изображениями.

    Мультимедийная презентация «Художники-импрессионисты».

    7

    Объёмные изображения в скульптуре. Объёмные изображения в скульптурах города Курска.

    1

    Урок изучения новых знаний.

    Выразительные возможности объёмного изображения. Художественные материалы в скульптуре и их выразительные свойства.

    Объёмные изображения животных в разных материалах: глина или пластилин, солёное тесто (по выбору учащихся).

    Знать художественные материалы в скульптуре и их выразительные возможности.

    Уметь владеть приёмами лепки.

    Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке.

    Художники-анималисты.

    Найти иллюстрации с мелкой пластикой.

    Мультимедийная презентация «Художники-анималисты».

    8

    Основы языка изображения.

    1

    Урок обобщения и систематизации.

    Обобщение материала темы «Виды изобразительного искусства. Художественное восприятие, зрительские умения».

    Беседа «Виды изобразительного искусства, художественные материалы и их выразительные возможности». Викторина.

    Знать виды изобразительного искусства.

    Уметь воспринимать и анализировать произведения искусства.

    Выступления с анализом творческих работ, выполненных на уроках.

    -

    Наблюдения за окружающим нас миром.

    -

    Мир наших вещей. Натюрморт (8 часов).

    9

    Реальность и фантазия в творчестве художника. Реальность и фантазия в творчестве курских худо жников.

    1

    Комбинированный.

    Условность и правдоподобие в изобразительном искусстве. Реальность и фантазия в творческой деятельности художника.

    Беседа. Изображение как познание окружающего мира и отношение к нему человека. Почему люди хранят произведения искусства?

    Знать выразительные средства и правила изображения в изобразительном искусстве.

    Уметь понимать особенности творчества великих русских художников.

    Выступления с анализом произведений, выполненных известными художниками.

    -

    Подобрать иллюстрации натюрмортов.

    Мультимедийная презентация «Контраст языка изображения в произведениях искусства».

    10

    Изображение предметного мира – натюрморт.

    1

    Комбинированный.

    Многообразие форм изображения мира вещей в истории искусства. Натюрморт в истории искусства. Появление жанра натюрморта.

    Работа над натюрмортом из плоских изображений знакомых предметов с акцентом на композицию, ритм. Аппликация.

    Знать:

     - основные этапы развития натюрморта;

    - имена выдающихся художников в жанре натюрморта.

    Уметь составлять композицию натюрморта.

    Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке.

    -

    Подобрать иллюстрации с натюрмортами.

    Мультимедийная презентация «Жанр в изобразительном искусстве: натюрморт».

    11

    Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира.

    1

    Комбинированный.

    Многообразие форм в мире. Линейные, плоскостные и объёмные формы. Выразительность формы.

    Конструирование из бумаги простых геометрических тел (куб, конус, цилиндр, параллепипед, пирамида).

    Знать:

     - понятие формы;

    - правила изображения и средства выразительности.

    Уметь конструировать из бумаги.

    Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке.

    -

    Наброски с натуры простых по форме предметов быта.

    -

    12

    Изображение объёма на плоскости, линейная перспектива.

    1

    Комбинированный.

    Плоскость и объём. Изображение как окно в мир. Перспектива как способ изображения на плоскости предметов в пространстве.

    Изображение конструкций из нескольких геометрических тел с передачей объёма графическими средствами (карандаш).

    Знать:

     - правила объёмного изображения геометрических тел;

    - понятие ракурса.

    Уметь изображать в перспективе объём геометрических тел.

    Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке.

    -

    Наблюдения за одним и тем же предметом при разном освещении.

    Мультимедийная презентация «Изображение геометрических тел».

    13

    Освещение. Свет и тень.

    1

    Урок формирования новых умений.

    Освещение как средство выявления объёма предмета. Источник освещения. Свет. Блик. Рефлекс.

    Изображение геометрических тел из гипса или бумаги при боковом освещении с использованием только белой и чёрной гуаши.

    Знать понятия свет, блик, рефлекс.

    Уметь выполнять изображения геометрических тел с передачей объёма.

    Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке.

    -

    Подобрать иллюстрации с изображением натюрморта в графике.

    -

    14

    Натюрморт в графике.

    1

    Урок изучения новых знаний.

    Графическое изображение натюрмортов. Композиция и образный строй в натюрморте.

    Практическая работа: оттиск с аппликации натюрморта на картоне.

    Знать понятие гравюра и её свойства.

    Уметь работать графическими материалами.

    Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке.

    -

    Зарисовки с натуры одного предмета (стакан, кастрюля и т.п.).

    Мультимедийная презентация «Гравюра. Офорт.».

    15

    Цвет в натюрморте.

    1

    Урок формирования новых умений.

    Цвет в живописи и богатство его выразительных возможностей.

    Работа над изображением натюрморта в заданном эмоциональном состоянии: праздничный, грустный и т.д..

    Знать имена художников и их произведения.

    Уметь передавать цветом в натюрморте настроение.

    Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке.

    -

    Подготовить свои работы к итоговой выставке.

    Мультимедийная презентация «Натюрморт в живописи».

    16

    Выразительные возможности натюрморта (обобщение темы).

    1

    Урок обобщения и систематизации изученного.

    Предметный мир в изобразительном искусстве. Натюрморт в искусстве 19-20 веков. Жанр натюрморта и его развитие.

    Беседа. Жанр натюрморта и его развитие. Натюрморт и выражение творческой индивидуальности художника.

    Знать имена художников и их произведения.

    Уметь воспринимать и анализировать произведения искусства.

    Выступления с анализом произведений, выполненных на уроках.

    -

    -

    Мультимедийная презентация «Натюрморт в живописи».

    Вглядывась в человека. Портрет (11 часов).

    17

    Образ человека – главная тема искусства.

    1

    Урок формирования новых знаний.

    Изображение человека в искусстве разных эпох. История возникновения портрета. Проблема сходства в портрете.

    Беседа. Портрет в искусстве Древнего Рима, эпохи Возрождения и в искусстве Нового времени. Парадный портрет.

    Знать имена выдающихся художников и их произведения.

    Уметь воспринимать и анализировать произведения искусства.

    Выступления с анализом произведений известных художников.

    -

    Подобрать зрительный ряд с изображением человека.

    Мультимедийная презентация «Человек в истории искусства».

    18

    Конструкция головы человека и её пропорция.

    1

    Урок изучения новых знаний.

    Закономерности в конструкции головы человека. Подвижные части лица., мимика. Пропорции лица человека.

    Работа над изображением головы человека с соотнесёнными по-разному деталями лица (нос, губы, глаза, брови, скулы и т.д.).

    Уметь творчески работать над предложенной темой, используя выразительные возможности художественных материалов.

    Творческое обсуждение работ.

    Академический рисунок черепа и обрубовочнойголовы (гипс).

    Подобрать зрительный ряд с изображением головы человека.

    Мультимедийная презентация «Портрет человека в графике».

    19

    Изображение головы человека в пространстве.

    1

    Комбинированный.

    Повороты и ракурсы головы. Соотношение лицевой и черепной частей головы. Индивидуальные особенности человека.

    Объёмное конструктивное изображение головы. Рисование с натуры гипсовой головы.

    Знать закономерности конструкции головы человека.

    Уметь использовать выразительные возможности художественных материалов.

    Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке.

    Академический рисунок.

    Принести фотографию друга или любимого актёра, певца, художника и т.п..

    -

    20

    Графический портретный рисунок и выразительный образ человека.

    1

    Комбинированный.

    Образ человека в графическом портрете. Выразительные средства и возможности графического изображения.

    Рисунок (набросок) с натуры друга или одноклассника. Постараться передать индивидуальные особенности и настроение.

    Уметь

    - передать индивидуальные особенности, характер, настроение человека в графическом портрете;

    - пользоваться графическими материалами.

    Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке.

    -

    Подобрать репродукции с изображением скульптурных портретов.

    Мультимедийная презентация «Портрет человека в графике».

    21

    Портрет в скульптуре.

    1

    Комбинированный.

    Скульптурный портрет в истории искусства. Человек – основной предмет изображения в скульптуре. Материал скульптуры.

    Работа над изображением в скульптурном портрете выбранного литературного героя с ярко выраженным характером пластическим способом лепки.

    Знать:

     - выразительные возможности скульптуры;

    - особенности лепки пластическим материалом.

    Уметь работать с пластическим материалом (пластилином, глиной, солёным тестом).

    Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке.

    Жизнь и творчество О.Родена.

    Подобрать комические изображения человека.

    Мультимедийная презентация «Человек в скульптуре».

    22

    Сатирические образы человека.

    1

    Урок изучения новых знаний.

    Правда жизни и язык искусства. Художественное преувеличение. Карикатура и дружеский шарж. Сатирические образы в искусстве.

    Изображение сатирических образов литературных героев или создание дружеских шаржей (по выбору учащихся).

    Знать

    Сходство и различия карикатуры и дружеского шаржа.

    Уметь

    Подмечать и изображать индивидуальные особенности.

    Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке.

    Комиксы и дружеские шаржи. Сходство и различия.

    Присмотреться к лицам родных и близких людей. Подобрать репродукции портретов.

    Мультимедийная презентация. Работа на компьютере в программе Paint.

    23

    Образные возможности освещения в портрете.

    1

    Комбинированный.

    Изменение образа человека при различном освещении. Постоянство формы и изменение её восприятия при различном освещении.

    Наблюдения натуры и наброски (пятном) с изображением головы в различном освещении.

    Знать:

     - приёмы изображения при направлении света сбоку, снизу, при рассеянном свете;

    - контрастность освещения.

    Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке.

    -

    Подготовить сообщение о творчестве художника-портретиста.

    Мультимедийная презентация «Роль освещения в портрете».

    24

    Портрет в живописи.

    1

    Урок изучения новых знаний.

    Роль и место портрета в истории искусства. Обобщённый образ человека в разные эпохи.

    Аналитические зарисовки композиций портретов известных художников технике акварельной живописи.

    Знать:

     - типы портретов (парадный, конный и т.д.);

    - имена художников и их выдающиеся произведения.

    Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке.

    Портрет на фоне пейзажа. «Мона Лиза (Джоконда)».

    Подготовить сообщение о творчестве художника-портретиста.

    Мультимедийная презентация «Портрет в живописи».

    25-26

    Роль цвета в портрете.

    2

    Комбинированный.

    Цветовое решение образа в портрете. Тон и цвет. Цвет и освещение. Цвет и живописная фактура.

    Работа над созданием автопортрета или портрета близкого человека – члена семьи, друга (по выбору учащихся).

    Знать определение цвета и тона в живописи.

    Уметь использовать цвет для передачи настроения и характера.

    Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке.

    Биография и творчество Рембрандта.

    Подобрать репродукции портретов с картин известных художников.

    Мультимедийная презентация «Цвет и живописная натура».

    27

    Великие портретисты (обобщение темы).

    Портретисты-куряни.

    1

    Урок обобщения и систематизации изученного.

    Выражение творческой индивидуальности художника в созданных им портретных образах.

    Беседа. Личность художника и его эпоха. Индивидуальность образного языка в произведениях великих художников.

    Знать имена выдающихся художников и их произведения в портретном жанре.

    Уметь выражать своё мнение о произведениях искусства.

    Выступления с анализом творческих работ, выполненных на уроках.

    Художники-портретисты Курского региона.

    Подобрать репродукции картин с изображением пейзажей.

    Выставка графических и живописных работ учащихся.

    Человек и пространство в изобразительном искусстве (7 часов).

    28

    Жанры в изобразительном искусстве.

    1

    Урок изучения новых знаний.

    Предмет изображения и картина мира в изобразительном искусстве. Жанры в изобразительном искусстве.

    Беседа «Изменение видения мира в разные эпохи». Тематическая картина.

    Знать жанры изобразительного искусства: натюрморт, портрет, пейзаж (исторический, бытовой, батальный и другие).

    Аргументированно анализировать картины, написанные в разных жанрах.

    Творчество художников Курской области.

    Зарисовки с натуры.

    Мультимедийная презентация «Жанры изобразительного искусства».

    29

    Изображение пространства.

    1

    Урок формирования новых умений.

    Виды перспективы. Перспектива как изобразительная грамота. Пространство иконы и его смысл. Понятие точки зрения.

    Беседа «Изображение пространства в искусстве Древнего Египта, Древней Греции, эпохи Возрождения и в искусстве 20 века».

    Знать понятия точка зрения и линия горизонта.

    Уметь пользоваться начальными правилами линейной перспективы.

    Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке.

    -

    Подобрать иллюстративный материал с изображением пространства художников Курской области.

    Мультимедийная презентация «Виды перспективы».

    30

    Правила линейной и воздушной перспективы.

    1

    Урок практического применения знаний, умений.

    Перспектива – учение о способах передачи глубины пространства. Плоскость картины. Точка схода. Горизонт и его высота.

    Изображение уходящей вдаль аллеи с соблюдением правил линейной и воздушной перспективы с использованием карандаша и гуаши 2-3 цветов.

    Знать правила воздушной перспективы.

    Уметь изображать пространство по правилам линейной и воздушной перспективы.

    Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке.

    -

    Подобрать иллюстративный материал с использованием правил линейной и воздушной перспективы.

    Мультимедийная презентация «Линейная и воздушная перспективы».

    31

    Пейзаж. Организация изображаемого пространства.

    1

    Урок практического применения знаний.

    Пейзаж – как самостоятельный жанр в искусстве. Древний китайский пейзаж. Эпический и романтический пейзаж.

    Работа над изображением большого эпического пейзажа «Дорога в большой мир». Смешанная техника: аппликация, живопись.

    Знать правила линейной и  воздушной перспективы.

    Уметь организовывать перспективу в картинной плоскости.

    Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке.

    -

    Подобрать иллюстративный материал с изображением пейзажа.

    Мультимедийная презентация «Пейзаж в искусстве разных народов».

    32

    Пейзаж-настроение. Природа и художник.

    Пейзажисты-куряни..

    1

    Урок практического применения знаний.

    Пейзаж-настроение как отклик на переживания художника. Многообразие форм и красок окружающего мира. Освещение в природе. Колорит.

    Создание пейзажа-настроения – работа по представлению и по памяти с предварительным выбором яркого личного впечатления от состояния в природе.

    Знать особенности роли колорита в пейзаже-настроении.

    Уметь применять средства выражения – характер освещения, цветовые отношения.

    Эстетическая оценка результата работы с анализом использования перспективы.

    Биография и творчество художника – пейзажиста -курянина.

    Подобрать иллюстративный материал, отражающий пейзаж-настроение.

    Мультимедийная презентация «Пейзаж и творчество импрессионистов и русских художников 19 века».

    33

    Городской пейзаж.

    1

    Урок практического применения знаний.

    Разные образы города Курска в истории искусства и в российском искусстве 20 века.

    Создание графической композиции «Городской пейзаж» с использованием гуаши или оттиска с аппликацией на картоне.

    Знать правила линейной и воздушной перспективы.

    Уметь организовывать перспективу в картинной плоскости.

    Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке.

    -

    Подобрать иллюстративный материал на тему «Сельский пейзаж».

    Мультимедийная презентация «Пейзажи 17 – начала 20 века».

    34

    Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл.

    1

    Урок обобщения и систематизации изученного.

    Обобщение материала по темам и года. Повторение жанров изобразительного искусства.

    Выставка работ, выполненных в течение учебного года. Экскурсия по выставке. Зрители и экскурсоводы.

    Уметь воспринимать произведения искусства и аргументировано анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры.

    Эстетическая оценка результата работы, проделанной в течение учебного года.

    -

    Наблюдения за окружающим миром. Рисование по впечатлениям (по желанию).

    -

    Тематическим планом предусматривается широкое использование наглядных пособий, материалов и инструментария информационно-технологической и методической поддержки как из учебника и коллекций классических произведений, так и из арсенала авторских разработок педагога.

    Требования к уровню подготовки учащихся по данной программе.

    Знания и умения учащихся.

    (Основные требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся к концу 6 класса в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом и с учётом примерной программы.).

    Формирование художественных знаний, умений и навыков предполагает, что учащиеся должны знать:

    • О месте и значении изобразительного искусства в культуре: в жизни общества и жизни человека.
    • О существовании изобразительного искусства во все времена; должны иметь представление о многообразии образных языков искусства и особенностях видения мира в разные эпохи.
    • Основные виды и жанры изобразительного искусства; иметь представление об основных этапах развития портрета, пейзажа и натюрморта в истории искусства.
    • Ряд выдающихся художников и произведений искусства в жанрах портрета, пейзажа и натюрморта в мировом и отечественном искусстве.
    • Особенности творчества и значение в отечественной культуре великих русских художников- пейзажистов, мастеров портрета и натюрморта.
    • Основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве: линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива.
    • Общие правила построения изображения головы человека.
    • О ритмической организации изображения и богатстве выразительных возможностей.
    • О разных художественных материалах, художественных техниках и их значении в создании художественного образа.

    Учащиеся должны уметь:

    • Пользоваться красками (гуашь, акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, тушь), уметь использовать коллажные техники, обладать первичными навыками лепки
    • Видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и объёмного изображения предмета и группы предметов; пользоваться начальными правилами линейной и воздушной перспективы.
    • Видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и по памяти.
    • Создавать творческие композиционные работы в разных материалах с натуры, по памяти и воображению.
    • Активно воспринимать произведения искусства и аргументированно анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведению искусства.

    Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов.

    1. Активность участия.
    2. Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
    3. Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
    4. Самостоятельность.
    5. Оригинальность суждений.

    Критерии и система оценки творческой работы.

    1. Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, портрета, пейзажа, натюрморта (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
    2. Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
    3. Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления  работы. Аккуратность всей работы.

    Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.

    Формы контроля уровня обученности.

    1. Викторины.
    2. Кроссворды.
    3. Отчётные выставки творческих  (индивидуальных и коллективных) работ.
    4. Тестирование.

    Перечень учебно-методического обеспечения

    (УМК – учебно-методический комплект).

    Основная литература.

    Класс.

    Программа.

    Кол-во часов.

    Пособия для учащихся.

    Методические пособия для учителя.

    6

    Программа «Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы».

    М 2010 г.

    (разработана под руководством народного художника России, академика РАО и РАХ Б.М.Неменского, утверждена Министерством образования и науки РФ).

    34

    «Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека». 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Л.А.Неменская; под ред. Б.М.Неменского. – 4-е изд. - М.: Просвещение, 2011.

    - «Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека». 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Л.А.Неменская; под ред. Б.М.Неменского. -  М.: Просвещение, 2011.

    - Изобразительное искусство. 5-8 классы : рабочие программы по учебникам под редакцией Б.М.неменского / авт.-сост. Л.В.Шампарова. – Волгоград : Учитель, 2011. – 55 с..

    - Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б.М.Неменского. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. Учреждений/ (Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Н.А. Горяева, А.С. Питерских). – М.: Просвещение, 2011. – 129 с..

    Список литературы.

    Основная литература:

    - Программа «Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы». М 2010 г. (разработана под руководством народного художника России, академика РАО и РАХ Б.М.Неменского, утверждена Министерством образования и науки РФ);

    - Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Л.А. Неменская; под ред. Б.М. Неменского. -  М.: Просвещение, 2011.  

    - Изобразительное искусство. 5-8 классы: рабочие программы по учебникам под редакцией Б.М.неменского / авт.-сост. Л.В.Шампарова. – Волгоград: Учитель, 2011. – 55 с..

    - Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б.М.Неменского. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. Учреждений/ (Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Н.А. Горяева, А.С. Питерских). – М.: Просвещение, 2011. – 129 с..

    Дополнительная литература.

    - а) дополнительная литература для учителя:

    Комарова Т. С., Савенков А. И. Коллективное творчество детей. – М.: Российское педагогическое агентство, 1998. – 98 с.

    Комарова Т. С.  Народное искусство в воспитании детей. – М.: Российское педагогическое агентство, 1997. – 112 с.

    Компанцева Л. В. Поэтический образ природы в детском рисунке. – М.: Просвещение, 1985. – 75 с.

    Курочкина Н. А. Детям о книжной графике. – СПб.: Акцидент, 1997. – 63 с.

    Курочкина Н. А. Знакомство с натюрмортом. – СПб.: Акцидент, 1998. – 72 с.

          Курочкина Н. А. Дети и пейзажная живопись. Времена года. Учимся видеть, ценить, создавать красоту. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003 – 234 с.

          Лялина Л. А. Дизайн и дети: Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 96 с.

    Основы рисунка. - М.: АСТ, 2004.- 43 с.

    Пауэл У. Ф. Цвет и как его использовать. – М.: Астрель: АСТ, 2005. – 68 с.

          Свиридова О. В. Изобразительное искусство. 5-8 классы: проверочные и     контрольные тесты. – Волгоград: Учитель, 2008. – 93 с.

          Трофимова М. В., Тарабарина Т. И. И учеба, и игра: изобразительное искусство. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997.- 192 с.

          Шпикалова Т. Я. Основы народного и декоративно-прикладного искусства для школ с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла (1-4 кл.)

          Шпикалова Т. Я., Величкина Г. А. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. – М.: Мозаика-Синтез, 1998.

          Под ред. Т. Я. Шпикаловой. Бабушкины уроки: Народное искусство Русского Севера: занятия с младшими шк-ми: Учеб.-метод. пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

          Под ред. Т. Я. Шпикаловой. Возвращение к истокам: Народное искусство и детское творчество: Учеб.-метод. пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

          Под ред. Т. Я. Шпикаловой. Детям – о традициях народного мастерства. Осень: Учеб.-метод. пособие / В 2 ч. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

          Шпикалова Т. Я. Метод. пособие к учебнику изобразительное искусство 1 кл. – М.: Просвещение, 2000.

    - Искусство. Изобразительное искусство. 5-9 кл. Рабочая программа для общеобразовательных учреждений/ С.П. Ломов, С.Е. Игнатьев, М.В. Карамзина и др. – М.: Дрофа, 2012. – 77, (3) с..

    - Изобразительное искусство. 1-4 кл. Рабочая программа для общеобразовательных учреждений/ С.П. Ломов, С.Е. Игнатьев, Н.В. Долгоаршинных и др. – 5-е изд., перераб. - М.: Дрофа, 2012. – 46, (2) с..

    -б) дополнительная литература для учащихся:

    Вильчинский В. М. Учитесь рисовать: Альбом для 3 класса. – Киев: Радянська школа, 1983 – 72 с.

    Порте П. Учимся рисовать человека / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. – М.: ООО «Мир книги», 2005.- 123 с.

    Порте П. Учимся рисовать окружающий мир / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. – М.: ООО «Мир книги», 2005. – 124 с.

    Порте П. Учимся рисовать диких животных / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. – М.: ООО «Мир книги», 2005. – 122 с.

    Порте П. Учимся рисовать от А до Я / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. – М.: ООО «Мир книги», 2005. – 123 с.

    Ушакова О. Д. Великие художники: Справочник школьника. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2004. – 37 с.

    Приложение № 1.

                                                                                                                                    Интернет-ресурсы, которые могут быть использованы учителем и учащимися для подготовки уроков, сообщений, докладов и рефератов.

    - http://ru.wikipedia.org/wiki

    - http://www.artsait.ru


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ 6 КЛАССА НА 2014-2015 УЧЕБНЫЙ ГОД

    Рабочая программа составлена  на основе:1. Федерального государственного образовательного стандарта ООО;   2. Программа курса английского языка к УМК Английский с удовольствием / Enjoy ...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ ДЛЯ 2 КЛАССА НА 2014 /2015 УЧЕБНЫЙ ГОД для обучающихся школы-интерната VIII вида

    Настоящая программа разработана на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для подготовительного, 1-4 классов,  (допущенной Министерством образовани...

    Рабочие программы по информатике для 5-9 классов на 2014-2015 учебный год

    Рабочие программы по информатике для 5-9 классов на 2014-2015 учебный год по УМК Л.Л.Босова...

    Рабочая программа учебного предмета Обществознание в 6 классе на 2014-2015 учебный год

    Рабочая программа по обществознанию разработана на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования и Программы основного общего образования по о...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса « История » в 6 классе на 2014-2015 учебный год

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса « История »  в 6 классе на 2014-2015 учебный год...

    Рабочая программа Основы проектирования для учащихся 11 класса на 2014/2015 учебный год

    Программа спецкурса «Учебное исследование»Пояснительная запискаПрограмма спецкурса «Учебное исследование» разработана с учетом из­менений, происходящих в общеобразовательной школе, и направлена на вне...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ___6____КЛАССА НА 2014/2015 УЧЕБНЫЙ ГОД

    Рабочая программа по литературе для 6 класса. Структура школьного курса литературы  в 6 классе.  Цели и задачи, реализуемые рабочей программой. Требования к уровню подготовки учащи...