Рабочая программа учебного предмета Обществознание в 6 классе на 2014-2015 учебный год
рабочая программа по обществознанию (6 класс) на тему
Рабочая программа по обществознанию разработана на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования и Программы основного общего образования по обществознанию под редакцией Л.Н. Боголюбова. Рабочая программа систематизирует и конкретизирует содержание предметных тем Государственного образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса. Она рассчитана на 34 часа, из расчета 1 час в неделю, носит преимущественно пропедевтический характер, связанный с проблемами социализации младших подростков. На этом этапе необходимо обеспечить преемственность по отношению к курсу «Окружающий мир», изучаемому в начальной школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_obshchestvoznanie_6_klass.doc | 120 КБ |
Предварительный просмотр:
- Муниципальное общеобразовательное учреждение
- " Средняя общеобразовательная школа № 4»
«Утверждаю»:
Директор МОУ «СОШ № 4»
__________________ С.А.Удальцов
Приказ ______ от «___»__________2014 г
Рассмотрено на заседании ШМО «Согласовано»:
гуманитарного цикла Зам. директора по УВР МОУ «СОШ № 4»
Руководитель: ______________________ Т.Л. Хлызова
Клепикова М.Л. «_____» ______________ 2014 г.
Протокол № ____________
«____» _____________ 2014 г.
Рабочая программа
учебного предмета Обществознание
в 6 «а, б» классе
на 2014-2015 учебный год
- Учитель: Завгородний Дмитрий Анатольевич
2014 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по обществознанию разработана на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования и Программы основного общего образования по обществознанию под редакцией Л.Н. Боголюбова. Рабочая программа систематизирует и конкретизирует содержание предметных тем Государственного образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса. Она рассчитана на 34 часа, из расчета 1 час в неделю, носит преимущественно пропедевтический характер, связанный с проблемами социализации младших подростков. На этом этапе необходимо обеспечить преемственность по отношению к курсу «Окружающий мир», изучаемому в начальной школе.
Актуальность программы: содержание основного общего образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, человек в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Не менее важным элементом содержания учебного предмета «Обществознание» является опыт познавательной и практической деятельности, включающий работу с адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности в учебном процессе и социальной практике.
Открывается курс темой «Человек», в которой рассматриваются важнейшие социальные свойства человека. Программа последовательно вводит ученика в расширяющийся круг социальных институтов: от самого близкого и эмоционально значимого (тема «Семья») до самого общественно значимого (тема «Родина»). Учащиеся расширяют круг сведений не только о важнейших социальных институтах и их общественном назначении, но и о качествах человека, проявляющихся во взаимодействии с ними. Тема «Труд» включает необходимые азы экономических знаний в сочетании с показом общественного значения труда и качеств, связанных с отношением к труду и его результатам. Тема «Добродетели» посвящена нравственным качествам человека, тесно связанным с важнейшими понятиями морали: добро как благо; доброта и благородство как качества человека; зло и способность человека противостоять ему. В 6 классах получают развитие приобретенные в начальной школе представления об обществе, семье, Родине, Конституции, гражданине, образцы позитивного социального поведения, соответствующего моральным и правовым нормам. Рассматриваются жизненные ценности, нравственные и правовые нормы, в том числе правила взаимоотношений ребенка с семьей, с ученическим коллективом, взрослыми; осмысливается опыт общения с социальной и природной средой. Формируются первичные знания о правах человека, в особенности правах ребенка, способах их защиты, этических нормах, государстве и законах, социальных институтах и процессах. Овладение этим материалом обеспечивает развитие гражданского самосознания, способствует первичной социализации учащихся. Программа предусматривает включение региональных компонентов исторического образования (до 12 % учебного времени). Это содействует сохранению единого образовательного пространства в территориальных рамках Архангельской области, а также дает учащимся возможность проявить творческую активность. Подготовлена на основе Программы регионального компонента основного общего образования Архангельской области по обществознанию. VI-IX классы, сост. Новгородцева С.Г.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
Назначение курса – содействовать интеллектуальному развитию учащихся, гуманизации личности, формированию жизненной стратегии личности подростка, развитию познавательных способностей учащихся. Изучение обществознания (включая экономику и право) в основной школе направлено на достижение следующих целей и задач:
- развитие личности в ответственный период социального взросления человека (11—15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
- воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
- освоение на уровне функциональной грамотности системы необходимых для социальной адаптации знаний: об обществе; основных социальных ролях; о позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
- овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;
- формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений, экономической и гражданско-общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, самостоятельной познавательной деятельности, правоотношений, семейно-бытовых отношений.
Ожидаемый результат
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образования являются:
- умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
- владение такими видами публичных выступлений, как высказывание, монолог, дискуссия; следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
- выполнение познавательных и практических заданий, в том числе с использованием проектной деятельности, на уроках и в доступной социальной практике, рассчитанных на:
- использование элементов причинно-следственного анализа;
- исследование несложных реальных связей и зависимостей;
- определение сущностных характеристик изучаемого объекта;
- выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
- поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
- перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
- объяснение изученных положений на конкретных примерах;
- оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, следование в повседневной жизни этическим и правовым нормам, выполнение экологических требований;
- определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
В 6 КЛАССЕ
№ | Наименование раздела | Количество часов |
1 | Введение в учебный курс обществознание. | 1 |
2 | Человек | 8 |
3 | Семья | 5 |
4 | Школа | 4 |
5 | Труд | 4 |
6 | Родина | 6 |
7 | Добродетели | 6 |
Итого | 34 |
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Тема 1. Человек (8 ч)
Цели и ценность человеческой жизни. Человек — биологическое существо. Отличие человека от животных. Наследственность. Личность как совокупность важнейших человеческих качеств. Индивидуальность человека. Качества сильной личности. Отрочество — особая пора жизни. Особенности подросткового возраста. Размышления подростка о будущем. Самостоятельность — показатель взрослости. Познание мира. Познание самого себя (самопознание). Самосознание и самооценка. Способности человека. Деятельность человека, ее основные формы (труд, игра, учение). Особенности игры как одной из основных форм деятельности людей в детстве. Связь между деятельностью и формированием личности. Знания и умения как условие успешной деятельности. Региональный компонент: деятельность человека на Севере. Природные условия края. Влияние северной природы на биологическую основу человека. Проблема сохранения здоровья северян. Особенности характера у северян. Различные виды познавательной деятельности: мифы, искусство, народная мудрость. Потребности человека — биологические, социальные, духовные. Индивидуальный характер потребностей. Духовный мир человека. Мысли и чувства.
Тема 2. Семья (5 ч)
Семья — ячейка общества. Семья под защитой государства. Семейный кодекс. Права ребенка. Виды семей. Отношения между поколениями. Семейное хозяйство. Заботы членов семьи. Распределение обязанностей. Обязанности подростка. Рациональное ведение хозяйства. Свободное время. Занятия физкультурой и спортом. Телевизор и компьютер. Увлечения человека. Значимость здорового образа жизни. Региональный компонент: семья на Севере. Особенности северной семьи: виды деятельности в семье, природа, и семья, образ жизни, семейные традиции.
Тема 3. Школа (4 ч)
Значение образования в жизни общества. Ступени школьного образования. Система образования в нашей стране. Подросток в школе. Урочная и внеурочная деятельность. Учеба — основной труд школьника. Умение учиться. Региональный компонент: различные формы учебных заведений в области. Выдающиеся учителя, преподаватели. Отношения младшего подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями. Проблемы общения. Дружба. Дружный класс.
Тема 4. Труд (4 ч)
Труд — основа жизни. Содержание и сложность труда. Результаты труда. Заработная плата. Труд — условие благополучия человека. Благотворительность и меценатство. Труд и творчество. Ремесло. Признаки мастерства. Творческий труд. Творчество в искусстве. На пути к жизненному успеху. Привычка к труду. Проблема выбора профессии. Важность взаимопонимания и взаимопомощи. Региональный компонент: выбор профессии на Севере.
Тема 5. Родина (6 ч)
Наша родина — Россия, Российская Федерация. Субъекты Федерации. Многонациональное государство. Русский язык — государственный. Любовь к Родине. Черты патриота. Государственные символы России. Герб, флаг, гимн, государственные праздники. История государственных символов. Москва — столица России. Гражданин — Отечества достойный сын. Права граждан России. Обязанности граждан. Гражданственность. Россия — федеративное государство. Национальность человека. Народы России — одна семья. Многонациональная культура России. Межнациональные отношения. Региональный компонент: наша Родина – Север. Социальная структура области и района. Национальность жителей района. Особенности жизни северян.
Тема 6. Добродетели (6 ч)
Человек славен добрыми делами. Доброе — значит хорошее. Мораль. Золотое правило морали. Учимся делать добро. Быть смелым. Страх — защитная реакция человека. Преодоление страха. Смелость и отвага. Противодействие злу. Человечность. Гуманизм — уважение и любовь к людям. Внимание к тем, кто нуждается в поддержке. Региональный компонент: кому можно оказать поддержку в нашем городе?
Календарно – тематическое планирование
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ 6 КЛАСС
Дата | № урока | Глава и тема урока | Домашнее задание |
1 | Введение в учебный курс обществознание. | тетрадь | |
Глава 1. Человек (8 часов) | |||
2 | Человек родился | § 1 зад. 1,3 | |
3 | Человек – личность | § 2сочинение- эссе | |
4 | Особый возраст: отрочество | § 3 вопр. 1 | |
5 | Познай самого себя | § 4 | |
6 | Познай самого себя | § 4 зад.1,2,5 | |
7РК | Человек и его деятельность. Деятельность человека на Севере. | § 5 термины | |
8 | Что человек чувствует, о чем размышляет | § 6 | |
9 | Обобщающий урок по главе «Человек» | ||
Глава 2. Семья (5 часов) | |||
10 | Семья – ячейка общества | § 7 рисунок | |
11РК | Семья на Севере. | ||
12 | Семейное хозяйство | § 8 вопросы | |
13 | Делу время, потехе час | § 9 зад.1-4 | |
14 | Урок-практикум по главе «Семья» | ||
Глава 3. Школа (4 часа) | |||
15 | Профессия – ученик | § 10 | |
16РК | Выбор профессии на Севере | тетрадь | |
17 | Одноклассники, сверстники, друзья | § 11 | |
18 | Обобщающий урок по главе «Школа» | Подг. пословцы о труде | |
Глава 4. Труд (4 часа) | |||
19 | Труд – основа жизни | § 12 вопросы | |
20 | Труд и творчество | § 13 | |
21 | На пути к жизненному успеху | § 14 | |
22 | Обобщающий урок по главе «Труд» | Подг. пословцы о патриотизме | |
Глава 5. «Родина» (6 часов) | |||
23 | Что значит быть патриотом | § 15 вопр. 4 | |
24 | Символика России | § 16 | |
25 | Символика России | § 16 зад. 2 | |
26 | Гражданин – Отечества достойный сын | § 17 | |
27РК | Мы – многонациональный народ. Национальный состав жителей области. | § 18 | |
28 | Практикум по главе «Родина» | ||
Глава 6. «Добродетели» (6 часов) | |||
29 | Человек славен добрыми делами | § 19 зад. 1,4 | |
30 | Будь смелым | § 20 | |
31 | Что такое человечность | § 21 | |
32РК | Кому можно оказать поддержку в нашем городе? | тетрадь | |
33 | Урок-практикум по теме «Человек и общество» | ||
34 | Итоговое обобщение |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
- Обществознание Программа для 6 -11 классов. Авторы: Л.Н.Боголюбов и др./Программы общеобразовательных учреждений. Обществознание М., Просвещение, 2009.
- Программа курса «Обществознание» М. Глобус, 2009
- Обществознание. Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. Ред. Л.Н. Боголюбов, Л.Ф.Иванова. М, Просвещение, 2011
- Степанько С.Н. Обществоведение 6 кл. Поурочные планы по учебнику Л.Н.Боголюбова. Волгоград: Учитель, 2010
- Иванова Л. Обществознание: 6 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений к учебнику Л. Н. Боголюбова. М, Просвещение, 2008
- Боголюбов Л.Н. Обществоведение. Методические рекомендации. М., Просвещение, 2004
- Программа регионального компонента основного общего образования по обществознанию Архангельской области. VI-IX классы, сост. Новгородцева С.Г.. / Региональный компонент общего образования Архангельской области (история, обществознание, экономика, география). Архангельск, 2006
- Контрольно-измерительные материалы. Обществознание. 6 класс/ Сост. А.В.Поздеев – 3-е изд., перераб. – М.: ВАКО, 2014
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса «Литература» 6 класс на 2014 – 2015 учебный год
Рабочая программа по «Литературе» 6 класс составлена на основе авторской программы по литературе для 5 -9 классов (базовый уровень) под редакцией Чертова В. Ф.: Литература. Рабочие программы. Предметн...
Рабочая программа курса «Литература» 7 класс на 2014 – 2015 учебный год
Рабочая программа по «Литературе» 7 класс составлена на основе авторской программы под редакцией Коровиной В. Я. Программы общеобразовательных учреждений: Литература. 5-11 кл. (Базовый уровень). 10-ое...
Рабочая программа курса «Литература» 8 класс на 2014 – 2015 учебный год
Рабочая программа по «Литературе» 8 класс составлена на основе авторской программы под редакцией Коровиной В. Я. Программы общеобразовательных учреждений: Литература. 5-11 кл. (Базовый уровень). 10-ое...
Рабочая программа по информатике 5 класс на 2014-2015 учебный год
Рабочая программа содержит:1 Пояснительную записку2. УМК3.Общая характеристика учебного предмета4. Цели и задачи изучения информатики5. Формы организации учебного процесса по предмету6. Учебно - темат...
Рабочая программа по информатике 6 класс на 2014 - 2015 учебный год
Рабочая программа содержит:Пояснительную запискуОбщая характеристика учебного предметаЦели и задачи изучения информатикиФормы организации учебного процесса по предметуТематический планСодержание учебн...
Рабочая программа по информатике 8 класс на 2014-2015 учебный год
Рабочая программа содержит:1. Пояснительную записку2. Общая характеристика учебного предмета3. Цели и задачи изучения информатики4. Формы организации учебного процесса по предмету5. Тематический план6...
Рабочая программа по информатике 9 класс на 2014 - 2015 учебный год
Рабочая программа содержит:Пояснительную запискуОбщая характеристика учебного предметаЦели и задачи изучения информатикиФормы организации учебного процесса по предметуТематический планСодержание учебн...