Мастер-класс "Рисование цветными нитями"
презентация к уроку по изобразительному искусству (изо, 5 класс) по теме

Кутилова Надежда Ивановна

Знакомство с техникой рисования цветными нитями.Технологические карты рисования волшебного цветка, тюльпанов, бабочки. Текст к презентации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Слайд 2. Не каждый ребёнок станет художником, однако у каждого есть определённый потенциал художественного развития, и этот потенциал надо раскрывать. Одарённые дети найдут свой путь, а остальные приобретут ценный опыт творческого воплощения собственных замыслов.

В настоящее время важно: ребенок,  как человек будущего, для успешной адаптации в социуме должен сформироваться в личность с развитым чувством красоты и творческим содержанием; творческая личность имеет больше шансов для успешного обучения в школе; наличие современных инновационных программ и технологий позволяют развивать ребенка – как личность через разные виды деятельности, в том числе и художественное творчество.

Слова индийского мыслителя и писателя Рабиндраната Тагора: «Нельзя вырастить полноценного человека без воспитания в нем чувства Прекрасного», - говорят о многом.

На мой взгляд, изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности.  Она позволяет ребенку выразить в своих рисунках свое впечатление об окружающем его мире. Вместе с тем, изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего развития детей, раскрытия и обогащения его творческих способностей.

Уже на начальном этапе обучения важно не только формировать умение понимать прекрасное, но и стремиться создавать прекрасное вокруг себя. Именно на занятиях художественно-эстетической направленности развиваются творческие способности создавать конкретные образы, отображать своё отношение к окружающему. Дети знакомятся с жанрами живописи, отрабатывают технические навыки владения кистью, нетрадиционные материалами, учатся пользоваться акварелью, гуашью, тушью. Особый интерес у детей вызывают творческие работы по комбинированию нетрадиционных материалов: бумаги, стекла, ткани и других. Применяя нетрадиционные способы в рисовании, дети творчески развиваются, получают дополнительный ресурс для творческого самовыражения. На своих кружковых занятиях я знакомлю ребят с нетрадиционными способами изображения в рисовании, что позволяет раскрыть разнообразные возможности изобразительной деятельности. Это содействует нестандартной видимости окружающего мира, пробуждает их фантазию и воображение. В процессе знакомства с разными нетрадиционными способами в рисовании ребенок развивается, он наблюдает, сравнивает, находит решение, придумывает, додумывает, фантазирует, экспериментирует. Это значит включается в поиск и творчество.

Слайд 3. Рисовать необычными способами и использовать при этом материалы, которые окружают нас в повседневной жизни, вызывают у детей огромные положительные эмоции. Рисование увлекает детей, а особенно нетрадиционное, дети с огромным желанием рисуют, творят и сочиняют что-то новое сами. Чтобы привить детям любовь к изобразительному искусству, вызвать интерес к рисованию необходимо начать с игры. Как кстати подходят для этого нетрадиционные способы рисования, которые, сопутствуя традиционным способам рисования, творят чудеса и превращают обычные занятия в игру, в сказку. Рисуя этими способами, дети не боятся ошибиться, так как все легко можно исправить, а из ошибки легко можно придумать что-то новое, и ребенок обретает уверенность в себе, преодолевает «боязнь чистого листа бумаги» и начинает чувствовать себя маленьким художником. У него появляется ИНТЕРЕС, а вместе с тем и ЖЕЛАНИЕ рисовать. Рисовать можно чем угодно и где угодно и как угодно! Разнообразие материалов ставит новые задачи и заставляет все время, что- нибудь придумывать. А из этих наивных и незамысловатых  детских рисунков в итоге вырисовывается узнаваемый объект – Я.  Ничем не замутненная радость удовлетворения оттого, что и «это сделал  Я – все это мое!».

Освоение как можно большего числа разнообразных изобразительных техник позволяет обогащать и развивать внутренний мир детей.   А ведь можно рисовать и зубной щеткой, и ватой, пальцами, ладонью, тампоном, мятой бумагой, свечой, трубочкой, гоняя краску (каплю) по листу бумаги. Нетрадиционная техника рисования помогает детям почувствовать себя свободными, раскрепоститься, увидеть и передать на бумаге то, что обычными способами и материалами сделать трудно.

Есть еще один компонент творчества, без которого немыслимо создание нового. Это творческое воображение, то есть создание новых образов, представлений, которые воплощаются затем в произведения. Воображение – основа любого творчества.

Художественно-творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию, отвлекает детей от печальных событий, обид, снимая нервное напряжение, страхи, вызывает радостное, приподнятое настроение; обеспечивает положительное эмоциональное состояние каждого ребенка; использование нетрадиционных способов рисования положительно влияют на подготовку руки к письму.  Рисуя,  ребенок  дает  выход   своим   чувствам,   желаниям,   мечтам, перестраивает  свои   отношения   в   различных   ситуациях   и   болезненно соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными,  травмирующими  образами.

Поэтому рисование широко  используют  для  снятия  психического  напряжения, стрессовых состояний, при коррекции неврозов, страхов.

Рисование – это творческий акт, позволяющий ребенку ощутить и понять самого себя, выразить свободно свои мысли и чувства, освободиться от конфликтов и сильных переживаний, развить эмпатию, быть самим собой, свободно выражать свои мечты и надежды. Некоторые ученые склонны рассматривать рисование как один из путей выполнения программы совершенствования огранизма.

Занятия, где дети рисуют нетрадиционными способами, не допускают демонстрации образцов и приемов работы, т. к. каждый рисунок получается неповторимым и уникальным, а в ряде случаев, даже непредсказуемым.

Слайд 4. Хочется остановиться на одной из таких техник – ниткографии, которую незаслуженно мало используют. Рисование нитками - нестандартный способ, но очень эффектный. И с непредсказуемым результатом! Кроме бумаги нужны краски и нитки. Некоторые художники трактуют слово «ниткография» как «рисование нитью». Возможно, именно поэтому к ниткографии сегодня относят такой уникальный и весьма необычный вид искусства, как рисование картин при помощи ниток. Для того чтобы выполнить такую картину, вам не понадобится много материалов и инструментов, достаточно будет иметь под руками пару листов бумаги, нитку, кисть, перо, гуашь или тушь. 
Нитку волшебную в руки возьми,
В краску её хорошо обмакни.
Листок белоснежный сложив пополам, 
ниточку эту протягивай сам.
Раскрыв, ты увидишь листок непростой,
Рисунок его украшает чудной.


          Ниткография разновидность графической техники, при которой изображение получается из-за протягивания покрашенной нитки, прижатой к поверхности листа. Путём ниткографии можно создавать одинарные и двойные изображения.

Нитку нужно опустить в краску, а затем произвольно выложить зигзагами или петлями на лист бумаги. После того, как нить уложена, ее необходимо накрыть вторым листом бумаги и плотно прижать оба листа друг к другу. Затем нитку нужно вытянуть за свободный конец. Хорошо использовать шерстяную толстую нитку – ее ворс оставляет на бумаге самые загадочные и замысловатые силуэты. 
            Теперь, когда нитка вытянута, у вас есть две зеркальные копии изображения, которые можно доработать так, как вам подсказывает ваша фантазия. Главной задачей художника-ниткографиста является найти в крючках и петлях, оставленных нитью, образы, которые он и будет использовать дальше. Такое занятие,  весьма увлекательно и отлично развивает образное мышление и фантазию. Поэтому стоит запастись большим количеством бумаги и в полной мере насладиться процессом. 
         Двойное изображение образуется, если покрашенная нить протягивается между двумя сжатыми половинами листа.
         Техника ниткографии предусматривает и создание изображений одновременно несколькими покрашенными в разный цвет нитками, которые накладываются одна на одну в произвольном порядке. При этом нужно учитывать гармоничное сочетание цветов. Обязательно выводить за пределы листа сухие неокрашенные кончики нити.

Технику ниткографии можно использовать при изготовлении поздравительных открыток, сюжетных композиций, панно. Ниткография содействует развитию воображения, фантазии, абстрактного мышления. 

ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ В ТЕХНИКЕ «НИТКОГРАФИЯ»http://sad7elochka.ru/wp-content/uploads/2012/09/43%D1%8B%D0%B2%D1%87-300x240.jpg

Слайд 5. 1-ый способ

Альбомный лист сложите пополам. Опустите нитку в краску, а затем хаотично разложить ее на одну из сторон листа, другую накрыть сверху и прижать рукой. Раскрыть, убрать нить, рассмотреть полученное изображение. По мере надобности дорисовать до конечного результата.

Слайд 6. 2-ой способ

Одну, две, три нити пропитать красками. Разложить нити на листе бумаги и закрыть другим листом так, чтобы концы ниток были видны. Тяните одну ниточку, затем другую, третью, а верхний лист придерживайте рукой. Получилась фантастика, космос, может наше настроение? Попробуйте, вы получите столько радости!

Слайд 7. 3-ий способ

Опустить веревку в краску, а затем разложить кольцом или любым другим способом на листе бумаги. Накрыть сверху другим листом и придавить ладонью. Раскрыть, убрать веревку и посмотреть на полученное изображение, дорисовать.

        Слайд 8 - 14. Я дополнила свою программу «Путешествие в прекрасное» новыми темами занятий, разработала технологические карты. Это: «Волшебный цветок», «Букет для Снегурочки» (в холодной цветовой гамме), «Удивительные бабочки».

        Слайд 15. Подводя итог работы с нетрадиционными техниками, мониторинг «Художественное творчество», целью которого является определение успешности усвоения детьми материала, привел к выводу: анализ работы с детьми по инновационной технологии показал положительную динамику успешного усвоения детьми материла.

 Общий вывод: у детей данного возраста успешно заложена основа эстетического развития. Выявлены индивидуальные способности детей к художественной деятельности; развита мелкая моторика руки. Экспериментирование с материалами стало любимым занятием детей. Это положительно сказывается на развитии воображения, нестандартного мышления. Появились задатки эстетического вкуса. Эмоциональное переживание дало толчок к развитию творчества через приобретение практических навыков.

Рекомендую педагогам использовать разные формы художественной деятельности: коллективное творчество, самостоятельную и игровую деятельность детей по освоению нетрадиционных техник рисования; в планировании занятий соблюдать систему и переемственность использования нетрадиционных изобразительных техник, учитывая возрастные и индивидуальные способности детей; повышать свой профессиональный уровень и мастерство через  ознакомление и овладение новыми нетрадиционными способами и приемами изображения.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мастер – класс «Рисование цветными нитями»

Слайд 2

«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питают источник творческой мысли» В.А. Сухомлинский

Слайд 3

Нетрадиционные художественные техники являются эффективным средством усвоения детьми графики и живописи , закономерностей композиции и коло- рита и могут обеспечить развитие детского изобразительного творчества в целом .

Слайд 7

Важно правильно уложить нити, чтобы получились тюльпаны


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мастер – класс «Рисование цветными нитями»

Слайд 2

«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питают источник творческой мысли» В.А. Сухомлинский

Слайд 3

Нетрадиционные художественные техники являются эффективным средством усвоения детьми графики и живописи , закономерностей композиции и коло- рита и могут обеспечить развитие детского изобразительного творчества в целом .

Слайд 7

Важно правильно уложить нити, чтобы получились тюльпаны


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НИТИ-методика

НИТИ-методика интегрированного урока в форме устного журнала "Необыкновенная симметрия" (8 класс)...

Подготовка швейной машины к работе. Порядок заправки верхней и нижней нитей.

Разработка урока для 5 класса "Подготовка швейной машины к работе. Порядок заправки верхней и нижней нитей"....

"Чудо-нить"

Каждый из наслюбит и по- своему умеет рисовать....

Интегрированный урок "Веков разорванная нить"

Урок иллюстрирует уникальные приёмы интеграции, которые возможно использовать на любом уроке. Методика ведения урока позволяет организовать  не только диалоговое обучение, но и  способствует...

Проект "Цветные нити новой жизни"

Цель проекта:Исследование модели духовно-нравственной воспитательной системы, обеспечивающей подросткам интеллектуальную, социальную, нравственную подготовку, необходимую для жизненной адаптации.Задач...

«Радуга в бутылке» - работа с цветным песком или цветной солью

Песочная терапия – это, прежде всего возможность самовыражения. Песок, вода и несколько  маленьких фигурок людей, животных или предметов способны помочь человеку раскрыться, выразить свои чувства...