«Рисунок – основа изобразительного творчества. Знакомство с видами графики и графическими материалами»
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 6 класс)

Артамонова Наталья Викторовна

Муниципальное общеобразовательное учреждение

 средняя общеобразовательная школа №6 Переславля-Залесского

 

 

 

 

 

Конспект урока по изобразительному

искусству в 6 классе

«Рисунок – основа изобразительного творчества. Знакомство с видами графики и графическими материалами»

 

 

подготовила

учитель ИЗО и МХК

                                                                                                                                                                                                                                  Артамонова Наталья Викторовна

 

 

 

 

 

 

 

6 класс

Тема: «Рисунок – основа изобразительного творчества. Знакомство с видами графики и графическими материалами»

Цель урока: познакомить с различными видами графики и графическими материалами.

Задачи урока:

ü способствовать формированию представлений о печатной графике, видах техники выполнения работ;

ü способствовать развитию пространственного воображения;

ü способствовать формированию интереса к изобразительному творчеству.

Материалы к уроку:  (репродукции или слайды)

·        Олени, переплывающие реку. Резьба по кости из Лортэ. Верхний палеолит.

·        Фигуры на потолке Альтамирской пещеры. Испания. (по рисунку А.Брейля)

·        Античная вазопись. Краснофигурная пелика. Прилёт первой ласточки. ГЭ.

·        Леонардо да Винчи. Автопортрет. Рисунок. Турин.

·        Леонардо да Винчи. Рисунки, наброски и зарисовки.

·        Д.С. Моор «Ты записался добровольцем?». Плакат, 1920.

·        И. Е. Репин. Невский проспект. Бумага, уголь, карандаш, 1877.

·        И.И. Шишкин. В сосновом лесу. Бумага, графический карандаш, 1877.

 

Задание к уроку: выполнить в графике натюрморт «В мастерской художника - графика»

Ход урока.

Учитель: на этом уроке мы будем говорить, пожалуй, о самом древнем виде изобразительного искусства – о графике. Этот вид искусства хорошо знаком вам с раннего детства, когда впервые взяв в руки карандаш, вы провели на листе бумаги первые линии. Именно тогда, сами того не сознавая, вы познакомились с графикой.

Что же такое графика?

Учащиеся: Это рисунки, выполненные на бумаге карандашом или фломастером.

Учитель: Конечно, графика – это прежде всего рисунок. Слово «графика»произошло от греческого слова «графо» - «пишу», «черчу», «рисую». Если вспомнить наскальные рисунки первобытного человека, то рисунок был наиболее древним видом изобразительного искусства, который развивался  вместе со скульптурой и прикладным искусством. Прекрасные образцы рисунка оставила нам античная вазопись. Но самостоятельное художественное значение рисунок приобрёл лишь с конца XV – начала XVI в.в.

Графика – искусство линейное, строгое, основанное на сочетании чёрного и белого, причём белым является сама бумага, а чёрным – карандаш, уголь или другой «сухой» материал. Каждый вид искусства «говорит» на своём языке (об этом мы беседовали на уроках живописи, скульптуры, ДПИ).

На каком языке говорит графика?

Учащиеся: На языке различных линий.

Учитель: Верно, линия и сочетание чёрных и белых пятен – основные изобразительные средства графики, её язык, скупой и лаконичный.

Используется ли в графике цвет?

Учащиеся: Нет… Иногда…Да (мнения детей разделились).

Учитель: Цвет в графике используется, но он подчинён линии. Так же, как в скульптуре, цвет в графике условен, он не играет главной роли, как в живописи. К графике относятся рисунки цветными мелками – пастель. Художники – графики используют и водяные краски – акварель и гуашь. И хотя графика, как и живопись, создаёт изображение на плоскости, но отличается она от живописи условным отношением к цвету.

Теперь мы можем записать в тетради определение графики.

Графика – это один из видов  изобразительного искусства, основным изобразительным средством которого является линия и светотень, а роль цвета ограничена и условна.

Существуют ли в графике жанры?

Учащиеся: Да, конечно.

Учитель: Правильно, для графики характерны те же жанры, что и для живописи. Наиболее любимым для художников – графиков являются портретный, пейзажный и анималистический жанры. Есть и специфический для графики жанр – это карикатура, шарж.

С произведениями графики мы встречаемся в жизни очень часто.

Попробуйте назвать как можно больше примеров различных видов графики.

Учащиеся: Рисунки, гравюры, плакаты, газетные и журнальные карикатуры, реклама, упаковки различных товаров, этикетки, эмблемы, афиши кино и театра, дорожные и товарные знаки, марки.

Учитель: Молодцы! Вы назвали такое количество различных видов графики, что можно запутаться. А чтобы этого не случилось, попробуем разобраться в этом разнообразии, классифицируя графику по двум параметрам:

·        По технике исполнения;

·        По назначению.

(Учитель работает на доске или показывает уже готовый плакат, а ребята записываю в альбомах).

Классификация графики.

I.                  По технике исполнения:

1.     Уникальная, рукотворная графика – это рисунки, наброски, зарисовки, шаржи, карикатуры, выполненные художником в одном экзепляре.

2.     Печатная графика -  позволяющая воспроизводить рисунок в большом количестве экземпляров. Эстамп – (от французского слова «estamper» - штамповать) – печатно – графическое произведение, представляющее собой

Основным видом печатной графики является гравюра – эстамп, напечатанный с форм, на которых изображение вырезано.

В зависимости от материала печатной формы гравюра делится на следующие типы:

I.                   Выпуклая гравюра:

·        Ксилография – гравюра на дереве;

·        Литография – гравюра на камне;

·        Линография – гравюра на линолеуме;

II.               Углублённая гравюра:

·        Офорт – гравюра на металле.

Существуют различные технические способы обработки материала доски: механический (резьба, процарапывание), химический (травление).

II.               По назначению:

1.     Станковая графика – это рисунки и эстампы, не имеющие прикладного значения и несущие самостоятельное художественное значение.

2.     Книжная графика – система формирования конструкции книги, иллюстрации, фигурные буквицы, шрифты, миниатюра.

3.     Прикладная или промышленная графика – это художественное проектирование товарных, почтовых, денежных знаков, эмблем, этикеток, товарных упаковок и т.д.

4.     Монументальная графика – плакат, вывеска, афиша, реклама.

(Различные виды графики иллюстрируются примерами репродукций или слайдов)

Учитель: А теперь представим, что мы в мастерской художника, за его рабочим столом. Давайте перечислим, какими графическими художественными материалами пользуются художники – графики?

Учащиеся: Бумага, картон, карандаш, тушь, перо, уголь, пастель, сангина, акварель, кисти.

Учитель: Замечательно. А теперь выполним творческую работу – графический натюрморт, в котором изобразим рабочий стол художника – графика со всеми материалами и инструментами, которыми он работает.

Вопросы к уроку:

1.     Что является основным художественным средством графики, её «языком»?

2.     Какова роль цвета в графике?

3.     Что общего и в чём различие между графикой и скульптурой, графикой и живописью?

4.     Какими художественными материалами пользуется художник – график?

5.     Какие жанры наиболее характерны для графики?

6.     Можно ли считать все экземпляры эстампа подлинниками?

7.     Имена каких известных художников – графиков ты знаешь?

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

 средняя общеобразовательная школа №6 Переславля-Залесского

 

 

 

 

 

Конспект урока по изобразительному

искусству в 6 классе

«Рисунок – основа изобразительного творчества. Знакомство с видами графики и графическими материалами»

 

 

подготовила

учитель ИЗО и МХК

                                                                                                                                                                                                                                  Артамонова Наталья Викторовна

 

 

 

 

 

 

 

6 класс

Тема: «Рисунок – основа изобразительного творчества. Знакомство с видами графики и графическими материалами»

Цель урока: познакомить с различными видами графики и графическими материалами.

Задачи урока:

 способствовать формированию представлений о печатной графике, видах техники выполнения работ;

 способствовать развитию пространственного воображения;

 способствовать формированию интереса к изобразительному творчеству.

Материалы к уроку:  (репродукции или слайды)

        Олени, переплывающие реку. Резьба по кости из Лортэ. Верхний палеолит.

        Фигуры на потолке Альтамирской пещеры. Испания. (по рисунку А.Брейля)

        Античная вазопись. Краснофигурная пелика. Прилёт первой ласточки. ГЭ.

        Леонардо да Винчи. Автопортрет. Рисунок. Турин.

        Леонардо да Винчи. Рисунки, наброски и зарисовки.

        Д.С. Моор «Ты записался добровольцем?». Плакат, 1920.

        И. Е. Репин. Невский проспект. Бумага, уголь, карандаш, 1877.

        И.И. Шишкин. В сосновом лесу. Бумага, графический карандаш, 1877.

 

Задание к уроку: выполнить в графике натюрморт «В мастерской художника - графика»

Ход урока.

Учитель: на этом уроке мы будем говорить, пожалуй, о самом древнем виде изобразительного искусства – о графике. Этот вид искусства хорошо знаком вам с раннего детства, когда впервые взяв в руки карандаш, вы провели на листе бумаги первые линии. Именно тогда, сами того не сознавая, вы познакомились с графикой.

Что же такое графика?

Учащиеся: Это рисунки, выполненные на бумаге карандашом или фломастером.

Учитель: Конечно, графика – это прежде всего рисунок. Слово «графика»произошло от греческого слова «графо» - «пишу», «черчу», «рисую». Если вспомнить наскальные рисунки первобытного человека, то рисунок был наиболее древним видом изобразительного искусства, который развивался  вместе со скульптурой и прикладным искусством. Прекрасные образцы рисунка оставила нам античная вазопись. Но самостоятельное художественное значение рисунок приобрёл лишь с конца XV – начала XVI в.в.

Графика – искусство линейное, строгое, основанное на сочетании чёрного и белого, причём белым является сама бумага, а чёрным – карандаш, уголь или другой «сухой» материал. Каждый вид искусства «говорит» на своём языке (об этом мы беседовали на уроках живописи, скульптуры, ДПИ).

На каком языке говорит графика?

Учащиеся: На языке различных линий.

Учитель: Верно, линия и сочетание чёрных и белых пятен – основные изобразительные средства графики, её язык, скупой и лаконичный.

Используется ли в графике цвет?

Учащиеся: Нет… Иногда…Да (мнения детей разделились).

Учитель: Цвет в графике используется, но он подчинён линии. Так же, как в скульптуре, цвет в графике условен, он не играет главной роли, как в живописи. К графике относятся рисунки цветными мелками – пастель. Художники – графики используют и водяные краски – акварель и гуашь. И хотя графика, как и живопись, создаёт изображение на плоскости, но отличается она от живописи условным отношением к цвету.

Теперь мы можем записать в тетради определение графики.

Графика – это один из видов  изобразительного искусства, основным изобразительным средством которого является линия и светотень, а роль цвета ограничена и условна.

Существуют ли в графике жанры?

Учащиеся: Да, конечно.

Учитель: Правильно, для графики характерны те же жанры, что и для живописи. Наиболее любимым для художников – графиков являются портретный, пейзажный и анималистический жанры. Есть и специфический для графики жанр – это карикатура, шарж.

С произведениями графики мы встречаемся в жизни очень часто.

Попробуйте назвать как можно больше примеров различных видов графики.

Учащиеся: Рисунки, гравюры, плакаты, газетные и журнальные карикатуры, реклама, упаковки различных товаров, этикетки, эмблемы, афиши кино и театра, дорожные и товарные знаки, марки.

Учитель: Молодцы! Вы назвали такое количество различных видов графики, что можно запутаться. А чтобы этого не случилось, попробуем разобраться в этом разнообразии, классифицируя графику по двум параметрам:

        По технике исполнения;

        По назначению.

(Учитель работает на доске или показывает уже готовый плакат, а ребята записываю в альбомах).

Классификация графики.

I.                  По технике исполнения:

1.     Уникальная, рукотворная графика – это рисунки, наброски, зарисовки, шаржи, карикатуры, выполненные художником в одном экзепляре.

2.     Печатная графика -  позволяющая воспроизводить рисунок в большом количестве экземпляров. Эстамп – (от французского слова «estamper» - штамповать) – печатно – графическое произведение, представляющее собой

Основным видом печатной графики является гравюра – эстамп, напечатанный с форм, на которых изображение вырезано.

В зависимости от материала печатной формы гравюра делится на следующие типы:

I.                   Выпуклая гравюра:

        Ксилография – гравюра на дереве;

        Литография – гравюра на камне;

        Линография – гравюра на линолеуме;

II.               Углублённая гравюра:

        Офорт – гравюра на металле.

Существуют различные технические способы обработки материала доски: механический (резьба, процарапывание), химический (травление).

II.               По назначению:

1.     Станковая графика – это рисунки и эстампы, не имеющие прикладного значения и несущие самостоятельное художественное значение.

2.     Книжная графика – система формирования конструкции книги, иллюстрации, фигурные буквицы, шрифты, миниатюра.

3.     Прикладная или промышленная графика – это художественное проектирование товарных, почтовых, денежных знаков, эмблем, этикеток, товарных упаковок и т.д.

4.     Монументальная графика – плакат, вывеска, афиша, реклама.

(Различные виды графики иллюстрируются примерами репродукций или слайдов)

Учитель: А теперь представим, что мы в мастерской художника, за его рабочим столом. Давайте перечислим, какими графическими художественными материалами пользуются художники – графики?

Учащиеся: Бумага, картон, карандаш, тушь, перо, уголь, пастель, сангина, акварель, кисти.

Учитель: Замечательно. А теперь выполним творческую работу – графический натюрморт, в котором изобразим рабочий стол художника – графика со всеми материалами и инструментами, которыми он работает.

Вопросы к уроку:

1.     Что является основным художественным средством графики, её «языком»?

2.     Какова роль цвета в графике?

3.     Что общего и в чём различие между графикой и скульптурой, графикой и живописью?

4.     Какими художественными материалами пользуется художник – график?

5.     Какие жанры наиболее характерны для графики?

6.     Можно ли считать все экземпляры эстампа подлинниками?

7.     Имена каких известных художников – графиков ты знаешь?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рисунок - основа изобразительного творчества. Презентация к уроку в 6 классе.

Презентация к уроку изобразительного искусства в 6 классе. Тема урока: "Рисунок - основа изобразительного творчества". Презентация содержит краткий теоретический материал, который сопровождается нагля...

конспект урока "Рисунок - основа изобразительного творчества"

конспект урока "Рисунок - основа изобразительного творчества"...

"Рисунок – основа изобразительного творчества"

В помощь учителям изобразительного искусства, работающим в 6 классе по программе под редакцией Б.М. Неменского....

Рисунок - основа изобразительного творчества

Презентация к уроку изобразительного искусства в 6 классе...

Презентация "Рисунок - основа изобразительного творчества"

Данная презентация выполнена для уроков изобразительного искусства по программе Б. Неменского в 6х классах и посвящена рисунку, как началу и основе любой изобразительной деятельности. Презентация соде...

Рисунок – основа изобразительного творчества.

Рисунок – первооснова всего изобразительного искусства. Владение рисунком необходимо всем художникам, независимо от специальности....