Методическая разработка по теме: «Связь времён в народном искусстве». Предмет: Изобразительное искусство Класс 5
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему

Лищук Жанна Геннадьевна

Методическая разработка

по теме:

 «Связь времён в народном искусстве».

Предмет: Изобразительное искусство

Класс 5

Основной целью разработанных уроков по курсу «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» в 5 классе по программе Б. М. Неменского является приобщение детей к миру искусства через познание исторического прошлого своего народа, его самобытной культуры, творчества.

Народное искусство – богатейшая сокровищница красоты, является неиссякаемым источником творческой фантазии.  Это позволяет воспитать у детей определенную культуру восприятия материального мира. Человек всегда жил среди вещей. Он создавал не только нужные, полезные, но и красивые, выразительные вещи. Поэтому и сейчас человеку необходим красивый предметный мир. И для его создания каждому нужен развитый художественный вкус. Человек обязательно проявляет здесь свои художественные наклонности в той мере, в какой обладает ими. Именно поэтому роль народного декоративно-прикладного искусства в художественном воспитании просто неоценима.

Раздел программы  пятого класса посвящен изучению различных  видов  декоративных искусств, в которых сохраняется наглядный для детей их практический смысл, связь с фольклором, с национальными и народными корнями искусства. Здесь в наибольшей степени раскрывается присущий детству наивно-декоративный язык изображения и непосредственная образность, игровая атмосфера, присущие как народным формам, так и декоративным функциям  искусства в современной жизни. Осуществление программы  этого года обучения предполагает акцент на местные художественные традиции и конкретные промыслы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka_razdela_programmy_5_klass.doc523 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство и науки Российской Федерации

Министерство образования и науки Калужской области

Государственное казённое специальное (коррекционное)

образовательное учреждение Калужской области для обучающихся,

воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

«Калужская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 5  

II вида им. Ф. А. Рау».

Методическая разработка

по теме:

 «Связь времён в народном искусстве».

Предмет: Изобразительное искусство

Класс 5

Разработала:

 учитель изобразительного искусства

«ГКС(К)ОУ Калужская школа – интернат № 5»

 Лищук Ж.Г.

2011-1012уч.год

Пояснительная записка

Не секрет, что наши дети живут сейчас в условиях все возрастающего потока информации, несущей преимущественно западные идеалы: философские, нравственные, эстетические. Они смотрят западные фильмы, играют в иностранные игры, предпочитают заграничные лакомства, одежду, предметы быта. Народные русские сказки и песни стали уходить из быта семьи. Нарушена связь между поколениями, дети не знают своих предков, теряют свои корни. У молодежи меняются идеалы, страдает их нравственность. Детей с  ограниченными возможностями, особенно необходимо  знакомить с истоками русской культуры и декоративно прикладным творчеством.

В связи с этим тема приобщения учащихся школы к национальной культуре становится чрезвычайно актуальной в педагогической практике. Возрастает проблема формирования у детей подлинной любви и уважения к своей Родине, к ее историческому прошлому, к русской самобытной культуре, к народному творчеству и искусству. 

Народное искусство – богатейшая сокровищница красоты, является неиссякаемым источником творческой фантазии.  Это позволяет воспитать у детей определенную культуру восприятия материального мира. Человек всегда жил среди вещей. Он создавал не только нужные, полезные, но и красивые, выразительные вещи. Поэтому и сейчас человеку необходим красивый предметный мир. И для его создания каждому нужен развитый художественный вкус. Человек обязательно проявляет здесь свои художественные наклонности в той мере, в какой обладает ими. Именно поэтому роль народного декоративно-прикладного искусства в художественном воспитании просто неоценима.

Раздел программы  пятого класса посвящен изучению различных  видов  декоративных искусств, в которых сохраняется наглядный для детей их практический смысл, связь с фольклором, с национальными и народными корнями искусства. Здесь в наибольшей степени раскрывается присущий детству наивно-декоративный язык изображения и непосредственная образность, игровая атмосфера, присущие как народным формам, так и декоративным функциям  искусства в современной жизни. Осуществление программы  этого года обучения предполагает акцент на местные художественные традиции и конкретные промыслы.

На протяжении всей истории человечества народное искусство было неотъемлемой  частью национальной культуры.  Народное искусство сохраняет традиции преемственности поколений, влияет на формирование художественных вкусов. Основу декоративно-прикладного искусства составляет творческий ручной труд мастера. На занятиях различными видами декоративно-прикладного искусства учащиеся учатся создавать красоту своими руками. У ребят такие занятия  не только формируют эстетический вкус, но и  дают необходимые технические знания, развивают трудовые умения и навыки, то есть осуществляют психологическую  и практическую подготовку к труду, к выбору профессии.

В основе создания изделий народных мастеров лежит художественный декоративный образ, подсказанный мастеру природными мотивами. Органическая связь узора с вещью, украшения с формой, единство декоративной и утилитарной функций,  ансамблевость  изделия, чувство материала – обязательные условия для создания подлинно художественных произведений в творчестве народных мастеров. Эти произведения помогают увидеть красоту окружающего мира.  

В самом деле, художественная стилистика подлинников крестьянского искусства, рожденная многовековым коллективным опытом, составляющая богатства «медного царства», как и в сказке, настолько значительна своей пластической, графической и цветовой выразительностью, что может и сегодня стать хорошим учителем нашим детям.

В трудах известного исследователя народного творчества и педагога В. Воронова не раз говорилось о художественной избыточности русского народа, выплеснувшейся на предметный быт и одухотворившей его и ту среду, в которой формировались характеры детей в далеком прошлом.

Искусство сопровождало русского человека на всем жизненном пути (с самого раннего детства в расписной или резной колыбели-зыбке), придавая и быту, и жизни, и самому человеку значительность, воспитывая чувство соразмерности величественному миру природы.

Именно эта художественно оформленная одухотворенная среда вводила ребенка в мир идей и нравственных идеалов народа, где щедрому богатырскому труду всегда отводилось особое место.

Это способствовало вызреванию в детях нравственных идеалов своего народа; непреложной вере в добро, побеждающее в нелегкой борьбе со злом; чтобы позже наполнить ими жизнь и художественное творчество уже новых поколений, закрепляя за подлинниками, представляющими это творчество, роль народной памяти. Потому и стремимся мы в занятиях с детьми нашего космического века не только изучить эти страницы народной памяти, но и прикоснуться к ним сердцем.

 В разделе, который я  представляю,   продолжается  знакомство с народным искусством на примере традиционных народных художественных промыслов России (филимоновская, дымковская, каргопольская народная игрушка; Гжель, Городец, Хохлома, Жостово и другие).

 У школьников этого возраста необходимо формировать  понимание того, что изделия традиционных промыслов — это творения ныне живущих мастеров. В них многое от нашего времени: и более высокий уровень профессионального мастерства, и обогащенные временем приемы исполнения, и несколько иные мировосприятие и сам образ мастера, и более яркое проявление его индивидуальности. Но наряду с этим современные народные промыслы сохраняют верность традиции, воспроизводя ее через излюбленные образы и мотивы, их разнообразные варианты, через наследственную культуру народного мастерства, укрепляющую духовные связи между прошлым и настоящим. Настоящее, несущее в себе прошлое и обращенное в будущее, осуществляет живую связь веков. Эта мысль прослеживается во всем  разделе  «Связь времен в изобразительном искусстве»  программы Б.Н. Неменского  «Изобразительное искусство и художественный труд».

  1. Цели и задачи раздела «Связь времён в народном искусстве»

Основной целью разработанных уроков по курсу «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» в 5 классе по программе Б. М. Неменского является приобщение детей к миру искусства через познание исторического прошлого своего народа, его самобытной культуры, творчества.

Изучение декоративно-прикладного искусства в жизни человека предполагает решение следующих основных задач:

Образовательные:

 - содействовать  формированию    у  учащихся навыков  и приёмов  традиционной художественной обработки и декорирования изделий;

- создавать условия для  усвоения  знаний  по  теме истоки народного творчества и роль декоративно-прикладного искусства в жизни общества;

 - формировать у учащихся целостное восприятие народного искусства как части культуры народа через практическую деятельность учащихся на уроках изобразительного искусства.

 Коррекционно - развивающая:

-Развивать монологическую и диалогическую речь, пополнять активный словарь (развивать активизацию процесса запоминания специальных терминов), следить за правильностью произношения учащихся,  развивать и корректировать общую и  мелкую моторику рук., развивать мышление  (память, внимание, глазомер , пространственные представления)  

-развивать в ходе проведения  экскурсий и сбора дополнительной информации  представление о народном мастере как творческой личности, духовно связанной с культурой и природой родного края, носителе традиций коллективного опыта;

- развивать художественно-творческие способности и пространственное мышление у учащихся;

- развивать умения и навыки работы  в области ИКТ через создание презентаций,  составление  сообщений  и  рефератов.

Воспитательные:

-воспитывать любовь к традиционному народному искусству через выполнение индивидуальных и коллективных творческих работ;

- способствовать развитию  объективно оценивать свои творческие способности;

- воспитывать  стремление  к самореализации и положительной мотивации к  учебной деятельности.

  1. Психолого-педагогическое обоснование раздела

Возраст детей пятого класса можно назвать переходным от младшего школьного к младшему подростковому. Очень важная задача — выйти на новый уровень учебной самоорганизации, научиться самостоятельно, планировать время, правильно его распределять.
  В  этот период детям свойственна повышенная активность, стремление к деятельности, происходит уточнение границ и сфер интересов, увлечений. Дети данного возраста активно начинают интересоваться своим собственным внутренним миром и оценкой самого себя.

Психологически этот возраст связан с постепенным обретением чувства взрослости — главного личностного новообразования младшего подростка. В этот период подростку становится интересно многое, далеко выходящее за рамки его повседневной жизни. Его начинают интересовать вопросы прошлого и будущего, проблемы войны и мира, жизни и смерти, экологические и социальные темы, возможности познания мира, инопланетяне, ведьмы и гороскопы. Многие исследователи рассматривают этот возраст как период “зенита любознательности”.

Подростки ориентированы на установление доверительно-дружеских отношений со сверстниками. Именно в силу психологической ценности отношений со сверстниками происходит постепенная замена ведущей учебной деятельности (что было характерно для младшего школьника) на ведущую деятельность общения. Умственная активность подростков высока, но способности будут развиваться только в деятельности, вызывающей положительные эмоции; успех (или неуспех) существенно влияет на мотивацию учения. Оценки играют важную роль в этом: высокая оценка дает возможность подтвердить свои способности. Совпадение оценки и самооценки важно для эмоционального благополучия подростка. В противоположном случае неизбежен внутренний дискомфорт, и даже конфликт.

Основные задачи развития в этот период:

- развитие учебной мотивации, интересов;

- развитие навыков сотрудничества со сверстниками, умения соревноваться с другими,    правильно и разносторонне сравнивать свои результаты с успешностью других;

- формирование умения учиться в средней школе.

Особенности мотивации деятельности заключаются в том, что ребёнок не столько находит удовлетворение в достижении цели творчества, сколько в самом его процессе, то есть формируются творческие способности ребёнка. У детей целенаправленно развивается восприятие, формируются сенсорные способности: глазомер, чувство ритма, цвета, развитие художественно-творческих способностей.

Под воздействием новой, учебной деятельности изменяется характер мышления ребенка, его внимание и память. В процессе учебной деятельности осуществляются отношения ребенка с обществом, происходит формирование как основных его личностных качеств, так и отдельных психических процессов.  Эффективность формирования учебной деятельности зависит от содержания усваиваемого материала, конкретной методики обучения и форм организации учебной работы школьника.

Пятиклассники  проявляют явный интерес к играм, требующим смекалки, содержащим элементы соревнования.

Познавательная деятельность приобретает произвольный характер, и это открывает широкие возможности для расширения границ познания.

Что касается психологических качеств детей 10-12-летнего  возраста, то здесь необходимо учитывать их индивидуальные особенности.

В 5 классе  10 учащихся.  Было  проведено  анкетирование по выявлению  уровня обученности, мышления, учебной мотивации пятиклассников по методике Раввена. Получены следующие результаты:

 

Индивидуализация учения предполагает организацию учебной деятельности в соответствии с психофизиологическими потенциальными возможностями, уровнем развития детей.

Психолого-педагогический статус пятиклассника

Психологические параметры школьного статуса ребенка

Психолого-педагогические требования к содержанию и уровню развития данных характеристик

Познавательная сфера

Произвольность психических процессов

  • Принятие целей, заданных учителем.
  • Самостоятельная организация деятельности в рамках учебных или иных целей, заданных учителем.
  • Определение важности и последовательности целей в рамках конкретной учебной ситуации.
  • Поддержание концентрации внимания на учебной задаче.

Уровень развития мышления

  • Владение приемами установления причинноследственных отношений между изучаемыми учебными и житейскими понятиями.

Сформированность важнейших учебных действий

  • Ориентация на всю систему требований задачи.
  • Владение навыками применения логических операций: выделение существенных признаков, обобщение, классификация.
  • Систематизация знаний, перенос учебных навыков.

Уровень развития речи

  • Понимание смысла изучаемых понятий и речи, обращений к школьнику.
  • Использование речи как инструмента мышления (сложноподчиненные конструкции в устной и письменной речи, связное изложение своих идей, использование доказательств).
  • Грамотность и богатый словарный запас устной речи.

Уровень развития тонкой моторики

  • Понятность письма.
  • Аккуратность оформления письменных работ.
  • Способность к различным видам ручного труда.

Умственная работоспособность и темп умственной деятельности

  • Сохранение умственной активности и работоспособности в течение всего урока.
  • Адаптация к учебной нагрузке.
  • Способность работать в едином темпе со всем классом.

Коммуникативная сфера

Взаимодействие с педагогами

  • Установление адекватных ролевых отношений с педагогами на уроках и вне уроков. Проявление уважения к учителю.
  • Способность к установлению межличностных отношений с педагогом.

Соблюдение социальных и этических норм

  • Принятие и выполнение школьных и общепринятых норм поведения и общения.

Активность и автономность поведения

  • Активность и самостоятельность в познавательной и социальной деятельности.

Мотивационноличностная сфера

Наличие и характер учебной мотивации

  • Ориентация на освоение способов получения знания.
  • Проявление интереса к закономерностям, принципам.
  • Предпочтение трудных заданий.
  • Наличие мотива самообразования, представленного интересом к дополнительным источникам знаний.

Устойчивое эмоциональное состояние в школе

Отсутствие выраженных противоречий между

  • требованиями школы (педагога) и родителей;
  • требованиями взрослых и возможностями ребенка.

Система отношений школьника к миру и самому себе

Отношения со сверстниками

  • Эмоциональноположительное восприятие ребенком системы своих отношений со сверстниками.
  • Ориентация на мнение товарищей.

Отношения с педагогами

  • Эмоциональноположительное восприятие ребенком своих отношений с педагогами и воспитателями.

Отношение к значимой деятельности

 

  • Эмоциональноположительное восприятие школы и учения.
  • Понимание смысла учения "для себя".

Отношение к себе

  • Устойчивая положительная самооценка.

Изучив методику  Д. Б. Эльконина, Л.С. Выготского,  П.Я. Гальперина я сделала  вывод,  что при изменяющихся условиях обучения необходимо предъявлять  более высокие требования к интеллектуальному и личностному развитию учащихся, степени освоения ими определенных учебных знаний и действий, уровню развития произвольности, саморегуляции и т. п. Однако этот уровень развития учащихся далеко не одинаков. У одних он соответствует условиям успешности их дальнейшего обучения, у других едва достигает допустимого предела. Принято решение - учебные занятия организовывать  по принципу «от простого к сложному»,  усвоение учебного материала организовать в форме  поэтапного формирования и развития умения и навыков.

  1. Планируемые  результаты освоения раздела программы

В области формирования художественных знаний, умений, навыков дети должны:

 - знать несколько традиционных народных художественных промыслов России (промыслы народной глиняной игрушки, Гжель, Городец, Хохлома, Полхов-Майдан, Жостово);

- знать  их истоки, современное развитие, главные отличительные признаки изделий традиционных художественных промыслов (форма, материал, особенности росписи, цветового строя, главные элементы орнамента, приемы письма);

- уметь выявлять в произведениях народных художественных промыслов связь конструктивных, декоративных и изобразительных элементов, единство материала, формы и декора;

-  уметь передавать единство формы и декора, выстраивать орнаментальные (возможно, декоративно-сюжетные) композиции, используя повтор и вариативность художественных трактовок главных элементов орнамента (растительного, геометрического, зооморфного).

-иметь в активном словаре основные термины .

В области формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве дети должны:

- проявлять интерес к изделиям народных художественных промыслов, уважительно относиться к труду мастера — носителя традиции;

- видеть черты неповторимого своеобразия в произведениях народных художественных промыслов.

В области формирования творческой активности дети должны:

- активно включаться в анализ произведений народных мастеров;

 - творчески участвовать в создании художественного образа по мотивам филимоновских, дымковских, каргопольских игрушек, в выполнении росписи (импровизации) и отдельных ее элементов на основе традиционных приемов гжельской, городецкой, хохломской, жостовской росписи;

- воспитывать интерес к мировой культуре и искусству, формировать коммуникативные способности через творческую деятельность на уроках.

  1. Используемые образовательные технологии, методы,

формы организации деятельности учащихся

При проведении уроков этого раздела я использую следующие технологии

Использование ИКТ на уроках изобразительного искусства

Одним из очевидных достоинств мультимедийного урока является усиление наглядности. Напомним известную фразу К.Д. Ушинского: «Детская природа ясно требует наглядности. Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова, начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно…».

В таком случае проектор может оказать неоценимую помощь. Однако достичь ожидаемого эффекта можно при соблюдении определенных требований к предъявлению наглядности: узнаваемость наглядности, динамика предъявления наглядности; продуманный алгоритм видеоряда изображений; оптимальный размер наглядности и количество предъявляемых изображений на экране.

Компьютерное обучение несёт в себе огромный мотивационный потенциал. В присутствии доброжелательного инструктора – машины - обучение становится более занимательным для детей.

Технология использования ИКТ на уроках искусства

1. Урок с мультимедийной поддержкой -  в классе стоит один компьютер, им пользуется учитель в качестве «электронной доски». Учитель использует готовые  электронные образовательные ресурсы или мультимедиа презентации,  и ученики для защиты проектов.

2. Урок с компьютерной поддержкой - несколько компьютеров (обычно, в компьютерном классе), за ними работают все ученики одновременно или по очереди.

3. Уроки с выходом во всемирную сеть Интернет (могут быть как с мультимедийной, так и компьютерной поддержкой)

Метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности называется деятельностным методом. По мнению А. Дистервега, деятельностный метод обучения является универсальным. “Сообразно ему следовало бы поступать не только в начальных школах, но во всех школах, даже в высших учебных заведениях. Этот метод уместен везде, где знание должно быть еще приобретено, то есть для всякого учащегося”. Важно сформировать у школьника умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации. Деятельностный метод обучения позволяет осуществлять:

  • формирование мышления через обучение деятельности: умение адаптироваться внутри определенной системы относительно принятых в ней норм (самоопределение), осознанное построение своей деятельности по достижению цели (самореализация) и адекватное оценивание собственной деятельности и ее результатов (рефлексия);
  • формирование системы культурных ценностей и ее проявлений в личностных качествах;
  • формирование целостной картины мира, адекватной современному уровню научного знания.

Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:

1) Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, что способствует формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.

2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.

3) Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире.

4) Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).

5) Принцип психологической комфортности.

6) Принцип вариативности - принятие решений в ситуациях выбора.

7) Принцип творчества - приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.

Сформулированные выше дидактические принципы задают систему необходимых и достаточных условий организации непрерывного процесса обучения деятельностной парадигме образования. Двадцатилетний опыт практической апробации в школах страны дидактической системы деятельностного метода обучения показал, что данная технология даёт реальную многоуровневую основу для комплексного своевременного развития многогранной личности гражданина 21 века.

В настоящее время активно развивается личностно-ориентированное обучение. Руководствуясь своим личным педагогическим опытом, я согласна с большинством авторов, которые связывают личностно-ориентированное обучение с индивидуальностью ребенка, условиями его становления, развитием и саморазвитием личности в условиях и под влиянием обучения. Особое значение личностно-ориентированное обучение приобретает в системе обучения детей изобразительному искусству, художественному творчеству.

При работе над творческими заданиями у детей развиваются: воображение; фантазия; логическое и абстрактное мышление; изобразительные навыки; навыки художественного творчества (сложная композиционная работа, объемные композиции, коллективные панно); свободное владение кистью (раскрепощение ребенка), художественными материалами (акварель, гуашь, тушь, восковые мелки, пастель, пластилин и т.д.). Изучение художественных произведений способствует развитию внимания, памяти, пространственного мышления.  Также для успешного решения задач на уроке немаловажную роль играют психолого-педагогические условия, которые включают в себя следующие компоненты:

  • создание комфортной, доброжелательной атмосферы на занятиях;
  • побуждение творческого воображения ребят к практической и творческой деятельности;
  • поощряется отход от шаблона, привнесения в каждую работу собственных образов;
  • важно "расковать" детей, высвободить их творческую энергию;
  • формирование знаний ребят на разных психологических уровнях (конкретно-чувственные представления, понятия, обобщающие образы, "открытия" и т.д.)
  • применение индивидуальных, групповых и массовых форм обучения.

 Любой изучаемый материал представляется учителем в виде системы задач, различным образом связанных с жизненно-смысловой сферой воспитанников.  

Особая роль принадлежит имитационно-игровым ситуациям. Ролевые игры – один из активных путей создания на уроке атмосферы сотворчества, сотрудничества педагога и воспитанника. На мой взгляд, игра ценна своей мотивацией, особым творческим, партнерским духом личности. Всякая игра есть свободная творческая деятельность.

Все эти функции стали теми ориентирами, которыми я руководствуюсь при подборе и разработке инновационных технологий проведения занятий по изобразительному искусству. 

В своей работе я применяю различные методы и приёмы:

Словесные методы и приемы: эвристическая беседа, словарная работа.

Наглядные методы и приемы: использование художественно-демонстративного материала,  мультимедийный материал,  средства музыкальной выразительности, натуральные объекты природы и человеческой деятельности; драматизация;  модели; схемы;  экскурсии.

Практические методы и приемы: моделирование; конструирование; театрализация; дидактические игры;  прикладное творчество: аппликация, рисование, лепка.

  1. Система знаний и система деятельности

Система знаний и система деятельности складывается с учётом различных дидактических принципов обучения (сознательной и творческой активности, единство обучения и воспитания, учёт индивидуальных способностей, наглядности, познавательных возможностей учащихся данного возраста, уровня их образного мышления и художественного вкуса)

Примером классификации по этому разделу может служить систематизация знаний о декоративной росписи.

Название промысла

назначение

материал

Цвет декора

Мотивы и элементы росписи

Виды изделий

Гжель

В быту, для украшения интерьера

глина

Голубой, синий, белый

Природные: цветы, ветки, листочки, усики, птицы, геометрические точки, линии, ромбы

Посуда, предметы для интерьера, мелкая скульптура

Систему знаний и систему деятельности по разделу «Связь времён в народном искусстве» можно представить в следующей таблице

Тема урока

Система знаний

Система деятельности

УУД

1

Древние образы в современных народных игрушках. Единство формы и декора. (2 часа)

Создать из пластилина свой образ игрушки, руководствуясь предложенным рядом предметов, декоративно оформить выполненную фигуру одного из промыслов народной игрушки, сохраняя его традиции

    Личностнные УУД:

-ценностно-смысловые ориентиры;

Регулятивные УУД:

-Целеполагание

(что усвоено и что ещё узнают);

-прогнозирование

(умение организовать свою деятельность по времени);

- коррекция

(умение организовать свою деятельность пошагово)

Познавательные УУД:

-общеучебные – структурирование информации (потребность и умение искать информацию;

-самостоятельное создание алгоритмов деятельности при творческой работе.

-Логические действия (умение классифицировать  - выбирать критерии для сравнения)

Коммуникативные УУД:

Планирование учебного сотрудничества (построение речевых высказываний: умение слушать и слышать, отвечать на поставленные вопросы, умение принять другого, выслушать, управлять своим поведением)  

2

Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла.

(2 часа)

Знать об истоках и современном развитии традиционного народного промысла гжельской керамики, особенности гжельской росписи: сочетание синего и белого, тоновые контрасты, основные приёмы росписи. Создать завершённый художественный образ в предмете народного промысла, сохраняя его традиции.

Личностнные УУД:

-ценностно-смысловые ориентиры;

Регулятивные УУД:

-Целеполагание

(что усвоено и что ещё узнают);

-прогнозирование

(умение организовать свою деятельность по времени);

- коррекция

(умение организовать свою деятельность пошагово)

Познавательные УУД:

-общеучебные – структурирование информации(потребность и умение искать информацию;

- выбор наиболее эффективных способов выполнения работы в зависимости от конкретных условий;

-самостоятельное создание алгоритмов деятельности при творческой работе.

-Логические действия (умение классифицировать  - выбирать критерии для сравнения)

Коммуникативные УУД:

Планирование учебного сотрудничества (построение речевых высказываний: умение слушать и слышать, отвечать на поставленные вопросы, умение принять другого, выслушать, управлять своим поведением)

3

Искусство Городца. Истоки и современное развитие промысла.

(2 часа)

Знать об истоках и современном развитии городецкого промысла, единство формы предмета и его декора, основные приёмы росписи: розаны и купавки, главные герои - птица и конь, растительные элементы. Создать завершённый художественный образ в предмете народного промысла, сохраняя его традиции.

Личностнные УУД:

-ценностно-смысловые ориентиры;

Регулятивные УУД:

-Целеполагание

(что усвоено и что ещё узнают);

-прогнозирование

(умение организовать свою деятельность по времени);

- коррекция

(умение организовать свою деятельность пошагово)

Познавательные УУД:

-общеучебные – структурирование информации (потребность и умение искать информацию;

- выбор наиболее эффективных способов выполнения работы в зависимости от конкретных условий;

-самостоятельное создание алгоритмов деятельности при творческой работе.

-Логические действия (умение классифицировать  - выбирать критерии для сравнения)

Коммуникативные УУД:

Планирование учебного сотрудничества (построение речевых высказываний: умение слушать и слышать, отвечать на поставленные вопросы, умение принять другого, выслушать, управлять своим поведением)

4

Искусство Жостова. Истоки и современное развитие промысла.

 (1 час)

Знать об истоках и современном развитии художественного промысла, варианты построения цветочных композиций, основные приёмы жостовского письма, формирующие букет: замалёвок, тенежка, прокладка, бликовка, чертёжка, привязка. Выполнять фрагменты жостовской росписи.

Личностнные УУД:

-ценностно-смысловые ориентиры;

Регулятивные УУД:

-Целеполагание

(что усвоено и что ещё узнают);

-прогнозирование

(умение организовать свою деятельность по времени);

- коррекция

(умение организовать свою деятельность пошагово)

Познавательные УУД:

-общеучебные – структурирование информации (потребность и умение искать информацию;

- выбор наиболее эффективных способов выполнения работы в зависимости от конкретных условий;

-самостоятельное создание алгоритмов деятельности при творческой работе.

-Логические действия (умение классифицировать  - выбирать критерии для сравнения)

Коммуникативные УУД:

Планирование учебного сотрудничества (построение речевых высказываний: умение слушать и слышать, отвечать на поставленные вопросы, умение принять другого, выслушать, управлять своим поведением)

5

Обобщение темы «Роль народных художественных промыслов  в современной жизни» (1 час)

 Знать народные художественные промыслы России (промыслы народной глиняной игрушки, Гжель, Городец, Хохлома, Полхов-Майдан, Жостово); их истоки, современное развитие, главные отличительные признаки (форма, материал, особенности росписи, цветового строя, главные элементы орнамента, приемы письма).

      -  уметь передавать единство формы и декора, выстраивать орнаментальные  композиции, используя повтор и вариативность художественных трактовок главных элементов орнамента (растительного, геометрического, зооморфного);

      - проявлять интерес к изделиям народных художественных промыслов, уважительно относиться к труду мастера — носителя традиции.    

Создавать  художественный образ по мотивам филимоновских, дымковских, каргопольских игрушек, в выполнении росписи (импровизации) и отдельных ее элементов на основе традиционных приемов гжельской, городецкой, хохломской, жостовской росписи.

Личностнные УУД:

-ценностно-смысловые ориентиры;

Регулятивные УУД:

-Целеполагание

(что усвоено и что ещё узнают);

-прогнозирование

(умение организовать свою деятельность по времени);

- коррекция

(умение организовать свою деятельность пошагово)

Познавательные УУД:

-общеучебные – структурирование информации (потребность и умение искать информацию;

- выбор наиболее эффективных способов выполнения работы в зависимости от конкретных условий;

-самостоятельное создание алгоритмов деятельности при творческой работе.

-Логические действия (умение классифицировать  - выбирать критерии для сравнения)

Коммуникативные УУД:

Планирование учебного сотрудничества (построение речевых высказываний: умение слушать и слышать, отвечать на поставленные вопросы, умение принять другого, выслушать, управлять своим поведением)

  1. Контроль и коррекция результатов

В зависимости от этапа урока используются различные формы контроля.

 На этапе актуализации применяется фронтальный опрос, работа в парах, тест, самостоятельная работа.

На этапе изучения данной темы учащиеся должны совершенствовать такие учебные навыки как: сравнение различных видов промыслов, нахождение их сходств и различий, изучение и осмысление иллюстраций. Учащиеся привлекаются к составлению презентаций, применяется метод комментирования слайдов. Подобные приёмы значительно оживляют урок и позволяют проверить уровень, глубину и осознанность знаний учащихся.

На этапе закрепления новых знаний применяются тесты для самоконтроля, создание рисунка, образа, отгадывание кроссвордов.

Коррекция – работа учителя с учащимися по выявленным проблемам и перспективам развития каждого. С  помощью различных упражнений можно помочь каждому школьнику достичь планируемых результатов обучения.

Проверка и контроль знаний проводятся разными способами: фронтальный опрос, выполнение учащимися разноуровневых заданий по дидактическим карточкам, составление вопросов по теме, оценка творческих работ учащихся, создание выставки. При проверке используется самоконтроль и взаимоконтроль. Использование данных приёмов проверки качества усвоенных знаний позволяет эффективно развивать познавательный интерес, мыслительные способности, художественный вкус и образное мышление учащихся.

На проводимых уроках по теме «Связь времён в народном искусстве» можно использовать следующие виды контроля и коррекции результатов:

тема

контроль

коррекция

1

«Древние образы в современных народных игрушках»

Тест «ДА, НЕТ»

С помощью приёмов лепки  (налеп, сглаживание, вытягивание выбирание) добиться правильной формы выбранной игрушки

2

«Древние образы в современных народных игрушках»

Серия вопросов по видам росписи народной игрушки

Приём «исправь гуашью»

3

Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла.

Составление таблицы «Истоки и современное развитие промысла»

Повторение особенностей данного промысла и корректировка произведения при помощи акварельных красок

4

Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла.

Игра «Что лишнее?»

Приём «исправь гуашью»

5

Искусство Городца. Истоки и современное развитие промысла.

Решение кроссворда

Повторение особенностей данного промысла, справочный материал.

6

Искусство Городца. Истоки и современное развитие промысла.

Приём «Ловушка»

Приём «исправь гуашью», работа по трафарету.

7

Искусство Жостова. Истоки и современное развитие промысла

Серия вопросов по промыслу Жостова

Приём «исправь гуашью»

8

Роль народных художественных промыслов в современной жизни (обобщение темы)

Тест с выбором правильного ответа.

Повторение особенностей данного промысла, справочный материал.

  1. Поурочное планирование по разделу

Изучение темы народного творчества даёт широкие возможности для формирования и развития творческих художественных способностей учащихся.

Практика показывает: через систему урочных занятий, направленных на приобщение детей к народной культуре при изучении народных промыслов у детей формируются необыкновенная напряжённость внимания, огромная впечатлительность, фантазия, дар предвидения, обширность знаний, уклонение от шаблона, оригинальность, инициативность, упорство, высокая самоорганизация, большая работоспособность.

Поурочное планирование к разделу

 «Связь времён в народном искусстве»

по программе Б.Н. Неменского

№ урока

1

Тема урока

«Древние образы в современных народных игрушках»

Цели, задачи урока,

Цель: знакомство с древней русской игрушкой, формирование навыков работы с пластическим материалом.

Задачи:

Обучающие:     

- познакомить учащихся с традициями в росписи глиняной игрушки;

- формировать навыки в создании единства формы и декора игрушки, композиции и ритма   цветовых  пятен и  элементов;

- Углублять эстетические познания о народном декоративно-прикладном искусстве;

  Корекционно - развивающие:

 -Развивать слуховое восприятие ,следить за произношением, развивать активизацию процесса запоминания терминологии.

-Развивать тонкую дифференцированную функцию кисти.

 - развивать творческие способности , творческое воображение учащихся через создание художественного образа игрушки в традициях одного из промыслов.

- развивать восприятие традиций народных промыслов на основе создания художественного образа.

Воспитательные:

- Воспитывать любовь к народному искусству России.

Планируемый результат

      Дети должны:

 — проявлять интерес к изделиям народных художественных промыслов, уважительно относиться к труду мастера — носителя традиции;

 — видеть черты неповторимого своеобразия в произведениях народных художественных промыслов;

 — творчески участвовать в создании художественного образа по мотивам филимоновских, дымковских, каргопольских игрушек, в выполнении росписи (импровизации) и отдельных ее элементов на основе традиционных приемов росписи.

 — уметь выявлять в произведениях народных художественных промыслов связь конструктивных, декоративных и изобразительных элементов, единство материала, формы и декора.

Тип урока

Комбинированный (объяснение нового материала + практикум)

Формы организации учебной деятельности

Групповая, индивидуальная

Методы обучения

Словесные (рассказ, беседа, работа с учебником); наглядные (наблюдение, демонстрация картин, предметов, презентация);  практические (создание образа народной игрушки из пластилина).

Практическая часть, эксперимент

Создание игрушки (импровизация формы) из пластилина, руководствуясь предложенным рядом предметов, сохраняя традиции промысла.

Оборудование

Таблицы, репродукции картин,  предметы промыслов, презентация, пластилин, краски.

Словарь

Пластилин, краски, игрушка , промысел, глина, лепка, материал, изделие.

Формы контроля

Тест «ДА, НЕТ»

Источники информации

Учебник: Н.А.Горяева, О.В.Островская «Изобразительное искусство» 5 класс. Москва, Просвещение, 2009 год. Интернет-ресурсы, учебные таблицы, зрительный ряд: глиняные игрушки (дымковская, филимоновская,  каргопольская)

Домашнее задание

  Загрунтовать белой краской сделанную игрушку.

№ урока

2

Тема урока

Единство формы и декора в игрушках

Цели, задачи урока,

Цель: знакомство учащихся с традициями в росписи глиняной игрушки 

Задачи:

Обучающие:

1. Освоить простейшие элементы росписи. Учить детей составлять узор по мотивам филимоновской, дымковской, каргопольской росписи, правильно использовать основные цвета промысла. Обобщать свои знания, анализировать новый материал и применять его на практике.

2. Формировать практические умения и навыки рисования с образца. Совершенствовать навыки работы с красками.

 Коррекционно- развивающие:

1.Развивать слуховое восприятие , работа со словарем,  понимание новых терминов.

2. Развивать тонкую дифференцированную функцию кисти.

3. Развивать графические умения и навыки в изображении элементов узора по народным мотивам.    

4. Развивать такие качества как усидчивость, внимание, аккуратность, мышление (самостоятельное планирование работы над изделием с  использованием технологич.карты)

Воспитательные:

Воспитывать интерес к искусству мастеров.

планируемый результат

Личностнные УУД:

-ценностно-смысловые ориентиры;

Регулятивные УУД:

-Целеполагание

(что усвоено и что ещё узнают);

-прогнозирование

(умение организовать свою деятельность по времени);

- коррекция

(умение организовать свою деятельность пошагово)

Познавательные УУД:

-общеучебные – структурирование информации(потребность и умение искать информацию;

-самостоятельное создание алгоритмов деятельности при творческой работе.

-Логические действия (умение классифицировать  - выбирать критерии для сравнения)

Коммуникативные УУД:

Планирование учебного сотрудничества (построение речевых высказываний: умение слушать и слышать, отвечать на поставленные вопросы; умение принять другого, выслушать, управлять своим поведением)

Тип урока

Комбинированный (объяснение нового материала + практикум)

Формы организации учебной деятельности

Групповая, индивидуальная

Методы обучения

Словесные (рассказ,  работа с учебником); наглядные (наблюдение, демонстрация картин, предметов, презентация);  практические (роспись игрушки в традициях промысла).

Практическая часть, эксперимент

Декоративно оформить выполненную на предыдущем уроке фигуру одного из промыслов народной игрушки, сохраняя традиции промысла

Формы контроля

Серия вопросов по видам росписи народной игрушки, выставка работ учащихся.

Оборудование

 Таблицы, предметы народных промыслов, , картины изделий, альбом , краски, кисти, карандаш.

Словарь

Глиняная  игрушка,  глина,  роспись,  материал, узор,  филимоновская  игрушка, дымковская игрушка, каргопольская игрушка основные цвета.

Источники информации

Учебник: Н.А.Горяева, О.В.Островская «Изобразительное искусство» 5 класс. Москва, Просвещение, 2009 год.

Интернет-ресурсы, учебные таблицы, зрительный ряд: образцы росписи игрушек, игрушки.

Домашнее задание

Детям предлагается посмотреть образцы традиционных промыслов (Гжель), найти в книгах, журналах познавательный материал об истории его возникновения и современном развитии.

№ урока

3

Тема урока

Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла.

Цели, задачи урока

Цель урока: знакомство с гжельским промыслом и историей его развития, с произведениями декоративно-прикладного искусства Гжельской керамики, разнообразием ее посудных форм, особенностью росписи.

Задачи:

обучающая :

– продолжить формирование знаний по декоративно-прикладному искусству через обзор промыслов Гжели, - освоить простейшие элементы росписи, правильно использовать основные цвета промысла.

-формировать синтез , классификацию относящуюся к ДПИ.
 коррекционно -развивающая :

-Развивать слуховое восприятие , следить за произношением, развивать активизацию процесса запоминания терминологии.

-Развивать тонкую дифференцированную функцию кисти.

- развивать внимание к окружающей действительности; эстетический вкус.

воспитательная:
воспитывать – интерес к народному искусству.

Планируемый результат

Личностные УУД:

-ценностно-смысловые ориентиры;

Регулятивные УУД:

-Целеполагание

(что усвоено и что ещё узнают);

-прогнозирование

(умение организовать свою деятельность по времени);

- коррекция

(умение организовать свою деятельность пошагово)

Познавательные УУД:

-общеучебные: структурирование информации (потребность и умение искать информацию;

-самостоятельное создание алгоритмов деятельности при творческой работе.

-Логические действия (умение классифицировать  - выбирать критерии для сравнения)

Коммуникативные УУД:

Планирование учебного сотрудничества (построение речевых высказываний: умение слушать и слышать, отвечать на поставленные вопросы, умение принять другого, выслушать, управлять своим поведением)

Тип урока

Комбинированный (объяснение нового материала + практикум)  урок – путешествие по Золотому кольцу народных промыслов

Формы организации учебной деятельности

Коллективная, групповая

Методы обучения

Словесные (рассказ,  работа с учебником); наглядные (наблюдение, демонстрация картин, предметов, презентация); практические.

Практическая часть, эксперимент

Выполнение фрагментов по мотивам гжельской росписи

Оборудование .

Таблицы, предметы народных промыслов, , картины изделий, альбом , краски, кисти, карандаш.

Словарь.

Гжель, посуда,  дополнительные цвета, голубой цвет, белый цвет, цветы, птицы, керамика, фарфор.

Формы контроля

Тест « ДА-НЕТ»

Источники информации

Учебник: Н.А.Горяева, О.В.Островская «Изобразительное искусство» 5 класс. Москва, Просвещение, 2009 год. Интернет-ресурсы, учебные таблицы, зрительный ряд: образцы росписи гжельской керамики.

Домашнее задание

Подготовить заготовки-формы посуды из бумаги для практической работы.

№ урока

4

Тема урока

Искусство Гжели. Голубое чудо на фарфоре.

Цели, задачи урока,

Цель: Познакомить  учащихся с произведениями декоративно-прикладного искусства Гжельской керамики, разнообразием ее посудных форм, особенностью росписи.

Задачи:

Обучающие:

  1. Учить детей составлять узор по мотивам гжельской  росписи, правильно использовать основные цвета промысла.
  2. Формировать навыки росписи в традициях народного промысла, владения приёмами и способами создания композиции, ритма завершённого образца.

Коорекционнно - развивающие: 

  1. Развивать слуховое восприятие , работа со словарем,  понимание новых терминов.  
  2. Развивать логическое мышление, глазомер, понятия композиционного решения.
  3. Развивать графические умения и навыки в изображении элементов узора по народным мотивам.
  4. Развивать такие качества как усидчивость, внимание, аккуратность.

Воспитательные:

3.Воспитывать интерес к творчеству народных мастеров, любовь к Родине, её истории и культуре.

планируемый результат

Личностные УУД:

-ценностно-смысловые ориентиры;

Регулятивные УУД:

-Целеполагание

(что усвоено и что ещё узнают);

-прогнозирование

(умение организовать свою деятельность по времени);

- коррекция

(умение организовать свою деятельность пошагово)

Познавательные УУД:

-общеучебные – структурирование информации (потребность и умение искать информацию;

-самостоятельное создание алгоритмов деятельности при творческой работе.

-Логические действия (умение классифицировать  - выбирать критерии для сравнения)

Коммуникативные УУД:

Планирование учебного сотрудничества (построение речевых высказываний: умение слушать и слышать, отвечать на поставленные вопросы, умение принять другого, выслушать, управлять своим поведением)

Тип урока

 Комбинированный (объяснение нового материала + практикум)

Формы организации учебной деятельности

Совместно-индивидуальная

Оборудование

Таблицы, шаблоны, презентация с пошаговым показом росписи, предметы народных промыслов, , картины изделий, альбом , гуашь, кисти, карандаш.

Словарь

Посуда, керамика, фарфор, Гжель, Кувшин, чашка, куманец, роспись.

Методы обучения

словесный, наглядный, практический

Практическая часть, эксперимент

Выполнение композиции гжельской росписи на вырезанных из белой бумаги посудных формах

Формы контроля

Игра «Что лишнее?»

Источники информации

Учебник: Н.А.Горяева, О.В.Островская «Изобразительное искусство» 5 класс. Москва, Просвещение, 2009 год.  Интернет-ресурсы, учебные таблицы, зрительный ряд: образцы росписи гжельской керамики, посуда.

Домашнее задание

1-я группа учащихся готовит материал о Городецком  промысле;

2-я группа  помогает учителю в подготовке раздаточного материала к уроку.  

№ урока

5

Тема урока

Искусство Городца. Истоки и современное развитие промысла.

Цели, задачи урока,

Цель урока:  знакомство учащихся с городецким промыслом и истоками его развития

Задачи:

Обучающие:

1.Познакомить учащихся с  произведениями и историей развития Городецкой росписи.

2.Учить детей составлять узор по мотивам Городецкой росписи.

3.Совершенствовать навыки рисования кистью декоративных элементов Городецкой росписи.

            Коррекционно - развивающие:

  1. Развивать слуховое восприятие , следить за произношением, развивать активизацию процесса запоминания терминологии.
  2. Развивать тонкую дифференцированную функцию кисти.
  3. Развивать познавательную активность детей, творческую фантазию, художественный вкус.
  4. Развивать такие качества как усидчивость, внимание, аккуратность при работе с красками.

           Воспитательные:

1. Воспитывать интерес к искусству Городецких мастеров, уважение к творческому наследию. Дать          возможность детям почувствовать себя народными мастерами.

планируемый результат

Личностные УУД:

-ценностно-смысловые ориентиры;

Регулятивные УУД:

-Целеполагание-

(что усвоено и что ещё узнают);

-прогнозирование

(умение организовать свою деятельность по времени);

- коррекция

(умение организовать свою деятельность пошагово)

Познавательные УУД:

-общеучебные – структурирование информации (потребность и умение искать информацию;

-самостоятельное создание алгоритмов деятельности при творческой работе.

-Логические действия (умение классифицировать  - выбирать критерии для сравнения)

Коммуникативные УУД:

Планирование учебного сотрудничества (построение речевых высказываний: умение слушать и слышать, отвечать на поставленные вопросы, умение принять другого, выслушать, управлять своим поведением)

Тип урока

 Комбинированный  (объяснение нового материала + практикум)  

Формы организации учебной деятельности

Коллективная, групповая

Оборудование

Таблицы, шаблоны, презентация с пошаговым показом росписи, предметы народных промыслов, , картины изделий, альбом , гуашь, кисти, карандаш.

Словарь

Промысел, Городец, растительный мотив, узор, разделочная доска, поднос, хлебница, розан, бутон, купавка, завиток.

Методы обучения

словесный, наглядный, практический

Практическая часть, эксперимент

Выполнение цветочных  композиций («Ромб», «Букет», «Полоса»)

Формы контроля

Решение кроссворда

Источники информации

Учебник: Н.А.Горяева, О.В.Островская «Изобразительное искусство» 5 класс. Москва, Просвещение, 2009 год.  Интернет-ресурсы, учебные таблицы, зрительный ряд: образцы городецкой росписи, открытки, репродукции,  презентации «Городецкая роспись».

Домашнее задание

Принести заготовку кухонной доски для росписи.

№ урока

6

Тема урока

Искусство Городца. Истоки и современное развитие промысла.

Цели, задачи урока,

Цель: Закрепление  знаний детей о характерных особенностях городецкой росписи.

Задачи:

Обучающие:

1.  Закрепить знания детей о характерных особенностях городецкого промысла

      2. Формировать умение составлять узор по мотивам Городецкой росписи.

      3. Совершенствовать навыки рисования кистью декоративных элементов Городецкой росписи.

Коррекционно - Развивающие:

  1. Развивать слуховое восприятие , следить за произношением, развивать активизацию процесса запоминания терминологии.
  2. Развивать тонкую дифференцированную функцию кисти.
  3. Развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, цвета, творческие способности.
  4. Развивать  общетрудовые умения( ориентировка и планирование самостоятельности, самоконтроля)
  5. .Развивать такие качества как усидчивость, внимание, аккуратность при работе с красками.
  6. Развивать познавательную активность детей, художественный вкус.

Воспитательные:

1. Воспитывать интерес к искусству Городецких мастеров, уважение к творческому наследию.

2. Воспитывать любовь к народному искусству России. Дать возможность детям почувствовать себя народным мастером.

Планируемый результат

Личностные УУД:

-ценностно-смысловые ориентиры;

Регулятивные УУД:

-Целеполагание

(что усвоено и что ещё узнают);

-прогнозирование

(умение организовать свою деятельность по времени);

- коррекция

(умение организовать свою деятельность пошагово)

Познавательные УУД:

-общеучебные – структурирование информации(потребность и умение искать информацию;

-самостоятельное создание алгоритмов деятельности при творческой работе.

-Логические действия (умение классифицировать  - выбирать критерии для сравнения)

Коммуникативные УУД:

Планирование учебного сотрудничества (построение речевых высказываний: умение слушать и слышать, отвечать на поставленные вопросы, умение принять другого, выслушать, управлять своим поведением)

Тип урока

Закрепление, урок-практикум.

Формы организации учебной деятельности

Коллективный, индивидуальный.

Методы обучения

Словесный, наглядный, практический

Практическая часть, эксперимент

Роспись изделия по мотивам городецкого промысла

Формы контроля

Приём «Ловушка».

Оборудование

Изделия для росписи , приготовленные наброски композиций , гуашь, кисти, , презентация поэтапной работы росписи Городец, изделия мастеров.

Словарь

Городец, изделие, промысел, барышня, конь, розан, купавка, закиток.

Источники информации

Учебник: Н.А.Горяева, О.В.Островская «Изобразительное искусство» 5 класс. Москва, Просвещение, 2009 год.  Интернет-ресурсы, учебные таблицы, зрительный ряд: образцы городецкой росписи, открытки, репродукции,  презентации «Городецкая роспись».

Домашнее задание

Детям предлагается найти в книгах, журналах познавательный материал о жостовской росписи.

№ урока

7

Тема урока

Искусство Жостова. Истоки и современное развитие промысла

Цели, задачи урока

Цель: Знакомство учащихся с жостовским прмыслом и истоками его развития.

Задачи:

Обучающие:

Познакомить с характерными особенностями жостовского промысла (материал, цвет, узор).

Освоить основные приёмы  жостовского  письма, формирующие букет: замалёвок, тенежка, прокладка, бликовка, чертежка, привязка.

      Коррекционно - развивающие:

  1. Развивать слуховое восприятие , следить за произношением, развивать активизацию процесса запоминания терминологии.
  2. Развивать тонкую дифференцированную функцию кисти.
  3. Развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, цвета, творческие способности.
  4. Развивать такие качества как усидчивость, внимание, аккуратность при работе с красками.
  5. Развивать познавательную активность детей, художественный вкус.

Воспитательные:

1. Воспитывать у детей интерес и любовь к искусству своего народа, чувство ответственности за сохранение и развитие художественных традиций.

2. Воспитывать интерес к искусству мастеров. Дать возможность детям почувствовать себя народным мастером.

планируемый результат

Личностные УУД:

-ценностно-смысловые ориентиры;

Регулятивные УУД:

-Целеполагание

(что усвоено и что ещё узнают);

-прогнозирование

(умение организовать свою деятельность по времени);

- коррекция

(умение организовать свою деятельность пошагово)

Познавательные УУД:

-общеучебные: структурирование информации(потребность и умение искать информацию;

-самостоятельное создание алгоритмов деятельности при творческой работе.

-Логические действия (умение классифицировать  - выбирать критерии для сравнения)

Коммуникативные УУД:

Планирование учебного сотрудничества (построение речевых высказываний: умение слушать и слышать, отвечать на поставленные вопросы, умение принять другого, выслушать, управлять своим поведением)

Тип урока

Комбинированный (объяснение нового материала + практикум)

Формы организации учебной деятельности

Коллективная, индивидуальная.

Методы обучения

словесный, наглядный, практический

Практическая часть, эксперимент

Создание букета для украшения подноса.

Формы контроля

Серия вопросов по  промыслу Жостова.

Оборудование

Таблицы, шаблоны, презентация с пошаговым показом росписи, предметы народных промыслов, репродукции изделий, альбом , гуашь, кисти, карандаш, цветная бумага или картон.

Словарь

Промысел, Жостово, растительный мотив, узор, поднос, хлебница, букет.

Источники информации

Учебник: Н.А.Горяева, О.В.Островская «Изобразительное искусство» 5 класс. Москва, Просвещение, 2009 год. Интернет-ресурсы, учебные таблицы, зрительный ряд: образцы изделий Жостовского промысла, открытки, презентация  «Жостовская роспись».

Домашнее задание

1 группа - Подготовить информацию о тех промыслах, которые не были затронуты на уроках,

2 группа - подготовить выставку работ о художественных промыслах.

№ урока

8

Тема урока

Роль народных художественных промыслов в современной жизни (обобщение темы)

Цели, задачи урока,

Цель:

Обобщение знаний о роли  народных художественных промыслов  в современной жизни.

Задачи:

Обучающие:

  1. Систематизировать и обобщить знания учащихся о народных художественных промыслах Гжели, Городца, Жостова, Полхов-Майданской, Каргопольской, Дымковской игрушек,  их роли в современном мире.
  2. Научить детей обобщать свои знания, анализировать новый материал и применять его на практике.
  3. Формировать умение различать одну роспись от другой.

 Коррекционно-развивающие:

  1. Развивать познавательные возможности(Создание проблемы, возбуждения  от полученного результата, создание ситуации успеха.
  2. Развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, цвета, творческие способности.
  3. Развивать такие качества как усидчивость, внимание, аккуратность при работе с красками.
  4. Развивать познавательную активность детей, художественный вкус.

Воспитательные:

1. Воспитывать у детей интерес и любовь к искусству своего народа, чувство ответственности за сохранение и развитие художественных традиций.

      2. Воспитывать интерес к искусству мастеров. Дать возможность детям почувствовать себя народным мастером.

планируемый результат

Личностные УУД:

-ценностно-смысловые ориентиры;

Регулятивные УУД:

-Целеполагание

(что усвоено и что ещё узнают);

-прогнозирование

(умение организовать свою деятельность по времени);

- коррекция

(умение организовать свою деятельность пошагово)

Познавательные УУД:

-общеучебные: структурирование информации (потребность и умение искать информацию);

-самостоятельное создание алгоритмов деятельности при творческой работе.

-Логические действия (умение классифицировать  - выбирать критерии для сравнения)

Коммуникативные УУД:

Планирование учебного сотрудничества (построение речевых высказываний: умение слушать и слышать, отвечать на поставленные вопросы, умение принять другого, выслушать, управлять своим поведением)

Тип урока

Обобщение и систематизация знаний. Интегрированный урок - ярмарка

Формы организации учебной деятельности

Индивидуальная, групповая, коллективная.

Методы обучения

Поисковый, словесный, наглядный, практический.

Практическая часть, эксперимент

Коллективная работа: создание картины – роспись  элементов сюжета картины по мотивам  художественных промыслов, сохраняя их традиции.

Формы контроля

Тест с выбором правильного ответа.

Оборудование

Выставка изделий , таблицы, оригинальные изделия мастеров, презентация, книги.

Словарь

Промыслы, мастер, декоративно –прикладное искусство

Источники информации

Учебник: Н.А.Горяева, О.В.Островская «Изобразительное искусство» 5 класс. Москва, Просвещение, 2009 год.  Интернет-ресурсы, учебные таблицы, зрительный ряд: образцы изделий  народных промыслов,  открытки, выставка работ учащихся.

Домашнее задание

Нет.

9. Разработка урока, наиболее полно представляющего специфику методики, реализуемой учителем

Тема. Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла.

Цель: знакомство с народным промыслом Гжели, с историей развития, назначением и мотивами и элементами росписи.

Задачи:

 Обучающие:

- формировать знания учащихся об истоках и современном развитии традиционного  народного промысла гжельской керамики, видеть черты неповторимого своеобразия, характерного для данного промысла.

- научиться воспроизводить их в узоре, оформлении, а также создавать свои композиции, сохраняя традиции промысла.

Коррекционно - развивающие:

развивать познавательную активность, умение работать с источником информации, художественный вкус, умение применять      полученные знания на практике, обобщать, делать выводы. Формировать навыки исследовательской деятельности.

Воспитательные:

прививать любовь и уважение к труду мастеров Гжели, чувство гордости за их достижения, воспитывать художественный вкус.

Оборудование и материал: гжельские изделия и их изображения, плакаты со схемами композиций и этапами росписи, заготовки шаблонов изделий,  проектор, художественные материалы, салфетки.

Образовательные объекты (понятия, теории, закономерности): мотивы и элементы росписи, цвет декора.

План урока:

  1. Организационный момент - 1 мин.
  2. Актуализация опорных знаний (проверка усвоения ранее изученного)- 5 мин.
  3. Мотивировка изучения новой темы. Введение в новую тему (проблемная ситуация)- 2 мин
  4. Изучение нового материала (сообщение учащихся, дополнение учителем, фиксирование учащимися новых знаний в таблице, проверка таблицы) - 15 мин.
  5. Практическая часть - 20 мин.

а) показ этапов выполнения росписи по иллюстрациям, упражнение в нанесении приемов  мазка- всей кистью жирно прижимая – четкий мазок, мазок тенями- поворот кисти смоченной в краске только одну сторону, легкий нажим – усики, травинки, веточки;

б) выбор шаблона и его роспись.

6. Выставка работ, их анализ с детьми. Оценивание.- 2 мин.

7. Итог урока (рефлексия) - 1 мин.

                                                                                 

ХОД УРОКА

Этап урока

Виды деятельности учащихся

Деятельность учителя

Ожидаемые результаты выполнения заданий

Схемы, таблицы, слайды

1.Организационный момент:

 (1 мин)

Прозвенел звонок для нас,

Мы зашли тихонько в класс.

Встали все у парт красиво

Поздоровались учтиво.

Тихо сели. Спинки прямо

Вижу класс наш хоть куда

Мы урок начнем тогда.

Здравствуйте ребята,  

-Сегодня все в классе? (перекличка за экраном)

-Скажите какой сегодня день недели?

- Какой сейчас урок?(за экраном)

 - Что мы будем  делать на уроке?

  Я вижу, что все готовы к уроку, у всех имеются необходимые  принадлежности для работы и дежурные постарались. Молодцы. Пусть сегодняшний урок принесет нам радость общения и наполнит наши сердца теплыми и добрыми чувствами.

Проверка готовности к уроку. Эмоциональный настрой на урок

Слайд со словами на эмоциональный настрой на уроке

2.Актуализация опорных знаний (5мин.)

 Фронтальная работа учащиеся дополняют фразу в предложении

С помощью сигнальных карточек выбирают варианты ответов

По мотивам росписи учащиеся определяют промысел народной игрушки.

Ребята, а давайте с вами вспомним, что мы изучили на прошлых уроках, чему научились.     СЛОВАРЬ

Давайте поиграем в игру «Дополни фразу».  Я буду начинать предложение, а вы его закончите.

1) Родина Каргопольской игрушки  - (русский  Север, Архангельская область, Каргопольский район).

2)Родина Филимоновской игрушки - (Тульская область, деревня Филимоново)

3) Родина Дымковской игрушки  - ( Дымковская слобода, близ города Вятка (сейчас город Киров.

4) Профессия человека, изготавливающего  игрушки –

( игрушечных  Дел мастер, игрушечник).

 Из предложенных вариантов ответов выбери  2: в глубокой древности глиняные игрушки  создавали  для

   а) для забавы;

   б) в качестве оберегов;

   в) для продажи;

   г)  для проведения обрядов;

    д) для украшения интерьера дома.

 А сейчас посмотрите на экран и определите, к какому  художественному  промыслу можно отнести данные  игрушки.

 Кто может определить промысел №1.

Почему ты так считаешь?

№2…………

№3…………..

4) Посмотрите и скажите, как проявляется в игрушках конструктивная, изобразительная и декоративная деятельность?

 Хорошо ребята, молодцы,  знаете об  игрушечном промысле и работы у вас замечательные получились на прошлом уроке. А кто дома поработал со словарем, ответьте, ЧТО ТАКОЕ ПРОМЫСЕЛ? Правильно, это мелкое ремесленное производство, средство заработка и благополучия. Может, вы в будущем тоже освоите какой-то промысел, научитесь что-то хорошо изготавливать. Ведь это труд и он заслуживает только похвалы, награды и восхищения.

(Работа с активным словарем)

Повторение отличительных особенностей народной игрушки

Умеют различать народные промыслы по виду декоративной росписи

   

Знают, что такое ПРОМЫСЕЛ

Слайд  с заданием игры

изображение  народных игрушек: каргопольской, дымковской, филимоновской.

Толковый словарь С. Ожегова

3.Мотивировка изучения новой темы. Введение в новую тему (проблемная ситуация)- 2 мин

4. Изучение нового материала (15 мин.)

5.Выполнение практической работы (20 мин).

Просматриваются и демонстрируются правильно начатые работы учащихся, при этом выделяется соблюдение последовательности в работе, выразительность. В ходе этой части урока учитель периодически привлекает внимание детей к работам товарищей, активизирует и стимулирует их деятельность.  

 Индивидуальная работа.

(показ элементов росписи на отдельных листах бумаги, советы по исправлению ошибок индивидуально).

6.Выставка, анализ и оценивание работ (2 мин) 

6.Закрепление изученного.

(2 мин)

7.Домашнее задание.(1 мин)

8.Рефлексия

(1 мин)

По желанию один из учащихся идёт к доске, выбирает квадраты с холодными цветовыми оттенками. Учащиеся составляют слово из букв, написанных на квадратах.

Ответы детей:

- Познакомимся с искусством Гжели.

- Научимся изображать элементы росписи этого промысла.

Ребята берут листочки с таблицами, заполняют их по мере подачи информации.

Ученик читает стихи: Фарфоровые чайники,
Подсвечники, часы,
Животные и птицы
Невиданной красы.
Деревня в Подмосковье
Прославилась, теперь Известно всем в народе
Ее названье - Гжель.
Гордятся в Гжели жители
Небесной синевой,
Не встретите на свете вы
Красоты такой.      

Проверка гипотезы

   

Работают с учебником

«Изобразительное искусство», авторы Н.А.Горяева, О.В. Островская под редакцией Б.Н. Неменского, 2009 год.

Проверяют гипотезу, заполняют таблицу.

Выполняют элементы гжельской росписи по образцу.

Дети выбирают шаблон по желанию.

Самостоятельно выполняют роспись предметов посуды, соблюдая традиции промысла.

Что получилось, что не получилось, почему?

Проверка гипотезы, заполнение таблицы.

Проверка заполнения таблицы. Ответы на вопросы.

Запись в дневниках д/з

Составляют букет из лепестков, выражая своё эмоциональное состояние.

 Ребята, посмотрите на экран. Тема нашего урока

«Искусство…… Истоки и современное развитие промысла»

Потерялось слово в теме, какое искусство? Давайте вместе потрудимся, найдем это слово и вставим его в тему нашего урока. Видите,  на доске квадратики разных цветов, выберите  из них только те, которые обозначают холодные цвета.

- Какое слово у вас получилось?

Правильно,  Гжель.

Итак, ребята тема нашего урока «Искусство  Гжели. Истоки и современное развитие промысла».

 - Скажите, как вы думаете, что мы должны с вами сегодня узнать на уроке, с чем познакомиться?

(Ответы детей).

 - Итак, ребята, мы с вами: познакомимся с промыслом Гжели, его историей и назначением; а также научимся изображать элементы росписи этого промысла.

 Сегодня мы с вами побываем в роли исследователей.

А пока вы только учитесь быть исследователями, я предлагаю вам сама гипотезы, которые в ходе нашего исследования вы должны утвердить или опровергнуть и выдвинуть правильные. В процессе нашего исследования вы будете заполнять таблицу, а в конце урока мы проверим, согласны ли вы с выдвинутыми мною гипотезами. Предлагаю вам 1 гипотезу: Материалом для Гжели служат дерево и глина

Рассказ  учителя: 

Вы, наверное, не раз встречали необыкновенную на вид посуду, в которой завораживает красота сочетания белого и синего цветов. Это знаменитая гжельская керамика. Керамика – это глиняная посуда, слово произошло от греческого «керамос», что значит глина.

Секреты красоты таятся в самой природе, которая всегда остается для мастера великим и мудрым учителем. Обратите внимание на современные изделия гжели, расписанные нарядным, синим узором.        

 

     

Недалеко от Москвы находится известный центр гжельской керамики, он собрал вокруг себя три десятка деревень, центром которых была бывшая Гжельская волость.

Издавна здесь занимались изготовлением глиняной посуды - край богат залежами гончарных глин. В жарком пламени печи обжигалась, закаливалась глиняная посуда, становясь прочной и звонкой.

- Ребята, вслушайтесь в само слово «гжель» и вы уловите что-то общее со словами «жечь», «обжигать».

Гжель не всегда была сине-белой. Известно, что 200 лет назад, когда промысел только начинался, мастера создавали изделия из красной глины с многоцветной росписью по белому. Это майолика. Ее делают и сейчас. Посмотрите, как выглядят сосуды, получившие названия «квасник» и «кумган». Запомните форму этих сосудов.

Квасники - декоративные кувшины с кольцевидным туловом с отверстием в корпусе, высокие, с длинным носиком, часто на четырех округлых ножках;

Кумганы – подобные сосуды, но без сквозного отверстия в корпусе.

Вслед за майоликой появилась бело-голубая гжель. Это фаянс. Расписывалась эта посуда по белой обожженной глине кобальтовой краской черного цвета, а сверху покрывалась глазурью. При обжиге кобальт становится пронзительно синим, а прозрачная глазурь придаёт блеск.

-  Ребята, запомните, фаянсовая посуда – из белой глины, а вот фарфор – тонкий, звучащий – делают из необыкновенно белой глины.

Майолика, фаянсовая посуда, фарфор – все эти виды керамики можно встретить в произведениях гжельских мастеров.

  Учитель:  

Ой, Россия, ты Россия

Славы не убавилось

Гжелью ты, Гжелью

На весь мир прославилась!

Велика Россия наша

И талантлив наш народ

О Руси родной умельцах

На весь мир молва идет

  Ребята, давайте откроем  страницу 80 и  посмотрим на рисунок вверху, определим, какие мотивы и элементы присущи гжельской росписи.

Скажите, какие мотивы присущи гжельской росписи?

Ответы детей:

(Природные, растительные).

Назовите элементы гжельской росписи?

(цветы, веточки, листочки, волнистые линии-змейки, травинки, птицы). 

Какие цвета используют в росписи?

(синего, голубого, белого).

Ребята, как и в других видах народного искусства,  цветы, птицы – это не просто элементы росписи, ЭТО ДРЕВНИЕ СИМВОЛЫ счастья и мечты о прекрасном.

  -Гжельская посуда отличается большим многообразием форм и особенно красотой росписи, вобравшей в себя богатство форм природы и выразительность традиционного народного искусства.

Кроме посуды мастера Гжели создают и мелкую декоративную пластику - забавные скульптурки людей, животных, сценки из жизни.

Давайте рассмотрим причудливые декоративные формы фарфоровых изделий.

Создавая эти изделия, мастера творили во всех трех видах деятельности: конструктивной, изобразительной и декоративной.

 А теперь посмотрите на 2 гипотезу.

Изделия из Гжели – это посуда для бытового назначения.

Она верная? Да, но не полная, ее надо дополнить, что мы дополним?

 

Давайте попробуем нарисовать вместе со мной некоторые элементы росписи.

         Показ техники рисования узора, дети повторяют

-- Мастера, расписывая гжельские  изделия, используют технические приемы  росписи: 1) мазок на одну сторону или мазок тенями - одну сторону кисти макают в краску и наносят рисунок поворотом кисти. ПОКАЗ

2) Четкие мазки с разным нажимом кисти

3) Легкие нажимы кисти (концом кисти наносят стебельки и усики, жилки)

– Сегодня вы попробуете превратиться в мастеров Гжельской росписи.

Для этого вам необходимо выбрать один из понравившихся шаблонов посуды для нашего «чайного сервиза». После завершения вашей работы мы оформим коллективную творческую работу (панно)  «Голубое чудо на фарфоре».

Лучше всего в самом начале подчеркнуть горлышко, носик, ручки или основание посуды синей краской, а потом уже приступить к росписи посуды.

Ребята, посмотрите,  какие красивые у вас получились работы. Ими можно любоваться? Они радуют вас?  А раз вещь красивая, то она для чего предназначается? У кого дома есть предметы, расписанные Гжелью? (фигурки, шкатулочка).

Давайте посмотрим на нашу 3 гипотезу.

Гжельские изделия служат для использования в повседневной жизни.

Она верная?

С каким промыслом познакомились?

- Каково его назначение?

- Какие мотивы, элементы присущи городецкой росписи?

- Основные цвета декора?

- Что нового сегодня на уроке вы узнали?

- Понравилось ли быть вам исследователями на уроке?

- Чему вы научились?

(доказывать, исследовать)

Прочитать учебник с.76 – 81,. Ответить на вопрос: « Как в изделиях Гжели проявляется конструктивная, изобразительная и декоративная деятельность? Какая из них главная?»

Кто желает, найдите загадки, поговорки о народных промыслах.

Ребята, у вас лежат на партах лепестки розовые и голубые. Кому понравился урок, и все понятно, возьмите лепесток теплого цвета, кому что-то непонятно, кто недоволен - возьмите лепесток холодного цвета. Из ваших лепестков мы  составим цветок, увидим  результат нашего урока.

Все молодцы, хорошо потрудились. Наш стол с чайным сервизом получился просто волшебный, получилось настоящее «голубое чудо на фарфоре». А самое главное, вы попробовали себя в роли мастеров Гжельской росписи. Наш урок мне хотелось бы закончить такими словами о Гжели:

Голубизну небесную, что сердцу так мила,

Кисть мастера на чашку легко перенесла.

У каждого художника есть свой узор любимый,

И в каждом отражается сторонушка родимая.                              

Ее трава шелковая, ее цветы весенние

И мастерство волшебное достойны восхищения.

Из этих чашек с розами ты выпей чудный чай,

Гостей на праздник радостный сердечнее встречай!                              

Дети знают цветовые оттенки, из букв получают слово «Гжель».

Узнают названия гжельской керамики.

Делают вывод о том, что материалом для Гжельского промысла служит глина.

Делают вывод о том, что изделия из Гжели служат не только для бытового назначения, но и для украшения интерьера дома.

Освоили технику элементов росписи

Создание художественного образа в предмете- шаблоне вазы, чайника, сахарницы Готовые изделия предметов посуды.

Изделия из Гжели украшают наши дома.

Получили новые знания о промысле Гжели. Правильно заполнили таблицу

Сопровождается показом презентации.

Слайд с названием темы урока.

Показ слайдов

Показ слайдов, предметов посуды

Выставка изделий (Гжель).

Таблица с изображением элементов  гжельской посуды

Показ слайда с изображением сувениров

Таблица с элементами гжельской росписи

Слайд с образцами посуды, таблица с алгоритмом действий

Слайд с правильно заполненной таблицей.


  1.  Список литературы
  1. Неменский Б.Н. Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» 1-9 классы, Москва, «Просвещение», 2009 год.
  2. Горяева Н.А., Островская О.В. «Изобразительное искусство». Учебник для 5 класса, 8-е издание, Москва, «Просвещение», 2009 год.

      3.  Туманова Е.С. «В мире красок народного творчества», Волгоград, «Учитель», 2009 год.

      4.   Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. - М.: Изд-во РОУ, 2006.

      5.  Практическая психология образования  (под ред. И.В.Дубровиной.)  М.: ТЦ «Сфера», 1997.

      6.  Психологическая профилактика дезадаптации учащихся в начале обучения в средней школе. Методические рекомендации для школьных психологов   (под ред. Л.П.Пономаренко) Одесса, « Астро Принт», 2004.

      7.  Возрастные возможности усвоения знаний (под ред. Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова.) Москва, « Просвещение», 1966.

      8.   Интернет - ресурсы

9.  Некрасова М. А. Народное искусство России. Народное творчество как мир целостности.— М., 1983.

10.  Погуславская И.Я. Русская глиняная игрушка, Л., 1975 год.

11. Попова О.С. Народные художественные промыслы. Москва, 2004 год.

  1.  Петерсон Л.Г. Деятельностный метод обучения АПК и ППРО, Москва 2007 г.
  2.  Приложения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка раздела учебной программы Б. М. Неменского по предмету «Изобразительное искусство» 6 класс

Методическая разработка раздела учебной программы Б. М. Неменского по предмету «Изобразительное искусство»6 классТема раздела:«Виды изобразительного искусства и основы образного языка»...

Инновационные технологии преподавания предметов цикла «Искусство» и «Изобразительное искусство»

Разрешите поделиться собственным опытом использования компьютерных технологий на уроках предметной области «Искусство». На примере использования простейшего графического редактора и мастера през...

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО ТЕМЕ: «Развитие творческого мышления обучающихся через предмет «изобразительное искусство»»

Актуальность данной работы состоит в том, что возрастающая потребность общества в людях, способных творчески подходить к любым изменениям, нетрадиционно и качественно решать существующие проблемы, обу...

Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для 5 - 7 классов базовый уровень Разработана Зайцевой Л.П., учителем изобразительного искусства высшей категории

Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для 5 - 7 классов базовый уровень    Разработана   Зайцевой Л.П., учителем изобразительного искусства высшей категории...

Методическая разработка рабочей программы внеурочной деятельности по изобразительному искусству: Кружок «Мир искусства» для 1-5 классов.

Методическая разработка рабочей программы внеурочной деятельности по изобразительному искусству: Кружок «Мир искусства» для  1-5 классов....

Методические разработки по дополнительной общеразвивающей программе в области изобразительного искусства «Основы изобразительного искусства» для подготовительного художественного отделения детей 9-10 лет Рисунок и Живопись

Методические разработки по дополнительной общеразвивающей программе в области изобразительного искусства «Основы изобразительного искусства» для подготовительного художественного отделения...

Методическая разработка по теме: «Связь времён в народном искусстве». Предмет: Изобразительное искусство Класс 5

Не секрет, что наши дети живут сейчас в условиях все возрастающего потока информации, несущей преимущественно западные идеалы: философские, нравственные, эстетические. Они смотрят западные фильмы, игр...