Рабочая программа по ИЗО для детей со сложными дефектами,8 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо) на тему

Колтунова Татьяна Викторовна

Рабочая программа по ИЗО для обучающихся со сложными дефектами 8 класса составлена на основе программы специальных(коррекционных)общеобразовательных учреждений 8 вида для подготовительного, 1-4 классов, под редакцией В.В.Воронковой и авторской программы И.А. Грошенкова (основа программа по 2 классу)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rab.progr_.po_izo8v_kl.14-15g.po_2_kl.doc127.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГКС(К)ОУ «Специальная (коррекционная)

общеобразовательная  школа-интернат № 10  VIII вида»

   СОГЛАСОВАНО:       

Заместитель директора

по учебной работе

_____________ Т.В. Колтунова

_____________ 2014г.

РАССМОТРЕНО  И ОДОБРЕНО

на заседании МО учителей начальных классов и гуманитарных наук

Протокол № _________________ 2014г.

Руководитель МО

_______________ Т.Б. Сидельникова

   

УТВЕРЖДАЮ:    

Директор образовательной организации

______________ В.И. Часнык

_______________  2014г.

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

ДЛЯ    8 «В»   КЛАССА

НА  2014 -2015  УЧЕБНЫЙ ГОД

Настоящая программа разработана на основе

Программы специальных (коррекционных) образовательных

учреждений VIII вида для подготовительного, 1-4 классов

(допущено Министерством образования и науки Российской Федерации)

под редакцией  В.В.Воронковой, Москва, «Просвещение», 2010г.

Разработчик программы:

Колтунова Татьяна Викторовна,

учитель начальных классов, учитель высшей квалификационной категории.

Педстаж – 19 лет.

с. Александровское

2014 г.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Пояснительная записка…………………………………………………....

   1.1. Нормативно- правовые основы для проектирования рабочей программы по изобразительному искусству для обучающихся со сложными дефектами.

   1.2. Методологические и концептуальные условия реализации рабочей программы по изобразительному искусству для обучающихся со сложными дефектами в 8 классе.

2. Особенности организации учебной деятельности обучающихся со сложными дефектами по предмету «Изобразительное искусство» в 8 классе.

3.Учебно-тематическое планирование уроков изобразительного искусства для обучающихся со сложными дефектами в 8  классе.

4. Планируемые результаты освоения обучающимися со сложными дефектами  предмета «Изобразительное искусство» в 8 классе.

5. Перечень учебно-методического, материально- технического обеспечения программы по предмету «Изобразительное искусство» в 8 классе.

  1. Пояснительная записка.

1.1. Нормативно- правовые основы для проектирования рабочей программы по учебному предмету  «Изобразительное искусство»:

1. Конвенция ООН о правах ребенка (1989 г.).

2. Конвенция ООН о правах инвалидов (2006 г.).

2. Конституция Российской Федерации (1993 года).

3. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ.

4. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ (с изменениями от 22.12.2008 г.).

5. Концепция долгосрочного социально- экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, раздел Концепция развития образования РФ до 2020г. (утверждена распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008г. №1662-р).

6. ФГОС начального общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009года № 373).

7. ФГОС основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 года № 1897).

8. ФГОС  общего образования обучающихся с умственной отсталостью (проект).

9. Письмо Минобразования РФ «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I - VIII видов»  от 04.09.1997 N 48 (ред. от 26.12.2000).

10. Инструктивное письмо Минобразования РФ от 26.12.2000 №3 «О дополнении инструктивного письма Минобразования России от 04.09.1999 № 48».

11. Письмо Министерства образования Российской Федерации «Об организации работы с обучающимися, имеющими сложный дефект» от 3 апреля 2003г. №27/2722-6.

12.Концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья/ Малофеев Н.Н., Никольская О.С., Кукушкина О.И., Гончарова Е.Л. от 10.05.2010г.

13. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».

14. Санитарно-эпидемиологические правила СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях», которые введены в действия 29 декабря 2010 года Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 года.

15. Федеральный базисный учебный план (Приказ Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».

16. Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» № 1015 от 30.08.2013г.

17. Устав ГКС(К) ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат № 10 VIII вида».

18. Учебный  план для обучающихся со сложными дефектами ГКС(К)ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 10 VIII вида»  на  2014-2015 учебный  год.

      19.  Программы специальных (коррекционных) образовательных Учреждений VIII вида для подготовительного, 1-4 классов (допущено Министерством образования и науки Российской Федерации) под редакцией  В.В.Воронковой, Москва, «Просвещение», 2010г.

   1.2. Методологические и концептуальные условия реализации рабочей программы по изобразительному искусству для обучающихся со сложными дефектами в 8 классе.

        Настоящая Программа составлена на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией доктора педагогических наук  В.В.Воронковой и авторской программы И.А. Грошенкова «Изобразительное искусство» для 2 класса – М.; «Просвещение», 2010г.

     Программа по предмету «Изобразительное искусство» для обучающихся со сложными дефектами 8 класса составлена с учётом особенностей познавательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья, направлена на разностороннее развитие личности учащихся, способствует их умственному развитию, содержит материал, помогающий обучающимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, трудовых навыков, который необходим им для социальной адаптации.

        Уроки изобразительного искусства проводятся 1 раз в неделю. Изобразительное искусство как школьный учебный предмет имеет важное коррекционно-развивающее значение и оказывает существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательные сферы, способствует формированию творческих способностей и развитию личности умственно отсталого ребенка со сложными дефектами, воспитанию у него положительных навыков и привычек.

        Структурно и содержательно программа по предмету «Изобразительное искусство» для обучающихся со сложными дефектами 8 класса составлена таким образом, что уровень сложности материала опирается на ранее полученные знания во время уроков ИЗО в 1-7 классах, уроков математики в 1-7 классах, уроков предметно- практической деятельности, конструирования, ручного труда в 1-4 классах, уроков развития устной речи  в 1 - 7 классах и  рассчитана на 34 часа в год, по 1 часу в неделю.

        Адресат: рабочая учебная программа по предмету «Изобразительное искусство» предназначена для обучающихся со сложными дефектами  8  класса   специальной (коррекционной) общеобразовательной школы  VIII вида.

        Срок реализации настоящей программы по предмету «Изобразительное искусство» - 1 учебный год.

         Соответствие государственному образовательному стандарту: рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» для обучающихся со сложными дефектами  8  класса   детализирует и раскрывает содержание ФГОС начального общего образования в образовательной области «Искусство», проекта ФГОС для ОВЗ (вариант D) в образовательной области «Искусство», определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета, в соответствии с целями изучения предмета «Изобразительное искусство».

       Цель – формирование духовной культуры личности, приобщение к общечеловеческим ценностям, овладение национальным культурным наследием.   

 Задачи предмета:

способствовать коррекции недостатков познавательной деятельности школьников путем систематического и целенаправленного воспитания и развития у них правильного восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов, их положения в пространстве;

находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие;

содействовать развитию у обучающихся аналитико-синтетической деятельности, умения сравнивать, обобщать;

ориентироваться в задании и планировать свою работу, намечать последовательность выполнения рисунка;

исправлять недостатки моторики и совершенствовать зрительно-двигательную координацию путем использования вариативных и многократно повторяющихся графических действий с применением разнообразного изобразительного материала;

дать обучающимся  знания элементарных основ реалистического рисунка, формировать навыки рисования с натуры, декоративного рисования;

знакомить обучающихся  с отдельными произведениями изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, воспитывать активное эмоционально-эстетическое отношение к ним;

развивать у обучающихся речь, художественный вкус, интерес и любовь к изобразительной деятельности.

          Для решения этих задач программой предусмотрены четыре вида занятий: декоративное рисование, рисование с натуры, рисование на темы, беседы об изобразительном искусстве.

Основополагающие принципы программы.

        В основу программы по предмету «Изобразительное искусство» для обучающихся со сложными дефектами  8  класса положены следующие принципы.

1. Тематический принцип планирования учебного материала;

2. Единство воспитания и образования, обучения и творческой деятельности обучающихся, сочетание практической работы с развитием способности воспринимать и понимать произведения искусства;

3. Система учебно-творческих заданий на основе ознакомления с народным декоративно-прикладным искусством;

4. Направленность на развитие у детей эмоционально-эстетического и нравственно-оценочного отношения к действительности;

5. Индивидуально - личностный подход к каждому ребенку со сложными дефектами.

2. Особенности организации учебной деятельности обучающихся со сложными дефектами.

Основные направления коррекционной работы по предмету:

- развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;

- формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);

- развитие пространственных представлений и ориентации;

- развитие высших психических функций.

Формы обучения:

 - урок, практическая работа.

- индивидуальная и фронтальные формы работы на уроке.

Методы обучения:

-словесные – рассказ, объяснение, беседа, информация;

-наглядные – наблюдение, демонстрация, просмотр;

-практические – рисование с натуры, декоративное рисование, упражнения, игры и творческие задания.

Технологии обучения: игровые, здоровьесберегающие; информационно-коммуникационные; технологии разноуровнего и дифференцированного подхода.

Типы уроков:

- актуализация знаний и умений;

- урок объяснения нового материала (урок первоначального изучения материала);

- комплексное применение знаний и умений;

- урок закрепления знаний, умений, навыков;

- выработка практических умений;

- обобщение и систематизация знаний и умений;

-комбинированный урок;

-нестандартные уроки (урок-игра, урок- творческая мастерская и др.)

Используются ТСО: видеофрагменты фильмов (DVD), компьютерные презентации, музыкальные композиции (ПК, магнитофон).

Система межпредметных связей.

             Обучение изобразительному искусству носит предметно – практическую направленность, тесно связано с другими учебными предметами:

  • развитием устной речи, предметными уроками, экскурсиями (рисование с натуры);
  •  чтением (рисование на темы);
  • математикой (рисование предметов, форм геометрических фигур);
  • письмом (прививаются графические навыки при штриховке и раскрашивании рисунка, развитие  мелкой моторики, зрительно- двигательной координации);
  • трудовым обучением  (умение анализировать свою работу и работу товарища, организация рабочего места).

Содержание рабочей программы

Рисование с натуры.

        Умение правильно размещать изображение на листе бумаги; различать и называть формы квадратных, прямоугольных, круглых и треугольных предметов; развивать умения замечать и передавать в рисунке квадратную и прямоугольную формы отдельных предметов; соблюдать пространственные отношения предметов; определять существенные признаки предмета, выявляя характерные детали путем расчленения относительно сложной формы; аккуратно раскрашивать рисунок, подбирая цветные карандаши в соответствии с натурой.

Декоративное рисование.

        Умение проводить от руки прямые линии, делить отрезок на равные части, развивать умения рисовать от руки основные геометрические фигуры и составлять из них узор в полосе, соблюдая чередование по форме и цвету; составлять узоры из растительных элементов в полосе, квадрате, круге; совершенствовать навык раскрашивания рисунка; равномерно накладывать штрихи без излишнего нажима в одном направлении, не выходя за контур; учить использовать в узорах красный, желтый, зеленый, синий, коричневый, оранжевый, фиолетовый цвета.

Рисование на темы.

        Умение передавать в рисунке основную форму знакомых предметов; развивать умения объединять эти предметы в одном рисунке; а также передавать пространственные отношения предметов и их частей.

Беседы об изобразительном искусстве.

        Развитие умения узнавать в иллюстрациях персонажей народных сказок, называть действующих лиц; называть и дифференцировать цвета. Знакомство с иллюстрациями к народным сказкам (иллюстрации художников Ю.Васнецова, В.Ватагина, Е.Чарушина и др.). 

4. Планируемые результаты освоения обучающимися со сложными дефектами  предмета «Изобразительное искусство» в 8 классе.

Характеристика обучающихся со сложными дефектами.

          Всегда  существовала и остаётся актуальной проблема социализации детей с ограниченными возможностями здоровья со сложными дефектами в развитии, проблема их подготовки к самостоятельной жизни.  На занятиях они учатся организовывать своё рабочее место, правильно сидеть за партой (столом), управлять самим собой, анализировать и контролировать свои выполненные работы, а в последующем и  поступки, учатся работать в группах, в коллективе. Умение анализировать и контролировать свои поступки  способствует воспитанию чувства собственного достоинства, а значит, и социализации личности.  У детей со сложными дефектами формируется чувство прекрасного, воспитываются эстетические способности.  

        В 8 «В» классе обучается  6 человек. По возможностям обучения обучающиеся в классе делятся на  3-4 группы/ уровня.

Группа/

уровень

Возможности обучающихся

со сложными дефектами

Ф. И.

обучающегося

I  группа/

уровень

Достаточно успешно обучаются в классе. В ходе обучения эти дети испытывают небольшие трудности.  Они в основном понимают фронтальное объяснение учителя, неплохо запоминают изучаемый материл, с незначительной помощью могут сделать элементарные выводы и обобщения.

II группа/ уровень

Их отличает меньшая самостоятельность в выполнении всех видов работ, они нуждаются в помощи учителя, как активизирующей, так и организующей. Перенос знаний в новые условия их в основном не затрудняет. Но при этом ученики снижают темп работы, допускают ошибки, которые могут быть исправлены с незначительной помощью. Объяснения своих действий у учащихся II группы недостаточно точны, даются в развернутом плане с меньшей степенью обобщенности.        

III группа/ уровень

Усваивают программный материал, нуждаясь в разнообразных видах помощи (словесно-логической, наглядной и предметно-практической). Успешность усвоения знаний, в первую очередь, зависит от понимания детьми того, что им сообщается. Для этих учащихся характерно недостаточное осознание вновь сообщаемого материала (правила, теоретические сведения, факты). Им трудно определить главное в изучаемом, установить логическую связь частей, отделить второстепенное. Им трудно понять материал во время фронтальных занятий, они нуждаются в дополнительном объяснении. Их отличает низкая самостоятельность. Темп усвоения материала у этих учащихся значительно ниже, чем у детей, отнесенных ко II группе. Несмотря на трудности усвоения материала, ученики в основном не теряют приобретенных знаний и умений могут их применить при выполнении аналогичного задания, однако каждое несколько измененное задание воспринимается ими как новое. Это свидетельствует о низкой способности учащихся данной группы обобщать из суммы полученных знаний и умений выбрать нужное и применить адекватно поставленной задаче. В процессе обучения в некоторой мере преодолевают инертность. Значительная помощь им бывает нужна главным образом в начале выполнения задания, после чего они могут работать более самостоятельно, пока не встретятся с новой трудностью. Деятельность учеников этой группы нужно постоянно организовывать, пока они не поймут основного в изучаемом материале. После этого школьники увереннее выполняют задания и лучше дают словесный отчет о нем. Это говорит хотя и о затрудненном, но в определенной мере осознанном процессе усвоения.

IV группа/ уровень

Они нуждаются в постоянном контроле и подсказках во время выполнения работ. С заданием справится  могут при помощи учителя. Связи, отношения, причинно- следственные зависимости ими  осмысливаются частично. Поэтому необходимо решать следующие задачи: корригировать произвольное, непроизвольное внимание; развивать связную устную речь; развивать слуховой анализатор; развивать мелкую моторику кистей рук. Прививать навыки общения, умение контролировать свои поступки. 

Критерии оценки достижения обучающихся со сложными дефектами.

Оценка устных ответов.

           Устный опрос является одним из методов учета знаний, умений и навыков обучающихся со сложными дефектами. При оценке устных ответов по изобразительному искусству принимаются во внимание:

а) правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения изученного материала;

б) полнота ответа;

в) умение практически применять свои знания; последовательность изложения и речевое оформление ответа.

      Оценка «5» ставится ученику, если он обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя обосновать, самостоятельно сформулировать ответ, привести необходимые примеры; допускает единичные ошибки, которые сам исправляет, умело пользуется речевым материалом. Умеет рассматривать произведения изобразительного искусства, рассказывать о содержании картины или другого произведения искусства; определяет эмоциональное состояние изображенных на картине персонажей, умеет высказывать свое отношение к произведению искусства, свое мнение; о нем (что больше всего понравилось, чем понравилось). Умеет находить нужную информацию и пользоваться ей. Умеет отличать виды искусства.

       Оценка «4» ставится, если ученик даёт ответ, в целом соответствующий требованиям оценки «5», но допускает неточности примерами и исправляет их с помощью учителя; делает некоторые ошибки в речи; Умеет рассматривать произведения изобразительного искусства, рассказывать о содержании картины или другого произведения искусства с помощью учителя; определяет эмоциональное состояние изображенных на картине персонажей, но не умеет высказывать свое отношение к произведению искусства, свое мнение. Умеет находить нужную информацию и пользоваться ей при помощи учителя. Умеет отличать виды искусства по наводящим вопросам.

        Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы , но излагает материал недостаточно полно и последовательно; допускает ряд ошибок в речи; затрудняется самостоятельно ответить на вопросы и делает это с помощью учителя; нуждается в постоянной помощи учителя при нахождении нужной информации. Плохо отличает виды искусства по наводящим вопросам.

Оценка практических, самостоятельных работ.

         Оценка «5» ставится, если ученик самостоятельно выполняет работу, умело пользуется приёмами, выполняет правильную последовательность при выполнении работы. Умеет пользоваться навыками на практике, создавая работу без опоры на оригинал.  Работа на листе расположена правильно, выполнена аккуратно. Умеет пользоваться инструментами.

        Оценка «4» ставится, если ученик выполняет работу в целом соответствующей с оценкой «5», но нарушает правильную последовательность при выполнении работы и при помощи учителя (по наводящим вопросам) восстанавливает последовательность выполнения работы. Работа на листе расположена правильно, выполнена аккуратно.

Умеет пользоваться инструментами. Имеют место случаи неправильного выполнения приёмов на практике.

       Оценка «3» ставится, если ребёнок не умеет пользоваться навыками на практике, создаёт работу с опорой на оригинал.  Работа на листе расположена не правильно, выполнена не аккуратно. Перед ребёнком находится план выполнения работы. Если ребёнок пользуется шаблонами (если это не предусмотрено программой). Выполняет работу с помощью учителя. Нарушает правильную последовательность при выполнении работы.

 Основные требования к уровню подготовки обучающихся по предмету:

         

 К концу учебного года обучающиеся должны  уметь:

  • свободно, без напряжения проводить от руки линии в нужных направлениях, не поворачивая при этом лист бумаги;
  • ориентироваться на плоскости листа бумаги и в готовой геометрической форме в соответствии с инструкцией учителя;
  • использовать данные учителем ориентиры и в соответствии с ними размещать изображение на листе бумаги;
  • закрашивать рисунок цветными карандашами, соблюдая контуры изображения, направление штрихов и равномерный характер нажима на карандаш;
  • рисовать от руки предметы округлой, прямоугольной и треугольной формы;
  • понимать принцип повторения или чередования элементов в узоре;
  • различать и знать названия цветов;
  • узнавать в иллюстрациях персонажей народных сказок, проявлять эмоционально-эстетическое отношение к ним.

5. Перечень учебно-методического, материально- технического обеспечения по предмету «Изобразительное искусство».

5.1. Учебно-методическое обеспечение.

Наименование

материала

Серия

Издательство

1.

Наглядно - дидактическое пособие «Инструменты домашнего мастера»

Серия «Мир в картинках»

Издательство «Мозаика-Синтез»

2.

Набор геометрических тел

-

-

3.

Обучающая игра-лото «Предметы и явления окружающего мира»  (48 фишек)

-

Издательство «Стеллар»

4.

Обучающие карточки для детей и взрослых «Пальчиковый театр» (рассказываем и показываем сказки)

Серия «Весёлые уроки»

Издательство

 «У - Фактория»

5.

Развивающая игра «Предметы и контуры»

Серия  игра «Забавы в картинках»

Издательство «Весна - дизайн»

6.

Картинный материал по теме «Осень»

Серия «Фронтальные логопедические занятия по развитию речи»

Издательство «ГНОМ и Д»

7.

Картинный материал «Осень в картинках»

Серия «Знакомство с окружающим миром и развитие речи»

Издательство «ГНОМ»

8.

Картинный материал «Зима в картинках»

Серия «Знакомство с окружающим миром и развитие речи»

Издательство «ГНОМ»

9.

Картинный материал «Дорожные знаки  в картинках»

Серия «Знакомство с окружающим миром и развитие речи»

Издательство «ГНОМ»

5.2. Материально- техническое обеспечение.

    5.2.1. ТСО:

• Ноутбук.

• Магнитофон.

• DVD - диски.

    5. 2. 2. Предметы для натуры:

• Ветка рябины.

• Предметы цилиндрической формы, кастрюля, кружка.

• Игрушки: автобус, грузовик, экскаватор.

• Расписные тарелки.

• Часы настольные, песочные, настенные, будильник.

• Раскладная пирамидка.

• Бумажный стаканчик.

• Столярные и слесарные инструменты.

• Скворечник.

• Настольная лампа.

Муляжи овощей и фруктов.

Природный материал.

Вымпелы.

Геометрические фигуры, шаблоны.

Календари, открытки, плакаты. Конструктор.

Иллюстрации:

• Иллюстрации картин известных художников.

• Иллюстрации с изображением сказочных избушек.

• Иллюстрации с изображением изделий городецких  мастеров.

• Иллюстрации с изображением изделий мастеров Хохломы, мастеров  Гжели.

• Иллюстрации с изображением городского транспорта.

• Иллюстрации с изображением декоративно -прикладного искусства  мастеров: вышивки, кружев, керамики, столярных изделий.

5.3. Литература.

 1. Воронкова  В.В. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида 1-4 классы.-М.: Просвещение, 2010г.

  2. Грошенков И.А. Уроки рисования в I – IV классах вспомогательной школы. – М.: Просвещение, 1989.

  3. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. «Нетрадиционные уроки в начальной школе» (часть 2), Воронеж, «ТЦ «Учитель», 2004г.

  4. Неменский  Б. М. ИЗО и художественный труд; 1-4 классы. - М.: Просвещение, 2003г.

  5. Неменский  Б. М. ИЗО и художественный труд: 1 -8 классы. - М.: Просвещение. 2003г.

  6. Обучение учащихся I – IV классов вспомогательной школы: (Изобразительное искусство и др.).

  7. Соколова Г.М. «Воспитание чувств» (методические материалы к урокам  ИЗО), Ставрополь, «СКИУУ», 1992 г.

 

                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа 5 класс для детей со сложным дефектом

Рабочая программа создана для учащихся 5 класса для детей со сложным дефектом....

Рабочая программа по предмету «Цветоводство» в 5 классе для детей со сложным дефектом.

Адаптированная программа по предмету «Цветоводство» предназначена для учащихся 5 класса со сложным  дефектом и рассчитана на один учебный год. На уроках решаются  следующие задачи:- про...

рабочая программа по развитию речи в 6 классе для детей со сложным дефектом

данная программа предназначена для работы с глубоко умственно отсталыми детьми....

Адаптированная рабочая программа по физике для детей с ОВЗ ( 6 класс)

Адаптированная рабочая программа по физике для детей с ОВЗ (6 класс)...

рабочая программа по химии для детей с ОВЗ 9 класс

программа для индивидуального образования...

Рабочая программа по математике для детей с ОВЗ, 5 класс ФГОС

Пояснительная записка и календарно-тематическое панирование на 2021-2022 учебный год....